Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система упражнений по автоматизации звука в речи

Поиск

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

р_____

2. Автоматизация звука р в позиции прямого слога:

ра ро ру ре ри ры;

рак, ращеска (расческа), работает, рад, рага (рога), рана (рано), рот, роза, розовый, робат (робот), рубаш ка, рука, рукаф (рукав), ручка, рис. рисунак (рисунок), рисует, рибята (ребята), рыба, рынак (рынок), рыжий; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: моя расческа, твоя ручка, рыжий кот, рисунок Маши, рыба сои, ребята рады; Вот рак; Тут расческа; Там рубашка; Это ручка; Вымой рот; У меня ручка; У козы рога; У Вовы новая рубашка; Я ем рисовую кашу; Рисунок висит на доске; Мама (папа)работает; Таня рисует рыбу;,Дима рисует робота.

З. Автоматизация звука р в позиции обратного слога:

ар ор ур эр ир ыр;

шар, сахар, камар (комар), удар, двор, забор, тапор (топор), матор (мотор), памидор (помидор), мусор, шафер (шофер), шнур, дверь, кифир (кефир), зифир (зефир), сыр; словосочетания и фразы,включающие эти и подобные слова типа: кефир и зефир большой шар, вкусный сахар, меткий удар, мой двор, высокий забор, вкусный помидор, сахар в вазе; Вот шар; Там забор; Тут дверь; Я пью кефир; Вова ест зефир; Мышка ест сыр; У дяди топор; Я вынес мусор; Маша катит шар.

Вот машина — там мотор.

Это дядя-шофер.

4. Автоматизация звука в позиции между гласными:

ара аро ару аре ари;

парахот (пароход), аппарат, барабан, карандаш, харашо (хорошо), падарак (подарок), горат (город), акуратна (аккуратно), пирамида, карова (корова), варона (ворона), сарока (сорока), гарох (горох), варота (ворота), марос (мороз), биреза (береза), вирефка (веревка), варенье, дерива (дерево), гавари (говори), каридор (коридор), двери, звери, сабири (собери), читыри (четыре); словосочетания и фразы,включающие эти и подобные слова типа: дед Мороз, стучит в барабан, на работе, город Москва, дерево береза, четыре вороны темный коридор, дикие звери; Ура/Включи (Выключи) аппарат; У меня карандаш; Аппарат работает хорошо; Папа на работе; Зимой мороз; На дереве сидит ворона; На заборе сидит сорока; У деда Мороза подарок; Я собираю пирамиду; У коровы рога; Это коридор; дикие звери очень опасны.

5. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

фартук, горна, корка, Мурка, дырка, верно, неверно, черный, наверху, первый, правый, справа, праздник, привет, прыгай, трава, трамвай, трактар (трактор), тралейбус (троллейбус), трусы, трудно, три, матрешка, утра (утро), митро (метро), сматри (смотри), кравать (кровать), красный, красивый, крофь (кровь), крошки, крук (круг), крушка (кружка), крыша, микрофон, экран, грабли, грип (гриб), играет, сестра; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: высокая горка, кошка Мурка, черный кот, красивая кофта, правая рука, три круга, четыре матрешки, красная крыша, праздник Новый год, в руке; Вот фартук; Там трамвай; Тут матрешка; Это кровать; Посмотри в окно; Убери экран; Ката прыгает высоко; У Ромы рана, течет кровь; Три и четыре будет семь.

6. дифферёнциация звуков р и л (упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителязвука р на определенном этапе выступал звук л):

ла—ра ал—ар ала—ара;

рак — лапа, ракета — лампа, рана — лапа, работа — лопата, лоб — рот, робот — лодка, Рома — лож ка, руки — лук, руль — лужа, лето — репка, лиса — рисунок, рыба — лыжи, шар упал, комар — сломал, топор — пол, Тамара упала (устала), таракан — голова, Ира пила, кран — класс, кролик — клоун, граб ли — глаза;

ла — ра, ла — ра, ла — ра — под горой была нора,

лы — ры, лы — ры, лы — ры — лиса с лисенком у норы.

лу — ру, лу — ру, лу — ру — лиса спряталась в нору.


Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос,

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

(В. Лифшиц)

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова)


7. Автоматизация звука р в разных позициях:

ра-ра-ра У лисы нора.

ро-ро-ро На полу ведро.

ру-ру-ру Я все уберу.

ры-ры-ры Ой, кусают комары.

ры-ры-ры У нас в руках шары.

ра-ра-ра Начинается игра.

ру-ру-ру Бью рукою по шару.

ро-ро-ро Шар упал в ведро.


Рано-рано поутру

Пастушок: ту-ру-ру-ру,

А коровы в лад ему

Затянули: му-му-му.

Можно много-много раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

(А. Кондратьев)


Аффриканты ц, ч

Звук ц

При произнесении звука ц губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от последующего гласного, имеют тенденцию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или максимально сближены. Кончик языка упирается в десны нижних резцов; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка прилегают к верхним зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвеолами, а затем отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука с.

Большинство детей сравнительно хорошо воспринимают на слух различие между слитным ц и фрикативным с. Поэтому при работе над звуком ц необходимо прежде всего использовать остатки слуха ребенка.

В случае неудачи следует объяснить, что звук ц получается из тесного соединения т и с, но при этом надо обратить внимание на то, что кончик языка все время должен оставаться у нижних резцов, и звук т должен произноситься путем смыкания передней части спинки языка с деснами верхних резцов. Надо следить также за тем, чтобы щель между верхними и нижними резцами в момент произнесения звука оставалась неизменной, и нижняя челюсть не отдергивалась при взрыве. Работать должна только передняя часть спинки языка, приближенная к зубам.

Если ребенку трудно уловить характер работы языка и слитно воспроизвести смычный и фрикативный моменты звука ц, то в качестве вспомогательного приема, раскрывающего механизм образования слитного звука на хорошо видимой губной артикуляции, может быть рекомендован следующий. Ре -бенку предлагают дуть сквозь сближенные губы. Затем дутью предпосылается смычка губ и ее взрыв, так, что получится нечто вроде сочетания пф при звуке ф, образованном двумя губами. Это своего рода губная модель слитных согласных ц и ч. Ребенку следует дать возможность ощутить поднесенной ко

рту рукой воздушный толчок и последующую плавную струю выдыхаемого воздуха. Можно поднести ко рту полоску бумаги, которая при взрыве отбрасывается толчком воздуха, а затем удерживается в отклоненном положении плавной струей. Повторив несколько раз это упражнение, можно вернуться к постановке звука ц. При этом ребенку надо дать понять, что звук ц сходен по своей артикуляции с только что воспроизведенным губным звуком. После того как звук ц получен, он автоматизируется в речи.

Звук ч

При произнесении звука ч губы слегка выдвинуты вперед. Зубы сжаты или максимально сближены. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами, затем смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука ш: весь язык имеет форму чашечки. В момент произнесения звука можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть рот, то и положение языка, его работу. Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок теплой струи выдыхаемого воздуха.

При работе над звуком ч следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка.

Если звук не удается получить на основе слухо-зрительного подражания, то при его постановке полезно исходить из уже усвоенного звука ц и показать ребенку, что артикуляция первого подобна артикуляции второго с той разницей, что смычка при ч образуется не спинкой языка, а его передним краем, соприкасающимся с альвеолами или несколько дальше — с передней частью нёба. Звук ч можно получить от звука ц, положив (в момент произнесения последнего) под язык зонд.

В случае необходимости можно также воспользоваться вспомогательным двугубным слитным согласным, который был описан выше, применительно к постановке звука ц.

При вызывании аффрикат в качестве вспомогательного приема может служить указание на то, что первый момент артикуляции составляет звук ш, поэтому можно написать букву ц или ч и обозначить над ней звуковой состав соответствующего этой букве: тс _ или ти..

Наиболее распространенными дефектами слитных звуков являются:

— замена слитных ц и ч фрикативными с и ш. Эта замена считается регламентированной в дошкольный

период, однако к концу обучения в детском саду в произношении слабослышащих детей должны

быть аффрикаты;

— вместо ц слышится тыс, а вместо чтыш (иногда с шепотным ы). Это происходит потому, что нет

тесного слияния смычного и фрикативного моментов.

Кроме того, для звуков ц и ч характерны дефекты, описанные применительно к свистящим и шипящим звукам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.008 с.)