Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная диагностика слуховой функции

Поиск

Успешность реабилитации лиц, имеющих нарушения слу­ха и речи, во многом зависит от начальной диагностики. Чем объективнее и всестороннее она будет проведена, тем успеш­нее будет проходить реабилитация. В настоящее время всё большее распространение получает верботональная система реабилитации детей с нарушением слуха, разработанная ака­демиком П.Губерина в Центре-Поликлинике «СУВАГ» (За­греб, Хорватия). Данная система реабилитации предполагает изначальное всестороннее обследование пациента многими специалистами: отоларингологом, сурдологом, психологом, невропатологом, психиатром, ортопедом, педиатром и сурдо­педагогом, а также проведение специального обследования - функциональной диагностики.

Как было указано выше, диагностика может быть меди­цинской и функциональной. Первая констатирует пораже­ние, даёт сведения о месте, степени, причине и времени по­ражения, исследуя пациента с помощью специальной аппа­ратуры. Функциональная диагностика определяет, как па­циент использует те возможности, которые у него имеются, в естественных для него условиях, ищет пути оказания ему помощи в решении проблем реабилитации.

На практике часто случается, что только аудиометрического обследования недостаточно для определения уровня слуховых возможностей человека со сниженным слухом. Многие специалисты отмечают, что при наличии одинаковой аудиограммы разборчивость восприятия речи у людей раз­ная. Поэтому для правильного подбора слуховых аппаратов и организации эффективной реабилитации необходимо про­ведение функциональной диагностики, выявляющей степень восприятия речевых сигналов на более высоком, корковом уровне. Функциональная диагностика позволяет также определить оптимальное слуховое поле человека. Оптимальное слуховое поле характеризует режим наилучшей разборчиво­сти речи при наименьшем усилении. При проведении функциональной диагностики обнаруживают также и дополни­тельные проблемы, возникающие у человека при восприятии речи и влияющие на качество её разборчивости.

Функциональная диагностика включает в себя следующие исследования:

1. Исследование слушания без слуховых аппаратов в сво­бодном поле на каждое ухо отдельно.

Расстояние от уха определяется в зависимости от сте­пени снижения слуха, по таблице Флетчера (рис. 3). По аудиограмме высчитывается средняя потеря слуха на каж­дое ухо. Для этого показатели снижения слуха по четырём частотам (500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц) складываются и делятся на 4.

Например, (60 4- 75 + 90 + 110): 4 = 84 дБ.

По таблице Флетчера находим значение 84 дБ и слева по горизонтали смотрим расстояние от уха, на котором надо проводить обследование. В данном случае оно составляет 1,5 см от уха.

Пациенту предъявляется один или два раза (не более) по 5 слов из каждой группы (низкочастотные слова, средне-низкие, средние, средневысокие и высокие). Отмечается количество точно услышанных слов с первого или второго предъявления и умножается на четыре. Например, (11x4) + I (4x4) = 60%. Данный процент характеризует уровень слухового восприятия на голое ухо. Важно, чтобы специалист, проводящий обследование, не менял расстояние от уха и не повышал голос. Результаты отмечаются в диагностиче­ском листе.

Списки слов разработаны на основе высотных характе­ристик фонем (Р.В. Авакян, Д.С. Хорга, 1974). Каждый со­держит слова, состоящие из фонем, которые в ограниченной полосе частот максимально разборчивы для нормально слы­шащего уха. Эта полоса называется «оптималом» или «опти­мальной зоной фонем» (П. Губерина, 1956, 1964, 1972; Шка-рич, 1964; Д.С. Хорга, 1971). Предлагаемые списки содержат слова, состоящие из фонем, оптималы которых расположены в определённой частотной зоне диапазона слышимости. Сло­во, выбранное на основе этого принципа, не менее чем на 80% состоит из звуков данной частотной зоны и является для слухового восприятия низким по тональности, средним или высоким, т.е. приобретает аудиометрическую ценность. Для того, чтобы слова соответствовали этому требованию, еесь частотный диапазон, в котором расположены звуки русского языка, был разделён на пять частотных зон (табл. 3).

Каждый список, содержащий 40 слов, был сбалансирован в четыре взаимозаменяемые группы - А, Б, В, Г (табл. 4).

Таблица 4

Список 1
А Пух Губка Пурпурный Крупа Обувь Облом Убор Пол Укор Ум Б Обрубка Пурга Кум Клубок Муха Пупок Группа Бугор Урок Луг В Упор Клуб Бунт Угол Бомба Футбол Губа Бумага Булка Поп Г Лоб Кругом Луна Мука Буква Угол Упор Плуг Голубок Пурпур
Список 2
А Облако Хор Волк Грохот Колокол Горло Вор Горка Колода Галка Б Хохот Слово Фронт Глагол Комок Хлопок Гонка Лодка Корова Вход В Рог Около Горох Молоко Глоток Волна Голод Флот Ров Холодно Г Рот Голова Глотка Горло Кроха Ломка Ворон Флаг Коробка Орган
Список 3
А Товар Жертва Даль Так Доклад Шар Реальный Жажда Торговля Отара Б Вода Радар Штат Дрова Дата Жара Шахта Торговать Дорогой Дар В Дорога Тогда Железный Шеф Тарелка Трактор Такт Жар Шишка Давка Г Атака Шинель Жатва Догадка Два Тыква Ряд Драка Трава Дряхлый
Список 4
А Леденец Передний Перец Лететь Бей Шить Кипеть Девятый Дверь Билет Б Кисель Лежать Идея Беречь Летний Ширь Петь Берет Дети Шевелить В Редкий Жить Передать Великий Шест Деньги Дед Кефир Вертель Перелить Г Лепетать Жаркий Верить Кит Печь Дерзкий Решить Берег Финик Деятель
Список 5
А Биться Силиться Чистить Ситец Стилист Сесть Чибис Сессия Тесть Свистеть Б Ищи Бить Счистить Кисть Числиться Язвить Сцепиться Испить Нести Сейчас В Здесь Идти Свистеть Честь Писать Известь Видеть Цыц Чиститься Известить Г Певец Извиться Пить Сизый Веселить Счистить Щи Вести Цвести Сесть

 

Маленьким детям обследование проводится на основе слогосочетаний или элементарного словаря, доступного детям. Обследование проводится в присутствии педагога или роди­телей, которые помогают подобрать словарь для ребёнка. Данный словарь также приблизительно распределяется по частотным зонам (табл. 5).

Таблица 5

Частотная зона Слова
Низкая бу-бу, му-му, пу-пу, бу-пу, бум, папа, мама, баба …
Средненизкая ко-ко, по-по, во-во, во-го, да, на, кот, Вова, лоб, мяу, вон …
Средняя та-та, ва-ва, ра-ра, ла-ла, ка-ла, ка-ка, ав-ав, вода, нет, шар, там, тут, рот, лопата, дом, авто …
Средневысокая бе-бе, пе-пе, ля-ля, те-те, те-де, где?, дедушка, тётя, бобо …
Высокая си-си, пи-пи, ши-ши, ди-чи, си-ци, би-би, пить, иди, мяч, щи, чай …


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.007 с.)