Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная реабилитация слушания и речи

Поиск

Первоначальным и фундаментальным подходом вербото-нальной практики является индивидуальная реабилитация слушания и речи. Особое акцентирование на слушании, всег­да было основным подходом к реабилитации слуха и речи.

Индивидуальная реабилитация основана на слушании, фо­нетическом и лингвистическом развитии, а также включает в себя элементы всех других видов активности, что способ­ствует качественному развитию ребёнка.

Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сиг­налов с помощью импланта. КИ обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и по­нимание речи - это значительно более сложные процессы. Если ребёнок был глухим до операции, то навыки слухового восприятия у него не сформированы, или развиты недоста­точно. Поэтому реабилитационные занятия после КИ вклю­чают следующие ступени развития способности восприятия акустической информации:

- обнаружение наличия - отсутствия звуковых сигналов;

- определение различий между акустическими сигнала­ми (одинаковые-разные);

- различение голоса человека среди других звуков, опо­знавание бытовых сигналов;

- определение различных характеристик звуков (интен­сивность, длительность, высота и т.д.);

- распознавание отдельных звуков речи, надсегментарных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность, твёрдость-мягкость, ме­сто артикуляции и др.);

- опознавание изолированных слов, предложений; —понимание слитной речи;

- понимание речи и распознавание бытовых звуков в усло­виях помех.

У детей, потерявших слух до овладения речью, проводятся занятия по развитию устной речи и языковых навыков.

Развитие речи и языка основано на фонетическом и линг­вистическом развитии и проходит фазы от предлингвистической (примитивный крик, детский лепет, зов, гуление в опре­деленном тоне) до лингвистической (первое слово, фраза) речи и далее до полного овладения речью.

При индивидуальной реабилитации решаются индивиду­альные специфические проблемы каждого ребёнка (слух-слушание-речь-язык-общение).

Помимо этого, в рамках комплексной программы с детьми, имеющими значительные трудности в моторной функции, ис­пользуется лечебная физкультура.

2. Групповые образовательно-реабилитационные занятия

В рамках образования применяется верботональная про­грамма образовательно-реабилитационных занятий. Рассматривая образование как главную цель, такие занятия должны объединить требования реабилитационной программы в соот­ветствии с календарным возрастом, умственными и психофи­зическими способностями детей.

Целью групповой работы на основе верботонального мето­да является развитие учащимися с нарушениями слуха всех своих потенциальных возможностей и становление их как полноправных членов общества.

Дети с кохлеарными имплантами требуют особого подхода в реабилитации. Однако, когда такой подход выработан, могут быть применены и основные принципы верботонального мето­да. И главным принципом во время групповых занятий являет­ся постоянное наличие слуховой и речевой активности детей.

При групповой работе с детьми с КИ могут быть использо­ваны все верботональные технологии (вибротактильная фаза, фонетическая ритмика, музыкальная стимуляция, аудиови­зуальный курс), дополненные более сложными упражнения­ми по слушанию, что приведёт к точному и лучшему исполь­зованию речи.

Особенности работы с детьми с кохлеарными имплантами:

- окраска голоса натуральная и более приятная на слух;

- легче и проще проводить коррекцию;

- выбранные для занятий слова, предложения, песни и стишки постепенно усложняются и все больше прибли­жаются к речевому материалу, используемому при ра­боте с детьми с логопедическими проблемами;

- меньше времени тратится на работу над ритмами.

У детей с кохлеарными имплантами слушание развивается намного быстрее, поэтому помимо обычных упражнений по слушанию (ритмические структуры, части песен и стишков, различение пения и речи) можно проводить занятия по более тонким нюансам: дифференциация тембра голоса (при пении и разговоре), распознавание разных музыкальных инстру­ментов, различение тонов. Такие же или подобные занятия проводятся и с детьми с нарушениями слуха без кохлеарных имплантов, но на более поздней стадии и без достижения осо­бо хороших результатов.

У детей, которые были имплантированы в старшем школь­ном возрасте, наблюдаемая разница в слухоречевом развитии, по сравнению с не имплантированными сверстниками, невелика и часто зависит от индивидуальных особенностей детей. Больше времени требуется для более тонких корректировок из-за того, что речевые привычки сложились уже намного глубже.

Возможность слышать звуки и развивать слушание и речь в любое время и в любой обстановке даёт детям свободу дви­жений. Неограниченные движения во время организованных и спонтанных игр, танцы и драматизация - всё это стало воз­можным благодаря кохлеарному импланту. Дети естествен­ны в выражении радости и желании исследовать всё, что их окружает.

Аффективные реакции (спонтанность, простые эмоции комфорта и дискомфорта) развиваются непринуждённо и естественно: происходит быстрое развитие личностных от­ношений к кому-то или к чему-то, развивается логическое мышление и логические умозаключения.

Аффективные реакции тесно связаны с моторикой тела. Свобода движений и контактов с окружающей средой про­ходит также более качественно и естественно:

- преодолеваются недостатки сенсомоторного уровня раз­вития;

- быстрее идёт естественное структурирование проявле­ний сенсомоторного уровня развития в результате сво­боды движений в играх, упражнениях, танцах и драматизациях;

- слушание звуков во время всех этих действий позволяет естественным образом совмещать и комбинировать за­дания.

Свобода, непринуждённость и креативность движений по­зволяют развивать координацию (гармонию тела). Всё это приводит к быстрому сенсорно-психомоторному развитию.

Возможность восприятия окружающих звуков, голосов и речи, сопровождаемая свободой движений, позволяет раз­вивать слушание, на основе мультисенсорного подхода, уде­ляя особое внимание проприоцептивной, тактильной и вести­булярной чувствительности тела. При этом дети достигают лучших результатов и в более короткие сроки.

Окружающие их звуки и люди побуждают детей свободно двигаться и исследовать окружающую среду с помощью всех имеющихся чувств. Они развивают яркое восприятие и опыт, а звук естественным образом побуждает их к созданию цель­ной картины, к более глубокому пониманию, запоминанию и лучшему качеству слушания.

Постоянное присутствие звуков при коммуникации с при­родным и социальным окружением стимулирует к развитию собственной активности, слушанию и определению разницы между человеческими голосами, речью и другими звуками. У ребёнка появляется заинтересованность, что приводит к более быстрому и качественному развитию слушания, речи и языка.

Способ работы с имплантированными детьми практиче­ски не отличается от работы с нормально слышащими детьми.

Дети с КИ быстрее и более качественно проходят програм­му «РАЗВИТИЕ СЛУШАНИЯ, РЕЧИ И ЯЗЫКА» в сравнении с другими детьми с нарушениями слуха. Лучшие результаты достигаются, если операция по имплантации была проведе­на в раннем возрасте, а также, если дети достигли высокого уровня сенсорно-психомоторного развития в предоперацион­ный период.

У них вырабатывается хорошее качество голосообразования и надлежащее произношение, процесс слушания себя и самоконтроля вырабатывается более естественным образом, быстрее и лучше. В речи очевидны богатство ритмических вариаций и модуляций тона от первого произнесенного слова до более сложных речевых структур, а также естественность развития координации вербальных и невербальных сообще­ний в речевом общении. Дети показывают большую заинте­ресованность в обучении речи и использовании речи в играх и драматизациях.

Посредством стимулирования творческого подхода на за­нятиях по танцам, пению, «живым картинкам» и речи они развивают художественное чутьё и творческие навыки, и ино­гда достигнутые ими результаты превышают успех их свер­стников с нормальным слухом и речью.

Свобода движений, мультисенсорное слушание и есте­ственность в общении позволяют достичь более успешной со­циализации и интеграции в школьную жизнь наравне с их нормально слышащими сверстниками.

Трудности в развитии речи и языка встречаются у мень­шей части детей. Есть дети со значительными трудностями в сенсорно-психомоторном развитии (плохая координация тела), а также школьники, которые были прооперированы в более позднем возрасте.

Для лучшего слухового восприятия ребёнка с КИ, инженер и профессор Загребского университета В. Козина разработал индивидуальную индукционную петлю, подключаемую к ап­парату «Верботон Г20». Использование на начальных этапах данного устройства позволяет воспринимать более чистое зву­чание, исключая помехи.

Педагогам и родителям необходимо помнить, что вос­принимаемые с помощью КИ речевые образы значительно отличаются от тех, которые хранятся в памяти оглохше­го человека. Следует отметить, что до операции пациентов предупреждают, что речевые сигналы с КИ будут звучать по-другому, что сразу они не будут понимать речь и потребуются занятия и время, чтобы они научились это делать. Несмотря на это, услышанное для них всё равно неожиданно, и большинство людей испытывает определённое разочаро­вание. Особенно искаженно воспри­нимают речь пациенты, потерявшие слух после менингита, поскольку ме­нингит приводит к повреждению не только рецепторов улитки, но также слухового нерва и слуховых центров мозга. Поэтому не нужно родителям сразу рассчитывать на чудо. И после операции кохлеарной имплантации необходим длительный процесс реабилитации и большая работа специалистов и родителей.

Очень важно после операции КИ продолжать носить аппа­рат на втором, не оперированном ухе, особенно если до опе­рации ребёнок уже имел достаточный слуховой опыт. Многие дети быстро приспосабливаются к ношению слухового ап­парата (СА) вместе с имплантом, однако есть дети, испыты­вающие дискомфорт при одновременном ношении КИ и СА. Таких детей не нужно принуждать к этому. Для продолжения работы по развитию слухового восприятия с неоперирован-ным ухом, хорватским инженером Владимиром Козина были разработаны специальные наушники.

Моноауралъный головной наушник TYPE GM

Наушник TYPE GM предназначен для дополнительной синхрон­ной акустической стимуляции неимплантированного уха лиц с ис­кусственной улиткой. Такой процесс реабилитации с применением верботонального метода и аппарата VERBOTON ускоряет развитие речи, а вместе с тем является очень успешной подготовкой для дополнительного протезирования электроакустическим слуховым аппаратом на неоперированное ухо.

TYPE GM - специально сконструированный моноауральный ди­намический наушник закрытой системы для очень высокого уровня громкости (до 135 дБ УЗД постоянно). Отличается очень малень­кими акустическими искажениями, превосходным транзиентным ответом, охватывающим частотный диапазон от 10 Гц до 18 кГц. Динамическая колонка имеет импенданц от 70 Ом и очень высокую чувствительность (100 дБ УЗД для 50 мВ входного напряжения). Установлена на специальную головную опору, изготовленную из нержавеющей стали, которая может очень легко приспособиться к величине головы пациента. Наушник оснащён очень мягкой и удобной подушечкой, изготовленной из полиуретанной искусствен­ной кожи, которая покрыта специальным неаллергенным слоем. Описанная подушечка на корпус колонки прикреплена двусторонней липкой лентой, что даёт возможность очень легко заменить изношенную подушечку новой. На противоположной стороне го­ловной опоры помещена маленькая пассивная подушечка, которая служит только в качестве механической опоры целой системы. Ме­ханическая конструкция несмотря на её удобность, очень массивна и обеспечивает очень длительную и надёжную эксплуатацию. TYPE GM подключается на выход любого из аппаратов VERBOTON.

Интеграция

Интеграция детей в обычную систему образования явля­ется главной задачей при работе с каждым ребёнком с КИ, включенным в программу реабилитации по верботональной системе.

Дети интегрируются в обычную систему образования в до­школьный и школьный период в зависимости от качества развитых возможностей языково-речевой коммуникации, а также эмоционального и основного психофизиологическо­го развития ребёнка.

Для осуществления этого процесса необходимо активное взаимодействие между ребёнком, родителями, социальным окружением и учреждением, где проводят реабилитационно-образовательную программу.

Всегда хочется осуществить интеграцию как можно бы­стрее и качественней. Кохлеарная имплантация способствует этому.

Социальная адаптация ребёнка с трудностями в развитии поощряется с момента постановки диагноза, а осуществление образовательно-реабилитационной программы способствует созданию разных форм интеграции.

 

ГЛАВА 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.91 (0.007 с.)