Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения с первыми трёхсложными предложениямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Показываем картинки и серию картинок, на которых разные субъекты делают одинаковую работу, или одинаковые субъекты выполняют разные действия, разные субъекты выполняют разные действия с различными объектами. Например, разные члены семьи или животные едят, пьют воду, спят, подметают и т.д., затем одного члена, например, бабушку, которая на разных картинках все делает сама, разных людей, которые едят разную еду или пьют разные напитки, держат разные предметы и т.д. Здесь можно хорошо использовать двигательные картинки, которые сделаны так, что на них можно менять отдельные детали, изменяющие и ситуацию, которую ребёнок должен назвать. Так, например, на рисунке ребёнок сидит за столом перед тарелкой, содержание которой мы меняем, ребёнок учит предложения: «Вова ест яйцо (мясо, рыбу)». На картинке девочка стоит на дороге, меняем картинки, которые расположены на краю листа (дороги), упражняем в предложениях: «Анна идёт в школу, в магазин, в лес». Меняем картинки, которые находятся на краю пути. Затем упражнения направляем на дающий что-то субъект. Используем картинки, на которых кто-то кому-то что-то даёт или несёт. Меняем человека или предмет, который он несёт или даёт. В начале работы используем знакомые серии картинок, которые иллюстрируют серию знакомых предложений. Это служит нам упражнением в речи, понимании и тренировкой в слуховом восприятии ребёнка, когда он имеет перед собой несколько рисунков, которые иллюстрируют предложения, которые нужно понять и услышать. Для упражнений в постановке вопросов используем картинки, на которых субъект, объект или действие могут быть закрыты. Так для вопроса «Кто спит?» используем картинку, на которой под одеялом может быть закрыт человек, который спит, видны только его ноги. А для вопросов «Кто едет?», «Кто стучит?», «Кто идёт?» и т.д. картинки, на которых закрыто лицо субъекта. Для упражнения в вопросах «Что у...?» или «У кого...?» используем картинку, на которой разные люди держат в руке корзину с разрезом, в который вставляются разные предметы. Такие занятия проводятся на групповой и индивидуальной работе в виде игры с помощью картинок и фланелеграфа. Картинка может помещаться в индивидуальный альбом, чтобы заниматься дома. Не надо торопиться с самостоятельными ответами на краткие ответы или с правильным построением развёрнутого предложения, так как мысль может быть выражена не только одним развёрнутым, но и несколькими простыми предложениями. Важно развивать спонтанную речь, а мы знаем, что в начале реабилитации она не может быть богатой. Зато, например, когда ребёнок видит уснувшего малыша в кроватке, будет достаточно, если он скажет: «Спит. Ляля тут. Ляля хорошая. Моя ляля!» Это будет начало спонтанной речи. Мы помогаем в составлении высказываний в виде двусоставных, южно и трёхсоставных предложений. Так, можно дать для высказывания такой образец: «Моя маленькая, хорошая ляля спит тут, в кроватке». Однако ребёнок может сначала не усвоить его и не повторить. Зато наше высказывание учит ребёнка правильному составлению выражения на основе его кратких предложений. Первые слова, которым учим детей, обозначают членов семьи, друзей, «тёти» в детском саду, игрушки, транспорт, животные, предметы, которые окружают дома, одежда и обувь, продукты питания, природа и улица — все, что можно показать. Первые глаголы — это обычно те, которые может произнести ребёнок и чьи значения понимает, демонстрирует или спонтанно показывает жестом (ест, спит, смотрит, учит, сидит, несёт, пьёт, рисует, стучит, ловит, пишет, ставит, Говорит, болит, хочет, устаёт и т.д.). Учим их употреблять и неопределённой форме и в третьем лице настоящего времени, а затем в первом, втором и третьем лице настоящего и прошедшего времени. Дети начинают говорить и понимать речевые выражения, одновременно овладевая фонетикой и лексикой, морфологическими и синтаксическими конструкциями. Так, постепенно начинается глобально-структурное изучение языка на основе верботонального метода академика Губерины, используя и все другие современные методы обучения языку. Особенно важно следующее правило: структуру, которой дети должны овладеть, им необходимо понимать. Если ребёнок правильно показывает картинку, которую мы плавали (а не показали), или самостоятельно называет картинку, которую мы ему показываем, значит, он нас понимает. Когда какое-то речевое выражение ребёнок употребляет самостоятельно, используя его в новой ситуации, значит, он его усвоил. Слова и выражения приобретают свою правильную форму, дополняя и заменяя природный жест и картинку — выражают мысль. Учить ребёнка речи на жизненных и бытовых ситуациях, заменяя и дополняя его природные жесты словесным выражением мысли (желание, просьбу, недовольство, жалость и т.д.). Используем выражения, которые необходимы в определённой ситуации. По мере усвоения материала, меняем ситуацию, используем этот речевой материал в другой ситуации. Сначала незначительно меняя вид высказывания и ситуацию. В нашем образце вид изречения может быть простым, но правильно построенным и не аграмматичным. Возьмём слово «мама». Постепенно ребёнок начинает понимать следующие высказывания с этим словом: «Это мама! Мама добрая. Мама, дай!». Затем начинает понимать и употреблять предложения, в которых говорится, что она делает, какая она, например: «Мама любит. Мама ждёт. Иди, мама! Это для мамы. Вова играет с мамой. Вова рисует маму. Нельзя обижать маму. Позови маму. Мама тебя зовёт. Спрячься за маму. Ты умеешь рисовать, как мама? Если "пятёрка", мама будет рада. Мама плачет, у неё болит зуб. Это письмо для мамы. Сядь рядом с мамой. Попроси маму купить мороженое. Дай это маме. Тома плачет, мама ушла. Мама, идём со мной. Я поел (а), а ты мама? Что будет, если мама увидит? и т.д.». Для усвоения этого требуется много работы и времени. Для некоторых детей больше года. Но важно трудиться и требовать усвоения, верить, что это можно усвоить. В конце второго года для нас достаточно, если ребёнок будет владеть определённым словарём и понимать речь, отвечать на вопросы и самостоятельно их ставить, начнёт спонтанно устно говорить. Это значит, что ребёнок заговорил! Третий и четвёртый года реабилитации Задачи данного этапа обучения: 1. Расширение и обогащение словарного запаса ребёнка. 2. Восприятие на слух подготовленного и неподготовленного речевого материала. 3. Развитие диалогической речи с помощью аудиовизуального курса. 4. Изучение сказок и их пересказ. 5. Умение употреблять вопросы «Чья (-ё,-и,-й)?», «Из чего?», «Когда?», «Почему?» и отвечать на них. 6. Знание и использование в речи местоимений: он, она, мой, твой. 7. Употребление глаголов в настоящем, прошедшем п будущем времени. 8. Понимание и использование первых сложных предложений. 9. Усвоение более сложной ритмической структуры и интонации изучаемых слов и предложений. 10. Вызывание новых звуков. Фонетическая прогрессия На 3-4-м году обучения продолжается работа по восприятию на слух и воспроизведению ранее изученных звуков в словах и предложениях. Новые звуки: р, ж, з, ц, ч, я, ю, ё — пробуем получить хорошее произношение в слогах, в односложных и двусложных фразах. Звук «Р» узнаёт через движение фонетической ритмики Или через слова (рыба, трава, три, брат и т.д.). Звук «Ж» — от звука ручной пилы и слов: жаба, жук, Женя и т.д. Звук «3» — от писка комара (з-з-з-) и слов: зима, звон, зайка, коза, змея и т.д. Звук «Ц» — от резкого плевка сквозь зубы и слов: улица, лицо, цыпа. Звук «Ч» — от движения поезда (ч-ч-ч) и слов: чай, чашка, Чайник и т.д. Эти согласные звуки изучаем, противопоставляя ранее из-| ценным звукам (з-с, ж-ш, ц-т или с, ч-т-ш). Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков используется фонетическая ритмика, на которой дети слушают щуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в которые входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук: ил пример, звук «Р» в слово «трава». Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум); «3» с «И» (зима, вози). Необходимо получить и остальные звуки, не торопясь, дообиваясь прежде всего правильного закрепления фрикативов и африкатов, для чего некоторым детям нужно более года. Если берём слова, имеющие звук, который ребёнок ещё не может произносить, предупреждаем возможные ошибки, или принимаем временно артикуляционную неточность произношения, следя в целом за хорошей ритмико-интонационной структурой, чтобы ребёнок не боялся говорить. Лингвистическая прогрессия Постепенно словарь обогащается всеми частями речи, расширяется, хотя высказывания ещё краткие и содержат 4-5 слов. Затем начинают появляться и некоторые сложные предложения и ситуации. Например: «Дай, посмотрю!» «Не могу писать, у меня болит рука». «Возьми что хочешь». «Видишь, там идёт мама». «Я дам мяч, если ты дашь машину». Усвоение таких разнообразных выражений требует огромной работы и многократных упражнений. Обучая детей речи, конечно, нужно научить их воспринимать, понимать и говорить разные слова (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги), необходимо научить названиям некоторых предметов, людей, явлений, действий, словам, обозначающим время и место и т.д. Но в первую очередь таким, чтобы ребёнок мог самостоятельно говорить и понимать чужую речь, а также необходимо научить некоторым языковым структурам, которые передают разные отношения, когда что-то происходит, уточняют время и место, выражают желание, вопросы и ответы, рассказ о том, что было, будет или могло быть и т.д. Поэтому при обучении детей, изолированные слова вставляем в определённую ситуацию, которую дети понимают и могут «оречевить». За двусоставными предложениями, которые ребёнок усвоил, и которые состоят из существительного и глагола (мама спит, ляля ест, папа едет, сестра плачет), следуют трёх и че-тырёхсоставные, используем вопросы: «Где спит? Что ест? Куда едет? Почему плачет?» Дети постепенно усваивают вопросы и дополняют предложения. Проще усваиваются вопросы, в которых то, о чём спрашиваем, скрыто. Например: мать ребёнка, которая присутствует на занятии, прячет что-то в руке. Мы говорим: «У мамы....», а ребёнок, когда мама открывает и показывает, что она держит в руке, дополняет предложение «У мамы кукла». Для упражнения используем картинки, на которых можно менять объект. К тому, что скрыто, ставим вопрос «Кого?» или «Что?» и таким образом расширяем предложение. (От двухсоставного к трёхсоставному.) Например: Утка ловит... Кого? Рыбу. Утка ловит рыбу. Вова пьёт...Что? Сок. Вова пьёт сок. Анна ест... Что? Яблоко. Анна ест яблоко. Папа несёт... Кого? Сестру. Папа несёт сестру. Для инсценирования ситуации используем игрушки на столе и показ разных картинок, упражняем в ответах на вопросы: «Кому кто-то что-то несёт?» «Откуда что-то взяли?» «Для кого что-то нарисовали?» «О ком или о чём думаешь?» «С кем играешь?» «Чем что-то делаешь?» и т.д. Так детей учим высказываниям, например: «Несём цветы маме. Вова рисует карандашом. Анна моет руки мылом. Вова рисует для мамы. Боря думает о маме» и т.д. Односоставные предложения можно расширить уточнением места, инсценируя разные ситуации. Например, с разными куклами на столе перед ребёнком создаём ситуацию, когда кукла и мишка идут к авто, в ванную, к кровати, в школу, в лес и т.д. Затем используем картинку, на которой часть дороги закрыта и спрашиваем: «Кукла идёт … Куда?». Постепенно ребёнок самостоятельно говорит целое предложение. При игре в прятки упражняем в вопросе ГДЕ? И составляем предложения: «Кукла... тут, там,... в воде,... в комнате... под столом,... на полу». При игре-поручении говорим: «Положи карандаш на стол,... под бумагу,... в сумку,... под платок» и т.д. Используем понятия «вверху», «внизу», «дома», «вон», «за (тобой, мной)» и глаголы: «Иди читать, спать, есть, пить, смотреть телевизор, пи-пи...». Затем вводим понятия: «около, внутри, близко, далеко, высоко, низко, глубоко». Наконец, вопрос ПОЧЕМУ? И ответ на него ПОТОМУ ЧТО: хочу, нет, не знаю, потому что не хочу, потому что не могу и т.д. Например, при вопросе «Что делаешь?» используем глаголы: слушаю, смотрю, несу, говорю и т.д. Одновременно можно расширять предложение вопросом С КЕМ?: с мамой, с папой, с мишкой. При ответе на вопросы: С кем читаешь? С кем спишь? С кем едешь? и т.д. При изучении вопроса «Чем?» используем ранее изученные глаголы в сочетании с существительными (инструментами): ест (чем?) ложкой, копает лопатой, моет руки мылом. Па вопрос «Как?» отвечают слова: так, хорошо, медленно, средне, неряшливо, дружно, как мама, как пёс, как я... Количество обозначаем разными числительными. Сначала ДО 5, а затем до 10 и учим вопросу: «Сколько?», «Сколько раз?» и «Который по порядку?» Вводим выражения: «ещё, мало, столько, все, хватит, много, первый, второй, третий, последний» и т.д. Достаточно рано начинаем включать выражения: «как хочешь», «возьми», «дай», «как можешь», «принеси», «поцелуй меня» и др. Со временем ребёнок запоминает слова и начинает называть их. Сначала это будут понятия «много» и «мало». Дни считает на пальцах. Например, на вопрос: «Когда мама приедет?» отвечает (считая на пальцах): «Спать, спать, спать и вот мама». Что означает, что мама приедет через ТРИ ДНЯ. Позднее, постепенно вводим вопросы «Когда?» «Куда?» «Откуда?». Учим использовать в ответах слова «сейчас, после, перед, снова, вчера, сегодня, утром, вечером, ночью, днём, через день, через ночь, позднее» и т.д. Названия дней недели и месяцев дети усваивают обычно в подготовительной группе в течение года. Используем выражения: «когда был дождь, когда придёт мама, куда поедешь, пока спал когда идёшь спать...», так постепенно подходим к сложным предложениям. Начинаем вводить прошедшее и будущее время. Для изучения понятий «сначала» и «потом» используем серии картинок. Это может быть две или три картинки. Картинку, на которой действие происходит сначала, ребёнок кладёт слева, а на которой потом — справа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.014 с.) |