Упражнения на слуховое восприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на слуховое восприятие



Все выше упомянутые игры, связанные с усвоением про­содических элементов, можно использовать и как игры по развитию слухового восприятия.

При развитии слухового восприятия используются рече­вые выражения, которые ребёнок произносит, достаточно хо­рошо усвоил, и которые теперь может различать на слух.

Ребёнок сначала привыкает глядеть на нас и на картинку, слушает и показывает, что он услышал.

Затем необходимо давать этот же материал, без зрительно­го восприятия.

Ребёнок легче произносит знакомые и ранее усвоенные в игре значения, которые были связаны со слухоречевым под­ражанием движений, эмоций или других имитаций.

Детям, у которых есть сложности в восприятии и распозна­вании просодических фонетических структур, оказывается помощь. То, что другие дети слушают или должны слушать, они могут вначале воспринимать тактильно, через движе­ние или визуально. Используются прикосновения (чаще всего прикосновения рукой), стимуляция движением, рисунок, другие слова — полисенсорное подражание.

Начинаем всегда с лёгкого и переходим к более трудному. Сначала дети слушают и смотрят, как мы бьём в бубен, а мы выясняем, что они слышали и видели. Когда дети это усвоят, пробуем исключать зрение и давать только слушать. Так, постепенно, когда дети, наконец, начнут распознавать, отказываемся от использования других вспомогательных приёмов — игрушек, движений, графических рисунков и т.д., даже при тяжёлом снижении слуха пробуем исключить все остальные каналы.

На уровне первого года упражнения по развитию слухового восприятия содержат такие элементы и упражнения, которые послужат основой при дальнейшем обучении. В упражнениях всегда берём то, что дети могут научиться опознавать или различать. Предлагаем различить два сигнала по их громкости, длине, ритму и регистру.

Затем берём упражнения, в которых нужно различить не-I только речевых знаков, фонетических структур, которые фонетически между собой заметно отличаются.

Например:

А, бррр, оп оп, то то то то!

Бррр, оп оп оп, мяу мяу, ла ла ла ла (или)

Ма-мяу оп-оп, мяу-мяу ам, мяу-мяу псссс! (или)

Ааааааа тут! Бррррр тут! Оп оп оп тут! (или)

Па-па брррр! Па-па оп-оп! Па-па мяу-мяу! Па-па уууууу!

Та-та-та-та пссс!

Брррр бум!

Оп оп оп оп упал!

А-аа-аа-апссс!

Мммммммммм ба!

В конце предлагается глобально-интонационная форма различных аффективных реакций, например, плача, крика от боли, смеха, радостного восклицания и т.д., то, чему рань­ше учили в игре.

Каждый раз при проведении упражнений играем с игруш­ками на столе, постоянно обновляя игру. Так при «оп оп оп» скачет конь, а при «оооооопа!» он перепрыгивает ограду. При «брррр» машину возим по столу, а при «нет» останавливаем около нашей руки, при «мааа мааа мааа» кошка тянется, а при «Ап!» ловит мышку (палец ребёнка).

Затем мы произносим одно из выражений, используемых в игре. А ребёнок должен показать соответствующую игруш­ку или картинку, которую мы во время игры нарисовали, выполнить действие.

Такие упражнения приносят результат. Почему? Пото­му что, мы даём полисенсорные ощущения, не просто звук, а соединение звуков. Различение звуковых структур в сочетании с интонацией, усилением, длительностью, паузой, дает в результате ребёнку возможность легче воспринимать и запоминать их.

Вот ещё несколько примеров таких упражнений: Слушай, что скажет Вова!

Перед этим предлагаем ситуативные картинки.

— Пссс!

— Нет!

— Ба!

— Па-па!

— О-О, 0-0!

Слушай, что скажет Анна.

Ниже картинка, на которой один объект зовёт другого или что-то даёт.

Например:

— О-о ляля! О-о (папа, мама, пёс).

— Это мяч! Это (авто, пёс, ляля).

— Па-па пёс! Па-па (деда, баба, папа, мяу-мяу) и т.д.

Как использовать игрушки?

Сначала ребёнок с игрушками производит некоторые дей­ствия, которые оречевляет определёнными словами. Когда ребёнок что-то произносит, просим его показать игрушку, которая этому соответствует.

Например:

— Авто бррр.

— Папа па-па.

- Ляля оп!

- ОООО! Мама!

Вводим новое на основе старого и от ребёнка требуем различения на слух всё большее количество речевых выражений:

Лито бррр бррр бррр бум!

Ляля оп, оп, оп, оп... о-па!

Папа па-па, па-па,... нет!

Критерий оценки результатов работы на первом году реабилитации

Работа считается успешной, если ребёнок:

1. Долго и с желанием говорит в микрофон.

2. Контролирует голос слушанием, в наушниках или со слу­ховыми аппаратами говорит лучше и громче, чем без них.

3. Спонтанно часто подаёт хороший голос нормального тембра, модулированный ритмом и интонацией (как слышащий ребёнок, находящийся на той же фазе рече­вого развития).

4. При побуждении педагога использует в речи тот словарь, интонацию ритмическую структуру, которые усвоил.

5. Соотносит игрушки, фигурки животных, членов семьи.

6. Понимает вопросы «Кто это?», «Что это?», «Что дела­ет?» и отвечает на них.

7. Произносит гласные [а], [о], [у],[э] и сочетания с ними согласных [п], [м], [б], [т], [д], [в], [ф], [н], [л].

Второй год реабилитации

Задачи второго года обучения:

1. Научить воспринимать и воспроизводить ритмические структуры из 2—3-х слогов.

2. Структурировать трёхсложные предложения.

3. Учить слушать и передавать интонацию голоса (считал­ки, стихи, песенки).

4. Понимать и отвечать на вопросы «Как?», «Какой?»,

«Какая?».

5. Употреблять в речи местоимения «Я», «Ты» и глаголы в соответствующем лице настоящего времени.

Фонетическая прогрессия

В первую очередь на втором году обучения берём слова для закрепления ранее изученных звуков, а также новые звуки: и, к, ш, г, х, с, ньи ль — пробуем получить хорошее произно­шение в слогах, в односложных и двусложных словах.

Звук «И» можно связать с плачем, вкусом лимона, воскли­цанием боли, писком (пи-пи-пи), или некоторыми словами (Иван, пить...).

Звук «К» — с кудахтаньем (ко-ко-ко), кашлем или словами (кака, каша, кап-кап, кот).

Звук «X» вызывается с помощью имитации полоскания горла, хрипа и разных слов, в которые входит звук «X» (хоп, ха-ха-ха и т.д.).

Звук «Г» связываем с гоготом гуся (га-га) или голубя (гу-гу), или слов (голова, нога, год, гусь).

Звук «Ш» — из шума воды, восклицания: «Кыш!», слов (шуба, шапка, каша).

Звук «Н» (мягкое) — от детского «ням-ням» и слов (Соня, Таня, конь, день и т.д.).

Звук «Л» (мягкое) — от люкания (лю-ля, лю-ля) и слов (люди, поле, лес, лиса, Лиля, Люда, Лида, Люба).

Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков ис­пользуется фонетическая ритмика, на которой дети слушают звуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в ко­торые входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук). Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум). В произнесении звуков «К» и «Г» поможет по­ложение между двумя «А».

Представляемая фонетическая прогрессия не является строго определённой. Она приблизительна и не в коем слу­чае не должна влиять на развитие спонтанной речи ре­бёнка, на его желание и потребность говорить и понимать обращенную речь.

Нет никакого строгого правила, педагог сам, в зависимо­сти от тяжести нарушения, возможностей и интереса ребён­ка, определяет чему его учить.

Ребёнку необходимо выражать свои потребности, хотя вы­сказывания могут включать звуки, которые он ещё не очень хорошо произносит, главное, чтобы выражение имело в целом хорошую ритмико-интонационную форму.

Важно всегда обращать внимание и давать образец пра­вильного произношения. Очень важно основываться на раз­витии слухового восприятия, чтобы заложить основу природ­ной и естественной речи.

Хуже реабилитируются дети, имеющие хорошее изолиро­ванное произношение звуков, но не успевающие восприни­мать и понимать обращенную к ним речь из-за того, что не имеют хорошо развитой просодии (ритма, интонации). Как только ребёнок начинает хорошо произносить гласные и слоги с ними, начинаем работу на различение на слух просодических качеств (усиление, ударение, ритм, темп, интонация, высота тона и пауза).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.009 с.)