Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы с пиктографической ритмикойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пиктографическая ритмика была разработана профессором Центра «СУВАГ» Младеном Ловричем. В ней отражены все основные положения верботонального метода. Мы уже говорили о том, что произношение (микромоторика) напрямую связано с макромоторикой, умением владеть своим телом (напрягаться и расслабляться), кинестетическими ощущениями, зрительным и тактильным восприятием. Всё это широко используется в пиктографической ритмике. Однако хочется предупредить об ошибках в применении пиктограмм, которые я наблюдала при посещении учреждений, использующих в реабилитации и обучении детей с нарушением слуха верботональный метод: 1) Пиктограммы — это вспомогательное средство и нельзя превращать их в основное средство обучения. 2) Пиктографическая ритмика используется в основном в реабилитации детей со сложной структурой дефекта. У детей, имеющих проблемы с памятью и плохо удерживающих структуру, медленно идёт развитие речи только на слуховой основе. В нашем учреждении используются элементы пиктографической ритмики только в работе с детьми, имеющими задержку психического развития. 3) Пиктографическая ритмика — это процесс творческий и приведённые здесь пиктограммы звуков служат только примерным графическим образцом. Вся работа проводится в игре, символы не должны быть фиксированными, также как и движения в фонетической ритмике, но должны отражать качественную характеристику звука. 4) Нельзя заготовить готовые таблички и использовать их в ежедневной работе с разными детьми, превращая работу в монотонное «чтение» пиктограмм. Ребёнок прежде всего должен ощутить звук всем своим телом. Педагогу необходимо помнить, что главное - это развитие слухового восприятия. Младен Ловрич прекрасный профессионал, хорошо понимающий и чувствующий ребёнка. Он работает творчески, виртуозно, постоянно меняя приёмы работы, находя подход к любому, даже самому тяжёлому ребёнку. Любой педагог может придумать свои пиктограммы, однако при этом необходимо учитывать следующие моменты:
1. Психолого-физиологические возрастные особенности детей.
2. Ребёнок в возрасте 1 года ещё не может воспринимать и воспроизводить чёткие формы. Часто мы говорим, что ребёнок рисует «каляки-маляки»
3. В 2-3 года ему доступны и прямая линия ______.
4. В 3-4 года квадрат и прямоугольник.
5. В 5-6 лет треугольник и ромб.
6. Качественную характеристику звука (см. табл. 8).
Так если при звуке «П» движение - прикосновение (сильное, быстрое, легкое), то это отражено и в пиктограмме —. Звук «Т» — удар — I. Звук «М» — скольжение (слабо, долго, легко) и соответствующий знак /. Работа с пиктограммами реализует все основные дидактические принципы и строится с переходом от простого к сложному. Работа предполагает следующие фазы: 1) Простой, односложный ритм 2) Усложняем, даём двухсложный ритм 3) Трёхсложный ритм 4) Переход от ритма к слову При обозначении людей и предметов на рисунке отражается их основная особенность, например: платок или очки у бабушки, косички у девочки, палочка у дедушки, шляпа у дяди и т.д. При этом педагог может просто до-го кориться с ребёнком об определённом обозначении или ребёнок может придумать его сам. Дети с нарушенным слухом очень наблюдательны и охотно предлагают собственные обозначения. 5) Дифференциация звуков. 6) Работа над понятиями и грамматическими обобщениями. Так как мы говорим о детях с нарушенным слухом и речью, требуется большая работало целостному овладению ими языком, что предполагает усвоение детьми фонетики, морфологии и синтаксиса. Фонетика языка состоит из согласных и гласных звуков, которые имеют свою определённую прогрессию появления и детской речи. У детей с нормальным слухом эта прогрессия одна, а у детей с дополнительными проблемами она несколько специфична. Согласно этому, прогрессия соответствует индивидуальным возможностям ребёнка, без учёта возраста и общих принципов появления звуков. Работу легче изучать и описывать через группу звуков, чтобы показать многократно развитие речи в разных комбинациях. Каждому специалисту, который работает в этой области, остаётся свобода выбора основных характеристик звука и возможность слухоречевого восприятия их детьми. Возьмём, например, звук «П», который краткий и напряжённый, в этом случае пиктограмма должна содержать его основные характеристики. Игра начинается с различного положения тела (стоя, нагнувшись, сидя, стоя на коленях, лёжа); начинаем с периферийных частей тела ребёнка, при этом быстро произносим соединение согласного «П» и гласного «А» — логотом «ПА». Затем ребёнок и Вы вносите множество различных вариантов в игру, а не навязываете ему определённые элементы. Мы выбрали из множества логотомов один «ПА», чтобы различить в целом величину и интенсивность этого элемента и продемонстрировать многие возможности. Иллюстрация возможных комбинаций звука «П»: Приведённые простые комбинации, после двигательной игры, переносим на письмо буквами на школьной доске, после чего ребёнок перерисовывает их в свой блокнот. Отрабатываем: • варианты усиления (тихо-громко, крик-шёпот); • ритмическую структуру (быстро — медленно, очень быстро — очень медленно); • интонацию (высоко-низко, плавно-резко); • тембр голоса — просим ребёнка произнести пиктограммы голосом маленького ребёнка, девочки, мамы, бабушки, дедушки, папы; изображая животных (кошка, собака, медведь, жаба и т.д.), имитируя природные звуки (ветер, сирена, автомобиль). Каждая структура содержит в себе около 50 вариантов, которые вводит ребёнку специалист. Такое построение опреде ляет использование и перенос структуры, которая постоянно обогащается до самого конца. Пиктограммы необходимо всегда давать в структуре, а если используется элемент, то этот элемент необходимо в конце дать одной обобщающей структурой в таком порядке: структура - элемент - структура (которая включает все элементы речевого выражения). Рассмотрим на примере звука «Д». Он согласный, краткий, смычный (взрывной) и имеет усиление произношения, но отличается напряжённостью от звука «П». Он не пери-феричен, что определяет игровые движения, которые могут быть использованы и в групповой работе. Повторяется движение в разных положениях тела (как и звук «П») и в разных комбинациях. Иллюстрация пиктограмм для звука «Д»: Качественный контраст между логотомами слогов «ПА-ДА» охватывает структуру, после чего можно самостоятельно продолжить дифференциацию одного слога от другого. Важно напомнить, что на первой ступени нужно предоставить свободу детям самим создавать новые структуры и варианты, которые может вспомнить ребёнок со звуком «П». Причём, не оказывая на него давления, давая ему свободу выполнять движения в любом положении, просторе, разных эмоциональных выражениях. Фрикативы: Основное различие между взрывными и фрикативами в том, что при произнесении фрикатива получается щель, через которую проходит воздушная струя. При проведении двигательной игры нужно помнить и о других важных моментах, которые существуют для восприятия каждого отдельного звука в своей группе (звучность, высота оптимального звука, способность психоакустического восприятия звукового спектра). Основа произношения — напряженность, интонация, ритм, пауза, ударение — состоит из элементов и целого. Зрительная игра, которая включает в себя тактильную, пропри-оцептивную, вестибулярную, зрительную и слуховую основу, может быть в разных комбинациях. Произношение содержит все перечисленные элементы. Так, например, звук «С» имеет в основе напряжённость, длительность; он высокий, с частотной характеристикой 6400-12800 Гц и, вследствие этого, относится к группе тяжёлых для восприятия, но необычайно важен для развития речи и языка. Игра организовывается на контрасте соотношения быстрого, краткого по времени произнесения логотома «ПА» с длительным по времени произнесения логотомом «СА». Так при логотоме «ПА» прикасаемся к частям тела и предметам, при логотоме «СА» обеими руками с напряжением и длительным движением отводим руки ото рта в стороны. Игра начинается I исходной точке и продолжается в пространстве. Пиктографический рисунок может иметь такие характеристики. Иллюстрация пиктограмм для звука «С»:
Богатство комбинаций намного шире, так как никогда основная структура пиктограммы не бывает сама для себя пределом. Затем постепенно дети могут учиться организации записи на листе бумаги. Заодно вырабатывается и зрительно-двигательная способность письма, которая необычайно важна для подготовки к чтению и письму. Звук «Ж» похож на звук «С», но имеет меньше экстра-аудитивных элементов, для него очень важен слуховой контроль. Чтобы он мог получиться, нужно иметь возможность длительного напряжения, при этом не нарушая качества звука «Ж». Этого можно добиться, дав напряжение на кисти рук, прижимая их к центральной части туловища во времени, которое нужно для восприятия. Ощущение тела и создание определённой ситуации должно проводиться в разном положении тела и в разном пространстве, т.е. спациоцептически. Чтобы напряжённость показать графически, ребёнок должен это почувствовать (сжать кулаки). Нужно изобразить графически это ощущение (например, изобразить руку). Можете как и раньше при звуке «С» идти на основе контраста «ДА - ЖА». Но для выработки у ребёнка восприятия на слух «ЖА», необходимо многократное повторение слога с выделением элемента. Иллюстрация пиктограммы звука «Ж»: Комбинации различных логотомов дают широкие возможности изменения их ребёнком и педагогом, ведь данный способ обучения произношению естественный и спонтанный. Вариантов должно быть столько, сколько могут придумать ребёнок и педагог. Когда ребёнок овладеет одной ритмической Структурой, тогда намного легче восприятие нового звука, используя ритмы, которые ребёнок уже знает. Приведённые комбинации и опыт работы показывают, что и каждом случае предусматривается изучение трёх звуков в схожих и различных логотомах. Африкаты: Ц Ч = Проблема африкатов необычайно сложна, так как при произнесении данных звуков нужно соединить взрывной звук со свистящим или шипящим звуком в короткое время, что для ребёнка с нарушенным слухом является особенно проблемным. Чтобы ребёнок мог на что-то опереться, необходимо выделить один знакомый ему элемент. Игра проводится так, чтобы обучать на ранее полученных знаниях и только в определённый момент выделить характерный африкат. Звук «Ц» состоит из смычно-взрывного твёрдого «Т» и свистящего «С», которые произносятся кратко, напряжённо и высоко. Игру можно комбинировать так, чтобы выделить краткость или длительность. Так как «Ц» высокий звук, в игре больше используются сочетания со звуком «С», который ребёнок уже усвоил, и который тоже является высоким. Особенностью всех этих звуков является звонкость. Вследствие этого требуется слуховой контроль при произнесении этих звуков. Эта группа звуков имеет ещё некоторые особенности, например, модуляция (Л, Р), которые важны для восприятия и воспроизведения, а пиктографическая ритмика включает в себя эти элементы и использует в игре движения и модуляцию, изменяя их во времени и пространстве. Частотная характеристика звуков (М), (Н), (НЬ) результат сочетания двух звуковых областей: низкой и средней — средне-низкие звуки. Так как наши дети имеют часто сохранные низкие частоты, воспроизведение этих звуков и организация игры должны быть спокойными, медленными, выделяя этим низкую характеристику звукового спектра, который характеризует звуки. Звук «Р» — ранее подчёркивалось, что этот звук характеризует не только высота и сложность восприятия, но и сложность произнесения. Вибрация звука «Р» сложнее и быстрее, чем звука «Л». Постепенно при помощи логотома «ЛА» переходим к логотому «РА». Иллюстрация: Другой приём через «БРРРР», который дети применяют как подражание, воспринимая образец произнесения, сопровождающийся кинестетическими ощущениями с использованием остаточного слуха и постепенно переходя к звуку «Р» в следующей прогрессии: Игра, которую необходимо создать при этом элементе. Это игра, при которой педагог демонстрирует, как поворачивает в машине ключ, заводит машину или мотор, или водит автомобиль. Он подражает игре на трубе или отстукивает низкие звуки по поверхности стола, произнося звук «Р». Звуки, которые ранее получили, и ритмические структуры могут служить при создании многообразных комбинаций пиктографической игры и закрепления звука «Р». Игра может отражать определённую ситуацию и изменяться по желанию педагога и ребёнка. Педагог координирует задание и каждый раз вносит в него новые элементы, например: скажи считалку голосом ребёнка, голосом птицы, медленно, нысоко и т.д. Движение производится не только одной частью тела, но и разными частями тела и всем телом. Качество звука соответствует качеству движения, из движения - ощущения, а всё результат хорошего произношения нужного звука. Ощущения фиксируются с помощью пиктограмм, которые ребёнок запоминает, пиктограмма служит вспомогательным средством, а также и для развития психомоторики (зрительно-двигательное восприятие и начало чтения и письма). Все гласные являются необходимыми элементами речи, они носители всех просодических качеств: интонации, ударения, ритма, аффективности выражения. Гласные очень важны для детей с нарушением слуха, которым тяжело воспринимать высокочастотные звуки «Е» и «И». Сразу в начале реабилитации комбинируются разные гласные с согласным, так как никогда не отрабатывается согласный изолированно. Гласный может использоваться изолированно, при помощи их и вместе с ними упражняем в речевых выражениях разных уровней, начиная с вызывания голоса, гуления, отработки различных интонаций, тихо-громко, длительно-кратко и т.д. Обобщая можно сказать, что согласные больше контролируем телом, а гласные слухом. Пиктограммы могут помочь и в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически в виде считалок. Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм. Любую ритмическую структуру можно представить в графическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово. Графический рисунок может помочь и при усвоении структуры первых предложений. Педагог рисует взрослых и детей из близкого окружения ребёнка, обозначая некоторые их особенности, по которым он может определить их (эти знаки обычно соотносят с причёской, одеждой, фигурой, украшениями, усами, очками и т.д.). Дети часто сами предлагают рисунки: стариков (дедушка н бабушка), взрослых (мама, папа, тётя — педагог и воспитатель) и детей (мальчик, девочка, малыш). На рисунке педагог может обозначить и продемонстрировать сказуемое — разными символами обозначает действия и просит детей их показать. Это может выглядеть так: Рисунки, которые демонстрируют ситуацию, а также символы, обозначающие конкретные слова, помогут детям, не умеющим читать, составлять первые предложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.017 с.) |