![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в верботональный методСодержание книги
Поиск на нашем сайте
От автора Российская сурдопедагогика прошла интересный и плодотворный путь развития и имеет хорошие исторические традиции. Во всём мире известны такие имена российских учёных и педагогов как Н.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.В. Нейман, Б.Д. Корсунская, С.А. Зыков, Э.И. Леонгард и многих других. Наши сурдопедагоги всегда стремились к тому, чтобы не только привить глухим детям словесную речь в письменном и жестовом виде, но и обязательно научить их устной речи, без которой невозможны коммуникация и социальная адаптация. Так профессор Младен Ловрич из Центра «СУВАГ» (Загреб, Хорватия) обоснованно полагает, что если объединить «опыт, накопленный российскими сурдопедагогами и верботональный метод, можно добиться очень высоких результатов в обучении детей с нарушенным слухом...» Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушением слуха Зеленоградского административного округа города Москвы уже более 10 лет использует верботональный метод в реабилитации и обучении детей с нарушением слуха. Автор данной системы обучения хорватский академик Петар Губерина. Эффективность использования данного метода подтверждается успехами наших детей, которые отличаются раскрепощённостью, эмоциональностью, свободно вступают в контакт с окружающими, любознательны и активны. Взяться за написание пособия по верботональному методу меня вынудили ряд моментов. Во-первых, (в январе 2005 года) на 91-м году ушёл из жизни основоположник верботональной системы, лингвист и фоне-тик с мировым именем хорватский академик Петар Губерина. В знак признательности академику Губерине, которого считаю своим учителем, и всем специалистам Центра-Поликлиники «СУВАГ», которую он возглавлял на протяжении многих лет, мой долг познакомить российских специалистов с теоретическими и практическими наработками по верботональному методу. Во-вторых, родители детей с нарушением слуха не имеют достаточной информации о различных подходах и методах реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Все методики обучения имеют свои положительные стороны и свои проблемы, но выбор всегда остаётся за родителями. Только активное участие всей семьи в реабилитации маленького глухого ребёнка может дать желаемый результат. Дать родителям объективную информацию о вер-ботональном методе одна из задач этой публикации.
В-третьих, верботональный метод получает в России всё большее распространение. К сожалению, лишь незначительная часть специалистов имеет возможность пройти полный курс обучения в хорватском Центре «СУВАГ» (Загреб), и поскольку методическая литература на русском языке практически отсутствует, нередки частые ошибки при использовании метода. Последнее время многие педагоги стали использовать отдельные технологические приёмы данного метода (фонетическая ритмика, аудиовизуальный курс и др.), но получить желаемый результат, возможно лишь следуя системе обучения в целом. Откликаясь на многочисленные просьбы сурдопедагогов, я решила попробовать систематизировать свои теоретические знания и накопленный практический опыт по данной методике. За полученные знания в реабилитации детей с нарушениями слуха хочется выразить большую благодарность всем специалистам Поликлиники «СУВАГ». Особую благодарность выражаю профессору Младену Ловричу, сделавшему очень много для распространения верботонального метода в России, а также профессору Владимиру Козине — за его многолетний труд в технической разработке и совершенствовании акустической аппаратуры. Спасибо моим коллегам, посвятившим жизнь реабилитации и обучению детей с нарушениями слуха и постоянно находящимся в творческом поиске, за предоставленные ими практические материалы. В их числе Л.Н. Оноприенко, Н.Н. Глушкова, М.Н. Григорьянц, Л.В. Соколина, Е.В. Табрина, К.М. Тонян, И.И. Чернуха. Директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Лауреат премии Правительства Москвы в области образования, Победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2004», «Почётный работник общего образования РФ», кавалер «Ордена Дружбы», Лауреат Московского регионального проекта «Профессиональная команда страны» Руленкова Людмила Ивановна. ГЛАВА 1 Об авторе верботонального метода академике Петаре Губерине
Петар Губерина родился в древнем городке Средней Долматии Ши-бенике (Хорватия) 22 мая 1913 года. Он был десятым ребёнком в крестьянской семье Ивана и Катарины Губериных. Будучи гимназистом, Петар проявлял и музыкальный талант: играл на органе в известном Шибеницком соборе. По окончании гимназии Губерина стал студентом факультета французского и латинского языков в Университете в Загребе. Как особо талантливый студент, после третьего курса продолжил учёбу в Сорбонском Университете в Париже. Вскоре, после переезда в Париж, он и двое его товарищей: великий негритянский поэт, будущий первый Президент Сенегала Леопольд Сенгор и Айме Сезер с острова Мартиники, написали научную работу о негритянской поэзии на французском и английском языках.
Свою научную работу он начал ещё в 1937 году исследованиями латинского языка, войдя в состав Женевской лингвистической школы Шарля Баллия. А в 26 лет уже получил звание доктора наук в Университете Сорбонны. С 1941 года Петар Губерина включается в народно-освободительное движение против фашизма. С 1945 года он представитель югославского Красного Креста в Женеве. С 1947 по 1951 год работал в Министерстве иностранных дел Югославии, был советником в Генеральной Ассамблеи ООН. В 1951 году Губерина принял от своего учителя профессора Петера Скока руководство кафедрой романистики Загребско-го университета. В Загребе он продолжил исследования в области звука и патологии слуха. В книге «Звук и движение в языке», опубликованной в 1952 году, Губерина дал анализ и глубокое определение акустической и зрительной ценности разговорной речи. В 1953 году была открыта экспериментальная секция в отделе филологии Югославской Академии Наук, в 1954 году он создаёт фонетико-философский факультет в Загребском университете. С 1965 по 1985 год Петар Губерина полноправный член Академии Наук и член Совета Республики. Губерина занимался изучением общелингвистических проблем — звук и движение в языке, ритм и ономатопия и т.д. Он не ограничивался исследованием речи только как средства коммуникации, но и рассматривал язык как художественное средство воплощения различных сфер искусства (театр, литература, перевод), которым он давал научную основу. П.Губерина в течение ряда лет работал в лабораториях экспериментальной фонетики в Милане и в Париже, где он исследовал особенности интонации, роль усиления и мимики в человеческой речи. Специальное исследование он посвятил высоте и разборчивости звуков и на основе его результатов составил список слов для обследования слуха. Ему принадлежит учебник, снабжённый пластинкой, демонстрирующей разные приёмы работы по работе над произношением и интонацией при художественном чтении. В дальнейшем это послужило основой изучения особенностей произношения в различных иностранных языках. Своими исследованиями диалекта острова Суска Губерина внёс много нового в диалектологию как науку. Ему удалось вывести проблему патологии слуха на уровень фонетических исследований и на основе экспериментальной фонетики разработать основные подходы к исследованию слуха. В результате впервые был сконструирован верботональный аудиометр. В результате научных исследований и практической работы в области речевой коммуникации П. Губерина разработал верботональный метод реабилитации людей, имеющих нарушения слуха и речи. Первые результаты своих экспериментальных исследований, теоретические основы и возможности применения метода профессор Губерина представил международным научным кругам в 1954 году. С этого времени и до сегодняшнего дня верботональная система и её применение развиваются, обогащаются и распространяются, основываясь на положениях о неразрывной взаимосвязи двуединств «человек — речь/язык» и «речь — слушание». Речь — естественная коммуникативная потребность человека, а слушание — важнейшая предпосылка речи.
В 1961 году в Загребе, по инициативе академика П. Губе-рины, был основан Центр «СУВАГ» с целью практического применения верботональной системы. На протяжении многих лет он был директором и, до конца своих дней, научным руководителем этого уникального учреждения. Специалисты многих стран, в том числе и России, прошли обучение в Центре «СУВАГ». Научные интересы академика Губерины чрезвычайно многогранны: психофилософия, лингвистика, романистика, фонетика и экспериментальная фонетика, развитие языка, речевая коммуникация, изучение иностранных языков, аудиовизуальный глобально-структуральный метод, нейрофизиология, патология слуха и слушания, аудиология, верботональная теория и методика, реабилитация слуха и слушания, реабилитация слепоглухих, фониатрия, патология речи, логопедия, реабилитация афазии, электроакустика, слуховые аппараты, телефоническая коммуникация и многое другое. Заслуги хорватского академика получили высочайшее признание во всём мире.
ГЛАВА 2 ГЛАВА 3 Отоакустическая эмиссия В настоящее время всё чаще проводится исследование — отоакустическая эмиссия (ЕОАЕ), которое основано на способности активного восприятия улиткой внутреннего уха слуховых раздражителей и их усилений. Это обследование недорогое, непродолжительное по времени (около 5 минут), автоматизированное и достаточно чувствительное. Метод даёт представление об активности наружных волосковых клеток Кортиева органа улитки и обследует только малую часть слухового пути, а ретрокохлеарные нарушения не устанавливает. Таким образом, отсутствие или наличие эмиссии позволяет лучше и точнее установить локализацию патологического процесса при нарушении слуха. Остановимся подробнее на диагностике слуховой функции. Аудиометрия с помощью слуховых вызванных потенциалов в настоящее время является наиболее объективным методом ранней диагностики порога чувствительности слуха, т. е. определения степени нарушения слуховой функции. Из всех слуховых вызванных потенциалов в практике объективной аудиометрии чаще применяются коротколатентные и средне-латентные. Расширенный метод с использованием разных раздражителей, комбинация различных групп эвоцирован-ных потенциалов позволяют достаточно достоверно представить форму аудиометрической прямой порога слуха. Степень поражения и место локализации патологического процесса изолированно для каждого уха. Данный вид обследования используется и как метод скрининга, и как диагностический метод.
Существует три вида аудиометрии: тональная, верботональная и речевая аудиометрия. Тональная аудиометрия Аудиометрия исследует порог слуха чистым тоном. Родителям и сурдопедагогам необходимо учитывать, что точность и объективность аудиограммы зависит от многих причин: точной калибровки аудиометра, самочувствия ребёнка, настроения пациента во время снятия аудиограммы, его контакта с врачом, отсутствия в данный момент воспалительного процесса в среднем ухе, даже времени суток (к вечеру снижается работоспособность и внимание) и т.д. Поэтому для сравнения и уточнения необходимо сделать несколько аудиограмм. Диагностическое обследование проводится врачом-сурдо-логом на стационарном клиническом аудиометре. Современные аудиометры позволяют измерить пороги слуха при воздушном проведении от 125 до 16000 Гц с максимальной интенсивностью по частотам 120 дБ. При аудиометрическом обследовании можно определить наличие порога дискомфорта и порог боли (120 дБ - порог дискомфорта и 140 дБ - порог боли). Необходимо провести и обследование костной проводимости, так как соотношение порогов воздушной и костной проводи мости указывает на наличие или отсутствие кондуктивной тугоухости, или её смешанного типа. Костная проводимость исследуется вибратором. Важно отношение между воздушной и костной проводимостью. Для определения степени снижения слуха берутся 3 ключевые точки: 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц. Усиление в децибелах, соответствующее каждой частоте, складывается и делится На три. Например, (70+75+85): 3 = 77дБ. После 2001 года в Международной классификации принято брать ещё четвёртую точку 4000 Гц и соответственно тогда делится сумма на 4 (табл. 1). Если установлено, что у пациента снижен слух, ему проводят тестирование соответствующим верботональным тестом. Верботональная аудиометрия Исследование слухового восприятия на субкортикальном (подкорковом) уровне. Некоторые маленькие дети, с рождения глухие, не могут реагировать на верботональный тест, пока с ними не проведены определённые занятия. Для них начинается реабилитация после проведения стандартной аудиометрии, а верботональный тест будет проведён, когда это будет возможно. Цель этого тестирования - определить чувствительность пациента к речи и проверить его способность понимать речь. Кроме того, данный тест помогает планировать правильную реабилитацию и оценить её прогрессию. Академик Губерина провёл определённые исследования. Он пропускал гласные и согласные через октавные фильтры и просил людей с нормальным слухом идентифицировать их. Губерина обратил внимание, что отдельные звуки легко распознаются на специфических октавных областях. Когда слог (согласный-гласный) пропускается через частотную зону вне его оптимальной области, он воспринимается как некая другая комбинация согласного и гласного. П. Губерина выбрал оптимальные октавы для определённых сочетаний согласных и гласных и использовал их как стимул в верботональной и речевой аудиометрии. Поскольку слог «оптимален» для своей частотной области, ответ пациента на пороге для данного стимула показывает его чувствительность не только к данному слогу, но и к данной частотной области. Если порог для слога значительно лучше, чем порог для чистого тона, то у пациента есть возможность понимать речь через свою «оптимальную» частотную область. Наоборот, если его порог для слога хуже, чем порог для чистого тона, у пациента могут возникнуть трудности в понимании речи при использовании данной частотной области (табл. 2).
Обследование проводится с помощью аудиометра и включения аудиокассеты или компакт-диска. На записи слог без значения — му-му, шу-шу, си-си. Данная фонетическая структура содержит частоту, усиление, время. Место, где наиболее хорошая разборчивость, является оптимальным слуховым полем для данного пациента. Речевая аудиометрия Речевая аудиометрия — высший уровень слухового восприятия (корковый уровень). Она показывает разборчивость речи в зависимости от усиления. Речевая аудиометрия показывает процент восприятия речевого материала на определённом усилении. Ребёнку предъявляется записанный диктором речевой материал, слова не связаны по смыслу, между словами пауза, чтобы ребёнок услышал и проговорил слово. Можно слушать через наушники и в свободном поле с аппаратами и без аппаратов. Вы, наверное, замечали что, имея одинаковую аудиограм-му, люди слышат по-разному. Поэтому для правильного подбора слухового аппарата и организации правильной реабилитации необходимо проведение функциональной диагностики, определяющей, как человек может слушать с данными остатками слуха. Интеграционное время. Одна из основных характеристик слухового восприятия — временная характеристика или интеграционное время восприятия. Например, при нарушении слуха и слуховосприятия на фоне сосудистых изменений головного мозга (пресбиакузия) нарушается разборчивость из-за продлённости интеграционного времени восприятия. Человек с нормальным слухом воспринимает речь со скоростью 5 слогов в секунду, при пресбиакузии скорость снижается почти в 2 раза. Данная проблема часто встречается и у детей со сниженным слухом. Многие педагоги замечают, что ребёнок не воспринимает нормальный темп речи. Для восприятия ему необходимо замедлять речь (нельзя путать с членением слов на слоги — «рубленная» речь со стороны педагога недопустима). Специалист, проводящий функциональную диагностику, может сделать вывод о необходимости коррекции интеграционного времени в процессе всех предыдущих обследований. Детям, имеющим проблемы с интеграционным временем, необходима перед слухопротезированием специальная терапия. Проводя коррекционные занятия, педагог постепенно увеличивает скорость произношения, приближая её к норме. В заключении обследования специалист по функциональной диагностике делает заключение о состоянии речи ребёнка и даёт рекомендации по дальнейшей реабилитации. ГЛАВА 4 СПЛ-метр Г50 СПЛ-метр Г50 - прибор для измерения уровня звукового давления (дБ УЗД (dB SPL)) на ухо пациента (рис. 8). Измерительные микрофоны вмонтированы в головные стереонаушники. Имеет возможность измерения громкости речи при реабилитации лиц с кохлеарным имплантом. Может подключаться ко всем представленным аппаратам.
Аппарат «РЕВЕР-4Е» При проведении функциональной диагностики и кор-рекционных занятий с пациентами, которым наличие реверберации резко снижает разборчивость воспринимаемой речи, к «Верботону Г20» может подсоединяться аппарат «РЕВЕР-4Е», который используется для создания переменного искусственного эха. Аппарат позволяет при проведении коррекционных занятий постепенно увеличивать эффект реверберации от 0,2 до 2,2 м/с (рис. 9). Вибрационный стол Подключается к аппаратам «Верботон Г10» и «Верботон Г20». Предназначен для начала реабилитации (вибротактильная фаза) (рис. 10). Шумогенератор WN98 Предназначен для терапии уровня шума в ушах (рис. 12). «Верботон Г30Л» Используется для индивидуальной терапии речевых расстройств, а также для обучения иностранным языкам (рис. 13). В нём семь независимых каналов, которые включают следующее: · линейная трансмиссия частот (0,5-20000 Гц); · низкопропускной фильтр от 320 Гц и ниже; · высокопропускной фильтр от 3200 Гц и выше; · четыре поясных фильтра, каждый из которых переносит 1/3, 1/2 октавы и 1 октаву, а также широкий спектр центральных частот (8-8000 Гц). Аппарат может быть использован в логопедической работе для исправления произношения звуков, а также при изучении иностранных языков для формирования правильного произношения. С низкопропускным фильтром ученик слышит ритм и интонацию изучаемого языка. Высокопропускной фильтр добавляется для достижения большего напряжения в произношении и восприятии. Когда учащийся научится имитировать ритм и интонацию, преподаватель переходит на средние частоты для развития правильной артикуляции и восприятия звуков речи языка. Затем линейное слушание готовит учащегося к свободному общению. Поясные фильтры усиливают фонемы, которые учащийся воспринимает. Аппарат используется для изучения иностранного языка и в реабилитации пациентов с дефектами речи. «Верботон Г30» может быть использован для работы над дислексией и дисграфией, а также с пациентами, имеющими диагноз «афазия». Для мобильности перемещения была разработана переносная модель «Верботон ГЗО LP» в чемоданчике (рис. 14). «ДИГИДЕЛ 2000» и новая модификация «ДИГИДЕЛ 5000» Это сложный электроакустический аппарат, который делает возможным синхронную спектральную и временную модификацию слуховой обратной связи (рис. 15). Аппарат успешно применяется в терапии заикания и афазии, а так же для реабилитации слушания и, особенно, для развития слуха и речи лиц с искусственной улиткой. Для модификации временной последовательности «ДИГИДЕЛ 5000» имеет один прямой (без временной задержки) канал и два независимых канала с задержкой во времени. Для спектральной модификации существуют каналы: линейный (нефильтрованный) канал, низкопропускной фильтр и высокопропускной фильтр. С помощью специального суммирующего усилителя и соответствующих выключателей на передней панели аппарата возможно осуществить большое количество комбинаций для синхронной временной и спектральной модификации слуховой обратной связи.
Для спектральной модификации ДИГИДЕЛ 5000 оснащен низкопропускным фильтром, которым можно выбрать одну из двух частот среза (300 или 600 Гц) и высокопропускным фильтром, которым также можно выбрать одну из двух частот среза (2400 или 4800 Гц). Наклон приглушения частотных характеристик обоих фильтров неизменяем и составляет 40 дБ/октаву. Для модификации временной последовательности речевого сигнала ДИГИДЕЛ 5000 имеет два независимых канала для задержки во времени. На каждом из каналов можно изменить время задержки в интервале от 0 до 2500 мс. Время для каждого канала устанавливается отдельно с помощью кнопки «UP» («Вверх») и «DOWN» («Вниз») и принадлежащего ему цифрового индикатора, калибрированного в «мс». Минимальный шаг установки задержки составляет 0,1 мс. Комплексная модификация слуховой обратной связи, осуществленная аппаратом ДИГИДЕЛ 5000, очень результативна в терапии заикания. Моментальные результаты весьма импрессивны, но соответствующая методология и упражнения дают значительный долгосрочный эффект. Типичный пример комплексной модифицированной слуховой обратной связи: речевой сигнал, подаваемый через микрофон, задерживается первым каналом примерно на 100 мс и фильтруется низкопропускным фильтром частоты среза в 300 Гц. Другим каналом тот же речевой сигнал задерживается примерно на 200 мс и фильтруется высокопропускным фильтром частоты среза в 4800 Гц. Сигналы с обоих приведенных каналов мешаются в суммовом усилителе и проводятся через наушники как комплексно модифицированная слуховая обратная связь. Для максимального результата в терапии заикания необходимо индивидуально настроить приведенное время запоздания (задержки) на оптимальную величину. Интересно, что упомянутое время запоздания речевого сигнала не вызывает новые нарушения речи, имея в виду, что из-за фильтрования слушается только внеречевая область спектра. Каналы для запоздания могут соединяться серийно (один за другим), таким образом, что для первого канала достигается максимальное запоздание от 2500 мс, а для другого — двукратная величина, 5000 мс (5 с). В том модусе ДИГИДЕЛ 5000 употребляем как очень практичный автоматический репродуктор речевого сигнала, который может успешно применяться при самоупражнении лиц с речевыми трудностями и лиц с искусственной улиткой. При этом максимальная продолжительность снимка составляет 5 с, а используется линейный (нефильтрованный) канал. Сам процесс запоздания осуществляется с помощью двух независимых DSP-модулей (Digital Signal Processing) очень высокого электроакустического качества. Частотный диапазон - от 20 Гц до 20 кГц, а отношение сигнал-шум больше 80 дБ. Пользование аппаратом «ДИГИДЕЛ 5000» облегчает простой дизайн командной панели. Поэтому «ДИГИДЕЛ 5000» является очень мощным инструментом в ежедневной логопедической практике. Из-за очень богатых функциональных свойств ДИГИДЕЛ 5000 — большая помощь при исследованиях в областях лингвистики, аудиологии, фонетики, фониатрии и реабилитации слушания, а также в практической работе при коррекции дислексии и заикания. Аппарат «Верботон ВТ15» Индивидуальный переносной аппарат для развития слушания и речи в школе и в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения слуха и детьми с кохлеарным им-плантом (рис. 16). Вибротактильная фаза Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положение стало широко использоваться в верботональном методе. Мать носит грудного ребёнка на руках, прижимает его к груди и ласково с ним разговаривает, ребёнку приятно, он чувствует вибрацию голосовых органов матери, ощущает звук её голоса всем телом. Так начинается первая реабилитация маленького ребёнка с нарушением слуха. Верботональный метод большое значение в реабилитации ребёнка с нарушением слуха придаёт семье, работе родителей. Основополагающее положение при реабилитации глухих и слабослышащих детей по верботональному методу - «не может быть такой потери слуха, при которой не было бы хоть маленьких остатков, которые можно использовать при реабилитации». Развить, расширить этот островок — основная задача реабилитатора.
Первая фаза реабилитации маленького глухого ребёнка — вибротактилъная — предполагает использование вибратора и/или вибрационной доски, низких частот, восприятия звуков всем телом. В этот период большое внимание уделяется развитию моторики тела, умению чувствовать своё тело и владеть им (напряжение-расслабление). Мы уже говорили о большом значении вестибулярного аппарата в реабилитации слушания. Раздражая вестибулярный орган, мы влияем на слух. Коррекция вестибулярного чувства начинается с первых дней реабилитации. Большое внимание уделяется развитию у детей ориентации в просторе. Начинается реабилитация с использования относительно сохранных низких частот и работой над ритмом, темпом, интонацией. В начале реабилитации ведётся работа по адаптации ребёнка к речевому и слуховому статусу. Работа зависит от уровня психофизического развития ребёнка и его возможностей. Необходимо установление социально-эмоционального контакта с ребёнком, вызывание интереса к коммуникативной игре, сотрудничеству. Развитие способностей концентрации, внимания и поощрение других психомоторных способностей. Задачи первого года реабилитации: • формирование и закрепление реакции на звуковой сигнал, производимый каким-то предметом или голосом «есть звук — нет звука»; • дифференциация звуков и определение направления звука; • дифференциация интенсивности звукового сигнала (громко - тихо); • манипулирование звучащими предметами: много — один, много — два (бубен, барабан, палочки и др.); • вызывание природного голоса без напряжения, усиления, нормального по силе, высоте, тембру и его закрепление; • стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и открытие своих новых способностей; • развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию; • стимуляция детей к играм, которые имеют ритм; • драматизация различных ситуаций, сопровождающихся высказываниями, имеющими аффективно-интонационную форму; • обучение ребёнка игре; • соотнесение первых слов с предметами; • понимание вопросов и различение их на слух «Кто?», «Что?». Первая ступень развития речи неслышащего ребёнка - до-речевая, которая может продлиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от возраста ребёнка, времени реабилитации, частоты посещения занятий, среды, в которой живёт ребёнок. В каком бы возрасте не начиналась реабилитация, дорече-вую фазу пропускать нельзя. Основные этапы доречевой фазы: 1) вызывание физиологического крика (плач, смех, возглас...); 2) вызывание поэтического расположения ребёнка (напе-вание, качание ребёнка); 3) 3) вызывание эмоционально-аффективного состояния (смех, радость, веселье, обида...); 4) игры голосовыми органами; 5) коммуникация с окружающими голосом. В период вибротактилъной фазы проведение занятий на вибростоле, подключенном к звукоусиливающей аппаратуре «Верботон Г10», имеет несколько этапов: • занятия на вибростоле без наушников и слуховых аппаратов; • занятия со слуховыми аппаратами; • занятия на вибростоле с использованием наушников. А также необходимо проводить игры в просторе со слуховыми аппаратами и без них. Постановка первых вопросов
В контексте игры дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям и постановке вопросов: «ааааааа?» — что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав?» — «Где собака?» или «Это собака?», «Ба?» — «Хочешь ты меня поцеловать?» или «Могу я тебя поцеловать?» Эти же речевые выражения в другой конкретной ситуации могут нести другие понятия. Так «аааа», «ууууу», «брррр», «оп» могут обозначать: «Дай мне самолёт, поезд, машину, коня» или «Как они звучат?». Предлагаем первые фонетические иллюстрации для детей: Продолжительность начального этапа реабилитации и вибротактильной фазы может быть разной, это будет зависеть от темпа усвоения ребёнком материала, что связано с состоянием слуха, интеллекта, психологических особенностей ребёнка и его контакта с педагогом, участия семьи в реабилитации. Когда маленький ребёнок, сидя на вибростоле или с вибратором в руке, научится различать наличие звука, слушать речь педагога и товарищей, сможет различать простые ритмические структуры (один — много), передавать интонацию, различать первые лепетные слова и слоги, а затем простые слова (тут, там, папа, мама, вода, дом) - можно сказать, что вибротактильная фаза обучения закончена. Обычно она продолжается от 3-х до 6-ти месяцев. Второй год реабилитации Задачи второго года обучения: 1. Научить воспринимать и воспроизводить ритмические структуры из 2—3-х слогов. 2. Структурировать трёхсложные предложения. 3. Учить слушать и передавать интонацию голоса (считалки, стихи, песенки). 4. Понимать и отвечать на вопросы «Как?», «Какой?», «Какая?». 5. Употреблять в речи местоимения «Я», «Ты» и глаголы в соответствующем лице настоящего времени. Фонетическая прогрессия В первую очередь на втором году обучения берём слова для закрепления ранее изученных звуков, а также новые звуки: и, к, ш, г, х, с, ньи ль — пробуем получить хорошее произношение в слогах, в односложных и двусложных словах. Звук «И» можно связать с плачем, вкусом лимона, восклицанием боли, писком (пи-пи-пи), или некоторыми словами (Иван, пить...). Звук «К» — с кудахтаньем (ко-ко-ко), кашлем или словами (кака, каша, кап-кап, кот). Звук «X» вызывается с помощью имитации полоскания горла, хрипа и разных слов, в которые входит звук «X» (хоп, ха-ха-ха и т.д.). Звук «Г» связываем с гоготом гуся (га-га) или голубя (гу-гу), или слов (голова, нога, год, гусь). Звук «Ш» — из шума воды, восклицания: «Кыш!», слов (шуба, шапка, каша). Звук «Н» (мягкое) — от детского «ням-ням» и слов (Соня, Таня, конь, день и т.д.). Звук «Л» (мягкое) — от люкания (лю-ля, лю-ля) и слов (люди, поле, лес, лиса, Лиля, Люда, Лида, Люба). Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков используется фонетическая ритмика, на которой дети слушают звуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в которые входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук). Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум). В произнесении звуков «К» и «Г» поможет положение между двумя «А». Представляемая фонетическая прогрессия не является строго определённой. Она приблизительна и не в коем случае не должна влиять на развитие спонтанной речи ребёнка, на его желание и потребность говорить и понимать обращенную речь. Нет никакого строгого правила, педагог сам, в зависимости от тяжести нарушения, возможностей и интереса ребёнка, определяет чему его учить. Ребёнку необходимо выражать свои потребности, хотя высказывания могут включать звуки, которые он ещё не очень хорошо произносит, главное, чтобы выражение имело в целом хорошую ритмико-интонационную форму. Важно всегда обращать внимание и давать образец правильного произношения. Очень важно основываться на развитии слухового восприятия, чтобы заложить основу природной и естественной речи. Хуже реабилитируются дети, имеющие хорошее изолированное произношение звуков, но не успевающие воспринимать и понимать обращенную к ним речь из-за того, что не имеют хорошо развитой просодии (ритма, интонации). Как только ребёнок начинает хорошо произносить гласные и слоги с ними, начинаем работу на различение на слух просодических качеств (усиление, ударение, ритм, темп, интонация, высота тона и пауза).
Лингвистическая прогрессия Второй год реабилитации является этапом, на котором требуется научить ребёнка употреблять речевые выражения — морфологически и синтаксически правильно строить предложения. Природный жест, крик, восклицание и ономатопию ребёнок использует, желая пополнить или заменить слово. Так, используя выражения: «Ляля ииии!» «Мяу-мяу ап!» «Пи-пи-пина!» «Ляля пи-пи». «Мишка ам?» «Вова пссс!» «Лампа бум», которыми ребёнок пользуется в начале второго года обучения, постепенно заменяем на предложения: «Кошка прыгает». «Птичка, вот крупа». «Мишка ест мёд?» «Вова спит». «Лампа упала». Словарь обогащается и расширяется за счёт введения новых вопросов и вопросительных предложений. Так устанавливаются разные взаимосвязи: действие и кто это действие производит, не только объект, но и средство и способ действия, чем действует и т.д. Учим глаголам, которые употребляются в первом и третьем лице единственного лица, постепенно употребляем их и в остальных лицах единственного и множественного числа. В речи все они употребляются в сочетании с определённым субъектом, объектом, признаком, предметом, используются для обозначения места, времени, количества и способа. Понимание изречения даёт не само его употребление, а употребление его в соответствии с определённой ситуацией (действие, движение и аффективные невербальные выражения), только через эти структуры ребёнок начинает понимать и употреблять их. Усвоение новых слов зависит не только от речевых способностей ребёнка, от богатства его речи, но и от умения использовать в соответствующей ситуации. Создание ситуации, в которой ребёнку необходимо сопроводить действие определённым выражением, знакомит ребёнка с новым значением и закрепляет его. Составлению предложений и упражнению в речи очень помогает диалог. Ребёнок учится понимать разные вопросы и ответы на них, самостоятельно их составлять и употреблять. При этом часто в вопросе, который мы задаём, заключается помощь для ответа на него. Иногда сказав одно слово, затем повторив и поставив вместе с педагогом вопрос к нему, ребёнок может составить грамматически правильное предложение. Вначале очень важно, как педагог ставит вопрос. Можно спросить так: Авто и «ГДЕ?» показать природным жестом, чтобы ребёнок ответил «ТУТ». А затем проговариваем полностью предложение. Так, например, показываем картинку, на которой Вова ест яйцо. Закрываем яйцо и спрашиваем: «Вова ест...», изображаем мимикой лица, движением плечей и рук вопрос, указывая на то, что закрыто. Ребёнок отвечает: «Яйцо». Если не знает, мы ему помогаем — «Вова ест мясо? Нет! Вова ест суп? Нет! Яйцо? Да!» После этого показываем и проговариваем предложение: «Вова ест яйцо». Также, показывая другие картинки, спрашиваем: «У мамы...?» «Ляля пьёт...?» «Папа несёт...?», чтобы ребёнок, глядя на картинку и определяя, что мы закрыли, ответил: «дочка», «воду»
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.5.164 (0.016 с.) |