Роль родителей в реабилитации детей с нарушением слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль родителей в реабилитации детей с нарушением слуха



 

Когда врачи сообщают родителям, что их ребёнок не слы­шит, те испытывают болезненный шок и отчаяние, им кажет­ся, что рушатся все мечты и надежды, связанные с появлени­ем ребёнка. В этот момент необходима квалифицированная профессиональная помощь психологов. Нужно помочь роди­телям полюбить и всем сердцем принять ребёнка, страдающе­го физическим недостатком. Необходимо полюбить ребёнка таким, какой он есть, помочь ему преодолеть все трудности, и тогда наступит время, когда родители смогут гордиться им. Ребёнок, которого любят и уважают, вырастает уверенным в себе, самодостаточным и любящим жизнь человеком.

Известный советский психолог Л.С. Выготский писал: «С од­ной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд».

Узнав, что у ребёнка проблема со слухом, родители допу­скают большую ошибку, сосредоточив своё внимание на его лечении, надеясь на чудесное исцеление. К сожалению, упу­скается драгоценное время для начала ранней реабилитации. Необходимо помнить: чем раньше начнётся реабилитация и обучение, тем больше шансов на успех.

После проведения медицинских диагностических обсле­дований и определения, что у ребёнка имеется нарушение слуха, встаёт вопрос о пути реабилитации и его дальнейшего обучения. Но родители ребёнка часто находятся в тяжёлом психологическом состоянии. Для них, ожидающих рожде­ния здорового ребёнка, диагноз глухота - шок. Одни обви­няют себя, другие винят кого-то, стараются обойти разных врачей, не верят, что это точный диагноз и другого не будет. По отношению к ребёнку поведение родителей может также быть разным: кто-то чувствует отчуждение к своему ребёнку, стесняется его, а другие наоборот окружают ребёнка гипер­опекой, считают, что вся жизнь теперь должна быть замкнута на патологии ребёнка, на его существовании.

Наша задача при первых встречах с родителями помочь им осознать, что нужно принимать своего ребёнка таким, какой он есть, при этом понимая, что его нужно обучать, воспитывать, растить как нормального ребёнка. Родители ищут путь разви­тия и обучения своего ребёнка. Они приходят в детское учреж­дение. Право выбора как учить и реабилитировать своего ребён­ка всегда остаётся за родителями. И, если они приходят в наши учреждения, то первая встреча с учителем-дефектологом (сур­допедагогом) очень важна, так как родители должны понять, что верботональный путь обучения ребёнка длительный и труд­ный, и результаты не всегда достигаются сразу.

Чем раньше поставлен диагноз и чем раньше начата реа­билитация, тем лучше будут результаты. Ранняя реабилита­ция — это реабилитация детей до 3-х лет. Организация этой работы всегда идёт индивидуально с ребёнком и его семьей. Это могут быть консультативные группы или консультатив­ный пункт, индивидуальные консультации родителей по мере их появления в учреждении.

На этом этапе роль родителей, особенно мамы, очень важ­на. Мать и ребёнок в это время составляют одно целое и нель­зя отрывать ребёнка от матери даже на индивидуальном за­нятии. Мама должна присутствовать и делать всё вместе с ре­бёнком и педагогом. Очень часто родители, особенно мамы, спрашивают, когда мой ребёнок заговорит, станет слышать, будет таким как все. Педагог должен говорить правду, но правду, которая даёт надежду. Нельзя давать неосуществи­мые прогнозы. Нельзя сразу определить конечный результат. Мы знаем, что диагностика и реабилитация идут в развитии, и должны это объяснять родителям. Родители должны по­нимать, как идёт процесс реабилитации: что верботональный метод предполагает развитие речи на основе развития слу­шания - это путь формирования и развития речи нормально слышащего ребёнка, а для ребёнка с нарушением слуха этот путь пройти не просто.

Мама должна познакомиться с работой педагога, получить от него квалифицированные ответы на свои вопросы, реко­мендации, научиться работать со своим ребёнком. Каждый ребёнок индивидуален по состоянию слуха, по психологиче­скому, неврологическому, физическому развитию и состоя­нию здоровья, коммуникативности, ситуации в семье и т.д. Задача педагога — найти подход к ребёнку через ласку, лю­бовь и помочь маме правильно проводить реабилитационную работу, поэтому на занятиях присутствие мамы обязатель­но. Мама должна доверять педагогу и всегда быть ориенти­рованной на успех. Нельзя раздражаться во время занятия и показывать своё недовольство действиями ребёнка. Мы должны радоваться вместе с ним малейшему успеху и вы­ражать свою радость: захлопать в ладоши, поцеловать его, сказать «Молодец! Браво! Хорошо!». Внимательно наблю­дать за работой ребёнка, если видим, что он устал - быстро поменять задание.

Общие рекомендации, которые можно дать родителям

Что нужно делать родителям

• Проводить много времени со своим ребёнком в игре и раз­говаривать с ним. Это вводит его в мир звуков.

• Развивать микро- и макромоторику.

• Использовать все органы чувств для развития знаний об окружающем с акцентом на развитие слуха.

• Выделить время в течение дня, которое вы полностью посвятите ребёнку.

• Сотрудничать с педагогом и другими сотрудниками учреждения.

• Регулярно проходить контроль у врача-сурдолога.

• Постоянно проверять исправность слухового аппарата или кохлеарного импланта.

• Интересоваться планом реабилитации и помогать в его реализации.

• Не стесняться, постоянно спрашивать.

• Разговаривать с другими родителями. Но никогда не сравнивать успехи своего ребёнка с успехами других. Каждый ребёнок индивидуален и путь развития слуша­ния, речи, обучения у каждого ребёнка свой.

• Весь письменный и дидактический материал, который собрали, хранить в одном месте.

• Познакомиться с законодательством о правах вашего ре­бёнка.

• Нужно быть терпеливыми в ожидании первых слов ре­бёнка, а пока он не начнёт говорить, продолжать много говорить с ним, петь, разговаривать во время игры, вы­полнения упражнений. Говорить в темпе, ритме и с ин­тонацией обычной разговорной речи.

• Требовать ответа на вашу речь. При ответе ребёнка смотреть на него. Но не добиваться сразу правильного произноше­ния — оно у ребёнка пока и не может быть правильным.

• Каждый раз помогать ребёнку.

• Любить своего ребёнка.

• Быть терпеливыми и выдержанными.

• Не нужно чрезмерно баловать ребёнка и опекать его. Требования должны быть такими же, как и к нормально слышащему ребёнку.

Что родители не должны делать

• Не использовать жесты, когда разговариваете с ребён­ком. Ведь ему тяжело понимать речь и он быстро перей­мёт такую манеру разговора.

• Не надо беспокоиться, что ваш ребёнок не поймёт всё, что вы ему говорите.

• Не утрировать речь, а говорить в нормальном темпе.

• Не надо заставлять ребёнка повторять за вами весь ре­чевой материал. Пока он не может это сделать. Ваш ре­бёнок, как и другие дети, начнёт говорить, когда будет готов к этому или когда захочет.

• Не говорить ребёнку, что он сказал плохо, а попросить его сказать слово или предложение ещё раз лучше.

• Не останавливаться и терпеливо продолжать занятия.

Так как реабилитация ребёнка с нарушением слуха идёт по пути развития слуха и речи нормально слышащего ребёнка, логично, что педагог-дефектолог должен знать и рассказать заинтересованным родителям, как идёт этот процесс. Нужно объяснить родителям, что такое слух и слушание?

Забота о глухом ребёнке требует от родителей допол­нительного труда и напряжения. Чтобы устроить его жизнь в семье наилучшим образом, необходима настоящая мудрость и самоотверженность. Ведь семья становится первой необхо­димой речевой средой для ребёнка.

Работа с родителями всегда является очень важным эле­ментом нашей работы. Все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ними.

Цель этой работы в следующем:

• Достижение качественных взаимоотношений родителей с ребёнком (как условие успешного реабилитационно-образовательного процесса).

• Ознакомление с реабилитационными процедурами, что­бы родители могли стать обученными ассистентами, компетентными реабилитаторами для своего ребёнка.

Существуют разные формы работы, они соответствуют ка­лендарному возрасту и психофизиологическим возможностям детей, а также потребностям и возможностям родителей.

Консультирование родителей по программе ранней реа­билитации проходит в индивидуальном порядке (ребёнок и родители) и в рамках комплексной программы, формы при этом могут быть разные:

- индивидуальное консультирование;

- родительские собрания;

- присутствие на занятиях с ребёнком;

- семинары - как общие занятия для детей и родителей;

- семинары только для родителей в форме психологи­ческого консультирования, проводящиеся психологом или психиатром.

 

ГЛАВА 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.01 с.)