Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация обучения на основе верботонального методаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время уже никто не отрицает значение ранних диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха. Реабилитацию необходимо начинать сразу после постановки диагноза ребёнку. В нашем Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции организована индивидуальная работа с детьми до 3-х лет. Самому маленькому ребёнку, поступившему на реабилитацию в наш Центр, — пять месяцев. В зависимости от возможностей семьи (удалённости проживания от учреждения) дети посещают занятия ежедневно или 2-3 раза в неделю. При этом мать присутствует на занятии вместе с ребёнком и затем дома закрепляет пройденный материал. До 3-х лет ребёнок, особенно с нарушенным слухом, не может быть отделён от матери и включён в систематическую групповую воспитательно-образовательную работу, так как в этом возрасте ребёнок слишком тесно связан с матерью и испытывает страх при его отрыве от неё. Отрыв от матери может привести к регрессивным проявлениям в развитии личности ребёнка, к патологическим реакциям. При этом может наблюдаться нарушение сна, аппетита, эмоциональные расстройства: плаксивость, страх, агрессия, упрямство и т.д. При доброжелательном и терпеливом отношении педагогов эти нарушения проходят. Поэтому на занятии педагог демонстрирует все необходимые упражнения на мягкой кукле, а мама с ребёнком повторяют их. Все занятия проводятся в игровой форме. Педагог должен быть очень эмоциональным и учить маму передавать эмоции ребёнку. Основные пути овладения родным языком включают в себя: а) развитие моторики (макро- и микромоторики); б) слуховые пути, которые рано формируют интонацию и ритм, на которых создаётся вся звуковая система; в) проприоцептивные и соматосенсорные ощущения, с помощью которых человеческое тело в целом участвует в восприятии и воспроизведении речи; г) развитие всех органов чувств; д) развитие мышления, умственных способностей. К трём годам ребёнка организация мозга достигает нужного уровня, моторика развита лучше, он овладевает элементарными навыками самообслуживаяния, готов к контакту с другими детьми. Однако дети с нарушенным слухом (глухие от рождения), поступая в группу в три года, ещё не обладают нормальным соматосенсорным развитием. Условно говоря навыки слушания у них на уровне 3-месячного слышащего ребёнка, речи — на уровне 5-7-месячного Интеллектуальные способности отстают из-за недоразвития речи, но биологический возраст соответствует биологическому возрасту слышащего ребёнка. В связи с этим важный принцип верботонального метода требует, чтобы при планировании реабилитационной работы ни в коем случае не была пропущена ни одна ступень развития слушания и речи, но вместе с тем развитие других способностей ребёнка не ставилось в зависимость от уровня развития речи. В начальный период реабилитации огромное внимание уделяется психомоторике и сенсоматорике детей. Ребёнок должен познать самого себя, мобилизовать все чувства полисенсорики, а через неё идти далее – к развитию эмоций и интеллекта. Но познание себя достигается только в контакте с другими (педагогами, воспитателями, родными, детьми группы), с окружающими предметами, а главное, через постижения пространства внутри и вне себя. Этот сложный и многогранный процесс успешнее всего идёт через игру, через природу ребёнка. «Создавайте и используйте ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинестетические реакции, обогащающие тактильную Чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям». Главная задача верботонального метода в дошкольном отделении - реабилитация слушания и речи, развитие всех способностей ребёнка и подготовка к социальной адаптации и интеграции, учитывая индивидуальные способности ребёнка. Основой для разработки и создайся программы специального учреждения является программа массового детского сада. Однако у нас добавлены курсы: фонетической ритмики, музыкальной стимуляции, аудиовизуальный курс. Содержание программы в начальной фазе будет более узкое, так как многие явления природы, отношения между объектами, представления являются абстрактными и их нельзя объяснить мимикой, жестов картинкой, пока всё содержание дети не поймут через рассматривание, манипулирование, использование всех чувств, через невербальную коммуникацию. Постепенно идёт расширение содержания программного материала. На основе реабилитации решаются основные образовательные и воспитательные задачи. Но в планировании содержания программы по развитию слушания и речи нельзя руководствоваться программой родного языка массового детского сада. Необходим специальный подход, знание этапов развития речи слышащего ребёнка и знание принципов и приёмов верботонального метода. Основные задачи на данном этапе обучения: • Стимулировать психофизическое развитие ребёнка через ведущий вид деятельности - игру. • Развивать потребность в общении с детьми в группе и взрослыми. • Вовлекать ребёнка в совместную с педагогом и друг с другом деятельность. • Способствовать возникновению любых доступных речевых проявлений и вокализаций. • Развивать у детей способность открывать звук, как новое, через все чувства полисенсорики. • Обогащать и расширять словарный запас детей, способствовать закреплению его в речи: - предречевая коммуникация (телесно-аффективная и двигательно-ситуативная коммуникация); - речевая коммуникация (исходя из индивидуальных возможностей ребёнка, в которых присутствуют все элементы предречевой коммуникации); - выражение изобразительными средствами; - выражение через музыку. • Развивать положительные социальные отношения во время пребывания в группе и проведения коллективных игр. • Формировать культурно-гигиенические навыки. Программа реабилитации, образования и воспитания осуществляется в групповой и индивидуальной форме. Программа реализуется через сетку часов и определённые разделы: - родной язык; - ознакомление с окружающим миром; - формирование элементарных математических представлений; - изобразительное искусство; - физическая культура.; - музыкальные занятия. В программу введены специальные методики верботонального метода: музыкальная стимуляция и фонетическая ритмика, включающая стимуляцию движением и гармонию тела. Нужно отметить, что при комплектовании групп учитывается, прежде всего, уровень речевого и общего развития детей. Состав групп может быть подвижным, если ребёнок быстро усваивает материал, то его возможно перевести решением медико-педагогического консилиума в более старшую группу. Это бывает с детьми, имеющими достаточно хороший интеллектуальный уровень, но поступивших в учреждение не в 3 года, а в 4-5 лет. Для реабилитационной работы очень важен тесный контакт всех специалистов, работающих с детьми (педагога, ведущего групповые занятия, индивидуальные занятия, воспитателей, педагогов по фонетической ритмике и музыкальной стимуляции). Только совместная творческая работа группы педагогов даст возможность реабилитировать ребёнка с нарушением слуха и социально адаптировать его. Каждая программа может быть изменена в зависимости от состава группы детей. Таким образом, долгий путь реабилитации, образования и дальнейшей интеграции ребёнка с нарушением слуха начинается в дошкольном отделении: • От невербальной коммуникации до вербальной. • От соматосенсорного пути до слухового восприятия. • От стимуляции движения к свободному общению без движения. • От сопряжённого проговаривания к свободному высказыванию. • От кратких слов к развёрнутым высказываниям. • От диалога к монологу. • От речевого высказьлвания к письменной речи. • От реабилитации к образованию. • От образования к интеграции. Реабилитация и обуче ние продолжаются и в школе. В соответствии с выбранной системой обучения в школе введены курсы фонетической ритмики, музыкальной стимуляции (за счёт дополнительного образования) и аудиовизуального курса (в начальной школе за счёт уроков развития речи, в старшей — занятий по выбор у). Использование вербо-тональной системы реабилитации и обучения заставило нас изменить и саму структуру учреждения. Все наши дети живут в семьях, так как мы уже говорили о большой роли семьи в реабилитации и обучении ребёнка с нарушением слуха. В ст руктуре учреждения есть диагностическое отделение, дошкольное отделение и школа. Мы стараемся всесторонне развиваать наших детей, поэтому во вторую половину дня работает большое количество кружков. ГЛАВА 7 Кохлеарная имплантация Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но и система мероприятий, включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию. Всё большее число детей с кохлеарными имплантами (КИ) появляется в различных регионах страны. В связи с этим, специалисты и родители нуждаются в информации о кохлеарном импланте и о том, как проводить коррекционную работу с детьми, которым был установлен КИ. Если ещё два года назад в нашем учреждении не было ни одного имплантированного ребёнка, то сейчас мы имеем более 10 человек с кохлеарными имплантами. Операция кохлеарной имплантации и послеоперационная Реабилитация Сильные и глубокие потери слуха могут оказывать разрушающее влияние на личность ребёнка и его семью. Для детей, родившихся глухими или оглохшими до того, как они научились говорить, значительно ограничена возможность реализовать свой жизненный потенциал. Для людей, ставших глухими в юношеском или зрелом возрасте, весьма затруднено участие в повседневной жизни. Трудно или даже невозможно пользоваться телефоном, возникают проблемы при обучении в школе, в общении с семьей или с коллегами на работе. Но даже, если человеку поставлен диагноз «глухота», это не значит, что он не сможет слышать. В настоящее время кохлеарная имплантация даёт возможность человеку со значительной потерей слуха или глухотой восстановит!, звуковосприятие и жить полной жизнью. При нормальном слухе звуковые волны проходят через слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки и связанных с ней трех слуховых косточек. Колебании передаются через жидкую среду в спиралевидном внутреннем ухе — или ушной улитке — и преобразуются в электрические сигналы в тысячах тонких нервных клеток, называемых волосковыми. Эти сигналы передаются слуховым нервом в мозг, который интерпретирует их как звуки или, проще говоря, «слышит» звуки. У людей со значительной потерей слуха или глухотой сенсоневральной природы, как правило, повреждены волосковые клетки в улитке. Это означает, что звуковые колебания, достигшие улитки, не могут преобразоваться в электрические сигналы, которые необходимы слуховому нерву и мозгу для процесса восприятия звука. Кохлеарный имплант представляет собой электронный прибор, который берёт на себя функции отсутствующих или повреждённых волосковых клеток и обеспечивает электрическую стимуляцию непосредственно нервных волокон слухового нерва. Технология системы кохлеарной имплантации развивалась в течение долгих лет за счет специальных научных исследований и привела к созданию сложного устройства, которое передаёт детальную звуковую информацию через 22 канала стимуляцией нервных волокон. Как же слышит человек с кохлеарным имплантом? Система состоит из импланта — внутренней части и внешней части — речевого процессора. В состав импланта входят: приемник/стимулятор с компьютерным чипом в титановом корпусе, покрытый силиконовой оболочкой, а также тонкая, равномерно сужающаяся электродная решётка с электродами. Электродная решётка внедряется в полость улитки внутреннего уха и располагается в непосредственной близости с окончаниями нервных волокон. Она соединяется с приёмником/стимулятором, который располагается под кожей за ухом. Речевой процессор программируется в соответствии с цифровыми стратегиями кодирования речи. Он содержит направленный микрофон и может носиться на теле, либо за ухом, подобно заушному слуховому аппарату. Речевой процессор анализирует звук, принимаемый и преобразованный микрофоном в электрический сигнал, а внутренний чип осуществляет аналого-цифровое преобразование этого сигнала в кодированный. Из речевого процессора сигнал посылается на катушку передатчика, расположенную на голове пациента напротив имплантированного приёмника/стимулятора. Передатчик посылает кодированный радиочастотный сигнал сквозь кожный покров к внутренней части — импланту. Принятые коды содержат инструкции для электроники импланта по стимуляции посредством электродов волокон слухового нерва улитки. Слуховой нерв переносит информацию в мозг, который воспринимает её как звук. Каждый речевой процессор программируется индивидуально в соответствии с состоянием слуха. Мозг получает информацию в течение нескольких микросекунд после приёма звука микрофоном, так что человек слышит звуки практически в момент их появления. В течение месяца после операции, и сразу после хорошего заживления надреза от имплантации, ребёнку подключают речевой процессор. С этого момента врач будет программировать речевой процессор, создавая несколько индивидуальных программ (MAP), таким образом, чтобы позволить ребёнку слышать в различных окружающих условиях. Процесс обучения слышать и говорить может быть длительным. Для некоторых людей, которые длительное время не слышали звуков, или для людей, которые никогда не слышали, требуется определённое время для того, чтобы мозг научился извлекать информацию при стимуляции. При восстановлении и развитии слухового восприятия у ребёнка с КИ специалисту важно знать особенности восприятия речи и других звуковых сигналов с КИ. Восприятие речи и звуков пациентами с кохлеарным им-плантом имеют определённые особенности: 1. Звуки и речь искажены, поэтому даже позднооглохшие дети сначала не узнают знакомые слова и звуки. Но в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы ребёнок научился воспринимать речь. 2. После настройки процессора импланта, пороги слуха составляют 25-40 дБ и соответствуют 1-й степени тугоухости, что затрудняет восприятие ребёнком окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии. 3. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребёнка к ним. 4. Пациент плохо локализует звук в пространстве. Он не может это сделать, если это короткие звуки или определить идёт звук спереди или сзади, если не видит источника звука. 5. Если ребёнок не имел слухового опыта, то он медленно учится обнаруживать и различать звуки. 6. Ребёнок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей). 7. Окружающие шумы и реверберация также мешают ребёнку узнавать и воспринимать речевые сигналы и звуки окружающей среды. 8. После включения процессора КИ при правильной слухо-речевой работе у ранооглохших детей достаточно быстро развивается слуховое восприятие (3-12 месяцев) и по состоянию слуха они приближаются к детям с 1-й степенью тугоухости. Однако имеются трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Ребёнок плохо запоминает звуковые образы окружающей среды и слова. Всё это результат несформированности у ребёнка центральных слуховых процессов и связано с тем, что слуховые центры до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребёнок, тем сильнее это выражено. По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребёнка развиваются центральные процессы слухового анализа, слуховое внимание и память. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2-3-х лет. 9. С помощью КИ ребёнок может научиться воспринимать музыку. Инна Васильевна Королёва, руководитель программы реабилитации пациентов с КИ Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, выделяет следующие группы факторов, влияющих на слуховое восприятие речи у ребёнка с КИ: 1. Технические факторы: - характеристики КИ (количество электродов, стратегия кодирования, диапазон передаваемых частот); - точность настройки КИ. 2. Физиологические факторы: - степень сохранности слухового нерва и слуховых - нервов мозга; - уровень сформированности слуховых и речевых центров мозга, мозговых механизмов анализа звуковой и речевой информации; - возраст, в котором была проведена операция. 3. Психолого-педагогические факторы: - наличие слухового и речевого опыта; - наличие сопутствующих нарушений и сформированное™ психических функций, эмоционально-волевой сферы (для ранооглохших); - длительность использования КИ; - наличие условий для реабилитации до и после имплантации, в том числе участия родителей в этом процессе. На результаты использования кохлеарного импланта могут влиять: - возраст, в котором возникли нарушения слуха; - степень потери слуха; - использование слуховых аппаратов до операции; - предоперационная и послеоперационная реабилитация; - функциональная сохранность клеток спирального ганглия; - положение кронштейна для электродов; - количество активных электродов; - стратегия стимулирования; - настройка процессора; - целостность центральных слуховых проводящих путей; - когнитивные способности; - наличие специфических языковых трудностей; - психосоциальное окружение; - доступность адекватной реабилитации. Вследствие столь многих факторов результаты после операции могут быть различные. Поэтому диагностика должна быть всеобъемлющей и комплексной. Предоперационная диагностика имеет две цели: 1. Точно оценить уровень потери периферийного слуха и тем самым установить показания к кохлеарной имплантации. 2. Оценить существующие благоприятные и неблагоприятные факторы, чтобы хирургическое вмешательство и последующая реабилитация могли быть соответствующим образом подкорректированы, а также получить верную информацию, которая позволит предсказать положительный результат после возможной операции. Диагностический протокол включает в себя обследование всех уровней слуха и вестибулярного ощущения, неврологическую, психологическую и слуховую реабилитацию, обследования учителя-дефектолога, психиатра, а также фониатрическое и радиологическое обследование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.177 (0.01 с.) |