Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация глухоты и тугоухости.

Поиск

Нарушения слуха очень индивидуальны для каждого плохо слышащего ребенка, и зависят от характера, степени, времени, и динамики возникновения глухоты или тугоухости. Наиболее грубые нарушения слуха, влияющие на развитие речи, возникают при поражении спиральных органов в улитке и слухового нерва, то есть при поражении воспринимающей функции слуховой системы и проводникового его отдела. Нарушения звукопроводящего отдела слуховой системы не вызывают грубых нарушений речи, или они достаточно хорошо исправляются.

Нарушение воспринимающей звук функции очень разнообразны по степени снижения слуха, и делятся на глухоту и тугоухость. Полное отсутствие восприятия любых звуков, или абсолютная глухота встречается редко, чаще отмечается либо резкое снижение слуха, либо наличие остатков слуха, с помощью которых глухие дети слышат очень громкие неречевые звуки, или отдельные звуки речи, а также отдельные слова и фразы, что исключает возможности речевого общения, и самостоятельного развития речи. По данным международной классификации показателем глухоты является повышение слуховых порогов, или снижение слуха более 90 дБ на речевых частотах, при исследовании слуха с помощью аудиометра. К речевым частотам принято относить 500 Гц, 1000 Гц, 2000 и 3000 Гц. Остатки восприятия низких частот 120 и 250 Гц с интенсивностью менее 90 дБ, при отсутствии восприятия речевых частот, также указывают на глухоту, поскольку такие дети не слышат разговорную речь у ушной раковины, а иногда и крик.

Снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, и в самостоятельном, полноценном овладении речью называют тугоухостью. По данным исследования слуха с помощью аудиометра, снижение слуха при тугоухости вызывает повышение слуховых порогов до 90 дБ. То есть 90 дБ восприятия звука с помощью аудиометра, является границей между тугоухостью и глухотой, и восприятие речевых частот с интенсивностью 90 дБ указывает на тяжелую степень тугоухости, которую обозначают, как 4 степень тугоухости. Однако не всегда можно сразу установить является ли снижение слуха тяжелой тугоухостью, или глухотой, как правило, уточнение восприятия слуха происходит в процессе обучения ребенка речи. В раннем возрасте различия в речи у глухих детей и детей с тяжелой степенью тугоухости не выражены, заметными различия становятся после 4 лет.

Деление детей на глухих и тугоухих необходимо для правильной организации педагогического процесса, поскольку форма и методика обучения плохо слышащих детей и детей с глубоким нарушением слуха различна. При этом одним из главных показателей разделения детей на глухих и тугоухих является степень нарушения слуха.

В зависимости от причин, вызывающих глухоту или тугоухость, значительное снижение слуха может приходиться на разные периоды времени в жизни ребенка. Снижение слуха в период развития речи наиболее опасно, поскольку вызывает ее нарушение. Степень нарушения развития речи зависит от степени снижения слуха, чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит.

Нарушения речи может не наступить, если нарушение слуха возникло после развития речи, или, если степень нарушения слуха в период развития речи, была не глубокой, что не мешало развитию речи. Несоответствие между глубоким нарушением слуха и достаточно внятной и развернутой речью может возникнуть при прогрессирующем снижении слуха.

Наличие речи у глухих делает необходимым разделение глухих на глухих без речи, или глухонемых, и глухих детей, сохранивших речь, или позднооглохших, иявляется вторым главным показателем при классификации нарушений слуха.

Нарушения речи могут проявляться в виде недоразвития, полного отсутствия речи, или небольших нарушений произношения. Нарушения речи зависят не только от времени возникновения глухоты, и степени ее выраженности, но и от интеллекта ребенка, условий развития ребенка после нарушения слуха, от проведения специальной работы по обучению речи.

Позднооглохшие дети с речью нуждаются в сохранении и улучшении речи, при отсутствии специального обучения ребенок может лишиться речи, а глухие дети без речи нуждаются в развитии словесной речи, методика занятий при этом различна.

Практическое разделение глухих детей с разным состоянием речи во время обучения дает возможность речевого общения детям, сохранившим речь, и позволяет более целенаправленно ее улучшать.

Дети с глубоким нарушением слуха, не имеющие навыка слухового восприятия речи, для которых исключена возможность самостоятельного развития речи, нуждаются в специальной работе по формированию словесной речи. Чем раньше принимаются меры по развитию, или сохранению речи у ребенка с нарушениями слуха, тем больше вероятности для ее развития и сохранения в дальнейшем.

В случае рождения ребенка с нарушением слуха, степень которой трудно уточнить в первое время, необходимо как можно раньше начинать комплекс мероприятий по развитию словесной речи, не дожидаясь полного уточнения степени нарушения слуха. Подобные меры позволяют научить глухого ребенка словесной речи, а при наличии слухового аппарата и пользоваться ею.

Глухие дети без речи (глухонемые) могут иметь наследственную, врожденную или приобретенную в раннем детстве, до 1,5 – 2 лет форму глухоты. У детей с рано возникшей глухотой, если они не пользуются слуховым аппаратом, и с ними не проводится специальная работа, отсутствует навык слухового восприятия речи, они не в состоянии создать собственную, даже искаженную, словесную речь. Отсутствие навыка восприятия речи влечет за собой невозможность подражания звукам речи, и, как результат, отсутствие речи. Даже при наличии речи к моменту резкого снижения слуха, ребенку трудно ее сохранить без специальных занятий. Отсутствие словесной речи возникает при раннем нарушении слуха, с момента рождения, и требует как можно более раннего начала занятий по развитию речи с помощью слухового аппарата. Постоянное проведение, начиная в ранние сроки, комплекса специальных мероприятий по развитию речи, дает возможность глухим детям иметь словесную речь, они рано начинают читать, грамматически правильно пишут, но при отсутствии слухового аппарата они не могут ею воспользоваться, поскольку не улавливают ритмический контур слова, оглушают звонкие звуки. Глухие дети, которые прошли специализированное обучение словесной речи и используют слуховой аппарат, могут иметь развитую словесную речь. Огромное значение в овладении словесной речи по праву принадлежит родителям ребенка, которые на основании рекомендации сурдопедагогов, начинают приучать ребенка к слуховому восприятию с 2 – 3 месячного возраста, не дожидаясь направления в специализированный детский сад, и это дает свои положительные результаты.

Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие). Дети, потерявшие слух в возрасте от 2 до 5 и даже 7 лет могут потерять развившуюся речь, после ее становления. Даже без потери слуха, после тяжелого заболевания, ребенок может на время разучиться говорить. При отсутствии слуха, речевой навык быстро теряется в связи с невозможностью подражания. Невозможность подражания речи связана только с нарушением слуха, и никак не связана с нарушениями органов речи.

Состояние речи позднооглохших детей зависит от многих других факторов, и прежде всего от степени наличия у ребенка остатков слуха, от возможности раннего специального педагогического обучения, от особенностей индивидуального развития ребенка, от раннего применения звукоусиливающей индивидуальной аппаратуры.

Различной степени остатки слуха очень помогают при специальном обучении речи, но не могут быть использованы ребенком для самостоятельного обучения речи. Усиление слуховой функции с помощью слухового аппарата, своевременная специальная методика по развитию речи помогают детям сохранить и улучшить речевую функцию.

Если с такими детьми не проводить специально организованное обучение, то потеря слуха в 4 – 5 лет ведет к почти полной утрате речи. Даже потеря слуха в 7 лет не в состоянии сохранить речевую функцию без специального обучения.

Дети, имеющие речь к моменту потери слуха, обладают большими возможности для ее реабилитации, и их речь отличается внятностью и лучшими произносительными возможностями по сравнению с речью глухого ребенка, никогда ее не имеющего, но прошедшего специальное педагогическое обучение. Глухой ребенок при условии сохранения речи может быть направлен и обучаться в массовой школе, или школе для тугоухих.

Состояние слуховой функции у глухих детей.

Слуховые возможности, или остаточный слух глухих детей при их значительной ограниченности, различаются между собой, нарушения слуха в одном ухе могут не соответствовать нарушению слуха в другом ухе. Остаточный слух имеет значение для восприятия словесного, фразового, логического ударений при развитии речи, для использования слухового аппарата на лучше слышащем ухе. Остаточный слух позволяет некоторым глухим воспринимать звук голоса разговорной громкости у ушной раковины, другие воспринимают только громкий голос, или крик у ушной раковины, а у третьих полностью отсутствует восприятие даже громкого голоса.

Восприятие только громкого голоса у ушной раковины, не дает возможнос ти различать речевые звуки, слова и фразы, тогда как восприятие голоса обычной разговорной громкости у ушной ракови ны позволяет различать речевые звуки в пределах 2 – 3 гласных звуков, отдельные знакомые слова и фразы, что значительно влияет на речевые возможности глухих детей.

Однако разделить глухих детей по интенсивности воспринимаемых звуков, составляющих 90 дБ и более, невозможно, слишком небольшой разрыв в показателях. Пороги дискомфортного восприятия звука также минимальны, составляют 20, в лучшем случае 30 дБ, то есть усиление звука в 20 – 30 дБ вызывает неприятные ощущения, что заставляет некоторых детей отказываться от слухового аппарата.

Глухие дети разделяются по восприятию звуков различной частоты: одни воспринимают только звуки низкой частоты, звуки других частот не воспринимают даже при интенсивности в 100 дБ, другие глухие дети, наряду со звуками низкой частоты, воспринимают звуки средней, а иногда и некоторые звуки высокой частоты при интенсивности 90 и 100 дБ. В некоторых случаях отсутствует восприятие целого ряда частот, в основном средних и высоких, даже при высокой интенсивности звука.

Для глухого ребенка важно сохранение восприятия любых частот, хотя бы частично воспринимающих звуки речи. Возможность различать гласные звуки зависит от количества воспринимаемых частот. Восприятие звуков только низкой частоты позволяет различать два гласных звука, тогда как восприятие средних и высоких частот позволяет различать три – четыре гласных звука. Для глухого ребенка возможность восприятия четырех гласных звуков означает возможность развития речи.

Поскольку у глухих разница в восприятии звуков зависит не от интенсивности звука, а от возможности восприятия различных частот, Л.В.Нейман, опираясь на. показатели тональных, пороговых аудиограмм, предложил классификацию глухоты в зависимости от диапазона воспринимаемых частот и разделилглухих детей на четыре слуховых группы.

В первую группу вошли дети, воспринимающие звуки низкой частоты 125 – 250 Гц включительно, с интенсивностью 60 – 80 дБ. что соответствует звуку очень громкой речи, почти крику. Они могут слышать звук хлопнувшей двери, звук пролетающего самолета. Форманта самого низкого гласного звука «У» воспринимается в диапазоне от 200 до 600 Гц, и дети этой группы практически лишены возможности различения слов, или фраз, но смутно могут различать звук «У». Рис. 67 Примерные аудиограммы глухих, имеющих остатки слуха.

Во вторую группу вошли дети, воспринимающие низкие звуки не только 125, 250, но и 512 Гц. с интенсивностью 90 – 100 дБ. Форманты звука «О» располагаются в пределах 400 – 800 Гц, а звук «Ы» в пределах 200 – 600 Гц, что дает возможность различать гласные звуки речи «О» и «У». Восприятие тона 512 Гц дает возможность различения двух низких гласных звуков. Все дети этой группы реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают слышимые гласные звуки, но не различают слов и фраз.

Третью группу составляют глухие дети, которые воспринимают звуки не только низкой, но и средней частоты 1024 Гц с интенсивностью 90 – 100 Гц и, благодаря этому, воспринимают три гласных звука «О», «У», «А», форманты которых находятся в этих пределах. В частности звук «А» имеет форманту в пределах 1000 – 1400 Гц. Такие дети различают три гласных звука, реагируют на разговорный голос, различают знакомые слова и фразы.

Глухие дети четвертой группы воспринимают звуки в большом диапазоне частот от 125 Гц до высоких частот 4096 Гц, что значительно расширяет возможности восприятия звуков речи, хотя интенсивность восприятия находится в пределах 90 - 100 дБ, а порог дискомфорта может доходить до 10 дБ.

Дети этой группы различают почти все гласные звуки, слышат разговорную речь на расстоянии до 2 метров от ушной раковины и различают знакомые слова и фразы. Невозможность различать незнакомые слова связана с трудностью различения согласных звуков, они в состоянии различать лишь принадлежность согласных к определенной группе, поэтому смысл слова должны подбирать по контексту. Глухие дети этой группы отличаются от слабослышащих ограниченным диапазоном воспринимаемых частот (в пределах 4096 Гц), и повышением слуховых порогов на 90 дБ.

Значение остатков слуха для глухих детей.

Глухие дети, относящиеся к 1 - 2 группе и воспринимающие только низкие частоты, включая 500 Гц, в состоянии услышать интенсивные, низкие звуки, в основном это удары по столу, резкий окрик, звуки метро, самолета. Это имеет значение для развития познавательной деятельности. При достаточно интенсивной и отчетливой речи, в виде громкого голоса у ушной раковины, с помощью усиливающего микрофона в состоянии различать словесные, фразовые, и логические ударения, что используется при обучении речи.

Глухие дети 3 – 4 группы, помимо низких частот, распознают звуки с частотой 1000 – 4000 Гц, при интенсивности 90 дБ, которые являются основой восприятия речевых звуков, поэтому они слышат более разнообразные звуки окружающей среды. Могут различать мужские и женские голоса, звуки, издаваемые разными животными, звук будильника, звуки музыкальных инструментов, громкое пение. За счет воспринимаемых звуков они в состоянии расширить свои представления о звучащих предметах, явлениях и усвоить слова, которыми они обозначаются, такие, как треск, скрип, стук, звон. Благодаря восприятию различных звуков, глухие могут ограниченно ориентироваться в окружающей среде, они прислушиваются к звукам речи, это помогает им произносить слова, обозначающие звучащие предметы, звуковые явления. Некоторые получают большое удовольствие от звуков, музыки, стараются их усилить, благоприятно относятся к звукоусиливающей аппаратуре, другие практически отказываются от индивидуальных усиливающих звук аппаратов. Это может быть обусловлено плохим качеством аппарата, небольшим порогом дискомфорта, наличием ускоренного нарастания громкости в глухом ухе с остатками слуха, поэтому таким детям следует возвращаться вновь к подбору слуховых аппаратов.

Остатки слуха у глухих 3 – 4 групп дают им возможность различать гласные фонемы. Различать согласные не в состоянии даже глухие 4 группы. Благодаря остаткам слуха они в состоянии определять принадлежность некоторых согласных к различным фонетическим группам и подставляя их по смыслу, достраивать элементы речи. Это относится к вибрантам (р и р1), сонорным звукам (м, м1, н, н1, л, л1), шипящим (щ, ж, ш, ч) и некоторым взрывным (п, т, к). Значительную помощь при этом оказывают специальные упражнения, направленные на выработку дифференцирования звуков речи.

Глухие 3 – 4 групп воспринимают гласные вместе со словесным ударением, что позволяет им улавливать ритмический контур слова, количество слогов в слове. А возможность восприятия фразового и логического ударений помогает не только в узнавании знакомых слов и фраз, но и в возможности подражания им.

Для воспроизведения глухим слов, фраз, речи большое значение имеет интеллектуальное развитие ребенка, понимание значения слов, как можно больший запас слов, владение грамматическими формами языка, произносительными возможностями, а это становится возможным только в результате длительной, по возможности более рано начатой работе по развитию речи.

В процессе обучения речи появляется речевой опыт, восприятие речи облегчается пониманием смыслового контекста, общей ситуации, пониманием стереотипов слов и словосочетаний. Понимание ситуации вместе с обрывочными звуковыми сигналами создают в коре мозга стереотипы слов и словосочетаний, необходимых для общения. Более уверенно чувствует себя тот, кто имеет больший речевой опыт общения с разными людьми, прочно усвоенные двигательные, речевые стереотипы.

Использование звукоусиливающей аппаратуры способствует чтению с губ и облегчает понимание речи. Наличие остатков слуха и систематическое их использование для улучшения произношения позволяет добиваться более внятной и выразительной речи у глухих.

Таким образом, остатки слуха имеют большое значение. для обучения речи, и могут быть использованы в процессе обучения и в практической жизни, могут быть усилены с помощью звукоусиливающей аппаратуры, но не могут быть использованы для самостоятельного накопления речевого запаса.

Слабослышащие (тугоухие) дети. Слабослышащие дети имеют возможность слухового восприятия речи, но оно затруднено в связи со снижением слуха. Снижение слуха у слабослышащих детей затрудняет самостоятельное и полноценное овладение речью, но оставляет возможности для расширения речевого запаса. Слабослышащие, в отличие от глухих, имеют возможность без специального обучения увеличивать число произносимых слов, правда не похожих на те, которые произносят слышащие дети. Спонтанно появляются и короткие фразы с искаженными словами, и отсутствием грамматических форм. Слабослышащие в большей степени используют речь, чем глухие.

Затруднения в овладении речью у слабослышащих зависят в первую очередь от степени нарушения слуха, от времени возникновения тугоухости, и от начала слуховой работы. Даже небольшое нарушение слуха, возникшее до 3 лет, в до речевом периоде, может вызвать нарушение речевого развития, если своевременно не были начаты специальные занятия по развитию речи.

Отсутствие возможностей для самостоятельного овладения речью, объединяет слабослышащих и глухих в плане необходимости специального обучения речи. Затруднения в самостоятельном овладении речью, возникают при снижении слуха на 15 - 20 дБ, поэтому эту степень потери слуха условно считают границей между нормальным слухом и тугоухостью. Небольшая степень нарушения слуха, при своевременной работе по развитию речи дает хорошие результаты, что позволяет части слабослышащих обучаться в массовой школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.012 с.)