Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевые ритмические считалкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основа считалок - ритм и интонация. Считалки близки детям. Они присутствуют в жизни каждого ребёнка. Их ритмы как бы с рождения заложены в нас. Не случайно в фольклоре разных народов присутствуют считалки, потешки, скороговорки, все они несут определённую ритмическую структуру. Считалка легко сочетается с музыкальной мелодией и запоминается. При использовании считалок меняется длина и сложность ритма в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. На основе музыкальных характеристик звуков (ритм, мелодия, динамика, темп, тип воспроизведения) разработаны основные считалки на каждый звук: иррациональные (состоящие из слогов, не несущих смыслового значения), полуиррациональные (смешанные) и рациональные считалки (несущие смысловое значение). Иррациональные считалки. Для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки - в начале слова, менее напряжённые - в середине или в конце. Иррициональная считалка используется для получения звука, после этого даются слоги, которые несут смысловую нагрузку (слово - предложение). Необходим многократный повтор иррациональных считалок, чтобы запоминали и слушали. Напжения отличаются от движений, используемых в фонетической ритмике. В музыкальной стимуляции движения не точные, а показывают только ритм. Берётся звук и к нему добавляются уже знакомые звуки, а не любые другие. В иррациональных считалках - движение даёт ритм, сознание о длине и времени (как дирижёр оркестра), начало -движение строго по ритму. Разные ритмы имеют разные движения.
Движения в иррациональных считалках даёт запоминание — это важно, чтобы ребёнок сам воспроизводил его. Иррациональная считалка подводит к тому, что ребёнок может этот ритм наложить на речь (функция мозга). Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появившиеся слова) - получается слово, предложение. Происходит первый переход от музыкального ритма к речевому:
АМ АМ АМА АМ МАМА АМ ПАПА ТО ПА ТО У ПАПЫ АВТО ТА ТОТ ТА ТОТ ВОТ ДОМ, ТАМ КОТ
В полуиррациональных считалках - ритм строго в иррациональной части, а слово и предложение можно давать одним движением, которое показывает длину этого слова или предложения. Движения выбираются от возраста и функции ритма: маленькие дети — макромоторика, старшие - микромоторика. Рациональные считалки (речевые) используются для отработки интонации (относительно мелодии). Основная база — есть ритм, интонация - нет движения на слог, только слова. Здесь должно быть понимание этой считалки (помогаем вопросами). Вся работа связана с движением, но это не стимуляция движением.
ПАПА ТУТ МАМА ТАМ ПАПА МАМА ТУТ И ТАМ
ЦЫП ЦЫП ЦЫП МОИ ЦЫПЛЯТА ВОТ ВОДИЦА ВОТ КОРЫТЦЕ ПЕЙТЕ, ПЕЙТЕ ВЫ ВОДИЦУ
Курица пела: «КО-КО-КО». Мама курица — это я. Цыплята пели: «ПИ-ПИ-ПИ! Мама, мама — дай воды». Как научить запоминать считалки? 1- я фаза: педагог говорит - дети слушают. Ребенок начинает различать один звук от другого через ритм. Частым повторением ритм входит в него, запоминается и дифференцируется звук от звука. Многократное повторение и автоматизация - идёт коррекция. 2- я фаза: одна и та же считалка с движением (от макро к ми-кро - педагог наблюдает и коррегирует). Если дети со сложной структурой дефекта, координация движений и произношение плохие, используем рисунок, отображающий форму считалки, с помощью рисунка ребёнок лучше запоминает. 3- я фаза: дети сами (по движению педагога) говорят считалку. Сам ребёнок может выполнять функцию педагога. В конце занятия - на слух дети различают слова и отдельные звуки. Когда ребёнок запомнил считалку, движение убирается. Основу музыки составляет мелодия, которая различна по высоте, продолжительности тона, т.е. имеет интервалы. Основу же речи составляет интонация. Любая ритмическая композиция, применяемая на музыкальной стимуляции, имеет свою мелодию и интонацию. Развитие ощущения высоты звука, восприятия звука помогает детям в коррекции звуков голоса, тембра и речи. Мелодия в музыкальной стимуляции - пение Три задачи: 1-я задача - постановка звука, вызывание голоса. Маленькому ребенку надо петь. До трёх лет — три тона 5—6 лет -5-6 тонов. 2-я задача — коррекция регистра. Расслабленный — низкий; напряжённый — высокий фальцет. Если голос высокий — петь с глубоким тоном и маленькими интервалами. Вели голос низкий — петь высоким тоном с большими инициалами. 3- я задача — коррекция интонации в речи. Через мелодию меняем интонацию речи. Петь начинаем с самого начала реабилитации. Пением помогаем речи и её красоте, её ценностям. Движением помогаем мелодии и интонации. Музыкальными звуком и движением можно показать переход от громких звуков к тихим. Нужного усиления добиваемся через специальные занятия: Есть звук — нет звука. Тихо — громко. Темп — в музыке скорость, время — в речи. Глухие произносят замедленно слова и предложения. В начале учим различать быстро — медленно. Здесь очень важно движение. Оно передает время, показывает скорость произношения. Формы стаккато — легато в музыке — напряжённость в речи. У слышащих детей норма, у глухих напряжённо или расслабленно. Если напряжённо — будет стаккато, если расслабленно — легато. Коррекция произношения На занятиях музыкальной стимуляции, как и на всех других занятиях по верботональному методу, проводится коррекция произношения. Используя средства музыки можно корректировать: • плавность речи; • напряжённость произношения; • высокий или низкий регистр голоса; • темп речи. Как в коррекции соединить все музыкальные ценности, чтобы была хорошая речь? Например, у ребёнка: голос низкий, регистр глубокий, замена фонем, вместо «па-ма». Темп замедленный. Говорит без нужных пауз. Коррекция: • ритм — пунктирный (множество) вызывает напряжение; • пение (интонация) — высокий голос, большие интервалы; • темп быстрый; • усилие слабое. Речевые игры Речевые игры максимально приближены к естественной речи и являются важнейшей составляющей частью в работе над развитием речи детей с нарушенным слухом. В этих играх ритм берёт своё начало в природных, естественных детских вокализациях (крик, гуление, лепет). Очень важны ритмические игры для выработки самоконтроля и управления моторикой тела. Возможность ритмического самоконтроля и контроля за напряжённостью и расслаблением приводит к облегчению овладением многосложными словами, правильным ударением и, на более поздних этапах обучения, к воспроизведению длинных предложений. К тому же этими играми мы готовим мозг ребёнка к целостному восприятию 2-х, 3-х и 4-сложных структур. А как мы знаем, глухие дети склонны к дроблению слов, смещению ударения и им трудно даётся слитность речи. В младшем возрасте ритмические структуры носят спонтанно-игровой характер, где обязательно сохраняются главные характеристики выбранного звука, но нет фиксированной формы. Например: па па па па па па па ПА; ТА ТА ТА ТА; та та ТО та та ТО. Все ритмические структуры обязательно обыгрываются с использованием игрушек или игровых движений тела самих детей. В раннем возрасте этот вид занятий проводится часто с использованием вибрационной доски. С увеличением возраста и улучшением запоминания, ритмические структуры приобретают более оформленный вид. Например: ТА та та ТА ТА ТА та та ТА та та та та ТА ТА та та та та ТА Особое значение имеет отрабатывание трёхдольных ритмов. В русском языке большое количество трёхсложных слов, а дети с нарушенным слухом очень тяжело их воспринимают и воспроизводят как целую структуру. Очень часто отделяют первые два слога от третьего и наоборот. Основные задачи ритмических игр: 1) Выяснить через ритмические игры фонетические, ритмические и двигательные возможности детей. 2) На основе этих возможностей работать с определёнными (фиксированными) музыкальными ритмическими структурами. 3) Формировать у детей чувство ритма и богатство звука. 4) Добиваться достижения спонтанного ритмического выражения детьми. Пение, развитие голоса. Одной из важнейших задач музыкальной стимуляции является развитие голоса, максимально приближённого к естественному. Первым направлением, помогающим решить данную задачу, является вокализация гласных. Работу над вокализацией важно начинать как можно раньше. У маленьких детей (около 3 лет) распевание гласных, развитие голоса является основной задачей. Работа проходит в игровой форме, часто с использованием вибрационной доски. Чем раньше мы добьёмся подвижности (модуляции по высоте) голоса ребёнка и его самоконтроля, тем легче будет овладение в последствии всем богатством интонации. Музыкальные интервалы, включённые в вокализации, зависят от возраста ребёнка и от используемых гласных. Например, при работе в оптимальном режиме — «И» всегда должен располагаться выше, чем «А», а «О» и «У» ниже, чем «А». Вторым направлением в работе является мелодия основных считалок. У детей с нарушением слуха в начале реабилитации нет голосовых возможностей воспроизводить все музыкальные интервалы. Поэтому наша звуковысотная форма в основных считалках находится в пределах пентатоники. Также всегда учитывается характеристика звука для определения общей высоты мелодии. Это удивительно, но глухие дети очень любят петь. Учащиеся нашего учреждения часто выступают перед зрителями. Даже дети ещё плохо говорящие, с огромным желанием учатся петь и достигают в мелодике хороших результатов. Занятия по музыкальной стимуляции включают: 1. Работу над голосом - распевание гласных. 2. Пересчитывание детей основной, иррациональной считалкой. 3. Полуиррациональную считалку, в которую вводятся слова из рациональной считалки. 4. Рациональную считалку. Работу над словом, предложением, интонацией. 5. Восприятие материала на слух. Таким образом, музыкальная стимуляция является важной составной частью в реабилитации слуха и речи детей. Она способствует формированию нормальной речи, развитию голоса и улучшает слушание у детей с нарушенным слухом. Аудиовизуальный курс
Основное назначение устной речи - коммуникация. Все родители глухих детей мечтают о том, чтобы их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут, когда ребёнок скажет первое слово, и искренне радуются каждому новому слову и предложению. Научить ребёнка с нарушением слуха слушать и говорить очень трудная задача. Многое зависит от окружающих его людей. Ведь семья изначально является речевой средой для маленького ребёнка, в которой его любят и постоянно поощряют к речевому общению. Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода. «Аудиовизуальный» — само название указывает на наличие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения. Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинка соотносится с ситуацией — реальностью. Когда ребёнок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни. Разговорная речь включает прежде всего акустическую и артикуляционную сторону языка, т.е. все просодические (интонация, ритм, пауза, темп, интенсивность, ударение) и фонематические элементы языка. Речевая ситуация является основной формой, через которую передаётся язык. Своим содержанием, эмоциональностью и жизненностью она даёт возможность обучаться языку без непосредственного изучения грамматических правил. Необходимо соблюдать дидактические принципы постепенности подачи языкового материала. Роль речевой ситуации особенно важна на начальных этапах обучения,когда вербальные возможности ребёнка небольшие, но зато он может полнее выражаться невербально, т.е. при помощи интонации, ритма, эмоциональности выражения и природного жеста, так как речевая ситуация является контекстом, в котором эти элементы приобретают полный вес. На этом этапе ситуация является главным носителем значения. Речевые ситуации должны быть жизненными, близкими возрасту ребёнка. Основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Поэтому весь лексический и грамматический материал ребёнок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс. Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо концентрируется и запоминает, в связи с этим важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям, выражению лица или жесту. Занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, всегда проводятся с использованием наглядности. Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры: · соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением; · используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё; · заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей. Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухозрительное, слуховое. Картинка является нашим помощником в усвоении звуков и начале формирования произношения. В дальнейшей работе картинка убирается, т.е. звуковой сигнал уже принят и усвоен с её помощью, он будет понятен и без картинки. Каково же значение картинки? Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке. Связывает выражения с конкретной ситуацией. Помогает звуковому запоминанию. Существуют определённые требования к изображению на картинке различных действий: • у лица, который говорит, рот открыт; • содержание его высказывания схематически передаётся в облачке; • вопрос обозначается вопросительным знаком; • отрицание обозначается перечеркиванием того, что отрицается; • то, о чём идёт речь, но что не включено непосредственно в действие на картинке, изображается в облачке. Дети легко и быстро усваивают эти условности изображения. Уже в самом начале работы с ребёнком, имеющим нарушение слуха, вводятся первые аудиовизуальные курсы. Даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми проводится игра с использованием данной ситуации. При демонстрации детям картинок педагог должен очень эмоционально передавать их содержание, меняя мимику лица и модуляцию голоса.
АВК-1 Постепенно появляются первые предложения. Увеличивается количество картинок в аудиовизуальном курсе. Усложняются ситуации. Ребёнок уже способен сам расположить картинки в логической последовательности. В школе АВК состоят уже из 25 картинок и более. Дети свободно запоминают их. Это развивает зрительную, речевую и слуховую память, мышление. Большинство аудиовизуальных курсов вызывают интерес у детей. Учащиеся очень любят эти уроки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.008 с.) |