Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система упражнений по автоматизации

Поиск

Гласных звуков в речи

1. Изолированное произнесение гласных:

а__, у___, о___, э___, и___

2. Произнесение изолированных гласных долго и кратко; тихо, нормальным по силе голосом и громко;

высоким, нормальным по высоте и низким голосом:

а__,а!; а___,А___,А__

З. Произнесение гласных в прямых слогах:

па __, пу__, по___, пэ__, пи_

4. Произнесение прямых слогов долго и кратко; тихо, нормальным по силе голосом и громко; высоким,

нормальным по высоте и низким голосом:

па_, па!; па, ПА, ПА; па, ПА, ПА 1

5. Произнесение повторяющихся слогосочетаний тихо и громко; слитно и раздельно; медленно и

быстро, высоким и низким голосом:

папапапа, ПАПАПАПА; па па па па, ПА ПА ПА ПА

  1. Произнесение звукосочетаний, включающих два гласных звука (по мере их появления в речи

ребенка):

апа, апу, апо, апэ; упа, упо, упу, упэ; опа, опу, опо, опэ; эпа, эпу, эпо, эпэ.

____________________________________________________________________________________

1 Здесь и ниже приведены лишь типы упражнений и речевого материала. Педагог может подбирать слоги, слова и фразы, используя согласные и гласные звуки, произносимые ребенком без дефектов.

 

7. Автоматизация звука в составе слова:

звук а: папа, мама, там, пака (пока!), вада (вода), нага (нога), уха (ухо), карова (корова), дай, на, акно (окно), адин (один), арбуз, альбом, карандаш и т. п.;

звук о: вот, кот, бо-БО!, дом, рот, нос, лоп (лоб), стол, сок, волк, кофе, Оля, Вова, ведро, карова (корова), лошка (ложка), шорты, повар и т. п.;

звук у: ау! тут, суп, ухо, рука, кубик, упал, ус тал, туфли, утка, питух (петух), стул, утра (утро), бусы, кап уста, кушаит (кушает), убрал, уранил (уро нил), купил и т. п.

звук э: эта (это), П’этя (Петя), н’эт (нет), Св’эта (Света), в’эт’ир (ветер), прив’эт (привет), хл’эп (хлеб), д’эти (дети), д’эдушка (дедушка), д’эвять (девять), д’э сять (десять), д’эн’ (день), н’эба (небо), св’эт (свет), л’э та (лето), б’элый (белый) и т. п.

звук и: Ира, Мила, мишка, вилка, кифир (кефир), лиса, лицо, руки, ноги, кубик, туфли, синий, иди, спи, сидит, спит, бижит (бежит), рисуит (рисует), умыва ица (умывается), адиваица (одевается) и т. п.

8. Автоматизация звука в составе фразы:

Там мама. Тут папа.

Вот кот. Там дом. Тут вада (вода). Там волк. Кот пьет малако (молоко). Вова пьет сок.

Дай рыбу. На лапату (лопату). Уменя суп.А у меня каша. Тома упала.

Там Петя (Света...). Это Оля (Вова, дедушка, хлеб, снег...). Сколько тебе лет? Летом тепло. У Феди мел и т. п.

Вот Ира (лиса, вилка...). Там Дима (носки, сапоги...). Мишка спит. Нина бижит (бежит). Мила рисуит (рисует). Лида умываица (умывается).

Вот мыло. Там рыба. Я был(а) дома. В лесу грибы и ягоды.

9. Дифференциация гласных. Работа по дифференциации гласных звуков начинается по мере появления в речи противопоставляемых звуков:

— у; па_ — пу; папапа — пупупу; па пупапупапу татата-тутуту татутатутату там — тут, Папа там — Мама тут, утка — лампа; Лапата (лопата) упала и т. п.

а — о; па — по; там—вот; Там кот. Вот вада (вода), малако (молоко) — каша;Ах! Оля упа ла! Ой, больно!; Т’от’а, Тiака! (Тетя, пока!). Мама дома. Бальшой (большой) дом. У Тани лапата (лопата), а у Вовы ком и т. п.

ал — ол ал — ол — упал стол; ол — ал ол — ал — стол упал и т. п.

а — у_ — о_; па — пу; па — по; по — пу; па — по — пу; там — тут — вот; Тут мяч. Тут папа. Вот утка. Там туфли. Тома упала. Коля упал. У бабу ли платок и т. п.

а_—у_—о___э;па_пу_по_

барабан — стул — стол — Лена; Там стул. Эта (это)

стол. Где Оля? Оля забал’зла (заболела) и т. п.

а_—о_—у_—э _—и__;па пэ — пи; сабака (собака), парахот (пароход) — туф ли — лета (лето) — пирамида; Тётя..., памаги (помо ги). Как тибя завут? (Как тебя зовут?), Умин’а (меня) синий зонт. Кукла сидит на стуле. У Оли балит (бо лит) зуп (зуб). У девачки (девочки) новые сапаги (сапо ги). Зимой на улице многа (много) снега и т. п.

Согласные звуки

Губно-губные н, б, м

Артикуляция этих звуков характеризуется тем, что губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их (п, б), либо идет через нос при сомкнутых губах (м). Язык в артикуляции не участвует.

При произнесении звука п голосовые складки не смыкаются — это глухой согласный.

При произнесении б и м голосовые складки сомкнуты и вибрируют — это звонкие согласные.

Наиболее распространенным дефектом этих звуков является их замена друг на друга: п заменяется на б или м, б — на п или м, м — на п или б.

Замена м на п и б (полная закрытая гнусавость) или на мп, мб (ненолная закрытая гнусавость) связана с тем, что воздушная струя (или часть ее) идет через рот и происходит размыкавие губ. Замена п и б на м или мп, мб (замена ротовых звуков носовым) связана с тем, что размыкания губ не происходит или происходит слишком поздно, после начала звукопроизнесения. Наоборот, замена звука м звуками п или б вызвана размыканием губ, чего не должно быть при произнесении данного звука.

Замена звука п на б (озвончение) или б на п (оглушение) связана с неправильным подключением в механизм звукообразования голосовых связок. В первом случае они не должны включаться в работу, во втором — складки сомкнуты и вибрируют.

К менее распространенным дефектам можно отнести следующие.

Вместо п и /или б получается звук, похожий на ф или двугубное в (w). Это происходит тогда, когда характер воздушной струи не носит взрывного характера, после размыкания губ воздух просто выдувается.

Звук п произносится при втягивании воздуха в себя. В результате получается «чмокающий» звук.

Полное нарушение артикуляции звуков, замена ротовых (п, б) на носовой (м), и наоборот — замена носового на ротовые, замена глухого п на звонкий б — грубые дефекты, так как существенно влияют на внятность речи. Поэтому работа над их устранением должна носить первоочередной характер.

Уточнение артикуляции звука п заключается обычно в демонстрации характера воздушной струи после размыкания губ: педагог подставляет ладонь ребенка к своему рту в момент произнесения слога ап, показывает, как можно сдуть комочек ваты, погасить свечку, произнося слог ап с подчеркнутым выдохом.

При стойкой замене звука м на п или б следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка и обратить его внимание на наличие звука при сомкнутых губах. Если слуховые возможности ребенка не позволяют ему ощутить звучание, целесообразно привлечь вибратор. В крайнем случае педагог указывает на наличие вибрации щек во время произнесения звука м__,

Отсутствие в речи детей к 4—4,5 годам звуков п и м — достаточно редкое явление, в то же время их взаимозамена весьма распространена. Поэтому работа над этими звуками заключается, прежде всего в их дифференциации. При проведении специальной системы упражнений широко используется речевая ритмика. В качестве речевого материала берутся слоги, слогосочетания, слова, фразы, ритмичные тексты, стихи, по тешки и т. п.

Если в произношении ребенка есть противопоставление звонкого б и глухого а, но иногда они взаимозаменяются, то в этом случае на специальном речевом материале проводятся упражнения по их автоматизации и дифференциации.

Замена звука б глухим, а является регламентированной заменой. Отсутствие в речи звонкого б незначительно влияет на ее внятность. Но к концу дошкольного обучения в речи ребенка звонкие согласные должны быть. Если звук б не появился у ребенка спонтанно, на основе подражания речи взрослых, то его вызывание и автоматизация в речи вызывают определенные трудности. Одним из способов вызывания звука б является использование позиционного озвончения согласного между гласными. Ребенку предлагается для многократного повторения звукосочетание ааа, сопровождаемое расслабленными движениями кистей рук. В момент, когда звук а в силу позиции будет произнесен как б, на это обращают внимание ребенка. В дальнейшем из слогосочетания абабабаба выделяется изолированный слог ба. В случае удачи ребенка учат произносить б в сочетании с другими гласными, в различных звукосочетаниях, в словах и фразах, т. е. проводят систему упражнений по автоматизации звука в речи.

Распространен и другой способ вызывания звука б. Ребенка побуждают произносить гласный звук, похожий на э: при слегка приоткрытых губах включается голос. Во время произнесения этого звука педагог своим указательным пальцем, размещенным вдоль нижней губы ребенка, слегка постукивает по губе, тем самым образуя смычку. В результате получается слогосочетание эбэбзбзбэ. Затем ребенку предлагают с помощью уже своего пальца произнести збзбзбэБА. Полученный звук закрепляется в речи.

При подборе речевого материала следует помнить о том, что звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: так, в словах юбка, лоб б звучит как п.

Замена же глухого а на звонкий б — грубый дефект, резко снижающий внятность речи. Наличие такой замены свидетельствует об общей тенденции к озвончению ребенком глухих согласных. Исправление подобного дефекта сводится к вызыванию звука п заново с использованием всех известных способов. Иногда при стойком универсальном озвончении (т. е. замене всех глухих согласных звонкими) целесообразно перевести ребенка на шепотную речь.

При произнесении звуков а и м в позиции обратного слога часто появляется призвук (апэ вместо ап, амэ вместо ам). Для исправления дефекта следует продемонстрировать правильное и утрированно неправильное произнесение. При необходимости можно использовать тактильный контроль: положив руку на гортань, указать на отсутствие вибрации после произнесения звука п или м. С этой же целью можно воспользоваться вибратором. Нужно обратить внимание ребенка на то, что сна чала «выключается» голос, а затем размыкаются губы.1

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.008 с.)