Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет развития навыков слухового восприятия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Успешное развитие слухового восприятия невозможно без оценки состояния слуховой функции каждого ребенка. Методика оценки слуховых возможностей зависит от уровня владения речью и от состояния слуха (у говорящих детей). У неговорящих детей вырабатывают условную двигательную реакцию на звук и определяют, на каком расстоянии они могут ощущать звучание речи и игрушек (см. стр. 19—24). Полученные в ходе целенаправленного обучения максимальные результаты сопоставляют с данными тонального слуха. При их совпадении (см. табл. 5) можно говорить о той или иной степени снижения слуха. У говорящих детей проверяют их возможность воспринимать на слух речь. При этом глухим детям предлагают различать на слух слова, а слабослышащим — распознавать. Для проверки слуха глухих детей, овладевших словесной речью б процессе обучения, подбирают три группы хорошо знакомых слов1 1-я группа — три слова с различной слого-ритмической структурой типа: мяч — папа — бабушка (шар — мама — девочка; дом — рыба — собака и т. п.); 2-я группа — два слова с одинаковой слого-ритмической структурой и одно отличное от первых двух типа: рыба — папа — барабан (кукла — зайка — собака; лопата — машина — кофта и т. п.); ________________________________________________ 1 в соответствии с методикой, предложенной Е.п. Кузьмичевой и И.Ф. Федосовой.
З-я группа — три слова с одинаковой слого-ритмической структурой типа: лопата — собака — тарелка (дом — кот — мяч; дедушка — девочка — яблоко; карандаш — самолет — молоко и т. п.). К словам подбираются соответствующие картинки. Проверка проводится без звукоусиливающей аппаратуры (на одно и второе ухо). Ребенку предлагают различать слова первой группы (сна чала слухо-зрительно, а затем, прослушав образец звучания, и на слух). Если дошкольник различает эти слова, ему аналогично предъявляют речевой материал второй группы. Если он справляется и с их дифференциацией, то предлагают слова третьей группы. Ребенку, который различает и слова после дней группы, для восприятия на слух предъявляют речевой материал всех трех групп, т. е. 9 слов: перед ним выкладывают соответствующие картинки, и он должен показать и назвать ту, которую на ухо произносит педагог. Если и это задание оказывается ему по силам, то можно предположить, что по состоянию слуха он не глухой, а слабослышащий ребе нок, и его слух нужно обследовать другой методикой (см. ниже). Следует отметить, что и глухой ребенок способен к различению на слух знакомых слов при выборе из девяти. Но это может быть результатом или раннего (в первые 1,5 года) начала коррекционной работы, или ее многолетнего (не менее 2,5—З лет) проведения. Результаты различения на слух слов сопоставляют с данными тонального слуха. Все глухие дети имеют очень высокие пороги восприятия (средняя потеря слуха на основных речевых частотах 500, 1000 и 2000 Гц более 85 дБ), но разный частотный диапазон: до 250, 500, 1000 Гц и более. дети, которые не различают на слух первую группу слов, имеют, как правило, сохранность частотного диапазона не более 250 Гц. Дети, которые различают слова первой группы, но затрудняются в дифференциации слов второй группы, имеют частотный диапазон слуха, как правило, до 500 Гц. Дети, которые различают слова первой и второй группы, но затрудняются в дифференциации слов третьей группы, имеют сохранность частотного диапазона, как правило, до 1000 Гц. Дети, которые различают слова первой, второй и третьей группы, но затрудняются при дифференциации всех девяти слов, имеют частотный диапазон более 1000 Гц. Дети, способные различать слова всех трех групп, но не узнающие на слух хорошо знакомые слова без опоры на картинки, являются пограничными. Целесообразно провести аналогичную проверку и с индивидуальными слуховыми аппаратами (если ребенок уже слухопротезирован и подобран режим звукоусиления), с тем что бы определить возможности детей в восприятии речи с их помощью. Слух слабосльшащих говорящих детей проверяют в ходе распознавания ими знакомых слов. Как правило, используют списки слов Л.В. Неймана (см. Приложение 2). К словам подбирают соответствующие картинки. Проверку проводят без использования звукоусиливающей аппаратуры (на правое и левое ухо). Педагог в ходе общения с ребенком (или в процессе выработки условной двигательной реакции на звук) определяет, на каком расстоянии он реагирует на голос разговорной громкости, например у ушной раковины (у/р), на 0,1 м от уха, на 0,5 м, на 2 м и т. п. держа перед собой картинки и не показывая их ребенку, педагог с того расстояния, которое он выявил (т. е. у у/р, 0,1 м, 0,5 м...), произносит первое слово и просит до- школьника повторить его. Если ребенок слово узнал, он полу чает соответствующую картинку, а педагог, отойдя немного дальше, предъявляет следующее слово. Если дошкольник слово не узнал на слух, то оно повторяется ближе к его уху. Если и в этом случае оно остается не узнанным, педагог повторяет его для слухо-зрительного восприятия и отдает ребенку соответствующую картинку. Так определяется примерное расстояние, на котором дошкольник слышит речь: у/р,0,4 м, 1,5 м и т. д. Если ребенок воспринимает на слух слова на расстоянии 1 м и более, проверяют, узнает ли он их при произнесении шепотом и на каком расстоянии. Обследование начинают у уха дошкольника. При предъявлении первых 2—З слов определяют возможность восприятия шепота (если ребенок не повторяет слово, произнесенное шепотом, нужно повторить его голосом разговорной громкости), и при положительном результате де лают попытку увеличить расстояние. Полученные результаты соотносят с данными тонального слуха), стояние слуха определяется по результатам лучше слышащего уха). В соответствии с классификацией Л.В. Неймана: — дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м и слышащие шепот хотя бы у ушной раковины, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 500, 1000 и 2000 Гц до 50 дБ (тугоухость I степени); — дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии 0,5—1 ми не слышащие шепот, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 50— 70 дБ (тугоухость II степени); — дети, воспринимающие речь разговорной громкости на расстоянии у/р — 0,5 м, имеют среднюю потерю слуха на основных речевых частотах 70—85 дБ (тугоухость III степени). Часто в ходе обследования ребенок не повторяет слова. В этом случае нужно предложить их для различения на слух, т. е. выложить перед ним соответствующие картинки (6— 10 картинок в зависимости от возраста), которые он должен показывать в ответ на слово, произнесенное педагогом. Результаты, т. е. расстояние, на котором дошкольник узнает слова в этих условиях, будут несколько лучшими, чем при распознавании на слух, что следует учитывать. Проверку целесообразно проводить на материале сбалансированных списков слов, которым, например является материал, предложенный Л.В. Нейманом. Но ребенок не знает большинства слов списка, то нужно составить свой комплект контрольного материала в соответствии с индивидуальным словарем каждого ребенка. Важно включить в тестовый материал как низко-, так и высоко- и среднечастотные слова типа: Вова, волк, вода; чай, чайник, щи, ящик, часы; мама, папа, лопата и т. д. Подобную проверку следует провести и с индивидуальными слуховыми аппаратами (желательно при восприятии одного списка слов правым ухом, другого — левым, третьего бинаурально, т. е. при прослушивании двумя ушами). Это важно и для выявления слуховых возможностей слабослышащего ребенка, и для получения точки отсчета результативности дальнейшей работы по развитию слухового восприятия. Такова методика педагогического обследования состояния слуховой функции глухих и слабослышащих дошкольников. Остановимся на методике проверки усвоения умений и навыков, предусмотренных программой по развитию слухового восприятия. В середине и в конце каждого учебного года проводят проверку усвоения детьми программного материала по развитию слухового восприятия. Аналогичную проверку проводят и в начале учебного года, с тем, чтобы установить, насколько, дети сохранили за лето умения и навыки. Контрольный мате риал предлагается в привычных для каждого ребенка условиях звукоусиления, т. е. в тех, в которых он лучше справляется с заданиями. При этом предпочтение следует отдавать восприятию материала с индивидуальными слуховыми аппаратами. Умение детей воспринимать на слух неречевые и речевые сигналы (включая различение музыки, пения и разговора, сольного, оркестрового и хорового исполнения, голосов птиц и животных) проверяют на 2—З фронтальных занятиях в на чале, в середине, и в конце каждого учебного года. На одно занятие берут 2—З вида упражнений. Дети выполняют их как все вместе, так и по 2—З человека и по одному. При этом индивидуально опрашиваются в первую очередь наиболее слабые дети, чтобы исключить возможность выполнения заданий не на основе слухового восприятия, а по подражанию другим детям. При проведении занятий отмечают также и владёние детьми специфическим для слуховых занятий словарем, например названия используемых звучащих игрушек: играй те на барабане (пианино), говорите (играйте), долго (кратко, громко, тихо, слитно, быстро, медленно), отхлопайте ритм и т. п. Умение воспринимать на слух речевой материал проверяют на нескольких индивидуальных занятиях. В детском саду для глухих детей проводят следующие проверки: — на первом году занятий в середине года выявляют умение различать на слух звукоподражания при выборе из 2—З; в конце года — умение различать звукоподражания, лепетные и полные слова при выборе на 2—З, а так же умение опознавать на слух звукоподражания и лепетные слова; — на втором году занятий в середине года — умение различать (при выборе из 4—5) и опознавать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова; в конце года — различать (при выборе из 5—7) и опознавать на слух слова и словосочетания и различать фразы при выборе на 3-51; __________________________________________________________________ 1 дети, начавшие обучаться с трех лет, на первом году занятий должны научиться различать на слух при выборе из З—5 звукоподражания и слова и опознавать на слух звукоподражания; на втором году — различать (при вы боре из 7—10) и опознавать на слух звукоподражания и слова, различать на слух фразы при выборе из 6—8.
— на 3—5-м годах занятий в середине года проверяют опознавание на слух 10 контрольных речевых единиц, в которые входят слова, словосочетания, фразы и тексты (детские стихи и песенки); в конце года — опознавание на слух 20 контрольных единиц, состоящих из слов, словосочетаний, фраз и текстов (детские песен и стихи). Слова и фразы должны быть даны вразбивку. Речевой материал не должен подбираться по тематическому принципу. Он повторяется не более двух раз. Приведем пример контрольного материала (на конец обучения в старшей группе):
Дай ложку рубашка карандаш Убери бумагу Как тебя зовут? Ешь суп Один чашка стихи про самолет Надень платье Здравствуй четыре тарелка песенка «Про маму» пальто шапка Попроси карандаш бумага молоко Как твоя фамилия?
В конце последнего года обучения педагог проверяет умение детей опознавать на слух знакомые тексты, отвечать на вопросы и выполнять задания по ним (проводится работа с одним пройденным текстом). Педагог выявляет, и умение дошкольников воспринимать на слух незнакомый по звучанию материал. С этой целью ребенку предъявляют 10 слов, например: жук, масло, сентябрь, шуба, завтрак, шуба, вторник, туфли, лед, ужин, которые повторяются до 3—5 раз. При этом фиксируется воспроизведение дошкольником каждого слова. В группах для слабослышащих детей на первом году занятий в середине года выявляют умение различать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова при выборе из 3—5, а также опознавать их; в конце года — умение различать звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, ко роткие фразы типа: Самолет летит; Таня моет куклу и фразы-поручения типа: Дай мяч; Встань; при выборе из 3—б (детям со средней и легкой тугоухостью предлагается различать при большем выборе — из 7—10), а также опознавать данный речевой материал.
На последующих годах занятий в середине и в конце года проверяют опознавание на слух 20 контрольных речевых единиц: слов, словосочетаний, фраз и текстов (детские стихи и песенки). Проверку проводят аналогично тому, как это описано для третьего — пятого годов обучения глухих дошкольников. Приведем пример контрольного материала на конец обучения в средней группе: Пирамида спальня зеленый шар Ешь котлету Как твоя фамилия? дерево Беги как лошадка Возьми 2 кубика, возьми стихи о лете столько же шаров компот Покажи у мишки глаза Нарисуй большой квадрат три сапоги цветок Сегодня тепло Кто заболел? Принеси мяч уши Где ребята?
Кроме того, проверяют умение детей воспринимать на слух фразы с некоторыми изменениями: с перестановкой слов, их сокращением или наращиванием при опоре на соответствующую картинку (третий — пятый год обучения). Особое внимание уделяют выявлению возможностей детей воспринимать на слух тексты: — на втором году занятий проверяют умение детей отвечать на вопросы и выполнять задания при работе со знакомой сюжетной картинкой; — на третьем году занятий — воспринимать на слух незнакомый текст с опорой на сюжетную картинку, различать фразы, словосочетания и слова, входящие в него, отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту; — на четвертом—пятом годах занятий — воспринимать на слух незнакомый текст без опоры на картинку или его название. На последнем году обучения проверяют умение детей различать на слух близкие по звучанию слова, отличающиеся одним звуком, например: дом, ком, Том (имя куклы), лом и т. п. для оценки продвижения в развитии слухового восприятия слабослышащего ребенка важно выявить не только его возможности в усвоении программных требований, но и собственно развития самой слуховой функции. С этой целью начиная с конца третьего года обучения проверяют уровень вос -приятия на слух специального тестового материала (списки Л.В. Неймана, см. Приложение 2). Ребенок воспринимает слова одного списка без аппаратов (на лучше слышащее ухо или бинаурально), а другого — с индивидуальными слуховыми аппаратами. При проведении проверок в течение года материал всегда предъявляется на одинаковом расстоянии от уха ребенка или микрофонов аппаратов. К этом случае увеличение количества слов, воспринятых дошкольником точно, говорит о положительной динамике развития его слуховой функции. Если ребенок узнает более 80% слов списка, необходимо увеличить расстояние при их предъявлении, а также использовать более сложный тестовый материал. Контроль за включением в проверочную работу всего пройденного материала возлагается на методиста дошкольного учреждения. Он присутствует на контрольных фронтальных и индивидуальных занятиях (в середине и в конце года) и фиксирует результаты. Речевой материал, предлагаемый в программе по развитию слухового восприятия, считается усвоенным, если ребенок не менее чем в 60—70% случаев узнает его на слух. При этом он правильно выполняет предложенное на слух задание, отвечает на вопрос, повторяет услышанное слово, словосочетание, фразу. Особое внимание уделяется увеличению расстояния, на котором каждый ребенок с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них научился узнавать речевой материал на слух за полгода, год. При проверке отмечается также, насколько дошкольник грамотно оформляет свои высказывания и насколько он реализует в устной речи свои произносительные возможности. И последнее: не нужно жалеть времени на проведение проверок. Во-первых, они позволяют увидеть истинную картину состояния произносительных навыков и слуховые возможности детей, внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с целью повышения ее эффективности. А во-вторых, сами проверки являются прекрасным тренировочным материалом, следовательно, они способствуют совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения устной речи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ Результативность коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования для фронтальных занятий, специальных тренажеров для индивидуальных занятий и работы малыми груп- пами (по 2—3 человека), индивидуальных слуховых аппаратов. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ Существует два типа аппаратуры коллективного пользования: проводные и беспроводные системы. Последние работают на радиопринципе или инфракрасном излучении. Проводная аппаратура включает пульт педагога, состоящий из современного усилителя, микрофона и электрического входа для подключения, например, телевизора, магнитофона, проигрывателя, видеомагнитофона. Он соединен проводами с индивидуальными пультами на столах детей, которые оснащены головными телефонами и обратными микро фонами — микрофонами для каждого ребенка (рис. 10). Современная проводная аппаратура коллективного пользования (как импортная, так и отечественная) позволяет подобрать для каждого ребенка оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Стационарные усилители
(как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий), как правило, имеют несколько более широкие возможности звукоусиления, в частности более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот (за счет как низких, так и высоких звуков). Проводная аппаратура может быть дополнена вибраторами, которые облегчают восприятие звуков детям с небольшими остатками слуха, а так же способствуют формированию ритмико-интонационной стороны речи. Однако при использовании проводной аппаратуры и дети, и педагог привязаны» к столам. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении различных игр, при выполнении коллективных работ (аппликация, рисование, конструирование, создание макетов и т. п.). Кроме того, ряд фронтальных занятий требует свободного передвижения в пространстве — физкультурные, музыкальные занятия, занятия речевой ритмикой. При их проведении обычно используют индивидуальные слуховые аппараты. Но в этом случае качество восприятия звукового сигнала (речи, музыки) зависит от того, насколько ребенок удален от источника звука — от педагога, от инструмента и т. п. Для создания более оптимальных условий восприятия помещения, в которых проводятся эти занятия, оборудуют стационарной индукционной петлей, создающей внутри себя магнитное поле, преобразующееся в слуховых аппаратах в акустические сигналы. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от удаленности от их источника. Однако при этом интенсивность звукового сигнала падает примерно на 10 дБ, снижается разборчивость восприятия. Индивидуальные слуховые аппараты ребенка при использовании индукционной петли работают, как правило, в режиме Т (телефон), и ребе нок не слышит себя (лишь некоторые аппараты, в том числе и отечественные, например «Соната» У — 04, у — 06, у — 07, у — 08, могут работать в режиме МТ (микрофон-телефон). Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, также позволяет 4отвязать детей и педагога от столов и воспринимать речь педагога с одной интенсивностью вне зависимости от расстояния, на которое он удален от ребенка. Но это возможно лишь в том помещении, где установлены инфракрасные излучатели. Преодолеть отмеченные выше недостатки помогает использование аппаратуры, работающей на радиопринципе. Раз личные радиосистемы (радиоклассы) включают: — микрофон педагога, который либо прикрепляется специальной клипсой к одежде, либо размещается на оголовье, чтобы при изменении положения головы сохранялось постоянным расстояние ото рта учителя до микрофона; — радиопередатчик педагога; — радиоприемники детей, соединенные с индивидуальны ми слуховыми аппаратами или наушниками (рис. 11). Радиосистемы позволяют ребенку в любом помещении или на улице, находясь от педагога даже на расстоянии 10—15 м, слышать его речь, как будто он говорит рядом с ним, т. е. на расстоянии 5—10 см от аппаратов (расстояние от губ педагога до его микрофона). Это позволяет ребенку постоянно находиться в одних и тех же акустических условиях. Приемник ребенка имеет отдельную регулировку усиления радиоприема, что позволяет изменять усиление в зависимости от конкретных условий. Радиопередатчик педагога имеет аудиовход для подключения к нему телевизора, магнитофона, видеомагнитофона и др. Таким образом, дети могут смотреть передачу, мультфильм, воспринимая звук через радиосистему, и одновременно через нее же слушать пояснения педагога.
Преимуществом радиосистем является также возможность выделения голоса педагога из окружающего шума и его избирательное усиление. для каждой группы выбирается своя радиочастота (всего их может быть 28—40). Поэтому радиосистемы могут работать в соседних группах, в том числе расположенных друг над другом (в отличие от помещений, оборудованных индукционными петлями). В качестве элементов питания радиосистемы используются аккумуляторные батареи, которые заряжаются через специальное устройство, оснащенное индикатором зарядки батареи. Большинство радиоприемников детей также имеют подобный индикатор. Радиосистема может работать и от обычных батареек. Радиосистемы с успехом могут использоваться не только в специальных детских учреждениях, но и дома. Особенно они эффективны для детей с нарушенным слухом, имеющих высокий уровень общего и слухоречевого развития, которые посещают массовые детские сады. Ведь эти системы позволяют ребенку постоянно слышать голос педагога около себя, где бы тот в это время ни находился. До последнего времени радиоклассы закупались у иностранных фирм, причем часть радиоклассов, например LISTNER, оказываются даже более дешевыми, чем отечественная проводная аппаратура. В настоящее время начат выпуск отечественных радиоклассов. В беспроводной аппаратуре оптимальный режим звукоусиления обеспечивается индивидуальными слуховыми аппаратами ребенка, имеющими для этого огромные возможности, а также усилением поступающего сигнала радиоприемником. В настоящее время существуют разнообразные специальные усилители для работы с детьми и взрослыми с нарушенным слухом — слуховые тренажеры. Это, как правило, высококачественные усилители, подающие сигналы как на головные телефоны (наушники), так и на специально сконструированные вибраторы. Такие тренажеры имеют более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот и большие возможнос- ти изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала, что позволяет адекватно подобрать для каждого ребенка режим звукоусиления. Определенные сложности могут возникнуть с подбором усиления для детей, имеющих круто нисходящие аудиометрические кривые (как и в провод ной аппаратуре коллективного пользования). Эти дети, при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Слуховые тренажеры комплектуются двумя микрофонами — для педагога и для ребенка (рис. 12).
Индивидуальные слуховые аппараты сегодня существуют в трех основных модификациях: карманные, заушные и внутриушные. Все они, как уже отмечалось, имеют большие возможности в изменении характеристик звукового сигнала, что позволяет подобрать каждому ребенку вне зависимости от степени и характера снижения слуха адекватный режим работы аппарата. Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмонтированным в него микрофоном и оснащенный телефонами, которые с помощью ушных вкладышей (желательно индивидуальных) вставляются в уши ребенка (рис. 13). Основным недостатком карманного аппарата является то, что он не позволяет воспринимать звуки бинаурально, т. е. определять направление звука. Кроме того, ребенок слышит себя через микрофон, размещенный в коробочке аппарата, и если она значительно удалена ото рта — более чем на 7—10 см или за крыта одеждой, например пальто, — ребенок плохо себя слышит. Преимуществом же аппаратов этого типа является их относительно невысокая цена и возможность использовать в качестве индивидуального тренажера: педагог может взять его в руки и говорить прямо в микрофон, может поднести его к губам ребенка; к аппарату может быть подключен костный телефон. Прямое его назначение — передавать звуки, в том числе и речь, детям и взрослым с кондуктивными поражениями слуха: костный телефон с помощью специального оголовья размещается на сосцевидном отростке за ухом (рис. 14) Основным контингентом специальных дошкольных учреждений являются дети с се тугоухостью и глухотой; для тех из них, кто имеет очень незначительные ос татки слуха, костный телефон может использоваться как вибратор, который они держат пальцами. Заушный аппарат имеет полукруглую форму и размещается за ухом ребенка. Микрофон находится в верхней части аппарата, специальная трубочка — звуковод — соединяет аппарат с ушным вкладышем (рис. 15). Современные заушные аппараты позволяют компенсировать различные потери слуха
(От небольшой тугоухости до глухоты) при самых разнообразных конфигурациях аудиометрических кривых. Бинауральное слухопротезирование — одновременное использование ДВУХ аппаратов — позволяет несколько уменьшить усиление и дает возможность определять направление звука. Большинство аппаратов этого типа имеют электрический вход, через который к ним может быть подключен выносной микрофон (в этом случае создается своеобразный ин слуховой тренажер для заня - а также можно соединиться, например, с телевизором, телефоном, приемником радиокласса. В настоящее время активно разрабатываются разнообразные внутриушные аппараты. Их внешняя особенность в том, что весь аппарат располагается в слуховом проходе и не виден. Но на сегодня использование данного типа аппаратов в работе с детьми имеет два ограничения: во-первых, они ком- пенсируют лишь потерю слуха до 70—80 дБ, т. е. легкую, среднюю и часть тяжелой тугоухости, а во-вторых — аппарат вмонтирован в ушной вкладыш, у ребенка ухо быстро растет, й практически через полгода-год необходимо перемонтировать аппарат в новый вкладыш. В последние годы появилось новое поколение индивидуальных слуховых аппаратов — цифровые аппараты. Эти аппараты позволяют обеспечить оптимальное слухопротезирование при различных потерях слуха. Появляется возможность усиливать самые тихие звуки (в том числе и речевые) и умень -шать усиление громких звуков, что особенно важно для тех детей, у которых громкие звуки вызывают дискомфорт (феномен ускоренного нарастания громкости — ФУНГ). Все боль шее распространение приобретают индивидуальные слуховые аппараты, настраиваемые с помощью специальных программ на компьютере, — программируемые аппараты. Охарактеризовав кратко особенности звукоусиливающей аппаратуры разного типа, рассмотрим, какую из них целесообразно использовать на тех или иных занятиях с дошкольниками с нарушенным слухом. Из сказанного выше понятно, что наиболее комфортным для фронтальных занятий является использование радио- классов, позволяющих детям постоянно находиться в единых условиях звукоусиления и в своей классной и групповой ком нате, ин музыкальном и физкультурном зале, и на улице. Если такой возможности нет, то выбор аппаратуры для фронтальных занятий педагога и Воспитателей для каждого конкретного ребенка зависит от ряда факторов: от вида занятия, от состояния его слуха и речи, от характера материала. Музыкальные, физкультурные занятия, сюжетно-ролевые игры, занятия речевой ритмикой и связанные с усвоением трудовых навыков требуют обязательного свободного перемещения детей. Следовательно, целесообразно использовать индивидуальные слуховые аппараты, работающие либо в ре жиме радиосистемы или инфракрасного излучения, либо индукционной петли, если все аппараты имеют переключение в режим «микрофон-телефон» — МТ, при переключении в режим Т дети будут слышать педагога вне зависимости от его удаления от них (в пределах 5—10 м), но не будут слышать себя, так как отключены микрофоны их аппаратов. На остальных фронтальных занятиях с детьми с глухотой и тяжелой тугоухостью используется проводная аппаратура коллективного пользования. Слабослышащие дети, разборчиво слышащие речь с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 1,5—2 м и более (т. е. на том расстоянии, на котором находится от них педагог в ходе занятия), могут пользоваться ими в ходе всего занятия. Если же кто-то из детей разборчиво слышит речь на этом расстоянии без аппаратов, то он может работать на занятии и без них; необходимо решить вопрос о целесообразности обучения такого ребенка в специальной группе. На выбор типа аппаратуры оказывает влияние состояние речи ребенка, в том числе и произносительной стороны: чем хуже раз вита его речь, чем ниже его произносительные возможности даже при значительных остатках слуха, тем больше данных за использование индивидуальных слуховых аппаратов или аппаратуры коллективного пользования. Это же касается характера материала: новый, трудный материал целесообразно воспринимать в наиболее комфортных условиях звукоусиления. На специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению выбор типа аппаратуры при проведении слуховой работы зависит от доступности звучаний слуху каждого ребенка. Если дошкольник воспринимает звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии 1,5—2 м и более, работа может проводиться без звукоусиливающей аппаратуры, например определение количества звучаний, ритмов, воспроизводимых на барабане. Если ребёнок воспринимает звучания с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 1,5—2 м и более, тора бота может проводиться именно с ними. Если же ребенок не воспринимает звучания с аппаратами или слышит их на расстоянии менее 1,5—2 м, то целесообразно использовать аппаратуру коллективного пользования. На одном и том же занятии часть детей могут воспринимать звучания без аппаратов, часть — с индивидуальными слуховыми аппаратами, часть — через аппаратуру коллективного пользования. Как правило, на этих занятиях дети с глухотой и тяжелой тугоухостью пол аппаратурой коллективного пользования при восприятии речевого материала и при прослушивании граммофонных и магнитных записей. Когда в качестве источника звука выступают звучащие игрушки, занятие в основном проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами.
При работе над произношением выбор типа аппаратуры зависит от того, над какой стороной произносительной структуры речи ведется работа: формирование темпо-ритмической стороны может успешно проводиться и с использованием индивидуальных слуховых аппаратов, а в работе над фонетическими элементами (звуками) целесообразно прибегнуть к стационарной аппаратуре. Это же относится и к работе над произношением на индивидуальных занятиях. Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях проводится с использованием слуховых тренажеров и индивидуальных слуховых аппаратов. С глухими детьми тренажеры, как правило, используются в течение всего дошкольного периода. Параллельно детей учат воспринимать речевой материал с индивидуальными слуховыми аппаратами при постепенно увеличивающемся расстоянии и без аппаратуры — на ухо. В работе со слабослышащими детьми с тяжелой тугоухостью слуховые тренажеры обычно используются в первые 1,5—2 года обучения, постепенно все большее место на занятиях начинает занимать восприятие речи с индивидуальны ми слуховыми аппаратами и на ухо. Обязательным для сла -бослышащих дошкольников является усвоение программного материала, при его восприятии с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Занятия с детьми, страдающими легкой и средней тугоухостью, проводятся с первых дней обучения с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них. Если к началу дошкольного обучения ребенок, даже со значительным снижением слуха — глухота или тяжелая тугоухость — благодаря проведению ранней коррекционной работы уже владеет словесной речью на уровне полных слов и короткой фразы и узнает хорошо знакомый речевой материал на слух, то целесообразно продолжить работу по развитию слухового восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами. Глухим детям, которые имеют незначительные остатки слуха (диапазон воспринимаемых частот до 500 Гц при очень высоких порогах слуховой чувствительности — 105—110 дБ и более) полезно в дополнение к головным телефонам (наушникам) как на фронтальных, так и на индивидуальных заня -тиях с первого года обучения использовать вибраторы. В дальнейшем (примерно с конца 2-го — начала З-го года занятий) следует учить ребенка восприятию материала и только на слух (т. е. без вибратора). Эта работа начинается на индивидуальных занятиях и постепенно переносится на фронтальные за -нятия. Особое внимание педагогического персонала и родителей должно быть обращено на использование индивидуальных слуховых аппаратов с первого дня обучения ребенка в дошкольном учреждении при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению. Дети должны пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами не только на занятиях, но и при проведении режимных моментов, на прогулке, во время игр. Индивидуальные слуховые аппараты помогают детям с нарушенным слухом не только воспринимать речь окружающих при общении, но и контролировать качество собственного произношения. Кроме того, постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами значительно расширяет представления детей о звуках окружающего мира; так, например: — на прогулке — могут слышать звуки, которые издают различные транспортные средства, голоса животных, стук мяча о землю, шарканье ногами по асфальту (учить детей правильной ходьбе), скрип снега, качелей и т. п.; — при проведении режимных моментов — могут слышать стук двери, когда ее закрывают (учить закрывать дверь тихо), стук стула о пол (учить бесшумно ставить стул), звук удара ложки (вилки) о тарелку или чашку (учить красиво есть) и т. п.; — в играх — могут оборачиваться на звук, на звучание своего имени, слышать звук, который издает падающий рядом с ребенком предмет, начинать игру по звуковому сигналу, например по удару барабана или сигналу дудки и т. п.
МЕТОДИКА УТОЧНЕНИЯ РЕЖИМА ЗВУКОУСИЛЕНИЯ Результативность работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению находит в прямой зависимости от правильности подобранного режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов, слуховых тренажеров, аппаратуры коллективного пользования. Методика подбора режима звукоусиления зависит от уровня развития речи и состояния слуха дошкольника. При правильно подобранном режиме ребенок, длительное время, пользуясь индивидуальными слуховыми аппаратами или стационарной аппаратурой, не испытывает дискомфорта. Прежде чем приступать к подбору режима звукоусиления, необходимо проанализировать аудиометрические данные и результаты педагогического обследования слуха ребенка. Следует избегать установки максимального усиления, так как это снижает разборчивость речи и отрицательно влияет на слуховой анализатор. Режим усиления подбирается вначале на хуже слышаще
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.133 (0.014 с.) |