Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование слуха с помощью речи и камертонов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследование с помощью речи позволяет определить остроту слуха, разборчивость речи, возможности контакта с окружающими и является критерием при подборе слуховых аппаратов. Исследование слуха речью является самым простым методом, не требующим специального оборудования, но достаточно информативным. Исследование проводят с помощью шепотной, разговорной речи для каждого уха отдельно, в том случае, когда отсутствует слух на разговорную речь у ушной раковины, то звук голоса усиливают до крика, с целью выяснить наличие остаточного слуха. Произносимые слова не должны быть редко встречающимися, они должны быть известными и понятными. Для произнесения слов шепотной речью, надо вначале выдохнуть, и шептать на остаточном воздухе. Для исследования шепотной речью используют специальный набор двузначных цифр и слов из таблицы В.И. Воячека, Л. В. Неймана. В первую группу входят слова с низкой частотой звучания, а во вторую группу, слова с высокими по частоте звучания звуками. Группе слов с басовыми фонемами соответствуют низкие частоты от 120 Гц до 1000 Гц, которые слышны при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 метров, а группе слов с дискантовыми фонемами, соответствуют звуки от 2000 Гц до 10000 Гц, которые, человек с нормальным слухом, слышит с расстояния 20 метров. К первой группе относятся слова с басовыми фонемами, в состав которых входят гласные у, о и согласные м, н, р, в. Такие как врун, ворон, ровно, двор, море, номер, окно, роман, урок, Вова, ухо, рыба, волк, город, мыло, гром. Ко второй группе относятся слова, содержащие шипящие, свистящие ч, ш, щ, з, с звуки: чай, час, щи, заяц, Саша, дача, зайчик, чижик, часы, шишка, спичка, чашка, птичка, чайка. Во время исследования слуха испытуемого ставят боком к исследователю, так чтобы он не видел его лица, и просят закрыть ухо противоположное от исследователя. Не желательно резко нажимать на козелок, это может вызвать шум в ухе, однако при плохо закрытом ухе исследуемый может переслушать лучше слышащим ухом. Исследование лучше начинать с близкого расстояния, чтобы испытуемый адаптировался к голосу исследующего, если испытуемый правильно повторяет слова, следует отходить до того расстояния, где слова перестают различаться. Расстояние, на котором разборчиво воспринимается речь, в метрах записывается в слуховой паспорт, как показатель остроты слуха на каждое ухо. При исследовании с помощью слов с высокочастотными звуками, которые в норме воспринимаются на расстоянии 20 метров, исследователь может повернуться спиной к испытуемому, а испытуемый закрытым ухом к исследователю, чтобы увеличить расстояние, если оно недостаточно. Если шепотная речь не воспринимается даже у ушной раковины, слух исследуют разговорной речью, а при отсутствии восприятия разговорной речи, с помощью крика у ушной раковины. Для исключения переслушивания другим, лучше слышащим ухом, его заглушают с помощью специальной трещотки. В слуховом паспорте отмечают результаты исследования для каждого уха, как показатель остроты слуха. Проведенные исследования дают определенную информацию об уровне нарушения слуха. Снижение восприятия низко формантных слов при сохранном восприятии высоко формантных может указывать на нарушения в звукопроводящей системе, а снижение восприятия слов с высоко частотными формантами на нарушения в системе звуковосприятия. Восприятие шепотной речи меньше метра свидетельствует о значительном нарушении слуховой функции, а отсутствие восприятия шепотной речи у ушной раковины указывает на тугоухость или глухоту. Восприятие разговорной речи только у ушной раковины, или отсутствие восприятия разговорной речи бывает у глухих. Исследование слуха речью дает лишь общее представление о состоянии слуховой функции. Для того чтобы определить, какие именно частоты не воспринимаются, на сколько снижено восприятие звука, как лучше воспринимается звук через кости черепа, или через воздушное пространство наружного слухового прохода, слух исследуют с помощью камертонов. 2 группа исследований – исследование с помощью камертонов. Камертоны были привнесены в практику исследования слуха из музыки, их использовали для настройки инструментов, при приведении их в состояние звучания, они издают чистые тоны, при этом каждый камертон имеет постоянную частоту звучания. Для исследования слуха используют камертоны, настроенные на тон «до» разных октав, которые обозначаются латинской буквой «С». Для исследования слуха используют наборы камертонов различной частоты, малые, состоящие из трех камертонов (С 128, С 1024, С 2048) и большие – из 5 – 7 и даже 9 камертонов (С 16, С 32, С 64,С 128, С 356, С 512, С 1024, С 2048, С 4096). Цифра показывает частоту колебаний в сек., или высоту звука, которая выражается в Гц. Чем меньше частота звука, тем ниже звук. Речевые звуки воспринимаются, начиная с (С 128) Гц по (С 4096) Гц, поэтому исследование на практике проводят с помощью этих камертонов. Камертоны изготавливают из металла, состоит камертон из ножки и двух браншей (ветвей). Держать камертон следует за ножку тремя пальцами, а не всей кистью, которая ослабляет силу и продолжительность звучания, нельзя прикасаться к браншам, в противном случае сила и продолжительность звучания уменьшается или вовсе прекращается. Во время исследования слуха, камертон следует подносить к наружному слуховому проходу, не касаясь волос, которые могут уменьшить силу и время звучания, и так, чтобы бранши камертона находились одна за другой, то есть по ходу звуковой волны. При исследовании слуха по костной проводимости, ножку камертона следует ставить на самую выступающую часть сосцевидного отростка за ушной раковиной. Для приведения камертона в состояние звучания, низкочастотные камертоны ударяют браншей о коленку, или приводят в действие щипковым движением. Высокочастотные камертоны ударяют браншей о край стола. Поскольку время звучания зависит от силы удара, последняя должна быть максимальной. Перед тем как приступать к исследованию камертонами, надо определить длительность их звучания в норме. Для этой цели исследуют слух 10 – 20 молодым людям с нормальным слухом на длительность восприятия звука каждым камертоном, после чего выводится средняя цифра длительности звучания в секундах. Это будет норма продолжительности звучания каждого камертона Исследование камертонами начинают с проведения трех, а при необходимости четырех опытов. Исследование проводят через воздух наружного слухового прохода (воздушное проведение), и кости черепа (костное проведение) с помощью одного низкого камертона (С 128), поскольку звук этого камертона при исследовании через кость нельзя переслушать через воздух. Первый опыт называется опытом Вебера, по автору его предложившего. В слуховом паспорте этот опыт обозначают первой буквой «W». Опыт дает возможность сравнить слуховую функцию одного уха с другим. Для этого ножку звучащего, низкого камертона (С 128) устанавливают на область темени, а обследуемого просят прислушаться и сказать, где он слышит звук, на середине темени, в правом или левом ухе. При нормальном слухе звук равномерно распространяется в обе стороны, а ощущается по середине головы. Рис. 48 Исследование слуха низким камертоном (костная проводимость) Опыт Вебера. При поражении функции звукопроведения, в каком либо одном ухе, звук с темени ощущается в хуже слышащем ухе. Физически звук доходит и до другого, лучше слышащего уха, но субъективно им не воспринимается. Связано это с тем, что в хуже слышащем по звукопроведению ухе создаются лучшие условия для звуковосприятия, внешние шумы не мешают процессу звуковосприятия и человек слышит звук в хуже слышащем по звукопроведению ухе. Этот опыт называется опытом латерализации, поскольку звук распространяется в сторону от центра, в одно ухо. При двухстороннем нарушении функции звукопроведения, латерализация будет происходить в хуже слышащее ухо Возможен второй вариант опыта латерализации, когда в одном ухе снижен слух по звуковосприятию, при повреждении спирального органа или слухового нерва. В этом случае звук камертона с темени латерализуется в лучше слышащее ухо по звуковосприятию, а хуже слышащее по звуковосприятию ухо не воспринимает звука. Второй опыт Швабаха основан на определении времени распространения звука через кость. Звучащий низкий камертон (С 128) устанавливают на сосцевидный отросток, за ушную раковину, и засекают время по секундомеру. Укорочение времени восприятия звука по костной проводимости всегда указывает на поражение звуковосприятия, удлинение костной проводимости наблюдается при снижении слуха по звукопроведению. При снижении слуха по звукопроведению, снимается внешний маскирующий шум за счет снижения слуха на это ухо по воздушной проводимости, и удлиняется процесс восприятия звуков через кость. У тугоухих определяется укорочение времени восприятия, но поскольку восприятие звука у нормально слышащих не превышает 10 cек, этот тест для Третий опыт Ринне основан на сравнении восприятия звука через наружный слуховой проход (воздушное проведение), и кость сосцевидного отростка (костное проведение). В норме звук лучше воспринимается через воздушную среду наружного слухового прохода, чем через кость. Опыт производят одним камертоном (С 128), приставляя звучащий камертон вначале к сосцевидному отростку. Когда обследуемый указывает, что звук прекратился, камертон не останавливая и не дотрагиваясь до него, подносят к наружному слуховому проходу. При нормальном слухе камертон будет услышан через наружный слуховой проход, после того как прекратится звук через кость, и опыт считается положительным. Если камертон не слышен через воздух наружного слухового прохода, после того, как прекратилось восприятие через кость, это указывает на поражение звукопроводящего аппарата, то есть опыт отрицательный. Рис. 49. Исследование слуха камертоном (воздушное проведение). Иногда, при нарушении звукопроводящей функции, такая закономерность исчезает, происходит сравнение костной и воздушной проводимости, что бывает при небольшом нарушении функции звукопроведения. Четвертый опыт Желле проводится не всегда, только для выяснения подвижности стремени в овальном окне, подвижно оно или анкилозировано (запаяно), как это бывает при отосклерозе. Для этого в наружный слуховой проход вставляется специальная, резиновая груша для продувания слуховой трубы. Ножку звучащего камертона ставят на темя, баллоном сгущают или разряжают воздух в наружном слуховом проходе, при этом стремя вдавливается в овальное окно или выпячивается. При вдавлении подножной пластинки стремени в жидкость преддверия внутреннего уха, жидкость сжимается, повышается внутрилабиринтное давление, затрудняется прохождение звуковой волны и слух ухудшается, а при выпячивании давление падает и слух восстанавливается. Если стремя подвижно, то слух при сгущении ухудшается, и опыт положительный, а при неподвижном стремени, при заболевании отосклерозом, никаких изменений не возникает, опыт отрицательный. Проведение трех, а при необходимости четырех опытов позволяет создать впечатление о характере поражения слуха, предположить звукопроводящий или звуковоспринимающий характер нарушения слуха, или одновременное поражение обеих функций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.013 с.) |