Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика занятий ритмикой для слабослышащих детей

Поиск

На основе анализа научно-исследовательской литературы была подобрана методика занятий ритмикой для слабослышащих детей.

Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха.

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-корекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию.

Программа музыкально-ритмических занятий в специ­альных школах для слабослышащих де­тей включает следующие разделы:

музыкально-ритмические движения; восприятие и вос­произведение песен и несложных музыкальных пьес; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на первом и втором годах обучения);

музыкально-ритмические движения; восприятие и ис­полнение песен; игра на инструментах; слушание музыки; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на третьем и четвертом годах обучения).

На занятиях используются четыре вида деятельности, связанные с музыкой: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; исполнение песен игра на элементарных му­зыкальных инструментах (А.С. Кагарлицкая, Н.А. Тугова^ Н.И. Шелгунова, 1992).

Обучение музыкально-ритмическим движениям направ­лено на формирование способности учащихся воспринимать музыку — ее характер, основные средства музыкальной вы­разительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональ­ное содержание музыки в движениях.

Упражнения носят общеразвивающий характер, направ­лены на укрепление, развитие и коррекцию движений уча­щихся. В занятия включены танцевальные движения, тан­цы, упражнения по ритмической гимнастике.

В процессе обучения музыкально-ритмическим движе­ниям решаются задачи овладения учениками различными движениями, управлением мышечным тонусом, развития координации, ритмичности, выразительности и красоты движений, соотнесения их с музыкой и речью.

В качестве музыкального сопровождения используется классическая и современная музыка.

В специальных школах для слабослышащих детей музы­кально-ритмические занятия проводят по 2 ч в неделю: в I отделении школы для слабослышащих детей занятия ве­дут с первого по четвертый класс, во II отделении — в подго­товительном классе и с первого по четвертый класс.

Музыкально-ритмические занятия проводят в кабинете; площадью не менее 30 м2. По одной из стен монтируются балетный станок и зеркало (высотой не менее 1 м 60 см). В кабинете должны быть магнитофон или проигрыватель | с набором необходимых пластинок, видеотека, дидактиче­ский материал (портреты композиторов, репродукции, на­глядные пособия, музыкальные инструменты, мячи, ленты; и др.), диапроектор, доска, наборное полотно для табличек, небольшие скамейки или стульчики для детей. Пианино по­мещают на такое место, чтобы учитель, играя, мог видеть всех детей. (14. Запорожец А.В.)

Учащиеся занимаются в эстетичной, легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Например, для девочек — короткая юбочка, футболка, носки, чешки, для мальчиков — шорты, футболка, носки, чешки.

Школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты детей работают в режиме, определенном для по­стоянного ношения. В кабинете, оснащенном индукцион­ной петлей, регулятор на верхней панели из положения | «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукцион­ная катушка) или «МТ»; при этом усиление немного увели­чивается с помощью регулятора громкости. Возможно при­менение другой беспроводной аппаратуры, например использующей радиопринцип.

На первых занятиях необходимо проверить, слышит ли ученик с аппаратом музыку, исполняемую негромко (меццо-форте) и тихо (пиано), не вызывает ли у него непри­ятные ощущения очень громкая музыка, а также выявить невоспринимаемый диапазон звуков в разных регистрах фор­тепиано. Для этого детей учат выполнять несложные дви­жения под музыкальное сопровождение, например хлопки. Ученики слушают музыку, исполняемую негромко, видят играющего на фортепиано учителя и выполняют задание: «Музыка — хлопай. Музыки нет — не хлопай. Опусти руки виз». Продолжительность музыкального фрагмента и пе­рерыв в звучании непостоянны, что побуждает детей вслу­шиваться, ждать начала и окончания музыка. После того как учитель убеждается, что школьники справляются с этим заданием, зрительное восприятие детьми клавиатуры И исполнителя исключается. Ученики выполняют то же за­дание индивидуально. Учитель проверяет слуховое воспри­ятие музыки разной динамики звучания, в разных регист­рах. При необходимости (например, неприятные ощущения при слушании громкой музыки) режим работы аппарата следует уточнить совместно с учителем-дефектологом слу­хового кабинета и врачом-сурдологом.

К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронталь­ному уроку в специальных школах для глухих и слабослы­шащих. Это относится к организации урока, к общему и ре­чевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможно­стей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого раз­вития, а также двигательных способностей и других инди­видуальных особенностей.

На музыкально-ритмических занятиях большое внима­ние уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровиза­ции, инициативе. Творческое начало у детей с нарушения­ми слуха может проявляться по-разному: в стремлении уз­нать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении компо­зиции из знакомых уже движений, импровизации ритмиче­ского аккомпанемента на элементарных музыкальных ин­струментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем дру­гой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.

В процессе занятий активизируются умственные способ­ности глухих и слабослышащих учащихся. Восприятие му­зыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.

Физическое развитие глухих и слабослышащих детей — од­на из важных задач, решению которой способствуют музыкаль­но-ритмические занятия. У учащихся формируется правиль­ная осанка, совершенствуются движения, их координация.

Важное значение имеет обучение слушанию музыки, Исполнению песен и игре на разных инструментах. На занятиях у детей развиваются умения вслушиваться в зву­чание музыки, воспринимать на слух музыку разного ха­рактера и жанров, формируется музыкальная память. У учащихся развиваются представления о значении музыки в жизни человека. В процессе обучения интонированию мелодии песен, работы над вокальными упражнениями у детей вырабатывается напевное звучание голоса, умение модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону речи слабослышащих.

На музыкально-ритмических занятиях педагог проводит целенаправленную работу по развитию внятной, естествен­ной устной речи учащихся. При этом на каждом занятии де­ти выполняют специальные речевые упражнения с исполь­зованием фонетической ритмики (в течение 10—12 мин II зависимости от состояния произношения). Эти упражне­ния направлены на нормализацию речевого дыхания и свя­занной с ним слитной речи, формирование умений изме­нять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал в заданных темпе и ритме, правильно воспроизводить звуковую структуру речи, выра­жать свои эмоции интонационными средствами (Т.М. Вла­сова, А.Н. Пфефенродт, 1989, и др.).

Речевым материалом являются знакомые детям слова, словосочетания, фразы, короткие тексты, а также слоги, слогосочетания, отдельные звуки. Его подбирают с учетом коммуникативного принципа обучения языку, соответст­вия фонетическим задачам занятия.

В первом классе слабослышащих учащихся развива­ются следующие умения:

• выполнять под музыку простые виды ходьбы, бега, не­сложные танцевальные движения, переключаться с од­ного движения на другое, ориентироваться в простран­стве с соблюдением указанных направлений; сочетать движения с началом и окончанием музыкального звучания, с медленным и быстрым темпом, побуждать к ритмичному исполнению движений;

дифференцировать музыкальные звучания; определять (при восприятии на слух) высоту, интенсивность, дли­тельность звучания; воспринимать на слух и воспроиз­водить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, музыкальных игрушках, и т.п.; определять на слух вокальную и инструмен­тальную музыку, характер несложных фортепианных пьес (о птичке, о дождике, о медведе; веселая, грустная музыка);

исполнять несложные песни, соблюдая правильное ды­хание, ритмическую структуру мелодии (учащимися с III степенью тугоухости), ритмическую структуру и приближенное воспроизведение мелодической струк­туры (учащимися с I и II степенью тугоухости);

воспринимать на слух (с индивидуальными аппарата­ми и без них) речевой материал урока, говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормаль­ном темпе, соблюдать словесное ударение, фразовую интонацию, передавать в речи различные эмоции (на­пример, радость, страх, растерянность); правильно произносить гласные звуки, дифтонги и согласные (п, т, к, ф, с, в, б, д, г, з, м, н, л, р); воспринимать на слух и воспроизводить (с движениями и без движений) по­нижение и повышение голоса, его усиление и ослабле­ние, ритмы ряда слогов, двух-, трехсложных слов, ко­ротких стихотворений.

Во втором классе учащиеся приобретают умения:

выполнять под музыку различные виды ходьбы и дру­гие основные движения;

танцевать в парах; изменять темп движения или оста­навливаться по команде учителя или в соответствии с контрастным звучанием музыки; реагировать движе­ниями на акцент в музыке;

определять характер музыкальных произведений в звучании различных инструментов (при восприятии на слух); опознавать на слух выученные песни (в грам­записи или исполнении учителя), определять на слух различные темпы музыки;

исполнять вокальные упражнения напевным звуком; петь без напряжения, четко соблюдая ритм песни, пере­давая ее эмоциональный настрой; исполнять музыкаль­ные фразы, соблюдая правильное дыхание; начинать и заканчивать пение одновременно; воспринимать на слух и воспроизводить ритм песен движениями, игрой на музыкальных инструментах; дирижировать несложные по ритмическому рисунку песни по подражанию учите­лю; знать, о чем говорится в песне; каков характер ее му­зыки; запоминать и внятно произносить слова песни;

исполнять на музыкальных инструментах несложные мелодии (в сопровождении фортепиано);

воспринимать на слух тексты разучиваемых песен, попевок, а также речевой материал, связанный с орга­низацией деятельности учащихся, на расстоянии, учи­тывающем возможности каждого ученика; внятно и четко проговаривать речевой материал, тексты пе­сен, особенно окончания слов;

внятно произносить речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении носовые и ротовые звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие; пони­жать и повышать голос в высоком, среднем и низком регистрах; усиливать и ослаблять голос (до шепота); воспринимать на слух и воспроизводить ритм четырех- пятисложных слов, коротких стихотворений; произно­сить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное ударение, интонацию (например, побудительную, вопросительную, радост­ную, грустную, удивленную, жалобную).

В третьем классе ученики приобретают умения:

выполнять выразительно и ритмично под музыку опре­деленные основные гимнастические и танцевальные движения; соблюдать умеренный и замедленный тем­пы; продолжать двигаться в заданном темпе после окончания звучания музыки;

воспринимать на слух звучание различных музыкаль­ных инструментов; определять национальный харак­тер музыки;

приближенно интонировать мелодию песни (учащими­ся со II степенью тугоухости), точно интонировать ме­лодию песни (учащимися с I степенью тугоухости);

аккомпанировать на музыкальных и шумовых инстру­ментах, исполнять мелодию на фортепиано, электроор­гане (с помощью учителя); воспринимать на слух и вос­производить более сложные ритмы;

воспринимать на слух речевой материал с индивиду­альными аппаратами на расстоянии не менее 7—8 м — учащимися I степени тугоухости, 5,5—6 м — уча­щимися со II степенью тугоухости, 3,5—4 м — учащи­мися с III степенью тугоухости, обучающимися в I от­делении; не менее 6—7 м — учащимися с I степенью тугоухости, 5—6 м — учащимися со II степенью туго­ухости, 3 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися во II отделении школы для слабослы­шащих детей;

внятно, выразительно, достаточно естественно произ­носить речевой материал урока, правильно произно­сить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в про­изношении носовые и ротовые звуки, свистящие и ши­пящие, звонкие и глухие, слитные и щелевые, слитные и смычные, твердые и мягкие; понижать и повышать голос во всех регистрах; усиливать и ослаблять голос; воспринимать на слух и воспроизводить ритм 4—6- сложных слов, коротких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громко­сти, соблюдая словесное и фразовое ударения, интона­ционную выразительность.

К окончанию четвертого класса школьники долж­ны уметь:

ходить, бегать, выполнять гимнастические и танце­вальные движения, их композиции свободно и непри­нужденно, участвуя в различных групповых перестро­ениях; выполнять движения с предметами; отмечать в движении сильную долю такта; воспроизводить дви­жениями воспринятый на слух ритмический рисунок музыкального отрывка;

определять характер музыки; воспринимать на слух звучание различных духовых инструментов; опознавать на слух песни и фрагменты из произведений круп­ных музыкальных форм;

Внятно, выразительно, естественно произносить рече­вой материал урока, соблюдая его ритмическую и зву­ковую структуру; правильно произносить все звуки рус­ского языка в словах, фразах, текстах, а также в слогах и слогосочетаниях, четко дифференцируя в произноше­нии звуки свистящие и шипящие, носовые и ротовые, слитные и щелевые; произносить речевой материал слит­но, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное и логическое ударения, правила орфоэпии, интонаци­онную выразительность.

Структурой музыкально-ритмического занятия в школе для слабослышащих детей предусмотрена специальная ра­бота по формированию музыкально-ритмических движе­ний, исполнению песен и игры на несложных инструментах, слушанию музыки, работа над выразительной интонирован­ной речью (с помощью фонетической ритмики).

Развивающиеся в ходе музыкально-ритмических заня­тий (наряду с занятиями в слуховом кабинете, во внекласс­ное время) способности слабослышащих школьников слу­шать музыку, исполнять вокальные упражнения и песни («начала приближенно, а затем все более точно интонируя исполняемую мелодию), играть на некоторых музыкальных инструментах, танцевать вызывают у уча­щихся высокий эмоциональный подъем, интерес к музы­кальной деятельности.

Экспериментальная методика состоит в том, что вместо занятий физической культурой проводилась ритмическая гимнастика, которая состоит из подготовительной (10 мин.), основной (15 мин.), и заключительной (5 мин.) части занятий.

В подготовительной части занятия применялись простые и общеразвивающие упражнения: Перестроение «уступами»; приставные шаги вправо и влево с хлопками и прыжком на двух; приставные шаги вправо и влево с одновременными движениями руками и ногами; танцевальные шаги вперед и назад с одновременными движениями руками и ногами; скрестные шаги вправо и влево с хлопком и прыжком на двух; скрестные шаги вправо и влево с одновременными движениями руками и ногами; бег и прыжки низкой интенсивности с танцевальными элементами; шаговые упражнения с танцевальными элементами.

В основной части занятия применялись общеразвивающие и специальные комплексы упражнений (приложение №1). Применялись упражнения в партере (Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.): на силу мышцы брюшного пресса; на силу ягодичных и мышц задней поверхности бедра; на силу приводящих и отводящих мышц ног; на силу мышц рук и плечевого пояса; упражнения на растяжку. Упражнения выполнялись ритмично, в спокойном, среднем темпе. Каждое упражнение повторялось 6-8 раз. Количество упражнений в комплексе 6-8.

В конце заключительной части использовались упражнения на восстановления дыхания и чувство правильной осанки.

Применение ритмической гимнастики в экспериментальной методики даёт возможность нормализовать тонус мышц, улучшить физическое развитие и физическую подготовленность, а также добиться положительных результатов.

 

 

Занятия ритмикой в 1 классе

Занятие 1

Цель: познакомить с построением в шеренгу, в колонну, с ходьбой под марш и бегом под быструю музыку.

Ход занятия:

Ученики входят в класс под марш, исполняемый учителем, обходят его и строятся в шеренгу. Учитель обращает внимание детей на выравни­вание носков ног по одной линии. Затем он объясняет, как надо пере­строиться в колонну по одному (обращает внимание учеников на соблю­дение расстояния между ними).

Учитель предлагает ученикам идти друг за другом под марш, соблю­дая расстояние, затем встать в круг.

Далее он знакомит учеников с гимнастическими упражнениями.

Примерный комплекс:

И.п. — ноги вместе, руки перед грудью, согнуты в локтях. На раз (вдох) — развести руки в стороны; на два (выдох) — вернуться в и.п.

И.п. — ноги вместе, руки на поясе. На раз — руки к плечам; на два — поднять руки вверх, ладони внутрь; на три — руки к плечам; на четыре — вернуться в и.п.

И.п. — вытянутые вперед руки. Сжимать и разжимать пальцы (8 раз), бросить руки вниз.

Учитель контролирует выполнение упражнений: дыхание должно быть ровным, руки прямыми при подъеме вверх.

После разучивания движений гимнастических упражнений учитель произносит гласные звуки а, о, у на одном выдохе (сначала долгие, по­том краткие). Затем ученики произносят эти звуки. Закрепив эти умения, ученики повторяют звуки с движениями. По аналогии отрабатывают сло­ги па, по, пу.

Приступая к работе над пением и слушанием музыки, учитель предлага­ет детям сесть на стулья, расположенные перед пианино. При этом он обязательно контролирует правильную осанку учеников: сидеть ровно, руки лежат на коленях. Затем учитель поет звуки а, о, у отрывисто и слитно на нотах ДО, РЕ, МИ первой октавы, и ученики повторяют то же.

Учитель спрашивает учеников, знают ли они, какое сейчас время го­да, и предлагает им послушать песню «Осень». Можно сначала пропеть песню, затем провести беседу по ее тексту, а можно наоборот.

После этого учитель проигрывает два музыкальных отрывка: пер­вый — в умеренном темпе (марш), второй — в быстром темпе (галоп) и спрашивает учеников, что можно делать под марш (маршировать), а что — под галоп (бежать). При повторном проигрывании этих музы­кальных отрывков ученики выполняют соответствующие движения.

Затем учитель предлагает послушать тихую и громкую музыку, объяс­няя, что под тихую дети должны негромко хлопать в ладоши, а под гром­кую — громко, энергично.

В заключение занятия учитель подводит итоги и предлагает ученикам домашнее задание — выполнить рисунки к песне «Осень».

 

Занятие 2

Цель: учить изменять движения в зависимости от темпа музыки (бы­стро, медленно); строиться в шеренгу, в колонну по одному; работать над вопросительной и восклицательной интонациями, изменением высоты голоса; продолжать знакомство с песней «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Ход занятия:

Ученики входят в класс под марш и строятся в шеренгу. Учитель напо­минает ученикам, как они должны стоять в шеренге (носки на одной ли­нии, спина ровная), затем командует: «Встаньте в колонну»; «Встаньте в шеренгу». Он предлагает ученикам прослушать две различные мело­дии и задает вопрос: «Что вы будете делать сейчас?» В зависимости от мелодии они отвечают: «Бегать»; «Шагать».

Учитель обращает внимание учеников на то, что с остановкой музыки они должны останавливаться. Затем он показывает гимнастические уп­ражнения, разученные на предыдущем уроке, и ученики выполняют их под музыку самостоятельно.

Учитель предлагает всем ученикам произнести на одном выдохе слитно гласные а, о, у, потом слоги па, по, пу. Затем то же самое, но индивидуаль­но. Кроме того, следует произносить гласные с различной интонацией (во­просительной, восклицательной), а слог па — на звуках разной высоты.

Учитель предлагает ученикам произносить слог па в различном темпе: па, па (медленный), па, па, па (нормальный, разговорный), па, па, па, па (быстрый).

Затем он исполняет песню «Осень» и задает вопрос: «Какую песню вы услышали?» Он предлагает ученикам рассказать содержание песни по рисунку, выполненному дома.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок первого куплета песни сам, а затем вместе с учениками. Пропев гласные звуки а, о, и в прямом и обратном порядке, он предлагает сделать то же ученикам. Обращает внимание на правильную артикуляцию в произношении звуков и на дыха­ние. Учитель проигрывает марш и объясняет, что под тихую музыку надо спокойно ходить по всей комнате, а под громкую — энергично марширо­вать на месте. Далее он предлагает ученикам провести игру (например, «Будь ловким») и знакомит с ее содержанием.

В конце занятия учитель подводит его итоги и задает вопросы, каса­ющиеся содержания игры.

 

Занятие 3

Цель: закрепить умения построения в шеренгу, в колонну, познако­мить с хороводным шагом, построением в круг, разучить песню «Осень».

Ход занятия:

Ученики входят друг за другом под марш. По прекращении музыки они останавливаются, соблюдая определенное расстояние. Учитель предлагает одному из учеников скомандовать: «Встаньте в шеренгу», «Встаньте в колонну», «Встаньте в круг». Затем он задает ученикам воп­рос: «Что вы сделали?» Они отвечают: «Мы встали в шеренгу». Необхо­димо, чтобы на последующих уроках каждый ученик побывал в роли учителя.

Ученики выполняют роль учителя и во время исполнения гимнасти­ческих упражнений, разученных на предыдущих уроках. Учитель играет на инструменте, а ученики по очереди демонстрируют под эту музыку движения. Он следит за четким выполнением упражнений и делает за­мечания.

Далее учитель закрепляет с учениками произношение звуков а, о, у движениями. Он вводит новые звуки и, э, которые произносит с движе­ниями, меняя интонацию (восклицательную и вопросительную). Учитель произносит слоги па, по, пу, пи, пэ. Ученики повторяют слоги. Произно­сить их рекомендуется на одном выдохе, меняя высоту голоса, в различ­ном темпе.

Затем учитель предлагает ученикам взяться за руки и объясняет, как правильно нужно ходить по кругу хороводным шагом (идти друг за дру­гом медленным и четким шагом).

Учитель поет хороводную песню «На горе-то калина». Ученики выпол­няют соответствующие движения.

По предложению учителя один из учеников воспроизводит движе­ния марша или бега. Остальные определяют характер музыки (музыку предлагают в зависимости от степени снижения слуха учеников). Уче­ники строятся в колонну по одному. Затем учитель проигрывает марш громко либо тихо и назначает двух ведущих, объясняя, что под гром­кую музыку (марш или галоп) дети идут за тем, кто стоит первым, а под тихую — за последним, т.е. разворачиваются в противоположную сторону.

Приступая к работе над пением, учитель обращает внимание учеников на правильную осанку при пении. Он предлагает сначала I делать вдох, а потом на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Желательно предоставить такую воз­можность каждому ученику.

Учитель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает вопрос: «Ритмический рисунок, какой песни прохлопан?» Затем он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем вместе. Ученики пропевают ритм на слоге па под аккомпанемент учителя. Далее учитель проводит игру, предложенную им на предыдущем уроке.

Занятие 4

Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках.

Ход занятия:

Ученики входят под марш. Учитель предлагает ученикам встать в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по ин­струкциям ученика (см. занятия 2—3). Затем он закрепляет у учени­ков хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопро­вождения. Необходимо, чтобы круг оставался правильным. Затем ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение учи­теля.

Далее учитель объясняет ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражне­ния, разученные на предыдущих занятиях. К этим упражнениям ре­комендуется добавить одно новое, например «пружинку» (полупри­седание).

Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с движениями. Далее — произносить сочетания гласных ау — уа с изменением высоты голоса. Наконец, произносить слог па в различном темпе (см. занятия 2—3).

Учитель показывает, как следует произносить звук м с движениями. Затем предлагает произнести слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с движениями. Каждый ученик проговаривает слоги. Затем дети прослу­шивают два музыкальных отрывка — марш и галоп.

Учитель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по ха­рактеру (марш — праздничный, торжественный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (тихая, громкая); что надо делать под марш, а что — под галоп или любую быструю музыку. Он объясняет, что под громкий марш следует шагать друг за другом, высоко подни­мая колени; под тихий марш — шагать тихо по всей комнате.

Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. предыдущие занятия), слог па — слитно и отры­висто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе.

Занятие 5

Цель: учить слушать и передавать в движениях легкий характер му­зыки; улучшать качество поскока; продолжать работать над изменением высоты голоса, над слитностью произношения слов и выразительностью в стихотворном тексте.

Ход занятия

Ученики входят под марш и выполняют поскоки (руки свободны, корпус не напряжен) под музыку. Учитель изменяет ее темп (замедляет или ускоряет). Дети соответственно меняют темп своих движений. Затем строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гимнастики.

И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад

На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре вернуться в и.п.

И.п. — основная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсед (ок­ругляя спину), соединить локти; на три-четыре вернуться в и.п. (отвести локти назад).

И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсед на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку вправо; на два — вернуться в и.п. То же в другую сторону.

И.п. — основная стойка. На раз-два полуприсед на одной ноге, поднимая другую, согнутую, вперед (округляя спину), коснуться локтями со­гнутого колена; на три-четыре отвести согнутую ногу в сторону на носок/ поднять локти в стороны вверх, предплечья вниз, лопатки соединить. То­же другой ногой.

Ученики строятся в круг. Прежде всего, они произносят изолированный гласные звуки а, о, у, и, а, слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:

Учитель по слуховой работе и воспитатель уже выучили к этому занятию с учениками слова песни «Осень». Можно написать песню на плакате. Ученики поют ее в медленном темпе. Учитель следит за правильным дыханием.

После разучивания песни «Осень» учитель знакомит учеников с понятием о низких и высоких звуках, выясняя, что высокий голос — у птички, низкий — у медведя. Он показывает ученикам фланелеграф и предлагает в зависимости от высоты звука прикрепить к со­ответствующей полоске фланелеграфа силуэт птички или медведя. Затем он проводит игру, как на предыдущих занятиях, и подводит итоги занятия.

Занятия во 2 классе

Занятия 1-4

Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, пере­страиваться в два-три круга; учить движениям пружинного шага; доби­ваться четкого интонирования мелодии песни.

Ход занятия

После входа учеников под марш учитель предлагает им послушать музыкальные отрывки различного характера. Ученики определяют ха­рактер мелодии и выполняют соответствующие движения (марш, по­скок, боковой галоп). Учитель дает за экраном указание: «Идите, взяв­шись за руки, пружинным шагом по кругу». Дети выполняют движения под музыку. Учитель продолжает: «Повернитесь кругом и идите в противоположном направлении». Он проигрывает любое музыкальное произведение, состоящее из двух частей, и предлагает ученикам на первую часть идти по кругу хороводным шагом, а на вторую — перестроиться в два круга и идти тем же шагом в двух кругах. После этого ребята строятся в колонну по три для разучивания упражнений ритми­ческой гимнастики (см. занятие 1). (На пятом занятии ученики выпол­няют этот комплекс упражнений по показу одного из учеников.)

Далее ученики перестраиваются в круг и работают над стихотворным шкетом (см. занятие 1). На третьем-четвертом занятии учитель делит их ни две группы. Первая группа проговаривает звуки а, у низкими голоса­ми, а вторая группа — высокими голосами. Потом — наоборот.

Приступив к работе над пением, учитель проигрывает музыкальное вступление к песне. После ответов на вопрос о том, к какой песне прозвучало

музыкальное вступление, он исполняет его еще раз. Затем все ученики поют песню. Учитель раздает музыкальные инструменты, предварительно повторив их названия, и проигрывает мелодию «Во саду ли...» (муз. рус. народная). Ученики определяют ее характер. Да лее они называют инструменты, на которых можно исполнять первую часть (треугольники, металлофоны, колокольчики) и вторую (добавить бубны, маракасы, румбы). Дети вместе с учителем воспроизводят мелодию. На третьем занятии учитель выбирает солиста, который начинает самостоятельно играть на металлофоне.

Учитель проводит игру «Чей кружок скорее соберется?» (муз. Т. Ло­мовой). Проигрывая мелодию, учитель просит учеников дать ее характеристику. Затем знакомит их с движениями и проводит игру.

Занятия 5—7

Цель: учить слышать и передавать в движениях характер музыки, изменять движения в зависимости от динамических оттенков в музыке; передавать динамические оттенки текста голосом; совершенствовать легкий подвижный поскок и пружинящий шаг.

Ход занятия

После входа учеников под марш учитель объясняет им, что сейчас бу­дет звучать музыкальное произведение, состоящее из четырех частей Под первую часть музыки они должны двигаться друг за другом направо по кругу легким поскоком (руки не напряжены); под вторую часть — двигаться поскоком в левую сторону; под третью часть — свободно расходиться по классу мягким пружинящим шагом (руки на поясе); под четвертую часть — строиться в два круга и идти хороводным шагом. Он проигрывает каждую часть музыки отдельно и показывает ученикам, какие движения следует выполнять под нее.

На шестом занятии учитель исполняет каждую часть отдельно и спра­шивает учеников, какие нужно выполнять движения под нее. На седьмом занятии он исполняет музыкальное произведение целиком, а ученики самостоятельно изменяют движения в зависимости от его частей.

Ученики строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гимнастики. Сначала бегут на месте, высоко поднимая голень (дыхание равномерное).

И.п. — стойка пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. На раз — присед пятки от пола не отрывать; на два — встать, поднять руки вверх через сторон!

И.п. — стойка пятки вместе, ноги врозь, руки скрещены перед грудью. Н, раз — присесть с выведением рук в стороны вниз; на два — вернуться в и

И.п. — туловище слегка наклонено вперед. Вращать плечами вперёд и назад в ритме музыки (двигать только плечами).

Ученики строятся в круг. Учитель проговаривает следующий стихо­творный текст с движениями:

Скажи погромче слово «гром»! Грохочет слово, словно гром!

Скажи потише «шесть мышат» — и сразу мыши зашуршат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.72 (0.015 с.)