Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети рисуют ударные инструменты под фонограмму пьесы А.Хачатуряна «Танец с саблями», «Военный марш» Прокофьева.

Поиск

По окончании творческого задания педагог и дети вывешивают свои работы в выставочном уголке зала, и обсуждают наиболее понравившиеся работы.

Занятие№3

Тема: «Легенда о барабане»

Цель: Продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей.

Ход занятия

Педагог. - Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….

«Легенда о барабане»

- Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.

- Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.

- Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.

В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.

- Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.

- Как мы узнаем, захотят ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.

- Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.

- Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?

Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо, придумает что - нибудь».

Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:

- Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.

Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.

Дед с удивлением спросил:

- Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?

Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.

- Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.

Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.

- Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.

Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.

- Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.

Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.

Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.

Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.

Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.

С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.

Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?

Ответы детей.

Педагог: В каких важных делах барабан помогал людям племени?

Ответы детей.

Педагог: Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала их ведерка и украсила его цветной самоклеющейся пленкой.

Занятие № 4

Тема: Духовые инструменты

Цель: Познакомить детей с духовой группой инструментов.

Ход занятия

Дети входят в зал под фонограмму группы «Иван Купала» и исполняют танцевальные движения русского народного танца по показу музыкального руководителя.

Педагог:

Дудочка играет

С виду дудочка простая,

Но звучаньем поражает:

В нем небесная лазурь,

Солнца лучик после бурь.

 

В нем звучание лесов

Под порывами ветров,

В нем последний вальс листвы,

Плеск ручья и песнь травы.

 

Спящих рек, озер дыханье,

Встречи в нем и расставанья,

В нем томление грустной ивы,

Птиц волшебные мотивы.

- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?

Дети: Дудочки, рожки, флейта…

Педагог: Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты, как труба, саксофон, фагот, а к народным духовым инструментам – жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которые нужно дуть воздух для того, чтобы они запели.

 

Свирель

Жил в селе пастух Андрейка,

На свирели жалейке

Он коровушкам играл,

Хор коровий подпевал.

 

Были у него коровы

Невредимы и здоровы.

Звуки их оберегали,

Злых волков, болезни гнали.

 

Все Андрейку уважали,

Угощали, ублажали,

Прославляли всем селом.

Слыл он лучшим пастухом.

 

- Без умения играть

Счастья стаду не видать.

Вам поклон, свирель с жалейкой, -

Говорил пастух Андрейка.

- Ребята, скажите пожалуйста, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?

Дети:

- Чтобы коровы слышали их звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.

Пед агог: А в каких еще профессиях людям помогали игра на музыкальном инструменте. Как вы думаете, а современные пастухи сейчас играют коровам на свирели или жалейке?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, давайте пофантазируем с вами и придумаем, на каких инструментах нужно играть барашкам, курочкам, козам, поросятам, чтобы они не болели и лучше служили людям?

 

Волынка

По селу певец идет,

Он в руках мешок несет,

На ходу на нем играет,

Трубкой звуки извлекает.

 

Монотонное звучанье,

Много в нем тоски страданья

Что же это за чудинка?

Музыкант несет волынку.

 

Как упруга и прочна,

Воздухом полна она.

Воздух этот – музыкальный,

Только слишком он печальный.

Педагог демонстрирует детям картину, на которой изображена волынка и исполняет музыкальную пьесу И.Баха «Волынка».

Педагог: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, почему волынку надо сначала наполнить воздухом для того, чтобы она запела?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, я хочу, чтобы вы дома придумали сказку, почему у волынки печальный голос, и нарисовали этот инструмент.

 

Занятие № 5

Тема: «Чья песня лучше?»

Цель: Познакомить детей с различными духовыми инструментами.

Ход занятия

Дети входят в зал под марш в исполнении духового оркестра и занимают свои места на банкетках.

Педагог: Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам сказку о споре духовых инструментов, кто же из них лучше. Может, вы поможете разрешить этот спор?

Чья песня лучше?

Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом – жалейка плачет жалобно, а её плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть, да деток потешать».

Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.

В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.

- Не смей, князь, моих слуг – музыкантов обижать! – молвила девушка певучим голосом.

- Я приказал запретить музыку и игры! А кто ты такая? – гневно закричал князь.

- Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, - ответила фея и растаяла.

Хотел князь что-то крикнуть, а не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставить сердце князя плакать, получит сто золотых».

Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.

- Я хочу на жалейке сыграть, - сказал один музыкант. – Её жалобная песня любого тронет.

- Хорошо, - ответил мастер, - вот тебе жалейка – деревянная удочка с дырочками. На конец этой дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил «пищик».

- А мне волынка больше нравится, заявил второй музыкант. – Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.

- Очень удобный инструмент – волынка – согласился мастер. – Сделал я её в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку можно воздух в мешок нагнетать, через другую – можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.

- Дайте мне свирель, её переливчатая музыка за душу берет, попросил третий музыкант.

- Возьми вот эту свирель, - предложил мастер. – Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой и прожег в ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной затычкой, только узенькую елку оставил для воздуха.

- Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? – спросил внук мастера.

- Все эти инструменты – духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, - ответил старик.

Пошли музыканты в замок, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался.

Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили.

Звучит отрывок песни жалейки. - Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел в сторону музыканта.

Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по Родине тоскует.

Звучит отрывок мелодии, исполняемой на волынке. - Слезинка выкатилась из глаз княгини, а князь даже голову не повернул.

Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Звучит отрывок песни свирели. - Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.

Тут заметила княгиня мальчика и попросила:

- А ты умеешь играть?

- Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, - ответил мальчик.

Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.

Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.

Педагог: Ребята, вот мы и прослушали сказку. Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?

Ответы детей.

Педагог: А на каком инструменте вы бы сыграли князю, чтобы оживить его сердце?

Ответы детей.

Педагог: Давайте мы с вами немного пофантазируем и придумаем рецепт музыкального лекарства, от которого сердце становится добрее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.49 (0.01 с.)