Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение направления звукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При проведении данной работы следует придерживаться определенной последовательности: сначала узнавать местонахождение источника звука справа — слева, затем спереди — сзади и наконец — справа, слева, спереди, сзади. Подобные упражнения проводятся либо без звукоусиливающей аппара туры (в качестве источника звука обычно используется барабан или любая другая игрушка, звучание которой все дети группы ощущают на расстоянии не менее 1 м), либо с использованием двух индивидуальных слуховых аппаратов за ушного типа. Занятие можно проводить в следующей форме. Один ребенок становится в центре, справа и слева от него на одинаковом расстоянии (например, 1—2 м) выстраиваются в две шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги — барабан (или бубен, гармоника и т. п.). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего (т. е. ребенка, находящегося в центре), кто играл. Водящий показывает на игравшего на барабане ребенка и называет его. Малыш, который играл на барабане, передает его рядом стоящему ребенку и встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слух определяет, кто играл на барабане по направлению звука1.Игра повторяется 2—З раза, а затем выбирается новый водящий или водящие, так как ими могут быть сразу 2—З ребенка. Подобным образом проводится работа по определению на правления звука, расположенного спереди— сзади, справа — слева — спереди — сзади. Главное, чтобы двое или четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и ту же звучащую игрушку (барабан, дудку), или звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения из нее звука педагог берет ее и только затем развязывает платок, которым завязаны глаза водящего. При правильно подобранном режиме работы даже глухие дети слышат звук голоса с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5—2 м (см. методику уточнения режима звукоусиления). Поэтому, если дети протезированы бинаурально, т. е. двумя индивидуальными слуховыми аппаратами заушного типа, крайне важно учить их определять направление звучания голоса. Упражнения могут проводиться в той же форме, при этом произносится имя ребенка. ______________________________________ 1после каждого звучания барабана платок должен быть развязал.
Постепенно детей нужно учить отвечать не только на вопрос «Кто играл?» но и на вопрос «Где звучало?» — справа, слева и т. д. При этом ребенок сначала показывает направление звука, а затем называет его, так как он мог еще не усвоить слов, определяющих направление. В конце обучения слабослышащих детей учат не только определять направление звука, но и узнавать, какая именно игрушка звучала. При проведении игры звучащие игрушки (например, барабан, дудка, металлофон) должны быть у педагога (у «маленького учителя»). Когда глаза водящего уже завязаны, учитель дает «инструмент» одному из детей, находящихся справа (слева, спереди, сзади) от ребенка, стоящего в центре. После из влечения звука педагог забирает игрушку, развязывает глаза водящему и спрашивает: «Где и что звучало?» Игра усложняется, если ребенок в круге не видел тех игрушек, которые мо гут выступать в качестве источника звука, он должен опознать звучание. Различение музыкальных ритмов Детей знакомят с музыкальными ритмами, их учат различать на слух звучание марша, вальса, польки (полонез и другие мелодии доступны слабослышащим детям). Так, на музыкальных занятиях дошкольники впервые знакомятся со звучанием марша, вальса, польки и других музыкальных ритмов, учатся различать их на слухо-зрительной (т. ё. видя, как педагог играет на пианино, и слушая) и слуховой основе при прослушивании игры на фортепиано. Музыкальные занятия проводятся при обязательном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Желательно оборудовать музыкальный зал индукционной петлей или, что значительно эффективнее, использовать системы, работающие на радиопринципе или инфракрасном излучении. На специальных фронтальных занятиях дети учатся различать звучания марша и вальса, польки и вальса и т. п. при прослушивании записей1 ____________________________________________ 1Если же сурдопедагог играет на пианино и инструмент есть в группе, то полезно начать работу именно с прослушивания детьми его игры; при этом используются индивидуальные слуховые аппараты.
При этом используется как стационарная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, так и индивидуальные аппараты детей (желательно в режиме радиосистемы или инфракрасного излучения). Проигрыватель (или магнитофон) должен подключаться непосредственно к аппаратуре (усилителю или передатчику), чтобы звук с пластинки (или магнитной ленты) поступал сразу в телефоны детей, а не подавался через микрофон. Прежде чем приступить к различению марша, вальса, польки и других музыкальных ритмов при прослушивании записи, педагог демонстрирует детям пластинку или кассету, называет ее и помещает в наборное полотно табличку со словом пластинка (кассета). Сурдопедагог говорит детям: «Там (на пластинке) музыка: марш и вальс (полька и вальс). Будем слушать музыку». Затем он включает проигрыватель или магнитофон, звучит музыка (например, марш). Педагог показывает соответствующую табличку (марш, вальс или полька) и побуждает детей выполнять определенные действия, напри мер: марш — шагать на месте, вальс — выполнять плавные движения руками над головой, полька — приседать, полонез — торжественно идти вперед или в сторону. Затем дети пов- торно слушают данную запись и выполняют определенное движение в момент ее звучания. Познакомив детей со звучанием марша и вальса (польки и вальса и т. п.), педагог предлагает им различать их на слух и каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?». При звучании дети выполняют соответствующие движения, а после его окончания называют, что они услышали. Сначала дети различают звучания музыкальных ритмов при выборе из двух, наиболее акустически противопоставленных, — марш и вальс, затем — более близких по звучанию — вальс и полька. Когда дети начнут уверенно справляться с эти ми заданиями, им предлагается различать музыкальные ритмы при выборе из трех: марш, вальс, полька. Каждый раз, когда кто-то из детей ошибается, педагог показывает соответствующую табличку (марш, полонез или полька) и еще раз дает послушать данное произведение (его фрагмент) Впоследствии, когда дети научатся различать на слух первые марш, вальс, польку, вводятся новые произведения. При включении в работу нового марша (вальса, польки), педагог, показывая соответствующую табличку (например, марш), дает возможность прослушать детям новое произведение (его фрагмент). В течение одного года дети должны научиться различать на слух не менее 2—З разных маршей, вальсов, полек. При чём на одном занятии должны звучать разные марши, вальсы, польки. Только в этом случае дети будут определять характер музыкального произведения, а не узнавать уже знакомый марш (вальс, польку). Важно подбирать произведения, исполняемые в умеренно быстром темпе, в противном случае дети будут узнавать темп звучаний, а не музыкальный ритм: медленно — вальс, быстро — полька и т. п. Музыкальный работник должен помочь педагогу подобрать музыкальные про изведения для проведения данной работы. В дальнейшем репертуар музыкальных ритмов расширяется. для слабослышащих детей это обязательное требование. Кроме того, они должны научиться не только различать, но и опознавать (т. е. узнавать на слух вне выбора, без предупреждения, что будет звучать) на слух не менее четырех музыкальных ритмов. Различение на слух инструментальной И вокальной музыки, речи На фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению глухие и слабослышащие дошкольники знакомятся со звучанием инструментальной и вокальной музыки1 и речью, записанной на магнитной ленте. Но вначале детей знакомят с «живым» исполнением музыки, пения и речью. Для этого на занятие приглашается кто- либо из сотрудников детского сада. Он играет на пианино (гармошке и т. д.); педагог спрашивает детей: «Что делает тетя? — и сам отвечает: Играет» и подкрепляет свой ответ соответствующей табличкой. Затем это же проделывается с пением и речью. И, наконец, детям предлагается самим определить, что делает тетя: говорит, играет или поет. Сначала дети учатся различать в «живую» инструментальную и вокальную музыку и речь при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух. Данная работа проводится в течение 2—З занятий. После проделанной работы детям предлагают прослушать звучание речи и музыки — инструментальной и вокальной — в записи. В момент звучания записи педагог показывает соот- ветствующую табличку (говорит, поет или играет). ___________________________________________________ 1 Под вокальной музыкой имеется в виду голосовое пение без музыкального сопровождения.
Таблички помещаются в наборное полотно и обязательно подкрепляются соответствующими картинками. Затем дошкольники учатся различать на слух звучание инструментальной музыки, пения и речи. Сначала при выборе из двух (например, инструментальная музыка и речь, инструментальная музыка и пение), затем из трех. Педагог включает соответствующую запись (например, разговор) и в момент ее звучания спрашивает детей: «Что делает?» — и они отвечают. В случае ошибки педагог, не выключая записи, показывает соответствующую табличку и картинку (например, говорит), а затем вновь предлагает детям различать звучания инструментальной музыки и речи на слух. Сначала дошкольники учатся различать на слух первые (конкретные) записи инструментальной и вокальной музыки и речи, а когда они начинают справляться с данной задачей — включаются новые записи. В течение года дети должны прослушать не менее 2—З записей. На одном занятии использу ются разные записи. Постепенно задания усложняются: детям предлагают записи пения музыкальном сопровождении, при этом важно, чтобы последнее не заглушало звучания голоса. Аналогично проводится работа по различению на слух сольного (на разных музыкальных инструментах) и оркестрового исполнения, сольного и хорового пения, мужского и женского голоса (играет один — играет оркестр, поет один — поет хор). Различение на слух Голосов птиц и животных С целью обогащения представлений детей о звуках окружающего мира их нужно ознакомить с голосами знакомых им птиц и животных и научить узнавать их на слух. Дошкольники очень любят эти упражнения, но они редко проводятся и в детском саду, и дома, что связано с технической трудностью: нет соответствующих записей. В прошлые годы грампластинки с записью разнообразных шумов (в том числе и голосов птиц и животных) выпускались для театров и продавались в магазинах ВТО. Многие школы для глухих и слабослышащих детей их имеют, и наиболее простым способом является пере- запись с пластинок на магнитную ленту. Можно также обратиться в фонотеки радио- и киностудий. Методика работы такова. Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает, «говорит»1. После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Подобным образом педагог знакомит детей с голосом другого животного или ПТИЦЫ. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в на- борном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки, не выключая записи, демонстрируется соответствующая игрушка или картинка. Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из 2—З) выборе, например: мычание коров — стук дятла (голос кукушки), лай собаки — мяуканье кошки — кваканье лягушки и т. п. Постепенно выбор расширяется. Эти упражнения целесообразно начинать в 4—5 лет, когда дети уже имеют определенные представления о тех или иных животных или птицах. В процессе целенаправленной работы глухие дошкольники могут научиться различать голоса птиц и животных при выборе из 3—4 и более. Слабослышащие же дети могут узнавать их не только при значительно большем выборе — из 5—7, но и опознавать их на слух, т. е. узнавать их звучание вне наглядного выбора, без предупреждения о том, голоса каких птиц и животных будут звучать. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов в основном проводится на специальных фронтальных занятиях. Важно закреплять приобретенные на занятиях умения в повседневной жизни детей. Следует постоянно обращать их внимание на уже знакомые звуки, голоса птиц и животных в природе, звучание музыки, пения и речи по радио, в телепередачах и заставках и т. п. В разнообразных играх нужно использовать доступные детям звуковые сигналы, напри мер выбирать нужную карточку с написанным заданием, соотнося количество воспринятых звуковых сигналов с количеством кружочков, изображенных на обороте карточки или по сигналу звучащей игрушки, изображенной на той или иной карточке. ________________________________________________________________ 1 По возможности, детям нужно показать живую кошку, понаблюдать за ней, послушать звуки, которые она издает.
ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ НА СЛУХ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА Глухие и слабослышащие дошкольники принципиально отличаются в возможностях воспринимать речь на слух. При тугоухости ребенок слышит хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости, хотя бы у ушной раковины. При глухоте без специальной многолетней работы это невозможно. Следует особо подчеркнуть большое разнообразие слухов возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, которое необходимо учитывать при проведении работы по развитию слухового восприятия. Если одни из них воспринимают речь на слух без аппарата Лишь у ушной раковины, то другие слышат ее на значительно большем расстоянии — на 1, 2, 4 м и далее; одни не слышат шепота даже у уха, другие слышат его на небольшом расстоянии. В данном разделе пособия мы специально остановимся на начальном этапе работы по развитию речевого слуха, обучению восприятию на слух фразового и текстового материала, а так- же на особенностях обучения глухих и слабослышащих детей. Работа по развитию речевого слуха проводится в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в течение всего дня. Особая роль при этом принадлежит индивидуальным занятиям по развитию слухового восприятия и обучению произношению. В данном разделе в основном описаны методические приемы, используемые в ходе индивидуальной работы, но они могут успешно применяться и на фронтальных занятиях. Развитие слухового восприятия проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные слуховые аппараты, специальные слуховые тренажеры) и без нее — на ухо ребенка. Дома необходимо ежедневно тренировать малыша в восприятии речи и с индивидуальными слуховыми аппаратами, и без них, в последнем случае его учат слушать и правым, и левым ухом (например, через день). В дошкольном учреждении в силу ограниченности времени индивидуальная работа без аппаратов проводится не реже одного раза в неделю, причем ей отводится лишь часть слухового занятия. В первые дни и недели занятий, если еще не выработана условная двигательная реакция на звук, не уточнено состояние тонального слуха ребенка и не подобраны индивидуальные слуховые аппараты, необходимо проводить работу без звукоусиливающей аппаратуры — только на ухо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.106.207 (0.013 с.) |