Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль родителей в реабилитации детей с нарушением слухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Когда врачи сообщают родителям, что их ребёнок не слышит, те испытывают болезненный шок и отчаяние, им кажется, что рушатся все мечты и надежды, связанные с появлением ребёнка. В этот момент необходима квалифицированная профессиональная помощь психологов. Нужно помочь родителям полюбить и всем сердцем принять ребёнка, страдающего физическим недостатком. Необходимо полюбить ребёнка таким, какой он есть, помочь ему преодолеть все трудности, и тогда наступит время, когда родители смогут гордиться им. Ребёнок, которого любят и уважают, вырастает уверенным в себе, самодостаточным и любящим жизнь человеком. Известный советский психолог Л.С. Выготский писал: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд». Узнав, что у ребёнка проблема со слухом, родители допускают большую ошибку, сосредоточив своё внимание на его лечении, надеясь на чудесное исцеление. К сожалению, упускается драгоценное время для начала ранней реабилитации. Необходимо помнить: чем раньше начнётся реабилитация и обучение, тем больше шансов на успех. После проведения медицинских диагностических обследований и определения, что у ребёнка имеется нарушение слуха, встаёт вопрос о пути реабилитации и его дальнейшего обучения. Но родители ребёнка часто находятся в тяжёлом психологическом состоянии. Для них, ожидающих рождения здорового ребёнка, диагноз глухота - шок. Одни обвиняют себя, другие винят кого-то, стараются обойти разных врачей, не верят, что это точный диагноз и другого не будет. По отношению к ребёнку поведение родителей может также быть разным: кто-то чувствует отчуждение к своему ребёнку, стесняется его, а другие наоборот окружают ребёнка гиперопекой, считают, что вся жизнь теперь должна быть замкнута на патологии ребёнка, на его существовании. Наша задача при первых встречах с родителями помочь им осознать, что нужно принимать своего ребёнка таким, какой он есть, при этом понимая, что его нужно обучать, воспитывать, растить как нормального ребёнка. Родители ищут путь развития и обучения своего ребёнка. Они приходят в детское учреждение. Право выбора как учить и реабилитировать своего ребёнка всегда остаётся за родителями. И, если они приходят в наши учреждения, то первая встреча с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) очень важна, так как родители должны понять, что верботональный путь обучения ребёнка длительный и трудный, и результаты не всегда достигаются сразу. Чем раньше поставлен диагноз и чем раньше начата реабилитация, тем лучше будут результаты. Ранняя реабилитация — это реабилитация детей до 3-х лет. Организация этой работы всегда идёт индивидуально с ребёнком и его семьей. Это могут быть консультативные группы или консультативный пункт, индивидуальные консультации родителей по мере их появления в учреждении. На этом этапе роль родителей, особенно мамы, очень важна. Мать и ребёнок в это время составляют одно целое и нельзя отрывать ребёнка от матери даже на индивидуальном занятии. Мама должна присутствовать и делать всё вместе с ребёнком и педагогом. Очень часто родители, особенно мамы, спрашивают, когда мой ребёнок заговорит, станет слышать, будет таким как все. Педагог должен говорить правду, но правду, которая даёт надежду. Нельзя давать неосуществимые прогнозы. Нельзя сразу определить конечный результат. Мы знаем, что диагностика и реабилитация идут в развитии, и должны это объяснять родителям. Родители должны понимать, как идёт процесс реабилитации: что верботональный метод предполагает развитие речи на основе развития слушания - это путь формирования и развития речи нормально слышащего ребёнка, а для ребёнка с нарушением слуха этот путь пройти не просто. Мама должна познакомиться с работой педагога, получить от него квалифицированные ответы на свои вопросы, рекомендации, научиться работать со своим ребёнком. Каждый ребёнок индивидуален по состоянию слуха, по психологическому, неврологическому, физическому развитию и состоянию здоровья, коммуникативности, ситуации в семье и т.д. Задача педагога — найти подход к ребёнку через ласку, любовь и помочь маме правильно проводить реабилитационную работу, поэтому на занятиях присутствие мамы обязательно. Мама должна доверять педагогу и всегда быть ориентированной на успех. Нельзя раздражаться во время занятия и показывать своё недовольство действиями ребёнка. Мы должны радоваться вместе с ним малейшему успеху и выражать свою радость: захлопать в ладоши, поцеловать его, сказать «Молодец! Браво! Хорошо!». Внимательно наблюдать за работой ребёнка, если видим, что он устал - быстро поменять задание. Общие рекомендации, которые можно дать родителям Что нужно делать родителям • Проводить много времени со своим ребёнком в игре и разговаривать с ним. Это вводит его в мир звуков. • Развивать микро- и макромоторику. • Использовать все органы чувств для развития знаний об окружающем с акцентом на развитие слуха. • Выделить время в течение дня, которое вы полностью посвятите ребёнку. • Сотрудничать с педагогом и другими сотрудниками учреждения. • Регулярно проходить контроль у врача-сурдолога. • Постоянно проверять исправность слухового аппарата или кохлеарного импланта. • Интересоваться планом реабилитации и помогать в его реализации. • Не стесняться, постоянно спрашивать. • Разговаривать с другими родителями. Но никогда не сравнивать успехи своего ребёнка с успехами других. Каждый ребёнок индивидуален и путь развития слушания, речи, обучения у каждого ребёнка свой. • Весь письменный и дидактический материал, который собрали, хранить в одном месте. • Познакомиться с законодательством о правах вашего ребёнка. • Нужно быть терпеливыми в ожидании первых слов ребёнка, а пока он не начнёт говорить, продолжать много говорить с ним, петь, разговаривать во время игры, выполнения упражнений. Говорить в темпе, ритме и с интонацией обычной разговорной речи. • Требовать ответа на вашу речь. При ответе ребёнка смотреть на него. Но не добиваться сразу правильного произношения — оно у ребёнка пока и не может быть правильным. • Каждый раз помогать ребёнку. • Любить своего ребёнка. • Быть терпеливыми и выдержанными. • Не нужно чрезмерно баловать ребёнка и опекать его. Требования должны быть такими же, как и к нормально слышащему ребёнку. Что родители не должны делать • Не использовать жесты, когда разговариваете с ребёнком. Ведь ему тяжело понимать речь и он быстро переймёт такую манеру разговора. • Не надо беспокоиться, что ваш ребёнок не поймёт всё, что вы ему говорите. • Не утрировать речь, а говорить в нормальном темпе. • Не надо заставлять ребёнка повторять за вами весь речевой материал. Пока он не может это сделать. Ваш ребёнок, как и другие дети, начнёт говорить, когда будет готов к этому или когда захочет. • Не говорить ребёнку, что он сказал плохо, а попросить его сказать слово или предложение ещё раз лучше. • Не останавливаться и терпеливо продолжать занятия. Так как реабилитация ребёнка с нарушением слуха идёт по пути развития слуха и речи нормально слышащего ребёнка, логично, что педагог-дефектолог должен знать и рассказать заинтересованным родителям, как идёт этот процесс. Нужно объяснить родителям, что такое слух и слушание? Забота о глухом ребёнке требует от родителей дополнительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь в семье наилучшим образом, необходима настоящая мудрость и самоотверженность. Ведь семья становится первой необходимой речевой средой для ребёнка. Работа с родителями всегда является очень важным элементом нашей работы. Все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними. Цель этой работы в следующем: • Достижение качественных взаимоотношений родителей с ребёнком (как условие успешного реабилитационно-образовательного процесса). • Ознакомление с реабилитационными процедурами, чтобы родители могли стать обученными ассистентами, компетентными реабилитаторами для своего ребёнка. Существуют разные формы работы, они соответствуют календарному возрасту и психофизиологическим возможностям детей, а также потребностям и возможностям родителей. Консультирование родителей по программе ранней реабилитации проходит в индивидуальном порядке (ребёнок и родители) и в рамках комплексной программы, формы при этом могут быть разные: - индивидуальное консультирование; - родительские собрания; - присутствие на занятиях с ребёнком; - семинары - как общие занятия для детей и родителей; - семинары только для родителей в форме психологического консультирования, проводящиеся психологом или психиатром.
ГЛАВА 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.008 с.) |