Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ качества звуков и движений ( по эффорте)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3. Стимуляцию движением для коррекции отдельного звука и движения. Этот этап следует сразу же после стимуляции движением отдельного звука, если мы не получили желаемый результат — хорошее произношение. Начинаем с ошибки отдельного ребёнка и эта работа почти всегда индивидуальна. Ошибки у ребёнка чаще всего результат перенапряженного или расслабленного тонуса. Они обычно повторяются почти во всех похожих звуковых комбинациях. Поэтому очень важно как можно раньше выделить такого ребёнка и провести коррекцию его тонуса. Напряжённого ребёнка нужно расслабить до нормального состояния или наоборот напрячь. Для ребёнка нормальный тонус это тот, при котором он имеет хороший голос и правильное произношение отдельных звуков, слов, предложений. Для коррекции мы выбираем движения, исходя от ошибки ребёнка. 4. Стимуляцию движением для формирования правильного произношения и развития речи. Переход на более высокую ступень развития речи связан с освоением ряда последовательностей в ритме и интонации при произнесении слов, способностью к подражанию, запоминанию, обучению и варьированию ситуацией. Этот этап следует сразу после хорошо усвоенного первого звука и звуковой группы. Необходимо следить за качеством отдельных звуков. Наша задача стимулировать, развивать хороший ритм и интонацию слов и предложений. Мы используем множество вариаций ритмов и интонаций одних и тех же речевых соединений, которые в каждой вариации дают другую информацию. Именно это важно в начале работы с детьми, имеющими нарушения слуха, так как помогает им при ограниченном словарном запасе использовать все возможности и как можно богаче выражаться. Время и динамика - это элементы ритма, а пространственные экспансии - элементы интонации. В работе используются разные возможности движения, скорость и продолжительность, множество вариантов ритмов с изменениями акцентов, работа в пространстве (разные пространственные пути, направления и виды пространства). Вариации движений в комбинациях этих элементов безграничны и мы их используем в стимуляции движением правильного произношения, развития произношения слов и предложений. Начинаем со слова, которое имеет свой ритм, акцент, интонацию и информацию. Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. Они могут иметь ударение на разные слоги и разные интонации. В стимуляции движением мы не анализируем ритм слова аналитическими ударами, мы его переживаем через глубокое движение. Получается, что: • слово, состоящее из одного слога, передаётся коротким прямым движением; • слово, состоящее из двух слогов, — прямым движением, но немного дольше. Если ударение падает на первый слог — прыжком вперёд, если ударение на втором слоге — прыжком вверх. С появлением первых слов появляется возможность выделения ударения по месту фонетического напряжения. Задачи при проведении данной работы: • развитие слушания с помощью мультисенсорики и затем непосредственно через слух; • когда есть ошибки в структуре, необходимо использовать оптимальные движения в слоге и слове; • развитие ощущения ритмичности в глобальных движениях, связанных с артикуляционным напряжением и в то же время с напряжением голоса и просодии. Это достигается играми, в которых используется звук, отработкой ритмов в ритмических играх и танцах; • развитие знаний о просторе собственного тела и вокруг него, способности слушания и пространственного зрения и движения, голоса и речи, что служит началом развития ритма и интонации; • постепенное уменьшение движений и доведение их до границы природных жестов, которые сочетаются с ритмом и интонацией речи. Если к этому мы прибавим модуляции интонации, которые и симулируем движением на разной высоте в большом просиранстве, то получим богатство вариаций, которыми стимулируем ритм и интонацию предложений. Переходим к работе над структурой предложений. Анализ предложений выглядит так: • из какого количества фонетических соединений состоит предложение; • какие формы интонаций представляются; • какие ритмические изменения внутри одного фонетического соединения; • где находится ударение в предложении. Начинаем предложение взмахом, если акцент на первое слово в предложении. Ритм и интонацию предложения ребёнок должен воспринять целостно, движение его должно «вести» и помогать в правильном произнесении этого предложения. При этом нужно соблюдать некоторые правила: • Одно фонетическое соединение — это одно движение в одном направлении. Если существует два фонетических соединения или больше в одном предложении, при каждом следующем мы должны менять направление движения. Изменением направления мы передаём прекращение одного соединения, акцентируем активную паузу в этом предложении. • При разных интонациях (восходящая, нисходящая, восклицательная, вопросительная...) мы передаём модуляцию высоты высотой движения не для того, чтобы показать высоту, а для того, чтобы дети напряглись и противились фактору тяжести. При этом голос спонтанно повышается, а в противоположном случае понижается. • Акцентирование отдельных слов в одном фонетическом соединении. Ради этого акцента не прекращается движение, а продолжается в том же направлении только динамически более лёгкое. • Анализировать и отрабатывать не слова в предложении (это делается ранее), а всё фонетическое соединение и руководствоваться при этом теми закономерностями, которые присутствуют в ритмических структурах слов. При работе над предложением может быть представлено множество вариаций и возможностей для создания движения. Постепенно движение уменьшается. От большого движения, в котором задействовано всё тело, переходим к простым природным движениям рук и головы, которые носят в себе особенности динамики, времени, напряжения, простора, т.е. интонацию, чтобы в конце осталась только речь без движения. Из этого следует, что движение исчезает, как только достигает своей цели. 5. Спонтанную правильную речь в игре-драматизации. Игры-драматизации тематически могут быть связаны со всеми воспитательно-образовательными темами и предметами. Необходимо выбирать такие, которые привлекают внимание детей, пробуждают их интерес и вызывают хорошую правильную речь. Необходимо использовать ситуации из ежедневной жизни и включать темы, связанные с изучением природы и общества, детские рассказы, стихи, значимые случаи из личной жизни. Благодаря такой работе у детей появляются первые правильные высказывания, формируется способность к речевым выражениям. В стимуляции движением необходимо пройти 1-ю и 2-ю программы, которые должны быть связаны с остальными способами и ступенями реабилитации с использованием верботонального метода в сочетании с групповой работой, которая позволяет достичь цели реабилитации — хорошего слушания и речи и, как результат, — полной социальной адаптации. Итак, подведём итог вышесказанному и остановимся на основных положениях фонетической ритмики: Движение артикуляционных органов зависит от напряжённости разных точек нашего тела. Движение связано с интонацией и ритмом. Время и динамика - части ритма. Простор — интонация. Важно помнить, что нельзя связывать определённый звук с одним движением и превращать его фактически в жест. Для правильной организации работы по фонетической ритмике педагог должен хорошо знать качественную характеристику звуков. Для коррекции можно делить слово на слоги, но в конце должно быть единое движение на слово, что приводит к слитности речи. Очень важна работа над ритмом, а ритм - это движение. Считалка, по мнению хорватских учёных, — это выражение детского ритма. Ритм и интонация передаются через низкие частоты. Считалка стимулирует детский мозг, чтобы он воспринимал ритм. На занятиях считалки и стихи отрабатываются при использовании движений, проводится специальная работа по развитию восприятия элементов речевого материала на слух. Речевой материал соответствует принципам аналитико-синтетического метода обучения произношению, предполагающего единство работы над целым — фразой, словом и его элементами — слогами и звуками. Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; • воспроизведение речевого материала в заданном темпе; • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Для решения данных задач мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально — их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура, «Верботон Г-10» или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания. На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации. Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении, отвечать фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретённых навыков в условиях, приближённых к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия. Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Музыкальная стимуляция
На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможностью их мелодизировать. При этом учитывается, что каждый звук обладает определёнными качествами — длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью. Тело человека очень отзывчиво нанизкие частоты. Оно служит базой для ритма и мелодики речи. Для облегчения воспроизведения звуков в верботональной системе используют речевые структуры, основанные на ритме считалок и нателесном ритме. На ритме считалок основывается музыкальная стимуляция, а на ритме движений тела — стимуляция движением или фонетическая ритмика. Как известно, основными элементами речи являются: ритм, интонация, напряжённость, пауза и интенсивность. А основными элементами музыки выступают: ритм, мелодия, стаккато-легато, темп и динамика. Ритм - основа жизни, музыка - основная часть, по которой достигается гармония, часть общей культуры. Без музыки нет гармонии, нет связи языка, нет культуры речи. Благодаря многолетним экспериментальным исследованиям в системе верботонального метода развился специальный раздел в реабилитации детей с нарушением слуха — музыкальная стимуляция. Специалистами было доказано, что в условиях интенсивного развития слухового восприятия, при использовании аппаратов «Верботон», глухие дети достаточно легко воспринимали элементарные музыкально-ритмические структуры. Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного развития речи глухих и тугоухих детей. Это обоснованно и тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм. Ритм и пение филогенетически и онтогенетически одни из самых древних форм выражения, намного примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе, чем речь, и имели свою аффективную форму выражения. Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие музыкальные элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. Для развития правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время, пауза, усиление. Таким образом, мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных элементов с основными структурными факторами речи. Музыкальная стимуляция — это ритм через движение, движение, свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт работа над развитием музыкального слуха, цель её — развитие речи). Почему через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без движения. Голос и речь — результат движения. Человеческое тело чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация, пение очень близки ребёнку и необходимы для хорошего и правильного развития. Одним из важнейших элементов музыкальной стимуляции является постановка правильного дыхания. Не зажатый амбушур, а легкое свободное дыхание позволяет детям извлекать красивый и выразительный речевой и музыкальный звук. Это достигается длительными тренировками, с применением специального оборудования: вибростола, метронома, дыхательных игровых упражнений, игрового материала: воздушных и теннисных шаров, бумажных и ватных птичек, бумажных лент, ватных шариков на нитках, снежинок, духовых игрушек и духовых музыкальных инструментов и многого другого. Появляется ровность в звучании, усваивается краткость и длительность звука, высотность. Ритм — организованная временная структура, которой свойственна периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого и тяжёлого контраста. С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма. Особенно дети любят звучащие игрушки. Вспомните, как настойчиво малыш тянется к погремушке, чтобы самому её потрясти, и радуется её простейшему звучанию, вибрации. Ребёнок бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, снова и снова продолжая свой эксперимент. Звуки доставляют детям наслаждение, и они особенно радуются и прислушиваются, если получается ритмично.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.011 с.) |