Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ качества звуков и движений ( по эффорте)

Поиск
Звуки Интенсивность Напряжение Время Направление движения Качество движения
П лёгкая Сильное Короткое От себя Прикосновение, прысканье
Б Лёгкая Слабое Дольше, чем «Па» Вниз Расслабление
М Лёгкая Малое Длительное От себя Скольжение, поглаживание
Т Сильное Сильное Короткое От себя Удар – бичевание
Д Легче «Та, сильнее «Ба» Меньше «Та», больше «Ба» Длинее, чем «Та» От себя вниз Не полное расслабление
Н Лёгкая Слабое, долго держим Длительное От себя Скольжение, парение
Л Средняя Среднее Средней длительности Гипертонус – вниз, гипотонус – вверх Кружение руками и телом
В Лёгкая Малое Длительное От себя Ближе к скольжению
Ф Сильная Сильное Короче, чем «Ва» От себя Быстрое придавливание, толкание
К Сильная Сильное Короткое На себя и назад Удар
Г Лёгкая Слабое Длиннее, чем «Ка» Голова вниз, затем назад Расслабление
С Сильная Сильное Длительное От себя Придавливание
Ш Легче, чем «С» Слабое Длительное Сверху вниз От лёгкого давления до постепенного расслабления
Ц Сильная Сильное Короткое От себя Похоже на брызги и лёгкие щелчки
Ч Сильная Сильное Короткое От себя Бичевание
Щ Все качества между «Ча» и «Ца» легче «Са»
З Легче «Са» Слабее, чем «Са» Длительное Вниз к себе, к диафрагме От напряжения к постепенному расслаблению
Ж Лёгкая Слабое Длительное Сверху вниз От напряжения к постепенному расслаблению
Х Лёгкая Слабое Длительное вниз «ступенчатый» выдох
Р Сильная Большое Короткое От себя Вибрация
Я Усиление звука От большего к меньшему Длительное Сверху вниз Придавливание с постепенным расслаблением

 

3. Стимуляцию движением для коррекции отдельного зву­ка и движения.

Этот этап следует сразу же после стимуляции движением отдельного звука, если мы не получили желаемый результат — хорошее произношение. Начинаем с ошибки отдельного ребён­ка и эта работа почти всегда индивидуальна. Ошибки у ребёнка чаще всего результат перенапряженного или расслабленного тонуса. Они обычно повторяются почти во всех похожих зву­ковых комбинациях. Поэтому очень важно как можно раньше выделить такого ребёнка и провести коррекцию его тонуса. На­пряжённого ребёнка нужно расслабить до нормального состоя­ния или наоборот напрячь. Для ребёнка нормальный тонус это тот, при котором он имеет хороший голос и правильное произношение отдельных звуков, слов, предложений. Для коррекции мы выбираем движения, исходя от ошибки ребёнка.

4. Стимуляцию движением для формирования правильно­го произношения и развития речи.

Переход на более высокую ступень развития речи связан с освоением ряда последовательностей в ритме и интонации при произнесении слов, способностью к подражанию, запо­минанию, обучению и варьированию ситуацией.

Этот этап следует сразу после хорошо усвоенного первого звука и звуковой группы. Необходимо следить за качеством отдельных звуков. Наша задача стимулировать, развивать хороший ритм и интонацию слов и предложений. Мы исполь­зуем множество вариаций ритмов и интонаций одних и тех же речевых соединений, которые в каждой вариации дают другую информацию. Именно это важно в начале работы с детьми, имеющими нарушения слуха, так как помогает им при ограни­ченном словарном запасе использовать все возможности и как можно богаче выражаться. Время и динамика - это элементы ритма, а пространственные экспансии - элементы интонации. В работе используются разные возможности движения, ско­рость и продолжительность, множество вариантов ритмов с из­менениями акцентов, работа в пространстве (разные простран­ственные пути, направления и виды пространства). Вариации движений в комбинациях этих элементов безграничны и мы их используем в стимуляции движением правильного произ­ношения, развития произношения слов и предложений.

Начинаем со слова, которое имеет свой ритм, акцент, инто­нацию и информацию. Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. Они могут иметь ударение на разные слоги и разные интонации. В стимуляции движением мы не анализи­руем ритм слова аналитическими ударами, мы его пережива­ем через глубокое движение.

Получается, что:

• слово, состоящее из одного слога, передаётся коротким прямым движением;

• слово, состоящее из двух слогов, — прямым движением, но немного дольше. Если ударение падает на первый слог — прыжком вперёд, если ударение на втором сло­ге — прыжком вверх.

С появлением первых слов появляется возможность выде­ления ударения по месту фонетического напряжения. Задачи при проведении данной работы:

• развитие слушания с помощью мультисенсорики и затем непосредственно через слух;

• когда есть ошибки в структуре, необходимо использо­вать оптимальные движения в слоге и слове;

• развитие ощущения ритмичности в глобальных дви­жениях, связанных с артикуляционным напряжением и в то же время с напряжением голоса и просодии. Это достигается играми, в которых используется звук, отра­боткой ритмов в ритмических играх и танцах;

• развитие знаний о просторе собственного тела и вокруг него, способности слушания и пространственного зрения и движения, голоса и речи, что служит началом разви­тия ритма и интонации;

• постепенное уменьшение движений и доведение их до границы природных жестов, которые сочетаются с рит­мом и интонацией речи.

Если к этому мы прибавим модуляции интонации, которые и симулируем движением на разной высоте в большом просиранстве, то получим богатство вариаций, которыми стимулируем ритм и интонацию предложений.

Переходим к работе над структурой предложений. Анализ предложений выглядит так:

• из какого количества фонетических соединений состоит предложение;

• какие формы интонаций представляются;

• какие ритмические изменения внутри одного фонетиче­ского соединения;

• где находится ударение в предложении. Начинаем пред­ложение взмахом, если акцент на первое слово в пред­ложении.

Ритм и интонацию предложения ребёнок должен воспринять целостно, движение его должно «вести» и помогать в правильном произнесении этого предложения.

При этом нужно соблюдать некоторые правила:

• Одно фонетическое соединение — это одно движение в одном направлении. Если существует два фонетиче­ских соединения или больше в одном предложении, при каждом следующем мы должны менять направление движения. Изменением направления мы передаём пре­кращение одного соединения, акцентируем активную паузу в этом предложении.

• При разных интонациях (восходящая, нисходящая, вос­клицательная, вопросительная...) мы передаём модуля­цию высоты высотой движения не для того, чтобы по­казать высоту, а для того, чтобы дети напряглись и про­тивились фактору тяжести. При этом голос спонтанно повышается, а в противоположном случае понижается.

• Акцентирование отдельных слов в одном фонетическом соединении. Ради этого акцента не прекращается дви­жение, а продолжается в том же направлении только динамически более лёгкое.

• Анализировать и отрабатывать не слова в предложении (это делается ранее), а всё фонетическое соединение и руководствоваться при этом теми закономерностями, ко­торые присутствуют в ритмических структурах слов.

При работе над предложением может быть представлено множество вариаций и возможностей для создания движе­ния. Постепенно движение уменьшается. От большого движе­ния, в котором задействовано всё тело, переходим к простым природным движениям рук и головы, которые носят в себе особенности динамики, времени, напряжения, простора, т.е. интонацию, чтобы в конце осталась только речь без движе­ния. Из этого следует, что движение исчезает, как только достигает своей цели.

5. Спонтанную правильную речь в игре-драматизации.

Игры-драматизации тематически могут быть связаны со всеми воспитательно-образовательными темами и предмета­ми. Необходимо выбирать такие, которые привлекают вни­мание детей, пробуждают их интерес и вызывают хорошую правильную речь.

Необходимо использовать ситуации из ежедневной жизни и включать темы, связанные с изучением природы и обще­ства, детские рассказы, стихи, значимые случаи из личной жизни. Благодаря такой работе у детей появляются первые правильные высказывания, формируется способность к ре­чевым выражениям.

В стимуляции движением необходимо пройти 1-ю и 2-ю программы, которые должны быть связаны с остальными спо­собами и ступенями реабилитации с использованием вербото­нального метода в сочетании с групповой работой, которая позволяет достичь цели реабилитации — хорошего слушания и речи и, как результат, — полной социальной адаптации.

Итак, подведём итог вышесказанному и остановимся на основных положениях фонетической ритмики:

Движение артикуляционных органов зависит от напря­жённости разных точек нашего тела. Движение связано с ин­тонацией и ритмом. Время и динамика - части ритма. Про­стор — интонация.

Важно помнить, что нельзя связывать определённый звук с одним движением и превращать его фактически в жест. Для правильной организации работы по фонетической ритмике педагог должен хорошо знать качественную характеристику звуков.

Для коррекции можно делить слово на слоги, но в конце должно быть единое движение на слово, что приводит к слит­ности речи.

Очень важна работа над ритмом, а ритм - это движение. Счи­талка, по мнению хорватских учёных, — это выражение детско­го ритма. Ритм и интонация передаются через низкие частоты. Считалка стимулирует детский мозг, чтобы он воспринимал ритм. На занятиях считалки и стихи отрабатываются при ис­пользовании движений, проводится специальная работа по раз­витию восприятия элементов речевого материала на слух.

Речевой материал соответствует принципам аналитико-синтетического метода обучения произношению, предполагающего единство работы над целым — фразой, словом и его элементами — слогами и звуками.

Двигательные упражнения положительно влияют на раз­витие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до от­рывистых и резких. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характери­зуются плавными движениями.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, пред­варительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой яв­ляется формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал син­хронно с учителем. Наглядный показ и многократные повто­рения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

• формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах;

• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

• восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

• умение выражать свои эмоции разнообразными интона­ционными средствами.

Для решения данных задач мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально — их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звуко­усиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная зву­коусиливающая аппаратура, «Верботон Г-10» или индивиду­альные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее каче­ство звучания.

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логиче­ского ударения, интонации.

Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении, отвечать фонетическим задачам занятия. Рече­вой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической рит­мике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретённых навыков в условиях, приближённых к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получают­ся у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных за­нятий по фонетической ритмике переходит на индивиду­альные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного про­изношения.

Музыкальная стимуляция

 

На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у де­тей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвиж­ной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможностью их мелодизировать. При этом учитывается, что каждый звук обла­дает определёнными качествами — длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью.

Тело человека очень отзывчиво нанизкие частоты. Оно служит базой для ритма и мелодики речи. Для облегчения воспроизведения звуков в верботональной системе используют речевые структуры, основанные на ритме считалок и нателесном ритме. На ритме счи­талок основывается музыкальная стимуляция, а на ритме движений тела — стимуляция движением или фонетическая ритмика.

Как известно, основными элементами речи являются: ритм, интонация, напряжённость, пауза и интенсивность.

А основными элементами музыки выступают: ритм, мело­дия, стаккато-легато, темп и динамика.

Ритм - основа жизни, музыка - основная часть, по которой достигается гармония, часть общей культуры. Без музыки нет гармонии, нет связи языка, нет культуры речи.

Благодаря многолетним экспериментальным исследовани­ям в системе верботонального метода развился специальный раздел в реабилитации детей с нарушением слуха — музы­кальная стимуляция. Специалистами было доказано, что в условиях интенсивного развития слухового восприятия, при использовании аппаратов «Верботон», глухие дети до­статочно легко воспринимали элементарные музыкально-ритмические структуры.

Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного развития речи глухих и тугоухих детей. Это обоснованно и тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм. Ритм и пение филогенетиче­ски и онтогенетически одни из самых древних форм выра­жения, намного примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе, чем речь, и имели свою аффективную форму выражения.

Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности репродуцирования, из всех музыкаль­ных форм существенными являются такие музыкальные элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. Для развития правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время, пауза, уси­ление. Таким образом, мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных элементов с основными структурными фак­торами речи.

Музыкальная стимуляция — это ритм через движение, движение, свободное через музыку (не надо путать, в му­зыкальной стимуляции не идёт работа над развитием музыкального слуха, цель её — развитие речи). Почему через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без движения. Голос и речь — результат движения. Челове­ческое тело чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию речи. В музыкальной стимуля­ции носителями ритма и интонации являются определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интона­ция, пение очень близки ребёнку и необходимы для хорошего и правильного развития.

Одним из важнейших элементов музыкальной стимуля­ции является постановка правильного дыхания. Не зажатый амбушур, а легкое свободное дыхание позволяет детям из­влекать красивый и выразительный речевой и музыкальный звук. Это достигается длительными тренировками, с приме­нением специального оборудования: вибростола, метронома, дыхательных игровых упражнений, игрового материала: воздушных и теннисных шаров, бумажных и ватных птичек, бумажных лент, ватных шариков на нитках, снежинок, духовых игрушек и духовых музыкальных инструментов и многого другого. Появляется ровность в звучании, усваива­ется краткость и длительность звука, высотность.

Ритм — организованная временная структура, которой свой­ственна периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого и тяжёлого контраста.

С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма. Особенно дети любят звучащие игрушки. Вспомните, как настойчиво малыш тянется к по­гремушке, чтобы самому её потрясти, и радуется её простей­шему звучанию, вибрации. Ребёнок бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, снова и снова продолжая свой эксперимент. Звуки доставляют детям наслаждение, и они особенно радуются и прислушиваются, если получается ритмично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.016 с.)