Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрикативные глухие согласные ф’ х, с, ш

Поиск

Движения, сопровождающие произнесение согласных этой группы, плавные продолжительные, очень напряженные.

Звук ф: руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз, произнося звук ф_, медленно развести руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление воздуха, или руки в стороны на уровне плеч, произнося ф__, медлен но опустить руки вниз.

Звук х: руки согнуты в локтях, ладонях от себя, локти вниз, произнося звук х_, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед.

Звук с: руки перед грудью, произнося звук с__, напряженные руки медленно опустить вниз («насос») или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух.

Звук ш: руки перед грудью, произнося звук ш_, делать волнообразные движения напряженными руками вниз.

 

Фрикативные звонкие согласные в, з, ж

Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень напряженные, дрожащие. Звук в: руки в стороны, произнося звук в_, слегка пока чивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем («самолет»).

Звук з: руки перед грудью, произнося звук з__, кисти рук вибрируют перед грудью («замерз»).

Звук ж: руки перед грудью, произнося звук ж_, резким волнообразным движением опустить руки вниз.

 

Вибрант р

При произнесении звука р согнутые перед грудью напряженные руки вращать одна вокруг другой («мотор»).

 

Аффрикаты (слитные)

Работу по вызыванию аффрикат можно начинать только при условии правильного воспроизведения ребенком обоих составляющих аффрикаты звуков тс___ или тш__ движение на звук т плавно переходит в движение на звук ш_или с __.

Звук ц: пальцы рук переплетены перед грудью, переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с__).

Звук ч: пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т), руки с растопыренными пальцами выдвинуты вперед (ш__).

Проводя работу по вызыванию звука, педагог сначала дает детям образец звучания: произносит звук (слог, слогосочетание). Затем дети произносят речевой материал 2—З раза вместе с педагогом, после чего проверяется произношение не скольких детей индивидуально, а в заключение все вместе повторяют его. Произнесение педагога и детей сопровождается соответствующими движениями.

Подражая педагогу, дети иногда вместо предложенного звука (слога) произносят другой, например: вместо та — па, вместо ма — на. В этом случае движения следует закрепить за тем звуком, который получается у большинства детей. Остальных дошкольников постепенно следует перевести на общее для большинства движение.

Когда звук вызван, его следует автоматизировать. Согласные звуки произносятся в сочетании с гласными, которые дети уже могут правильно произносить, при этом используются слоги разного. типа (прямые — па, обратные — ап и в позиции между гласными — атта).

При произнесении согласных в сочетании с различными гласными движения, которые сопровождают их воспроизведение, несколько видоизменяются в зависимости от той гласной, которая входит в слог. Так, если слог па произносится при резком опускании сжатых кулачков вниз, то по — при резком раз- ведении их в стороны, а ну — при их выбрасывании вперед.

Постепенно движения становятся более единообразными для звуков одной группы. Например, произнесение слогов пу и ту вначале сопровождаются следующими движениями:

пу — руки со сжатыми кулаками от груди резко выбрасывают вперед, ту — руки с вытянутыми указательными пальцами резко выбрасывают вперед. В дальнейшем произнесение слогов па, по, пу, та, то, ту может сопровождаться одним и тем же движением: руки со сжатыми кулаками резко опускают вниз, т. е. подчеркивается лишь характер артикуляции взрывного глухого согласного. В случае замены одного звука другим следует вернуться к тому движению, с помощью которого он вызван..

При закреплении звука слоги произносятся однократно и многократно, долго и кратко, слитно и неслитно, с изменением темпа произнесения, силы и высоты голоса, а по возможности, с разной интонацией.

Одновременно звук автоматизируется и на материале слов и коротких фраз. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы закрепляемый звук в начале работы находился в наиболее удобной для его воспроизведения позиции: прямого слога, например: там, пока, лоб; обратного слога (для смычно проходных и фрикативных), например: дом, сын, нос; между гласными (для звонких), например: вода, шуба, привет. В дальнейшем звук автоматизируется в словах в разных позициях, в том числе и при их стечении.1

Второй этап работы

Над звуковой стороной речи

К 4—4,5 годам дети, имеющие нарушения слуха, как правило, уже полностью реализуют свои возможности в овладении звуковой стороной речи на основе подражания речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно.

_____________________________________________________________________________

1 Последовательность позиций для автоматизации того или иного звука представлена в разделе.Второй этап работы над звуковой стороной речи

 

К указанному возрасту развитие моторики, эмоционально волевой сферы, мотивов поведения ребенка достигают уровня, который позволяет начать работу по уточнению звукового состава речи с использованием всех известных приемов постановки и коррекции звуков, в том числе и механических.

Многочисленные замены звуков, появившиеся у детей на первом этапе работы, весьма разнообразны, но все же укладываются в определенные рамки.

Незначительная часть детей благодаря большим остаткам слуха, высокому уровню развития моторики, хорошим подражательным способностям овладевают точной артикуляцией большинства звуков. Эти дети могут еще не владеть артикуляцией звуков р, ш, с и производных от них — ж, щ, з, ц, ч, как и многие слышащие дети их возраста.

Большинство же детей с нарушенным слухом точно произносят лишь отдельные звуки, остальные либо опускают в речи, либо воспроизводят с разнообразными заменами.

Заменители звуков могут быть регламентированными, допустимыми и дефектными.

В концентрическом методе обучения произношению глухих школьников с использованием сокращенной системы фонем (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина) выделены 17 так называемых основных звуков (первый концентр): а, о, у, э, и, п, тп, ф, с, ш, в, м, н, л (i),р, которые замещают в словах те звуки, произношением которых ребенок еще не овладел. Данные замены считаются регламентированными (см. табл. 1).

 

В дошкольный период состав регламентированных замен для глухих детей несколько расширен по сравнению со школой (Э.И. Леонгард). К регламентированным также отнесены замены:

 

 

— звуков р и л полумягким l;

----- х согласным к;

-----звука ш на лабиализованное с;

— звука в глухим ф.

Замены, непредусмотренные сокращенной системой фонем, появившиеся в речи детей спонтанно и не являющиеся грубыми дефектами, отнесены нами к допустимым. Отличаясь от регламентированных замен, допустимые укладываются в определенные нормативы:

— замена звука и на звук з;

— межзубная артикуляция звуков т, н, с (включая замену звука ш) межзубным лабиализованным с;

— замена вибранта р фрикативным или одноударным р;

— замена звуков т и кп;

— замена п согласным м;

— замена фрикативного с взрывным т;

— замена ш щечным ш или лабиализацией без голоса.

Замены, в которых грубо нарушен характер артикуляции, считаются дефектным. К ним отнесены:

— ы-образные и э-образные гласные;

— сонантность (замена ряда согласных звуков полугласным й);

— боковые артикуляции звуков;

— универсальное озвончение (замена всех глухих согласных звонкими);

— закрытая гнусавость (замена носовых согласных ротовыми);

— горловое р.

В самостоятельной речи детей к 4—4,5 годам могут сосуществовать разные замены одного и того же звука (например, в слове собака звук с заменен звуком т, а в слове стол произносится с межзубной артикуляцией).

Планируя работу над звуками речи, педагог должен учитывать, какие звуки и их дефекты более всего влияют на внятность речи. В первую очередь в максимально короткие сроки необходимо устранить грубые дефекты. С этой целью на втором этапе работы над произношением педагог целенаправленно учит и глухих, и слабослышащих детей произносить вместо звуков, содержащих грубые дефекты, регламентированные и допустимые замены. Так, при сонатности и боковой артикуляции свистящих звуков ребенка следует перевести на с межзубное, а при этих же дефектах произнесения шипящих — на ш щечное (или с межзубное с лабилизацией).

При пропуске звуков, например к и р (от — кот, Ула — кукла, паА — пока, Ы6а — рыба, пиве — привет), глухого ребенка специально учат на месте пропускаемого звука произносить его регламентированную замену как 1) или допустимую (к как т или п, если отсутствует звук т).

Одновременно проводится поэтапная работа по вызыванию и автоматизации точной артикуляции звуков с учетом сокращенной системы фонем. Так, в первую очередь исправляются дефекты гласных звуков а, о, у, э, вызывается звук и, который заменяет в дальнейшем звуки ы и й.

Параллельно ведется работа и над согласными звуками. Первыми нормализуется артикуляция таких согласных звуков, как п, т. м, н, л, ф, в, так как они являются базой для вызывания других звуков. Затем необходимо научить ребенка точно воспроизводить все основные звуки (см. табл. 1). В дальнейшем проводится работа по вызыванию и автоматизации звонких согласных и аффрикат.

Еще раз напомним, что если с глухими дошкольниками проводится специальная работа по обучению их регламентированным заменам, то слабослышащего ребенка переводят на них при необходимости, в том случае, когда в его речи присутствуют стойкие грубые дефекты или если он постоянно опускает тот или иной звук.

Речевая ритмика и в этот период остается одним из основных методических приемов работы над произношением. Она способствует вызыванию звуков по подражанию, подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука и облегчает этим его постановку. С помощью приемов речевой ритмики вызванный звук легко вводится в слово и фразу, даже тогда, когда педагог поставил его с помощью механических приемов, Так, например, при вызывании звука к с использованием движений речевой ритмики не всегда достигается положительный результат, но в процессе проведения упражнений артикуляционный аппарат ребенка подготавливается к произнесению звука и, часто достаточно слегка отодвинуть язык назад, чтобы появился чистый звук. Затем слог со звуком к, произнесение которого сопровождается соответствующим движением, вводится в слово и во фразу.

Остановимся на описании артикуляции звуков, способов их вызывания, наиболее распространенных дефектов и путей их устранения.1

_____________________________________________

1 При описании использованы материалы Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной, 1981.

 

Гласные звуки

Для того чтобы понять природу того или иного дефекта звука и найти оптимальные пути его устранения, обратимся к характеристике правильной артикуляции гласных звуков.

При произнесении звука а пассивные губы немного разомкнуты, язык плашмя лежит на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука о губы слегка выдвинуты вперед, округлены (лабиализованы). Расстояние между верхними и нижними резцами небольшое, меньше, чем при произнесении а. Язык слегка оттянут назад и приподнят своей корневой частью. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука у губы выдвигаются вперед и сближаются, оставляя узкое отверстие, расстояние между резцами меньше, чем при произнесении о. Язык оттянут вглубь рта и поднят своей корневой частью к нёбу. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука э губы пассивны, углы рта несколько оттянуты назад. Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края — к верхним коренным зубам. Спинка языка умеренно поднята к нёбу, посередине ее образуется желобок. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука и губы несколько растянуты в улыбку. Расстояние между резцами очень небольшое. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прилегают к верхним коренным зубам, спинка языка поднята к передней части нёба. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука ы губы пассивны, расстояние между резцами несколько больше, чем при и. Кончик языка отходит назад от резцов, а спинка высоко поднята к задней части твердого нёба. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Дефектное произношение гласных звуков а, о, у, э, как правило, связано с нарушением положения губ: слишком широкое раскрытие рта при произнесении а (получается звук средний между а и э), недостаточная лабиализация губ при произнесении звуков о и у (о звучит как а, у как о), чрезмерная лабиализация губ (о звучит как у, или немецкое о, у — как немецкое и); при произнесении э губы не раздвигаются в стороны (э звучит как а). При исправлении этих дефектов до статочно обратить внимание ребенка на губы, показать перед зеркалом образец артикуляции, в некоторых случаях механически сузить или расширить расстояние между губами. После этого изолированный гласный звук начинает звучать правильно, но для того, чтобы в речи утвердилась правильная артикуляция, требуется длительная работа по автоматизации звука, которая проходит в определенной системе.

Произнесение звука и вызывает затруднение у большинства детей (в речи этот звук замещается, как правило, на звук э). Это связано с тем, что артикуляция и очень сложная: напрягается дно ротовой полости, звук резонирует на темени. Вызвать правильную артикуляцию удается обычно после применения тактильно-вибрационного контроля. Для этого одну руку ребенка следует поместить под его подбородок, а другую — под свой. Педагог демонстрирует, как напрягается дно ротовой полости при правильном произношении звука и. Аналогично можно указать ребенку и на наличие вибрации темени при произнесении звука (если нет тенденции к повышению голоса).

Дефект гласных звуков, связанные с неправильным положением языка — ы-образная артикуляция — обычно затрагивает все гласные сразу (кроме у). Звуки а, о, э, и звучат как ы. Это связано с тем, что язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». Дефект грубый, значительно влияющий на внятность речи. Его устранение связано обычно с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука а. Если правильную артикуляцию а не удается получить по подражанию на слухо-зрительной основе, сравнивая перед зеркалом артикуляции ребенка и педагога, применяют механическое воздействие: шпателем или пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать на дне ротовой полости. Закрепив правильное произношение звука а, можно на основе слухо-зрительного подражания от а получить звуки о, э, затем и.

Весьма распространено произнесение гласных гнусаво, в нос — открытая гнусавость, которая является дефектом голоса, а не звуков. Открытая гнусавость может распространяться и на согласные звуки (например, звук л в этом случае звучит как гнусавое э, в как м). Исправление этого дефекта заключается в проведении работы над голосом.

Часто гласные звуки произносятся фальцетным голосом. Фальцет может распространяться как на все гласные, так и на некоторые из них, прежде всего на у и и. Фальцет также является дефектом голосообразования, распространяется и на некоторые согласные звуки (м, н, в). Исправление его заклю чается в работе над голосом.

Подбирая речевой материал для упражнений по автоматизации гласных звуков, важно учитывать их позицию в слове. Следует помнить, что безударное о звучит как а, безударное е — как и и т. д. Выбирая то или иное слово, педагогу следует произнести его вслух и понять, как звучит в произнесенном слове та или иная буква (вода звучит как вада, пока — как пака, бежит- бижит, едет — йедит и т. п.). Т. е. при выборе речевого материала следует учитывать фонетическое звучание, а не буквенный состав слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.009 с.)