Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система упражнений по автоматизации звуков в речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Автоматизация звуков в позиции обратного слога с выделением фрикативного элемента: ацс____ ачш____ 2. Автоматизация звуков в позиции обратного слога: ац ец иц; маладец (молодец), прадавец (продавец), агурец (огурец), канец (конец), палиц (палец), раниц (ранец), дварец (дворец), заиц (заяц); словосочетания и фразы с эти ми и подобными словами типа: тетя продавец, зеленый огурец, большой палец, мой ранец, белый заяц; Вот палец; Там продавец; Тут огурец; Это дворец; Заяц кушает морковку; Продавец работает в магазине; Продавец продает хлеб; В салате огурец и помидор; Вова молодец; У Тани ранец; Я порезал палец; Я люблю огурец; Мы кормили синиц. ач оч уч еч ич; мяч, врач, грач, ночь, дочь, ключ, луч, обруч, меч, печь, кирпич; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: мяч и обруч, большой мяч, дядя врач, летит грач, темная ночь, мамина дочь, потерял ключ, белый кирпич, грач и ворона; Вот мяч; Там печь; Тут врач; Это грач; Мама любит дочь; Я потерял ключ; Таня уронила мяч; Будем печь пироги; У дяди кирпич, он работает; Брось мяч в обруч. З. Автоматизация звуков в позиции между гласными: аца оца уца еца ица; курица, птица, синица, умница, пугавица (пуговица), пятница, гусиница (гусеница), азарница (озорни да), моица (моется), умываица (умывается), адеваица (одевается), яйцо, лицо, ножницы; словосочетания и фразы типа: белая курица, птица-синица, широкая улица, большая пуговица, вареное яйцо, моет лицо, на цыпочках; Вот курица; Там птица; Тут пуговица; Это гусеница; Курица снесла яйцо; Таня умница; Кошка озорница; Пришей пуговицу; дай ножницы; дети умываются; дети одеваются; Вымой лицо; Завтра будет пятница; У цапли лягушка. ача оча уча еча ича; дача, начала (начало), гаричо (горячо), хачу (хочу), ни хачу (не хочу), качели, очень, пиченье (печенье), платочик (платочек), пачиму (почему), вечир (вечер), намачи (намочи); словосочетания и фразы сэтими и подобными словами типа: дача далеко, холодно и горячо, большие качели, очень хорошо (плохо), белый платочек, намочила платье, очень горячая каша; Вот дача; Там платочек; Тут качели; Это печенье; Я хочу печенье; дети качаются на качелях. Почему ты не хочешь гулять? Я промочил ноги; Вечером темно. 4. Автоматизация звуков позиции прямого слога: ца цо цу це ци; цап-царап, цапля, царапина, царь, цирк, цифра, цыпленок, целое, а также словосочетания и фразы сэтими и подобными словами: цифра два, желтый цыпленок, белая цапля, целое яблоко; Вот цапля; Там цирк; Тут цыпленок; Это царь; Я ходил в цирк; Я люблю цирк; Царь живет во дворце; У курицы цыплята; Кошка пой мала мышку — цап-царап; Цапля живет на болоте; У меня царапина. ча чо чу че чи; чай, чайник, часта (часто), черный, челка, чуть чуть, черис (через), человек, червяк, четыре, четверг, черепаха, чисто; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: горячий чай, чайная ложка, черный грач, длинная челка, выпил чуть-чуть, длинный червяк, четыре лапы, черный кот; Вот чайник; Там человек; Тут чай; Это червяк; На плите чайник; Будем пить чай с печеньем; У лошадки длинная челка; Четыре и один будет пять; Я вымыл руки чисто; дай мне чайную ложку; Проползи через обруч.
5. Автоматизация звуков в стечениях с согласными: цветок, цвет, овца, блюдце, кольцо; словосочетания и фразы с этими подобными словами типа: желтый цветок, цветные карандаши, белая овца, маленькое блюдце, большое кольцо, букет цветов, собирает цветы; Вот цветок; Там овца; Тут блюдце; Это кольцо; дети собирают цветы; У меня цветные карандаши; Овца кушает траву; дай мне блюдце; Надень кольцо; собачка, бабочка, мамочка, папочка, дочка, внучка, очки, девочка, печка, мальчик; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая собачка, красивая бабочка, любимая мамочка, дочка и внучка, мамочка и дочка, папочка и мамочка, девочка и мальчик, горячая печка; Вот собачка; Там бабочка; Тут девочка; Это очки; девочка и мальчик играют в мяч; Собачка прыгает высоко; Бабочка летает; девочка любит мамочку; девочка — дочка, а мальчик — сын; У бабули очки; На даче печка. 6. дифференциация звуков с и ц, ш и ч: ац — ас аца — аса ца — са; глаз — палец, лиса — улица, синий — цифра, сын — цыпленок, собака — цапля, царь — сахар, цифра — сыр, цирк — сын; Я сама оцарапалась; Солнцё высоко. ца ца ца — белая овца са са са — рыжая лиса цо цо цо — я вымыла лицо со со со у Вовы колесо цы цы цы — мы ели огурцы сы сы сы — у папы усы; ач — аш ача — аша ча — ша; карандаш — мяч, горячо — хорошо, дача — каша, чашка — шапка, чай — шар, шапка — чайник, нош (нож) — ночь, шишка — черепаха, ручка — подушка, дочка — кошка, внучка — лягушка, птичка — мишка; наша дача, черные шорты; Даша поехала на дачу; Но чью еж не спит; Врач взял карандаш. ач ач ач — мне купили мяч аш аш аш — у меня карандаш оч оч оч — наступила ночь ош ош Ош — острый нож уч уч уч — где мой ключ? уш уш уш — иди в душ чо чо чо — очень горячо шо шо шо — летом хорошо чу чу чу — я гулять хочу шу шу шу — я письмо пишу ачка ачка — вот бежит собачка ашка ашка — новая рубашка; Говорят: часы стоят. Говорят: часы спешат. Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте. (В. Орлов) 7. Автоматизация звуков в разных позициях: ученица, учительница, причесал, почистил; причесала куклу, почистил зубы, на цыпочках; Лена умы лась, почистила зубы и причесалась; Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец. Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде ее птенцы. Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы. (Л. дьяконов) Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву Ц: Подойди, цыпленок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып! Если выучишь урок Подарю тебе цветок! (Г. Сапгир) Вместо хвостика — крючок; Вместо носа — пятачок, Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (В. Берестов) Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. И, лизнув его в бочок, Уколол свой язычок А колючий еж смеется: — В рот не суй, что попадется!. (П. Воронько) Любовалась цыплятами курица, Что ни цыпленок, то умница. (А. Капралова) РАБОТА НАД СЛОВОМ Под правильным воспроизведением слова подразумевается его слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм произнесение. Система работы над словом охватывает различные стороны его фонетического оформления — звуко-слоговую и ритмическую структуру, орфоэпию и темп. При работе над словом используются такие виды работ, как: — воспроизведение слов по подражанию; — чтение с разложением на части; — чтение без разложения на части; — называние картинок, ответы на вопросы и т. д. При работе над словом большое внимание уделяется его воспроизведению по подражанию. При этом особенно важную роль играет восприятие детьми правильного образца, каким является речь педагога. В некоторых случаях ребенок в состоянии сразу правильно произнести слово: слитно, с правильно выраженным ударением, в темпе, близком к естественному, не нарушая слоговой состав, реализуя в слове свои звукопроизносительные возможности. Если ребенок, подражая речи педагога, не может воспроизвести слово правильно, следует прибегнуть к специальным приемам. Рассмотрим приемы работы над словом с использованием речевой ритмики. Слово делится на части. В некоторых случаях части совпадают со слогами, в некоторых — не совпадают. Часто отдельным движением подчеркивается произнесение смычно-проходных и фрикативных звуков, особенно когда они находятся в конце слова или в стечении согласных (там, мишка). Это несколько препятствует появлению призвуков и пропуск одного из согласных в стечениях. Произнесение каждой части слова сопровождается движениями речевой ритмики, которые плавно переходят одно в другое, что способствует слитному произнесению слова. Характер движений определяется фонетическим составом слова и его ритмической структурой. При специальной работе над словом на первых этапах допустим несколько замедленный, по сравнению с естественным, темп произнесения. При этом слитность и ударение в слове должны быть сохранены. По мере необходимости из слова вычленяются отдельные слоги, и даже звуки, с условием обязательного последующего их слияния в слове. для соблюдения ребенком естественного темпа нужно сокращать количество движений, стремясь к тому, чтобы слово произносилось на одном движении. На занятиях работа проводится следующим образом: — педагог произносит слово в нормальном темпе, соблюдая ударение и орфоэпические нормы, — предъявляет детям образец звучания; — дети вместе с педагогом произносят слово слитно, но в несколько замедленном темпе, фиксируя внимание на звуках, воспроизведение которых в слове вызывает затруднения; — дети вместе с педагогом произносят слово в темпе, близком к естественному (на этом этапе можно попробовать сократить количество движений); — дети самостоятельно произносят слово. Слова, используемые в упражнениях, обязательно должны быть знакомы и понятны, употребимы в детской речи. Мама: 1. Произнесение слова сопровождается двумя движения ми, соответствующими слогу ма. 2. МА — правая рука в сторону, ма — левая рука в сторону, мама — вначале одна, затем другая рука плавно опускается вниз. З. Слово мама произносится на одно движение: опуская руки вниз или разводя в стороны. В случае произнесения слова как мбамба (мпампа) следует выделить звук м___ и отработать его произнесение изолированно, в обратном слоге — ам___ и между гласными — ам__а__ и лишь затем — в прямом слоге м__а__. Кроме того, можно предложить «разорвать» слог м__ а__; при этом внимание ребенка обращается на то, что губы при произнесении звука м не размыкаются. С каждым разом пауза между звуками сокращается м__ а__, м_ а__, и наконец, слог произносится слитно, на одном движении м_а_. После этого следует вернуться к произнесению целого слова. Дай: естественный жест просьбы, выполняемый одной или двумя руками (слог да), продолжается движение, соответствующим звуку и. Там: энергичный указательный жест — та — заканчивается напряженным движением руки вниз — м_. Помоги: па — резко опустить кулаки вниз; ма — плавно выдвинуть напряженные руки вперед — в стороны; ги — резко поднять руки вверх (подчеркнуть звук и как ударный). Привет: 1. при — резко раскрыть кулаки — п, вращать руки одна вокруг другой — р, затем, поднять вверх — и; ве — плавно опустить руки через стороны и соединить пальцы в щепотку — т. 2. при — резко раскрыть кулаки; вет — соединить пальцы в щепотку.
Для формирования навыка выделения ударного слога детей сначала учат произносить дву- и трехсложные слогосочетания с различным ритмом типа: ТАта, таТА, татаТА. Произнесение ударного слога сопровождается более широким и»сильным» движением. Затем навык выделения ударного сло- га переносится на слово, которое произносится вслед за слогами с тем же ритмом: таТА — зима (лиса) таТАта — лопата (собака) татаТа — карандаш (барабан) ТАтата — бабушка (варежка, яблоко) татаТО — молоко (там пальто) В дальнейшем ритмические структуры усложняются. Подробнее работа над ритмическим рисунком слова изложена в разделе, посвященном формированию ритмико-интонационной стороны речи. На 3—5 годах обучения дети овладевают навыками аналитического чтения в такой мере, что оно может быть использовано при работе над произношением. Детям предлагается читать слова с разложением на части и без него. Чтение слов с разложением его на части направлено, на то, чтобы обеспечить единство работы над целым словом и его элементами. Отработка элементов слова необходима для того, чтобы правильно воспроизвести их в составе слова. Последующее соединение элементов в целое позволяет обеспечить слитное и ритмичное его произнесение. Способ деления слова на части диктуется закономерностями усвоения произносительных навыков детьми с нарушенным слухом и особенностями звуко-буквенного состава того или иного слова. Многие слова подвергаются разложению потому, что критический звук находится в позициях, которые могут вызвать ошибочное воспроизведение. Например, звуки м и н после таких согласных, как ш, р, т и дру гих, произносимых с энергичным выдохом, воспроизводятся нередко ошибочно (мп, мб, б, п, нт, нд, д. т) Звуки с, ш, з, ж часто произносятся в словах ослаблено, пропускаются или заменяются гласными. Разложению целесообразно подвергать слова с трудными стечениями для предотвращения наиболее распространенных ошибок: призвуков в стечениях согласных, пропусков одного из согласных или их перестановки. Графическое расчленение слова (с_ па_сибо), принятое в практике школьного обучения, может вызвать затруднения у дошкольников. Во-первых, они только начинают овладевать аналитическим чтением, переходя к нему от глобального узнавания табличек, и изменение письменного образа слова может затруднить его прочтение. Во-вторых, произносительные навыки детей еще не прочны, и расчленение слова на части на письме может привести к послоговому или даже позвуковому проговаривавию. В связи с этим целесообразно, взяв табличку с написанным словом, разрезать ее на глаза ребенка в месте стечения согласных, например лам па, кук ла. Положив части таблички на некотором расстоянии, друг от друга, педагог предлагает ребенку прочитать слово. Если первый согласный в стечении фрикативный или смычно-проходной (м, н, л), то в момент его протяжного произнесения первая часть таблички подтягивается ко второй и слово читается дальше без паузы: лам → па чаш → ка с → па → с → ибо
Если первый согласный смычный или слитный, то удобнее подтянуть последующую часть: кук ← ла рук ← ка к ← вад ← рат После того как слово по частям прочитано без ошибок, части таблички соединяются, и слово прочитывается вновь. Если ребенок не может воспроизвести слово правильно, то оно снова делится на части. В случае особо стойких нарушений при чтении следует повторить слово сопряжено, отражению, используя приемы речевой ритмики, с последующим его прочтением. Результатом работы должно быть самостоятельное правильное произнесение слова ребенком без опоры на графическое его изображение. Чтение без разложения на части предполагает более высокий уровень произносительных навыков. Ребенок должен прочитать слово слитно, соблюдал ударение, орфоэпические нормы, правильно воспроизводя его звуко-слоговой состав. В случае ошибок следует вернуться к чтению с разложением на части или к слоговым упражнениям, содержащим материал, аналогичный тому, из которого состоит трудное для ребенка слово. Конечная цель работы над словом — его самостоятельное воспроизведение детьми. Вот почему особое внимание должно быть уделено более самостоятельному виду речевой деятельности — называнию картинок. При этом стимулом к произнесению целого слова служат разнообразные иллюстрации. В одних случаях, демонстрируя их, педагог задает вопросы типа: Кто это? Что делает? — либо картинки предлагают без них. Если самостоятельно ребенок произносит слово неверно, следует вернуться к менее самостоятельным видам речевой деятельности — произнесение слова по подражанию, чтение.
РАБОТА НАД ФРАЗОЙ
Фраза — самостоятельная единица речи, осуществляющая функцию общения. Содержание работы над фразой включает формирование у детей навыка слитного произнесения коротких фраз, членение длинных фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежа- щего темпа произнесения фразы, а также, по возможности, ее интонационного рисунка. Кроме этого, дети должны реализовать во фразе все те произносительные навыки, которыми они овладели на материале слогов, словосочетаний и слов. Значительную помощь в работе над фразой оказывает речевая ритмика. Движения, сопровождающие речь, приобретают при работе над фразой характер плавного дирижирования. На одно движение произносится короткая фраза или синтагма. Отдельные слова выделяются тогда, когда этого требует интонация. Среди упражнений, используемых для формирования навыка произнесения фразы, можно выделить упражнения, построенные на ограниченном звуковом материале. Они направлены на то, чтобы дети учились произносить достаточно большой по объему речевой материал, не испытывая при этом затруднений в звуковоспроизведении. Это упражнения типа: Дом, дом, дом Ва-ва, да-да, Мама тут, Там, там, там. Вот вода. Папа там. Дом, дом, дом Вы-вы, ды-ды, Мама, папа Тут, тут, тут. Нет воды. Тут и там. Дом там и тут.
Подбирается также фразовый материал, насыщенный тем или иным звуком, например: звук м — Моя мама пошла в магазин; Мальчик помогает малышу; звуки ц и ч — Девочка играет в мяч; девочка упала; Девочка не плачет; девочка молодец.
При работе используются различные стихи, которые дети разучивают к праздникам. для того чтобы устная речь детей стала полноценным средством общения, необходимо учить их пользоваться фразой в самостоятельной речи. С этой целью детям предлагаются разнообразные сюжетные картинки, которые они должны описать фразой, хотя бы короткой, а не обходиться одним словом. Большое внимание также уделяется ответам на вопросы. Такой вид речевой деятельности максимально приближается к ситуации самостоятельного высказывания. При этом нельзя забывать, что на занятиях по обучению произношению главная задача — добиться хорошего произношения, поэтому не следует довольствоваться правильным ответом только по существу. Например, на вопрос педагога (или воспитателя): «Какая сегодня погода» — ребенок отвечает: «Темпо вете сонифко» (Тепло, светит солнышко). Оценивая ответ ребенка, можно сказать: «Правильно, но ты плохо говоришь. Давай скажем хорошо». После этого следует добиваться от ребенка правильного произнесения на уровне тех произносительных возможностей, которыми он уже владеет. Работа над фразой тесно связала с формированием выразительной речи, речевой интонации. При этом нужно соблюдать следующие условия: — речь взрослых должна быть богато интонированной; — необходимо создавать и использовать различные ситуации, в которых разнообразные эмоции можно выразить междометиями: ай — ай — ай! ой! ах! ура! и т. п.; — проводить специальные упражнения в которых используются противопоставленные интонации, например: да? Нет! да! Я? Нет. Ты! — использовать речевой материал с ярко выраженным интонационным рисунком:
Дождик, дождик — ай-я-я-й! Милая! Милая Ой-ё-ё-й! Зонтик, зонтик — дай! дай! дай! Мама моя! Как высоко! — проводить речевые игры, предполагающие изменение голоса по высоте и интенсивности: Идет папа — медведь — ТОП-ТОП-ТОП Идет мама — медведь — топ-топ-топ Идет маленький мишка — топ-топ-топ и т. п. Все эти упражнения направлены на формирование умения произносить речевой материал слитно, с изменением темпа, силы и высоты голоса, а также отражать в устной речи свое эмоциональное состояние, отношение к объекту высказывания. Это способствует тому, чтобы самостоятельная фразовая речь детей становилась все более естественной и выразительной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.26 (0.011 с.) |