Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Популяризация данного проекта

Поиск

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему?

Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.

Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.

 

Краткое описание проекта

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада.

Всего в проект будут вовлечены 24 ребенка средне-старшей группы, их родители, музыкальный руководитель и два воспитателя.

Цель проекта

Через сказки, рассказы, игры и театрализованные представления научить детей творчески и нестандартно мыслить, а также дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Задачи:

1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

2. Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

3. Создавать необходимую предметно – развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Популяризация данного проекта

Будет осуществляться различными путями:

1. Через участие в смотре «Марафон образовательных проектов».

2. Через участие в педагогической олимпиаде для студентов и педагогов дошкольного и начального образования.

3. Через презентацию данного проекта для детей и родителей детского сада.

 

Оценка результатов

Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и на конец работы над проектом «Страна музыкальных инструментов»

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.

 

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 6 месяцев и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц).

На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно – информационная компания.

2 этап – основной (4 месяца).

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц)

Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

2. Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»

3. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

 

Оборудование и оснащение педагогического процесса

1. Подобрать фонотеку с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте.

2. Подобрать иллюстрированный материал.

3. Игровая деятельность: музыкально – дидактические игры.

 

 

 

 

Занятие № 1

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»

Цель: - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах;

- формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.

Ход занятия

Педагог:

- Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов. А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка.

Сегодня мы с вами посетим Город ударных инструментов. А чтобы лучше познакомиться с его жителями я вам прочту сказку.

 

«Ударная семья»

 

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан.

- Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

- Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.

- Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.

- Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.

- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

- Не шумите малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину – барабанщику, - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

- Трах-тах-тах – трещали трещотки.

- Трам-там-там – били барабанные палочки.

- Динь-дон! – звенел колокольчик.

- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

- Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны!

Педагог: Ребята, ну вот мы и прослушали сказку об ударных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.

Вопросы викторины

1. Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?

2. Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

3. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?

4. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

5. Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.

Занятие № 2

Ход занятия

Бубен

В цирке медвежонок пляшет

И задорно бубном машет,

Лапой по нему стучит,

Бубен радостно звенит.

 

Подошел к нему медведь,

Чтобы малышу подпеть.

В лапах тот же инструмент,

Удивительный момент.

 

Бубенцов бубновых звон

Слышится со всех сторон.

Бубен – это вам не шутка,

Молодцы у нас мишутки.

 

Ложки

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой

Сразу в пляс пойдет любой.

 

Ложки – пусть не фортепиано,

Но у них свое пиано,

Есть и форте, даже трели,

Как у струн виолончели.

 

Если виртуоз играет

Ложки будто бы летают.

Их в руках по три, по пять,

Трудно даже сосчитать.

 

Барабан

Я, конечно, не орган,

Я всего лишь барабан,

Но могу любые звуки

Я исполнить, были б руки.

 

Вот две палочки, держите,

По мембране постучите.

Слышите, как я пою?

Тишины я не люблю.

 

Если где-то марш, парад,

Послужить всегда рад.

Я даю сигналы к бою,

Я не плачу и не ною.

 

Дробь моя всех поднимает,

Ободряет, вдохновляет,

Даже в небольшом оркестре

Полноправный я маэстро.

Колокольчик

На моем велосипеде

Колокольчик есть из меди.

Служит он вместо звонка,

Слышен звон издалека.

 

Колокольчик – музыкант,

У него большой талант

Радость людям приносить,

Может он весь день звонить.

 

Пусть он кроха и юнец,

Колокол – его отец –

Музыкальный инструмент,

Нужен всем в любой момент.

 

Громко колокол поет,

В колокольнях он живет.

Людям музыка его

Ближе и родней всего.

Педагог: А, сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Песенка настроения».

Описание.

Разделить детей на подгруппы и раздать каждой группе по одному ударному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте музыкальное обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают настроение той или иной песенки.

Педагог: Ребята, наши музыкальные инструменты, как любые артисты очень любят, когда пишут их портреты. Давайте пройдет в наш уголок творчества, где у нас уже приготовлены листы белой бумаги и яркие цветные карандаши и нарисуем портрет понравившегося вам инструмента в образе веселого человечка, а музыка нам поможет придумать этот образ.

Занятие№3

Тема: «Легенда о барабане»

Ход занятия

Педагог. - Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….

«Легенда о барабане»

- Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.

- Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.

- Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.

В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.

- Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.

- Как мы узнаем, захотят ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.

- Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.

- Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?

Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо, придумает что - нибудь».

Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:

- Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.

Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.

Дед с удивлением спросил:

- Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?

Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.

- Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.

Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.

- Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.

Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.

- Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.

Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.

Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.

Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.

Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.

С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.

Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?

Ответы детей.

Педагог: В каких важных делах барабан помогал людям племени?

Ответы детей.

Педагог: Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала их ведерка и украсила его цветной самоклеющейся пленкой.

Занятие № 4

Тема: Духовые инструменты

Ход занятия

Дудочка играет

С виду дудочка простая,

Но звучаньем поражает:

В нем небесная лазурь,

Солнца лучик после бурь.

 

В нем звучание лесов

Под порывами ветров,

В нем последний вальс листвы,

Плеск ручья и песнь травы.

 

Спящих рек, озер дыханье,

Встречи в нем и расставанья,

В нем томление грустной ивы,

Птиц волшебные мотивы.

- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?

Дети: Дудочки, рожки, флейта…

Педагог: Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты, как труба, саксофон, фагот, а к народным духовым инструментам – жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которые нужно дуть воздух для того, чтобы они запели.

 

Свирель

Жил в селе пастух Андрейка,

На свирели жалейке

Он коровушкам играл,

Хор коровий подпевал.

 

Были у него коровы

Невредимы и здоровы.

Звуки их оберегали,

Злых волков, болезни гнали.

 

Все Андрейку уважали,

Угощали, ублажали,

Прославляли всем селом.

Слыл он лучшим пастухом.

 

- Без умения играть

Счастья стаду не видать.

Вам поклон, свирель с жалейкой, -

Говорил пастух Андрейка.

- Ребята, скажите пожалуйста, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?

Дети:

- Чтобы коровы слышали их звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.

Пед агог: А в каких еще профессиях людям помогали игра на музыкальном инструменте. Как вы думаете, а современные пастухи сейчас играют коровам на свирели или жалейке?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, давайте пофантазируем с вами и придумаем, на каких инструментах нужно играть барашкам, курочкам, козам, поросятам, чтобы они не болели и лучше служили людям?

 

Волынка

По селу певец идет,

Он в руках мешок несет,

На ходу на нем играет,

Трубкой звуки извлекает.

 

Монотонное звучанье,

Много в нем тоски страданья

Что же это за чудинка?

Музыкант несет волынку.

 

Как упруга и прочна,

Воздухом полна она.

Воздух этот – музыкальный,

Только слишком он печальный.

Ответы детей.

Педагог: Ребята, я хочу, чтобы вы дома придумали сказку, почему у волынки печальный голос, и нарисовали этот инструмент.

 

Занятие № 5

Тема: «Чья песня лучше?»

Ход занятия

Дети входят в зал под марш в исполнении духового оркестра и занимают свои места на банкетках.

Педагог: Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам сказку о споре духовых инструментов, кто же из них лучше. Может, вы поможете разрешить этот спор?

Чья песня лучше?

Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом – жалейка плачет жалобно, а её плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть, да деток потешать».

Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.

В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.

- Не смей, князь, моих слуг – музыкантов обижать! – молвила девушка певучим голосом.

- Я приказал запретить музыку и игры! А кто ты такая? – гневно закричал князь.

- Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, - ответила фея и растаяла.

Хотел князь что-то крикнуть, а не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставить сердце князя плакать, получит сто золотых».

Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.

- Я хочу на жалейке сыграть, - сказал один музыкант. – Её жалобная песня любого тронет.

- Хорошо, - ответил мастер, - вот тебе жалейка – деревянная удочка с дырочками. На конец этой дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил «пищик».

- А мне волынка больше нравится, заявил второй музыкант. – Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.

- Очень удобный инструмент – волынка – согласился мастер. – Сделал я её в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку можно воздух в мешок нагнетать, через другую – можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.

- Дайте мне свирель, её переливчатая музыка за душу берет, попросил третий музыкант.

- Возьми вот эту свирель, - предложил мастер. – Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой и прожег в ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной затычкой, только узенькую елку оставил для воздуха.

- Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? – спросил внук мастера.

- Все эти инструменты – духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, - ответил старик.

Пошли музыканты в замок, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался.

Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили.

Звучит отрывок песни жалейки. - Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел в сторону музыканта.

Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по Родине тоскует.

Звучит отрывок мелодии, исполняемой на волынке. - Слезинка выкатилась из глаз княгини, а князь даже голову не повернул.

Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Звучит отрывок песни свирели. - Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.

Тут заметила княгиня мальчика и попросила:

- А ты умеешь играть?

- Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, - ответил мальчик.

Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.

Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.

Педагог: Ребята, вот мы и прослушали сказку. Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?

Ответы детей.

Педагог: А на каком инструменте вы бы сыграли князю, чтобы оживить его сердце?

Ответы детей.

Педагог: Давайте мы с вами немного пофантазируем и придумаем рецепт музыкального лекарства, от которого сердце становится добрее.

Занятие № 6

Тема: «Музыка флейты»

Ход занятия

Голос флейты

Флейты тонкий голосок

Словно звонкий ручеёк,

Кормит вагой он поля,

И звенит в ответ земля.

 

Благодарно шепчут ивы,

Летний яркий луг красивый.

Птички радостно поют,

Звонкий щебет там и тут.

 

Громче флейты звук, сильней –

Заливается ручей,

Вторят братцу родники,

Вон доносятся с реки.

 

Тише флейточка звучит -

Ручеёк устал и спит

Тишина – он видит сон,

Замер флейты перезвон.

Педагог: Ребята, автор этого стихотворения сравнил звучание флейты с бегущим ручейком. Звучание каких инструментов, вам напоминает порыв ветра, шум дождя, звон ручья, шелест крыльев?

Ответы детей.

Волшебная флейта

Много разных инструментов продавалось в музыкальном магазине. В одном углу стоял важный черный рояль. В другом - жили гулкие барабаны, литавры и звонкие тарелки. На одних полках лежали скрипочки в своих бархатных футлярах и другие струнные инструменты. На других расположились свирели, флейты и трамбоны. Одна флейточка – темно – вишневая красавица с серебряными кнопками, красовалась на самом видном месте. Никто не знал, что красавица флейта дружит с мальчиком слугой. Когда мальчик протирал пыль на полках, он украдкой гладил красавицу, а та в ответ тихонько звенела. Больше всего на свете мальчик мечтал купить эту чудесную флейту, но она стоила слишком дорого.

- Дзинь – звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.

- Что желаете? – любезно произнес хозяин, увидев богатого покупателя.

- Мне нужна флейта, - ответил старик, - В детстве я мечтал стать флейтистом, а стал директором фабрики. Теперь у меня, наконец, появилось свободное время. Конечно, учиться музыке уже поздно, но я хочу купить у вас лучшую флейту в память о своей мечте.

- Мальчик, принеси нашу красавицу флейту, - приказал хозяин.

Мальчик расстроился, но послушно принес флейту. Старик спросил:

- Ты умеешь играть на флейте, мальчик?

- Что вы, я умею играть только на своей деревянной дудочке.

Мальчик вынул из кармана дудочку и поднес её к губам. Дудочка спела журчащую мелодию, и чудесная флейта еле слышно подпевала ей.

- Отлично! Теперь сыграй на флейте, - попросил старик. Мальчик поднес флейту к губам, и полилась переливчатая, сверкающая музыка. Старик и хозяин с удивление смотрели на мальчика, но сам он был удивлен не меньше.

- Это не я, - прошептал мальчик, - флейта сама поет, наверное, она волшебная.

Старик тут же купил красавицу флейту, заплатив за неё втридорога. Мелодия флейты звучала у него в голове целый день. Вечером старик не выдержал и отправился к учителю музыки. К своему удивлению, он встретил там мальчика из книжного магазина.

- Господин учитель, пожалуйста, дайте мне урок, - умолял мальчик.

- Твоих денег мало, мальчик, даже для одного урока, - ответил учитель.

- Я заплачу десять золотых монет, если вы научите меня играть на этой флейте, перебил мальчика богатый старик.

- Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель. – А ты дружок, обратился он к мальчику, приходи, когда накопишь денег.

Получив плату, учитель старался из всех сил. Прошел первый урок, второй…, десятый, но ничего не получалось. Однажды ночью старик долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но флейта лишь фальшиво свистела. Измучившись, старик задремал. Разбудила его волшебная музыка флейты. Старик открыл глаза и увидел прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.

- Кто вы? – прошептал старик.

Синие глаза строго смотрели на богача, и переливчатый голос прозвенел:

- Я фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.

Старик вскочил с дивана, но видение исчезло. Всю ночь старик думал о словах феи. Утром он пошел в музыкальный магазин

- Собирайся, сказал старик мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Я обо всем договорюсь и заплачу за твое обучение.

Старик устроил мальчика в музыкальное училище и отправился домой.

«Наконец-то моя флейта заиграет», - думал он по дороге. Но, увы! Раз за разом старик пытался извлечь из флейты мелодию, но она только фальшиво свистела. Вдруг слуга доложил, что к хозяину пришел мальчик с дудочкой.

- Пусть войдет, - пробормотал старик, наверное, пришел еще денег просить.

- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - мне хочется поблагодарить вас, и я сочинил для вас песенку. Вот послушайте.

Мальчик поднес к губам дудочку, но старик протянул ему свою флейту:

- Лучше сыграй свою песенку на флейте.

Мальчик поднес флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая мелодия, которая так понравилась старику в магазине.

Когда музыка смолкла, старик сказал:

- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.

- Что вы, господин. Я не могу принять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.

- Тогда давай меняться. Ты дашь мне свою дудочку, а я тебе – флейту, - предложил старик и насильно вложил в ладонь мальчика музыкальный инструмент.

Мальчик ушел, не чувствуя под собой ног от радости.

Вечером, собираясь спать, старик взял с дивана деревянную дудочку мальчика и поднес её к губам, и полилась прекрасная журчащая песенка…..

 

Педагог: Какая прекрасная сказка, и поучительная… Как вы думаете, дети, зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте от его характера? Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?

Ответы детей.

Педагог. Я хочу, ребята, чтобы волшебство этой сказки вошло в нашу жизнь. А для этого нужно нарисовать волшебную флейту из сказки. Мы соберем их все вместе и у нас получится чудесная книга.

Занятие № 7

Ход занятия

Струна

У струн таинственный язык,

На нем никто не пишет книг,

На нем никто не говорит,

Он в недрах музыки разлит.

 

Несет он счастье и покой,

Понятен он душе любой

Без перевода и без слов,

Прозрачен он и легче снов.

 

Он то волна, то солнца луч,

То серое скопление туч,

То ласковый весенний луг,

Он сокровенный сердца друг.

 

Звучащий мир – любви язык,

Он музыки волшебный лик.

Благословение струне,

Дарящей голос тишине.

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему язык струн понятен каждому?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ведь струны напевают музыку, а для того, чтобы понимать и восхищаться прекрасной музыкой – слова не нужны. А какие струнные музыкальные инструмент вы знаете?

Дети перечисляют: Скрипка, гитара, балалайка, виолончель, альт, контрабас, арфа…

Дети называют арфу, гусли.

Педагог: Гусли – старинный народный музыкальный инструмент, звучание которого покорило царицу морскую. Как звали исполнителя? (Садко).

Предлагаю вам немного пофантазировать и нарисовать жителей морского царства, а звучание гуслей поможет вам перенестись в сказку.

Занятие № 8

Ход занятия

Педагог.

Альт, контрабас, виолончель –

В оркестре дружная артель.

Басы их скрипка разбавляет,

Она как будто бы летает.

 

С чудесной легкостью она

Высокие берет тона

И голосит, как птица, звонко,

Звуча пронзительно и тонко.

 

Откуда мощь она берет,

На вид хрупка, А ТАК ПОЕТ?!

Артель её боготворит

И уважительно басит.

Педагог: Ребята, вот такое замечательное стихотворение написал поэт про семейство смычковых. Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее. Почему их называют семьей? Что у них общего?

Дети отвечают.

Педагог. Как вы думаете, какой инструмент из этого семейства самый старший, младший, хрупкий, добрый?

Дети отвечают и обосновывают свои ответы.

Педагог. Ребята, однажды под Новый год я услышала разговор музыкальный инструментов. Вот о чем они говорили.

Сказал однажды контрабас:

- Имею я волшебный бас,

Он необычный, непростой,

Он нужен музыке любой.

 

Четыре толстые струны

Басить в мелодии должны.

Пусть тяжело мое звучанье,

Есть в звуках низких обаянье.

 

Пропела тут виолончель:

- А у меня густая трель,

Мой голос, словно рокот волн,

Несущий в даль морскую челн.

 

Как ты¸ дружище контрабас,

В звучании я имею бас,

Но в высь, за скрипкой, я стремлюсь

И нот высоких не боюсь.

 

В беседу скромный альт вступил,

Достойно он проговорил:

- В звучании я не так высок,

Басит порой мой голосок.

 

Зато я скрипки брат родной,

Сестра моя гордится мной.

Я звуки скрипочки люблю

И с нею в унисон пою.

 

Молчала скрипка до сих пор,

Но тут вступила в разговор:

- Прекрасны все мы и равны,

Все граждане одной страны.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто оказался самым мудрым инструментом?

Дети: Скрипка.

Педагог: А почему?

Дети: Потому что она не спорила и не хвасталась. Хвастаться не хорошо.

Педагог. Как называется страна, гражданами которой являются музыкальные инструменты?

Дети: Страна музыкальных инструментов.

Педагог: Правильно. И как в каждой волшебной стране, там очень любят сказки. Вот и вам предлагаю послушать одну из них.

Скрипка

Футляр мне мама подарила,

Я с радостью его открыла.

Под бархатистым покрывалом

Там мирно скрипочка дремала.

 

А к скрипке тоненький смычок

Прижался, будто бы сынок.

Колки у скрипочки как ушки,

Блестят на маленькой макушке.

 

Четыре светлые струны

Слегка различной толщины

Натянуты на ушки эти,

Изящней скрипки нет на свете.

 

Я скрипку нежно подняла,

К струне смычок поднесла,

И… даже страшно описать,

Принцесса стала скрежетать.

 

Мне сразу стало так тоскливо,

Как жизнь порой несправедлива.

Но рядом мамочка стояла,

Она тихонько прошептала:

 

«С задачей справиться не смог

Неопытный сынок – смычок.

Научиться он в школе петь,

И прекратит тогда скрипеть!»

Педагог.

- Ребята, вот мы прослушали сказку и стихотворение о струнных инструментах. Как они назывались?

Ответы детей.

Педагог.

- В каждом из этих произведений музыкальные инструменты жили в своих футлярах. Как вы думаете, почему музыкальные инструменты необходимо переносить в футлярах?

Ответы детей.

Педагог.

- На следующие занятие, ребята, я прошу вас нарисовать футляры для различных музыкальных инструментов, и по футляры мы с вами догадаться, какой инструмент лежит в них.

 

Занятие № 9

Тема: «Душа арфы»

Цель: Познакомить детей с музыкальным инструментом – арфой.

Ход занятия

Арфа

На ней играют не смычком,

Звук извлекается щипком.

Как струи, струны шелестят,

Каскадом сказочным звенят.

 

Восходят ввысь, назад плывут,

Куда-то за собой влекут.

Подобно шепоту волны,

Глубоких тайн они полны.

 

У арфы ласковый напев,

Спокойный, равный, нараспев.

Излечит боль любую в миг

Её таинственный язык.

Душа арфы

Стоял посреди моря остров, окруженными неприступными скалами. Случилось так, что полюбила дочь морского царя молодого охотника с острова.

- Зачем ты, дочь моя, смотрела на этого юношу? – грозно спросил царь морской.

- Я случайно увидела его на берегу. Ветер развевал его золотые кудри, и я глаз не смогла отвести, - ответила русалка.

- Зачем ты, дочь мя, слушала этого юношу? – снова спросил морской царь.

- Он пел такие красивые песни о любви, что я заслушалась, - ответила русалка.

- Ты – русалка, и не сможешь жить с человеком, - грустно сказал морской царь.

- Я умру без него, батюшка, - ответила русалка.

Тогда отпустил морской царь дочку на остров. Русалка дождалась, когда молодой охотник появился на берегу, выплыла из моря и призналась юноше в своей любви.

Засмеялся охотник в ответ и сказал:

- Я люблю красавицу из нашей деревни и любовь русалки мне не нужна.

Окаменела от горя русалка и опустилась на дно морское. Уложил морской царь дочку на ложе из жемчуга и позвал морских целителей, но они ничем помочь не смогли.

Тогда гневно крикнул морской царь:

- Пусть проклятый юноша сам узнает неразделенную любовь!

Страшный шторм семь дней и семь ночей бушевал вокруг острова. А когда сильный шторм утих, все жители острова, кроме юноши разучились любить.

Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес он в подарок своей любимой девушке.

- Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, - сказал юноша и положил зверя к ногам возлюбленной.

- Подарок я возьму, но что такое любовь? – спросила девушка.

- Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.

- Значит, любовь - это болезнь? – усмехнулась красавица.

- Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы!

- Прыгай, если тебе так угодно, равнодушно ответила девушка.

Тогда юноша прыгнул в море и опустился на дно морское прямо в то место, где лежала на ложе из жемчуга русалочка. Увидела русалочка любимого юношу и ожила. Рассказала молодому охотнику обо всем, что случилось, и предложила ему вместе с ней во дворце у морского царя жить.

- Ты сама без любви не смогла жить, а меня по твоей милости любви лишили, - горько воскликнул юноша. – Нет, не будет мне здесь счастья.

До



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.64 (0.016 с.)