Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и исследование вестибулярного аппарата

Поиск

 

Так как весь организм ребёнка, его тело, движения и вести­булярный аппарат играют огромную роль в реабилитации, по возможности необходимо провести точное обследование вести­булярного органа. Вестибулярное чувство важно проверить до начала реабилитации. Для этого имеется специальная аппара­тура, но если нет возможности использовать такие приборы, можно обратиться к достаточно простым известным методи­кам. Например, провести обследование равновесия — может ли ребёнок стоять прямо с открытыми и с закрытыми глазами; проверить координацию с завязанными глазами - хождение по прямой линии, стояние на одной ноге, кружение и т.д.

Вестибулярный аппарат (от лат. vestibulum — преддве­рие) — орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направления движения тела человека. Он является частью внутреннего уха и представ­ляет собой сложный рецептор вестибулярного анализатора. Анатомически он состоит из трех полукружных каналов, расположенных в разных плоскостях и имеющих расшире­ния в виде ампул, а также двух мешочков. В ампулах и в ме­шочках находятся нервные клетки, которые раздражаются при перемещении тела в пространстве, а также при резких движениях головы.

От рецепторов равновесия поступают сигналы двух типов: статические (связанные с положением тела) и динамические (связанные с ускорением). И те, и другие возникают при механическом раздражении чувствительных волосков в ре­зультате смещения либо отолитов (или купул), либо эндолимфы. Обычно отолит обладает большей плотностью, чем окружающая его эндолимфа, и поддерживается чувствитель­ными волосками. При изменении положения тела меняет­ся направление силы, действующей со стороны отолита на чувствительные волоски. Для полукружных каналов раздра­жающим воздействием служит ускорение движения всего тела или головы, действующее в плоскости каждого канала. Овальный мешочек (утрикулюс) играет ведущую роль в вос­приятии положения тела и, вероятно, участвует в ощущении вращения. Круглый мешочек (саккулюс) дополняет оваль­ный и необходим для восприятия вибраций.

Отделы внутреннего уха иннервируются 8-м черепно-мозговым нервом, отростки которого оканчиваются либо в слу­ховых, либо в вестибулярных ядрах мозга, где анализируется получаемая информация. Вестибулярные ядра - это скопления нервных клеток в стволе головного мозга, они имеют обшир­ный комплекс связей со скелетной аппаратурой, мышцами глаз, мозжечком и корой больших полушарий мозга.

Из вестибулярных ядер нервные импульсы устремляют­ся в височные отделы коры головного мозга, где находит­ся центр равновесия и осуществляется сознательный кон­троль за положением головы и тела. Равновесие определяется и поддерживается центрами головного мозга, которые по­лучают информацию от органа равновесия, находящегося во внутреннем ухе, и других органов чувств. Таким образом мозг согласовывает сигналы, поступающие из вестибулярного ап­парата с информацией, воспринимаемой глазами и другими проприорецепторами.

Эмбриологически вестибулярный орган появился как ре­зультат утолщения эктодермы, а затем развились специфи­ческие чувствительные клетки (механорецепторы). Вестибулярный орган имеет отолитический и купулярный органы чувств.

Чувствительные клетки отолитического органа выполня­ют следующие функции: 1 — восприятие гравитационного поля; 2 — восприятие линейного ускорения; 3 — восприятие углового ускорения; 4 — ответ на звук.

Купулярный орган содействует угловому ускорению. Филогенетически вестибулярное чувство древнее, чем сам вестибулярный орган. В палеозое лагена появилась у рыбы. Этот маленький отросток до развития сакулюса увеличился и превратился в кохлею для слушания. Однако, примитив­ные аудитивные функции отолитического органа потеряны не были. Нейрофизиологические исследования показывают, что отолитический орган отвечает на тона до 1000 Гц и спосо­бен заменять кохлеарную активность. Поскольку внутреннее ухо содержит и вестибулярный аппарат, и кохлею, можно говорить о вестибулокохлеарном слушании.

Вестибулярное чувство улучшает понимание речи, так как им воспринимаются изменения в интонации, ритме, темпе и просодиях, т.е. ценность устной речи через низкие частоты.

С помощью электронистагмографии исследуется не только периферическая вестибулярная чувствительность, но и цен­тральные вестибулярные функции, потому что электрони-стагмография является записью комплексного отображения, в котором задействованы чувства пространственного воспри­ятия и центральные механизмы их координации, а также координация чувства пространственного восприятия и соответствующей моторной системы.

При проведении электронистагмографии важную роль играет порог быстрого компонента нистагма (R), который за­висит от миелинизации (зрелости) и развития вестибуляр­ных проходящих путей в стволовой части мозга, и поэтому с его помощью можно хорошо оценить степень интеграции спациоцепции. Лучшая миелинизация и нормальный R при­водит к лучшему слушанию. Он используется для контроля и определения направления реабилитации.

Вестибулярное и слуховое восприятие совпадают на часто­тах от 16 до 1000 Гц. Частоты ниже 16 Гц воспринимаются только вестибулярным аппаратом. Пороги вестибулярного органа неизвестны, так как трудно отделить аудитивное вос­приятие от вестибулярного. Сенсорное внесение информации в вестибулярные ядра идёт также в ретикулярную форма­цию, мозжечок и латеральные слуховые пути. Когда слуша­ние нарушено, восприятие зависит от других биологических механизмов, например, таких, как ощущение пространства. Мозжечок регулирует величину и точность движений. Если в вестибулярном органе имеются нарушения, другие органы (зрение, слух, тактильные ощущения) берут на себя его функ­цию и наоборот.

Важно использовать вестибулярный орган в реабилита­ции. Он необходим для овладения простором. Детей с на­рушенным слухом нужно учить движению, умению владеть своим телом - напрягаться и расслабляться. Если у ребёнка только потеря слуха, без сопутствующих нарушений вестибу­лярного аппарата и моторики тела, реабилитация происходит легче и успешнее.

У генетически глухих детей вестибулярный аппарат, как правило, в норме. Вместе с тем у большинства детей с дефек­тами слуха вестибулярная функция нарушена. Особенно это часто встречается у детей, перенёсших гнойный менингит, в результате чего может быть повреждён лабиринт и затрону­та вестибулярная функция.

Вопрос о сохранности вестибулярного аппарата у глухих был поставлен в 80-х годах прошлого столетия и стал пред­метом многих исследований. В результате было выявлено значительное число людей с частично или полностью нефункционирующим вестибулярным аппаратом. Было установле­но, что поражение лабиринта значительно чаще встречается у людей с приобретённой глухотой. Менингит, скарлатина и другие заболевания, вызывающие гнойные воспаления, ве­дут к нарушению как слуховой, так и вестибулярной функ­ции. Если учесть в целом преобладание количества случаев приобретённой глухоты над врождённой, становится ясно, что поражение вестибулярного аппарата отмечается у зна­чительного числа глухих людей. Отношения между степе­нью сохранности слуха и ощущением равновесия пропорцио­нальны. Чем меньше поражён слух, тем в меньшей степени нарушена деятельность вестибулярного аппарата. У глухих с сохранным вестибулярным аппаратом рефлексы формиру­ются как у нормально слышащих. Способность сохранения равновесия у детей с поражением вестибулярного аппарата формируется иначе. Так, дети, перенёсшие в раннем возрасте менингит и другие заболевания, поразившие лабиринт, позже начинают ходить. Если они уже ходили до болезни, то после неё наблюдаются заметные расстройства координации дви­жений при ходьбе: появляются раскачивание, шаркающая походка, дети часто падают и т.д. Тем не менее равновесие у них постепенно формируется благодаря выработке связей между зрительным восприятием окружающей обстановки и чувством собственного тела, своих движений и кинестети­ческими ощущениями при движении. Для детей с поражен­ным вестибулярным аппаратом зрительная ориентация при­обретает большое значение для поддержания равновесия при ходьбе и других движениях, при сохранении непривычной позы. Вместе со зрительным восприятием помощь в поддер­жании равновесия оказывают кинестетические ощущения, сигнализирующие о напряжении мускулатуры и положении одних частей тела относительно других. Так вестибулярный анализатор даёт возможность правильно оценивать угол по­ворота при движении.

Вообще роль вестибулярных ощущений велика не только для сохранения равновесия, но и для ориентировки в про­странстве. У слышащих людей ориентация в пространстве осуществляется благодаря взаимодействию зрительного, дви­гательного и вестибулярного анализаторов. Глухие дети с по­ражённым вестибулярным аппаратом испытывают трудности при ориентировке в пространстве, особенно это заметно при устранении зрения.

 

ГЛАВА 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.01 с.)