Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел «слушание, речь, язык»

Поиск

 

Согласно разделу программы посредством комплекса «тело, движение и танец» достигается верх реабилитации, хорошее слушание, речь и язык.

Данный раздел включает:

1.Стимуляцию движением для побуждения к речи.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку с нарушенным слухом, отставшему в развитии речи ещё на этапе лепета, возродить первое рефлекторное, меха­ническое, неосознанное мускулаторное движение — крик. Крик выражает эмоциональное состояние ребёнка. Так как на реабилитацию приходят дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), необходимо знать степень эмоционального, ментально­го и физического развития каждого ребёнка. В этом возрасте большинство детей уже умеют ходить, но ещё не уверенно, что больше всего видно в беге. Когда они бегут, то с трудом останавливаются, при остановке часто падают. При этом они манипулируют ногами, руками и всем телом. Дети в этом воз­расте трогают, берут, бросают всё около себя и таким образом знакомятся с окружающим их миром. Основным действием в этом возрасте является «прикосновение». Прикосновение включает в себя принятие и отталкивание, ласку, удар, бро­сок и т.д. В этой фазе прикосновению придаётся самое большое значение. Педагог или мама производят все действия совмест­но с ребёнком, создавая определённые ситуации и настрое­ния, на которые ребёнок реагирует своим действием и голосом. Взрослый человек может качать ребёнка на коленях, на руках, подбрасывать вверх, закрывать лицо своей или его ладонью, бегать и ходить, держась за руки, с постоянной сменой темпа, динамики и простора. Вместе с тем необходимо сопровождать действия произношением тех вокальных групп (например, а-а-а, оп-оп-оп, топ-топ-топ, ла-ла-ла и т.д.), которые исполь­зуют слышащие дети в ранней фазе развития речи.

Необходимо внимательно наблюдать, при какой ситуации, действии и каким образом ребёнок начнёт общение, так как от этого будет зависеть дальнейшее обучение. Затем перево­дим ребёнка на подвижные игры с разными предметами. Конечно, нужно всегда выбирать те игры, которые могут заин­тересовать ребёнка содержанием, задействовать эмоциональ­но и физически, чтобы результатом всего был голос, крик, Который имеет все элементы речи, а это: ритм, напряжение, интенсивность и интонация. Так ребёнок осознаёт, как с по­мощью своего голоса можно веселиться, плакать, требовать, злиться, любить, принимать, отталкивать. Стимуляцией движением мы поощряем ребёнка к играм собственным голосом, говорению и получению удовольствия от разговора. В подвиж­ной игре с педагогом или мамой всегда должен присутствовать эмоциональный и физический контакт. Педагог воссоединяется с ребёнком, совместно с ним манипулируя его руками и ногами. Учитель делает то, что сам ребёнок ещё делать не может. В дальнейшем у ребёнка развивается ощущение окружения через игрушки и предметы вокруг него, к которым он приближается или удаляется в пространстве. Интерес к окружающему посте­пенно растёт и у ребёнка появляется определённое отношение к отдельным предметам: брать, ласкать, бросать, отталкивать, прижимать, топтать и т.д. Из этого постепенно формируется Взаимодействие учитель-ребёнок и учитель-дети, в котором педагог должен уметь поставить задание и стать помощником В решении тяжелых задач движения и речи. В этот период необходимо комбинировать:

а) интенсивность (легко-сильно — в контрастах и с пере­ходами);

б) время;

в) темп (быстро-медленно — в контрастах и с переходами);

г) продолжительность (долго-коротко).

Из этих комбинаций позднее появится богатство ритмиче­ских вариаций в движении и речи.

Через движения в разных зонах высоты (высокая зона — прыжки, ходьба на носочках, подтягивание; средняя зона — нее виды движения на средней высоте; низкая зона — лежа­ние, сидение и т.д.) мы подтолкнём способность говорить на разных высотах и постепенно перейдём на модуляции голосом от высокого к низкому и наоборот. Мы видим и слышим, что дети с нормальным слухом кричат, когда бегают и прыгают, так как напряжены, издают определённые звуки переворачиваясь, лёжа на полу или в кроватке, подтягиваясь, качаясь. Во всех этих моментах ребёнок будет по-разному физически активен (разная интенсивность и напряжение) и аффективно настроен.

Вариации голоса в работе на первом этапе реабилитации — это вариации динамики, времени и интонации, а именно это является базой всякой речи. Если получилось пробудить у ребёнка способность говорить и слуховое осознание собственно­го голоса, то ему дали хорошую базу для развития речи и слу­ха. Вспомогательными средствами в процессе стимуляции движением служат разные ударные инструменты (особенно барабан и бубен), вибрационная доска с вибратором, наушни­ки, подключенные к аппарату «Верботон Г10».

2.Стимуляцию движением артикуляции отдельного звука.

Хорошая, спонтанная, правильная речь на ступени про­изнесения отдельного звука или группы звуков зависит от общего состояния тела, телесного напряжения и глобальных движений тела, а также больших оптимальных движений и функциональных движений для развития артикуляции опре­делённого звука.

Задача развития и усвоения новых звуков требует соблю­дения фонетической прогрессии детей с нарушением слуха и речи. Необходимо следить за индивидуальными способно­стями и спонтанными возможностями детей к началу голосо­вания, постепенно вводить новые по качеству звуки в произ­ношение слогов.

После того, как вызван и закреплён хороший, звонкий, природный голос, педагог переводит ребёнка на более вы­сокую степень развития речи, где в определённом ритме и интонации стимулирует произношение звуков, из которых на следующем этапе появятся комбинации множества слов и предложений, богатство речи. Функциональное движе­ние для стимуляции отдельного звука — это движение, в основе которого лежит качество голоса, направление движения и напряжённость в теле ребёнка при артику­ляции, с учётом психомоторных способностей детей всех возрастов.

Принципы создания богатства форм движения и их вариа­ции для стимуляции звука на этом этапе:

1. Качества движения должны быть одинаковыми с каче­ствами голоса, а это значит, что они должны совпадать в пара­метрах времени, интенсивности и напряжения. Движение (по Рудольфу Лабану) анализируется по физическим факторам:

а) тяжесть (сила притяжения) — мы или сопротивляемся силе притяжения, или ей сдаёмся. В первом случае ин­тенсивность (сила) растёт, а в противоположном случае падает;

б) пространство — двигаясь коротким и прямым путём к своей цели через пространство, мы боремся с про­странством, которое нас разделяет, а таким образом ра­стёт напряженность в теле;

в) время — мы боремся с течением времени, желая его ис­пользовать и наполнить действиями. В этой борьбе мы активны и напряжённость в нашем теле растёт. В об­ратном случае мы пассивно отдаёмся его течению, и поэтому напряжение в теле падает.

2. Движение может быть разным: от интенсивно слабого, если его производим маленькой частью тела, или напряженное и сильное, если его производим большой частью тела. Комбинациями противоположных свойств факторов тяже-III, высоты и пространства мы получаем 8 основных качеств движений (Эффорт) (табл. 7).

Таблица 7

Интенсивность (сила) Простор Время Качество движения Действие
1. Сильно Прямо (директно) Быстро Удар Нажимание
2. Сильно Прямо (директно) Медленно Вытеснение(толкание)  
3. Легко Прямо (директно) Быстро Прикосновение  
4. Легко Прямо (директно) Медленно Скольжение  
5. Сильно Хаотично (индиректно) Быстро Бичевание  
6. Сильно Хаотично (индиректно) Медленно Сгибание  
7. Легко Хаотично (индиректно) Быстро Порхание Прыскание
8. Легко Хаотично (индиректно) Медленно Колыхание Парение

 

Действия могут быть настолько разнообразны, что для них не нашлось однозначного названия.

Как же фонетическим анализом звуков дойти до качествен­ного движения для их стимуляции?

Например, сделаем анализ ПА — БА (ПА — глухой, БА - звонкий):

ПА — время — быстрое, напряженность — большая, ин­тенсивность — легкая, качество движения — прысканье, прикосновение.

БА — время — дольше, чем ПА, напряженность — ма­ленькая, интенсивность — легкая, качество — доминирует расслабление.

Для напряжённого звука ребёнка необходимо сначала рас­слабить, а затем перевести в противоположное состояние — в напряжение. Для взрыва нужен контраст между рассла­блением и напряженностью в целом теле, чтобы результатом стало хорошее произношение.

Для носовой звуковой группы движениям важно дать ощу­щение продолжительности, лёгкой напряжённости, которая не растёт и не падает (действие парения, скольжения и по необходимости можно перейти и в лёгкое нажатие). У этой группы звуков важно выделить фактор времени.

Для вызывания звуков [ЛА—РА] важна форма движе­ния. Круговыми движениями и вибрациями даётся ощу­щение большого движения с тенденцией локализации на периферии (ладони, стопы, голова) с одновременным про­изношением.

Для произношения группы фрикативов и африкатов не­обходим резерв воздуха в лёгких. Артикуляционное движе­ние при выдохе воздушной струи из лёгких через голосовые связки и резонатор, которое даёт звуку настоящее звучание, должно быть определённым (в физиологическом смысле) и должно быть качественным (в продолжительности, интен­сивности и напряжении).

Для хорошего произношения большое значение имеет пра­вильное дыхание. С помощью правильного и полного дыха­ния резонаторные просторы расширяются, а самое большое расширение появляется в диафрагме. В самом начале реа­билитации упражнения на дыхание даются после больших физических нагрузок - бега, прыжков и т.д., когда дыхание физически обусловлено и усилено, ребёнок дышит быстро, сильно, выразительно. После необходимого сильного вдоха произносим вместе с ребёнком нужный звук или звуковую группу. Постепенно продлеваем время выдоха, ребёнок осваи­вает произношение более продолжительное во времени и сам радуется своему достижению. Такое постепенное овладение собственным дыханием имеет большое значение, так как ребёнок не может и не должен одновременно сталкиваться с двумя тяжёлыми для него задачами: правильным дыханием и хорошей артикуляцией.

Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения, так как связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое является основой в рабо­те над голосом, звуками речи. Остановимся на этом несколько подробнее. Как показывает практика, эта часть работы над произношением вызывает у педагогов затруднение.

Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определённую трудность слабослышащих и глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальных усилиях достичь максимальной пользы.

Диафрагма – это большая разграничительная мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперёд (при вдохе) и вдавливается, заставляя лёгкие выдавать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься. Вот этим упражнениям, выполняемым без речи, педагог и должен научить детей.

При верхнерёберном типе дыхания действует только верхняя маленькая часть груди и лёгких и, следовательно, в лёгкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Верхнерёберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры.

Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному речевому дыханию и обязательно окажет отрицательное влияние при работе над голосом. Этот тип дыхания педагог может отметить даже визуально (по поднятию груди) и начать с ребёнком выработку диафраграмального дыхания в дошкольном возрасте.

Работа по закреплению этого навыка не прекращается. Она ведётся до тех пор, пока ребёнок не научится правильно пользоваться дыхательным аппаратом. У каждого человека это происходит по-разному, поэтому каждого ребёнка надо контролировать индивидуально, в том числе и на фронтальных занятиях.

Дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук: вверх – вних, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идёт отработка элементов слов, что является предпо­сылкой чистого произношения звуков.

Артикуляция - это не только результат движение арти­куляционных органов - микромоторика. «Она результат структурного единства многих частей тела, где встречаются разные виды напряжения, которые производятся разными атеистическими и антогонистическими группами мышц» (П.Губерина «Фонетическая ритмика и ВТС»). Артикуля­ция — это не только фиксированная точка положения языка по отношению к зубам и нёбу. Направление и положение ре­чевых органов (микромоторика) часть целостности. «Артику­ляция — это последствие многих расслабленных и напряжён­ных точек в теле» (профессор Господнетич «Роль мышечного напряжения в реабилитации речи и слуха»).

Движения микромоторики очень утонченны и сложны, полны нюансов, мало различаются и поэтому их почти не­возможно прочувствовать так, чтобы они превратились в хо­рошую речь, которая включает в себя правильный ритм и интонацию. Ребёнку намного легче следовать большим движе­ниям всего тела — макромоторике и через неё стимулировать микромоторику. Так из сильного кинестетического ощуще­ния Постепенно появляются тонкие движения речевых орга­нов, которые без принудительности над ребёнком, через игру перейдут в автоматизм, при котором речь станет хорошей и понятной.

Для разных возрастных групп детей используются разные движения, соответствующие степени их психомоторного раз­вития:

а) от 1 до 1,5 лет - в этом возрасте дети только поступают на реабилитацию и основная задача - вызывание реак­ции на звук и стимуляция голоса;

б) от 3до 4-х лет - к этому периоду ребёнок владеет поч­ти всеми видами передвижения: ходьба, бег, подска­кивание, прыжки с одной ножки на другую, пытаются прыгать на одной ноге, вертятся вокруг своей оси, пере­катываются по полу. Они любят двигаться и заинтере­сованы во всех видах движения. Функциональное дви­жение для отдельного звука в этот период ещё простое и большое. Если задача требует сложного движения, Оно обрабатывается отдельно руками, ногами, телом, головой и только потом, если это возможно, мы его выполняем. В это время имеет большое значение проведение подвижных игр, вызывающих переживания, Крик, но следует требовать правильного произношения отдельных звуков и их сочетаний;

в) от 4до 5 лет - у детей этого возраста психомоторные спо­собности больше развиты, лучше ловкость движений, дольше внимание. Но они чаще проявляют свой харак­тер и могут отказаться от работы с нами. Они очень меч­тательны, и это нужно использовать для подключения их к работе. Движения могут быть сложнее, выполня­ются целым телом или частями тела. Движения можно выполнять в разных вариациях: ходьба и бег в разных зонах (низкая, средняя, высокая), прыжки всех видов, повороты сидя на полу, на коленях, в положении стоя. Если ребёнок поступил на реабилитацию в возрасте от 1,5 до 2 лет, то до данного периода он овладеет всеми звуками, если не полностью, то хотя бы частично. В этот момент мы переходим на новый этап - стимуляция дви­жением для коррекции отдельного звука и движения. При подготовке к занятию следует использовать таблицу анализа качества звуков и движений (по Эффорте) (табл. 8).

 

Таблица 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.194 (0.011 с.)