Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с плохоговорящими детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В КОНЦЕ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ
Существует категория детей, которые в силу различных причин (нарушение крупной и мелкой моторики, плохая подражательная способность, частые пропуски занятий и т. д.) не могут овладеть произносительными навыками в соответствии с программными требованиями. Проверки произношения детей показывают, что чаще все го причиной невнятной, неразборчивой речи дошкольников является несформированность навыка воспроизведения слова, т. е. дети, даже при относительно благополучном состоянии звуковоспроизведения, не умеют произносить слово, соблюдая его звуковой состав, слитность, ударение, орфоэпические нормы. Если проведенная в начале последнего года обучения проверка произношения выявляет, что дошкольник не овладел программой (нарушено речевое дыхание и голосообразование, в речи нет многих звуков или они произносятся с грубыми дефектами, не сформирован навык правильного воспроизведения слова и фразы), то работу над произношением необходимо целиком посвятить формированию навыка произнесения слова. Работа проводится на ограниченном звуковом материале1, что позволяет создать модель правильного воспроизведения слова — слитного с соблюдением звукового состава, на уровне, доступном данному ребенку. Навык правильного произнесения отработанных слов переносится и на слова, с которыми не проводится специальная работа. Рассмотрим результаты проверки произношения двух детей. 1. Ребенок С., 6 лет, 5-й год обучения. Речевое дыхание: на одном выдохе произносит 12 слогов. Голос: нормального тембра, высоты, но тихий. Звуки (см. табл. 2) ________________________________________________________________ 1 Методика разработана Н.Ф. Слезиной. См.: О работе с плохоговорящими глухими первоклассниками// дефектология. 1984. № 2.
Слово: слова произносит слитно, в темпе, близком к естественному, ударение в знакомых словах соблюдает, звуковой состав слова сохраняет в меру возможностей в звукопроизведении. Речь орфографична (т. е. слова произносятся, как пишутся). Фраза: короткие фразы произносит слитно, фразы из трех и более слов — пословно (особенно при сочетании слова с пред логом); звуковой состав слов в составе фразы в основном удерживает; темп несколько замедленный; логическим ударением и интонационной структурой фразы не владеет. Оценка разборчивости речи: речь относительно разборчива (по субъективной оценке).
2. Ребенок к., 6 лет, 5-й год обучения. Речевое дыхание: на одном выдохе произносит 8 слогов. Голос: нормальной высоты, тембра, но тихий. Звуки (см. табл. З): Характеризуя состояние звуковоспроизведения, следует отметить, что в речи ребенка есть звуки, которые он: а) произносит точно: п, тп, в, р, г; б) произносит как точно, так и дефектно: а, о, э, и, м, н, д. ф, л; в) заменяет регламентированной заменой: б, ё; г) заменяет допустимой заменой: с, з; д) произносит дефектно: у, к, х, ш, ж, ц, ч, щ, я, ю, е, ы.
Слово: слова произносит по слогам, в некоторых случаях по звукам, равноударно; отмечаются пропуски и перестановки звуков, звуковой состав слова не сохраняет. Темп замедленный. Воспроизведение слова нарушено в такой мере, что нет возможности определить умение соблюдать орфоэпические нормы и особенности воспроизведения фразы. Оценка разборчивости речи: речь невнятная (по субъективной оценке). В первом случае, у ребенка С., при сформированном навыке воспроизведения слова, хотя его речь и орфографична, имеются дефекты воспроизведения звуков. Работа с этим ребенком в первую очередь будет заключаться в коррекции звуков и автоматизации их произношения в словах и фразах. При этом следует учитывать, какие звуки в наибольшей степени влияют на внятность и разборчивость речи. Во втором случае, у ребенка К., имеются грубые нарушения воспроизведения слова, вызванные отсутствием навыка слитного, в темпе, близком к естественному, с соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм его произнесения. для работы по формированию навыка воспроизведения слова подбираются слова, состояние из звуков, которые в речи ребенка: а) произносятся точно; б) произносятся как точно, так и дефектно; в) заменяются допустимыми и регламентированными заменами. Для данного ребенка это звуки: а, о, э, и, п, б, т, д з, м, н, в, ф, л, с, з, р. Из этих звуков составляют слова, знакомые и часто употребляемые в речи данного ребенка, например: вода, мама, папа, баба, дом, лопата, спасибо, пальто, самолет, лампа, два, пять, тетрадь, осень, лето, зима, весна, там, на, вот, дома, иди, идет, спит, стоит и др. Планируя работу с ребенком, педагог берет на неделю З— 5 слов (в зависимости от возможностей дошкольника) и учит произносить их правильно: слитно, с соблюдением звукослогового состава, словесного ударения, орфоэпических норм, в темпе, близком к естественному. При этом используются все виды работ над словом (подражание, чтение с разделением слова на части, чтение без разделения слова на части, называние картинок и т. д.). Работа над словами проводится до полной автоматизации их воспроизведения. Затем берутся другие слова списка. Из слов, которые ребенок научился произносить правильно, составляются фразы. Одновременно с работой над словом проводится работа над звуками, дефектное воспроизведение которых в наибольшей степени влияет на внятность и разборчивость речи. В данном случае это постановка гласных звуков у, ы и согласных звуков к, ш, также перевод на регламентированные и допустимые замены звуков х, ж; аффрикат и йотированных, воспроизводя которые, ребенок допускает грубые дефекты.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД УСТНОЙ РЕЧЬЮ Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом как средства общения возможно только при наличии в учреждении и дома слухо-речевой среды. Для этого необходимо создать условия для слухо-зрительного и слухового восприятия речи в течение всего дня, а не только на занятиях. Это обеспечивается в первую очередь обязательным использованием индивидуальных слуховых аппаратов при проведении режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей. Важным условием создания слухо-речевой среды является устное общение с детьми всех окружающих дошкольника взрослых, при необходимости подкрепляемое письменной табличкой или дактилированием. При этом речь взрослых должна быть естественной, не утрированной,— нормальной по темпу (или чуть замедленной на начальном этапе обучения) и громкости, слитной, орфоэпичной, максимально эмоциональной. Она должна сопровождаться богатой мимикой лица и естественными жестами. В течение всего дня, а не только на занятиях педагога и воспитателя, родителей, необходимо побуждать детей к самостоятельным устным высказываниям, которые могут подкрепляться письменной табличкой или дактилированием. Все сотрудники детского сада, а также родители, в силу их возможностей, должны контролировать устную речь детей. Если педагог и воспитатель, зная произносительные возможности каждого ребенка, требуют их реализации в речи, то, например, няня или повар могут лишь предложить ребенку повторить хорошо то, что он сказал (Я не поняла. Повтори). Таким образом, работа над устной речью должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса, который предполагает также проведение специальных занятий, направленных на развитие остаточного слуха детей и овладение ими произносительными навыками. К ним относятся фронталь- ные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению и занятия речевой ритмикой. В специальном дошкольном учреждении (группе) фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения проводятся: — в ясельной группе 1 раз в неделю; — в младшей и средней группах — 2 раза в неделю; — в старшей и подготовительной — 4 раза в неделю. Продолжительность их та же, как и занятий по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся не рёже З раз в неделю по 15—20 мин (в ясельной группе целесообразно проводить индивидуальную работу ежедневно по 10— 15 мин). Занятия речевой ритмикой желательно проводить ежедневно. Их продолжительность такая же, как и других фронтальных занятий сурдопедагога. Это обычно возможно в том случае, если не ведется работа по подгруппам. В том случае когда организовать ежедневные занятий речевой ритмикой не удается, для них целесообразно выделить половину времени специальных фронтальных занятий по развитию слу -хового восприятия и обучению произношению. Кроме того, различные пятиминутные упражнения следует проводить ежедневно в начале, середине или конце занятий сурдопедагога. Время фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению делится пополам между слуховой работой и формированием произносительных навыков. деление является условным. Во время обучения детей восприятию на слух педагог обязатель- но ведет работу по коррекции произношения, при работе же по формированию произносительных навыков он должен активно использовать остатки слуха дошкольников. Остановимся на организации работы над устной речью на фронтальных и индивидуальных занятиях.
РАБОТА НАД УСТНОЙ РЕЧЬЮ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Особое значение придается работе по развитию слухового восприятия и автоматизации и коррекции произносительных навыков при проведении фронтальных занятий педагога и воспитателей по всем разделам программы. Организация занятий, включающая ситуативность, мотивацию заданий, выполнение определенных предметных действий, значительно облегчает процесс восприятия устной речи, в том числе и на слух. Основным способом восприятия речевого материала на фронтальных занятиях служит его восприятие на слухо-зрительной основе, — видя губы говорящего и слушая его. Однако по ходу занятия определенная часть речевого материала предъявляется лишь на слух. Только на слух предлагаются те слова и фразы, которые дети научились воспринимать на слухо-зрительной основе. Этот речевой материал должен органически входить в содержание и ход занятия, т. е. на слух предлагается только тот материал, который нужен на данном занятии. Упражнения в восприятии материала на слух проводятся в течение всего занятия (т. е. и в его начале, и в середине, и в конце), но носят непродолжительный характер. Речевой материал, который предъявляется на слух на фронтальных занятиях, состоит: 1. Из фраз и слов, которые дети научились слушать на индивидуальных занятиях. 2. Из фраз и слов, наиболее употребимых на данном занятии (например, на занятиях по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений, в ходе изобразительной деятельности и т. д); примерный речевой материал для глухих дошкольников представлен в программе. Знакомый по звучанию речевой материал (т. е. тот, который дети учились слушать на фронтальных и индивидуальных занятиях) предлагается дошкольникам сразу на слух. Он повторяется не более двух раз. Если фраза (слово) не воспринята детьми (или хотя бы одним ребенком в группе), то она предъявляется для воспринятия на слухо-зрительной основе, а затем еще раз на слух. Новая, не знакомая по звучанию фраза (слово) предъявляется на слухо-зрительной основе и подкрепляется письменной табличкой, например: «Будем заниматься». Затем она повторяется для восприятия на слух (педагог или воспитатель держит табличку перед экраном, за которым она произносится). Табличка выставляется в специальное наборное полотно. На следующем занятии фраза (слово) предъявляется сразу на слух. Если она не воспринята детьми, то педагог или воспитатель показывает на наборное полотно и повторяет ее вновь на слух. При этом взрослый указывает не на конкретную фразу, которую произносит, а на 2—3, из которых дети должны выбрать. Например, на слух предъявляется фраза.»Будем заниматься», а в наборном полотне указываются помимо этой фразы и другие: «Будем слушать», «Будем играть». По мере усвоения фразы на слух табличка убирается из наборного полотна. Ее место занимает новая фраза. Так по степенно расширяется словарь, который дети учатся воспринимать на слух в связи с проведением фронтальных занятий по различным разделам программы. Работа над произношением в ходе фронтальных занятий заключается в первую очередь в контроле за качеством произношения детей. На фронтальных занятиях ребенок должен максимально реализовывать все те произносительные навыки, которые формируются у него в ходе специальной работы. Контроль за произношением детей — одно из обязательных условий создания в дошкольном учреждении и дома слухо-речевой среды, необходимой для успешного овладения устной речью. На фронтальных занятиях по различным разделам программы, в играх, в общении педагог и воспитатели, зная произносительные возможности каждого ребенка, побуждают его говорить правильно. Детям может быть дана следующая установка: «Говорите хорошо».. В случае необходимости можно привлечь внимание детей к одной из сторон произношения: «Говорите с ударением.», «Говорите слитно.», «Говорите хорошо звук с». и т. п. Главное, чтобы эти установки не носили формальный характер, и качество произношения детей действительно контролировалось на протяжении всего дня. Произносительные ошибки ребенка исправляются лишь в том случае, если он может произнести правильно, но сбился на тот или иной дефект. В том случае, если произносительный навык находится на стадии становления, то его необходимо закреплять на индивидуальных занятиях; при проведении фронтальных занятий на его реализации настаивать рано. Например, ребенок может произносить звук м правильно изолированно, в обратных слогах, а также между гласными и в прямых слогах со звуками а, о, э, а в сочетании с гласными у, и, ы, как мб (частичная закрытая гнусавость). В первом случае каждая произносительная ошибка ребенка должна исправляться, а во втором случае ошибка не исправляется, потому что ребенок пока не в состоянии произнести слово правильно. В противном случае педагог и воспитатель впустую затрачивают много времени, а у ребенка может появиться негативное отношение к устной речи. Контроль за произношением ребенка требует от взрослых большого такта. Необходимо учитывать возраст детей, создавшуюся ситуацию, сложность задания, которое выполняет тот или иной ребенок. У маленьких детей следует поощрять каждую попытку говорить, к более старшим детям — предъявлять более строгие требования. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.012 с.) |