Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слитности темпа, громкости, высоты↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
и ритма звучаний Так же как и при различении на слух звучащих игрушек или количества звучаний, при определении их длительности (громкости, слитности, темпа, высоты) педагог вначале учит дошкольников различать характер звучания на слухо-зрительной основе, затем дает им послушать длительные и краткие (или громкие и тихие и т. п.) звучания в качестве образца и, наконец, предлагает различать их на слух. При этом каждый раз в случае ошибки детям предлагается воспринять звучание слухо-зрительно, а затем — только на слух. Особенность проведения данной работы заключается в том, что на начальном этапе обучения различению длительности звучаний (их громкости, темпа и т. п.) педагог наряду со звуковым образцом дает и зрительный эквивалент. При этом важно учитывать возраст детей. Чем они младше, тем зани мательнее должно быть зрительное подкрепление звучаний. Использование различных игрушек делает эти занятия для малышей осмысленными, их ответы мотивированными. Например, при обучении различению длительности звучаний: — педагог в момент его воспроизведения (например, на дудке) демонстрирует детям, как машинка едет по короткой дорожке: у или, соответственно, по длинной — у (дорожку можно построить из брусков строительного материала или вырезать из бумаги). Детям старше трех лет можно на доске провести линии: соответственно ___________ или и дополнить их табличками со словами долго, кратко. Дети воспринимают звучания на слухо-зрительной основе, демонстрируют действие своими машинками и произносят у или у. Старшие дети свой устный ответ сопровождают краткими или долги ми движениями рук вперед; — педагог производит то длительные, то краткие звучания, которые дошкольники различают слухо- зрительно. В ответ они выбирают нужную дорожку и везут по ней свою машинку, произнося у или у__. Старшие дети могут начертить соответствующие линии на листе бумаги, а затем воспроизводят звучание движением руки (например, длительные — плавным движением руки в сторону, краткие — резким, коротким движением руки в сторону), одновременно произносят соответственно: па__ или па, у или у, а затем показывают соответствующую табличку — долго или кратко, читая ее с педагогом (как могут); - педагог предъявляет детям в качестве образца длительное и краткое звучание. При том он показывает соответствующую дорожку, которую можно дополнить табличкой долго или кратко, держит ее перед экраном, за которым на дудке (или другой звучащей игрушке, или голосом) производит длительное или краткое звучание. Дошкольники воспринимают его на слух и воспроизводят машинкой (движением руки) и голосом (например, па или па), старшие дети затем показывают соответствующую табличку и «читают» ее (как могут); - педагог воспроизводит то длительные, то краткие звучания, которые дети различают на слух. В ответ они провозят машинку по той или иной дорожке, отображают звучание соответствующей линией на листе бумаги (рис. 6), движением руки и голосом, а затем показывают соответствующую табличку, «прочитывая» ее.
При знакомстве дошкольников с характером звучаний (на пример, с громкостью), педагог воспроизводит голосом (на звучащей игрушке) тот или иной звук (например, громкий или тихий) и подчеркивает его особенность соответствующим ему движением. При работе с самыми маленькими детьми, а так же на первых занятиях с трехлетними, эти звучания также можно «опредметить» Например: громкому звучанию соответствует большой мишка, а тихому — маленький. Дети в ответ воспроизводят характер звучания движениями с игрушками, находящимися на их столах, либо показывают картинки, изображающие большие и маленькие объекты, одновременно произнося слоги. Затем педагог задает вопрос: «Как звучало?» — и сам отвечает на него, показывая соответствующую игрушку, картинку, более старшим детям и табличку. В оформлении таблички может быть элемент подсказки: ГРОМКО или тихо, слитно или неслитно, быстро или МЕДЛЕННО (рис.7). При обучении различению на слух характера звучания следует уделить особое внимание способам его воспроизведения детьми. При этом целесообразно использовать различные упражнения из занятий речевой ритмикой (см. разделы, посвященные долготе, слитности, темпу звучания, силе и высоте голоса, ритмической структуре речи). Если на занятиях речевой ритмикой эти игровые приемы используются для обучения детей умению воспроизводить характер звучаний, то на слуховых занятиях основное внимание уделяется тренировке в различении на слух длительности (темпа и т. п.) звучаний, а также умения передавать характер звучаний не только голо сом, но и игрой на звучащих игрушках. Дети воспроизводят услышанное звучание соответствующим движением и голосом, например ПАПАПА или папапа (громкость), папапа или па па па (слитность), папапа или па_па_па_ (темп), и характеризуют его, говорят: громко, тихо, слитно, неслитно, быстро, медленно, высоко, низко и т. п. При этом вначале они используют соответствующие таблички, но по мере усвоения данных понятий (т. е. по мере того как дети соотнесут слово со звучанием и запомнят его звукобуквенный состав) таблички убираются. Обучая детей различению на слух слитности и темпа звучаний, педагог должен воспроизводить их примерно равное время. В противном случае дети будут ориентироваться не на характер звучания, а на время, в течение которого оно продолжается, например: мало звучит — слитно (быстро), долго — неслитно (медленно). Особое внимание следует уделять умению воспроизводить соответствующие звучания не по образцу, данному педагогом, а по словесной инструкции, например: играй (говори) долго (кратко тихо, громко, быстро, медленно, слитно, неслитно. С этой целью на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению полезно использовать,маленького учителя когда звучания за экраном воспроизводит тот или иной ребенок по словесной инструкции педагога. При различении на слух долготы, громкости, высоты, тем па и слитности звучаний у детей могут быть ошибки в ответных реакциях, вызванные, с одной стороны, тем, что ребенок не определил характер того или иного звучания на слух, а с другой — тем, что он, правильно услышав звучания, не смог адекватно воспроизвести его голосом. Чтобы убедиться в при чине ошибки, ребенка побуждают показать соответствующую игрушку или табличку. Убедившись, что ошибка связана с затруднением в воспроизведении звучания, педагог повторяет его без экрана и помогает ребенку правильно воспроизвести его движением и голосом. Если же это «слуховая ошибка», то звучание предъявляется для слухо-зрительного восприятия (дошкольник видит свой промах),. а затем повторяется за экраном (слуховой образец). Работа проводится в определенной последовательности: вначале дети знакомятся с долготой (долго — кратко), слитностью (слитно — неслитно) и темпом (быстро — медленно) звучаний и лишь затем с громкостью (громко — тихо) и высотой (высоко — низко). Это обусловлено не только постепенно расширяющимися слуховыми возможностями детей, но и возможностями воспроизведения звучаний. В процессе занятий дошкольников учат узнавать на слух и воспроизводить сначала резко противопоставленные звуки (например, громко — тихо), а затем и более близкие по звучанию (например, громко — нормально — тихо, а по возможности и очень тихо — тихо — нормально — громко — очень гром ко и т. п.). Полезно предлагать для восприятия на слух и постепенное изменение характера звучаний, например убыстрение или замедление темпа звучаний, нарастание и снижение силы (высоты) голоса. Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух и воспроизводить одновременно две характеристики звучаний, например громкость и темп: медленно и громко (тихо), быстро и громко (тихо) и т. п. Как только дети научатся определять количество звучаний в пределах 2—З и различать на слух их долготу и громкость, педагог приступает к работе по различению на слух ритмов. Дети учатся различать на слух: двусложные ритмы типа таТА и ТАта, — трехсложные ритмы типа ТАтата, таТАта, татаТА, — дву-, трехсложные ритмы типа таТА, ТАта, ТАтата, таТАта, татаТА, — повторяющиеся двусложные ритмы типа ТАтаТАта, таТАтаТАтаТА и т. п. (слабослышащим детям пред лагаются и более сложные ритмы типа таТАтатаТА та, таТА ТА та и т. п.) Рассмотрим методику работы по различению на слух ритмов (на материале двусложных ритмов):
_______________________________________________________________ 1С теми детьми, которые испытывают в этом значительные трудности, работа продолжается и на индивидуальных занятиях.
дирижированием, игрой на «инструменте» (например, на барабане) с одновременным проговариванием, а в дальнейшем — только проговариванием, например ТАта, таТА. В случае ошибки педагог каждый раз предлагает детям воспринять данный ритм на слухо-зрительной основе, а затем — только на слух. Следует отметить, что ошибка в ответной реакции ребенка при восприятии на слух того или иного ритма может быть вызвана тем, что, правильно восприняв на слух, он не смог адекватно его воспроизвести, так и тем, что он неправильно воспринял тот или иной ритм на слух. В случае ошибки педагог повторяет ритм за экраном и предлагает ребенку выбрать соответствующее графическое изображение ритма. Если ребенок выбрал правильную «картинку ему предлагается воспроизвести данный ритм: отхлопать, отстучать, сыграть на «инструменте» произнести слогосочетания (в зависимости от требования педагога). При обучении различению на слух ритмов вначале в качестве источника звука используется барабан (по которому производятся несильные удары). В дальнейшем дети учатся воспринимать ритмы слогосочетаний типа ТАта, та ТА. Как уже отмечалось, обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование их устной речи, в первую очередь ее темпо-ритмической стороны. Дети успешнее овладеют ею при проведении специальных фронтальных за нятий, если обратить внимание на следующее. Во-первых, знакомство детей с характером звучания (его долготой, или темпом, или ритмом и т. п.) проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей группы. Как только дошкольники научатся различать на слух долготу (или слитность, или громкость и т. п.) звучания, воспроизводимого на первой игрушке, педагог переходит к работе и на материале слогов, т. е. дети определяют, как произнесено слогосочетание: слитно или неслитно (например, татата или та та та), быстро или медленно (например, татата или та_тата _), в каком ритме (например, ТАтата, таТАта, татаТА). В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используются разные звучащие игрушки и голос, но последнему уделяется главное внимание. Во-вторых, с первых занятий педагог учит детей и различать на слух звучания, и воспроизводить их. Вначале дошкольникам предлагается воспроизводить характер звучания различными движениями с одновременным проговариванием слогов, затем игрой на «инструменте»1 сопровождаемой произнесением слогосочетаний, если это возможно. Первыми используются барабан, бубен, металлофон, а лишь затем дудка, гармошка, свисток, так как воспроизводить звучание на них маленьким детям сложно. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны им, поэтому лучше использовать слогосочетания типа папа- па, татата. Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний. В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесением слогосочетаний, эту работу можно проводить и на материале слов и фраз — учить дошкольников произносить речевой материал медленно, в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты. для этого используются слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы. Следует заметить, что специально учить детей произносить речевой материал неслитно не нужно, так как это может оказать отрицательное влияние на их устную речь. При работе над ритмами следует широко использовать слова и фразы. Их произнесению может предшествовать воспроизведение слогосочетаний с тем же ритмическим рисунком, например:
Татата---- яблоко, бабушка, та ТА та — бумага, собака, татаТА — карандаш, барабан, ТАтаТАта— мама (кукла, Тоня) дома, папа пишет, мальчик лепит, таТАтаТА — вода бежит, письмо лежит, петух кричит, ТАтатаТА ----мальчик стоит, кукла сидит, тётя идет. таТАТАта— компот (арбуз) вкусный, упал (бежит) мальчик. __________________________________ 1при этом свисток и дудка должны быть у каждого ребенка.
Такие упражнения широко используются на занятиях речевой ритмикой с первых лет обучения. По мере овладения детьми умением различать ритмы на слух они проводятся и на специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Работа с ритмами может проводиться в разных формах. Например, на доске написаны слогосочетания ТАта, та ТА, ТАтата, таТАта, татаТА (или ТАтаТАта, таТАтаТА, ТАтатаТА, таТА ТА та), под каждым из них помещена картинка, соответствующая слову или фразе с данным ритмом. Подбираемые слова и фразы должны быть знакомы детям и быть актуальными для общения. При этом звуковой состав должен быть доступен всем детям группы. Педагог предлагает детям послушать ритм, Он произносит за экраном, напри мер, таТА; дети узнают ритм, повторяют, а затем хором вместе с педагогом и по одному проговаривают слово, соответствующее этому ритму. На последнем году занятий следует учить дошкольников выкладывать ритмы геометрическими формами, например: ударный слог — красный круг, безударные слоги — синие круги. При этом следует следить за тем, чтобы дети располагали формы слева направо и «читали» их так же. Таким способом дошкольники воспроизводят ритмы, предложенные для различения на слухо-зрительной или слуховой основе. Ребе нок также может самостоятельно выкладывать ритмы и воспроизводить их отхлопыванием, отстукиванием с произношением слогов. Остальные дети следят за правильностью воспроизведения ритма, видя выложенный «рисунок» и воспринимая его звучание слухо-зрительно или на слух. Важно также приучать дошкольников контролировать качество своей речи. С этой целью, научив детей различать на слух слитность, темп, ритм звучаний, сурдопедагог предлагает одному из детей произнести то или иное слово (фразу), например: мама, у меня карандаш и т. п. Он просит других детей определить, как их товарищ сказал: слитно, быстро, с ударением или неслитно, медленно, без ударения. Сначала нужно учить детей определять характер произнесения слова или фразы на слухо-зрительной основе, а затем — и на слух.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.79 (0.009 с.) |