И интонационной сторонами речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И интонационной сторонами речи



Формированию естественной, выразительной речи у дошкольников с нарушенным слухом способствует широкое использование речевой ритмики при работе над произношением.

Данный методический прием основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно развивается двигательная сфера маленького ребенка, подражание становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Данный подход был предложен центром СУВАГ (Хорватия).

Задача педагога — научить детей воспроизводить максимально точно и само движение, и его характер: энергичный, резкий или плавный, одноразовый или повторяющийся. От того, насколько дети овладевают этим умением, во многом зависит эффективность использования речевой ритмики как методического приема при работе над различными сторонами произношения. Подавляющее большинство малышей с нарушенным слухом к началу обучения в специальном учреждении не умеют осознанно подражать даже крупным движениям. Поэтому в начале занятий, особенно с детьми ясельной

группы, большое внимание следует уделять обучению подражанию. Эту работу можно проводить как индивидуально, так и фронтально с первых дней пребывания ребенка в детском учреждении.1

Детям предлагаются для подражания различные движения, сопровождаемые произнесением слогосочетаний и отдельных слогов или звуков, например:

хлопая в ладоши, произносить папапапа хлопнуть один раз — па

топая двумя ногами попеременно произносить татата, топнуть ногой — та;

плавно разводя руки в сторону, произносить а ____и т. п.

Дети долгое время могут выполнять эти упражнения молча, но каждый случай появления каких-либо голосовых реакций у ребенка следует отметить: похвалить малыша, дать ему возможность послушать себя (поднести микрофон к его рту).

Важно, чтобы эта работа проходила в атмосфере эмоционального подъема, доставляла детям удовольствие.

Используя речевую ритмику с маленьким неслышащим ребенком, даже на первоначальных этапах обучения, когда его «звуковой багаж» состоит из 1-2 гласных и 1—2 согласных звуков, уже можно проводить ряд упражнений, направленных на формирование различных произносительных умений. Эти упражнения, предусматривающие формирование того или иного навыка, например отделение одного слога от ряда слогов, долгого и краткого произнесения звуков, произнесение речевого материала в различном темпе и т. п., предполагают одновременно и работу по активизации голосовых реакций, и работу над голосом и речевым дыханием, и закрепление появляющихся в речи звуков. По мере формирования словесной речи, расширения возможностей ребенка в звукопроизношении в упражнения включаются слова и фразы. Обучая ребенка произносить речевой материал, например, тихо и громко, с изменением высоты голоса, педагог одновременно автоматизирует произнесение звуков в словах, закрепляет навык слитного произнесения слова и т. д.

Ниже приведены примеры упражнений, направленных на формирование того или иного навыка. Они изложены последовательно.

_________________________________________________

1Педагоги и воспитатели могут отрабатывать эти движения во время игр, прогулок..

 

Однако работа над различными разделами ведется параллельно, одновременно. Лишь упражнения по обучению детей изменять силу и высоту голоса, как правило, начинаются позже — со второго полугодия, когда уже вызван голос нормальной силы и высоты. Упражнения в основном проводятся на занятиях речевой ритмикой. Приведем примеры.

Отделение одного слога от ряда слогов

Работа проводится с детьми 2—З лет. Движения, предлагаемые при произнесении ряда слогов, должны отличаться от движений на один слог, например:

— сидя на полу, стучать мячом о пол — папапа, вытянуть руки с мячом вперед — па;

— стоя, хлопнуть в ладоши перед грудью — па, хлопать руками по ногам или по бедрам — папапа;

— шагать на месте — татата, подпрыгнуть — та;

— стоя, отводить руки поочередно в стороны — нанана, вытянуть две руки вперед — на;

— стоя, вращать кисти рук над головой — ляляля, спрятать руки за спину — ля.

Долгота звучания

Упражнения проводятся с детьми 2—З лет. Обучая малышей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, педагог предлагает разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому — резкое, короткое:

— укачивать куклу: кукла (ляля) спит — а _— а_(протяжно); кукла проснулась и прыгает — па па па

(кратко);

— сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о__, отбрасывать мяч вперед — о или па;

— сидя на полу или за столом, «везти» поезд (машину) далеко» — у_ и поворачивать --- у;

— округло соединять руки перед собой (над головой) — о___, резко опустить соединенные руки вниз

о;

— плавно развести руки в стороны — а__, затем прямые руки соединить перед грудью — у___, резко развести руки в стороны — а, соединить перед грудью — у;

— стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнося в__, резко опустить руки вниз, присесть — в («самолет сел»).

На более поздних этапах обучения в упражнения включаются все новые и новые звуки, например, длительное произнесение звука ш __ сопровождается круговыми движениями ладоней, поднятыми вверх от себя, а краткое ш — резким движением ими вниз.

Слитность звуков

Упражнения также проводятся с детьми 2—3 лет:

— стоя или сидя, резко опускать руки со сжатыми кулака ми вниз, произнося папапа (слитно), стучать

кулаком о кулак — па па па (неслитно);

— стоя, покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то_то__то _; то

пать одной ногой — то то то;

— изображать большой и маленький мячи: «большой мяч» подпрыгивает — по по по; ‘ мяч» слегка при-

седает — попопо;

— стоя, плавно вытягивать вперед руки, согнутьие в лок тях перед грудью, — м_ а_ м_а_м_а_; резко

вытягивать в стороны то одну руку, то другую — ма ма ма;

— стоя, выполнять вращательные движения ладонями над головой — ляляляля; руки на поясе,

наклоняться в стороны — ля ля ля.

Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.

Темп произнесения

 

Упражнения по изменению темпа произнесения проводятся в течение всего дошкольного обучения. Детей 2—3 лет учат воспроизводить движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов, например:

— сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие удары мячом о пол, произнося па_па_па и частые

папапа;

— сидя, часто ударять кулаками о пол — папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном

темпе— па_па_па_ _, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па_па_па_;

— шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося слогосочетание татата в

разном темпе;

— хлопать в ладоши в медленном темпе, произнося па__па__па__; в нормальном — па_па_па_; в быст ром — папапа (или хлоп-хлоп-хлоп и т. п.).

Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует наращивать постепенно, с учетом возможностей детей.

В дальнейшем детей 4—6 лет следует учить постепенному убыстрению и замедлению темпа произнесения слогов. Напри мер, стоя, производить медленные махи руками внизу, произнося ля__ля__ля_, затем, продолжая движения перед грудью, произносить слоги в нормальном темпе — ля_ля_ля _; над головой — в быстром — ляляля; у груди в нормальном — ля_ля_ля _; внизу, в медленном, — ля__ля__ля__.

Упражнение может быть усложнено: внизу производятся махи в очень медленном темпе, сочетающиеся с таким же темпом произнесения слогов, постепенно руки поднимаются выше и выше, движения становятся более быстрыми, вплоть до очень быстрых над головой, а затем постепенно замедляются при опускании рук ниже и ниже; в соответствующем темпе произносятся и слоги.

Аналогично проводятся упражнения при хлопанье в ладоши, руками по бедрам, ходьбе на месте, ударах кулаком о кулак и т. п.

В это же время детей учат произвольно изменять темп и при произнесении словесного материала. Например, педагог, разместив в комнате кукол (мишек, машины), на разном от детей расстоянии, спрашивает: «Где куклы (мишки, машины)?» — и вместе с детьми произносит «там», показывая на близко находящуюся куклу, «та_ м» указывая на ту, которая подальше, «та _м_» — про самую дальнюю.

Формируя у детей умение произносить речевой материал в разном темпе, следует учить их произносить очень простые слова и фразы за разных героев Например, медведь-папа, медведица-мама и маленький медвежонок в разном темпе говорят: «Мед тут, мед там, мед, мед тут и там» (по возможности, дети изменяют не только темп произнесения, но и высоту голоса).

Следует подбирать различные стихи, декламация которых требует изменения темпа, например:

Еле-еле-еле-еле

Закрутились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Все быстрей, быстрей, бегом,

Карусель кругом, кругом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-Два

Вот и кончилась игра.

Предложенные упражнения направлены на формирование нормального темпа речи, что крайне важно и для внятности речи, и для восприятия. Умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала способствует решению этой задачи.

Сила голоса

После того как у детей вызван голос, их учат произносить слоги громко и тихо; громко, потише и тихо. Обучая детей изменять силу голоса, педагог предлагает им различные движения; при этом чем громче звук, тем больше и амплитуда движений. Могут быть использованы следующие упражнения:

— Лиля спит — дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле, произнося тихим голосом т педагог

предлагает разбудить куклу, малыши громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла

просыпается и пляшет;

— сидя, стучать пальцем о палец у колен, произнося та тата (тихо), у груди — ТАТАТА (громче), над

головой ТА ТА ТА (громко); при этом увеличивается и амплитуда движений;

— стоя, разводить опущенные руки в стороны а____ (тихо), разводить руки в стороны от груди —

А____ (громче), над головой — А____ (громко); чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем

большим напряжением произносится звук (такое упражнение про водится и с другими гласными);

— стоя, развести опущенные руки внизу — пу__ (тихо), у груди — ПО_ (громче), над головой — ПА_

(гром ко) или наоборот, начиная с самого тихого произнесения;

— шагать на месте или ходить по кругу под звучание бубна или барабана: громкие удары шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА, ТОП-ТОП-ТОП), удары потише — шагать обычно, произнося ПАПАПА голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо — папапа.

На 3—5 годах обучения упражнения постепенно усложняются: детей учат не только произносить слоги с разной силой голоса (от громкого до шепота), но и постепенному его усилению и ослаблению. Например, проводятся такие упражнения:

— стоя, медленно через стороны поднимать руки, произнося гласный а: с постепенным усилением

голоса а__А__, его ослаблением А__а__, с усилением и ослаблением — а__А__а__

— стоя, отводить руки со сжатыми кулаками попеременно в стороны, произнося татата; при этом

движения выполняются вначале внизу с малой амплитудой и соответствуют тихому произнесению

слогов, постепенно руки поднимаются вверх, голос усиливается, а затем руки опускаются, сила

голоса при этом уменьшается.

Постепенно упражнения усложняются. для произнесения предлагаются более сложные слогосочетания, например татоту.

Когда дети уже могут воспроизводить слоги голосом раз ной силы, их учат произносить голосом разной интенсивности не только слоги, но и сдоба и фразы. Например, такое упражнение: стоя разводить руки в стороны, произнося слово «мама» с усилением и ослаблением голоса; при этом руки постепенно поднимаются вверх, а затем опускаются.

Используются различные ситуации, в которых нужно по звать ребенка (маму, игрушку), произнося его имя тихо, по- громче, громко. Целесообразно разыгрывать небольшие сценки, в которых разные персонажи говорят голосом разной силы, подбирать специальный стихотворный материал, например:

Ногами топ, ногами топ, громко топнет — ТОП-ТОП-ТОП;

Ногами топ, ногами топ, тихо топнем — топ-топ-топ.

Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем — ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП;

Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем — хлоп-хлоп-хлоп.

Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Обучая детей произносить гласные звуки, слоги и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсирования звука. В противном случае у ребенка может сорваться голос или образоваться фальцет. Каждый ребенок учится говорить громче и тише по отношению к индивидуальной силе свое го голоса. Постепенно голос малыша окрепнет, и разница меж- ду нормальной его силой и тихим или громким голосом увеличится. Слёдует также следить за тем, чтобы, усиливая голос, дети его не повышали.

Громкие звуки не должны вызывать ни у кого из детей не приятных ощущений. В случае их появления, во-первых, не обходимо корректировать режим звукоусиления включить автоматический регулятор усиления (АРУ), отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку (в отечественных карманных аппаратах его регулятор СR, в заушных аппаратах фирмы «Отикон» (Дания) — регулятор АGС). Во-вторых, педагогу нужно уменьшить силу собственного голоса, предлагающегося в качестве образца громкого произнесения.

Высота голоса

Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, так как неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна у одних детей основной тон их голоса высокий, у других — низкий. Ребенка учат изменять высоту голоса относительно основного тона его голоса, т. е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не переходил в фальцет При произнесении вы- соким голосом педагог может ощущать хотя бы слабую вибрацию грудной клетки ребенка (т. е. включается трудной резонатор), а при фальцете вибрирует не грудная клетка, а темя, так как в голосообразовании участвует не грудной резонатор, а головной. Точно так же педагог должен проверить и высоту своего голоса при произнесении с его повышением гласных, слогов, слов и фраз. Образец для ребенка — высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научится хотя бы немного изменять высоту своего голоса. Но это требует внимания и многолетней целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются для работы с детьми начиная с двухлетнего возраста, первые результаты могут появиться значительно позже.

В начале обучения, после того как уже вызван голос нормальной высоты, детей учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с обыгрыванием различных игрушек. При игре с ними, как правило, у ребенка впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса.

Например:

— изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно — А—

А—А (низкий голос), маленький — бежит — а—а—а (высокий голос);

— изображать лягушку, большую собаку, птичку; педагог (или ребенок) предлагает угадать, кого он

изображает (Кто я?): прыгает «лягушка» произнося голосом нормальной высоты ква-ква-ква, лает

«большая собака» — АФ-АФ-АФ (низкий голос), летает «птичка» — пипипи (высокий голос).

Детям предлагается произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные и слоги. При этом низкие звуки произносятся при расслабленных движениях, направленных вниз, высокие — с очень напряженными движениями, направленными вверх, например: стоя, разводить опущенные руки в стороны — О __ (низкий голос), у груди — о__ (нормальный), над головой — о__ (высокий); так же проводятся упражнения и со слогосочетаниями (та__, то__, ту__).

Если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным голосом. Упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет.

Когда ребята научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепенному повышению и понижению голоса (как правило, с 4— 5 лет). Предлагаются упражнения такого типа:

— «самолет» едет, а потом взлетает: А__ (низкий голос), а__ (высокий голос); «самолет» летит высоко и

садится: а___ (высокий голос) А___ (низкий голос); «самолет» едет, поднимается, летит и садится:

А__а__А__;

— стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося а__ (па__) вначале низким

голосом, который постепенно повышается, а затем снижается; такие упражнения проводятся и с

другими гласными;

— стоя, развести опущенные руки нешироко в стороны — у__ низкий голос), у груди — о_ (средний),

вверху а_ (высокий); при этом движения и гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно.

Аналогично можно проводить упражнения и со слогами ла__ло__лу__ и др.

По достижению детьми 5—6 лет в упражнения наряду со слогами включаются слова и фразы. Так, например, детей учат изображать куклу (малыша), женщину, дедушку, сопровождая это самыми простыми высказываниями типа: я иду — топ-топ-топ, которые соответственно произносятся высоким, средним и низким голосом. Разыгрываются маленькие сценки: кукла упала, плачет, «говорит» высоким голосом: «Я упала, болит нога»; пришел медведь и просит меда: «Я большой мишка. Я хочу меда» (низким голосом) и т. п. Полезно подбирать стихотворный материал, декламация которого связана с изменением высоты голоса, типа:

Колокольчик зазвенел: дин (высокий голос)

дан (голос нормальной высоты)

дон (низкий голос)

 

или:

Колокольчик зазвенел: дин-дин-дин (высокий голос)

дан-дан-дан (голос нормальной высоты)

дон-дон-дон (низкий голос).

 

Рано-рано поутру

Пастушок: ту-ру-ру-ру (высокий голос).

А коровы вслед ему

Замычали — му________ (низкий голос).

На занятиях важно предлагать каждому ребенку произносить материал и низким, и нормальным, и высокий голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет материал низким голосом, а другой — высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет в этом случае овладевать его повы- шением, и наоборот.

 

Ритмическая структура речи

В 2—3 года детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных занятиях — определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах трех. По мере того как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний.

В 3—4 года детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложньте (типа Татата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение ударного слога сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например:

— сидя, ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу —

ударный — ПА (при воспроизведении двусложных ритмов паПА или ПАпа);

— сидя или стоя, хлопать в ладоши на безударный слог та и по ногам на ударный — ТА (при

воспроизведении трех- сложных ритмов ТАтата, таТАта, татаТА);

— сидя, ударять мячом о пол, произнося безударный слог та, вытягивать руки с мячом вперед на

ударный слог — ТА (воспроизведя дву-, трехсложные ритмы);

--- стоя, сжатые кулачки у груди, на безударный слог руки резко опустить вниз па, на ударный —

отвести в стороны — вниз — ПА (при воспроизведении дву-, трехслож ных ритмов).

В тех случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог выполняет упражнение вместе с ним, его руками.

Постепенно движения при произведении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой) дирижировании и т. п.

В 5—б лет детей учат воспроизведению повторяющихся ритмов типа ТАтаТАтаТАта или папаПАпапаПАпапаПА. При этом они могут ходить по кругу, шагать на месте, хлопать в ладоши и т. п.

По мере того как дети овладевают этим умением, упражнения усложняются: предлагается сочетать произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения, например:

— отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в разном темпе: медленно, в нормальном темпе и быстро;

— шагать на месте, произнося ритм ТАтатаТАтата тихим голосом и слегка поднимая ноги, голосом

нормальной громкости при среднем поднимании ног, громким с высоким поднятием колен.

Предлагаются также упражнения в воспроизведении ритма слов, фраз, рифмованные строки:

татаТОтатаТО — молоко, молоко,

тататаТЕТтататаТЕТ — велосипед, велосипед,

таТУтата таТО — на улице тепло.

Дети отхлопывают эти ритмы, отстукивают, воспроизводят дирижированием. В них, как правило, сохраняется ударный гласный.

Детей учат не только воспроизводить ритм слов, но и подбирать их по ритму, предложенному педагогом. Например узнавать, ритм какого из 3—5 слов отхлопал взрослый: пальто, весна, тапочки, собака, виноград.

Интонационная сторона речи

Произносительные навыки, которые формируются у дошкольников в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу, без которой невозможно овладение ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка — речевой инто- нацией.

Как известно, сензитивным периодом для становления речи является раннее детство. Маленький слышащий ребенок усваивает многие элементы речевой интонации до того, как овладевает звуковой стороной речи. Произношение же детей со значительным снижением слуха (тяжелая тугоухость иглу хота) отличается монотонностью, неинтонированностью. Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.

В дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые. При этом детей побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой лица, позами, телодвижениями. Предлагаются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. Для примера приведем некоторые.

С первого года обучения и до последнего в ходе специальных игровых упражнений детей учат подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния, при этом речевой материал постепенно усложняется. Подражал педагогу, дети учатся изображать:

 

— боль — а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот и т. п.

— радость — А__! Ура! Не болит! У меня не болит! Живот! Мама пришла!

— вопрос а__? Что там? Мама? Где папа дома? Почему?

— просьбу — а__, а-а, дай, помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги!

— осуждение — а__, а-а-а, ай — я-яй! фу! Плохо! Неверно!

-----усталость — о__, ох! устал (а), я устал (а) и т. п.

Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то потерялся, кто-то хочет есть, что-то сломалось, кто-то ударился (скучает, зовет маму) и т. п. Вот одна из них. К детям приходит новая красивая кукла. Малыши восхищаются ею. Кукла гладит детей по головкам «хороший!». И начинает плясать, радостно напевая ляляляля; дети поют вместе с ней. Затем кукла падает, «разбивает до крови ногу (руку, лоб)» дети вместе с педагогом изображают, как больно кукле, произнося, как могут: «Бах! Ой-ой-ой! Бобо! Болит! Бобо! Ой-ой- ой, жалко!» Кукла (и дети вместе с ней) плачет: «0-о-о, болит, бобо!» Педагог и дети жалеют куклу, «лечат» ее, целуют. Кукла «выздоравливает» — 0! (радостно), дети вместе с куклой танцуют, подпевая радостно ляляляля, затем они изображают усталость: о__, о__ (устала), устали, ох-ох.

Обыгрываются повадки различных животных, характерные черты людей. Дети изображают заботливую маму-кошку, шаловливого котенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т. п. Инсценируются доступные детям сказки: «Теремок», «Варежка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.

Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоционально оценивают изображенную ситуацию: «Молодец! Хорошо! Ай-я-яй! Плохо! Нельзя», говорят за персонажей.

Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. При этом они учатся выражать то или иное эмоциональное состояние, прежде всего движениями всего тела, мимикой лица, позами, которые сопровождаются произнесением вначале лишь отдельных гласных и простых слогов (а_, о_, папапа, татата), затем включаются междометия, лепетные и самые простые полные слова, а позже и фразы. Например, разыгрывая сценку, в которой щенок потерялся, маленькие дети жалобно «лают» — а-а-а или аф-аф-аф, зовут маму: «А-а-а, мама!» плачут, радуются ее появлению: «А__! Ура! Мама!» дети постарше могут пользоваться другим речевым материалом: «Я по- терялся. Где моя мама? Мама, ау! Мама, иди, я тут! Вот моя мама! Мама нашла меня. Я рад!»

С 4 лет детям для упражнений специально подбирается речевой материал, насыщенный речевыми интонациями типа:

Вот наш дом. Мы дома.

Кто дома? — Мы дома.

Где вы? — Мы дома.

Где? — дома!

Детей также учат выразительному чтению стихов, считалок, потешек и т. д. К праздникам можно подготовить маленькие инсценировки, насыщенные интонационно окрашенным материалом.

Описанные упражнения при ежедневном их проведении

весьма способствуют становлению естественной, выразительной речи. Но в то же время у многих детей со значительным снижением слуха в силу разнообразных причин возникают затруднения при становлении речевого дыхания и голоса. Необходимо проводить работу над этими сторонами произно- шения как на индивидуальных, так и на специальных фронтальных занятиях.

Внятная, понятная для окружающих, речь не может быть сформирована без владения детьми звуковым составом слова. Вызывание звуков — наиболее трудный и специфичный раз дел работы над произносительной стороной речи.

Остановимся подробнее на работе над речевым дыханием, голосом и звуками речи в первоначальный период обучения.

 

РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ

Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребенка определенные трудности. Некоторые дошкольники не могут произнести ряд слогов или изолированный гласный звук продолжительно, без дополнительного вдоха, у отдельных детей речь приобретает «всхлипывающий» характер. Бывают случаи, когда голосообразование происходит на вдохе.

Для формирования длительного, определенной силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струей выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. При этом постепенно увеличивается расстояние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличивается длина трубочек; задания усложняются, например дутьем докатить карандаш до определенной границы.

Подобные упражнения проводятся в течение всего первого года обучения, сначала индивидуально, затем только на фронтальных занятиях. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает особые трудности, работа продолжается на индивидуальных занятиях как на первом году обучения, так и, в случае необходимости, на последующих.

Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например:

папапапа, тататата. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы.

Требования к длительности выдоха постепенно нарастают. Если в начале обучения дети учатся произносить на одном выдохе дву-, трехсложные слова и фразы типа: папа, собака, дом там, вот рыба, то к четырем годам — слова и фразы из 3—5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения — из 7—8 слогов.

Как правило, становление нормального речевого дыхания происходит в ходе занятий по формированию навыков произнесения звуков и их сочетаний, воспроизведения слов и фраз с использованием в качестве методического приема речевой ритмики. Но в случае необходимости работе над речевым ды- ханием отводится специальное время.

Формированию речевого дыхания способствуют упражнения по отделению одного слога от ряда слогов, упражнения в долгом и кратком произнесении гласных и слогов.

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ

Постоянное пользование звукоусиливающей аппаратурой, наличие обратных микрофонов позволяют, как правило, не прибегать к тактильным ощущениям детей при вызывании голоса. Наличие или отсутствие голоса, как у педагога, так и у себя определяется ребенком на слух. Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослых.

Следует внимательно наблюдать за всеми голосопроявлениями детей, чтобы выявить их естественные голоса и определить склонность ребенка к тому или иному нарушению голоса (как правило, в сторону его повышения).

У некоторых детей голос может быть тихий, и, побуждая ребенка говорить громче, можно спровоцировать ряд дефектов: фальцет, «натужный» голос. С такими детьми нужно очень постепенно вести работу по усилению голоса. Часть детей обладают очень высоким голосом, но резонирующим в грудной клетке, что отличает его от фальцета (образуется без участия грудного резонатора).

Описанные выше особенности голоса не являются дефектами. В этих случаях дети нуждаются в постепенном развитии своих голосовых возможностей.

Дефекты голоса могут быть связаны с нарушением его силы, нормальной высоты и тембра. В случае их появления следует проводить работу по их устранению.

К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие:

1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой голос обычно характерен для маленьких детей

вначале обучения. Попытки вызвать более громкий голос могут привести к возникновению «рваного»

или «рычащего» голоса. В результате постоянных упражнений в протяжном произнесении гласных и

ряда слогов (а_, папа папапа — и т. п.), а также в протяжном произнесении звуков м и в с

последующими гласными (м___а, в___ а) голос постепенно окрепнет.

2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с хорошими остатками слуха. При исправлении этого

дефекта следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка и продемонстрировать ему разницу между нормальным и крикливым голосом. Вызвав голос нормальной силы при произнесении, например, звука а, следует закрепить результат в процессе выполнения других голосовых упражнений, произнося звуки, слоги, слова и фразы.

К дефектам, связанным с нарушениями нормальной высоты голоса, относятся следующие:

1. Голос ф альцетный — высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Если при голосе

нормальной высоты можно ощущать вибрацию грудной клетки, то при фальцете она отсутствует.

2. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.

Дефекты очень грубые, крайне отрицательно влияющие на внятность речи. Их исправление должно проводиться в первую очередь. Устраняя фальцет, следует использовать все известные способы: одни дети понижают голос на а, другие — на м, третьи на в. Приступая к работе, следует провести ряд проб и определить, что больше подходит этому ребенку. Если ребенку дать возможность как можно дольше произнести, например, звук м, то к концу такого произнесения голос, как правило, снижается. Произнося а_, па, м, обращают внимание ребенка на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, опираясь на его остаточный слух. Если этого недостаточно, то даже в первоначальный период обучения следует обратить внимание ребенка на то, что при нормальной высоте голоса есть вибрация грудной клетки.

К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:

1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен

неполным замыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. При протяжном

произнесении гласных и звука м с последующим переходом к протяжному гласному (а__,о__,

м__а__о___ и т. п.) ребенок, стремясь экономить выдох, плотнее смыкает голосовую щель, и голос

становится звучнее.

2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опущено, и выдыхаемый воздух идет не только

через рот, но и через нос. Дефект распространенный и грубый. Часто появляется у слабых и вялых

детей. При исправлении дефекта ребенка учат энергично произносить слог па, выделяя последний

гласный: папапапа_. Поднятое при произнесении звука п мягкое нёбо сохраняет свое положение и при

а, благодаря чему голос избавляется от носового оттенка. В дальнейшем из слогов выделяется

изолированное а. Аналогичным образом вызывается нормальный голос при произнесении других

гласных звуков: о, у, э.

Тембр голоса нормализуется в ходе упражнений по отделению одного слога от ряда слогов, при работе над долготой, слитностью, темпом произнесения слогосочетаний, а затем на материале слов и фраз.

Кроме того, голос может быть хриплым, сдавленным, скрипучим.

Голос хриплый. Для исправления дефекта рекомендуется протяжное произнесение гласных в слогах (па__, ма_ и т. д.) и изолированно (а_о_ и т. д.). При стойком хриплом голосе следует направить ребенка к отоларингологу для исследования состояния гортани.

Голос сдавленный, скрипучий. Возникновение такого голоса, как правило, связано с тем, что ребенок контролирует работу своего голосового аппарата с помощью собственных кинестетических ощущений вибрации гортани и невольно стремится усилить получаемые при голосообразовании ощущения. Устраняя этот дефект, следует привлекать остаточный слух ребенка, научить его определять разницу между нормальным и дефектным голосом.

Как неоднократно подчеркивалось, устраняя тот или иной дефект голоса, следует, прежде всего, использовать слуховой контроль. На протяжении всех лет обучения в содержание фронтальных занятий включаются упражнения на длительное произнесение гласных звуков, как в составе слогов, так и изолированно. Проведение этих упражнений способствует, с одной стороны — становлению голоса нормальной высоты, силы и тембра, с другой устранению возникающих дефектов голоса. Вот некоторые из этих упражнений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.114 с.)