Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Используемые технологии в контексте настоящей программы отражаются в первую очередь в особой структуре музыкального занятия.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вариант 2 Содержание психолого-педагической работы опирается на фундаментальные исследования в этой области: Л.С. Выготского (значение воображения в осуществлении творческой деятельности); Б.М. Теплова (о необходимости развития музыкальности у детей в процессе воспитания и обучения); Н.А. Ветлугиной (музыкальное воспитание детей дошкольного возраста); О.П. Радыновой (подход к формированию слушательской культуры детей на основе классического репертуара); Д.Б. Кабалевского (подход к нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами музыки); А. В. Семенович (модель сенсомоторного развития в методе замещающего онтогенеза; значение нейропсихологической коррекции в детском возрасте).
Цели Формирование музыкальной культуры ребенка как части художественной и общей культуры личности; реализация духовно-творческого потенциала и развитие потребности к самовыражению через музыку; сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья ребенка средствами музыки.
Основные задачи 1. Формирование и развитие музыкальности («единство эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупность взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей», Б.М. Теплов). 2. Формирование и развитие потребности к самостоятельной музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, сочинительской). 3. Формирование и совершенствование элементарных исполнительских умений (пение, танец, элементарное музицирование). 4. Социализация ребенка в условиях ДОУ средствами сопровождения музыкой. 5. Развитие креативности в процессе приобщения к музыкальному творчеству («сочинительство»).
Особенности программы
· Главный акцент – на исполнительство и музыкальное творчество. · Установка на пропорциональное соотношение классического и современного репертуара. При этом в репертуаре, рекомендуемом для слушания, преобладает классика (русские и зарубежные композиторы), а в репертуаре для исполнительства – музыка детских композиторов и народная музыка. · Особая структура музыкального занятия. · В содержании работы выделяется несколько составляющих (содержательных блоков): «Слушаем музыку и двигаемся под нее», «Поем и двигаемся», «Играем на музыкальных инструментах», «Поем и играем в музыкально-психологические игры», «Думаем и играем под музыку» (с 4 лет), «Играем на электронных музыкальных инструментах» (с 5 лет), «Знакомимся с музыкальной грамотой» (с 6 лет), «Используем музыкальные компьютерные программы» (с 6 лет). · Яркая социальная и психологическая направленность. · Сенсомоторное развитие в процессе музыкально-ритмической деятельности. · Высокая степень интеграции с речевой и продуктивной деятельностью. · Электронная музыка как компонент программы (на усмотрение педагога). · ИКТ как компонент программы (на усмотрение педагога). · Наличие значительного потенциала для саморазвития и профессионального роста педагогов. Рекомендуемый вариант структуры занятия
(ЗНАЧОК ВНИМАНИЕ!!!) Примеры «Экспозиции» Года Вводная ходьба с музыкальным сопровождением, отражающая образные характеристики предметов и персонажей (в зависимости от тематики).
Лет Логоритмические упражнения (см. ниже, в «Содержании работы»). Музыкально-ритмические упражнения на сенсомоторную координацию: ̶ пальчиковые игры, ̶ элементы пассивного массажа, ̶ упражнения на растяжку мышц, ̶ глазодвигательные упражнения, ̶ дыхательные упражнения, ̶ ползания, ̶ прыжки. Элементы пассивного массажа; упражнения на растяжку мышц, глазодвигательные и др. Элементы кинезиологической гимнастики (в том числе с мячом) под музыкальное сопровождение. Подготовка вокального артикуляционного аппарата к пению: - упражнения для связок, на артикуляцию, дыхание; - упражнения с элементами театрализации (игры с подвижной мимикой и активной жестикуляции). Включение в систему песенных и других упражнений основных средств музыкальной выразительности. «Разработка» (эффективное развитие темы)
По аналогии сонатной формой, столкновение основных образов, кульминация в развитии музыкальных тем.
Если в «Экспозиции» главный акцент делается на двигательную, сенсомоторную составляющую содержания занятия, то в «Разработке» он переносится на формирование и развитие музыкальности, психологическую и эмоциональную составляющие.
Могут использоваться рекомендуемые ниже тематические блоки, при этом в процессе раскрытия тем сочетаются различные виды музыкальной деятельности. Примеры «Разработки» Года Слушание и восприятие. Подпевание (в том числе элементы сольного пения – в игре). Элементарное музицирование (в том числе на самодельных музыкальных устройствах): - знакомство со способами игры на простейших музыкальных инструментах (самодельные, шумовые, металлофон); - имитация игры; - ритмическая импровизация. Музыкально-психологические (в том числе ролевые) игры. Лет Пение. Музыкально-литературные инсценировки с элементами вокальной импровизации. Интерактивное общение на темы искусства, в том числе – музыки и творчества выдающихся музыкантов и композиторов. Активное знакомство (в игре) с основными музыкальными жанрами и стилями. Элементарное (более осмысленное и организованное на другом уровне) музицирование на простейших музыкальных инструментах (самодельные, шумовые, металлофон). Музыкальное «сочинительство» (см. ниже: «Содержание работы»). На усмотрение педагога – знакомство с элементами основ музыкальной грамоты. На усмотрение педагога – активное знакомство (в игре) с элементами электронного музыкального творчества. На усмотрение педагога – игры с использованием ИКТ (музыкально-образовательный ресурс).
«Реприза» ЗНАЧОК ФАКУЛЬТАТИВНО (раскрытие темы в дополнительных ракурсах через другие виды деятельности)
В сонатной форме реприза выводит темы на новый уровень развития, подводит итоги и готовит к развязке, финалу. Реприза (предполагает максимально возможную реализацию интегративного принципа) – завершающий этап занятия.
Примеры «Репризы» Лет (на разном уровне) Иллюстрация прозвучавших на занятии музыкальных тем: - рисование; - моделирование и конструирование. - коллажирование с использованием природных материалов, ароматических пищевых ингредиентов (безопасных), красок для рисования, цветной бумаги, пластилина. Работа «мастерской» по изготовлению самодельных звукоустройств. Упражнения на релаксацию, элементы пассивного расслабляющего массажа. Упражнения на развитие фантазии и воображения (реализация музыкально- творческих идей). Сюжетное «сочинительство». (ТАНЯ, ЗДЕСЬ ГИРЕРССЫЛКА НА РАЗДЕЛ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ). Содержание психолого-педагогической работы Года (Младшая группа) Возрастные особенности музыкального развития (с учетом сенситивного периода) 1. Сохраняется (по отношению к раннему возрасту) эмоционально-образное восприятие музыки. 2. Эмоциональная отзывчивость проявляется преимущественно в подражательности. 3. Формируется ладовое чувство – ощущение ладовых тяготений в музыке (устойчивые, неустойчивые звуки). 4. Развивается чувство музыкальной формы (ребенок может определить окончание звучания музыкального фрагмента, фразы, части). 5. Появляется способность к осмысленной вокализации. 6. Наиболее удобный диапазон для пения ми - си первой октавы (Н.А. Метлов). 7. Певческое дыхание все еще короткое. 8. Сохраняются трудности в произношении свистящих, шипящих, сонорных звуков (важно учитывать при подборе репертуара). 9. Появляется элементарная ритмичность – способность синхронизировать движения с ритмической пульсацией в музыке.
Приоритетно: - мягкое и последовательное введение детей в мир музыкальных звуков; - особенно гибкое варьирование содержания занятий (подбор репертуара, двигательных упражнений и игр в зависимости от настроения детей, от их психоэмоционального состояния.
Слушаем музыку и двигаемся под нее
Вызывать проявления двигательной активности в процессе музыкальных занятий. С этой целью использовать упражнения, связанные с перевоплощением, в которых передается характер или разыгрывается сюжет.
Побуждать ребенка: - воплощать характер музыкального образа в ритмическом движении(образы с различным характером движений и способом перемещения: пчелка, мышка, медведь и др.); - подбирать соответствующую музыкальному образу игрушку, иллюстрацию, элемент маскарадного костюма.
Раскрывать образ в словесной характеристике с опорой на понятия, близкие ребенку: - радостный, грустный, тревожный (эмоции, сопереживание); - добрый, злой, нежный, ласковый (характеры); - колючий, гладкий, шершавый, шероховатый, мягкий (тактильные свойства).
Учить различать произведения контрастного музыкального содержанияи передавать эти различия через движение и танец (использовать произведения лирического и плясового характера: детские народные потешки, запевки, заклички).
Применять приемы пассивного массажа во время пения, звучания музыки (русские народные песни «Веточка», «Ласковое солнышко»).
Развивать способность различать тембры голосов струнных и духовых инструментов (в процессе звучания музыкального произведения):
- учить определять музыкальные и немузыкальные звуки (использовать музыкальные произведениярусской и зарубежной классики с имитацией голосов птиц, животных, звуков природы); - предлагать детям для прослушивания русские народные песни, потешки, детские песни с имитацией голосов птиц, животных, звуков природы; во время слушания дети подражают звукам природы, голосам животных, совместно с педагогом имитируют их движения (как стучит дятел, как прыгает зайка, лает собака и т. д.), возможно подпевание окончаний музыкальных фраз.
В качестве примеров К. Дакен «Кукушка». Ребенок закрывает лицо ладошками и слушает музыку. На звуки, имитирующие голос кукушки, раскрывает ладони, попадая в ритм музыки, выглядывает и поет «ку-ку».
В. Витлин «Лесная песенка» Золотило солнышко лес, лес (поднимаем руки). Всюду, всюду слышится стук, стук, стук (оттягиваем уши, как будто прислушиваемся к стуку).
Выполнять упражнения на развитие общей моторики (с музыкальным сопровождением) с ускорением, замедлением движения: - шаг по кругу; - бег на носочках; - ходьба и бег с высоко поднятыми коленями; - ходьба вперед и назад (спиной); - бег по возвышенным поверхностям. (Используются ленты, флажки, колокольчики.)
В качестве примера К. Дискин «Смешные человечки» («Игры и упражнения для дошкольников», О.А. Новиковская) Текст песни: Бежали мимо речки смешные человечки, Забежали на мосток и с мосточка в речку, скок! Дети поочередно пробегают по лавочке и с окончанием музыкальной фразы спрыгивают, имитируя прыжок в воду. Выполнять упражнения на развитие сенсомоторной координации(с музыкальным сопровождением): - ползать по лавочке (тяг вперед руками); -ползать на животе (по-пластунски); -ползать на четвереньках; -ползать боком; - ходить на коленях. Предварительно давать образную характеристику движения («червячки», «плющ» и др.).
В качестве примера Дети под музыку двигаются по кругу: - как старушка (неспешно, с опорой на воображаемую палочку); - как уставший человек (расслабив корпус, руки, голову); - как маленький человечек (присев на корточки); - как высоченный человек (на цыпочках, вытянув шею); - как худой человек (втянув живот, максимально выпрямив спину, подняв плечи); - как толстый человек (чуть раскачиваясь, «надув» живот, слегка отклонив корпус, выпятив грудь).
Учить синхронизировать движения в соответствии с музыкой: ритмические остановки с окончанием звучания музыкального сопровождения; подскоки на акцентах в музыке, игры с мячом и т.д.
В качестве примера Дети двигаются хаотично, проходя через центр музыкального зала, как если бы они были: - стеклянными (на носочках, в напряжении, стараясь ни к кому не прикасаться, чтобы «не разбиться»); - каменными (топая, шагая тяжело, медленно, значительно); - пушинками (легкий бег на носочках врассыпную, в завершении медленно опускаются на пол); - водичкой (расслабленные волнообразные движения корпусом и головой; дети идут полуприседая; при соприкосновении, не касаясь друг друга руками, тянутся головой и корпусом друг к другу, будто сливаясь). Поем и двигаемся Побуждать детей к тому, чтобы в процессе звучания песен начать подпевать. Использовать с этой целью озвученные игрушки, передающие голоса живой и неживой природы (животные, солнышко, машинки, самолетики и др.), а также иллюстрации с изображением персонажей из текстов песен.
В качестве примера Дети, сидя на корточках с иллюстрациями солнышка в руках, подпевают педагогу и медленно, одновременно с пением, поднимают картинку вверх. Произносят слова песни радостно, выразительно. На вторую фразу опускаются и прячутся за картинку; сочетают пение и обычную речь (звездочкой отмечены слова, которые произносят дети). Утром солнышко встает, улыбается, поет! Вечером устало, спряталось*, пропало*.
Формировать элементарные навыки вокальной и речевой выразительности: - позволить детям во время подпевания самостоятельно играть (баловаться, импровизировать) на простейших музыкальных инструментах или устройствах (например, на погремушке); - выполнять логоритмические упражнения: сочетать пение и движение (шаги, хлопки).
С помощью игр раскрывать возможности звукообразования и голосоведения: - использовать прием пения глиссандо вверх, вниз (любой гласный звук), использовать метафоры (как будто самолет летит, как будто ракета); - на основе логопедических упражнений с музыкальным сопровождением учить правильному звукоизвлечению, формировать голосовой аппарат (нижняя челюсть опущена, небо мягкое, язык прижат). Пропевать гласные звуки, «петь» звуки [к], [г], [х], имитируя различные голоса (эхо, ветер, вой волка).
В качестве примера Дети сидят на полу по кругу, перекатывая друг другу кочан капусты; озвучивают его движение, пропевая любой, на их выбор, гласный звук - глиссандо (у-у-у; а-а-а; и-и-и), в конце стараются отломить листок от кочана, сопровождая это действие многократным повторением звука [к]. Предупреждать или снимать барьер перед процессом пения, раскрепощать голосовые связки ребенка с помощью специальных музыкальных игр (мычание коровы, лай собаки – с наклоном вниз, обеспечивающим сжатие диафрагмы).
Способствовать синхронизации голоса и движения в процессе работы над артикуляцией: - использовать при разучивании песен элементы кинезиологической гимнастики; - использовать при разучивании песен ритмические упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения с мячом; - сочетать пение и рисование цветными мелками – при чередовании движений руки, держащей мелок: плавных (в том числе круговых), отрывистых (дети берут мелок по очереди в правую и в левую руку).
В качестве примера А. Филиппенко «Курочка». Дети поочередно сжимают мяч руками и синхронно, ритмично произносят текст: Вы*шла* ку*роч*ка* гу*лять* Све*жей* трав*ки* по*щи*пать*. (Моменты сжатия мяча обозначены звездочкой.)
Развивать навыки интонационной выразительности в процессе исполнения песен: педагог использует дирижерский жест, дети – пластическое интонирование (сопровождают направление движения мелодии движением руки или корпуса). Постепенное усложнение проявляется в изменении тональности (транспонирование) и темпа речи. В качестве примера Игра «Киска». Дети разбиваются на пары. Дети в паре по очереди поглаживают руку друг друга, пропевая на одной ноте: «Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись! Наша деточка пойдет. Через киску, упадет! Брысь!» Поется сначала ласково и нежно, в конце – коротко, резко. На слове «Брысь!» в конце песенки хлопают по руке партнера, который должен успеть отдернуть руку до хлопка. Продолжение игры. Дети поют песню, изменяя интонацию в зависимости от трактовки образа киски: толстая кошка, маленький, голодный, ласковый котенок, дети в роли ведущих могут быть добрыми, заботливыми, ворчливыми и т.д.
Знакомить с музыкальным инструментом, используя с этой целью имеющиеся в распоряжении педагога различные музыкальные инструменты, как объектом звукоизвлечения(форма, материал, составные части): ̶ рассматривание инструментов или их изображений и по аналогии украшение, разрисовывание их бумажных (плоских или объемных) моделей; ̶ моделирование самодельных шумовых музыкальных устройств из подручных материалов (одноразовая посуда, крупа, камешки, ракушки, веники и др.); ̶ осваивание навыков игры на этих самодельных устройствах; ̶ осваивание навыков игры на простейших ударных (дети шумят) и духовых (дети свистят) инструментах; ̶ воспроизведение ритмического рисунка, заданного педагогом (ритм отбивается ладошками) на шумовых музыкальных инструментах (самодельных или простых ударных); ̶ импровизирование под музыку на шумовых музыкальных инструментах. В качестве примера Поем на одной ноте стихотворение С. Маршака «Кошкин дом». Во время исполнения песни дети иллюстрируют, дополняют звуковой образ пожарного колокола («Динь-дон, динь-дон») звоном колокольчиков. Ожидаемые результаты 1. Мотивирован и активен на музыкальных занятиях. 2. Выражает чувство радости, демонстрирует увлеченность и эмоциональную отзывчивость в процессе музыкальной деятельности. 3. Проявляет доброжелательность, помогает другим детям на музыкальном занятии. 4. Выражает с помощью ритмических движений свое эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения. 5. Реагирует на изменение звучания музыки изменением движений. 6. Способен интонировать один-два звука в пределах терции. 7. Подпевает (фрагментарно) во время звучания песен, умеет подстраиваться к голосу педагога. 8. Способен в основном передать несложный ритмический рисунок с помощью погремушки, бубна, треугольника. Года (Средняя группа) Вариант 1 Дети с воображаемым рулем двигаются по кругу, уточняем, на чем они едут, какого цвета, какой марки их автомобиль, новый он или старый, в зависимости от описания дети изменяют характер движений. Дети подпевают в процессе движения пению педагога, имитируют различные звуки: гудки (би); скрип колес (иа); звук торможения (щ-щ); шум двигателя (м, пх, дзынь) и т.д. Во время смены темпа в музыкальном сопровождении, дети ускоряются и бегут по внешнему кругу. С остановкой музыки садятся на стульчики, как будто приехали в гараж. Вариант 2 Игрушечные машинки расставляются по кругу на расстоянии. Дети, во время звучания музыки (медленная часть) катают игрушечные машинки змейкой, передвигаясь на четвереньках по намеченной траектории, удерживая ее то правой, то левой рукой. В конце занятия («реприза») можно использовать творческое задание: украшаем бумажную модель машинки, при помощи пластилина, кружочков из самоклеящейся бумаги разного цвета и диаметра; доклеиваем фары, колеса, подбираем наиболее подходящий цвет и размер кружочков.
Поем и двигаемся Поддерживать интерес к песенной музыке. С этой целью использовать музыкальные игры, игрушки (куклы, мягкие игрушки, открытки, шкатулки и др.), побуждать детей прислушиваться к их звучанию, подпевать звучащей песенке.
Формировать элементарные навыки вокальной и интонационной выразительности: - разыгрывать короткие инсценировки с песенными диалогами, отражающими нормы этикета (приветствие, прощание, извинение, выражение просьбы о чем- либо); - организовывать вместе с детьми «игрушечные» концерты, используя элементы кукольного театра (мягкие игрушки, машинки, куклы выступают в роли артистов, дети озвучивают своих героев). В качестве примера Фрагмент мюзикла по мотивам сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» В качестве музыкального сопровождения – музыка К. Дебюсси «Кукольный кекуок». Дети под музыку разыгрывают сцену прихода гостей, передавая походкой, мимикой, жестами характеры персонажей (Свинья, Курица, Петух, Коза, Козел, котята). Подробные рекомендации и сценарий в «Методическом пособии».
Развивать интонационную чуткость: - петь с детьми русские народные потешки, заклички(«Ау, аукаем», «Гули»); - инсценировать детские народные песни с гаммообразным движением мелодии («Села муха на варенье», «Иванушка простота»); - петь с детьми детские короткие песни, показывать мелодическую линию рукой (пластическое интонирование), в рисунке («Колыбельная» Е. Тиличеева, «Весенняя» А. Филиппенко).
Способствовать раскрытию природного тембра голоса у детей, увеличивать объем дыхания, синхронизировать пение (голосоведение) и рисование (линии длинные, короткие);
Визуализировать процесс пения с помощью музыкальных игр («Клубочек», «По дорожке», «Повтори за мной» (примеры некоторых игр даны в сборнике «Игры и упражнения для дошкольников» О.А. Новиковской). Использовать ленты, веревки, мячи.
Петь и обыгрывать с детьми русские народные песни, написанные в форме докучных сказок (пение «на одном дыхании»). В качестве примера Русская народная докучная сказка «Медведь» (Фонохрестоматия С. Железнова «Азбука-потешка»)
Пошел медведь к броду, Сел на колоду, *Бултых в воду!
Уж он* мок, мок, мок, Уж он* кис, кис, кис, *Вымок,*выкис, *вылез, *высох Сел на колоду,* бултых в воду!
Дети ползут от стульчиков на первую строчку вперед, на вторую – пятясь назад (переставляют синхронно движения рук и ног в соотношении правая рука – левая нога, левая нога – правая рука), садятся на стульчик, раскачиваясь из стороны в сторону, в предпоследней строчке свободно произносят текст с каждым словом: «вымок» – встают, «выкис» – садятся на стул, «вылез» – встают, «высох» – садятся на стул, в конце песенки падают на пол. На первом этапе разучивания песни педагог поет с цезурами для вовлечения детей в процесс пения в конце строк (звездочкой* отмечено вступление детей). Далее возможно исполнение детьми всей песни.
Использовать фоновую музыку для создания спокойной обстановки.
Способствовать естественному звучанию голоса ребенка во время звуковой имитации: - озвучивать пластические этюды («Дождик», «Ветерок», «Море»), имитируя звучание с помощью гласных, шипящих согласных звуков. - учить говорить детей шепотом и громко, выразительно, но без напряжения («Эхо»«Кукушка»», «Гром и тишина»).
В качестве примера Стихи Л. Хереско «Море и небо». Вот из темных вод поднимается с волною кашалот... А вокруг тепло, светит солнышко, Стайки птичек летят в вышину… Ночью звездочки, днем ни облачка, Ветерок чуть качает волну… Но кашалоту все равно, Он уплывает на дно. Произносим текст нараспев, усиливая звучание голоса, а затем постепенно затихая. Передаем через пластику характер образов.
Способствовать формированию правильного звукопроизношения у детей с помощью артикуляционных упражнений («Трубочка-улыбочка», «Птенчик», «Шарик»).
В качестве примера Упражнение «Курочка и цыплята» («Русские народные наигрыши»). Дети слушают звучание в оркестре рожков и свирели. Во время звучания рожков вытягиваем губы в трубочку, имитируем голос курочки: «Ко-ко-ко», показываем ритм указательным пальцем (грозим пальчиком). На звучании свирели губы – в улыбке, дети поют на слоги, имитируя голос цыпленка: «Пи-пи-пи». Думаем и играем под музыку Создать предпосылки (возможность) опосредованного формирования музыкального мышления во время слушания, исполнения музыки. Обращать внимание детей, как музыка иллюстрирует события в мультипликационных фильмах, передает характер персонажей. Использоватьво время музыкальных игр в качестве сопровождения колыбельные, плясовые песни, вокальную и инструментальную музыку, таким образом опосредованно знакомить с различными жанрами в музыке. Знакомить (опосредованно) с музыкальной формой построения произведения, учить отмечать момент смены частей, повторение, окончание музыкальной фразы в игре: - ритмические, подвижные игры («Земля – небо», «Морковка – капустка»); - игры с музыкальным сопровождением. Изменять ритмические задания при смене частей. Побуждать детей отмечать аплодисментами, шумом (топать, хлопать, играть на шумовых инструментах и т.д.) окончание звучания.
В качестве примера М. Глинка «Марш Черномора » (фрагмент). 1 часть. Дети двигаются под музыку, чередуя медленный, грузный, топающий шаг и короткие перебежки (темп двигательных упражнений изменяется одновременно с изменениями темпа в музыке). 2 часть. Дети выполняют круговые движения руками (колдуем) внизу, вверху, в стороны стоя на месте (положение рук изменяется в зависимости от регистрового звучания). 3 часть. Повторить движения 1 части.
Учить различать музыкальные тембры в играх с музыкальным сопровождением: - использовать иллюстрации музыкальных инструментов (по внешнему виду); - подражать игре на духовых, ударных, струнных (по звукоизвлечению); - слушать записи вокальной музыки (мужские, женские). В качестве примера М. Глинка «Попутная песня» (бас), С. Прокофьев «Болтунья» (сопрано).
Учить передавать простые ритмические рисунки по заданию педагога движениями рук, ног, корпуса, с помощью линий (красками, мелками) во время слушания и исполнения музыки(«Повтори за мной», «Хлопки и хлопочки», «Ритм в кругу», «Линеечки»). Ожидаемые результаты 1. Мотивирован и активен на занятиях. 2. Проявляет доброжелательность по отношению к другим детям в группе. 3. Может высказываться в отношении характера музыки (веселой, грустной), отражать эмоциональное состояние музыки с помощью ритмических движений, с помощью рисунка. 4. Может показать общее направление движения мелодии пластикой рук, корпуса, в графике рисунка. 5. Реагирует на изменения темпа, динамики, регистра звучания музыки изменением движений. 6. Передает элементарную ритмичность в основных танцевальных движениях под музыку. 7. Проявляет активность, интерес к ранее звучавшим и узнаваемым произведениям, через импровизацию в песне, танце, игре на шумовых музыкальных инструментах. 8. Допевает, ритмично интонируя окончания фраз в песнях. 9. Различает тембры музыкальных инструментов по способу звукоизвлечения (духовые, ударные, струнные), вокальные тембры (мужские, женские). 10. Исполняет несложные музыкальные пьесы соло и ансамблем, на ударных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубны, самодельные музыкальные устройства).
Лет (Старшая группа)
Возрастные особенности музыкального развития (с учетом сенситивного периода) 1. Восприятие характера музыки становится более эмоциональным, расширяется умение выразить собственное отношение: словами, пластикой, жестами, мимикой. 2. Развивается способность воспринимать музыку более сложных форм. 3. Совершенствуются музыкально-сенсорные способности: - ребенок может различать тембр, динамику на слух; - укрепляется вокально-слуховая координация, усиливается слуховой самоконтроль; - развито чувство лада (различает мажор, минор); - продолжает развиваться динамический слух (важно: в физиологическом развитии барабанная перепонка тонкая – музыка не должна быть громкой и продолжительной по времени звучания). 4. Укрепляются голосовые связки, увеличивается диапазон голоса, наиболее удобный диапазон для пения фа-си первой октавы (Н.А. Метлов). 5. Улучшается координация движений. 6. Совершенствуется чувство ритма: ребенок способен в процессе пения и слушания музыки воспринимать простые ритмические рисунки (сочетание восьмых и четвертных длительностей), сложные ритмы (пунктирный ритм, синкопы, триоли, квинтоли). 8. Увеличивается объем музыкальной памяти, совершенствуется способность узнавать знакомые мелодии из ряда звучащих произведений.
Приоритетно Возможность совершенствования умений и навыков в процессе исполнительства.
(ЗНАЧОК ВНИМАНИЕ!) 1. Все виды и формы работы, которые были приведены ранее для трех- и четырехлетнего возраста сохраняются. 2. Обновляется и расширяется репертуар для слушания и исполнительства. 3. Появляется возможность изменить подход в слушательской и исполнительской деятельности: - уменьшается роль подражательного характера выполнения заданий; - приветствуется проявление инициативы, творческой активности со стороны детей; - используется детальный подход, уточнения в характеристике развития музыкального образа, его изменений; - реализуются творческие задачи, связанные с более осознанным восприятием музыки; - уделяется особое внимание одаренным детям: углубление и расширение содержания в области развития специальных музыкальных способностей (на усмотрение педагога). - подключается новой вид деятельности – электронное музыкальное творчество (осуществляется при наличии технического ресурса в ДОУ). 4. Усложняется материал для организации ритмической деятельности за счет введения «базовых упражнений сенсомоторного взаимодействия» по «методу замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович), адаптированных к занятиям музыкой.
Поем и двигаемся
Поддерживать интерес к песенному творчеству в интеграции с другими видами деятельности (театральной, изобразительной, танцевальной).
Учить во время пения: - бережному отношению к своему голосу; - пению без напряжения голосовых связок; - контролю над осанкой и позой во время пения; - продолжительному и объемному певческому дыханию (с помощью упражнений для развития и укрепления дыхательного аппарата). В качестве примера Упражнение «Задуть свечу». Глубоко вдохнуть, следя за вдохом (надуть живот), а затем активно выдохнуть, «задув свечу» широко открытым ртом или направленным потоком воздуха (живот втянуть).
Использовать дыхательные упражнения, способствующие увеличению диапазона голоса. В качестве примера Упражнение «Имитации». Наклонившись вперед, руки опущены вниз, нижняя челюсть расслаблена, произносить на выдохе звук, имитирующий мычание коровы. Во время звукоизвлечения усиливать звук.
Исполнять на музыкальном инструменте различные ритмы, давая игровые задания: - придумать созвучные ритму слова; - подобрать созвучные ритму карточки-картинки (с этой целью можно использовать карточки с ритмическим рисунком, карточки- картинки со словами из игры-лото «Соло на ладошках: ритм в словах» – Автор: Т. Липнева, Е. Борисова, издательство: Ребус, 2009 г.); - сочинить слогоритмы.
В качестве примера (некоторые варианты слогоритмов по методике В.В. Кирюшина): - Квинтоль (5) –«Та -ра-кан-та-ка»; - триоль(3) – «Нэ -нэ-н»; - синкопа – «мы Е -дем» - нота с точкой (четверть с точкой и восьмая) – «Жу-у ль-ка»; - нота с точкой (восьмая с точкой и шестнадцатая) «Зай -ка». Произносить слогоритмы и прохлопывать их по заданию педагога (выделенные слоги произносятся с ударением).
Развивать мелодический слух, в том числе звуковысотный (координация слуха и голоса): - петь с детьми народные песенки, потешки, прибаутки («Медведь», «Села муха…», «Наша горка», «Котенька», «Савка и Гришка»). - петь с детьми гласные звуки, слоги, звукоряд в последовательности 1-5 ступени вверх, вниз с показом последовательности движения мелодии каждой рукой отдельно, обеими руками синхронно, чередуя руки; - использовать песенки-распевки («Мы перебегали берега», «Мы по ступенькам вверх бежим…» ),совершенствуя навыки напевного, канителенного исполнения мелодии. Дополнять исполнение: - игровыми движениями; - инсценировкой песенки; - импровизированной игрой на шумовых музыкальных инструментах (бубны, трещотки, тарелки, ложки, треугольник, колокольчики). Развивать вокальную и речевую выразительность у детей, совершенствовать исполнительскую эмоциональность, в основе которой выразительность мимики, жестов, позы во время пения.
В качестве примера Песня Я. Дубравина «Добрый день» (фрагмент). Встало солнце рано – рано: «Добрый день!» (улыбнуться, легкий наклон головы; звук радостный, светлый); Обучать навыкам сольного пения с сопровождением и без него, развивать навыки ансамблевого пения: - петь в унисон, группами по 2–3 человека; - петь по цепочке; - петь одновременно.
Думаем и играем под музыку Создавать условия для опосредованного формирования музыкального мышления детей во время слушания и исполнения музыки: - предлагать рисовать под музыку: во время звучания музыкального фрагмента учить насыщать плотность цвета, изменять цветовую палитру в зависимости от динамических, ладовых, темповых изменений; - использовать театрализованные игры: демонстрировать понимание изменения общего движения мелодии, темпа, динамики, ритма («Обезьянка», «Дирижер»); - использовать ритмические музыкальные игры-викторины для развития понимания жанровых особенностей музыки (марш, песня, танец). В качестве примера «Найди с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.012 с.) |