Речевые ритмические считалки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые ритмические считалки



Основа считалок - ритм и интонация. Считалки близки де­тям. Они присутствуют в жизни каждого ребёнка. Их ритмы как бы с рождения заложены в нас. Не случайно в фольклоре разных народов присутствуют считалки, потешки, скорого­ворки, все они несут определённую ритмическую структуру. Считалка легко сочетается с музыкальной мелодией и за­поминается. При использовании считалок меняется длина и сложность ритма в зависимости от возраста и возможно­стей ребёнка. На основе музыкальных характеристик звуков (ритм, мелодия, динамика, темп, тип воспроизведения) раз­работаны основные считалки на каждый звук: иррациональ­ные (состоящие из слогов, не несущих смыслового значения), полуиррациональные (смешанные) и рациональные считалки (несущие смысловое значение).

Иррациональные считалки. Для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки - в начале слова, менее напряжённые - в середине или в конце. Иррициональная считалка используется для получения звука, после этого даются слоги, которые несут смысловую нагрузку (слово - предложение). Необходим многократный повтор иррациональных считалок, чтобы запоминали и слушали. Напжения отличаются от движений, используемых в фонетической ритмике. В музыкальной стимуляции движения не точные, а показывают только ритм.

Берётся звук и к нему добавляются уже знакомые звуки, а не любые другие.

В иррациональных считалках - движение даёт ритм, сознание о длине и времени (как дирижёр оркестра), начало -движение строго по ритму.

Разные ритмы имеют разные движения.

 

Движения в иррациональных считалках даёт запомина­ние — это важно, чтобы ребёнок сам воспроизводил его. Ир­рациональная считалка подводит к тому, что ребёнок может этот ритм наложить на речь (функция мозга).

Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появив­шиеся слова) - получается слово, предложение. Происходит первый переход от музыкального ритма к речевому:

 


АМ АМ

АМА АМ

МАМА АМ

ПАПА ТО

ПА ТО

У ПАПЫ АВТО

ТА ТОТ ТА ТОТ

ВОТ ДОМ, ТАМ КОТ


 

В полуиррациональных считалках - ритм строго в ирра­циональной части, а слово и предложение можно давать од­ним движением, которое показывает длину этого слова или предложения. Движения выбираются от возраста и функции ритма: маленькие дети — макромоторика, старшие - микро­моторика.

Рациональные считалки (речевые) используются для от­работки интонации (относительно мелодии). Основная база — есть ритм, интонация - нет движения на слог, только слова. Здесь должно быть понимание этой считалки (помогаем во­просами). Вся работа связана с движением, но это не стиму­ляция движением.

 


ПАПА ТУТ

МАМА ТАМ

ПАПА МАМА

ТУТ И ТАМ

 

 

ЦЫП ЦЫП ЦЫП

МОИ ЦЫПЛЯТА

ВОТ ВОДИЦА

ВОТ КОРЫТЦЕ

ПЕЙТЕ, ПЕЙТЕ

ВЫ ВОДИЦУ


 

Курица пела: «КО-КО-КО». Мама курица — это я. Цыплята пели: «ПИ-ПИ-ПИ! Мама, мама — дай воды». Как научить запоминать считалки?

1- я фаза: педагог говорит - дети слушают. Ребенок на­чинает различать один звук от другого через ритм. Частым повторением ритм входит в него, запоминается и дифферен­цируется звук от звука. Многократное повторение и автома­тизация - идёт коррекция.

2- я фаза: одна и та же считалка с движением (от макро к ми-кро - педагог наблюдает и коррегирует). Если дети со сложной структурой дефекта, координация движений и произношение плохие, используем рисунок, отображающий форму считалки, с помощью рисунка ребёнок лучше запоминает.

3- я фаза: дети сами (по движению педагога) говорят считал­ку. Сам ребёнок может выполнять функцию педагога. В конце занятия - на слух дети различают слова и отдельные звуки. Когда ребёнок запомнил считалку, движение убирается.

Основу музыки составляет мелодия, которая различна по высоте, продолжительности тона, т.е. имеет интервалы. Основу же речи составляет интонация. Любая ритмическая композиция, применяемая на музыкальной стимуляции, имеет свою мелодию и интонацию. Развитие ощущения вы­соты звука, восприятия звука помогает детям в коррекции звуков голоса, тембра и речи.

Мелодия в музыкальной стимуляции - пение

Три задачи:

1-я задача - постановка звука, вызывание голоса. Ма­ленькому ребенку надо петь. До трёх лет — три тона 5—6 лет -5-6 тонов.

2-я задача — коррекция регистра. Расслабленный — низкий; напряжённый — высокий фальцет. Если голос высо­кий петь с глубоким тоном и маленькими интервалами. Вели голос низкий — петь высоким тоном с большими ин­ициалами.

3- я задача — коррекция интонации в речи. Через мелодию меняем интонацию речи.

Петь начинаем с самого начала реабилитации. Пением по­могаем речи и её красоте, её ценностям. Движением помогаем мелодии и интонации.

Музыкальными звуком и движением можно показать пе­реход от громких звуков к тихим. Нужного усиления добива­емся через специальные занятия:

Есть звук — нет звука.

Тихо — громко.

Темп — в музыке скорость, время — в речи. Глухие про­износят замедленно слова и предложения. В начале учим раз­личать быстро — медленно. Здесь очень важно движение. Оно передает время, показывает скорость произношения.

Формы стаккато — легато в музыке — напряжённость в речи. У слышащих детей норма, у глухих напряжённо или расслабленно. Если напряжённо — будет стаккато, если рас­слабленно — легато.

Коррекция произношения

На занятиях музыкальной стимуляции, как и на всех дру­гих занятиях по верботональному методу, проводится кор­рекция произношения. Используя средства музыки можно корректировать:

• плавность речи;

• напряжённость произношения;

• высокий или низкий регистр голоса;

• темп речи.

Как в коррекции соединить все музыкальные ценности, чтобы была хорошая речь?

Например, у ребёнка: голос низкий, регистр глубокий, за­мена фонем, вместо «па-ма». Темп замедленный. Говорит без нужных пауз.

Коррекция:

• ритм — пунктирный (множество) вызывает напря­жение;

• пение (интонация) — высокий голос, большие интервалы;

• темп быстрый;

• усилие слабое.

Речевые игры

Речевые игры максимально приближены к естественной речи и являются важнейшей составляющей частью в рабо­те над развитием речи детей с нарушенным слухом. В этих играх ритм берёт своё начало в природных, естественных детских вокализациях (крик, гуление, лепет). Очень важны ритмические игры для выработки самоконтроля и управле­ния моторикой тела. Возможность ритмического самокон­троля и контроля за напряжённостью и расслаблением при­водит к облегчению овладением многосложными словами, правильным ударением и, на более поздних этапах обучения, к воспроизведению длинных предложений. К тому же этими играми мы готовим мозг ребёнка к целостному восприятию 2-х, 3-х и 4-сложных структур. А как мы знаем, глухие дети склонны к дроблению слов, смещению ударения и им трудно даётся слитность речи.

В младшем возрасте ритмические структуры носят спонтанно-игровой характер, где обязательно сохраняются главные характеристики выбранного звука, но нет фиксиро­ванной формы.

Например:

па па па па па па па ПА;

ТА ТА ТА ТА;

та та ТО та та ТО.

Все ритмические структуры обязательно обыгрываются с использованием игрушек или игровых движений тела самих детей. В раннем возрасте этот вид занятий проводится часто с использованием вибрационной доски. С увеличением воз­раста и улучшением запоминания, ритмические структуры приобретают более оформленный вид.

Например:

ТА та та ТА ТА

ТА та та ТА

та та та та ТА ТА

та та та та ТА

Особое значение имеет отрабатывание трёхдольных рит­мов. В русском языке большое количество трёхсложных слов, а дети с нарушенным слухом очень тяжело их воспринимают и воспроизводят как целую структуру. Очень часто отделяют первые два слога от третьего и наоборот.

Основные задачи ритмических игр:

1) Выяснить через ритмические игры фонетические, рит­мические и двигательные возможности детей.

2) На основе этих возможностей работать с определённы­ми (фиксированными) музыкальными ритмическими структурами.

3) Формировать у детей чувство ритма и богатство звука.

4) Добиваться достижения спонтанного ритмического вы­ражения детьми.

Пение, развитие голоса.

Одной из важнейших задач музыкальной стимуляции является развитие голоса, максимально приближённого к естественному. Первым направлением, помогающим решить данную задачу, является вокализация гласных. Работу над вокализацией важно начинать как можно рань­ше. У маленьких детей (около 3 лет) распевание гласных, развитие голоса является основной задачей. Работа про­ходит в игровой форме, часто с использованием вибраци­онной доски.

Чем раньше мы добьёмся подвижности (модуляции по вы­соте) голоса ребёнка и его самоконтроля, тем легче будет овла­дение в последствии всем богатством интонации.

Музыкальные интервалы, включённые в вокализации, зависят от возраста ребёнка и от используемых гласных. Например, при работе в оптимальном режиме — «И» всегда должен располагаться выше, чем «А», а «О» и «У» ниже, чем «А».

Вторым направлением в работе является мелодия основ­ных считалок. У детей с нарушением слуха в начале реаби­литации нет голосовых возможностей воспроизводить все му­зыкальные интервалы. Поэтому наша звуковысотная форма в основных считалках находится в пределах пентатоники. Также всегда учитывается характеристика звука для опреде­ления общей высоты мелодии.

Это удивительно, но глухие дети очень любят петь. Уча­щиеся нашего учреждения часто выступают перед зрителя­ми. Даже дети ещё плохо говорящие, с огромным желанием учатся петь и достигают в мелодике хороших результатов. Занятия по музыкальной стимуляции включают:

1. Работу над голосом - распевание гласных.

2. Пересчитывание детей основной, иррациональной счи­талкой.

3. Полуиррациональную считалку, в которую вводятся слова из рациональной считалки.

4. Рациональную считалку. Работу над словом, предложе­нием, интонацией.

5. Восприятие материала на слух.

Таким образом, музыкальная стимуляция является важ­ной составной частью в реабилитации слуха и речи детей. Она способствует формированию нормальной речи, разви­тию голоса и улучшает слушание у детей с нарушенным слухом.

Аудиовизуальный курс

 

Основное назначение устной речи - коммуникация. Все роди­тели глухих детей мечтают о том, чтобы их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут, когда ре­бёнок скажет первое слово, и ис­кренне радуются каждому новому слову и предложению. Научить ребёнка с нарушением слуха слу­шать и говорить очень трудная задача. Многое зависит от окру­жающих его людей. Ведь семья изначально является речевой средой для маленького ребён­ка, в которой его любят и постоянно поощряют к речевому общению.

Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуни­кации и является составной частью верботонального метода.

«Аудиовизуальный» — само название указывает на нали­чие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимает­ся с помощью слуха, зрения и движения.

Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинка соотносится с ситуаци­ей — реальностью. Когда ребёнок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание. На картинке изображают­ся не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

Разговорная речь включает прежде всего акустическую и артикуляционную сторону языка, т.е. все просодические (интонация, ритм, пауза, темп, интенсивность, ударение) и фонематические элементы языка. Речевая ситуация являет­ся основной формой, через которую передаётся язык. Своим содержанием, эмоциональностью и жизненностью она даёт возможность обучаться языку без непосредственного изучения грамматических правил. Необходимо соблюдать дидактические принципы постепенности подачи языкового материала. Роль речевой ситуации особенно важна на начальных этапах обучения,когда вербальные возможности ребёнка небольшие, но зато он может полнее выражаться невербально, т.е. при помощи интонации, ритма, эмоциональности выражения и природного жеста, так как речевая ситуация является контекстом, в кото­ром эти элементы приобретают полный вес. На этом этапе ситуа­ция является главным носителем значения. Речевые ситуации должны быть жизненными, близкими возрасту ребёнка.

Основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Поэтому весь лексический и грамматический матери­ал ребёнок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.

Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо кон­центрируется и запоминает, в связи с этим важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материа­ла до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствую­щих названиям предметов, движениям, ритмам, определён­ным аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.

Занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, всегда проводятся с использованием наглядности. Постепенно за­меняем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры:

· соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;

· используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;

· заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей.

Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, по­степенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и ки­нестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухозрительное, слуховое.

Картинка является нашим помощником в усвоении звуков и начале формирования произношения. В дальнейшей работе картинка убирается, т.е. звуковой сигнал уже принят и усво­ен с её помощью, он будет понятен и без картинки.

Каково же значение картинки?

Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке.

Связывает выражения с конкретной ситуацией. Помогает звуковому запоминанию.

Существуют определённые требования к изображению на картинке различных действий:

• у лица, который говорит, рот открыт;

• содержание его высказывания схематически передаётся в облачке;

• вопрос обозначается вопросительным знаком;

• отрицание обозначается перечеркиванием того, что от­рицается;

• то, о чём идёт речь, но что не включено непосредственно в действие на картинке, изображается в облачке.

Дети легко и быстро усваивают эти условности изображения. Уже в самом начале работы с ребёнком, имеющим нару­шение слуха, вводятся первые аудиовизуальные курсы. Даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми проводится игра с использованием данной ситуации. При демонстрации детям картинок педагог должен очень эмоционально передавать их содержание, меняя мимику лица и модуляцию голоса.

 

АВК-1

Постепенно появляются первые предложения. Увеличива­ется количество картинок в аудиовизуальном курсе. Услож­няются ситуации. Ребёнок уже способен сам расположить картинки в логической последовательности.

В школе АВК состоят уже из 25 картинок и более. Дети свободно запоминают их. Это развивает зрительную, рече­вую и слуховую память, мышление. Большинство аудиови­зуальных курсов вызывают интерес у детей. Учащиеся очень любят эти уроки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.051 с.)