![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на развитие слухового восприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С лингвистической и фонетической прогрессией тесно связано развитие слухового восприятия. При подборе слов для слухового восприятия, берутся слова, которые ребёнок хорошо произносит; слова комбинируются так, чтобы они различались на слух и в тоже время состояли из звуков, которые ребёнок умеет произносить. Упражнения на слуховое восприятие предложений, в которых каждый раз меняется один элемент, а ребёнок в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педагога и картинку, или на картинку и ждёт. Пример: Мама плывёт (вяжет, спит, идёт). — У Анны мяч (рыба, часы,...). — У Вовы машина (мишка, мяч, утка). — Кошка идёт вон (или домой), пёс идёт вон (или домой). — Вова любит маму (папу, бабу, пса). — Лампа тут (там), сумка тут (там). — Анна, кошка, утка, аист — ловит рыбу. — Мама, папа, баба, Вова — метёт пол. — Мама (папа, пёс) ест яйцо, ест рыбу, ест мясо. Перед ребёнком кладут четыре картинки, он смотрит на них, слушает и показывает. Постепенно высказывание меняется и расширяется. Пример: Рыба плывёт, утка плывёт. • Плывёт рыба, жёлтая рыба плывёт; • плывёт рыба, плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в воде; • синяя рыба плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в море; • жёлтая рыба плывёт в воде, синяя утка плывёт в море; • жёлтый рак не плывёт в воде, жёлтый рак плывёт в море. Дети хорошо запоминают слова и предложения на основе слушания и используют их в речи. Игра-поручение (с предлогами) Берём какую-то мелкую игрушку, например, рыбку или авто и разные предметы, в которые можно эту игрушку спрятать, поставить в них или на них. Например, шапку, сумку, корзину, платок, что дети могут назвать. Садимся снова за стол с ребёнком. Сначала упражнение «видимое», а затем закрываемся экраном, чтобы ребёнок не видел, когда мыговорим. Рассказ, в котором есть диалог, повторяется много раз. Когда с пенок усвоит и введёт в свою речь данные выражения, переходим к более длинному рассказу (снова с картинками), вводя упражнения на слуховое восприятие, в которых диалог много раз повторяется от разных лиц. Используем, например, сказку «Репка», «Кто сказал мяу», «Варежка (Рукавичка)», «Теремок» и другие. Сказки легче воспринимаются и понимаются детьми. Так, например, в сказке «Варежка», в которой варежку потеряли и она лежит на снегу, а мышь сделала из неё свой дом, приходят другие животные, которые замёрзли и просятся жить, каждый раз повторяется диалог:
- Тук, тук, тук! - Кто это? - Это я (зайка). - Что ты хочешь? - Прошу, пусти меня внутрь. Мне холодно. Бррр! - Пожалуйста. Иди зайка. Добрый день. В процессе игры стучим по столу, а ребёнок слушает. Ребёнок слушает названия животных и изображает их. Ведётся работа над развитием слухового восприятия. Цели развития слушания для детей старшего возраста следующие: • развитие навыка речи и слушания в шуме (шум с улицы м па улице, шум дома, при шорохе и журчании воды). • Ежедневное расширение словаря и усвоение построения предложений. • Слушание сказок и их пересказ. • Описание предметов. • Слушанье подготовленного и неподготовленного речевого материала (длинные слова и предложения). • Улучшение качества голоса и речи. От чего зависит успех реабилитации? Каждый ребёнок имеет особый путь роста и развития, также и дети с нарушением слуха. Развитие слушания и речи у каждого ребёнка с нарушением слуха имеет свой путь и скорость продвижения. Несколько основных критериев, от которых зависит успех реабилитации: • возраст ребёнка на момент реабилитации; • когда поставлен диагноз; • причина, место и степень нарушения; • интеллект ребёнка; • имеет ли ребёнок дополнительные нарушения; • эмоциональное развитие ребёнка; • способность принимать и перерабатывать новую информацию; • мотивированность ребёнка; • качество настройки СА или КИ; • метод и объём реабилитации; • семья ребёнка и взаимоотношения в ней; • сотрудничество родителей с педагогом и воспитателями; • от профессионализма педагогов, работающих с ребёнком. Мы не случайно столь подробно остановились на начальном (дошкольном) обучении детей слуховому восприятию и развитию речи, так как именно на этом этапе закладывается основная база для дальнейшего развития ребёнка. Формированию правильной, эмоционально окрашенной, слитной и понятной для окружающих людей речи способствуют также такие технологии, разработанные хорватскими специалистами, как фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, аудиовизуальный курс и пиктографическая ритмика, на которых мы остановимся ниже.
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика, организованная и разработанная как специальные занятия по верботональному методу, основана на том, что тело является инструментом восприятия и спациоцепции. Для многих детей со слуховой недостаточностью характерны проблемы с ориентацией в пространстве, они плохо чувствуют своё собственное тело, не умеют владеть им, напрягаться и расслабляться. Поэтому стимуляция движением составляет самостоятельный вид работы в верботональном методе. Движение и речь тесно взаимосвязаны. Основным инструментом при такой стимуляции является движение, а главной целью — развитие слушания и речи. Движение в данном случае имеет функциональное, а не символическое значение. Оно представляет собой оптимальное понимание и передачу просодических элементов: интонации, ритма, силы, напряжения, времени, акцента, паузы. Mакродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа. Целью развития двигательной активности является помощь в формировании речи и развитии слуха детей. Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела. Следовательно, в процессе реабилитации неслышащего ребёнка большую роль играет физическое состояние его тела и его тонус. Движение и произношение одинаково зависят от: • динамики (сильное и слабое); • усиления (большое и маленькое); • времени (длительное и короткое); • простора (прямое и непрямое направление). Ребёнок, к которому применяется стимуляция движением, вначале проходит через фазу имитации, однако, только его собственные действия — выражения с использованием различных форм проприоцепции — приведут к хорошим результатам, т.е. к наиболее эффективному воспроизведению подготовленных элементов речи. «Стимуляция движением» состоит из двух взаимосвязанных разделов: Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микромоторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах. Второй раздел «Слушание, речь, язык» предусматривает особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика). Рассмотрим эти разделы программы фонетической ритмики. Раздел «ГАРМОНИЯ ТЕЛА».
Программа включает упражнения для усвоения состава сенсопсихомоторики, на которых строится (одновременно и последовательно) слушание, речь, язык, как результат действий по развитию сенсорики, эффективности, моторики и психомоторики. Развитие сенсорики Развитие сенсорики связано с обонянием, вкусовыми и тактильными ощущениями. Через свойства запаха формируется логика действий. Ребёнок отталкивает неприятно пахнущий предмет или радуется, если запах ему приятен.
Также формируются и вкусовые ощущения. Определение предмета на вкус. Запоминание тактильных ощущений. Развитие проприоцепции Происходит постепенное знакомство и овладение ребёнком напряжением, динамикой, временем и простором. Развитие вестибулярного аппарата 1) развитие ощущения тяжести тела во всех положениях от горизонтального до вертикального, перемещение тяжести от симметричного до несимметричного положения, удержание равновесия в необычных движениях (акробатика, специальные движения); 2) сохранение и контроль равновесия, динамика ускорения и замедления движений; 3) сохранение равновесия при разнообразных позах тела, которое может быть поддержано зрительной и слуховой помощью; 4) упражнения для спациоцепции и топографии собственного тела и окружающего; 5) упражнения на направление внимания, концентрация его на контроле тела и удержании равновесия. Развитие слуха и слушания 1) активное различение динамики (сильно-слабо), времени (пыстро-медленно), высоты звука и модуляция высотой звука во взаимосвязи с движением, голосом, речью; 2) активное сопровождение качества звука качеством движения; 3) слушание ритмов и развитие ритмичности в движениях, танце, голосовании и речи; 4) слушание собственного голоса и звуковое сопровождение движений собственного тела (топанье, хлопанье, ходьба, бег); 5) слушание звуков природы и идентификация предметов, которые их издают, реализация звука качеством движения, голоса, звуками в артикуляционных и речевых играх; 6) слушание голосов и речи людей, спонтанное реагирование поворачиванием на звук и поиск источника звука. Развитие аффективности Формирование аффективности начинается одновременно с развитием сенсорики и проявляется в параллельной ответной реакции в виде напряжения тела при двигательной активности. Например, соответствие определённых движении выражению лица, избранной позе тела, аффективному крику, эмоциональности речи. Аффективность неразрывно связана с сенсорикой (так нюхая или пробуя на вкус мы, как правило, эмоционально показываем, нравится ли нам вкус, запах), с телесным напряжением и движением. В случаях отсутствия выраженных аффективных реакций и телесного напряжения и мимике и движениях тела (гипотонус) для исправления ошибок усиливаем подражание. При сильной, но неправильной аффективности и двигательной реакции в движении и напряжении тела (гипертонус), на всё делаем напряжение более слабым и снижаем подражание, как бы успокаивая и изменяя его.
Развитие моторики (движения) Хорошее состояние тела помогает хорошей координации движений, положительно сказывается на лёгкости и естественности движения в центре тела и на его периферии. Отсюда первостепенной задачей является выявление недостатков или нарушений моторики, а затем их исправление и реабилитация. С первых же занятий ведётся работа по снижению количества и объёма выявленных ошибок. Упражнения такой направленности проводятся, начиная с младшего возраста, и продолжаются на старшей ступени. Сенсопсихомоторная программа предусматривает: 1) правильное положение и соответствующее напряжение тела в лежачем положении на полу; 2) закрепление хорошей и исправление плохой осанки в горизонтальном и вертикальном положении тела; 3) устранение ощущения тяжести тела и напряжения в разных положениях; 4) правильная координация движений в горизонтальном положении (кувыркание, ползанье на животе, хождение на четвереньках на коленях и ступнях) и в вертикальном положении (ходьба и бег, подскоки, подпрыгивание, вращения, раскачивания), с постоянным вниманием к правильному положению головы и туловища и координации всего тела; 5) глобальное развитие движений тела в целом и билатеральных движений (сгибание рук и ног), развитие согласованных жестов в сочетании (рука, нога, глаз, ухо); 6) игры с собственным телом и его частями и игры, имитирующие действия, на ритмы и движения в просторе; 7) правильное развитие ритмического пульса напряжения между «точкой силы» и «точкой расслабления» в центре тела, формирование умения слушать, ощущать биологический ритм сердца, дыхания, различение ритмичности в теле, движении, танце, речи, сопровождающееся ритмом ударения, музыкой. Развитие психомоторики Необходимо использовать двигательные игры, упражнения и танец, в которых у детей развивается сенсорика (микросенсорика), эффективность, эмоции, социализация. Подвижные игры в пространстве выражают основную характерную особенность маленького ребёнка — потребность в движении, и должны быть согласованы с психомоторными возможностями ребёнка. Построение таких игр базируется на психомоторных возможностях детей и использует проприоцептивную адаптацию биофизиологических ритмов как основу мультисенсорного функционирования. Таким образом, координируя себя в пространстве, дети создают основу для восприятия, что является базисом для дальнейшего эмоционального и когнитивного развития. В качестве содержания двигательных игр, игр-драматизаций, вызывающих у детей интерес, используются ситуации из их повседневной жизни и из программы групповой реабилитации и обучения на дошкольной и школьной ступени. Через игры и двигательные упражнения, танцевальные движения, сопровождающиеся речевыми выражениями, в сочетании с экспрессивными движениями (определённые или природные жесты, мимика), происходит развитие сочетания ритма и интонации, движения и речи, гармоничного соединения невербальных и вербальных элементов в речевых выражениях. Задания для психомоторного развития по разделу «Гармония тела» разработал педагог Рудольф Ладан, который назвал их «эдукация движением и танцем».
Эдукация движением и танцем содержит восемь тем: 1) Развитие знаний о себе и владение телом через природные и танцевальные движения: а) всего тела; б) отдельных его частей (жесты, наклоны, прикосновения) в раздельных и одновременных движениях. 2) Осознание динамики (сила, тяжесть), времени (быстро, медленно), развитие ритмичности (активное слушание) в движении и танце. 3) Развитие знаний о пространстве: а) индивидуальный способ движения в пространстве (свободно не прямо и хаотично прямо); б) пространство собственного тела; в) большое пространство вокруг себя. 4) Усвоение хода движения: а) свободный ход; б) заданный ход, т.е. контролируемые движения. 5) Взаимодействие с партнёром и группой в танце, в игре-драматизации. 6) Развитие представлений о себе и собственном теле через необычный вид движений, положений, жестов, наклонов и прикосновений, в которых тело, руки, ноги и голова принимают на себя необычную роль (нога пишет и выполняет разную работу, руки ходят различными способами, стойка на голове, тело принимает необычные положения, производит необычные действия). 7) Ощущение характера движения, которое возникает при изменении: динамики (сильно-слабо), времени (долго-кратко), пространства (движение в пространстве). Использование физического фактора, соответствующего восьми основным видам движений: парению, скольжению, прикасанию, брызганью, бичеванию, складыванию (сворачиванию), прижиманию (придавливанию), удару, в которых по-разному проявляется сила напряжения. 8) Анализ ритмов и развитие ритмичности. Осуществляется в двигательных играх и танцевальных упражнениях, а также в играх-драматизациях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.100.233 (0.015 с.) |