Умеренная модель управления текущими активами и пассивами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умеренная модель управления текущими активами и пассивами



Текущие активы

1. Текущие активы составляют половину всех активов пред­приятия

2. Усредненный период обора­чиваемости оборотных средств

Текущие пассивы

1. Относительно усредненный уровень краткосрочного креди­та в составе пассивов

Умеренная финансовая политика управления оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделью. В этом случае все параметры (экономическая рентабельность, оборачиваемость, ликвидность) усреднены.

Политика управления оборотными активами - часть общей финансовой стратегии предприя­тия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптими­зации структуры источников их финансирования.

Политика управления оборотными активами предпри­ятия разрабатывается по следующим основным этапам:

1. Анализ оборотных активов предприятия в предше­ствующем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формиро­ванию оборотных активов предприятия. Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборот­ных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивный.

3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа по­литики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их исполь­зования и риска.

4. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим финансовым обязательством.

5. Обеспечение повышения рентабельности оборот­ных активов. Оборотные акти­вы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в производственно-сбытовой деятельнос­ти предприятия. Составной частью разрабатываемой политики является обеспечение своевременного использо­вания временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосроч­ных финансовых вложений.

6. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов. В соответствии с ранее определенными принципами финансирования в процессе разработки политики управления оборотными активами формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансо­вого цикла и оценки стоимости привлечения отдельных видов капитала.

 

7. Принципы формирования капитала предприятия. Производственный и финансовый леверидж.

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование активов. Капитал является основным фактором производства, характеризующим финансовые ресурсы предприятия. Капитал является источником формирования благосостояния предприятия и главным измерителем его рыночной стоимости. По принадлежности предприятию капитал делится на собственный и заемный. По объекту инвестирования – основной (капитал, используемый на приобретение всех видов внеоборотных активов) и оборотный (часть капитала, инвестированная во все виды оборотных активов).

Одна из главных задач финансового менеджмента — максимизация уровня рентабельности собственного ка­питала при заданном уровне финансового риска — реа­лизуется разными методами. Одним из основных меха­низмов реализации этой задачи является "финансовый леверидж".

Финансовый леверидж характеризует использова­ние предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж пред­ставляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить до­полнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно ге­нерируемой прибыли на собственный капитал при раз­личной доле использования заемных средств, называет­ся эффектом финансового левериджа.

 

8. Цена и структура капитала. Средневзвешенная и предельная цена капитала. Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала.

Одной из важнейших предпосылок эффективного управления капиталом предприятия является оценка его стоимости.

Стоимость капитала - цена, кото­рую предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Концепция такой оценки исходит из того, что ка­питал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень затрат предприятия. Эта концепция является од­ной из базовых в системе управления финансовой дея­тельностью предприятия. При этом она не сводится только к определению цены привлечения капитала, а определяет целый ряд направлений хозяйственной дея­тельности предприятия в целом.

Капитал это значит-ая часть фин.ресурсов,авансируемая и инв-мая в произв-во с целью получения прибыли.

В зависимости от источников различают собственный и заемный капитал.

Собственный капитал (СК) состоит из уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондов накопления и потребления.

Уставный капитал (УК) складывается из осн. и обор.средств, сформ-ых учредителями и собственниками в качестве стартового капитала, и дополнительно присоединенных средств для расширения СК (присоединение прибыли, дополнительная эмиссия акций, новые паи и т.д.). Он отражает сумму обязательств п/п перед инвесторами. Миним. его величина устан-ся законодательно как миним. размер им-ва, гарант-щего интересы кредиторов, причем чистые активы п/п не должны быть меньше УК.

Добавочный капитал (ДК) образуется в рез-те переоценки осн. фондов, эмиссионного дохода от размещения акций, ассигнований из бюджета и других безвозмездных поступлений на производ. нужды. Он исп-ся для увел-ия УК, погашения убытков от переоценки или безвозмездной передачи им-ва др. орг-циям, распред-ния м/у участниками орг-ции.

Резервный капитал (РК)– образуется за счет отчислений от прибыли в размере,опред-ом уставом, но не менее 15% его УК. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5% чист.прибыли до тех пор, пока РК не достигнет устан-го уставом размера.РК создается для покрытия возм-х убытков фирмы,а также для погашения облигаций,эмитированных фирмой, и выкупа собственных акций.

Фонд накопления образуется из чистой прибыли, направленной на развитие произ-ва, увел-ие им-ва п/п. Капитализация прибыли позволяет увел-ть доходы п/п, дивиденды, СК.

Фонд амортизации форм-ся за счет накопления износа осн. фондов, предназначен для их ремонта и замены в масштабах выбытия.

Фонд потребления образуется из чистой прибыли, направленной на потребление сверх зарплаты (в т.ч. выплату дивидендов, мат. помощь и т.д.) и выплату штрафов за нарушения по вине п/п.

Заемный капитал(ЗК) включает в себя ДС или др.имущ-ые ценности,привлекаемые на возвратной основе для финанс-ия развития деят-ти фирмы. Все формы ЗК, исполь-мого фирмой, представляют собой его фин. обязат-ва, подлежащие погашению в опред. сроки. Он образуется за счет разл. кредитов и займов, др. обязательств перед внеш. кредиторами и портфельными инв-рами, инв. вкладов работников и бюдж. ссуд.

Наиб. общие принципы формирования структуры капитала – ликв-сть баланса, опора на собств. ист-ки, миним. цена капитала.

Для определения ликвидности баланса п/п состав-ся баланс ликв-сти, позволяющий сгруппировать статьи активов и пассивов так, чтобы краткосрочные обязательства покрывались наиболее ликвидными активами, а долгосрочные – медленно реализуемыми. СК во всех случаях предпочтительней, но он ограничен в размерах и требует значительного отвлечения средств в резервы. Привлеч. ист-ки не ограничены, но дороже, и несут риски погашения в устан-ные сроки.

В наст. время исп-ся компромиссная модель: внеоб. активы и базовая пост. часть текущих финан-ся из долговрем. ист-ков, а половина периодически возникающих срочных потребностей – из кратковрем. ист-ков. Предпочтение же – СК, особенно при приватизации, осущ-нии крупных инв. рискованных проектов, реконструкции и расширении произв-ва.

От вида ист-ков зависит и цена капитала, т.е. затраты на привлечение и обслуживание средств (в % к объему привлечения). Реинвест-ная прибыль рассм-ся как более дешевый ист-к, чем привлеч. средства. Например, рост привлеч. средств влечет риск инв-ния в п/п, и соотв-но их цена возрастает. Выпуск акций, во-первых, требует значит-ных расходов, во-вторых, доп. эмиссия порождает недоверие инвестора и падение цены акции. Долгосрочные кредиты дороги в связи со стремлением обезопасить капитал от инфляции, и.д.

 

9. Содержание финансовой политики управления собственным капиталом предприятия.

Финансовую основу предприятия представляет сформированный собственный каптал, который существуют в следующих формах: уставный фонд, резервный фонд, специальные (целевые) финансовые фонды, нераспределенная прибыль, прочие формы собственного капитала.

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, по и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов - часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде - выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников.

4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.

5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.

6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

 

10. Управление текущими издержками организации. Методы дифференциации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты осуществляют разнообразные затраты, необходимые для организации производства и реализации продукции. Все затраты предприятия по экономическому содержанию, целевому назначению можно разделить на три группы:

- текущие затраты;

- текущие расходы;

- капитальные вложения.

Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, по оплате труда и т.д.

Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции. Состав текущих затрат разнообразен и классифицируется в зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции, влияния на объем производства, от их однородности. В финансовом менеджменте управление текущими затратами рассматривается в жесткой связи с результатами производственной деятельности.

Для принятия решения о планировании состава, структуры и величины текущих затрат используют:

а) фактические данные о себестоимости продукции и полученной прибыли за истекший период;

б) детальную информацию об ожидаемых затратах и доходах.

Если существенной разницы в объеме производства и реализации не планируется, то для принятия решения о размере затрат можно использовать данные истекшего периода с применением к ним индекса инфляции. При существенных изменениях производственной программы необходим детальный анализ содержания затрат, их состава, структуры с тем, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, оценить их эффективность в зависимости от изменения объема производства продукции, ее цены, оплаты труда и других факторов.

С этих позиций в финансовом менеджменте все текущие затраты предприятия подразделяются на:

*условно-переменные;

*условно-постоянные;

*смешанные.

Условно-переменные затраты зависят от объема производства продукции и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. С ростом объема производства они увеличиваются и, наоборот, снижаются при уменьшении объема производства. Следует иметь в виду, что переменные затраты на единицу продукции постоянны, а совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства. Условно-переменные затраты могут носить "производственный и непроизводственный характер. К условно-переменным затратам производственного назначения относятся затраты на приобретение сырья и материалов, технологического топлива и энергии, основную заработную плату производственных рабочих и т.п. К условно-переменным затратам непроизводственного назначения относятся транспортные издержки, торгово-комиссионные сборы за продажу и другие расходы, которые зависят от величины выручки от реализации продукции.

Следует заметить, что название "условно-переменные затраты" говорит о том, что отнесение затрат к жестко зависимым от объема производства условно. На практике нередко возникают ситуации, когда затраты по той или иной статье переменных затрат изменяются не в тех темпах, что объем производства. Например, при покупке сырья его стоимость может иметь отклонения в зависимости от закупаемой партии. Как известно, чем больше партия закупки, тем меньше цена.

Условно-постоянные затраты - те, что не зависят от динамики объема производства за определенный период времени. К ним относятся: амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, расходы на отопление и освещение помещений, арендная плата денежные расходы на административно-хозяйственные нужды и др. Уровень условно-постоянных затрат в расчете на единицу продукции, являясь неизменным для общего объема производства, имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства и, наоборот, относительному увеличению при снижении объема производства. Условно-постоянные затраты могут изменяться под воздействием факторов, не связанных с изменением объема производства. К таким факторам можно отнести рост цен, переоценку основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений, которые влекут за собой увеличение условно-постоянных затрат.

Кроме того, отдельные виды затрат в определенных условиях можно отнести либо к постоянным, либо к переменным. Например, их зависимость от формы оплаты труда. При сдельной форме оплаты труда расходы на заработную плату относят к условно-переменным затратам; при твердом окладе эти затраты считаются постоянными.

Смешанные затраты включают в себя как постоянные, так и переменные затраты. К ним относятся: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий- ремонт оборудования, командировочные расходы, затраты на материально-техническое обеспечение и т.д. В зависимости от величины и возможности планирования их можно либо не учитывать, либо в каждом конкретном случае выделить в них постоянные и переменные затраты.

Классификация затрат на постоянные и переменные необходима для принятия управленческих решений и помогает финансовому менеджеру решать следующие задачи:

оценить окупаемость затрат;

оптимизировать сумму прибыли;

определить запас финансовой прочности предприятия.

Сопоставление выручки от реализации продукции с совокупными затратами дает возможность определить прибыль, которую можно получить при заданном объеме производства и соотношений переменных и постоянных затрат.

Для оптимизации суммы прибыли финансовый менеджер должен определить влияние изменения объема производства на прибыль при заданном соотношении постоянных и переменных затрат. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации прибыли. Эта зависимость носит название "эффект производственного рычага".

Сила воздействия производственного рычага определяется как частное от деления выручки от реализации за минусом переменных затрат на прибыль от реализации:

Сила воздействия производственного рычага = (Выручка от реализации продукции - Переменные затраты)/Прибыль от реализации

Увеличение доли постоянных затрат еще больше увеличит силу воздействия производственного рычага.

Отсюда можно сделать следующие выводы: сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат; высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими затратами; чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности, характеризующего достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат. Ниже этого объема (в штуках) выпуск продукции становится невыгодным.

Порог рентабельности можно определить по следующей формуле:

Порог рентабельности = Постоянные затраты/(Выручка от реализации- переменные затраты в относительном выражении).

С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты, и наоборот высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.

И наконец можно определить запас финансовой прочности исходя из выручки от реализации продукции и порога рентабельности.

Запас финансовой = Выручка от реализации продукции - Порог рентабельности.

Tбезуб. = Спост/Маржинальный доход = Спост./(1 - Спер / Цена), где

Спер. - переменные затраты на единицу продукции;

Спост. - постоянные издержки.

Проведение маржинального (предельного) анализа направлено на выпуск оптимального объема продукции соответствующего максимальному уровню прибыли.

Методика маржинального анализа основана на делении затрат на постоянные и пере­менные и заключается в следующем: строится зависимость прибыли от количества продаваемой продукции; определяется точка оптимального объема продаж; согласно аппроксимации функции спроса опре­деляется оптимальная цена, соответствующая точке экстремума функции прибыли.

Таким образом, стратегия управления текущими затратами сводится к определению:

1.суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;

2.оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;

3.запаса финансовой прочности;

4.сроков окупаемости текущих затрат предприятия.

На основе анализа различных вариантов формирования текущих затрат финансовый менеджер может выбрать наиболее подходящий для конкретных экономических условий деятельности своего предприятия.

 

 

11. Дивидендная политика организации.

Дивиденд — это доход акционера на одну акцию за конкретный период времени, определенный с учетом дивидендной политики АО, его стратегических целей и задач и установленный собрани­ем акционеров и советом директоров АО.

Дивидендная политика является составной частью финансовой и инвестиционной политики, оказывает влияние на общую стра­тегию АО. Дивидендная политика в значительной мере зависит от финансового состояния и финансовых результатов деятельности АО, инвестиционных планов и возможностей, а также от состава акционеров.

Дивидендная политика, являясь составной частью политики управления прибылью АО и ее распределения, представляет со­бой определенное поведение акционерного общества при распре­делении прибыли в отношении выплаты дивидендов в рамках ре­шения своих стратегических целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.057 с.)