Основные методические принципы построения занятий по развитию слухового восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методические принципы построения занятий по развитию слухового восприятия.



Занятия по развитию слухового восприятия проводятся путем выполнения специальных упражнений, в основу которых положены определенные методические принципы.

1. Звуковой материал, в виде фраз, слов, звуков, предъявляемый ребенку должен соответствовать его слуховым возможностям. При проведении занятий надо исходить из слуховых возможностей каждого отдельного ребенка, поскольку у всех слуховые возможности разные. Лучше иметь однородную по слуху группу детей. Нельзя вместе проводить занятия с глухим ребенком первой и четвертой группы, поскольку у них различная степень остаточного слуха.

2.Звуковой материал должен иметь значимость, то есть каждому предъявляемому слову, или фразе должен соответствовать какой-либо предмет, или действие. При выработке слуховых различий, дифференцировок, очень важно чтобы им соответствовал конкретный образ в виде предмета или действия. Если дифференцируются звуки, издаваемые игрушками, то ребенок должен держать в руках эти игрушки, заставлять их звучать. Если дифференцируются звуки речи, то ребенку следует их записать, увидеть и услышать их в слове, во фразе, на картинке, если слово обозначает какой либо предмет или действие, его надо подержать в руках. Если дифференцируемые речевые звуки не включены в слова, то следует написать их на доске, или в тетради. Каждый звук, слово должны быть распознаны разными органами чувств, и чем больше ощущений вызовет звук, слово, тем лучше оно будет дифференцироваться и произноситься.

3.Слуховые упражнения вначале должны быть направлены на различение грубых дифференцировок. Необходимо постепенно переходить от грубых акустических разных звуков к акустически близким звукам. Вначале вырабатывается восприятие звуков окружающей среды и их различение, затем восприятие речи в виде слов, фраз, текстов, гласных и согласных звуков. Наиболее трудными звуковыми дифференцировками являются звуки близкие по акустическим характеристикам.

Для того чтобы ребенок почувствовал разницу в произносимых звуках, его знакомят с материалом для слуховых упражнений, а при затруднениях в слуховом восприятии, привлекают зрительное и тактильно – вибрационное ощущение. Пишут таблички, или пишут слова на доске, несколько раз произносят их, так чтобы ребенок мог видеть губы, прикасаться к гортани при произнесении звука, если слово означает звучащий предмет, то надо подержать его в руках. После знакомства с материалом предлагают повторить упражнения только с помощью слухового восприятия, когда ребенок не видит губ говорящего, исключается и тактильно-вибрационные ощущения, ребенок должен опираться только на слуховое восприятие. Если ребенок не может повторить произносимого слова, то вновь начинается процесс ознакомления, а затем вновь тренируется слуховое восприятие.

Использование слухового восприятия.

Систематические упражнения по развитию и использованию слуха качественно улучшают произношение глухих детей, способствуют выработке правильного словесного и логического ударения при разделении фразы на смысловые группы слов, способствуют выработке более быстрого темпа речи, чем это бывает у глухого ребенка.

Благодаря использованию слухового восприятия глухие дети третьей, четвертой групп устраняют дефекты голоса, произношения гласных и многих согласных звуков. Устраняют нарушения произношения целых слов и фраз. Единственным нарушением остается мелодика предложений, которая связана с восприятием высоких звуков от 4096 Гц и выше, которые глухие не воспринимают.

У глухих второй группы с помощью слухового восприятия также возможно устранение дефектов голоса, но в соответствии с их меньшими слуховыми возможностями, они в состоянии улучшить произношение гласных, произношение отдельных слов и фраз.

В первой группе глухих слуховое восприятие в состоянии способствовать различению очень громких, грубо противопоставленных друг другу неречевых звуков.

У слабослышащих детей, с их лучшими слуховыми возможностями, систематические упражнения по развитию слухового восприятия дают возможности для общения с окружающими, привлекая одновременно зрительное восприятие в виде чтения с губ.

Слабослышащие дети с небольшим снижением слуха могут общаться с окружающими при помощи слухового восприятия, а чтение с губ может служить дополнительным средством в общении.

Периодически индивидуальные занятия по восприятию звука чередуются с фронтальными занятиями с группой детей со звукоусиливающей аппаратурой. Такие занятия помогают накопить словарный запас, овладеть грамматическим строем языка, улучшают произношение, интонации речи, потому что ребенок слышит, как он произносит слово, как это слово произносят другие дети, преподаватель, и пытается подражать им.

С помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать на слух звуки в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речи. Именно на этом этапе начинают образовываться связи между слуховой, зрительной, двигательной речевой системами, и это комплексное восприятие речи структурами мозга позволяет понимать речь и воспроизводить ее.

Работа со звукоусиливающей аппаратурой перемежается с индивидуальными занятиями без звукоусиливающей аппаратуры, которая учит детей пользоваться своим сниженным слухом на улице, и в шумных помещениях.

Гигиена слуховой работы.

Приступая к слуховой работе, педагог знакомиться с характером нарушения слуха учеников, различая нарушения нейросенсорной, кондуктивной или смешанной функций. Желательно подобрать группу с одинаковой степенью сохранности остаточного слуха по результатам тональных аудиограмм. Как правило, детям перед поступлением в детский сад неоднократно исследуют слух.

У глухих и слабослышащих детей четвертой степени с нейросенсорной тугоухостью пороги восприятия звуков очень близки к порогам, вызывающим болевые и неприятные ощущения, что связано со значительным снижением слуха. То есть динамический диапазон слабослышащих и глухих детей значительно сужен. Если динамический диапазон у слышащих людей составляет 110 –120 дБ, то у слабослышащего он составляет 30 – 50 дБ, а у глухих 10 – 15 дБ. Особенно важным это становится при использовании звукоусиливающей аппаратуры, когда ребенок работает с интенсивным усилением звука до 110 дБ, которое может вызвать неприятное и даже болевое ощущение и повышенную утомляемость. Поэтому надо следить за усилением звука у глухих детей, поскольку усиление звука над порогом, даже на 10 дБ может вызвать болевые ощущения.

У детей с повышенной чувствительностью к надпороговым звукам, желательно иметь аппарат с автоматической регуляцией интенсивности звука, или регулировать интенсивность звука в зависимости от слуха ребенка, избегать чрезмерно сильных звуков и ограничивать время слуховых занятий. В начале работы со звукоусиливающей аппаратурой, время непрерывного занятия не должно превышать 15 мин.

Для профилактики ухудшения остаточного слуха, которое не исключается при работе со слуховым аппаратом, необходимо периодическое ограничение или полное выключение уровня звукового давления в течение дня. Попеременное ношение слухового аппарата на правом и левом ухе при симметричной тугоухости. Контрольное обследование слуха с помощью аудиометра два раза в год, контрольное, аудиометрическое обследование после пяти часов непрерывного пользования слуховым аппаратом, и через один, два дня, после исключения использования аппарата. Периодический контроль слухового аппарата по соотношению сигнала к шуму, и по максимальному выходному уровню звука.

Не все дети испытывают неприятные ощущения при усилении слуховых порогов, дети могут не испытывать неприятных ощущений даже при значительном усилении слуховых порогов. Зная индивидуальные особенности слуховой функции ребенка, можно активизировать темп и продолжительность работы.

Занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры должны быть противопоказаны во время обострения хронического среднего отита с гнойными выделениями и без выделений, и могут быть возобновлены после выздоровления.

Использование слуховых аппаратов противопоказано в случае возникновения головокружения, что указывает на раздражение вестибулярной системы внутреннего уха, при сильной головной боли, при психических расстройствах.

 

 

ЧАСТЬ II

РЕЧЕВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ.

Речевая система представляет собой многоуровневую структуру, в которой различают периферический, проводниковый и корковый отделы. К периферическому отделу относят исполнительные органы речи.

Исполнительными органами речи являются органы нижних и верхних дыхательных путей. Органы нижних дыхательных путей это легкие, образующие воздушный поток во время выдоха, который проводится через бронхи и трахею к гортани, а также мышцы грудной клетки, диафрагма, мышцы брюшного пресса, усиливающие, как вдох, так и выдох.

К органам верхних дыхательных путей относится гортань, как орган фонации, с помощью которого из воздушного потока образуется звук, а также органы, усиливающие гортанный звук, осуществляющие звуковую переработку гортанного звука. Это преддверие гортани, глотка, полость рта, носа, и придаточные пазухи носа, все эти органы иначе называют надставной трубой. К надставной трубе относятся мышцы лица, зубы, язык, твердое и мягкое небо, как артикуляторные органы речи, которые направленно изменяют звучание, создавая многообразие фонем, из которых складывается речь.

Проводниковый отдел речевой системы.

К мышцам и слизистой оболочке исполнительных органов речевой системы из полости черепа, с двух сторон подходят черепно-мозговые нервы: тройничные нервы Y пара, лицевые нервы VII пара, языкоглоточные нервы IX пара, блуждающие нервы X пара, добавочные нервы XI пара, подъязычные нервы XII пара. А так же нервы, выходящие с двух сторон из шейного отдела спинного мозга, которые разветвляются в мышцах шеи под подъязычной костью, и в дыхательных мышцах.

Черепно-мозговые и спинномозговые нервы являются отростками чувствительных и двигательных нервных клеток. Чувствительные нервные клетки расположены либо вместе с двигательными клетками, либо в чувствительных ганглиях в стволе нерва.

Двигательные нервные клетки, объединенные в ядра, расположены в стволе головного или спинного мозга. Черепно-мозговые и спинномозговые нервы составляют периферическую часть проводникового отдела, и проводят по соответствующим волокнам, как чувствительные, так и двигательные, нервные импульсы.

Чувствительные волокна нервов контактируют с рецепторами слизистой оболочки исполнительных органов речи, их мышцами и связками, воспринимая нервные импульсы, в них возникающие. В нервных импульсах рецепторов содержится информация, связанная с изменением формы, положения, напряжения мышц исполнительных органов речи. Информация передается чувствительными волокнами черепно-мозговых и спинномозговых нервов в их чувствительные ядра в головной или спиной мозг, или в чувствительные ганглии.

Двигательные волокна черепно-мозговых нервов, контактируют с эффекторами мышц органов речи, приводя их в движение с помощью двигательных импульсов, исходящих из двигательных ядер головного, и спинного мозга.

Центральная часть проводникового отдела речевой системы начинается от чувствительных ганглиев, или ядер и двигательных ядер черепно-мозговых и спинномозговых нервов. Это проводящие, нервные пути речевой системы, которые идут в общем потоке проводящих путей. Чувствительные, восходящие, афферентные пути проводят нервные импульсы к чувствительным корковым центрам в теменной доле мозга. Двигательные, нисходящие, эфферентные пути проводят нервные импульсы от двигательных центров в лобной доле головного мозга к двигательным ядрам черепно-мозговых и спинномозговых нервов в стволе головного мозга, и в спинном мозге.

Корковые центры чувствительности органов речи располагаются в первичных, сенсорных зонах задней, центральной извилины, и в нижних отделах теменных долей мозга.

Корковые двигательные центры органов речи располагаются в нижних отделах передней центральной извилины, и впереди нижних отделов передней центральной извилины лобной доли мозга, в моторном центре речи.

Нарушения, возникающие в исполнительных органах речи, в нервах их иннервирующих расценивают как периферические, а нарушения, возникающие в центральной части проводникового отдела и коре головного мозга как центральные нарушения.

 

ГЛАВА I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.019 с.)