Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на развитие слухового восприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С лингвистической и фонетической прогрессией тесно связано развитие слухового восприятия. При подборе слов для слухового восприятия, берутся слова, которые ребёнок хорошо произносит; слова комбинируются так, чтобы они различались на слух и в тоже время состояли из звуков, которые ребёнок умеет произносить. Упражнения на слуховое восприятие предложений, в которых каждый раз меняется один элемент, а ребёнок в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педагога и картинку, или на картинку и ждёт. Пример: Мама плывёт (вяжет, спит, идёт). — У Анны мяч (рыба, часы,...). — У Вовы машина (мишка, мяч, утка). — Кошка идёт вон (или домой), пёс идёт вон (или домой). — Вова любит маму (папу, бабу, пса). — Лампа тут (там), сумка тут (там). — Анна, кошка, утка, аист — ловит рыбу. — Мама, папа, баба, Вова — метёт пол. — Мама (папа, пёс) ест яйцо, ест рыбу, ест мясо. Перед ребёнком кладут четыре картинки, он смотрит на них, слушает и показывает. Постепенно высказывание меняется и расширяется. Пример: Рыба плывёт, утка плывёт. • Плывёт рыба, жёлтая рыба плывёт; • плывёт рыба, плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в воде; • синяя рыба плывёт в воде, жёлтая рыба плывёт в море; • жёлтая рыба плывёт в воде, синяя утка плывёт в море; • жёлтый рак не плывёт в воде, жёлтый рак плывёт в море. Дети хорошо запоминают слова и предложения на основе слушания и используют их в речи. Игра-поручение (с предлогами) Берём какую-то мелкую игрушку, например, рыбку или авто и разные предметы, в которые можно эту игрушку спрятать, поставить в них или на них. Например, шапку, сумку, корзину, платок, что дети могут назвать. Садимся снова за стол с ребёнком. Сначала упражнение «видимое», а затем закрываемся экраном, чтобы ребёнок не видел, когда мыговорим. Рассказ, в котором есть диалог, повторяется много раз. Когда с пенок усвоит и введёт в свою речь данные выражения, переходим к более длинному рассказу (снова с картинками), вводя упражнения на слуховое восприятие, в которых диалог много раз повторяется от разных лиц. Используем, например, сказку «Репка», «Кто сказал мяу», «Варежка (Рукавичка)», «Теремок» и другие. Сказки легче воспринимаются и понимаются детьми. Так, например, в сказке «Варежка», в которой варежку потеряли и она лежит на снегу, а мышь сделала из неё свой дом, приходят другие животные, которые замёрзли и просятся жить, каждый раз повторяется диалог: - Тук, тук, тук! - Кто это? - Это я (зайка). - Что ты хочешь? - Прошу, пусти меня внутрь. Мне холодно. Бррр! - Пожалуйста. Иди зайка. Добрый день. В процессе игры стучим по столу, а ребёнок слушает. Ребёнок слушает названия животных и изображает их. Ведётся работа над развитием слухового восприятия. Цели развития слушания для детей старшего возраста следующие: • развитие навыка речи и слушания в шуме (шум с улицы м па улице, шум дома, при шорохе и журчании воды). • Ежедневное расширение словаря и усвоение построения предложений. • Слушание сказок и их пересказ. • Описание предметов. • Слушанье подготовленного и неподготовленного речевого материала (длинные слова и предложения). • Улучшение качества голоса и речи. От чего зависит успех реабилитации? Каждый ребёнок имеет особый путь роста и развития, также и дети с нарушением слуха. Развитие слушания и речи у каждого ребёнка с нарушением слуха имеет свой путь и скорость продвижения. Несколько основных критериев, от которых зависит успех реабилитации: • возраст ребёнка на момент реабилитации; • когда поставлен диагноз; • причина, место и степень нарушения; • интеллект ребёнка; • имеет ли ребёнок дополнительные нарушения; • эмоциональное развитие ребёнка; • способность принимать и перерабатывать новую информацию; • мотивированность ребёнка; • качество настройки СА или КИ; • метод и объём реабилитации; • семья ребёнка и взаимоотношения в ней; • сотрудничество родителей с педагогом и воспитателями; • от профессионализма педагогов, работающих с ребёнком. Мы не случайно столь подробно остановились на начальном (дошкольном) обучении детей слуховому восприятию и развитию речи, так как именно на этом этапе закладывается основная база для дальнейшего развития ребёнка. Формированию правильной, эмоционально окрашенной, слитной и понятной для окружающих людей речи способствуют также такие технологии, разработанные хорватскими специалистами, как фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, аудиовизуальный курс и пиктографическая ритмика, на которых мы остановимся ниже. Фонетическая ритмика
Специалистами Центра «СУВАГ» была замечена прямая связь между движением и произношением. Академик П.Губерина совместно со своей ученицей Весной Пинтер ещё в 50-е годы прошлого столетия разработал методику фонетической ритмики, которая успешно используется при реабилитации детей с нарушенным слухом и получает всё большее признание и распространение во всём мире. Фонетическая ритмика, организованная и разработанная как специальные занятия по верботональному методу, основана на том, что тело является инструментом восприятия и спациоцепции. Для многих детей со слуховой недостаточностью характерны проблемы с ориентацией в пространстве, они плохо чувствуют своё собственное тело, не умеют владеть им, напрягаться и расслабляться. Поэтому стимуляция движением составляет самостоятельный вид работы в верботональном методе. Движение и речь тесно взаимосвязаны. Основным инструментом при такой стимуляции является движение, а главной целью — развитие слушания и речи. Движение в данном случае имеет функциональное, а не символическое значение. Оно представляет собой оптимальное понимание и передачу просодических элементов: интонации, ритма, силы, напряжения, времени, акцента, паузы. Mакродвижения (большие движения) важны для ребёнка, который не слышит, так как макромоторика стимулирует микромоторику и из крупных, менее дифференцированных движений, постепенно возникают мелкие и более тонкие движения речевого органа. Целью развития двигательной активности является помощь в формировании речи и развитии слуха детей. Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела. Следовательно, в процессе реабилитации неслышащего ребёнка большую роль играет физическое состояние его тела и его тонус. Движение и произношение одинаково зависят от: • динамики (сильное и слабое); • усиления (большое и маленькое); • времени (длительное и короткое); • простора (прямое и непрямое направление). Ребёнок, к которому применяется стимуляция движением, вначале проходит через фазу имитации, однако, только его собственные действия — выражения с использованием различных форм проприоцепции — приведут к хорошим результатам, т.е. к наиболее эффективному воспроизведению подготовленных элементов речи. «Стимуляция движением» состоит из двух взаимосвязанных разделов: Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микромоторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах. Второй раздел «Слушание, речь, язык» предусматривает особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика). Рассмотрим эти разделы программы фонетической ритмики. Раздел «ГАРМОНИЯ ТЕЛА».
Программа включает упражнения для усвоения состава сенсопсихомоторики, на которых строится (одновременно и последовательно) слушание, речь, язык, как результат действий по развитию сенсорики, эффективности, моторики и психомоторики. Развитие сенсорики Развитие сенсорики связано с обонянием, вкусовыми и тактильными ощущениями. Через свойства запаха формируется логика действий. Ребёнок отталкивает неприятно пахнущий предмет или радуется, если запах ему приятен. Также формируются и вкусовые ощущения. Определение предмета на вкус. Запоминание тактильных ощущений. Развитие проприоцепции Происходит постепенное знакомство и овладение ребёнком напряжением, динамикой, временем и простором. Развитие вестибулярного аппарата 1) развитие ощущения тяжести тела во всех положениях от горизонтального до вертикального, перемещение тяжести от симметричного до несимметричного положения, удержание равновесия в необычных движениях (акробатика, специальные движения); 2) сохранение и контроль равновесия, динамика ускорения и замедления движений; 3) сохранение равновесия при разнообразных позах тела, которое может быть поддержано зрительной и слуховой помощью; 4) упражнения для спациоцепции и топографии собственного тела и окружающего; 5) упражнения на направление внимания, концентрация его на контроле тела и удержании равновесия. Развитие слуха и слушания 1) активное различение динамики (сильно-слабо), времени (пыстро-медленно), высоты звука и модуляция высотой звука во взаимосвязи с движением, голосом, речью; 2) активное сопровождение качества звука качеством движения; 3) слушание ритмов и развитие ритмичности в движениях, танце, голосовании и речи; 4) слушание собственного голоса и звуковое сопровождение движений собственного тела (топанье, хлопанье, ходьба, бег); 5) слушание звуков природы и идентификация предметов, которые их издают, реализация звука качеством движения, голоса, звуками в артикуляционных и речевых играх; 6) слушание голосов и речи людей, спонтанное реагирование поворачиванием на звук и поиск источника звука. Развитие аффективности Формирование аффективности начинается одновременно с развитием сенсорики и проявляется в параллельной ответной реакции в виде напряжения тела при двигательной активности. Например, соответствие определённых движении выражению лица, избранной позе тела, аффективному крику, эмоциональности речи. Аффективность неразрывно связана с сенсорикой (так нюхая или пробуя на вкус мы, как правило, эмоционально показываем, нравится ли нам вкус, запах), с телесным напряжением и движением. В случаях отсутствия выраженных аффективных реакций и телесного напряжения и мимике и движениях тела (гипотонус) для исправления ошибок усиливаем подражание. При сильной, но неправильной аффективности и двигательной реакции в движении и напряжении тела (гипертонус), на всё делаем напряжение более слабым и снижаем подражание, как бы успокаивая и изменяя его. Развитие моторики (движения) Хорошее состояние тела помогает хорошей координации движений, положительно сказывается на лёгкости и естественности движения в центре тела и на его периферии. Отсюда первостепенной задачей является выявление недостатков или нарушений моторики, а затем их исправление и реабилитация. С первых же занятий ведётся работа по снижению количества и объёма выявленных ошибок. Упражнения такой направленности проводятся, начиная с младшего возраста, и продолжаются на старшей ступени. Сенсопсихомоторная программа предусматривает: 1) правильное положение и соответствующее напряжение тела в лежачем положении на полу; 2) закрепление хорошей и исправление плохой осанки в горизонтальном и вертикальном положении тела; 3) устранение ощущения тяжести тела и напряжения в разных положениях; 4) правильная координация движений в горизонтальном положении (кувыркание, ползанье на животе, хождение на четвереньках на коленях и ступнях) и в вертикальном положении (ходьба и бег, подскоки, подпрыгивание, вращения, раскачивания), с постоянным вниманием к правильному положению головы и туловища и координации всего тела; 5) глобальное развитие движений тела в целом и билатеральных движений (сгибание рук и ног), развитие согласованных жестов в сочетании (рука, нога, глаз, ухо); 6) игры с собственным телом и его частями и игры, имитирующие действия, на ритмы и движения в просторе; 7) правильное развитие ритмического пульса напряжения между «точкой силы» и «точкой расслабления» в центре тела, формирование умения слушать, ощущать биологический ритм сердца, дыхания, различение ритмичности в теле, движении, танце, речи, сопровождающееся ритмом ударения, музыкой. Развитие психомоторики Необходимо использовать двигательные игры, упражнения и танец, в которых у детей развивается сенсорика (микросенсорика), эффективность, эмоции, социализация. Подвижные игры в пространстве выражают основную характерную особенность маленького ребёнка — потребность в движении, и должны быть согласованы с психомоторными возможностями ребёнка. Построение таких игр базируется на психомоторных возможностях детей и использует проприоцептивную адаптацию биофизиологических ритмов как основу мультисенсорного функционирования. Таким образом, координируя себя в пространстве, дети создают основу для восприятия, что является базисом для дальнейшего эмоционального и когнитивного развития. В качестве содержания двигательных игр, игр-драматизаций, вызывающих у детей интерес, используются ситуации из их повседневной жизни и из программы групповой реабилитации и обучения на дошкольной и школьной ступени. Через игры и двигательные упражнения, танцевальные движения, сопровождающиеся речевыми выражениями, в сочетании с экспрессивными движениями (определённые или природные жесты, мимика), происходит развитие сочетания ритма и интонации, движения и речи, гармоничного соединения невербальных и вербальных элементов в речевых выражениях. Задания для психомоторного развития по разделу «Гармония тела» разработал педагог Рудольф Ладан, который назвал их «эдукация движением и танцем». Эдукация движением и танцем содержит восемь тем: 1) Развитие знаний о себе и владение телом через природные и танцевальные движения: а) всего тела; б) отдельных его частей (жесты, наклоны, прикосновения) в раздельных и одновременных движениях. 2) Осознание динамики (сила, тяжесть), времени (быстро, медленно), развитие ритмичности (активное слушание) в движении и танце. 3) Развитие знаний о пространстве: а) индивидуальный способ движения в пространстве (свободно не прямо и хаотично прямо); б) пространство собственного тела; в) большое пространство вокруг себя. 4) Усвоение хода движения: а) свободный ход; б) заданный ход, т.е. контролируемые движения. 5) Взаимодействие с партнёром и группой в танце, в игре-драматизации. 6) Развитие представлений о себе и собственном теле через необычный вид движений, положений, жестов, наклонов и прикосновений, в которых тело, руки, ноги и голова принимают на себя необычную роль (нога пишет и выполняет разную работу, руки ходят различными способами, стойка на голове, тело принимает необычные положения, производит необычные действия). 7) Ощущение характера движения, которое возникает при изменении: динамики (сильно-слабо), времени (долго-кратко), пространства (движение в пространстве). Использование физического фактора, соответствующего восьми основным видам движений: парению, скольжению, прикасанию, брызганью, бичеванию, складыванию (сворачиванию), прижиманию (придавливанию), удару, в которых по-разному проявляется сила напряжения. 8) Анализ ритмов и развитие ритмичности. Осуществляется в двигательных играх и танцевальных упражнениях, а также в играх-драматизациях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.014 с.) |