Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на развитие слухового восприятия

Поиск

С лингвистической и фонетической прогрессией тесно свя­зано развитие слухового восприятия.

При подборе слов для слухового восприятия, берутся слова, которые ребёнок хорошо произносит; слова комбинируются так, чтобы они различались на слух и в тоже время состояли из звуков, которые ребёнок умеет произносить.

Упражнения на слуховое восприятие предложений, в кото­рых каждый раз меняется один элемент, а ребёнок в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педа­гога и картинку, или на картинку и ждёт.

Пример: Мама плывёт (вяжет, спит, идёт).

— У Анны мяч (рыба, часы,...).

— У Вовы машина (мишка, мяч, утка).

— Кошка идёт вон (или домой), пёс идёт вон (или домой).

— Вова любит маму (папу, бабу, пса).

— Лампа тут (там), сумка тут (там).

— Анна, кошка, утка, аист — ловит рыбу.

— Мама, папа, баба, Вова — метёт пол.

— Мама (папа, пёс) ест яйцо, ест рыбу, ест мясо.

Перед ребёнком кладут четыре картинки, он смотрит на них, слушает и показывает. Постепенно высказывание меня­ется и расширяется.

Пример: Рыба плывёт, утка плывёт.

• Плывёт рыба, жёлтая рыба плывёт;

• плывёт рыба, плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в воде;

• синяя рыба плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в море;

• жёлтая рыба плывёт в воде, синяя утка плывёт в море;

• жёлтый рак не плывёт в воде, жёлтый рак плывёт в море.

Дети хорошо запоминают слова и предложения на основе слушания и используют их в речи.

Игра-поручение (с предлогами)

Берём какую-то мелкую игрушку, например, рыбку или авто и разные предметы, в которые можно эту игрушку спрятать, поставить в них или на них. Например, шапку, сумку, корзину, платок, что дети могут назвать.

Садимся снова за стол с ребёнком. Сначала упражнение «видимое», а затем закрываемся экраном, чтобы ребёнок не видел, когда мыговорим.

Рассказ, в котором есть диалог, повторяется много раз. Когда с пенок усвоит и введёт в свою речь данные выражения, переходим к более длинному рассказу (снова с картинками), вводя упражнения на слуховое восприятие, в которых диалог много раз повторяется от разных лиц. Используем, например, сказку «Репка», «Кто сказал мяу», «Варежка (Рукавичка)», «Теремок» и другие. Сказки легче воспринимаются и понимаются детьми.

Так, например, в сказке «Варежка», в которой варежку потеря­ли и она лежит на снегу, а мышь сделала из неё свой дом, приходят другие животные, которые замёрзли и просятся жить, каждый раз повторяется диалог:

- Тук, тук, тук!

- Кто это?

- Это я (зайка).

- Что ты хочешь?

- Прошу, пусти меня внутрь. Мне холодно. Бррр!

- Пожалуйста. Иди зайка. Добрый день.

В процессе игры стучим по столу, а ребёнок слушает. Ребёнок слушает названия животных и изображает их. Ведётся работа над развитием слухового восприятия.

Цели развития слушания для детей старшего возраста следующие:

• развитие навыка речи и слушания в шуме (шум с улицы м па улице, шум дома, при шорохе и журчании воды).

• Ежедневное расширение словаря и усвоение построения предложений.

• Слушание сказок и их пересказ.

• Описание предметов.

• Слушанье подготовленного и неподготовленного речево­го материала (длинные слова и предложения).

• Улучшение качества голоса и речи.

От чего зависит успех реабилитации?

Каждый ребёнок имеет особый путь роста и развития, так­же и дети с нарушением слуха. Развитие слушания и речи у каждого ребёнка с нарушением слуха имеет свой путь и скорость продвижения.

Несколько основных критериев, от которых зависит успех реабилитации:

• возраст ребёнка на момент реабилитации;

• когда поставлен диагноз;

• причина, место и степень нарушения;

• интеллект ребёнка;

• имеет ли ребёнок дополнительные нарушения;

• эмоциональное развитие ребёнка;

• способность принимать и перерабатывать новую инфор­мацию;

• мотивированность ребёнка;

• качество настройки СА или КИ;

• метод и объём реабилитации;

• семья ребёнка и взаимоотношения в ней;

• сотрудничество родителей с педагогом и воспитателями;

• от профессионализма педагогов, работающих с ребёнком.

Мы не случайно столь подробно остановились на началь­ном (дошкольном) обучении детей слуховому восприятию и развитию речи, так как именно на этом этапе закладывает­ся основная база для дальнейшего развития ребёнка. Форми­рованию правильной, эмоционально окрашенной, слитной и понятной для окружающих людей речи способствуют также такие технологии, разработанные хорватскими специалиста­ми, как фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, аудиовизуальный курс и пиктографическая ритмика, на ко­торых мы остановимся ниже.

Фонетическая ритмика

 

Специалистами Центра «СУВАГ» была замечена пря­мая связь между движением и произношением. Академик П.Губерина совместно со своей ученицей Весной Пинтер ещё в 50-е годы прошлого столетия разработал методику фонети­ческой ритмики, которая успешно используется при реаби­литации детей с нарушенным слухом и получает всё большее признание и распространение во всём мире.

Фонетическая ритмика, организованная и разработанная как специальные занятия по верботональному методу, основана на том, что тело является инструментом восприятия и спациоцепции.

Для многих детей со слуховой недостаточностью характерны проблемы с ориентацией в простран­стве, они плохо чувствуют своё собственное тело, не умеют владеть им, напрягаться и расслабляться. Поэтому стимуляция движением составляет самостоятельный вид работы в верботональном методе. Движение и речь тесно взаимосвязаны. Основным инструментом при такой стимуляции является движение, а главной целью — развитие слушания и речи.

Движение в данном случае имеет функциональное, а не символическое значение. Оно представляет собой оптимальное понимание и передачу просодических элементов: интона­ции, ритма, силы, напряжения, времени, акцента, паузы.

Mакродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа. Целью развития двигательной активности является помощь в формировании речи и развитии слуха детей. Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела. Следовательно, в процессе реабилитации неслышащего ребёнка большую роль играет физическое состояние его тела и его тонус.

Движение и произношение одинаково зависят от:

• динамики (сильное и слабое);

• усиления (большое и маленькое);

• времени (длительное и короткое);

• простора (прямое и непрямое направление).

Ребёнок, к которому применяется стимуляция движением, вначале проходит через фазу имитации, однако, только его собственные действия — выражения с использованием различных форм проприоцепции — приведут к хорошим результатам, т.е. к наиболее эффективному воспроизведению подготовленных элементов речи.

«Стимуляция движением» состоит из двух взаимосвязан­ных разделов:

Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микро­моторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах.

Второй раздел «Слушание, речь, язык» предусматрива­ет особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика).

Рассмотрим эти разделы программы фонетической ритмики.

Раздел «ГАРМОНИЯ ТЕЛА».

 

Программа включает упражнения для усвоения соста­ва сенсопсихомоторики, на которых строится (одновремен­но и последовательно) слушание, речь, язык, как результат действий по развитию сенсорики, эффективности, моторики и психомоторики.

Развитие сенсорики

Развитие сенсорики связано с обонянием, вкусовыми и так­тильными ощущениями. Через свойства запаха формируется логика действий. Ребёнок отталкивает неприятно пахнущий предмет или радуется, если запах ему приятен.

Также формируются и вкусовые ощущения. Определение предмета на вкус. Запоминание тактильных ощущений.

Развитие проприоцепции

Происходит постепенное знакомство и овладение ребёнком напряжением, динамикой, временем и простором.

Развитие вестибулярного аппарата

1) развитие ощущения тяжести тела во всех положениях от горизонтального до вертикального, перемещение тя­жести от симметричного до несимметричного положе­ния, удержание равновесия в необычных движениях (акробатика, специальные движения);

2) сохранение и контроль равновесия, динамика ускоре­ния и замедления движений;

3) сохранение равновесия при разнообразных позах тела, которое может быть поддержано зрительной и слуховой помощью;

4) упражнения для спациоцепции и топографии собствен­ного тела и окружающего;

5) упражнения на направление внимания, концентрация его на контроле тела и удержании равновесия.

Развитие слуха и слушания

1) активное различение динамики (сильно-слабо), времени (пыстро-медленно), высоты звука и модуляция высотой звука во взаимосвязи с движением, голосом, речью;

2) активное сопровождение качества звука качеством дви­жения;

3) слушание ритмов и развитие ритмичности в движени­ях, танце, голосовании и речи;

4) слушание собственного голоса и звуковое сопровожде­ние движений собственного тела (топанье, хлопанье, ходьба, бег);

5) слушание звуков природы и идентификация предметов, которые их издают, реализация звука качеством дви­жения, голоса, звуками в артикуляционных и речевых играх;

6) слушание голосов и речи людей, спонтанное реагирова­ние поворачиванием на звук и поиск источника звука.

Развитие аффективности

Формирование аффективности начинается одновременно с развитием сенсорики и проявляется в параллельной ответной реакции в виде напряжения тела при двигательной активности. Например, соответствие определённых движе­нии выражению лица, избранной позе тела, аффективному крику, эмоциональности речи.

Аффективность неразрывно связана с сенсорикой (так нюхая или пробуя на вкус мы, как правило, эмоциональ­но показываем, нравится ли нам вкус, запах), с телесным напряжением и движением. В случаях отсутствия выра­женных аффективных реакций и телесного напряжения и мимике и движениях тела (гипотонус) для исправления ошибок усиливаем подражание. При сильной, но неправиль­ной аффективности и двигательной реакции в движении и напряжении тела (гипертонус), на всё делаем напряжение более слабым и снижаем подражание, как бы успокаивая и изменяя его.

Развитие моторики (движения)

Хорошее состояние тела помогает хорошей координации движений, положительно сказывается на лёгкости и есте­ственности движения в центре тела и на его периферии. Отсю­да первостепенной задачей является выявление недостатков или нарушений моторики, а затем их исправление и реаби­литация. С первых же занятий ведётся работа по снижению количества и объёма выявленных ошибок.

Упражнения такой направленности проводятся, начиная с младшего возраста, и продолжаются на старшей ступени. Сенсопсихомоторная программа предусматривает:

1) правильное положение и соответствующее напряжение тела в лежачем положении на полу;

2) закрепление хорошей и исправление плохой осанки в горизонтальном и вертикальном положении тела;

3) устранение ощущения тяжести тела и напряжения в разных положениях;

4) правильная координация движений в горизонтальном положении (кувыркание, ползанье на животе, хожде­ние на четвереньках на коленях и ступнях) и в верти­кальном положении (ходьба и бег, подскоки, подпры­гивание, вращения, раскачивания), с постоянным вни­манием к правильному положению головы и туловища и координации всего тела;

5) глобальное развитие движений тела в целом и била­теральных движений (сгибание рук и ног), развитие согласованных жестов в сочетании (рука, нога, глаз, ухо);

6) игры с собственным телом и его частями и игры, имити­рующие действия, на ритмы и движения в просторе;

7) правильное развитие ритмического пульса напряже­ния между «точкой силы» и «точкой расслабления» в центре тела, формирование умения слушать, ощущать биологический ритм сердца, дыхания, различение рит­мичности в теле, движении, танце, речи, сопровождаю­щееся ритмом ударения, музыкой.

Развитие психомоторики

Необходимо использовать двигательные игры, упражне­ния и танец, в которых у детей развивается сенсорика (микро­сенсорика), эффективность, эмоции, социализация.

Подвижные игры в пространстве выражают основную ха­рактерную особенность маленького ребёнка — потребность в движении, и должны быть согласованы с психомоторными возможностями ребёнка. Построение таких игр базируется на психомоторных возможностях детей и использует проприоцептивную адаптацию биофизиологических ритмов как основу мультисенсорного функционирования.

Таким образом, координируя себя в пространстве, дети создают основу для восприятия, что является базисом для дальнейшего эмоционального и когнитивного развития.

В качестве содержания двигательных игр, игр-драматизаций, вызывающих у детей интерес, используются ситуации из их повседневной жизни и из программы групповой реабилитации и обучения на дошкольной и школьной ступени.

Через игры и двигательные упражнения, танцевальные движения, сопровождающиеся речевыми выражениями, в сочетании с экспрессивными движениями (определённые или природные жесты, мимика), происходит развитие сочетания ритма и интонации, движения и речи, гармоничного соединения невербальных и вербальных элементов в речевых выражениях. Задания для психомоторного развития по разделу «Гармония тела» разработал педагог Рудольф Ладан, который назвал их «эдукация движением и танцем».

Эдукация движением и танцем содержит восемь тем:

1) Развитие знаний о себе и владение телом через природ­ные и танцевальные движения:

а) всего тела;

б) отдельных его частей (жесты, наклоны, прикоснове­ния) в раздельных и одновременных движениях.

2) Осознание динамики (сила, тяжесть), времени (быстро, медленно), развитие ритмичности (активное слушание) в движении и танце.

3) Развитие знаний о пространстве:

а) индивидуальный способ движения в пространстве (свободно не прямо и хаотично прямо);

б) пространство собственного тела;

в) большое пространство вокруг себя.

4) Усвоение хода движения:

а) свободный ход;

б) заданный ход, т.е. контролируемые движения.

5) Взаимодействие с партнёром и группой в танце, в игре-драматизации.

6) Развитие представлений о себе и собственном теле че­рез необычный вид движений, положений, жестов, на­клонов и прикосновений, в которых тело, руки, ноги и голова принимают на себя необычную роль (нога пишет и выполняет разную работу, руки ходят различными способами, стойка на голове, тело принимает необыч­ные положения, производит необычные действия).

7) Ощущение характера движения, которое возникает при изменении: динамики (сильно-слабо), времени (долго-кратко), пространства (движение в пространстве). Ис­пользование физического фактора, соответствующего восьми основным видам движений: парению, скольже­нию, прикасанию, брызганью, бичеванию, складыванию (сворачиванию), прижиманию (придавливанию), удару, в которых по-разному проявляется сила напряжения.

8) Анализ ритмов и развитие ритмичности. Осуществляет­ся в двигательных играх и танцевальных упражнениях, а также в играх-драматизациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.014 с.)