Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел «слушание, речь, язык»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно разделу программы посредством комплекса «тело, движение и танец» достигается верх реабилитации, хорошее слушание, речь и язык. Данный раздел включает: 1.Стимуляцию движением для побуждения к речи. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку с нарушенным слухом, отставшему в развитии речи ещё на этапе лепета, возродить первое рефлекторное, механическое, неосознанное мускулаторное движение — крик. Крик выражает эмоциональное состояние ребёнка. Так как на реабилитацию приходят дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), необходимо знать степень эмоционального, ментального и физического развития каждого ребёнка. В этом возрасте большинство детей уже умеют ходить, но ещё не уверенно, что больше всего видно в беге. Когда они бегут, то с трудом останавливаются, при остановке часто падают. При этом они манипулируют ногами, руками и всем телом. Дети в этом возрасте трогают, берут, бросают всё около себя и таким образом знакомятся с окружающим их миром. Основным действием в этом возрасте является «прикосновение». Прикосновение включает в себя принятие и отталкивание, ласку, удар, бросок и т.д. В этой фазе прикосновению придаётся самое большое значение. Педагог или мама производят все действия совместно с ребёнком, создавая определённые ситуации и настроения, на которые ребёнок реагирует своим действием и голосом. Взрослый человек может качать ребёнка на коленях, на руках, подбрасывать вверх, закрывать лицо своей или его ладонью, бегать и ходить, держась за руки, с постоянной сменой темпа, динамики и простора. Вместе с тем необходимо сопровождать действия произношением тех вокальных групп (например, а-а-а, оп-оп-оп, топ-топ-топ, ла-ла-ла и т.д.), которые используют слышащие дети в ранней фазе развития речи. Необходимо внимательно наблюдать, при какой ситуации, действии и каким образом ребёнок начнёт общение, так как от этого будет зависеть дальнейшее обучение. Затем переводим ребёнка на подвижные игры с разными предметами. Конечно, нужно всегда выбирать те игры, которые могут заинтересовать ребёнка содержанием, задействовать эмоционально и физически, чтобы результатом всего был голос, крик, Который имеет все элементы речи, а это: ритм, напряжение, интенсивность и интонация. Так ребёнок осознаёт, как с помощью своего голоса можно веселиться, плакать, требовать, злиться, любить, принимать, отталкивать. Стимуляцией движением мы поощряем ребёнка к играм собственным голосом, говорению и получению удовольствия от разговора. В подвижной игре с педагогом или мамой всегда должен присутствовать эмоциональный и физический контакт. Педагог воссоединяется с ребёнком, совместно с ним манипулируя его руками и ногами. Учитель делает то, что сам ребёнок ещё делать не может. В дальнейшем у ребёнка развивается ощущение окружения через игрушки и предметы вокруг него, к которым он приближается или удаляется в пространстве. Интерес к окружающему постепенно растёт и у ребёнка появляется определённое отношение к отдельным предметам: брать, ласкать, бросать, отталкивать, прижимать, топтать и т.д. Из этого постепенно формируется Взаимодействие учитель-ребёнок и учитель-дети, в котором педагог должен уметь поставить задание и стать помощником В решении тяжелых задач движения и речи. В этот период необходимо комбинировать: а) интенсивность (легко-сильно — в контрастах и с переходами); б) время; в) темп (быстро-медленно — в контрастах и с переходами); г) продолжительность (долго-коротко). Из этих комбинаций позднее появится богатство ритмических вариаций в движении и речи. Через движения в разных зонах высоты (высокая зона — прыжки, ходьба на носочках, подтягивание; средняя зона — нее виды движения на средней высоте; низкая зона — лежание, сидение и т.д.) мы подтолкнём способность говорить на разных высотах и постепенно перейдём на модуляции голосом от высокого к низкому и наоборот. Мы видим и слышим, что дети с нормальным слухом кричат, когда бегают и прыгают, так как напряжены, издают определённые звуки переворачиваясь, лёжа на полу или в кроватке, подтягиваясь, качаясь. Во всех этих моментах ребёнок будет по-разному физически активен (разная интенсивность и напряжение) и аффективно настроен. Вариации голоса в работе на первом этапе реабилитации — это вариации динамики, времени и интонации, а именно это является базой всякой речи. Если получилось пробудить у ребёнка способность говорить и слуховое осознание собственного голоса, то ему дали хорошую базу для развития речи и слуха. Вспомогательными средствами в процессе стимуляции движением служат разные ударные инструменты (особенно барабан и бубен), вибрационная доска с вибратором, наушники, подключенные к аппарату «Верботон Г10». 2.Стимуляцию движением артикуляции отдельного звука. Хорошая, спонтанная, правильная речь на ступени произнесения отдельного звука или группы звуков зависит от общего состояния тела, телесного напряжения и глобальных движений тела, а также больших оптимальных движений и функциональных движений для развития артикуляции определённого звука. Задача развития и усвоения новых звуков требует соблюдения фонетической прогрессии детей с нарушением слуха и речи. Необходимо следить за индивидуальными способностями и спонтанными возможностями детей к началу голосования, постепенно вводить новые по качеству звуки в произношение слогов. После того, как вызван и закреплён хороший, звонкий, природный голос, педагог переводит ребёнка на более высокую степень развития речи, где в определённом ритме и интонации стимулирует произношение звуков, из которых на следующем этапе появятся комбинации множества слов и предложений, богатство речи. Функциональное движение для стимуляции отдельного звука — это движение, в основе которого лежит качество голоса, направление движения и напряжённость в теле ребёнка при артикуляции, с учётом психомоторных способностей детей всех возрастов. Принципы создания богатства форм движения и их вариации для стимуляции звука на этом этапе: 1. Качества движения должны быть одинаковыми с качествами голоса, а это значит, что они должны совпадать в параметрах времени, интенсивности и напряжения. Движение (по Рудольфу Лабану) анализируется по физическим факторам: а) тяжесть (сила притяжения) — мы или сопротивляемся силе притяжения, или ей сдаёмся. В первом случае интенсивность (сила) растёт, а в противоположном случае падает; б) пространство — двигаясь коротким и прямым путём к своей цели через пространство, мы боремся с пространством, которое нас разделяет, а таким образом растёт напряженность в теле; в) время — мы боремся с течением времени, желая его использовать и наполнить действиями. В этой борьбе мы активны и напряжённость в нашем теле растёт. В обратном случае мы пассивно отдаёмся его течению, и поэтому напряжение в теле падает. 2. Движение может быть разным: от интенсивно слабого, если его производим маленькой частью тела, или напряженное и сильное, если его производим большой частью тела. Комбинациями противоположных свойств факторов тяже-III, высоты и пространства мы получаем 8 основных качеств движений (Эффорт) (табл. 7). Таблица 7
Действия могут быть настолько разнообразны, что для них не нашлось однозначного названия. Как же фонетическим анализом звуков дойти до качественного движения для их стимуляции? Например, сделаем анализ ПА — БА (ПА — глухой, БА - звонкий): ПА — время — быстрое, напряженность — большая, интенсивность — легкая, качество движения — прысканье, прикосновение. БА — время — дольше, чем ПА, напряженность — маленькая, интенсивность — легкая, качество — доминирует расслабление. Для напряжённого звука ребёнка необходимо сначала расслабить, а затем перевести в противоположное состояние — в напряжение. Для взрыва нужен контраст между расслаблением и напряженностью в целом теле, чтобы результатом стало хорошее произношение. Для носовой звуковой группы движениям важно дать ощущение продолжительности, лёгкой напряжённости, которая не растёт и не падает (действие парения, скольжения и по необходимости можно перейти и в лёгкое нажатие). У этой группы звуков важно выделить фактор времени. Для вызывания звуков [ЛА—РА] важна форма движения. Круговыми движениями и вибрациями даётся ощущение большого движения с тенденцией локализации на периферии (ладони, стопы, голова) с одновременным произношением. Для произношения группы фрикативов и африкатов необходим резерв воздуха в лёгких. Артикуляционное движение при выдохе воздушной струи из лёгких через голосовые связки и резонатор, которое даёт звуку настоящее звучание, должно быть определённым (в физиологическом смысле) и должно быть качественным (в продолжительности, интенсивности и напряжении). Для хорошего произношения большое значение имеет правильное дыхание. С помощью правильного и полного дыхания резонаторные просторы расширяются, а самое большое расширение появляется в диафрагме. В самом начале реабилитации упражнения на дыхание даются после больших физических нагрузок - бега, прыжков и т.д., когда дыхание физически обусловлено и усилено, ребёнок дышит быстро, сильно, выразительно. После необходимого сильного вдоха произносим вместе с ребёнком нужный звук или звуковую группу. Постепенно продлеваем время выдоха, ребёнок осваивает произношение более продолжительное во времени и сам радуется своему достижению. Такое постепенное овладение собственным дыханием имеет большое значение, так как ребёнок не может и не должен одновременно сталкиваться с двумя тяжёлыми для него задачами: правильным дыханием и хорошей артикуляцией. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения, так как связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое является основой в работе над голосом, звуками речи. Остановимся на этом несколько подробнее. Как показывает практика, эта часть работы над произношением вызывает у педагогов затруднение. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определённую трудность слабослышащих и глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц. Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальных усилиях достичь максимальной пользы. Диафрагма – это большая разграничительная мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперёд (при вдохе) и вдавливается, заставляя лёгкие выдавать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься. Вот этим упражнениям, выполняемым без речи, педагог и должен научить детей. При верхнерёберном типе дыхания действует только верхняя маленькая часть груди и лёгких и, следовательно, в лёгкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Верхнерёберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному речевому дыханию и обязательно окажет отрицательное влияние при работе над голосом. Этот тип дыхания педагог может отметить даже визуально (по поднятию груди) и начать с ребёнком выработку диафраграмального дыхания в дошкольном возрасте. Работа по закреплению этого навыка не прекращается. Она ведётся до тех пор, пока ребёнок не научится правильно пользоваться дыхательным аппаратом. У каждого человека это происходит по-разному, поэтому каждого ребёнка надо контролировать индивидуально, в том числе и на фронтальных занятиях. Дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук: вверх – вних, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идёт отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков. Артикуляция - это не только результат движение артикуляционных органов - микромоторика. «Она результат структурного единства многих частей тела, где встречаются разные виды напряжения, которые производятся разными атеистическими и антогонистическими группами мышц» (П.Губерина «Фонетическая ритмика и ВТС»). Артикуляция — это не только фиксированная точка положения языка по отношению к зубам и нёбу. Направление и положение речевых органов (микромоторика) часть целостности. «Артикуляция — это последствие многих расслабленных и напряжённых точек в теле» (профессор Господнетич «Роль мышечного напряжения в реабилитации речи и слуха»). Движения микромоторики очень утонченны и сложны, полны нюансов, мало различаются и поэтому их почти невозможно прочувствовать так, чтобы они превратились в хорошую речь, которая включает в себя правильный ритм и интонацию. Ребёнку намного легче следовать большим движениям всего тела — макромоторике и через неё стимулировать микромоторику. Так из сильного кинестетического ощущения Постепенно появляются тонкие движения речевых органов, которые без принудительности над ребёнком, через игру перейдут в автоматизм, при котором речь станет хорошей и понятной. Для разных возрастных групп детей используются разные движения, соответствующие степени их психомоторного развития: а) от 1 до 1,5 лет - в этом возрасте дети только поступают на реабилитацию и основная задача - вызывание реакции на звук и стимуляция голоса; б) от 3до 4-х лет - к этому периоду ребёнок владеет почти всеми видами передвижения: ходьба, бег, подскакивание, прыжки с одной ножки на другую, пытаются прыгать на одной ноге, вертятся вокруг своей оси, перекатываются по полу. Они любят двигаться и заинтересованы во всех видах движения. Функциональное движение для отдельного звука в этот период ещё простое и большое. Если задача требует сложного движения, Оно обрабатывается отдельно руками, ногами, телом, головой и только потом, если это возможно, мы его выполняем. В это время имеет большое значение проведение подвижных игр, вызывающих переживания, Крик, но следует требовать правильного произношения отдельных звуков и их сочетаний; в) от 4до 5 лет - у детей этого возраста психомоторные способности больше развиты, лучше ловкость движений, дольше внимание. Но они чаще проявляют свой характер и могут отказаться от работы с нами. Они очень мечтательны, и это нужно использовать для подключения их к работе. Движения могут быть сложнее, выполняются целым телом или частями тела. Движения можно выполнять в разных вариациях: ходьба и бег в разных зонах (низкая, средняя, высокая), прыжки всех видов, повороты сидя на полу, на коленях, в положении стоя. Если ребёнок поступил на реабилитацию в возрасте от 1,5 до 2 лет, то до данного периода он овладеет всеми звуками, если не полностью, то хотя бы частично. В этот момент мы переходим на новый этап - стимуляция движением для коррекции отдельного звука и движения. При подготовке к занятию следует использовать таблицу анализа качества звуков и движений (по Эффорте) (табл. 8).
Таблица 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.014 с.) |