Играем на музыкальных инструментах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Играем на музыкальных инструментах



Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием:

- моделирование инструментов (балалайка, гитара, барабан, свирель) из пластилина, с учетом формы, составных частей по нарисованному образцу;

- изготовление самодельных шумовых музыкальных устройств из подручных материалов;

- воспроизведение неординарных звучаний (шумов), подчеркивающих ритм, акценты в музыке (хруст яблока, шуршание листа бумаги, хлопки, топот, «цокот» языка, и т.д.) на фоне звучания музыки,

- использование ансамблевой игры, направленной на слаженность звучания, последовательное включение в процессе музицирования.

В качестве примера

П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка».

У детей в руках по яблоку или по кусочку яблока.

Во время звучания первой части дети легко покачиваются, сидя на стульчиках или на полу, как будто плывут в лодочке, облизывают языком верхнюю губу, оставляя неподвижной нижнюю челюсть (упражнение для языка, гортани, губ, челюсти способствуют формированию артикуляционного аппарата и речи).

Во второй части пьесы, со сменой темпа, одновременно под музыку, с затакта, на сильную долю, откусывают кусочек и быстро жуют в темпе музыки, повторяют действие при повторении фразы второй раз.

Если педагог может сам исполнить эту пьесу, необходимо во второй части выделить цезурой звучание сильной доли, чуть задержав затакт.

 

Поем и играем в музыкально-психологические игры.

По аналогии с содержанием программы для 3 лет продолжать:

- использовать музыку как способ позитивно воздействовать на эмоциональное состояние у детей (в том числе в процессе их адаптации в детском саду), на рост их познавательной потребности: музыкальные занятия (включая специальные игры); занятия продуктивной деятельностью (фон); музыкальное сопровождение режимных моментов (советы по подбору музыкальных произведений – в «Методических рекомендациях»).

 

Способствовать повышению уровня работоспособности группы, улучшая эмоциональное состояние детей за счет использования:

- подвижных игр с психологической составляющей, усиливая воздействие за счет музыкального сопровождения;

- релаксирующих упражнений в конце игры:

1) упражнений на переменное напряжение и расслабление всего тела, лежа на спине, животе, сидя на корточках;

2) пластической импровизации;

3) элементов пассивного массажа (поглаживания, пощипывания, растирания пальцев рук, усиленно - подушечек и ногтевых пластин, ладоней, ушных раковин).

 

Использовать упражнения на фокусировкуглаз («глазодвигательные»).

Использовать игры на сочетание артикуляционных и глазодвигательных упражнений (движения языка и глаз).

В качестве примера

Музыкальное сопровождение «Сладкая греза» или «Старинная французская песенка» П.Чайковского.

Упражнение «Язычок на прогулке».

Голова прямо, взгляд вперед, язык спрятан.

Зафиксировав прямое положение головы, ребенок не спеша поворачивает язык сначала в одну сторону, затем в другую сторону, вверх, вниз.

Добавляется движение глаз, скоординированное с движением языка.

Затем язык поворачивается в противоположную от движения глаз сторону (принцип выполнения упражнения по «методу замещающего онтогенеза» А. В. Семенович).

 

Использовать игры с голосовой имитацией, способствующие устранению голосовых зажимов. Подбор игр осуществляется с учетом особенностей личности ребенка: застенчивые, гипервозбудимые («Эхо» «Чей голос?», «Похожие слова», «Ручеек»).

В качестве примера

Музыкальное сопровождение«Пастораль», «Весна», «Осень» Г. Свиридов.

Ребенок удерживает двумя руками предмет на расстоянии вытянутой руки (в дальнейшем согнутой в локте), под счет педагога под музыку перемещает в разных направлениях, отслеживая движение глазами, не поворачивая головы. Во время перемещения прислушивается к звучанию, сопровождая голосом музыкальные фразы (глиссандо):

Мы посмотрим высоко (высокие звуки);

Мы посмотрим низко (низкие звуки);

Мы посмотрим далеко (играть тихо Р);

Мы посмотрим близко (играть громко F).

 

Активизировать речевые способности детей с помощью пальчиковых игр с ритмичными движениями пальцев под музыку.

В качестве примера

С. Рахманинов «Итальянская полька», И. Штраус «Трик-трак»

Варианты пальчиковых упражнений:

1.Соединять по очереди указательный, средний, безымянный, мизинец с большим пальцем, одновременно и попеременно на обеих руках (дети изменяют порядок по показу педагога).

2. Выполнять скрещивающие движения указательного, среднего, безымянного, мизинца с помощью наложения одного пальца на другой («Краб» по Т.Н. Ланину) поочередно на обеих руках.

3. Имитировать движения насекомых (червяков, бабочек), сгибая пальцы в фалангах (поочередно по одному, все вместе).

Думаем и играем под музыку

Создать предпосылки (возможность) опосредованного формирования музыкального мышления во время слушания, исполнения музыки.

Обращать внимание детей, как музыка иллюстрирует события в мультипликационных фильмах, передает характер персонажей.

Использоватьво время музыкальных игр в качестве сопровождения колыбельные, плясовые песни, вокальную и инструментальную музыку, таким образом опосредованно знакомить с различными жанрами в музыке.

Знакомить (опосредованно) с музыкальной формой построения произведения, учить отмечать момент смены частей, повторение, окончание музыкальной фразы в игре:

- ритмические, подвижные игры («Земля – небо», «Морковка – капустка»);

- игры с музыкальным сопровождением.

Изменять ритмические задания при смене частей. Побуждать детей отмечать аплодисментами, шумом (топать, хлопать, играть на шумовых инструментах и т.д.) окончание звучания.

 

В качестве примера

М. Глинка «Марш Черномора » (фрагмент).

1 часть. Дети двигаются под музыку, чередуя медленный, грузный, топающий шаг и короткие перебежки (темп двигательных упражнений изменяется одновременно с изменениями темпа в музыке).

2 часть. Дети выполняют круговые движения руками (колдуем) внизу, вверху, в стороны стоя на месте (положение рук изменяется в зависимости от регистрового звучания).

3 часть. Повторить движения 1 части.

 

Учить различать музыкальные тембры в играх с музыкальным сопровождением:

- использовать иллюстрации музыкальных инструментов (по внешнему виду);

- подражать игре на духовых, ударных, струнных (по звукоизвлечению);

- слушать записи вокальной музыки (мужские, женские).

В качестве примера

М. Глинка «Попутная песня» (бас), С. Прокофьев «Болтунья» (сопрано).

 

Учить передавать простые ритмические рисунки по заданию педагога движениями рук, ног, корпуса, с помощью линий (красками, мелками) во время слушания и исполнения музыки(«Повтори за мной», «Хлопки и хлопочки», «Ритм в кругу», «Линеечки»).

Ожидаемые результаты

1. Мотивирован и активен на занятиях.

2. Проявляет доброжелательность по отношению к другим детям в группе.

3. Может высказываться в отношении характера музыки (веселой, грустной), отражать эмоциональное состояние музыки с помощью ритмических движений, с помощью рисунка.

4. Может показать общее направление движения мелодии пластикой рук, корпуса, в графике рисунка.

5. Реагирует на изменения темпа, динамики, регистра звучания музыки изменением движений.

6. Передает элементарную ритмичность в основных танцевальных движениях под музыку.

7. Проявляет активность, интерес к ранее звучавшим и узнаваемым произведениям, через импровизацию в песне, танце, игре на шумовых музыкальных инструментах.

8. Допевает, ритмично интонируя окончания фраз в песнях.

9. Различает тембры музыкальных инструментов по способу звукоизвлечения (духовые, ударные, струнные), вокальные тембры (мужские, женские).

10. Исполняет несложные музыкальные пьесы соло и ансамблем, на ударных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубны, самодельные музыкальные устройства).

 

 

Лет

(Старшая группа)

 

Возрастные особенности музыкального развития (с учетом сенситивного периода)

1. Восприятие характера музыки становится более эмоциональным, расширяется умение выразить собственное отношение: словами, пластикой, жестами, мимикой.

2. Развивается способность воспринимать музыку более сложных форм.

3. Совершенствуются музыкально-сенсорные способности:

- ребенок может различать тембр, динамику на слух;

- укрепляется вокально-слуховая координация, усиливается слуховой самоконтроль;

- развито чувство лада (различает мажор, минор);

- продолжает развиваться динамический слух (важно: в физиологическом развитии барабанная перепонка тонкая – музыка не должна быть громкой и продолжительной по времени звучания).

4. Укрепляются голосовые связки, увеличивается диапазон голоса, наиболее удобный диапазон для пения фа-си первой октавы (Н.А. Метлов).

5. Улучшается координация движений.

6. Совершенствуется чувство ритма: ребенок способен в процессе пения и слушания музыки воспринимать простые ритмические рисунки (сочетание восьмых и четвертных длительностей), сложные ритмы (пунктирный ритм, синкопы, триоли, квинтоли).

8. Увеличивается объем музыкальной памяти, совершенствуется способность узнавать знакомые мелодии из ряда звучащих произведений.

 

Приоритетно

Возможность совершенствования умений и навыков в процессе исполнительства.

 

(ЗНАЧОК ВНИМАНИЕ!)

1. Все виды и формы работы, которые были приведены ранее для трех- и четырехлетнего возраста сохраняются.

2. Обновляется и расширяется репертуар для слушания и исполнительства.

3. Появляется возможность изменить подход в слушательской и исполнительской деятельности:

- уменьшается роль подражательного характера выполнения заданий;

- приветствуется проявление инициативы, творческой активности со стороны детей;

- используется детальный подход, уточнения в характеристике развития музыкального образа, его изменений;

- реализуются творческие задачи, связанные с более осознанным восприятием музыки;

- уделяется особое внимание одаренным детям: углубление и расширение содержания в области развития специальных музыкальных способностей (на усмотрение педагога).

- подключается новой вид деятельности электронное музыкальное творчество (осуществляется при наличии технического ресурса в ДОУ).

4. Усложняется материал для организации ритмической деятельности за счет введения «базовых упражнений сенсомоторного взаимодействия» по «методу замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович), адаптированных к занятиям музыкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.016 с.)