Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в верботональный метод↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
От автора Российская сурдопедагогика прошла интересный и плодотворный путь развития и имеет хорошие исторические традиции. Во всём мире известны такие имена российских учёных и педагогов как Н.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.В. Нейман, Б.Д. Корсунская, С.А. Зыков, Э.И. Леонгард и многих других. Наши сурдопедагоги всегда стремились к тому, чтобы не только привить глухим детям словесную речь в письменном и жестовом виде, но и обязательно научить их устной речи, без которой невозможны коммуникация и социальная адаптация. Так профессор Младен Ловрич из Центра «СУВАГ» (Загреб, Хорватия) обоснованно полагает, что если объединить «опыт, накопленный российскими сурдопедагогами и верботональный метод, можно добиться очень высоких результатов в обучении детей с нарушенным слухом...» Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушением слуха Зеленоградского административного округа города Москвы уже более 10 лет использует верботональный метод в реабилитации и обучении детей с нарушением слуха. Автор данной системы обучения хорватский академик Петар Губерина. Эффективность использования данного метода подтверждается успехами наших детей, которые отличаются раскрепощённостью, эмоциональностью, свободно вступают в контакт с окружающими, любознательны и активны. Взяться за написание пособия по верботональному методу меня вынудили ряд моментов. Во-первых, (в январе 2005 года) на 91-м году ушёл из жизни основоположник верботональной системы, лингвист и фоне-тик с мировым именем хорватский академик Петар Губерина. В знак признательности академику Губерине, которого считаю своим учителем, и всем специалистам Центра-Поликлиники «СУВАГ», которую он возглавлял на протяжении многих лет, мой долг познакомить российских специалистов с теоретическими и практическими наработками по верботональному методу. Во-вторых, родители детей с нарушением слуха не имеют достаточной информации о различных подходах и методах реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Все методики обучения имеют свои положительные стороны и свои проблемы, но выбор всегда остаётся за родителями. Только активное участие всей семьи в реабилитации маленького глухого ребёнка может дать желаемый результат. Дать родителям объективную информацию о вер-ботональном методе одна из задач этой публикации. В-третьих, верботональный метод получает в России всё большее распространение. К сожалению, лишь незначительная часть специалистов имеет возможность пройти полный курс обучения в хорватском Центре «СУВАГ» (Загреб), и поскольку методическая литература на русском языке практически отсутствует, нередки частые ошибки при использовании метода. Последнее время многие педагоги стали использовать отдельные технологические приёмы данного метода (фонетическая ритмика, аудиовизуальный курс и др.), но получить желаемый результат, возможно лишь следуя системе обучения в целом. Откликаясь на многочисленные просьбы сурдопедагогов, я решила попробовать систематизировать свои теоретические знания и накопленный практический опыт по данной методике. За полученные знания в реабилитации детей с нарушениями слуха хочется выразить большую благодарность всем специалистам Поликлиники «СУВАГ». Особую благодарность выражаю профессору Младену Ловричу, сделавшему очень много для распространения верботонального метода в России, а также профессору Владимиру Козине — за его многолетний труд в технической разработке и совершенствовании акустической аппаратуры. Спасибо моим коллегам, посвятившим жизнь реабилитации и обучению детей с нарушениями слуха и постоянно находящимся в творческом поиске, за предоставленные ими практические материалы. В их числе Л.Н. Оноприенко, Н.Н. Глушкова, М.Н. Григорьянц, Л.В. Соколина, Е.В. Табрина, К.М. Тонян, И.И. Чернуха. Директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Лауреат премии Правительства Москвы в области образования, Победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2004», «Почётный работник общего образования РФ», кавалер «Ордена Дружбы», Лауреат Московского регионального проекта «Профессиональная команда страны» Руленкова Людмила Ивановна. ГЛАВА 1 Об авторе верботонального метода академике Петаре Губерине Петар Губерина родился в древнем городке Средней Долматии Ши-бенике (Хорватия) 22 мая 1913 года. Он был десятым ребёнком в крестьянской семье Ивана и Катарины Губериных. Будучи гимназистом, Петар проявлял и музыкальный талант: играл на органе в известном Шибеницком соборе. По окончании гимназии Губерина стал студентом факультета французского и латинского языков в Университете в Загребе. Как особо талантливый студент, после третьего курса продолжил учёбу в Сорбонском Университете в Париже. Вскоре, после переезда в Париж, он и двое его товарищей: великий негритянский поэт, будущий первый Президент Сенегала Леопольд Сенгор и Айме Сезер с острова Мартиники, написали научную работу о негритянской поэзии на французском и английском языках. Свою научную работу он начал ещё в 1937 году исследованиями латинского языка, войдя в состав Женевской лингвистической школы Шарля Баллия. А в 26 лет уже получил звание доктора наук в Университете Сорбонны. С 1941 года Петар Губерина включается в народно-освободительное движение против фашизма. С 1945 года он представитель югославского Красного Креста в Женеве. С 1947 по 1951 год работал в Министерстве иностранных дел Югославии, был советником в Генеральной Ассамблеи ООН. В 1951 году Губерина принял от своего учителя профессора Петера Скока руководство кафедрой романистики Загребско-го университета. В Загребе он продолжил исследования в области звука и патологии слуха. В книге «Звук и движение в языке», опубликованной в 1952 году, Губерина дал анализ и глубокое определение акустической и зрительной ценности разговорной речи. В 1953 году была открыта экспериментальная секция в отделе филологии Югославской Академии Наук, в 1954 году он создаёт фонетико-философский факультет в Загребском университете. С 1965 по 1985 год Петар Губерина полноправный член Академии Наук и член Совета Республики. Губерина занимался изучением общелингвистических проблем — звук и движение в языке, ритм и ономатопия и т.д. Он не ограничивался исследованием речи только как средства коммуникации, но и рассматривал язык как художественное средство воплощения различных сфер искусства (театр, литература, перевод), которым он давал научную основу. П.Губерина в течение ряда лет работал в лабораториях экспериментальной фонетики в Милане и в Париже, где он исследовал особенности интонации, роль усиления и мимики в человеческой речи. Специальное исследование он посвятил высоте и разборчивости звуков и на основе его результатов составил список слов для обследования слуха. Ему принадлежит учебник, снабжённый пластинкой, демонстрирующей разные приёмы работы по работе над произношением и интонацией при художественном чтении. В дальнейшем это послужило основой изучения особенностей произношения в различных иностранных языках. Своими исследованиями диалекта острова Суска Губерина внёс много нового в диалектологию как науку. Ему удалось вывести проблему патологии слуха на уровень фонетических исследований и на основе экспериментальной фонетики разработать основные подходы к исследованию слуха. В результате впервые был сконструирован верботональный аудиометр. В результате научных исследований и практической работы в области речевой коммуникации П. Губерина разработал верботональный метод реабилитации людей, имеющих нарушения слуха и речи. Первые результаты своих экспериментальных исследований, теоретические основы и возможности применения метода профессор Губерина представил международным научным кругам в 1954 году. С этого времени и до сегодняшнего дня верботональная система и её применение развиваются, обогащаются и распространяются, основываясь на положениях о неразрывной взаимосвязи двуединств «человек — речь/язык» и «речь — слушание». Речь — естественная коммуникативная потребность человека, а слушание — важнейшая предпосылка речи. В 1961 году в Загребе, по инициативе академика П. Губе-рины, был основан Центр «СУВАГ» с целью практического применения верботональной системы. На протяжении многих лет он был директором и, до конца своих дней, научным руководителем этого уникального учреждения. Специалисты многих стран, в том числе и России, прошли обучение в Центре «СУВАГ». Научные интересы академика Губерины чрезвычайно многогранны: психофилософия, лингвистика, романистика, фонетика и экспериментальная фонетика, развитие языка, речевая коммуникация, изучение иностранных языков, аудиовизуальный глобально-структуральный метод, нейрофизиология, патология слуха и слушания, аудиология, верботональная теория и методика, реабилитация слуха и слушания, реабилитация слепоглухих, фониатрия, патология речи, логопедия, реабилитация афазии, электроакустика, слуховые аппараты, телефоническая коммуникация и многое другое. Заслуги хорватского академика получили высочайшее признание во всём мире.
ГЛАВА 2 ГЛАВА 3 Отоакустическая эмиссия В настоящее время всё чаще проводится исследование — отоакустическая эмиссия (ЕОАЕ), которое основано на способности активного восприятия улиткой внутреннего уха слуховых раздражителей и их усилений. Это обследование недорогое, непродолжительное по времени (около 5 минут), автоматизированное и достаточно чувствительное. Метод даёт представление об активности наружных волосковых клеток Кортиева органа улитки и обследует только малую часть слухового пути, а ретрокохлеарные нарушения не устанавливает. Таким образом, отсутствие или наличие эмиссии позволяет лучше и точнее установить локализацию патологического процесса при нарушении слуха. Остановимся подробнее на диагностике слуховой функции. Аудиометрия с помощью слуховых вызванных потенциалов в настоящее время является наиболее объективным методом ранней диагностики порога чувствительности слуха, т. е. определения степени нарушения слуховой функции. Из всех слуховых вызванных потенциалов в практике объективной аудиометрии чаще применяются коротколатентные и средне-латентные. Расширенный метод с использованием разных раздражителей, комбинация различных групп эвоцирован-ных потенциалов позволяют достаточно достоверно представить форму аудиометрической прямой порога слуха. Степень поражения и место локализации патологического процесса изолированно для каждого уха. Данный вид обследования используется и как метод скрининга, и как диагностический метод. Существует три вида аудиометрии: тональная, верботональная и речевая аудиометрия. Тональная аудиометрия Аудиометрия исследует порог слуха чистым тоном. Родителям и сурдопедагогам необходимо учитывать, что точность и объективность аудиограммы зависит от многих причин: точной калибровки аудиометра, самочувствия ребёнка, настроения пациента во время снятия аудиограммы, его контакта с врачом, отсутствия в данный момент воспалительного процесса в среднем ухе, даже времени суток (к вечеру снижается работоспособность и внимание) и т.д. Поэтому для сравнения и уточнения необходимо сделать несколько аудиограмм. Диагностическое обследование проводится врачом-сурдо-логом на стационарном клиническом аудиометре. Современные аудиометры позволяют измерить пороги слуха при воздушном проведении от 125 до 16000 Гц с максимальной интенсивностью по частотам 120 дБ. При аудиометрическом обследовании можно определить наличие порога дискомфорта и порог боли (120 дБ - порог дискомфорта и 140 дБ - порог боли). Необходимо провести и обследование костной проводимости, так как соотношение порогов воздушной и костной проводи мости указывает на наличие или отсутствие кондуктивной тугоухости, или её смешанного типа. Костная проводимость исследуется вибратором. Важно отношение между воздушной и костной проводимостью. Для определения степени снижения слуха берутся 3 ключевые точки: 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц. Усиление в децибелах, соответствующее каждой частоте, складывается и делится На три. Например, (70+75+85): 3 = 77дБ. После 2001 года в Международной классификации принято брать ещё четвёртую точку 4000 Гц и соответственно тогда делится сумма на 4 (табл. 1). Если установлено, что у пациента снижен слух, ему проводят тестирование соответствующим верботональным тестом. Верботональная аудиометрия Исследование слухового восприятия на субкортикальном (подкорковом) уровне. Некоторые маленькие дети, с рождения глухие, не могут реагировать на верботональный тест, пока с ними не проведены определённые занятия. Для них начинается реабилитация после проведения стандартной аудиометрии, а верботональный тест будет проведён, когда это будет возможно. Цель этого тестирования - определить чувствительность пациента к речи и проверить его способность понимать речь. Кроме того, данный тест помогает планировать правильную реабилитацию и оценить её прогрессию. Академик Губерина провёл определённые исследования. Он пропускал гласные и согласные через октавные фильтры и просил людей с нормальным слухом идентифицировать их. Губерина обратил внимание, что отдельные звуки легко распознаются на специфических октавных областях. Когда слог (согласный-гласный) пропускается через частотную зону вне его оптимальной области, он воспринимается как некая другая комбинация согласного и гласного. П. Губерина выбрал оптимальные октавы для определённых сочетаний согласных и гласных и использовал их как стимул в верботональной и речевой аудиометрии. Поскольку слог «оптимален» для своей частотной области, ответ пациента на пороге для данного стимула показывает его чувствительность не только к данному слогу, но и к данной частотной области. Если порог для слога значительно лучше, чем порог для чистого тона, то у пациента есть возможность понимать речь через свою «оптимальную» частотную область. Наоборот, если его порог для слога хуже, чем порог для чистого тона, у пациента могут возникнуть трудности в понимании речи при использовании данной частотной области (табл. 2). Обследование проводится с помощью аудиометра и включения аудиокассеты или компакт-диска. На записи слог без значения — му-му, шу-шу, си-си. Данная фонетическая структура содержит частоту, усиление, время. Место, где наиболее хорошая разборчивость, является оптимальным слуховым полем для данного пациента. Речевая аудиометрия Речевая аудиометрия — высший уровень слухового восприятия (корковый уровень). Она показывает разборчивость речи в зависимости от усиления. Речевая аудиометрия показывает процент восприятия речевого материала на определённом усилении. Ребёнку предъявляется записанный диктором речевой материал, слова не связаны по смыслу, между словами пауза, чтобы ребёнок услышал и проговорил слово. Можно слушать через наушники и в свободном поле с аппаратами и без аппаратов. Вы, наверное, замечали что, имея одинаковую аудиограм-му, люди слышат по-разному. Поэтому для правильного подбора слухового аппарата и организации правильной реабилитации необходимо проведение функциональной диагностики, определяющей, как человек может слушать с данными остатками слуха. Интеграционное время. Одна из основных характеристик слухового восприятия — временная характеристика или интеграционное время восприятия. Например, при нарушении слуха и слуховосприятия на фоне сосудистых изменений головного мозга (пресбиакузия) нарушается разборчивость из-за продлённости интеграционного времени восприятия. Человек с нормальным слухом воспринимает речь со скоростью 5 слогов в секунду, при пресбиакузии скорость снижается почти в 2 раза. Данная проблема часто встречается и у детей со сниженным слухом. Многие педагоги замечают, что ребёнок не воспринимает нормальный темп речи. Для восприятия ему необходимо замедлять речь (нельзя путать с членением слов на слоги — «рубленная» речь со стороны педагога недопустима). Специалист, проводящий функциональную диагностику, может сделать вывод о необходимости коррекции интеграционного времени в процессе всех предыдущих обследований. Детям, имеющим проблемы с интеграционным временем, необходима перед слухопротезированием специальная терапия. Проводя коррекционные занятия, педагог постепенно увеличивает скорость произношения, приближая её к норме. В заключении обследования специалист по функциональной диагностике делает заключение о состоянии речи ребёнка и даёт рекомендации по дальнейшей реабилитации. ГЛАВА 4 СПЛ-метр Г50 СПЛ-метр Г50 - прибор для измерения уровня звукового давления (дБ УЗД (dB SPL)) на ухо пациента (рис. 8). Измерительные микрофоны вмонтированы в головные стереонаушники. Имеет возможность измерения громкости речи при реабилитации лиц с кохлеарным имплантом. Может подключаться ко всем представленным аппаратам.
Аппарат «РЕВЕР-4Е» При проведении функциональной диагностики и кор-рекционных занятий с пациентами, которым наличие реверберации резко снижает разборчивость воспринимаемой речи, к «Верботону Г20» может подсоединяться аппарат «РЕВЕР-4Е», который используется для создания переменного искусственного эха. Аппарат позволяет при проведении коррекционных занятий постепенно увеличивать эффект реверберации от 0,2 до 2,2 м/с (рис. 9). Вибрационный стол Подключается к аппаратам «Верботон Г10» и «Верботон Г20». Предназначен для начала реабилитации (вибротактильная фаза) (рис. 10). Шумогенератор WN98 Предназначен для терапии уровня шума в ушах (рис. 12). «Верботон Г30Л» Используется для индивидуальной терапии речевых расстройств, а также для обучения иностранным языкам (рис. 13). В нём семь независимых каналов, которые включают следующее: · линейная трансмиссия частот (0,5-20000 Гц); · низкопропускной фильтр от 320 Гц и ниже; · высокопропускной фильтр от 3200 Гц и выше; · четыре поясных фильтра, каждый из которых переносит 1/3, 1/2 октавы и 1 октаву, а также широкий спектр центральных частот (8-8000 Гц). Аппарат может быть использован в логопедической работе для исправления произношения звуков, а также при изучении иностранных языков для формирования правильного произношения. С низкопропускным фильтром ученик слышит ритм и интонацию изучаемого языка. Высокопропускной фильтр добавляется для достижения большего напряжения в произношении и восприятии. Когда учащийся научится имитировать ритм и интонацию, преподаватель переходит на средние частоты для развития правильной артикуляции и восприятия звуков речи языка. Затем линейное слушание готовит учащегося к свободному общению. Поясные фильтры усиливают фонемы, которые учащийся воспринимает. Аппарат используется для изучения иностранного языка и в реабилитации пациентов с дефектами речи. «Верботон Г30» может быть использован для работы над дислексией и дисграфией, а также с пациентами, имеющими диагноз «афазия». Для мобильности перемещения была разработана переносная модель «Верботон ГЗО LP» в чемоданчике (рис. 14). «ДИГИДЕЛ 2000» и новая модификация «ДИГИДЕЛ 5000» Это сложный электроакустический аппарат, который делает возможным синхронную спектральную и временную модификацию слуховой обратной связи (рис. 15). Аппарат успешно применяется в терапии заикания и афазии, а так же для реабилитации слушания и, особенно, для развития слуха и речи лиц с искусственной улиткой. Для модификации временной последовательности «ДИГИДЕЛ 5000» имеет один прямой (без временной задержки) канал и два независимых канала с задержкой во времени. Для спектральной модификации существуют каналы: линейный (нефильтрованный) канал, низкопропускной фильтр и высокопропускной фильтр. С помощью специального суммирующего усилителя и соответствующих выключателей на передней панели аппарата возможно осуществить большое количество комбинаций для синхронной временной и спектральной модификации слуховой обратной связи.
Для спектральной модификации ДИГИДЕЛ 5000 оснащен низкопропускным фильтром, которым можно выбрать одну из двух частот среза (300 или 600 Гц) и высокопропускным фильтром, которым также можно выбрать одну из двух частот среза (2400 или 4800 Гц). Наклон приглушения частотных характеристик обоих фильтров неизменяем и составляет 40 дБ/октаву. Для модификации временной последовательности речевого сигнала ДИГИДЕЛ 5000 имеет два независимых канала для задержки во времени. На каждом из каналов можно изменить время задержки в интервале от 0 до 2500 мс. Время для каждого канала устанавливается отдельно с помощью кнопки «UP» («Вверх») и «DOWN» («Вниз») и принадлежащего ему цифрового индикатора, калибрированного в «мс». Минимальный шаг установки задержки составляет 0,1 мс. Комплексная модификация слуховой обратной связи, осуществленная аппаратом ДИГИДЕЛ 5000, очень результативна в терапии заикания. Моментальные результаты весьма импрессивны, но соответствующая методология и упражнения дают значительный долгосрочный эффект. Типичный пример комплексной модифицированной слуховой обратной связи: речевой сигнал, подаваемый через микрофон, задерживается первым каналом примерно на 100 мс и фильтруется низкопропускным фильтром частоты среза в 300 Гц. Другим каналом тот же речевой сигнал задерживается примерно на 200 мс и фильтруется высокопропускным фильтром частоты среза в 4800 Гц. Сигналы с обоих приведенных каналов мешаются в суммовом усилителе и проводятся через наушники как комплексно модифицированная слуховая обратная связь. Для максимального результата в терапии заикания необходимо индивидуально настроить приведенное время запоздания (задержки) на оптимальную величину. Интересно, что упомянутое время запоздания речевого сигнала не вызывает новые нарушения речи, имея в виду, что из-за фильтрования слушается только внеречевая область спектра. Каналы для запоздания могут соединяться серийно (один за другим), таким образом, что для первого канала достигается максимальное запоздание от 2500 мс, а для другого — двукратная величина, 5000 мс (5 с). В том модусе ДИГИДЕЛ 5000 употребляем как очень практичный автоматический репродуктор речевого сигнала, который может успешно применяться при самоупражнении лиц с речевыми трудностями и лиц с искусственной улиткой. При этом максимальная продолжительность снимка составляет 5 с, а используется линейный (нефильтрованный) канал. Сам процесс запоздания осуществляется с помощью двух независимых DSP-модулей (Digital Signal Processing) очень высокого электроакустического качества. Частотный диапазон - от 20 Гц до 20 кГц, а отношение сигнал-шум больше 80 дБ. Пользование аппаратом «ДИГИДЕЛ 5000» облегчает простой дизайн командной панели. Поэтому «ДИГИДЕЛ 5000» является очень мощным инструментом в ежедневной логопедической практике. Из-за очень богатых функциональных свойств ДИГИДЕЛ 5000 — большая помощь при исследованиях в областях лингвистики, аудиологии, фонетики, фониатрии и реабилитации слушания, а также в практической работе при коррекции дислексии и заикания. Аппарат «Верботон ВТ15» Индивидуальный переносной аппарат для развития слушания и речи в школе и в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения слуха и детьми с кохлеарным им-плантом (рис. 16). Вибротактильная фаза Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положение стало широко использоваться в верботональном методе. Мать носит грудного ребёнка на руках, прижимает его к груди и ласково с ним разговаривает, ребёнку приятно, он чувствует вибрацию голосовых органов матери, ощущает звук её голоса всем телом. Так начинается первая реабилитация маленького ребёнка с нарушением слуха. Верботональный метод большое значение в реабилитации ребёнка с нарушением слуха придаёт семье, работе родителей. Основополагающее положение при реабилитации глухих и слабослышащих детей по верботональному методу - «не может быть такой потери слуха, при которой не было бы хоть маленьких остатков, которые можно использовать при реабилитации». Развить, расширить этот островок — основная задача реабилитатора.
Первая фаза реабилитации маленького глухого ребёнка — вибротактилъная — предполагает использование вибратора и/или вибрационной доски, низких частот, восприятия звуков всем телом. В этот период большое внимание уделяется развитию моторики тела, умению чувствовать своё тело и владеть им (напряжение-расслабление). Мы уже говорили о большом значении вестибулярного аппарата в реабилитации слушания. Раздражая вестибулярный орган, мы влияем на слух. Коррекция вестибулярного чувства начинается с первых дней реабилитации. Большое внимание уделяется развитию у детей ориентации в просторе. Начинается реабилитация с использования относительно сохранных низких частот и работой над ритмом, темпом, интонацией. В начале реабилитации ведётся работа по адаптации ребёнка к речевому и слуховому статусу. Работа зависит от уровня психофизического развития ребёнка и его возможностей. Необходимо установление социально-эмоционального контакта с ребёнком, вызывание интереса к коммуникативной игре, сотрудничеству. Развитие способностей концентрации, внимания и поощрение других психомоторных способностей. Задачи первого года реабилитации: • формирование и закрепление реакции на звуковой сигнал, производимый каким-то предметом или голосом «есть звук — нет звука»; • дифференциация звуков и определение направления звука; • дифференциация интенсивности звукового сигнала (громко - тихо); • манипулирование звучащими предметами: много — один, много — два (бубен, барабан, палочки и др.); • вызывание природного голоса без напряжения, усиления, нормального по силе, высоте, тембру и его закрепление; • стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и открытие своих новых способностей; • развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию; • стимуляция детей к играм, которые имеют ритм; • драматизация различных ситуаций, сопровождающихся высказываниями, имеющими аффективно-интонационную форму; • обучение ребёнка игре; • соотнесение первых слов с предметами; • понимание вопросов и различение их на слух «Кто?», «Что?». Первая ступень развития речи неслышащего ребёнка - до-речевая, которая может продлиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от возраста ребёнка, времени реабилитации, частоты посещения занятий, среды, в которой живёт ребёнок. В каком бы возрасте не начиналась реабилитация, дорече-вую фазу пропускать нельзя. Основные этапы доречевой фазы: 1) вызывание физиологического крика (плач, смех, возглас...); 2) вызывание поэтического расположения ребёнка (напе-вание, качание ребёнка); 3) 3) вызывание эмоционально-аффективного состояния (смех, радость, веселье, обида...); 4) игры голосовыми органами; 5) коммуникация с окружающими голосом. В период вибротактилъной фазы проведение занятий на вибростоле, подключенном к звукоусиливающей аппаратуре «Верботон Г10», имеет несколько этапов: • занятия на вибростоле без наушников и слуховых аппаратов; • занятия со слуховыми аппаратами; • занятия на вибростоле с использованием наушников. А также необходимо проводить игры в просторе со слуховыми аппаратами и без них. Постановка первых вопросов
В контексте игры дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям и постановке вопросов: «ааааааа?» — что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав?» — «Где собака?» или «Это собака?», «Ба?» — «Хочешь ты меня поцеловать?» или «Могу я тебя поцеловать?» Эти же речевые выражения в другой конкретной ситуации могут нести другие понятия. Так «аааа», «ууууу», «брррр», «оп» могут обозначать: «Дай мне самолёт, поезд, машину, коня» или «Как они звучат?». Предлагаем первые фонетические иллюстрации для детей: Продолжительность начального этапа реабилитации и вибротактильной фазы может быть разной, это будет зависеть от темпа усвоения ребёнком материала, что связано с состоянием слуха, интеллекта, психологических особенностей ребёнка и его контакта с педагогом, участия семьи в реабилитации. Когда маленький ребёнок, сидя на вибростоле или с вибратором в руке, научится различать наличие звука, слушать речь педагога и товарищей, сможет различать простые ритмические структуры (один — много), передавать интонацию, различать первые лепетные слова и слоги, а затем простые слова (тут, там, папа, мама, вода, дом) - можно сказать, что вибротактильная фаза обучения закончена. Обычно она продолжается от 3-х до 6-ти месяцев. Второй год реабилитации Задачи второго года обучения: 1. Научить воспринимать и воспроизводить ритмические структуры из 2—3-х слогов. 2. Структурировать трёхсложные предложения. 3. Учить слушать и передавать интонацию голоса (считалки, стихи, песенки). 4. Понимать и отвечать на вопросы «Как?», «Какой?», «Какая?». 5. Употреблять в речи местоимения «Я», «Ты» и глаголы в соответствующем лице настоящего времени. Фонетическая прогрессия В первую очередь на втором году обучения берём слова для закрепления ранее изученных звуков, а также новые звуки: и, к, ш, г, х, с, ньи ль — пробуем получить хорошее произношение в слогах, в односложных и двусложных словах. Звук «И» можно связать с плачем, вкусом лимона, восклицанием боли, писком (пи-пи-пи), или некоторыми словами (Иван, пить...). Звук «К» — с кудахтаньем (ко-ко-ко), кашлем или словами (кака, каша, кап-кап, кот). Звук «X» вызывается с помощью имитации полоскания горла, хрипа и разных слов, в которые входит звук «X» (хоп, ха-ха-ха и т.д.). Звук «Г» связываем с гоготом гуся (га-га) или голубя (гу-гу), или слов (голова, нога, год, гусь). Звук «Ш» — из шума воды, восклицания: «Кыш!», слов (шуба, шапка, каша). Звук «Н» (мягкое) — от детского «ням-ням» и слов (Соня, Таня, конь, день и т.д.). Звук «Л» (мягкое) — от люкания (лю-ля, лю-ля) и слов (люди, поле, лес, лиса, Лиля, Люда, Лида, Люба). Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков используется фонетическая ритмика, на которой дети слушают звуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в которые входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук). Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум). В произнесении звуков «К» и «Г» поможет положение между двумя «А». Представляемая фонетическая прогрессия не является строго определённой. Она приблизительна и не в коем случае не должна влиять на развитие спонтанной речи ребёнка, на его желание и потребность говорить и понимать обращенную речь. Нет никакого строгого правила, педагог сам, в зависимости от тяжести нарушения, возможностей и интереса ребёнка, определяет чему его учить. Ребёнку необходимо выражать свои потребности, хотя высказывания могут включать звуки, которые он ещё не очень хорошо произносит, главное, чтобы выражение имело в целом хорошую ритмико-интонационную форму. Важно всегда обращать внимание и давать образец правильного произношения. Очень важно основываться на развитии слухового восприятия, чтобы заложить основу природной и естественной речи. Хуже реабилитируются дети, имеющие хорошее изолированное произношение звуков, но не успевающие воспринимать и понимать обращенную к ним речь из-за того, что не имеют хорошо развитой просодии (ритма, интонации). Как только ребёнок начинает хорошо произносить гласные и слоги с ними, начинаем работу на различение на слух просодических качеств (усиление, ударение, ритм, темп, интонация, высота тона и пауза).
Лингвистическая прогрессия Второй год реабилитации является этапом, на котором требуется научить ребёнка употреблять речевые выражения — морфологически и синтаксически правильно строить предложения. Природный жест, крик, восклицание и ономатопию ребёнок использует, желая пополнить или заменить слово. Так, используя выражения: «Ляля ииии!» «Мяу-мяу ап!» «Пи-пи-пина!» «Ляля пи-пи». «Мишка ам?» «Вова пссс!» «Лампа бум», которыми ребёнок пользуется в начале второго года обучения, постепенно заменяем на предложения: «Кошка прыгает». «Птичка, вот крупа». «Мишка ест мёд?» «Вова спит». «Лампа упала». Словарь обогащается и расширяется за счёт введения новых вопросов и вопросительных предложений. Так устанавливаются разные взаимосвязи: действие и кто это действие производит, не только объект, но и средство и способ действия, чем действует и т.д. Учим глаголам, которые употребляются в первом и третьем лице единственного лица, постепенно употребляем их и в остальных лицах единственного и множественного числа. В речи все они употребляются в сочетании с определённым субъектом, объектом, признаком, предметом, используются для обозначения места, времени, количества и способа. Понимание изречения даёт не само его употребление, а употребление его в соответствии с определённой ситуацией (действие, движение и аффективные невербальные выражения), только через эти структуры ребёнок начинает понимать и употреблять их. Усвоение новых слов зависит не только от речевых способностей ребёнка, от богатства его речи, но и от умения использовать в соответствующей ситуации. Создание ситуации, в которой ребёнку необходимо сопроводить действие определённым выражением, знакомит ребёнка с новым значением и закрепляет его. Составлению предложений и упражнению в речи очень помогает диалог. Ребёнок учится понимать разные вопросы и ответы на них, самостоятельно их составлять и употреблять. При этом часто в вопросе, который мы задаём, заключается помощь для ответа на него. Иногда сказав одно слово, затем повторив и поставив вместе с педагогом вопрос к нему, ребёнок может составить грамматически правильное предложение. Вначале очень важно, как педагог ставит вопрос. Можно спросить так: Авто и «ГДЕ?» показать природным жестом, чтобы ребёнок ответил «ТУТ». А затем проговариваем полностью предложение. Так, например, показываем картинку, на которой Вова ест яйцо. Закрываем яйцо и спрашиваем: «Вова ест...», изображаем мимикой лица, движением плечей и рук вопрос, указывая на то, что закрыто. Ребёнок отвечает: «Яйцо». Если не знает, мы ему помогаем — «Вова ест мясо? Нет! Вова ест суп? Нет! Яйцо? Да!» После этого показываем и проговариваем предложение: «Вова ест яйцо». Также, показывая другие картинки, спрашиваем: «У мамы...?» «Ляля пьёт...?» «Папа несёт...?», чтобы ребёнок, глядя на картинку и определяя, что мы закрыли, ответил: «дочка», «воду»
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.018 с.) |