Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на слуховое восприятиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все выше упомянутые игры, связанные с усвоением просодических элементов, можно использовать и как игры по развитию слухового восприятия. При развитии слухового восприятия используются речевые выражения, которые ребёнок произносит, достаточно хорошо усвоил, и которые теперь может различать на слух. Ребёнок сначала привыкает глядеть на нас и на картинку, слушает и показывает, что он услышал. Затем необходимо давать этот же материал, без зрительного восприятия. Ребёнок легче произносит знакомые и ранее усвоенные в игре значения, которые были связаны со слухоречевым подражанием движений, эмоций или других имитаций. Детям, у которых есть сложности в восприятии и распознавании просодических фонетических структур, оказывается помощь. То, что другие дети слушают или должны слушать, они могут вначале воспринимать тактильно, через движение или визуально. Используются прикосновения (чаще всего прикосновения рукой), стимуляция движением, рисунок, другие слова — полисенсорное подражание. Начинаем всегда с лёгкого и переходим к более трудному. Сначала дети слушают и смотрят, как мы бьём в бубен, а мы выясняем, что они слышали и видели. Когда дети это усвоят, пробуем исключать зрение и давать только слушать. Так, постепенно, когда дети, наконец, начнут распознавать, отказываемся от использования других вспомогательных приёмов — игрушек, движений, графических рисунков и т.д., даже при тяжёлом снижении слуха пробуем исключить все остальные каналы. На уровне первого года упражнения по развитию слухового восприятия содержат такие элементы и упражнения, которые послужат основой при дальнейшем обучении. В упражнениях всегда берём то, что дети могут научиться опознавать или различать. Предлагаем различить два сигнала по их громкости, длине, ритму и регистру. Затем берём упражнения, в которых нужно различить не-I только речевых знаков, фонетических структур, которые фонетически между собой заметно отличаются. Например: А, бррр, оп оп, то то то то! Бррр, оп оп оп, мяу мяу, ла ла ла ла (или) Ма-мяу оп-оп, мяу-мяу ам, мяу-мяу псссс! (или) Ааааааа тут! Бррррр тут! Оп оп оп тут! (или) Па-па брррр! Па-па оп-оп! Па-па мяу-мяу! Па-па уууууу! Та-та-та-та пссс! Брррр бум! Оп оп оп оп упал! А-аа-аа-апссс! Мммммммммм ба! В конце предлагается глобально-интонационная форма различных аффективных реакций, например, плача, крика от боли, смеха, радостного восклицания и т.д., то, чему раньше учили в игре. Каждый раз при проведении упражнений играем с игрушками на столе, постоянно обновляя игру. Так при «оп оп оп» скачет конь, а при «оооооопа!» он перепрыгивает ограду. При «брррр» машину возим по столу, а при «нет» останавливаем около нашей руки, при «мааа мааа мааа» кошка тянется, а при «Ап!» ловит мышку (палец ребёнка). Затем мы произносим одно из выражений, используемых в игре. А ребёнок должен показать соответствующую игрушку или картинку, которую мы во время игры нарисовали, выполнить действие. Такие упражнения приносят результат. Почему? Потому что, мы даём полисенсорные ощущения, не просто звук, а соединение звуков. Различение звуковых структур в сочетании с интонацией, усилением, длительностью, паузой, дает в результате ребёнку возможность легче воспринимать и запоминать их. Вот ещё несколько примеров таких упражнений: Слушай, что скажет Вова! Перед этим предлагаем ситуативные картинки. — Пссс! — Нет! — Ба! — Па-па! — О-О, 0-0! Слушай, что скажет Анна. Ниже картинка, на которой один объект зовёт другого или что-то даёт. Например: — О-о ляля! О-о (папа, мама, пёс). — Это мяч! Это (авто, пёс, ляля). — Па-па пёс! Па-па (деда, баба, папа, мяу-мяу) и т.д. Как использовать игрушки? Сначала ребёнок с игрушками производит некоторые действия, которые оречевляет определёнными словами. Когда ребёнок что-то произносит, просим его показать игрушку, которая этому соответствует. Например: — Авто бррр. — Папа па-па. - Ляля оп! - ОООО! Мама! Вводим новое на основе старого и от ребёнка требуем различения на слух всё большее количество речевых выражений: Лито бррр бррр бррр бум! Ляля оп, оп, оп, оп... о-па! Папа па-па, па-па,... нет! Критерий оценки результатов работы на первом году реабилитации Работа считается успешной, если ребёнок: 1. Долго и с желанием говорит в микрофон. 2. Контролирует голос слушанием, в наушниках или со слуховыми аппаратами говорит лучше и громче, чем без них. 3. Спонтанно часто подаёт хороший голос нормального тембра, модулированный ритмом и интонацией (как слышащий ребёнок, находящийся на той же фазе речевого развития). 4. При побуждении педагога использует в речи тот словарь, интонацию ритмическую структуру, которые усвоил. 5. Соотносит игрушки, фигурки животных, членов семьи. 6. Понимает вопросы «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» и отвечает на них. 7. Произносит гласные [а], [о], [у],[э] и сочетания с ними согласных [п], [м], [б], [т], [д], [в], [ф], [н], [л]. Второй год реабилитации Задачи второго года обучения: 1. Научить воспринимать и воспроизводить ритмические структуры из 2—3-х слогов. 2. Структурировать трёхсложные предложения. 3. Учить слушать и передавать интонацию голоса (считалки, стихи, песенки). 4. Понимать и отвечать на вопросы «Как?», «Какой?», «Какая?». 5. Употреблять в речи местоимения «Я», «Ты» и глаголы в соответствующем лице настоящего времени. Фонетическая прогрессия В первую очередь на втором году обучения берём слова для закрепления ранее изученных звуков, а также новые звуки: и, к, ш, г, х, с, ньи ль — пробуем получить хорошее произношение в слогах, в односложных и двусложных словах. Звук «И» можно связать с плачем, вкусом лимона, восклицанием боли, писком (пи-пи-пи), или некоторыми словами (Иван, пить...). Звук «К» — с кудахтаньем (ко-ко-ко), кашлем или словами (кака, каша, кап-кап, кот). Звук «X» вызывается с помощью имитации полоскания горла, хрипа и разных слов, в которые входит звук «X» (хоп, ха-ха-ха и т.д.). Звук «Г» связываем с гоготом гуся (га-га) или голубя (гу-гу), или слов (голова, нога, год, гусь). Звук «Ш» — из шума воды, восклицания: «Кыш!», слов (шуба, шапка, каша). Звук «Н» (мягкое) — от детского «ням-ням» и слов (Соня, Таня, конь, день и т.д.). Звук «Л» (мягкое) — от люкания (лю-ля, лю-ля) и слов (люди, поле, лес, лиса, Лиля, Люда, Лида, Люба). Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков используется фонетическая ритмика, на которой дети слушают звуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в которые входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук). Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум). В произнесении звуков «К» и «Г» поможет положение между двумя «А». Представляемая фонетическая прогрессия не является строго определённой. Она приблизительна и не в коем случае не должна влиять на развитие спонтанной речи ребёнка, на его желание и потребность говорить и понимать обращенную речь. Нет никакого строгого правила, педагог сам, в зависимости от тяжести нарушения, возможностей и интереса ребёнка, определяет чему его учить. Ребёнку необходимо выражать свои потребности, хотя высказывания могут включать звуки, которые он ещё не очень хорошо произносит, главное, чтобы выражение имело в целом хорошую ритмико-интонационную форму. Важно всегда обращать внимание и давать образец правильного произношения. Очень важно основываться на развитии слухового восприятия, чтобы заложить основу природной и естественной речи. Хуже реабилитируются дети, имеющие хорошее изолированное произношение звуков, но не успевающие воспринимать и понимать обращенную к ним речь из-за того, что не имеют хорошо развитой просодии (ритма, интонации). Как только ребёнок начинает хорошо произносить гласные и слоги с ними, начинаем работу на различение на слух просодических качеств (усиление, ударение, ритм, темп, интонация, высота тона и пауза).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.009 с.) |