Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в верботональный метод

Поиск

От автора

Российская сурдопедагогика прошла интересный и пло­дотворный путь развития и имеет хорошие исторические традиции. Во всём мире известны такие имена российских учёных и педагогов как Н.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Л.С. Выгот­ский, А.Р. Лурия, Л.В. Нейман, Б.Д. Корсунская, С.А. Зы­ков, Э.И. Леонгард и многих других.

Наши сурдопедагоги всегда стремились к тому, чтобы не только привить глухим детям словесную речь в письменном и жестовом виде, но и обязательно научить их устной речи, без которой невозможны коммуникация и социальная адап­тация. Так профессор Младен Ловрич из Центра «СУВАГ» (Загреб, Хорватия) обоснованно полагает, что если объеди­нить «опыт, накопленный российскими сурдопедагогами и верботональный метод, можно добиться очень высоких ре­зультатов в обучении детей с нарушенным слухом...»

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррек­ции для детей с нарушением слуха Зеленоградского адми­нистративного округа города Москвы уже более 10 лет использует верботональный метод в реабилитации и обучении детей с нарушением слуха. Автор данной системы обучения хорватский академик Петар Губерина. Эффективность ис­пользования данного метода подтверждается успехами на­ших детей, которые отличаются раскрепощённостью, эмоци­ональностью, свободно вступают в контакт с окружающими, любознательны и активны. Взяться за написание пособия по верботональному методу меня вынудили ряд моментов.

Во-первых, (в январе 2005 года) на 91-м году ушёл из жиз­ни основоположник верботональной системы, лингвист и фоне-тик с мировым именем хорватский академик Петар Губерина. В знак признательности академику Губерине, которого считаю своим учителем, и всем специалистам Центра-Поликлиники «СУВАГ», которую он возглавлял на протяжении многих лет, мой долг познакомить российских специалистов с теоретически­ми и практическими наработками по верботональному методу.

Во-вторых, родители детей с нарушением слуха не имеют достаточной информации о различных подходах и методах реабилитации и социальной адаптации глухих и слабослы­шащих детей. Все методики обучения имеют свои положительные стороны и свои проблемы, но выбор всегда остаётся за родителями. Только активное участие всей семьи в реаби­литации маленького глухого ребёнка может дать желаемый результат. Дать родителям объективную информацию о вер-ботональном методе одна из задач этой публикации.

В-третьих, верботональный метод получает в России всё большее распространение. К сожалению, лишь незначитель­ная часть специалистов имеет возможность пройти полный курс обучения в хорватском Центре «СУВАГ» (Загреб), и по­скольку методическая литература на русском языке практи­чески отсутствует, нередки частые ошибки при использова­нии метода. Последнее время многие педагоги стали исполь­зовать отдельные технологические приёмы данного метода (фонетическая ритмика, аудиовизуальный курс и др.), но по­лучить желаемый результат, возможно лишь следуя системе обучения в целом.

Откликаясь на многочисленные просьбы сурдопедагогов, я решила попробовать систематизировать свои теоретиче­ские знания и накопленный практический опыт по данной методике.

За полученные знания в реабилитации детей с нарушения­ми слуха хочется выразить большую благодарность всем спе­циалистам Поликлиники «СУВАГ». Особую благодарность выражаю профессору Младену Ловричу, сделавшему очень много для распространения верботонального метода в России, а также профессору Владимиру Козине — за его многолетний труд в технической разработке и совершенствовании акусти­ческой аппаратуры.

Спасибо моим коллегам, посвятившим жизнь реабилита­ции и обучению детей с нарушениями слуха и постоянно находящимся в творческом поиске, за предоставленные ими практические материалы.

В их числе Л.Н. Оноприенко, Н.Н. Глушкова, М.Н. Григорьянц, Л.В. Соколина, Е.В. Табрина, К.М. Тонян, И.И. Чер­нуха.

Директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Лауреат премии Правительства Москвы в обла­сти образования, Победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2004», «Почётный работник общего образования РФ», кавалер «Ордена Дружбы», Лауреат Московского регио­нального проекта «Профессиональная команда страны»

Руленкова Людмила Ивановна.

ГЛАВА 1

Об авторе верботонального метода академике Петаре Губерине

Петар Губерина родился в древ­нем городке Средней Долматии Ши-бенике (Хорватия) 22 мая 1913 года. Он был десятым ребёнком в кре­стьянской семье Ивана и Катарины Губериных. Будучи гимназистом, Петар проявлял и музыкальный та­лант: играл на органе в известном Шибеницком соборе. По окончании гимназии Губерина стал студентом факультета французского и латинского языков в Университе­те в Загребе. Как особо талантливый студент, после третьего курса продолжил учёбу в Сорбонском Университете в Пари­же. Вскоре, после переезда в Париж, он и двое его товарищей: великий негритянский поэт, будущий первый Президент Се­негала Леопольд Сенгор и Айме Сезер с острова Мартиники, написали научную работу о негритянской поэзии на француз­ском и английском языках.

Свою научную работу он начал ещё в 1937 году исследо­ваниями латинского языка, войдя в состав Женевской линг­вистической школы Шарля Баллия. А в 26 лет уже получил звание доктора наук в Университете Сорбонны.

С 1941 года Петар Губерина включается в народно-освободительное движение против фашизма. С 1945 года он представитель югославского Красного Креста в Женеве. С 1947 по 1951 год работал в Министерстве иностранных дел Югославии, был советником в Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1951 году Губерина принял от своего учителя профессора Петера Скока руководство кафедрой романистики Загребско-го университета. В Загребе он продолжил исследования в об­ласти звука и патологии слуха. В книге «Звук и движение в языке», опубликованной в 1952 году, Губерина дал анализ и глубокое определение акустической и зрительной ценности разговорной речи.

В 1953 году была открыта экспериментальная секция в от­деле филологии Югославской Академии Наук, в 1954 году он создаёт фонетико-философский факультет в Загребском уни­верситете. С 1965 по 1985 год Петар Губерина полноправный член Академии Наук и член Совета Республики.

Губерина занимался изучением общелингвистических про­блем — звук и движение в языке, ритм и ономатопия и т.д. Он не ограничивался исследованием речи только как средства коммуникации, но и рассматривал язык как художественное средство воплощения различных сфер искусства (театр, лите­ратура, перевод), которым он давал научную основу.

П.Губерина в течение ряда лет работал в лабораториях экспериментальной фонетики в Милане и в Париже, где он исследовал особенности интонации, роль усиления и мимики в человеческой речи. Специальное исследование он посвятил высоте и разборчивости звуков и на основе его результатов составил список слов для обследования слуха. Ему принад­лежит учебник, снабжённый пластинкой, демонстрирующей разные приёмы работы по работе над произношением и ин­тонацией при художественном чтении. В дальнейшем это послужило основой изучения особенностей произношения в различных иностранных языках. Своими исследованиями диалекта острова Суска Губерина внёс много нового в диалек­тологию как науку. Ему удалось вывести проблему патологии слуха на уровень фонетических исследований и на основе экспериментальной фонетики разработать основные подходы к исследованию слуха. В результате впервые был сконструи­рован верботональный аудиометр.

В результате научных исследований и практической рабо­ты в области речевой коммуникации П. Губерина разработал верботональный метод реабилитации людей, имеющих нару­шения слуха и речи. Первые результаты своих эксперимен­тальных исследований, теоретические основы и возможности применения метода профессор Губерина представил между­народным научным кругам в 1954 году. С этого времени и до сегодняшнего дня верботональная система и её применение развиваются, обогащаются и распространяются, основыва­ясь на положениях о неразрывной взаимосвязи двуединств «человек — речь/язык» и «речь — слушание». Речь — есте­ственная коммуникативная потребность человека, а слуша­ние — важнейшая предпосылка речи.

В 1961 году в Загребе, по инициативе академика П. Губе-рины, был основан Центр «СУВАГ» с целью практического применения верботональной системы. На протяжении мно­гих лет он был директором и, до конца своих дней, научным руководителем этого уникального учреждения. Специалисты многих стран, в том числе и России, прошли обучение в Цен­тре «СУВАГ».

Научные интересы академика Губерины чрезвычайно многогранны: психофилософия, лингвистика, романистика, фонетика и экспериментальная фонетика, развитие языка, речевая коммуникация, изучение иностранных языков, ау­диовизуальный глобально-структуральный метод, нейрофизиология, патология слуха и слушания, аудиология, верботональная теория и методика, реабилитация слуха и слушания, реабилитация слепоглухих, фониатрия, патология речи, ло­гопедия, реабилитация афазии, электроакустика, слуховые аппараты, телефоническая коммуникация и многое другое.

Заслуги хорватского академика получили высочайшее признание во всём мире.

 

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

Отоакустическая эмиссия

В настоящее время всё чаще проводится исследование — отоакустическая эмиссия (ЕОАЕ), которое основано на спо­собности активного восприятия улиткой внутреннего уха слуховых раздражителей и их усилений. Это обследование недорогое, непродолжительное по времени (около 5 минут), автоматизированное и достаточно чувствительное. Метод даёт представление об активности наружных волосковых клеток Кортиева органа улитки и обследует только малую часть слу­хового пути, а ретрокохлеарные нарушения не устанавлива­ет. Таким образом, отсутствие или наличие эмиссии позволя­ет лучше и точнее установить локализацию патологического процесса при нарушении слуха.

Остановимся подробнее на диагностике слуховой функции.

Аудиометрия с помощью слуховых вызванных потенциа­лов в настоящее время является наиболее объективным мето­дом ранней диагностики порога чувствительности слуха, т. е. определения степени нарушения слуховой функции. Из всех слуховых вызванных потенциалов в практике объективной аудиометрии чаще применяются коротколатентные и средне-латентные. Расширенный метод с использованием разных раздражителей, комбинация различных групп эвоцирован-ных потенциалов позволяют достаточно достоверно предста­вить форму аудиометрической прямой порога слуха. Степень поражения и место локализации патологического процесса изолированно для каждого уха. Данный вид обследования используется и как метод скрининга, и как диагностический метод.

Существует три вида аудиометрии: тональная, вербото­нальная и речевая аудиометрия.

Тональная аудиометрия

Аудиометрия исследует порог слуха чистым тоном.

Родителям и сурдопедагогам необходимо учитывать, что точность и объективность аудиограммы зависит от многих причин: точной калибровки аудиометра, самочувствия ре­бёнка, настроения пациента во время снятия аудиограммы, его контакта с врачом, отсутствия в данный момент воспали­тельного процесса в среднем ухе, даже времени суток (к вече­ру снижается работоспособность и внимание) и т.д. Поэтому для сравнения и уточнения необходимо сделать несколько аудиограмм.

Диагностическое обследование проводится врачом-сурдо-логом на стационарном клиническом аудиометре. Совре­менные аудиометры позволяют измерить пороги слуха при воздушном проведении от 125 до 16000 Гц с максимальной интенсивностью по частотам 120 дБ.

При аудиометрическом обследовании можно определить наличие порога дискомфорта и порог боли (120 дБ - порог дискомфорта и 140 дБ - порог боли).

Необходимо провести и обследование костной проводимости, так как соотношение порогов воздушной и костной прово­ди мости указывает на наличие или отсутствие кондуктивной тугоухости, или её смешанного типа. Костная проводимость исследуется вибратором.

Важно отношение между воздушной и костной проводи­мостью.

Для определения степени снижения слуха берутся 3 клю­чевые точки: 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц. Усиление в децибелах, соответствующее каждой частоте, складывается и делится На три. Например, (70+75+85): 3 = 77дБ. После 2001 года в Международной классификации принято брать ещё четвёр­тую точку 4000 Гц и соответственно тогда делится сумма на 4 (табл. 1).

Если установлено, что у пациента снижен слух, ему прово­дят тестирование соответствующим верботональным тестом.

Верботональная аудиометрия

Исследование слухового восприятия на субкортикальном (подкорковом) уровне. Некоторые маленькие дети, с рожде­ния глухие, не могут реагировать на верботональный тест, пока с ними не проведены определённые занятия. Для них начинается реабилитация после проведения стандартной ау­диометрии, а верботональный тест будет проведён, когда это будет возможно. Цель этого тестирования - определить чув­ствительность пациента к речи и проверить его способность понимать речь. Кроме того, данный тест помогает планиро­вать правильную реабилитацию и оценить её прогрессию.

Академик Губерина провёл определённые исследования. Он пропускал гласные и согласные через октавные фильтры и просил людей с нормальным слухом идентифицировать их. Губерина обратил внимание, что отдельные звуки легко рас­познаются на специфических октавных областях. Когда слог (согласный-гласный) пропускается через частотную зону вне его оптимальной области, он воспринимается как некая другая комбинация согласного и гласного. П. Губерина выбрал опти­мальные октавы для определённых сочетаний согласных и глас­ных и использовал их как стимул в верботональной и речевой аудиометрии. Поскольку слог «оптимален» для своей частотной области, ответ пациента на пороге для данного стимула показы­вает его чувствительность не только к данному слогу, но и к дан­ной частотной области. Если порог для слога значительно луч­ше, чем порог для чистого тона, то у пациента есть возможность понимать речь через свою «оптимальную» частотную область. Наоборот, если его порог для слога хуже, чем порог для чистого тона, у пациента могут возникнуть трудности в понимании речи при использовании данной частотной области (табл. 2).

Обследование проводится с помощью аудиометра и вклю­чения аудиокассеты или компакт-диска. На записи слог без значения — му-му, шу-шу, си-си.

Данная фонетическая структура содержит частоту, усиле­ние, время. Место, где наиболее хорошая разборчивость, явля­ется оптимальным слуховым полем для данного пациента.

Речевая аудиометрия

Речевая аудиометрия — высший уровень слухового вос­приятия (корковый уровень). Она показывает разборчивость речи в зависимости от усиления. Речевая аудиометрия пока­зывает процент восприятия речевого материала на определён­ном усилении. Ребёнку предъявляется записанный диктором речевой материал, слова не связаны по смыслу, между словами пауза, чтобы ребёнок услышал и проговорил слово. Можно слушать через наушники и в свободном поле с аппаратами и без аппаратов.

Вы, наверное, замечали что, имея одинаковую аудиограм-му, люди слышат по-разному. Поэтому для правильного под­бора слухового аппарата и организации правильной реабили­тации необходимо проведение функциональной диагностики, определяющей, как человек может слушать с данными остат­ками слуха.

Интеграционное время.

Одна из основных характеристик слухового восприятия — временная характеристика или интеграционное время вос­приятия. Например, при нарушении слуха и слуховосприятия на фоне сосудистых изменений головного мозга (пресбиакузия) нарушается разборчивость из-за продлённости ин­теграционного времени восприятия. Человек с нормальным слухом воспринимает речь со скоростью 5 слогов в секунду, при пресбиакузии скорость снижается почти в 2 раза.

Данная проблема часто встречается и у детей со сниженным слухом. Многие педагоги замечают, что ребёнок не восприни­мает нормальный темп речи. Для восприятия ему необходимо замедлять речь (нельзя путать с членением слов на слоги — «рубленная» речь со стороны педагога недопустима). Спе­циалист, проводящий функциональную диагностику, может сделать вывод о необходимости коррекции интеграционного времени в процессе всех предыдущих обследований. Детям, имеющим проблемы с интеграционным временем, необходи­ма перед слухопротезированием специальная терапия. Про­водя коррекционные занятия, педагог постепенно увеличива­ет скорость произношения, приближая её к норме.

В заключении обследования специалист по функциональ­ной диагностике делает заключение о состоянии речи ребёнка и даёт рекомендации по дальнейшей реабилитации.

ГЛАВА 4

СПЛ-метр Г50

СПЛ-метр Г50 - прибор для измерения уровня звукового давления (дБ УЗД (dB SPL)) на ухо пациента (рис. 8).

Измерительные микрофоны вмонтированы в головные стереонаушники. Имеет возможность измерения громкости речи при реабилитации лиц с кохлеарным имплантом. Может подключаться ко всем представленным аппаратам.

 

Аппарат «РЕВЕР-4Е»

При проведении функциональной диагностики и кор-рекционных занятий с пациентами, которым наличие ре­верберации резко снижает разборчивость воспринимаемой речи, к «Верботону Г20» может подсоединяться аппарат «РЕВЕР-4Е», который используется для создания перемен­ного искусственного эха. Аппарат позволяет при проведении коррекционных занятий постепенно увеличивать эффект ре­верберации от 0,2 до 2,2 м/с (рис. 9).

Вибрационный стол

Подключается к аппаратам «Верботон Г10» и «Верботон Г20». Предназначен для начала реабилитации (вибротак­тильная фаза) (рис. 10).

Шумогенератор WN98

Предназначен для терапии уровня шума в ушах (рис. 12).

«Верботон Г30Л»

Используется для индивидуальной терапии речевых рас­стройств, а также для обучения иностранным языкам (рис. 13).

В нём семь независимых каналов, которые включают сле­дующее:

· линейная трансмиссия частот (0,5-20000 Гц);

· низкопропускной фильтр от 320 Гц и ниже;

· высокопропускной фильтр от 3200 Гц и выше;

· четыре поясных фильтра, каждый из которых переносит 1/3, 1/2 октавы и 1 октаву, а также широкий спектр центральных частот (8-8000 Гц).

Аппарат может быть использован в логопедической работе для исправления произношения звуков, а также при изуче­нии иностранных языков для формирования правильного произношения.

С низкопропускным фильтром ученик слышит ритм и ин­тонацию изучаемого языка. Высокопропускной фильтр до­бавляется для достижения большего напряжения в произно­шении и восприятии. Когда учащийся научится имитировать ритм и интонацию, преподаватель переходит на средние ча­стоты для развития правильной артикуляции и восприятия звуков речи языка. Затем линейное слушание готовит уча­щегося к свободному общению. Поясные фильтры усиливают фонемы, которые учащийся воспринимает. Аппарат исполь­зуется для изучения иностранного языка и в реабилитации пациентов с дефектами речи.

«Верботон Г30» может быть использован для работы над дислексией и дисграфией, а также с пациентами, имеющими диагноз «афазия».

Для мобильности перемещения была разработана перенос­ная модель «Верботон ГЗО LP» в чемоданчике (рис. 14).

«ДИГИДЕЛ 2000» и новая модификация «ДИГИДЕЛ 5000»

Это сложный электроакустический аппарат, который де­лает возможным синхронную спектральную и временную мо­дификацию слуховой обратной связи (рис. 15).

Аппарат успешно применяется в терапии заикания и афа­зии, а так же для реабилитации слушания и, особенно, для развития слуха и речи лиц с искусственной улиткой.

Для модификации временной последовательности «ДИГИ­ДЕЛ 5000» имеет один прямой (без временной задержки) канал и два независимых канала с задержкой во времени. Для спектральной модификации существуют каналы: ли­нейный (нефильтрованный) канал, низкопропускной фильтр и высокопропускной фильтр. С помощью специального сум­мирующего усилителя и соответствующих выключателей на передней панели аппарата возможно осуществить большое количество комбинаций для синхронной временной и спек­тральной модификации слуховой обратной связи.

 

Для спектральной модификации ДИГИДЕЛ 5000 оснащен низкопропускным фильтром, которым можно выбрать одну из двух частот среза (300 или 600 Гц) и высокопропускным фильтром, которым также можно выбрать одну из двух ча­стот среза (2400 или 4800 Гц). Наклон приглушения частот­ных характеристик обоих фильтров неизменяем и составляет 40 дБ/октаву.

Для модификации временной последовательности речево­го сигнала ДИГИДЕЛ 5000 имеет два независимых канала для задержки во времени. На каждом из каналов можно из­менить время задержки в интервале от 0 до 2500 мс. Время для каждого канала устанавливается отдельно с помощью кнопки «UP» («Вверх») и «DOWN» («Вниз») и принадлежа­щего ему цифрового индикатора, калибрированного в «мс». Минимальный шаг установки задержки составляет 0,1 мс.

Комплексная модификация слуховой обратной связи, осу­ществленная аппаратом ДИГИДЕЛ 5000, очень результатив­на в терапии заикания. Моментальные результаты весьма импрессивны, но соответствующая методология и упражне­ния дают значительный долгосрочный эффект. Типичный пример комплексной модифицированной слуховой обратной связи: речевой сигнал, подаваемый через микрофон, задер­живается первым каналом примерно на 100 мс и фильтруется низкопропускным фильтром частоты среза в 300 Гц. Другим каналом тот же речевой сигнал задерживается примерно на 200 мс и фильтруется высокопропускным фильтром частоты среза в 4800 Гц. Сигналы с обоих приведенных каналов ме­шаются в суммовом усилителе и проводятся через наушни­ки как комплексно модифицированная слуховая обратная связь. Для максимального результата в терапии заикания не­обходимо индивидуально настроить приведенное время запо­здания (задержки) на оптимальную величину. Интересно, что упомянутое время запоздания речевого сигнала не вызывает новые нарушения речи, имея в виду, что из-за фильтрования слушается только внеречевая область спектра.

Каналы для запоздания могут соединяться серийно (один за другим), таким образом, что для первого канала достигается максимальное запоздание от 2500 мс, а для другого — двукрат­ная величина, 5000 мс (5 с). В том модусе ДИГИДЕЛ 5000 упо­требляем как очень практичный автоматический репродуктор речевого сигнала, который может успешно применяться при самоупражнении лиц с речевыми трудностями и лиц с искусственной улиткой. При этом максимальная продол­жительность снимка составляет 5 с, а используется линейный (нефильтрованный) канал.

Сам процесс запоздания осуществляется с помощью двух не­зависимых DSP-модулей (Digital Signal Processing) очень высо­кого электроакустического качества. Частотный диапазон - от 20 Гц до 20 кГц, а отношение сигнал-шум больше 80 дБ.

Пользование аппаратом «ДИГИДЕЛ 5000» облегчает про­стой дизайн командной панели. Поэтому «ДИГИДЕЛ 5000» является очень мощным инструментом в ежедневной логопе­дической практике.

Из-за очень богатых функциональных свойств ДИГИДЕЛ 5000 — большая помощь при исследованиях в областях линг­вистики, аудиологии, фонетики, фониатрии и реабилитации слушания, а также в практической работе при коррекции дислексии и заикания.

Аппарат «Верботон ВТ15»

Индивидуальный переносной аппарат для развития слу­шания и речи в школе и в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения слуха и детьми с кохлеарным им-плантом (рис. 16).

Вибротактильная фаза

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положение стало широко использоваться в верботональном методе. Мать носит грудно­го ребёнка на руках, прижимает его к груди и ласково с ним разговаривает, ребёнку приятно, он чувствует вибрацию го­лосовых органов матери, ощущает звук её голоса всем телом. Так начинается первая реабилитация маленького ребёнка с нарушением слуха.

Верботональный метод большое значение в реабилитации ребёнка с нарушением слуха придаёт семье, работе родите­лей. Основополагающее положение при реабилитации глухих и слабослышащих детей по верботональному методу - «не может быть такой потери слуха, при которой не было бы хоть маленьких остатков, которые можно использовать при реа­билитации». Развить, расширить этот островок — основная задача реабилитатора.

 

Первая фаза реабилитации маленького глухого ребёнка — вибротактилъная — предполагает использование вибратора и/или вибрационной доски, низких частот, восприятия зву­ков всем телом. В этот период большое внимание уделяет­ся развитию моторики тела, умению чувствовать своё тело и владеть им (напряжение-расслабление). Мы уже говорили о большом значении вестибулярного аппарата в реабилита­ции слушания. Раздражая вестибулярный орган, мы влия­ем на слух. Коррекция вестибулярного чувства начинается с первых дней реабилитации. Большое внимание уделяется развитию у детей ориентации в просторе.

Начинается реабилитация с использования относительно сохранных низких частот и работой над ритмом, темпом, ин­тонацией. В начале реабилитации ведётся работа по адапта­ции ребёнка к речевому и слуховому статусу. Работа зависит от уровня психофизического развития ребёнка и его возмож­ностей. Необходимо установление социально-эмоционального контакта с ребёнком, вызывание интереса к коммуникатив­ной игре, сотрудничеству. Развитие способностей концентра­ции, внимания и поощрение других психомоторных способ­ностей.

Задачи первого года реабилитации:

• формирование и закрепление реакции на звуковой сиг­нал, производимый каким-то предметом или голосом «есть звук — нет звука»;

• дифференциация звуков и определение направления звука;

• дифференциация интенсивности звукового сигнала (громко - тихо);

• манипулирование звучащими предметами: много — один, много — два (бубен, барабан, палочки и др.);

• вызывание природного голоса без напряжения, усиле­ния, нормального по силе, высоте, тембру и его закре­пление;

• стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и от­крытие своих новых способностей;

• развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию;

• стимуляция детей к играм, которые имеют ритм;

• драматизация различных ситуаций, сопровождаю­щихся высказываниями, имеющими аффективно-интонационную форму;

• обучение ребёнка игре;

• соотнесение первых слов с предметами;

• понимание вопросов и различение их на слух «Кто?», «Что?».

Первая ступень развития речи неслышащего ребёнка - до-речевая, которая может продлиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от возраста ребёнка, време­ни реабилитации, частоты посещения занятий, среды, в ко­торой живёт ребёнок.

В каком бы возрасте не начиналась реабилитация, дорече-вую фазу пропускать нельзя.

Основные этапы доречевой фазы:

1) вызывание физиологического крика (плач, смех, воз­глас...);

2) вызывание поэтического расположения ребёнка (напе-вание, качание ребёнка);

3) 3) вызывание эмоционально-аффективного состояния (смех, радость, веселье, обида...);

4) игры голосовыми органами;

5) коммуникация с окружающими голосом.

В период вибротактилъной фазы проведение занятий на вибростоле, подключенном к звукоусиливающей аппаратуре «Верботон Г10», имеет несколько этапов:

• занятия на вибростоле без наушников и слуховых аппа­ратов;

• занятия со слуховыми аппаратами;

• занятия на вибростоле с использованием наушников.

А также необходимо проводить игры в просторе со слухо­выми аппаратами и без них.

Постановка первых вопросов

 

В контексте игры дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям и постановке вопро­сов: «ааааааа?» — что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав?» — «Где собака?» или «Это собака?», «Ба?» — «Хочешь ты меня поцеловать?» или «Могу я тебя поцеловать?»

Эти же речевые выражения в другой конкретной ситуации могут нести другие понятия. Так «аааа», «ууууу», «брррр», «оп» могут обозначать: «Дай мне самолёт, поезд, машину, коня» или «Как они звучат?».

Предлагаем первые фонетические иллюстрации для детей:

Продолжительность начального этапа реабилитации и ви­бротактильной фазы может быть разной, это будет зависеть от темпа усвоения ребёнком материала, что связано с состоянием слуха, интеллекта, психологических особенностей ребёнка и его контакта с педагогом, участия семьи в реабилитации.

Когда маленький ребёнок, сидя на вибростоле или с вибра­тором в руке, научится различать наличие звука, слушать речь педагога и товарищей, сможет различать простые рит­мические структуры (один — много), передавать интонацию, различать первые лепетные слова и слоги, а затем простые слова (тут, там, папа, мама, вода, дом) - можно сказать, что вибротактильная фаза обучения закончена. Обычно она про­должается от 3-х до 6-ти месяцев.

Второй год реабилитации

Задачи второго года обучения:

1. Научить воспринимать и воспроизводить ритмические структуры из 2—3-х слогов.

2. Структурировать трёхсложные предложения.

3. Учить слушать и передавать интонацию голоса (считал­ки, стихи, песенки).

4. Понимать и отвечать на вопросы «Как?», «Какой?»,

«Какая?».

5. Употреблять в речи местоимения «Я», «Ты» и глаголы в соответствующем лице настоящего времени.

Фонетическая прогрессия

В первую очередь на втором году обучения берём слова для закрепления ранее изученных звуков, а также новые звуки: и, к, ш, г, х, с, ньи ль — пробуем получить хорошее произно­шение в слогах, в односложных и двусложных словах.

Звук «И» можно связать с плачем, вкусом лимона, воскли­цанием боли, писком (пи-пи-пи), или некоторыми словами (Иван, пить...).

Звук «К» — с кудахтаньем (ко-ко-ко), кашлем или словами (кака, каша, кап-кап, кот).

Звук «X» вызывается с помощью имитации полоскания горла, хрипа и разных слов, в которые входит звук «X» (хоп, ха-ха-ха и т.д.).

Звук «Г» связываем с гоготом гуся (га-га) или голубя (гу-гу), или слов (голова, нога, год, гусь).

Звук «Ш» — из шума воды, восклицания: «Кыш!», слов (шуба, шапка, каша).

Звук «Н» (мягкое) — от детского «ням-ням» и слов (Соня, Таня, конь, день и т.д.).

Звук «Л» (мягкое) — от люкания (лю-ля, лю-ля) и слов (люди, поле, лес, лиса, Лиля, Люда, Лида, Люба).

Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков ис­пользуется фонетическая ритмика, на которой дети слушают звуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в ко­торые входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук). Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум). В произнесении звуков «К» и «Г» поможет по­ложение между двумя «А».

Представляемая фонетическая прогрессия не является строго определённой. Она приблизительна и не в коем слу­чае не должна влиять на развитие спонтанной речи ре­бёнка, на его желание и потребность говорить и понимать обращенную речь.

Нет никакого строгого правила, педагог сам, в зависимо­сти от тяжести нарушения, возможностей и интереса ребён­ка, определяет чему его учить.

Ребёнку необходимо выражать свои потребности, хотя вы­сказывания могут включать звуки, которые он ещё не очень хорошо произносит, главное, чтобы выражение имело в целом хорошую ритмико-интонационную форму.

Важно всегда обращать внимание и давать образец пра­вильного произношения. Очень важно основываться на раз­витии слухового восприятия, чтобы заложить основу природ­ной и естественной речи.

Хуже реабилитируются дети, имеющие хорошее изолиро­ванное произношение звуков, но не успевающие восприни­мать и понимать обращенную к ним речь из-за того, что не имеют хорошо развитой просодии (ритма, интонации). Как только ребёнок начинает хорошо произносить гласные и слоги с ними, начинаем работу на различение на слух просодических качеств (усиление, ударение, ритм, темп, интонация, высота тона и пауза).

 

Лингвистическая прогрессия

Второй год реабилитации является этапом, на котором тре­буется научить ребёнка употреблять речевые выражения — морфологически и синтаксически правильно строить пред­ложения.

Природный жест, крик, восклицание и ономатопию ребё­нок использует, желая пополнить или заменить слово. Так, используя выражения: «Ляля ииии!» «Мяу-мяу ап!» «Пи-пи-пина!» «Ляля пи-пи». «Мишка ам?» «Вова пссс!» «Лампа бум», которыми ребёнок пользуется в начале второго года обучения, постепенно заменяем на предложения: «Кошка прыгает». «Птичка, вот крупа». «Мишка ест мёд?» «Вова спит». «Лампа упала».

Словарь обогащается и расширяется за счёт введения но­вых вопросов и вопросительных предложений. Так устанав­ливаются разные взаимосвязи: действие и кто это действие производит, не только объект, но и средство и способ дей­ствия, чем действует и т.д. Учим глаголам, которые употре­бляются в первом и третьем лице единственного лица, по­степенно употребляем их и в остальных лицах единственного и множественного числа. В речи все они употребляются в со­четании с определённым субъектом, объектом, признаком, предметом, используются для обозначения места, времени, количества и способа. Понимание изречения даёт не само его употребление, а употребление его в соответствии с опреде­лённой ситуацией (действие, движение и аффективные не­вербальные выражения), только через эти структуры ребёнок начинает понимать и употреблять их. Усвоение новых слов зависит не только от речевых способностей ребёнка, от богат­ства его речи, но и от умения использовать в соответствующей ситуации. Создание ситуации, в которой ребёнку необходимо сопроводить действие определённым выражением, знакомит ребёнка с новым значением и закрепляет его.

Составлению предложений и упражнению в речи очень помогает диалог. Ребёнок учится понимать разные вопросы и ответы на них, самостоятельно их составлять и употреблять. При этом часто в вопросе, который мы задаём, заключается помощь для ответа на него. Иногда сказав одно слово, затем повторив и поставив вместе с педагогом вопрос к нему, ребё­нок может составить грамматически правильное предложение. Вначале очень важно, как педагог ставит вопрос. Можно спросить так:

Авто и «ГДЕ?» показать природным жестом, чтобы ребёнок ответил «ТУТ». А затем проговариваем полностью предложение.

Так, например, показываем картинку, на которой Вова ест яйцо. Закрываем яйцо и спрашиваем: «Вова ест...», изображаем мимикой лица, движением плечей и рук вопрос, указывая на то, что закрыто. Ребёнок отвечает: «Яйцо». Если не знает, мы ему помогаем — «Вова ест мясо? Нет! Вова ест суп? Нет! Яйцо? Да!» После этого показываем и проговариваем предложение: «Вова ест яйцо».

Также, показывая другие картинки, спрашиваем: «У мамы...?» «Ляля пьёт...?» «Папа несёт...?», чтобы ребёнок, глядя на картинку и определяя, что мы закрыли, ответил: «дочка», «воду»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.018 с.)