Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По развитию слухового восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ Основная задача этих занятий — формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи. Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению являются коллективной формой работы, содержание которых должно быть доступно всем детям группы. На этих занятиях не проводится работа по вызыванию звуков, а также по первичной коррекции дефектов голоса и звуков. Основная задача работы над произношением на специальных фронтальных занятиях — закрепить произносительные навыки, сформированные главным образом на индивидуальных занятиях, а также работа над такими сторонами произношения, которые сравнительно хорошо усваиваются при подражании на слуховой и слухо-зрительной основе: темп, слитность, словесное ударение, интонация. На этих занятиях проводится работа над словом и фразой, звуками и их сочетаниями. Работа над словом предполагает закрепление навыка слитного, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением звуко-слогового состава и норм орфоэпии воспроизведения слова. Работа над фразой предполагает закрепление навыка ее воспроизведения в нормальном темпе, слитно (длинную фразу — с делением на синтагмы), эмоционально и, с учетом индивидуальных возможностей, интонированно. Работа над звуками предполагает автоматизацию и дифференциацию звуков на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. На фронтальных занятиях следует закреплять те звуки, которые произносятся детьми то правильно1, то дефектно. Например, слово мама произносится то правильно, то как мбамба или папа; слово собака — то правильно (сабака или сапака, сапата), то дефектно: йапата, самбата, забага и т. п.
________________________________________________________________ 1 под правильным подразумевается произнесение звука точно или приближенно (в соответствии с сокращенной системой фонем) или с использованием допустимых замен (например, к произносится как т).
На фронтальные занятия следует выносить работу только над теми звуками, которые все дети группы могут воспроизводить точно, приближенно или допустимо. Нельзя включать в работу те звуки, которые кто-то из детей не может произнести правильно, так как в этом случае будет закрепляться дефектная артикуляция. Нецелесообразно также проводить работу и на материале звука, который все дети произносят правильно (например, звук р). Работу над дифференциацией звуков следует проводить только тогда, когда в речи всех детей имеется правильная артикуляция обоих противопоставляемых фонем (п и м. б и п, ш и с и т. д.). Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях также является тот материал, который в наибольшей степени доступен всем детям группы. Наиболее доступны слуху всех детей неречевые звучания, а также восприятия на слух темпо-ритмической стороны речи (темп, слитность, ударение). Поэтому содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях являются: — обучение восприятию на слух неречевых звучаний; — обучение восприятию на слух долготы, слитности, тем па, громкости, высоты и ритма как речевых, так и неречевых звучаний. Работа по обучению детей восприятию на слух речи требует учета возможностей каждого ребенка группы. Навыками различения и опознавания на слух речевого материала, глухие дошкольники овладевают с разной долей успешности в разные сроки. Поэтому обучение глухих детей восприятию на слух речи проводится в первую очередь на индивидуальных занятиях. На фронтальных занятиях с 3-го года обучения детей учат различать и опознавать на слух знакомые им стихи и песенки, а поз же — на 4—5-м годах — речевой материал типа: Мальчик балл бумагу и карандаш. Мальчик рисует дом. Эти упражнения проводятся на фронтальных занятиях лишь после того, как речевой материал отработал на индивидуальных занятиях. Слабослышащие дети имеют принципиально иные возможности в восприятии на слух речи. Поэтому на специальных фронтальных занятиях постоянно ведется работа, как по развитию неречевого слуха, так и речевого: различение и опознавание на слух слов, словосочетаний, фраз, обучение восприятию на слух текстов, упражнения в развитии фонематического слуха. На каждом фронтальном занятии проводится работа и по развитию слухового восприятия, и по формированию произношения. Как правило, при работе с глухими детьми на него выносится две темы, например: 1. Определение на слух долготы звучаний на материале звучащих игрушек и речи (слогосочетания типа па____ па). 2. Работа над звуками м и н (их дифференциация) или 1. Различение на слух звучаний марша, вальса и польки. 2. Работа над словесным ударением. или 1. Определение на слух направления источника звука. 2. Работа над слитным произнесением фразы. Со слабослышащими детьми работа ведется, как правило, по трем темам: к перечисленным добавляется тема, связанная с развитием речевого слуха, например: — различение на слух при выборе из пяти звукоподражаний, лепетных и полных слов; — опознавание знакомого (по звучанию) речевого материала; — обучение восприятию на слух текста (опознавание знакомого текста, различение входящих в него фраз, словосочетаний и слов, ответы на вопросы и выполнение заданий по тексту). Таким образом, часть времени слухового занятия со слабослышащими детьми отдается развитию речевого слуха, а часть — неречевого. В отдельных случаях в ходе одного занятия дети могут тренироваться только в восприятии речи на слух, а другого — в восприятии различных неречевых звучаний. Занятие может быть полностью посвящено и одной-единой для развития слухового восприятия и обучения произношению теме: работе над ритмом, слитностью или темпом. В этом случае дети учатся вначале определять на слух ритм (слитность, темп) неречевых и речевых звучаний и воспроизводить их в слогосочетаниях, например: ТАтата, таТАта, татаТА. Затем работа продолжается на материале слов, словосочетаний, фраз, которые дети воспринимают на слухо-зрительной основе, а по возможности — и на слуховой. Такое тематическое объединение полезно тогда, когда дошкольники испытывают значительные трудности в воспроизведении слов и фраз слитно, в нормальном темпе, с ударением. При проведении специальных фронтальных занятий необходимо предусмотреть не только фронтальную, но и индивидуальную работу с детьми. После коллективного выполнения того или иного задания целесообразно опрашивать детей малыми группами (по 2—3 человека) или по одному (например: «Отхлопайте ритм, Сережа и Маша», «Скажи, Оля»). В первую очередь опрашиваются дети, которые испытывают наибольшие трудности в выполнении данного задания. В дошкольных группах для слабослышащих обычно воспитываются дети с разными остатками слуха. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении фронтальной работы по развитию речевого слуха. Для того чтобы дети с худшим слухом не ориентировались постоянно на ответы лучше слышащих детей, следует опрашивать детей по од ному, начиная с более слабых. Одной из типичных ошибок при проведении фронтальных занятий по развитию речевого слуха является следующее. Детям раздаются картинки, при этом каждый получает свою (1, 2, 3 картинки). При предъявлении слов или фраз педагогом ребенок ждет только тот речевой материал, который соот -ветствует его картинкам; тем самым снижается активность его участия во фронтальной работе. Избежать этого можно двумя путями: либо раздавать детям одинаковый набор картинок, либо весь иллюстративный материал размещать на доске (в наборном полотне). Следует напомнить, что к проведению специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению предъявляются те же требования, что и к фронтальным занятиям по любому разделу программы. Так, планируя специальное фронтальное занятие, педагог предусматривает и те фразы, которые он будет предъявлять детям на слух, например: Встань! Иди ко мне. Положите (отстучите, отхлопайте) ритм. Играй(те) на дудке и т. п. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Основной задачей индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучения произношению является формирование навыков восприятия, и воспроизведения уст ной речи. На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, знакомые детские стихи, песенки и сказки, разнообразные прозаические тексты (глухих дошкольников подготавливают к их восприятию на слух). В первые 1,5—2 года дети обучают- ся ощущению неречевых и речевых сигналов. На индивидуальных занятиях формируются первичные навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слова. С точки зрения работы над произношением содержание индивидуальных занятий, как правило, опережает содержание специальных фронтальных занятий. Прежде всего на индивидуальных занятиях проводится работа над теми сторонами произношения, которые плохо усваиваются глухими и слабослышащими детьми без специального обучения. На индивидуальных занятиях педагог добивается первичного умения воспроизвести тот или иной звук, закрепляет произносительные навыки, которые могут быть утрачены. Кроме того, на этих занятиях проводится работа по закреплению в речи незапланированных звуков, которые появились у ребенка спонтанно. В то же время содержание индивидуальных занятий может и совпадать с содержанием фронтальных занятий. Так, например, на индивидуальных занятиях и занятиях речевой ритмикой может вестись работа по вызыванию одних и тех же звуков (особенно на первых годах обучения). Совпадение со держания фронтальных и индивидуальных занятий имеет место и тогда, когда тот или иной ребенок, в отличие от других детей, не овладевает тем или иным произносительным навыком при фронтальной форме работы (например, воспроизведением слова слитно или в нормальном темпе и т. п.). Зак- репление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях (автоматизации и дифференциация звуков, работа над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи) целесообразно проводить на фронтальных занятиях: на специальных занятиях по развитию слухового вос приятия и обучению произношению и на занятиях речевой ритмикой. Но вынесение этой работы на фронтальные занятия возможно только тогда, когда тот или иной навык сформирован у всех детей группы, т. е. каждый ребенок может по требованию педагога воспроизвести правильно тот или иной звук, произнести слово слитно, с ударением и т. п. Содержание работы с глухими дошкольниками по развитию слухового восприятия на индивидуальных и фронтальных занятиях на всех годах обучения, как правило, различно. На индивидуальных занятиях главным образом ведется работа по различению, опознаванию и распознаванию на слух речи. На фронтальных занятиях проводится работа в первую очередь по восприятию на слух неречевых звучаний, а также по восприятию и воспроизведению тем стороны речи. Постепенно содержание фронтальных и индивидуальных занятий сближается. Это сближение происходит за счет использования на фронтальных занятиях речевого материала, который все дети группы в ходе индивидуальной работы научились различать и опознавать на слух (знакомые стихи и песенки, речевой материал типа: «У Девочки мяч. Девочка играет».). Содержание работы со слабослышащими детьми по развитию их остаточного слуха на фронтальных и индивидуальных занятиях тоже, как правило, не совпадает. Так, на индивидуальных занятиях не ведется работа по развитию неречевого слуха детей. Содержание работы по развитию речевого слуха во многом схоже: и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать и распознавать на слух разнообразный речевой материал. Но для коллективных занятий из него отбирается тот, который доступен всем детям, а для индивидуальной работы — тот, который наиболее целесообразно использовать именно с конкретным ребенком. На индивидуальных занятиях особое внимание уделяется распознаванию на слух незнакомого по звучанию материала, а на фронтальных — различению и опознаванию уже знакомого на слух, в том числе и текстового материала: стихи, песенки, сказки, прозаические тексты. Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению на индивидуальных занятиях тесно взаимосвязана. Произносительные навыки формируются при широкой опоре на остаточный слух детей. При подборе речевого мате риала для работы над произношением отдается предпочтение тем словам, словосочетаниям и фразам, которые дети учатся воспринимать на слух. При воспроизведении речевого мате риала на занятиях по развитию слухового восприятия каждый ребенок должен максимально реализовывать все свои произносительные возможности. На индивидуальных занятиях должен максимально обеспечиваться индивидуальный подход к ребенку. Работа с ним требует учета его психофизических особенностей. На продуктивность занятия значительно влияют особенности внимания и памяти ребенка. Повышенная утомляемость может отрица тельно сказаться на темпах усвоения навыков. Поэтому индивидуальные занятия должны проходить в занимательной для ребенка форме, с, использованием различных игрушек, наглядных пособий (картинки, таблички, книжки-самоделки), лото, лабиринтов, вертолин. Это позволяет сделать занятие интересным, а работу — осмысленной для ребенка. При индивидуальной работе следует учитывать тот факт, что остатки слуха и уровень его развития у детей различны. Это должно учитываться как при подборе усиления, так и при определении тех требований, которые могут быть предъявлены ребенку на данном этапе. Так, например, за одинаковый срок обучения один глухой ребенок овладевает различением на слух при очень ограниченном выборе (из 2—З единиц), а другой — при значительно большем выборе (из 5—7 единиц). Величина остатков слуха оказывает влияние и на овладение произносительной стороной речи. При прочих равных условиях за один и тот же срок отдельные дети с лучшим слухом могут научиться воспроизводить некоторые слова точно и приближенно, другие — овладевают лишь их отдельными элементами (привет — пиВЕ, иПЕ, пеПЕ). При планировании и проведении индивидуальных занятий необходимо учитывать готовность ребенка к усвоению мате риала на том или ином уровне. Так, программой по развитию слухового восприятия для глухих дошкольников, начавших обучаться с трех лет, на первом году занятий предусмотрено обучение различению на слух слов. Но если тот или иной ребе нок уже может и опознавать их на слух, то необходимо проводить работу как по различению слов (а по возможности и фраз) на слух при большем выборе, так и по их опознаванию. Программа для слабослышащих дошкольников предусматривает, что вначале дети учатся воспринимать на слух наиболее про стой речевой материал — звукоподражания и лепетные слова. Если же в речи того или иного ребенка уже есть полные слова и даже фразы, то с первых дней работы предлагать на слух нужно именно их. При работе над произношением так же нельзя задерживать ребенка на уровне программных требований, если он может их перевыполнить. Индивидуальную работу с ребенком необходимо строить с учетом его реальных достижений. Если тот или иной дошкольник не справляется с полным объемом программы, то она сокращается с учетом его возможностей.1 При этом уменьшается количество речевого материала, который ребенок должен научиться воспринимать на слух.
_________________________________________________________ 1 Вопрос о сокращении программы тому или иному ребенку решается на педагогическом совете дошкольного учреждения.
Сокращение происходят за счет ограничения вариантов фраз, т. е. за счет уменьшения существительных, которые используются с теми или иными глаголами. Так, например, большинство глухих детей различают и опознают фразы: Надень (сними) шапку (пальто, рубашку, шарф, платье, штаны, кофту), а несправляющяйся с программой ребенок должен научиться различать и опознавать часть этого материала, например: надень (сними) платье (рубашку), при этом отбирается наиболее актуальный для общения материал. Некоторые дети могут не овладеть всеми произносительными навыками, предусмотренными программой данного года обучёния. Как правило, это связано с усвоением звуков. В этом случае следует помнить, что основное внимание должно быть уделено работе над словом, а не вызыванию отсутствующих в речи звуков. Формирование навыка произнесения слова осуществляется на звуковой базе, имеющейся у ребенка, при этом расширяется количество допустимых замен (например: к как т, с как т и т. п.). Важную роль в овладении произносительными навыками играет способность ребенка к подражанию на различной основе (слуховой, зрительной, тантильно-вибрационной), которую необходимо учитывать при выборе методических приемов при индивидуальной работе. Так, устранение открытой гнусавости у одних детей успешно осуществляется при подражании речи педагога на слухо-зрительной основе, а у других — при дополнительном привлечении вибротактильных ощу щений. При планировании работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях следует учесть следующее. Основным содержанием работы является обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух речевого материала; однако в первые 1,5—2 года занятий ведется работа по выработке условной двигательной реакции на звук (не реже 1 раза в неделю). Речевой материал, который дети учатся воспринимать на слух, подбирается из разных тематических групп. Материалом занятий по развитию слухового восприятия является речевой материал, как данного года обучения, так и всех предыдущих. На каждом занятии должны сочетаться различение на слух речевого материала и его опознание (если обучение опознаванию на слух уже начато). При этом слова и фразы для различения на слух подбираются на неделю, а для опознавания на слух — на каждое занятие. В дальнейшем обязательно включается и распознавание на слух незнакомого по звучанию речевого материала. Работа по развитию слухового восприятия ведется как с использованием звукоусиливающей аппаратуры (тренажеров и индивидуальных слуховых аппаратов), так и без нее. Работе без аппарата уделяется часть занятия — не реже 1 раза в неделю. На индивидуальных занятиях ведется работа над различными сторонами произношения. При планировании занятий учитываются специфические трудности при формировании произношения у каждого ребенка. Работа над речевым дыханием ведется с теми детьми, у которых нет длительного выдоха — основы речевого дыхания, а также при значительных затруднениях в слитном, на одном выдохе произнесении слов и фраз. Работа над голосом ведется с теми детьми, у которых отмечаются грубые дефекты голосообразования: повышение голоса (фальцет), открытая гнусавость. На индивидуальных занятиях ведется работа по вызыванию и коррекции звуков речи, по их автоматизации и дифференциации на материале слогов, слов и фраз. Работа над словом и фразой занимает на этих занятиях центральное место. В процессе индивидуальной работы дети овладевают звуко-слоговым составом слова с учетом своих про- износительных возможностей. Особое внимание уделяется сохранению звуко-слогового состава при произнесении речевого материала слитно, с ударением, в нормальном темпе. При этом дети учатся воспроизводить слова как точно (мама, вот, там, лопата), так и приближенно, со звуковыми заменами (мяч — маш, собака - сапака, рыба — липа и т. п.). На каждое занятие выносится работа как по вызыванию звуков, их автоматизации и коррекции дефектов, так и по формированию точного и приближенного воспроизведения слова. При планировании работы следует помнить, что всё занятие не может быть посвящено только вызыванию звуков. За крепление произносительных навыков обязательно проводится не только на материале слогов, но и слов, фраз. При этом на каждом индивидуальном занятии должно быть отработано точное или приближенное воспроизведение не менее 2—З речевых единиц. В первые полтора года педагог ведет работу по вызыванию в речи детей всех звуков, кроме мягких и аффрикат. При этом звуковой запас каждого ребенка может оказаться отличным от звукового запаса других детей. На месте тех звуков, которые дети произнести еще не могут, появляются многообразные замены. Часть замен является регламентированными (в соответствии с сокращенной системой фонем), а часть — не регламентированными. На втором этапе работы над звуковым составом речи, педагог: — устраняет наиболее грубые дефекты произношения — сонатность, открытую и закрытую гнусавость, боковые артикуляции звуков, озвончение; — заменяет нерегламентированные субституты (замены) на регламентированные (в отношении слабослышащих детей это происходит лишь при дефектной замене); — проводит вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков. При планировании и проведении индивидуальных занятий следует учесть специфику произносительных навыков, над которыми ведется работа на одном занятии. Нецелесообразно одновременно проводить работу над звуками с, ш, х, так как все они требуют интенсивного выдоха, что быстро утомляет ребенка. Также не следует одновременно работать: а) над устранением открытой и закрытой гнусавости; б) над устранением боковой артикуляции свистящих и шипящих звуков и над вызыванием и коррекцией звука л. Это связано с тем, что устранение одного дефекта провоцирует появление другого. Например, устранение открытой гнусавости может усилить закрытую гнусавость и наоборот, а устранение боковой артикуляции свистящих и шипящих звуков может способствовать закреплению часто встречающейся в речи детей замены л на д т или н. В процессе работы используются различные специфичные для обучения произношению виды речевой деятельности: — подражание (сопряженное и отраженное проговаривание с движениями речевой ритмики и без них — чтение (с разложением на части и без него); — называние картинок и ответы на вопросы; — самостоятельная речь (рассказывание по картинке, составление ребенком рассказа). На каждом занятии должна быть обеспечена смена не менее двух видов речевой деятельности. При этом менее самостоятельные виды речевой деятельности (подражание, чтение) должны сменяться более самостоятельными. Когда ребенок испытывает произносительные трудности при назывании картинок, ответах на вопросы или в самостоятельной речи, следует возвратиться к менее самостоятельным видам речевой деятельности — к подражанию и чтению. ЗАНЯТИЯ РЕЧЕВОЙ РИТМИКОЙ Эти занятия являются одной из форм фронтальной работы. Их основная задача — формирование ритмико-интонационной стороны речи. В ходе этих занятий дети учатся отделять слог от ряда слогов, произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно, произносить речевой материал (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с различной силой и высотой голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок слова и фразы. Воспроизведение того или иного речевого материала сопровождается движениями всего тела, передающими характер произносимых звуков слогов, слов и фраз. Кроме того, на этих занятиях ведется целенаправленная работа по вызыванию и автоматизации звуков. Вызывание звуков, как правило, начинается на занятиях речевой ритмикой, а затем эта работа параллельно ведется и на индивидуальных занятиях, с одними детьми — дальнейшая работа по вызыванию звуков, с другими — по их автоматизации. Работа по вызыванию наиболее сложных в произносительном отношении звуков (например, с, ш, р, л) начинается обычно на индивидуальных занятиях, а затем при появлении звука или приближении к его правильной артикуляции (например, без звучная артикуляция, губное ш, фрикативное р) работа продолжается на занятиях речевой ритмикой. Если же вызвать приближенную артикуляцию звука у детей группы не удается или на его месте у кого-либо из них появляется грубый дефект (горловое р, л произносится как д или т), то работа над такими звуками больше на занятиях речевой ритмикой не проводится, она продолжается на индивидуальных занятиях и вновь возобновляется на фронтальных при появлении точной или приближенной артикуляции. На индивидуальных занятиях также автоматизируется произнесение звуков, появившихся на основе подражания именно у данного ребенка и составляющих его индивидуальный звуковой багаж. Вызванные звуки закрепляются на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз как на занятиях речевой ритмикой, так и на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Желательно, чтобы конкретный речевой материал для разных видов занятий (специальных фронтальных, индивидуальных, речевой ритмики) не совпадал полностью. Это позволит закрепить правильное произнесение большего числа слов, словосочетаний, фраз. Формирование навыка устного общения (задача работы над произношением) требует обучения детей произношению тех слов и фраз, которые часто употребляются в речи ребенка. Но в течение длительного времени этот речевой материал оказывается недоступным не только для точного, но даже и для при ближенного воспроизведения его детьми, например: привет, спасибо, можно, помоги. 1 Поэтому перед педагогом при проведении занятий по речевой ритмике стоит специальная задача — обучить детей воспроизведению этого речевого материала на доступной на данном этапе уровне. ____________________________________ 1 Выделены звуки, которые дети еще не умеют воспроизводить.
Педагог дает детям правильный образец звучания слова и побуждает их к его проговариванию, используя приемы речевой ритмики и поощряя каждую попытку ребенка произнести слово (фразу). Постепенно в речи ребенка появляются слова, произносимые с разной степенью приближения к образцу (например: спасибо — паИпа, привет — пиВЕТ, пэПЕ; молодец — маМЕ, рубашка -уПА,уБАта ит.п.). Таким образом, перед занятиями речевой ритмикой стоят следующие задачи: — формирование ритмико-интонационной стороны речи, — вызывание и автоматизация звуков на материале слогов, слов, фраз, — формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей, звуковой состав которых еще не доступен им в полном объеме. Таким образом, в отличие от фронтальных занятий по раз витию слухового восприятия и обучению произношению на занятиях речевой ритмикой ведется целенаправленная работа по вызыванию у детей звуков, а также по отработке слов и фраз, звуковой состав которых им еще не доступен. Материалом для занятий по речевой ритмике являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки). Их произнесение сопровождается разнообразными движениями. Слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей. Слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал задачам работы над произношением, но и был бы понятен и нужен детям в общении. На занятиях речевой ритмикой дети произносят материал хором, вместе с педагогом, затем 2—З ребенка повторяют его индивидуально. В первую очередь по одному говорят те дети, которые могут произносить слоги, слова, фразы неправильно. В случае ошибки педагог дает правильный образец и мате риал повторяется вновь хором, затем звук, слог, слово, фразу повторяет один из детей. Произносительные возможности детей группы различны, это следует учитывать: одним детям предлагается для самостоятельного произнесения более сложный материал, другим — более легкий. На каждом занятии проводятся по 1—2 упражнения по обучению воспроизведению долготы, слитности, темпа и ритма звучаний, силы и высоты голоса, интонации, а также по вызыванию и автоматизации звуков и по обучению правильному произнесению слова и фразы.1 Занятия речевой ритмикой всегда проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам. Поэтому наиболее адекватные условия создаются при использовании беспроводной звукоусиливающей аппаратуры (радиоклассы, классы, работающие на инфракрасном излучении). _________________________________________________________________________________________ 1 конкретный материал см. в разделе, посвященном формированию темпо-ритмической и интонационной сторон речи.
На речевой ритмике дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. Полезно часть материала предлагать детям только на слух. Следует учить отличать на слух один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а также разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребе нок, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ НАД УСТНОЙ РЕЧЬЮ Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения во многом зависит от правильности ее планирования и учета. ПЛАНИРОВАНИЕ Занятия по данному разделу планируются на квартал (или по решению педагогического совета учреждения на месяц) и на неделю. Планы составляют на основе программы для данного года обучения и реальных умений и навыков детей, которые выявляются в ходе периодических проверок и текущего учета. В перспективном плане (на месяц или на квартал) для специальных фронтальных занятий указывают: конкретное содержание работы (темы) по развитию слухового восприятия и обучению произношению, отводимое на каждую тему количество занятий, сроки их проведения и оставляют место для графы «Учет». В перспективном плане для индивидуальных занятий отмечают содержание работы с каждым ребенком; количество занятий и сроки не указывают. В перспективном плане индивидуальных занятий по раз витию слухового восприятия указывают: — цель работы (выработка условной двигательной реакции на звук, различение, опознавание и распознавание речевого материала) и конкретный материал, который предполагается включить в работу; — использование звукоусиливающей аппаратуры (с описанием режима) и расстояние, которого предполагается достигнуть при работе с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них; — учет (оставляется место для этой графы), где отмечают конкретные достигнутые результаты. В перспективном плане индивидуальных занятий по обучению произношению указывают: — тема и цель работы с данным ребенком, например: Звуки п, т. к Автоматизация звуков п, т, к в прямых слогах на материале слогов, слов и фраз. Автоматизация звуков п, т. к в позиции между гласными на материале слогов, слов и фраз. Автоматизация звуков п, т, к в позиции обратного слога без стечения согласных на материале слогов, слов и фраз. Автоматизация звуков п, т. к в позиции обратного слога при стечении согласных на материале слогов, слов и фраз. Автоматизация звуков п, т. к в различных позициях на материале слогов, слов и фраз; — учет (оставляют место для этой графы), где отмечают конкретные результаты работы к концу каждого квартала или месяца. Перспективный план индивидуальных занятий удобно записывать на развороте тетрадного листа. При этом одна его половина отводится работе по развитию слухового восприятия, а другая — по произношению. План записывается в дневнике индивидуальных занятий каждого ребенка. На первой странице дневника помещаются данные тонального слуха (его описание или аудиограмма) и режим усиления на аппаратуре коллективного и индивидуального пользования, на индивидуальных слуховых аппаратах (кроме усиления указывается тип аппарата и режим его работы). В дневнике также отмечают изменения данных тонального слуха и режима усиления. В перспективном плане занятий по речевой ритмике отмечают тему, цель и примерный речевой материал. В перспективных планах, составленных для работы по различным разделам программы (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений и т. п.), указывается тот речевой материал, который в течение этого времени будет предъявляться детям для восприятия на слух (обычно он записывается в конце плана). Фразы, используемые на всех занятиях, например: «Встань(те)», «Будем заниматься», «Что мы будем делать?» и т. п., вписывают в перспективный план по развитию речи. На следующий квартал планируется новый речевой материал. Количество запланированных на квартал по каждому разделу программы фраз, связанных с организацией занятий, должно быть: — для глухих детей — не менее 2—З на первых годах обучения и не менее 5—8 на 4—5 годах обучения; — для слабослышащих детей — соответственно 5—10 и 15—20 фраз. В недельном плане специальных фронтальных занятий и занятий речевой ритмикой определяют: а) тема и цель; б) содержание; в) виды работ и дидактический матери ал; г) использование аппаратуры; д) учет.1 В недельном плане индивидуальных занятий также указываются: а) тема и цель; б) содержание; в) виды работ и дидактический материал; г) использование аппаратуры; д) учет. План индивидуальных занятий записывается в дневнике индивидуальных занятий (отдельно для каждого ребенка). В планах фронтальных занятий по различным разделам программы фиксируются те слова и фразы, которые будут предъявляться детям сразу на слух (удобно писать или подчеркивать этот речевой материал ручкой другого цвета). Этот материал главным образом отбирается из программы по различным разделам (например, по развитию речи, ИЗО и т. д.), а также из программы по развитию слухового восприятия. УЧЕТ Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению может осуществляться успешно только в том случае, если ведется систематический учет состояния умений и навыков детей. Такой учет обеспечивает необходимую связь между разными периодами обучения. _______________________________________ 1 здесь отмечают результаты работы за неделю.
На основе данных учета планируют работу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. На их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. В процессе работы над устной речью проводят периодический и текущий учет. Периодический учет позволяет установить состояние умений и навыков, приобретенных за определенный промежуток времени (или имеющихся на начало обучения). Этот учет осуществляется в форме контрольных проверок, проводимых в начале, середине и конце учебного года. Текущий учет осуществляется повседневно. Его задача: установить характер усвоения материала на данном занятии. ТЕКУЩИЙ УЧЕТ В графе «Учет» отмечают особенности усвоения материала каждым ребенком (на индивидуальных занятиях) или группой в целом (на специальных фронтальных занятиях и на занятиях речевой ритмикой). При этом, когда отмечают усвоение материала группой детей, важно указать, кто из дошкольников не справился с задачей, а также зафиксировать те звуки, которые у того или иного ребенка появились впервы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.019 с.) |