Центральные банки: инструменты и методы денежно-кредитного регулирования.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральные банки: инструменты и методы денежно-кредитного регулирования.



Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным (косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уров

 

Раздел «Инвестиции»

1. Экономическая сущность, виды инвестиций. Формы инвестиционного вклада.

Инв. деят-ть в РФ регулируется ФЗ « Об инв.деят-ти в РФ,осущ-ой в форме капит.вложений» 1999, «Об ин.инвистициях»1999 – регулирует инв.деят-ть ин.инвестров, «Об АО», «О РЦБ».

Инвестиции – ДС,иное им-во, в т.ч. имущ.права,иные права,имеющ. ден.оценку,вкладываемые в об-ты предприн. и/или иной деят-ти в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции – это вложение капитала во всех его формах внутри страны и за рубежом в различные объекты хозяйственной деятельности с целью по­лучения прибыли или внеэкономического эффекта, осуществление которого связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Инв.деят-ть – вложения инв-ций и осуществление практич.действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения – инв-ции в осн.капитал (ОС),в т.ч затраты на новое строительство,расширение, реконструкцию и технич. перевооружение действующих п/п, приобретение машин, оборудования,инструмента,инвенторя,проектно-изыскат.работ и др. затраты.

Инв.проект – обоснование эк. целесообразности,объемов,сроков осущ-ия кап.вложений,в т.ч. необходимая проектно-сметная док-ция.разраб. в соотв-ии с закон-вом РФ и утвержденными в устан-ом порядке стандартами (нормами и правилами,а также описание практич. действий по осущ-ию инв-ций (бизнес-план).

Инв-ции,обеспечивая динамич. развитие п/п.позволяют решать задачи:

- расширение собст. предприн. деят-ти за счет накопления фин.,матер.ресурсов.

- приобретение новых п/п

- диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

Классификация инв-ций:

1) по объектам вложения средств:

· реальные инв-ции – долгосрочн.вложения в матер.объекты.

· фин. инв-ции –вложения в виде ц/б.депозитные вклады,в СКВ.

· интелектуальные инв-ции связанные с приобретением патентов.лицензий,переподготовкой персонала и повышением его квалиф-ции

· альтернативные инв-ции – помещение капитала в предметы искусства.

2) по характеру участия в инв-ции:

· прямые – осущ-ые при непосредственном участии инвестора в выборе объекта инв-ия и во вложении инв.средств.

· непрямые – инв-ции,опосредуемые инв. посредниками. (инв.фондами)

3) по периоду инв-ия:

· краткосрочные

· среднесрочные

· долгосрочные

4) по формам собст-ти инвесторов:

· частные – вложения ср-в,осущ-ые гражданами и п/п негос.формами собст-ти

· гос. – вложения центр. и местн. органами власти и упр-ия за счет ср-в бюджетов,внебюдж. фондов и заемных ср-в,а также гос.п/п и учреждения за счет собст. и заемн. ср-в.

· ин.инв-ции – вложения ин.граждан,лицами без гражд-ва,пост.проживающ. на территории ин.гос-в,ин.гос-ми,ин.ЮЛ,м/ународн. орг-циями.

· совместные – вложения субъектами данной страны и ин.гос-в.

5) по регион.признаку:

· внутри страны – вложения ср-в в об-ты инв-ия,размещ. в терр-х границ данной страны.

· за рубежом - вложения ср-в в об-ты инв-ия,находящ. за пределами терр-х границ данной страны.

6) по воспроизводственной направленности:

· валовые инвестиции – общий объем инвестируемых средств, направляе­мых в основной капитал, запасы;

· чистые инвестиции – представляют сумму валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном пе­риоде.

7) по степени риска:

· низкорисковые;

· среднерисковые;

· высокорисковые.

8) по уровню ликвидности:

· низколиквидные;

· среднеликвидные;

· высоколиквидные.

9) По цели инвестирования:

· прямые инвестиции – вложения в уставные капиталы компаний с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвести­рования;

· портфельные инвестиции – средства, вложенные в экономические ак­тивы с целью извлечения дохода и диверсификации риска

 

2. Инвестиционный проект: содержание, классификация, фазы развития.

В наиболее общем смысле под инвестиционным проектом пони мают любое вложение капитала на срок с целью извлечения дохода. В специальной экономической литературе по инвестиционному проектированию и проектному анализу инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенных целей в течение ограниченного периода времени.

В составе реальных инвестиционных проектов наибольшее значение имеют проекты, осуществляемые посредством капитальных вложений. Данные инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям.

В странах Западной Европы и США под мелкими проектами понимаются проекты, имеющие стоимость менее 300 тыс. долл., под средними (традиционными проектами) - проекты, имеющие стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн долл. Крупныепроекты - это проекты, носящие стратегический характер и имеющие стоимость более 2 млн долл. Мегапроекты представляют собой государственные или международные целевые программы, которые объединяют ряд инвестиционных проектов единого целевого назначения. Стоимость мега проектов - 1 млрд долл. и выше. В российской практике (при вы делении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов) крупными проектами считаются проекты стоимостью свыше 50 млн долл.

Цели, которые ставятся инициаторами инвестиционных проек­тов, могут быть самыми различными. В ряде случаев проекты ориен­тированы не на прямое извлечение прибыли, а на снижение рисков производства и сбыта, экспансию в новые сферы бизнеса. Государ­ственные инвестиционные проекты могут преследовать социальные или экологические цели.

Важное значение при анализе инвестиционных проектов имеет определение степени взаимозависимости инвестиционных проектов. Независимые проекты могут оцениваться автономно, принятие или отклонение одного из таких проектов никак не влияет на решение в отношении другого. Альтернативные проекты являются конкуриру­ющими; их оценка может происходить одновременно, но осуществляться может лишь один из них из-за ограниченности инвестици­онных ресурсов или иных причин. Взаимосвязанные проекты оцениваются одновременно, при этом принятие одного проекта невоз­можно без принятия другого.

Инвестиционные проекты могут различаться по степени риска: более рискованными являются проекты, направленные на освоение новых видов продукции или технологий, менее рискованными - про­екты, предусматривающие государственную поддержку.

Инвестиционные проекты могут быть кратко- и долгосрочными. К краткосрочным относятся проекты со сроком реализации до двух лет, К долгосрочным - со сроком реализации свыше двух лет.

Период времени, в течение которого реализуются цели, постав­ленные в проекте, называется жизненным циклом проекта. Он вклю­чает определенные этапы. В качестве основных можно выделить три этапа:

· предынвестиционный этап,

· этап инвестирования,

· этап эксплуатации созданных объектов.

Ключевое значение для успешной реализации проекта имеет предынвестиционный этап подготовки инвестиционного проекта. Он включает следующие стадии:

· поиск концепции проекта,

· предварительная подготовка проекта,

· оценка осуществимости и финансовой приемлемости проекта.

Подготовка инвестиционных проектов осуществляется на основе предварительной разработки бизнес-плана.

 

3. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют следующие два метода: 1) Косвенное регулирование; 2) Прямое регулирование.

При косвенном регулировании инвестиционной деятельности органы государственной власти создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности следующими формами и методами:

- Совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений

- Установление для инвесторов специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера

- Защита интересов инвесторов

- Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами

- Расширение использования средств населения и иных источников финансирования

- Создание сети информационных центров, для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности

- Принятие антимонопольных мер

- Возможность использования залогов при осуществлении кредитования

- Развитие финансового лизинга в РФ

- Проведение переоценки основных фондов с темпами развития инфляции

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

- Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета

- Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета

- Размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной основе с уплатой процентов за пользование ими

- Проведение экспертизы инвестиционных проектов

- Защита организаций от поставок устаревших, материалоемких, энергоемких, наукоемких технологий, оборудования и материалов

- Разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением

- Выпуск облигационных займов

- Вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных объектов

Таким образом, прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджете и за счет бюджетов субъектов РФ. Государство напрямую участвует в инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью иных методов и форм, не противоречащих законодательству РФ.

Также государство регулирует инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Все инвестиционные проекты независимо от источников и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц, интересы государства, не отвечает требованиям стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, до их утверждения подлежат обязательной государственной экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ. Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством РФ.

 

4. Иностранные инвестиции и режим функционирования иностранного капитала в России.

Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвес­тиций как источника финансирования инвестиционной деятель­ности.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные сред­ства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечении предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие под­ходы классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на ин­вестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вмес­те с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходи­мость уточнения ряда классификационных признаков применительно по данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы ино­странные инвестиции могут быть государственными, частными и сме­шанными.

Государственные инвестиции представляют собой средства госу­дарственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению прави­тельственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложе­ния, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвести­ции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде диви­денда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на за­емной основе с целью получения про цента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет вы­деление прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в дан­ном разрезе отражается движение "иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в пла­тежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения ино­странных инвесторов, дающих им право контроля и активного учас­тия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долго­временные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной органи­зацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:

• приобретение иностранным инвестором пакета акций пред­приятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного ка­питала;

• реинвестирование прибыли от деятельности указанного пред­приятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном ка­питале и остающейся в его распоряжении после распределения ди­видендов и репатриации части прибыли;

• внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской" фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду портфельных инвестиции относят вложения иностран­ных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права кон­троля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвести­ции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предпри­ятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капи­тала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в обли­гации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и му­ниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвести­ции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и Т.П.

Количественные границы между прямыми и портфельными ин­вестициями довольно условны'. Обычно предполагается, что вложе­ния на уровне 10--20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20% - портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными ин­весторами, различаются, такое деление представляется вполне целе­сообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и междуна­родный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций за­ключается:

• в способности активизировать инвестиционные процессы в силу при сущего инвестициям мультипликативного эффекта;

• в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (В отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными послед­ствиями для национальной экономики);

• в сочетании переноса практических навыков и квалифициро­ванного.менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегча­ющим выход на международные рынки;

• в активизации конкуренции и стимулировании развития сред­него и малого бизнеса;

• в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

• в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;

• в стимулировании развития производства экспортной продук­ции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных това­ров и производственных технологий, управления качеством, ориен­тации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современ­ной экономике во многом связано с деятельностью транснациональ­ных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

 

5. Лизинг как метод финансирования инвестиций: его виды и преимущества.

Лизингэто кредит, предоставляемый предприятию в неденежной форме – в виде имущества (оборудования), передаваемого в пользование на оговоренный срок. По истечению этого срока оборудование либо возвращается владельцу, либо приобретается предприятием по остаточной стоимости. Лизинговые платежи – это плата за пользование кредитом в виде имущества. Если лизинговая сделка носит компенсационный характер, платежи могут осуществляться продукцией предприятия. Экономическая сущность лизинга близка к аренде (с правом выкупа). Так как предоставляемое оборудование является формой залога по сделке, данный вид кредита считается низкорисковым. Важным его преимуществом при реализации инновационной стратегии предприятия является неденежная форма и временный характер, что позволяет избежать приобретения морально устаревшего оборудования и не утяжеляет активы предприятия, так как лизинговое оборудование не включается в баланс.

В том случае если лизингодатель не является поставщиком, а лизингополучатель – потребителем, схема лизинга усложняется за счет фирм – посредников, финансирующих лизинг банков и страховых компаний. При этом речь идет о встраивании лизинга в одну из рассмотренных ранее схем кредитования.

Лизинг широко используется в сфере малого бизнеса и при реализации программ занятости. Например, государственная программа создания рабочих мест в Республике Дагестан в качестве основного финансового инструмента предусматривала лизинг оборудования.

Виды лизинга

Рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции, при выделении видов лизинга исходят прежде всего из признаков их классификации, которые характеризуют отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости лизингового имущества; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции; отношение к налоговым, таможенным и амортизационным льготам и преференциям; порядок лизинговых платежей.

1. по отношению к арендуемому имуществу (или по объёму Обслуживания) лизинг делиться на:

• чистый (net leasing), когда все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель. При это лизингополучатель переводит лизингодателю чистые, или нетто, платежи. Большинство услуг на отечественном лизинговом рынке оборудования являются чистыми.

• полный, или, как его ещё называют, «мокрый» лизинг (wet leasing), когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества.

Его используют, как правило, сами изготовители оборудования. По стоимости полный лизинг один из самых дорогих, так как у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, сопровождение квалифицированным персоналом, ремонт, поставку необходимого сырья и комплектующих изделий и др.;

• частичный (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

2. по типу финансирования лизинг делиться на:

• срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества;

• возобновляемый (револьверный), при котором после истечения первого срока договор лизинга продлевается на следующий период.

3. в зависимости от состава участников (субъектов) сделки различают несколько видов лизинга.

• прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдаёт объект в лизинг (двухсторонняя сделка). По сути эту сделку нельзя назвать классической лизинговой сделкой, так как в ней не участвует лизинговая компания.

• косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель, причём каждый из них выступает самостоятельно.

• раздельный лизинг (лизинг с участием множества сторон), который распространён как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда, железнодорожный и подвижной состав, буровые платформы и т.п. Такой вид лизинга называется ещё групповым или акционерным лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением кредитных средств у ряда банков, а также страхованием лизингового имущества и возврата лизинговых платежей с помощью страховых пулов.

• одной из форм прямого лизинга является возвратный лизинг. Возвратный лизинг представляет собой систему взаимосвязанных соглашений, при которой фирма - собственник земли, зданий, сооружений или оборудования продает эту собственность финансовому институту (банку, страховой компании, инвестиционному фонду, фирме, специально ориентированной на лизинговые операции) с одновременным оформлением соглашения о долгосрочной аренде своей бывшей собственности на условиях лизинга.

4. по типу имущества различают:

• лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолёты и т.п.), в том числе нового и бывшего в употреблении;

• лизинг недвижимости (здания, сооружения).

5. по степени окупаемости имущества лизинг подразделяется на:

• лизинг с полной окупаемостью (или близкой к полной), когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и соответственно выплата лизингодателю стоимости имущества;

• лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть её.

6. в соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации имущества) выделяют финансовый и оперативный лизинг.

• Финансовый (капитальный, прямой) лизинг представляет собой взаимоотношения партнёров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.

• Оперативный (сервисный) лизинг представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связаны с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Заключается он, как правило, на 2-5 лет. При оперативном лизинге риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставки лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. По окончании оперативного лизингового договора лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть оборудование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашении (опциона) на покупку по рыночной стоимости.

7. в зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, различают:

• внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну;

• внешний (международный) лизинг - к нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит разным странам этому же виду лизинга относят и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведёт свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой. Внешний лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.

Существуют и другие классификации лизинга.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.035 с.)