Цель: Познакомить детей с составом оркестра струнных



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: Познакомить детей с составом оркестра струнных



Ход занятия

Дети входят под фонограмму классической музыки и занимают свои места.

Педагог.

Альт, контрабас, виолончель –

В оркестре дружная артель.

Басы их скрипка разбавляет,

Она как будто бы летает.

 

С чудесной легкостью она

Высокие берет тона

И голосит, как птица, звонко,

Звуча пронзительно и тонко.

 

Откуда мощь она берет,

На вид хрупка, А ТАК ПОЕТ?!

Артель её боготворит

И уважительно басит.

Педагог: Ребята, вот такое замечательное стихотворение написал поэт про семейство смычковых. Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее. Почему их называют семьей? Что у них общего?

Дети отвечают.

Педагог. Как вы думаете, какой инструмент из этого семейства самый старший, младший, хрупкий, добрый?

Дети отвечают и обосновывают свои ответы.

Педагог.Ребята, однажды под Новый год я услышала разговор музыкальный инструментов. Вот о чем они говорили.

Сказал однажды контрабас:

- Имею я волшебный бас,

Он необычный, непростой,

Он нужен музыке любой.

 

Четыре толстые струны

Басить в мелодии должны.

Пусть тяжело мое звучанье,

Есть в звуках низких обаянье.

 

Пропела тут виолончель:

- А у меня густая трель,

Мой голос, словно рокот волн,

Несущий в даль морскую челн.

 

Как ты¸ дружище контрабас,

В звучании я имею бас,

Но в высь, за скрипкой, я стремлюсь

И нот высоких не боюсь.

 

В беседу скромный альт вступил,

Достойно он проговорил:

- В звучании я не так высок,

Басит порой мой голосок.

 

Зато я скрипки брат родной,

Сестра моя гордится мной.

Я звуки скрипочки люблю

И с нею в унисон пою.

 

Молчала скрипка до сих пор,

Но тут вступила в разговор:

- Прекрасны все мы и равны,

Все граждане одной страны.

Педагог:Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто оказался самым мудрым инструментом?

Дети: Скрипка.

Педагог: А почему?

Дети: Потому что она не спорила и не хвасталась. Хвастаться не хорошо.

Педагог. Как называется страна, гражданами которой являются музыкальные инструменты?

Дети: Страна музыкальных инструментов.

Педагог: Правильно. И как в каждой волшебной стране, там очень любят сказки. Вот и вам предлагаю послушать одну из них.

Три музыкальных медведя и Машенька

«Трио музыкальных медведей! Каждый вечер на арене цирка»! – такие афиши были расклеены по всему городу. Все билеты были раскуплены за одни день.

Машеньке и её маме не повезло, они не смогли купить билеты.

- Мама, я лучше всех играю на скрипке в музыкальной школе. Неужели я не увижу знаменитое трио медведей? – расстроилась девочка.

- Что делать, дочка? Я не успела купить билеты, - вздохнула мама. Говорит, что папа – медведь Михайло Косолапыч играет на контрабасе, мама Матрена Потаповна – на виолончели, Мишутка - на скрипке.

Ночью, когда мама уснула, мама отправилась в цирк. Она тихонечко проскользнула мимо охранника и вошла в помещение цирка. Машенька долго бродила по коридорам и , наконец, увидела табличку на двери: «Музыкальные медведи».

Девочка вошла в комнату и включила свет. Возле стены стояли два футляра, один огромный, другой чуть поменьше. Еще один маленький футляр лежал рядом на столе. Медведей не было видно.

«Наверное, они спят в другой комнате», - подумала девочка и открыла самый большой футляр. Она с трудом вытащила тяжелый контрабас и ущипнула самую толстую струну. Контрабас загудел рубым, фальшивым басом.

«Ой, я забыла прикрутить шпиль к корпусу», - вспомнила Машенька.

Девочка потянулась за металлическим шпилем и чуть не уронила контрабас на пол. Он взревел, словно зверь. Машенька оставила контрабас и открыла футляр поменьше. Она прикрутила шпиль к корпусу и взяла смычок. Виолончель заскрипела, словно пила. Машенька положила виолончель на пол рядом с контрабасом и достала из маленького футляра скрипочку. Скрипка в её руках запела пронзительно и звонко. Тут Машенька услышала за дверью топот медведей, бросила скрипку и юркнула под стол.

- Кто достал мой контрабас и оставил его на полу? – заревел медведь.

- Кто трогал мою виолончель и не положил её на место? – зарычала медведица?

- Кто взял мою скрипочку и играл на ней? – заплакал Мишутка. Он подошел к столу и увидел краешек платья девочки.

- Мама, папа, под столом кто-то сидит! – закричал Мишутка.

Машенька выскочила из-под стола, но Михайло Косолапыч загородил дверь и зарычал:

- Говори, зачем пришла, безобразница?

- Я хотела услышать, как вы играете. А билетов в цирк не было, - пролепетала девочка.

- Папа, мама, давайте сыграем для этой девочки, - вдруг предложил Мишутка.

Все ещё сердито ворча, папа поднял свой контрабас, мама – виолончель, а мишутка взял в руки скрипку.

Контрабас загудел солидным басом, виолончель запела мягким, глубоким голосом, а скрипочка веселилась, звенела, издавая голосистые тонкие трели.

Ночной сторож заглянул в комнату, но Михайло Косолапыч сердито зарычал: «Здесь репетиция!», и сторож исчез. Медведи играли долго. Машенька хлопала в ладоши так, что они заныли. Но настала пора прощаться. Машенька обняла медведей и . сдерживая слезы проговорила:

- Больше всего на свете я мечтаю выступать в цирке.

- Папа, мама, давайте возьмем эту девочку в нашу труппу. Пусть она играет на альте, - умоляюще произнес Мишутка.

- А наш квартет назовет «Машенька и три медведя», - согласились мама и папа.

Скрипка

Футляр мне мама подарила,

Я с радостью его открыла.

Под бархатистым покрывалом

Там мирно скрипочка дремала.

 

А к скрипке тоненький смычок

Прижался, будто бы сынок.

Колки у скрипочки как ушки,

Блестят на маленькой макушке.

 

Четыре светлые струны

Слегка различной толщины

Натянуты на ушки эти,

Изящней скрипки нет на свете.

 

Я скрипку нежно подняла,

К струне смычок поднесла,

И… даже страшно описать,

Принцесса стала скрежетать.

 

Мне сразу стало так тоскливо,

Как жизнь порой несправедлива.

Но рядом мамочка стояла,

Она тихонько прошептала:

 

«С задачей справиться не смог

Неопытный сынок – смычок.

Научиться он в школе петь,

И прекратит тогда скрипеть!»

Педагог.

-Ребята, вот мы прослушали сказку и стихотворение о струнных инструментах. Как они назывались?

Ответы детей.

Педагог.

-В каждом из этих произведений музыкальные инструменты жили в своих футлярах. Как вы думаете, почему музыкальные инструменты необходимо переносить в футлярах?

Ответы детей.

Педагог.

- На следующие занятие, ребята, я прошу вас нарисовать футляры для различных музыкальных инструментов, и по футляры мы с вами догадаться, какой инструмент лежит в них.

 

Занятие № 9

Тема: «Душа арфы»

Цель: Познакомить детей с музыкальным инструментом – арфой.

Ход занятия

Дети под фонограмму классической музыки входят в зал и занимают свои места.

Арфа

На ней играют не смычком,

Звук извлекается щипком.

Как струи, струны шелестят,

Каскадом сказочным звенят.

 

Восходят ввысь, назад плывут,

Куда-то за собой влекут.

Подобно шепоту волны,

Глубоких тайн они полны.

 

У арфы ласковый напев,

Спокойный, равный, нараспев.

Излечит боль любую в миг

Её таинственный язык.

Звучит фонограмма звучания арфы.

Педагог:Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным инструментом. Его звучание сравнивается с волшебным всплеском волны. Называется этот инструмент – арфа. Арфа похожа на большое крыло бабочки, на которое натянуто множество струн. Арфа – это женский инструмент, потому что звучание арфы такое же нежное и ласковое, как женщина. Послушайте прекрасную сказку, о том, как возникла арфа.

Душа арфы

Стоял посреди моря остров, окруженными неприступными скалами. Случилось так, что полюбила дочь морского царя молодого охотника с острова.

- Зачем ты, дочь моя, смотрела на этого юношу? – грозно спросил царь морской.

- Я случайно увидела его на берегу. Ветер развевал его золотые кудри, и я глаз не смогла отвести, - ответила русалка.

- Зачем ты, дочь мя, слушала этого юношу? – снова спросил морской царь.

- Он пел такие красивые песни о любви, что я заслушалась, - ответила русалка.

- Ты – русалка, и не сможешь жить с человеком, - грустно сказал морской царь.

- Я умру без него, батюшка, - ответила русалка.

Тогда отпустил морской царь дочку на остров. Русалка дождалась, когда молодой охотник появился на берегу, выплыла из моря и призналась юноше в своей любви.

Засмеялся охотник в ответ и сказал:

- Я люблю красавицу из нашей деревни и любовь русалки мне не нужна.

Окаменела от горя русалка и опустилась на дно морское. Уложил морской царь дочку на ложе из жемчуга и позвал морских целителей, но они ничем помочь не смогли.

Тогда гневно крикнул морской царь:

- Пусть проклятый юноша сам узнает неразделенную любовь!

Страшный шторм семь дней и семь ночей бушевал вокруг острова. А когда сильный шторм утих, все жители острова, кроме юноши разучились любить.

Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес он в подарок своей любимой девушке.

- Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, - сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.

- Подарок я возьму, но что такое любовь? – спросила девушка.

- Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.

- Значит, любовь - это болезнь? – усмехнулась красавица.

- Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы!

- Прыгай, если тебе так угодно, равнодушно ответила девушка.

Тогда юноша прыгнул в море и опустился на дно морское прямо в то место, где лежала на ложе из жемчуга русалочка. Увидела русалочка любимого юношу и ожила. Рассказала молодому охотнику обо всем, что случилось, и предложила ему вместе с ней во дворце у морского царя жить.

- Ты сама без любви не смогла жить, а меня по твоей милости любви лишили, - горько воскликнул юноша. – Нет, не будет мне здесь счастья.

Долго думала русалка, что теперь делать, и однажды сказала юноше.

- Ложись спать. Пока ты спишь, я твой охотничий лук превращу в музыкальный инструмент один диковинный, о любви поющий, арфу сладкозвучную. Когда проснешься, возьми эту арфу и поднимайся наверх. Вложи арфу в руки своей любимой девушке. Заиграет она на ней и вспомнит свою любовь.

Уснул юноша, а русалка вынула из своего сердца струны любви и натянула их на лук юноши. Так лук юноши превратился в арфу. Юноша взял арфу. Юноша взял арфу, вынырнул на берег и в свою деревню пошел. Принес он арфу своей любимой девушке и попросил провести пальцами по струнам, тронули пальцы девушки струны арфы, и полились нежные переливчатые звуки. Музыка обволакивала девушку и наполняла её грудь сладкими, нежными чувствами.

- Почему мое сердце бьётся так быстро? Почему мне хочется поцеловать тебя? – прошептала девушка.

- Музыка арфы вернула тебе любовь, - обрадовался юноша.

С тех пор играют девушки на арфах. Перебирают они струны, и поет арфа о любви и о море; о том, как морской ветер шевелит золотые волосы влюбленных и играет барашками морских волн.

Педагог: Вот, ребята, мы прослушали чудесную сказку о любви морской деву и простого юноши. Давайте, мы с вами немного пофантазируем и представим что мы - морские владыки. Какие бы инструменты мы взяли для своего королевского оркестра?

Ответы детей.

Педагог:ребята, а дома вы должны нарисовать мне морской музыкальный инструмент, выполненный из ракушки или морской звезды. А на следующем занятии мы рассмотрим с вами эти рисунки и посмотрим, кого из вас фантазия унесла далеко – далеко.

 

Занятие № 10



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.016 с.)