Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продолжение реабилитации на первом году обучения. Фонетическая и лингвистическая прогрессия. Упражнения с новыми фонетическими структурамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дальнейшее обучение речи направлено на усвоение новых слов и грамматических структур, употребление их в разнообразных ситуациях. Разные ситуации помогут детям хорошо уяснить смысл новых понятий и выражений, а нам необходимо проверить, как они усвоены, и научить ребёнка употреблять их в спонтанной речи. Полезно повторять звуки и выражения, усвоенные детьми ранее на вибротактильной фазе: первые дифференцированные ритмы, длительное произнесение гласных, непрерывные бормотания (повторения), устные вибрации, различение на слух знакомых звуков и слогов. Это поможет детям постепенно усвоить новые структуры и речевые выражения. Решение задач вибротактильной фазы способствует хорошей постановке голоса и облегчает дальнейшую работу. Ниже приводятся упражнения со звукомоторными играми, которые соотносят звуковые выражения с макродвижениями для различения определённых действий: ма, ма, ма — целование, ходит кошка; ав, ав, ав — ходит и лает собака; па, па, па — ходит и говорит утка; ла, ла, ла — летит птица; му, му, му — ходит и говорит корова; по, по, по — трубит; оп, оп, оп — скачет; an, an, ап — ловит; тап, тап, тап — топанье на месте или ходьба. Модуляции голосом связаны с некоторыми действиями: а-а-а — качание; о-о-о — зов друг друга; У"У"У — игра в прятки. Односложные и двусложные фонетические структуры, несущие значения существительного или глагола, используются с помощью игрушек в инсценировании и игре, а также в жизненных ситуациях: ла, ла — птица; оп, оп — конь или заяц; му — корова; ма или мяу — кошка; ма или ав — собака; то — удары в бубен; га — топать; по — трубить; пссс — тише; стой — остановка; ам — имитация еды; ап — ловить; бум — удар; ба — любить; а бу — появиться и спрятаться; па па — приветствие и прощание. Восклицания: А! — радость; У! — негодование; О! — удивление; АО! - боль. Первые слова: там, тут, то, это, мама, папа, баба, вот и др. С самого начала усваиваются первые лёгкие фонетические выражения, начало обозначения конкретной ситуации и невербального обозначения просьбы, вопроса и других предложений. В этой фазе, когда нет понятия падежей, обращается внимание на различие слов между собой, употребление существительного со сказуемым. Так происходит спонтанное усвоение детьми фраз, их понимание и копирование. Используется схема, в которой последовательно обозначены слова, она имеет некоторую функцию помощи при конструировании собственных высказываний, выражении собственной мысли. Для иллюстрации часто проводится ритмическая игра, связанная с движением, определённым действием, эмоциональной мимической реакцией и т.д. Создаются условия для появления высказываний. В занятия необходимо включать игры в просторе. Дети любят играть в них, управлять воображаемым автомобилем и поездом, пока не вырастут. Напоминаем: вначале детские выражения могут обозначать действие и предмет, который эти действия производит одним слогом, например, «оп оп оп» — лошадь, зайка или мяч, а «то то то» — бубен, или стук по каким-то предметам, затем двумя речевыми единицами «мяу оп оп», «мяч оп оп» — где «оп оп» означает «скачет». Также «то то», когда будем работать с картинкой, означает: мама, папа, брат стучат в бубен. Одинаково будем обозначать удары по разным предметам. После, при изучении слова «стучать», можно использовать некоторое время в работе оба обозначения. «Папа стучит то-то то-то», где «то-то» имеет своё значение. Также можно на некоторое время оставить в детской речи выражения: Мама любит — «ба». Папа идёт — «па-па». Авто едет — «бррр». Мяч упал — «бум!» Кошка идёт — «мяу-мяу», которые затем постепенно убираются. Детям объясняется, что так говорят маленькие дети, а они уже большие и нужно говорить словами, красиво. Но преподаватель не должен ругать ребёнка, если он всё ещё использует полное значение слова только в сочетании с лепетом, процесс расширения и сужения значения длительный, а усвоение нового значения слова требует разных ситуаций и важно для формирования речи. Так словарь детей постепенно развивается с нашей помощью. На уровне первого года обучения наибольшее внимание уделяется: • усвоению односложных и двусложных слов, приближённое произношение, понимание и запоминание которых развивает способность самостоятельного обозначения (называния); • структурированию первых двусложных выражений, первых двусложных фраз детского языка, которые несут морфологическое формирование или дают предугадать (почувствовать) тему и контекст, структуру будущих предложений; • усвоению ритма двусложных слов (мама, баба, папа), которые произносятся с ударением на первом слоге. Вместе с усвоением двух новых согласных [Д] и [Н], дети учатся словам [да] и [нет], которыми обозначают согласие и отрицание, а затем оценивают некоторое поведение и знание в реальности и в игре. Затем учим обозначать (называть) предметы, которые окружают ребенка: Свою маму — МАМА, отца — ПАПА, бабушку и дедушку — БАБА и ДЕДА, куклу — ЛЯЛЯ. Учим называть всех остальных женщин — ТЁТЯ, а всех мужчин — ДЯДЯ. На этом уровне учим имена детей, с которыми контактируют (в группе, во дворе и т.д.). При произношении новых слов и самостоятельном назывании некоторых людей и предметов используются разные приёмы. Используются фотографии членов семьи и детей, картинки из игры в «Лото», домино с картинками, детские рисунки и др. Игрушки или картинки предъявляются детям в занимательной игре, в которой они прячутся, ищут, Неожиданно появляются, дети зовут их, укладывают спать, возят их и т.д. При этом удобно работать с игрушками или аппликацией на столе или фланелеграфе, с которыми ребёнок имеет действовать, манипулировать. Хорошо, если каждый рва при изучении нового речевого выражения, одновременно в тетрадь ребёнка добавляется и новая картинка. Называние картинки или инсценирование ситуации сопровождается мерными усвоенными словами в соединении, которые учат: иди — когда зовёт; вон или там — при указании; ил-па — при прощании; есть или нет — при наличии или отсутствии; оп — при скакании; бррр — возит машину; у, ау, ао — при выражении жалости или просьбе о помощи; нет — при отсутствии (или игре в прятки); ап — при ловле мяча; ба — поцелуй; в-в-в — при выражении холода и т.д. Чтобы дети легче усваивали новые слова, выражения, рекомендуется использовать их длительное время в похожих ситуациях, предваряя телесным выражением. С этими слонами составляются и вопросы: ЛЯЛЯ ТУТ? — где кукла? АВТО БУМ? — машина ударилась? ЛЯЛЯ А-А-А? — кукла спит? И т.д. Так формируются первые двусложные предложения. Затем приступают к усвоению первых глаголов и грамматически правильных словосочетаний с глаголами: спит, идёт, бобо (болит), упала. Эти слова, употребляемые в определённом значении, в первых двучленах имеют своё значение. Они помогают в составлении диалога. Так ребёнка спрашиваем: «Ляля спит?». Он понимает вопрос и кивает головой, показываем пальцем и говорим: «Нет!». Затем учим говорить: «Не спит». А в конце: «Ляля не спит». Используем предложение в сочетании с рисунком, ситуацией, невербальным выражением ребёнка данного значения. Так ребёнок понимает предложение «Папа в авто», когда видит сам или мы ему показываем. От значения предложения из контекста и невербального выражения ребёнок постепенно начинает усваивать и порядок слов в предложении с помощью различения субъекта и объекта. Так, например: «Вова стучит по машине». В этот период дети используют двусложные слова, состоящие из разных слогов — авто, деда, тётя, вата, вода, пока, лодка, стоп, слон, стул, стол, два. Остановимся на некоторых словах, которые дети ещё не могут хорошо произносить. Проявите терпение и пока (временно) не исправляйте произношение (спасибо — сибо, собака — табака и т.д.). Некоторым сложным словам, которые нам требуются, мы можем изменить облик: телевизор — те-ве, машина — авто. Необходимо добиваться правильного произнесения сочетания согласных: пт, ст, сп, пл, мп и др. в словах: лампа, спать, стол, плохо, птица... Такая же схема используется для трёхчленных предложений. На этом этапе ребёнку необходимы некоторые слова и выражения для начала спонтанной работы. Если хотим успеть сделать это к школе, необходимо и дома заниматься с ребёнком. Используя различные ситуации, учить различным словам и выражениям. Требовать от ребёнка использования в речи всех изученных выражений: ДАЙ, ЭТО, СПАСИБО, НЕ ДАМ, например, при игре говорить ТУТ ЕСТЬ и ТУТ НЕТ, на занятиях и дома проговаривать или спрашивать, показывая ЭТО или ТО, когда хотим назвать показываемое. Также учим, используя невербальную реакцию в сочетании с речью: ДА и НЕТ, когда что-то ХОЧЕТ или НЕ ХОЧЕТ. На первом году обучения учим составлять первые предложения. Помогут облегчить эту работу символические рисунки. Это серии картинок, на которых ребёнок общается с разными людьми или животными, зовёт их, здоровается, или что-то им даёт и т.д. Вот ещё один вариант начала работы над первыми двусложными предложениями. За этими упражнениями следует Обычная игра, в которой ребёнок учится называть игрушки. Сначала их называет педагог, а ребёнок связывает название с определённой игрушкой и запоминает её. Затем просим ребёнка самостоятельно назвать игрушку. Можно проводить игру и наоборот: ребёнок называет игрушку, а педагог отгадывает о какой игрушке речь и берёт её. После этого игрушки располагаем на столе или на полу и там садимся с ребёнком, объясняем ему, что нужно делать. Так на слово «ИДИ» необходимо к нам её приблизить, «УХОДИ» — убрать её, «СТОЙ» или «ТУТ» — показать, где стоять, с «А!» — радуемся её появлению, «НА» — что-то ей даём и т.д. Каждый раз при этом называем действие с игрушкой двухчленным предложением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.008 с.) |