Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По автоматизации звуков в речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Звук к 1. Автоматизация звука в позиции прямого слога: ка ко ку ке ки; каша, карова (корова), калбаса (колбаса), калесо (колесо), карандаш, Коля, курица, куда, кисель; словосо четания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: корова и курица, зеленый карандаш, Кол и Маша, мой карандаш; у машины колесо; Я люблю кашу; Коля, на карандаш; Куда положил карандаш? 2. Автоматизация звука в позиции между гласными: ака, ако, аку, аке, аки, ока, ука; малако (молоко), рука, укол, руки, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у каво (кого), левая (правая) рука; У кого зеленый шар? У Вики молоко; Врач сделал укол; Я вымыл руки. З. Автоматизация звука в позиции обратного слога: ак ок ук; флак (флаг), как, сок, лук, жук; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: зеле ный лук; черный жук; Я не люблю лук. 4. Автоматизация звука в стечениях с согласными: клоун, клюф (клюв), клей, кто, кукла, красный, красивый, круг, круглый, крылья, буква, сумка, булка, шкаф, школа, кошка, сколько, скоро, кисточка, шапка, юпка (юбка), краски; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: красная сумка, красивая шапка, круглая булка, сколько будет, кукла Оля, кошка Мурка, краски и кисточка; Вот клоун, Там шкаф; Тут кисточка; Это краски; Клоун б цирке; У птички крылья; Ребята идут в школу; Мяч круглый и красный; Булка в сумке; У куклы краси вые волосы; Скоро праздник! 5. Дифференциация язычно-зубного звука т и язычно-задненёбного звука к: ка — та: каша — Таня, ком — Тома, курица - туфли, кисель — типло (тепло); Таня ест кашу; Тома лепит ком; ака — ата: молоко — молоток, рука — у Тани, укол — у Томы; У Тани болит рука; ак — ат: флаг — салат; Вот сок; Тут лук; Кубик стоит; Вот жук; Тут сок; По земле ползет жук. 6. Автоматизация звука к в различных позициях: платок, фартук, капуста, кот, куст, утка, Катя, букет, так; букет цветов, платок и фартук; Вот корова; Тут курица; Там куст; Это колбаса; Вот руки; Это молоко; Там букет; Вика собрала букет; Что в руке? Там флаг; Это платок; Оля пьет сок; Как тебя зовут? Так нельзя! Наша елка высока, Наша елка велика, Выше папы, выше мамы, достает до потолка. (Е. Ильина) Скачет Под елками Белый зайчишка, Белый зайчишка В легком пальтишке. Нет у него Ни сапожек, Ни шапки. Греют его Только быстрые Лапки. (И. Пивоварова)
Звук г 1. Многократное, быстрое с постепенным замедлением произнесение слогов: гагагага-га-га-га - га- га - га – га гогогого-го-го-го - го - го - го – го гугугугу-г у-гу-гу - гу - гу - гу - гу 2. Автоматизация звука в позиции между гласными: ага аго агу аге аги; угадай, испугал, угол, убегу, помоги, пироги, беги; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: быстро беги, быстрей беги, волк испугал; Вот пироги; Там угол; Я угадал; Угадай, что там; Мама, помоги. З. Автоматизация звука в позиции прямого слога: га го гу ге ги; Галя, галава (голова), галубой (голубой), голубь, горка, гости, гусь; словосочетания и фразы,включающие эти и подобные слова типа: тетя Галя; большая горка; голубой шар, дорогие гости; Вот тетя Галя; Это голубь; Там горка; Тут голуби; Пришли гости; У Гали болит голова; У меня голубой шар. 4. Автоматизация звука в стечениях с согласными: глаз, глаза, глупый, глина, грязный, граза (гроза), где, ангина, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: два глаза, глупый заяц, гряз ное платье, шар голубой, сам говорит; Вот глаза; Там глина; Где тетя Галя? 5. Дифференциация звонких и глухих пар позициях прямого слога и между гласными: га — ка; ага — ака; Катя — Галя, каша — галава (голова), нога — рука, курица — гусь; голубой карандаш, громко, громко хлопаем; Там Катя, Тут Галя; Коля идет в гости; Кот поймал голубя; Гоша любит молоко; Угадай, у кого..? Покажи ногу; Прыгай высоко; У коровы рога. 6. Автоматизация звука г во всех позициях: Белые гуси к ручейку идут, Белые гуси гусяток ведут, Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: га! га! га! (М. Клокова) Звук х 1. Протяжное произнесение изолированного звука: Х____ 2. Автоматизация звука в позиции прямого слога: х___а ха, х__о хо, х__у Ху х___и хи; халат, хачу (хочу), харашо (хорошо), ходит, холод но, худой, хитрый; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: новый халат, холодный ветер, хитрая лиса; У меня новый халат; Зимой холодно; Я говорю хорошо; Я хочу пить. З. Автоматизация звука х в позиции обратного слога: ах ох ух эх их; бах! горох, лет ух, пух, мех, арех (орех), у всех, а так же словосочетания и фразы с этими и подобнымисловами типа: большой лет ух, мягкий пух, вкусный орех; Вот орех; Тут лет ух; Там горох; Это мех; Я не люблю горох; Во дворе лет ух; У всех ребят бананы. 4. Автоматизация звука в позиции между гласными: аха ахо аху ахе ахи; уха (ухо), муха, уха ди (уходи), сахар, неряха, плоха (плохо), тиха (тихо), пахоже (похоже), орехи, лет ухи; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: два уха, три петуха, белый сахар, плохо рисует; Вот муха; Там лет ухи; Это сахар; Тут орехи; Летит муха; Не уходи один! Арбуз похож на мяч; Я люблю орехи; Ты неряха; У меня болит ухо; Сиди тихо. 5. Автоматизация звука в стечении с согласными: храбрый, хлопай, хлеп (хлеб), лехко (легко), кухня; храбрый мальчик, хлопай тихо, черный (белый) хлеб, мама на кухне; Вот хлеб; Там кухня; Я люблю хлеб с маслом; Отнеси посуду на кухню. 6. дифференциация звуков к и х: ха — ка: Катя — халат, каша — хорошо, Коля — холодно, кубик — худой, кислый — хитрый; У Кати халат; Коле холодно; аха — ака: сахар — пока, муха — рука; ах — ак: горох — сок, петух — лук (жук). 7. Автоматизация звука в разных позициях: Ты — хомяк, А ты — хорек. Ты — зайчишка, прыг да скок. Ты — лисица, Ты — куница, Ты — бобриха-мастерица. Ты — охотник... Ой, беда! Разбегайтесь кто куда!. (С. Погорельский) Муха села на варенье Вот и все стихотворенье.
Язычно-зубные с, з (свистящие) При произнесении с и з зубы сжаты, верхние резцы прикрывают передние, кончик языка прижат к нижним резцам, спинка языка несколько приподнята. На спинке языка образуется желобок. Воздух, проходя по желобку, образует характерный свистящий звук. Губы чуть приоткрыты и растянуты в стороны. При произнесении звуков с и з можно ладонью ощущать сильную, холодную струю воздуха, направленную вниз. С — звук глухой, при его произнесении голосовые складки разомкнуты. З — звонкий, при его произнесении голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Произнесение свистящих требует тонких двигательных дифференцировок, поэтому даже слышащие дошкольники овладевают ими достаточно поздно, а дефекты этих звуков встречаются достаточно часто. Наиболее распространенным вариантом произнесения звуков с и з в речи является их межзубная артикуляция: язык находится между верхними и нижними зубами, выдуваемый воздух образует звук, похожий на с и з. Этот вариант артикуляции, как правило, предлагается детям педагогом на первом этапе работы над звуками. Замена допустима в дошкольный период обучения. Иногда вместо с и з в речи звучит т — это результат призубной артикуляции, когда кончик языка не опущен вниз, а упирается в верхние или нижние резцы. Призубная артикуляция допустима в дошкольный период обучения. Встречается вариант боковой артикуляция этих звуков: воздушная струя идет не по желобку вниз, а по бокам языка в стороны. Это грубый дефект, значительно снижающий внятность речи. Его исправление планируется в ряду первоочередных. Известен и такой дефект звуков с и з, как сонантность. При сонантности вместо согласного звука, который образуется шумом или шумом и голосом, звучит гласный звук, который образуется только голосом. Если при произнесении свистящих кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка не поднята или язык просто лежит на дне ротовой полости, то воздух свободно проходит через рот, не производя характерного свистящего шума. Звук, похожий на э или ы, образуется в результате работы голосовых связок. Сонантность — очень грубый дефект и исправлять его нужно как можно скорее. При исправлении межзубных с и з иногда достаточно сжать верхние и нижние резцы, чтобы получить правильную артикуляцию. Во всех остальных случаях необходимо ставить звук заново. Постановка звука с начинается с проведения артикуляционных упражнений. Ребенка перед зеркалом учат, зафиксирован кончик языка за нижними резцами, выдвигать вперед спинку языка при широко открытом рте. Затем губы медленно сближаются, одновременно приподнятая спинка языка отодвигается назад, при этом верхние резцы скользят по спинке языка. После того как ребенок овладел этим упражнением, его учат в тот момент, когда начинают сближаться губы и язык отодвигаться назад, подключать воздушную струю, характер которой ребенок может контролировать ладонью у подбородка. Когда губы сближены, а зубы сомкнуты, звучит с _. Если же в производимом звуке нет характерного свиста, это означает, что не образован желобок. Желобок можно образовать механически спичкой или зубочисткой с тупыми концами, нажав ею вдоль выгнутой спинки языка. Когда ребенок в ходе этих упражнений научится произносить изолированный звук с, его учат произносить слоги с этим звуком с_а, со, с__у, затем эти слоги автоматизируются в словах, после этого звук отрабатывается в различных сочетаниях с гласными и согласными звуками в слогах, словах, словосочетаниях и фразах, т. е. проводится система упражнений по автоматизации. Наличие голоса при произнесении изолированного звука з может контролироваться слухом ребенка, с помощью вибратора и тактильным ощущением вибрации гортани. Дифференциация звуков с и з проводится на специальном материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.006 с.) |