Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетика – это наука о звуковом строе языка (от греч. phone – «звук, голос»)».↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Ф О Н Е Т И К А
? Сравните определения фонетики. Выделите в них главное. Фонетика – это наука о звуковом строе языка (от греч. phone – «звук, голос»)». (Г.М.Богомазов.) Фонетика (от греч. phone – «звук», phonetikos – «звуковой») – учение о звуковой Стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а Также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и Более крупные отрезки. Фонетикой называют также и саму звуковую сторону Языка». (П.А.Лекант.) Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их Изменение в речевом потоке. (Д.Э.Розенталь.) 4. «Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования Звуков речи, изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка Как средства общения». (Н.М.Шанский.) Запишите ниже, что изучает фонетика: ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Тема 2. Основные фонетические единицы.
Сегментные (линейные)Суперсегментные (нелинейные, Просодические)
Фраза ударение Синтагма (речевой такт) интонация Фонетическое слово (они не существуют отдельно от Слог сегментных единиц, а как бы Звук накладываются на них)
Сегментные единицы. 1. Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением, отграниченный от других достаточно продолжительными паузами (||) и заключающий в себе законченную мысль. ? Сколько фраз в тексте? Докажите. Расставьте фразовые паузы. Было ветрено, сыро и скверно. Дверь в сад была открыта, на почерневшем полу террасы высыхали лужи ночного дождя. (Л.Т.) Различайте единицы разных уровней языка: фразу и предложение фонетическая единица грамматическая (синтаксическая) Единица ? Сколько фраз в сложных предложениях? Как связаны структура сложного предложения и фразовое членение? Покажет Русь, что есть в ней силы и есть грядущее у ней. (Н.) Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез. (Н.Гоголь). 2. Синтагма (речевой такт) - это часть фразы, ограниченная паузами (|) и характеризующаяся интонацией незаконченности. Синтагматическое ударение – оформляет синтагму: - ударение на конце синтагмы – динамическая структура; - ударение на неконечное слово – эмфатическая структура. «В основе деления текста на синтагмы лежит смысл, и само деление служит выражению смысловых отношений» (Л.В.Щерба). ТЕОРИИ СЛОГА. ЭКСПИРАТОРНАЯ трактует слог как сочетание звуков, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Так, если произнести перед горящей свечой слово ДОМ, пламя дрогнет один раз, слово РУКА – пламя дрогнет 2 раза, МОЛОКО – три раза. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. Произнесём односложное слово СПЛАВ – и пламя свечи дрогнет 2 раза, смычка губ у [п] разорвёт воздушный поток на 2 части; произнесём слово АУ! – и пламя дрогнет 1 раз, хотя в слове 2 слога. НЕДОСТАТОК: Экспираторная теория основывается лишь на одном факторе слогообразования. В настоящее время несостоятельность этой теории в науке можно считать доказанной. ТЕОРИЯ МУСКУЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ДИНАМИЧЕСКАЯ) (Лев Владимирович Щерба) трактует слог как волну силы, интенсивности. Самый интенсивный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые. Слог, как говорят сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся Наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется 3 фазами (усиление, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображён как «дуга мышечного напряжения». НЕДОСТАТОК: сложное явление слогообразования объясняется только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно. СОНОРНАЯ (Рубен Иванович Аванесов) трактует слог как сочетание более сонорного (звучного) элемента с менее сонорным. Наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей – гласные. По степени звучности можно обозначить: гласные – 4, сонорные согласные – 3, шумные звонкие – 2, глухие согласные – 1. С этой позиции любое слово представляется как волна сонорности. Слог на j Виды слогов: Ударные - безударные Правила слогораздела
1. СГ: [ ку|ри|ца] 2. Гj Согл.: [заи|къ]; [мои|въ] 3. Ш С: [и|гра]; [cа|бл‘ь] 4. ШШ, или СС, или СШ - смотри на ударение: V [у|хват]; [за|мр’от] V [кар|тъ]; [ур|нъ] 5. 3 согласных – см. п..4: [с’ос/тры]; [у/стра/и/вът’]
5. Звук – наименьшая фонетическая единица. Звук – это минимальная незначимая единица речевого потока. Звуки могут изучаться в разных аспектах: - физический – звуки речи – это колебания воздуха; можно говорить о силе, высоте, тембре и длительности звуков; - физиологический – какие органы речи и как принимают участие в образовании звука; - лингвистический (функциональный). Фонема и звук. Ударение.Интонация. Ударение.
Интонация Звуки речи. И Ы У
Э О
А Классификация гласных: 1). Ряд – движение языка в горизонтальном направлении: - передний [и э] - средний [ ы а ] - задний [ у о ] 2) Подъём – движение языка в вертикальном направлении:- верхний [и ы у] - средний [э о ] - нижний [ а ] 3). Лабиализация – участие губ в образовании звука: - лабиализованные [у о ] - нелабиализованные - остальные Фонетические закономерности в области гласных звуков. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами в слове распределяется неравномерно. Поэтому гласный может находиться: - в сильной, ударной позиции (он произносится четко и ясно) - в слабой, безударной, позиции (гласные артикулируются менее четко и изменяют свое звучание, т.е. редуцируются) Редукция – изменение, ослабление гласных звуков в безударном положении. Виды редукции: 1). Количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного: [ И ] [ Ы ] [ У ]. 2). Качественная – это ослабление и изменение звучания гласных: [ А ] [ О ] [ Э ]. Различают слабую позицию первой степени (первый предударный слог) и слабую позицию второй степени (остальные слоги). А.А.Потебня предложил формулу, условно оценивающую силу ударных ибезударных гласных в единицах: - ударный гласный – 3 - первый предударный слог – 2 - другие безударные слоги – 1. v Поговорила - [ п ъ г ъ в а р’ и л ъ ] - 1 – 1 – 2 – 3 – 1. ? Рассмотрите таблицу редукции звуков [ а, о, э]. Найдите сильные и слабые позиции гласных. Какими значками они обозначаются в разных позициях?
? Почему в таблице не представлена редукция звуков [и, ы, у]? _____________________ Я Ё Ю И Е Йотированные Е Ё Ю Я обозначают: [ гласный + мягкость согласного ] 2 звука: [ j + гласный ] после согласной: лён – [ л’о н ] 1. в начале слова: ЯМА - [jа]ма 2. после гласной: маяк – мa[ja]к 3. после Ъ и Ь: семь[ja] ? 1. Чем отличаются артикуляционно и акустически гласные звуки от согласных? Какова роль букв Е,Ё,Ю,Я? Тема 4. Классификация согласных.
В русском языке 37 согласных фонем. ГК ХК: лёгкий. Согласных? Транскрипция. Транскрипция – это запись звучащей речи специальными значками. Виды транскрипции: 1. Фонетическая – способ передачи на письме устной звучащей речи со всеми звуковыми особенностями: [ф ч’ о р н ъ и б ъ р а д’ э ]. Она может быть разной степени точности: [ м а т’ ] - [ м а т’ ]. 2. Фонематическая – передает фонемный состав слова: [ в ч’ о р н а j б а р а д’ э ]. ? 1. Что называется транскрипцией? Тема 6. Фонетический разбор. Укажите виды редукции. О Б Р А З Е Ц
П.о.v п. о. п.о. ЗВЁЗДНЫЕ - [ з в’о |з н ы | j ь ] З – [ з ] з– [ з ] - согл. В – [ в’ ] переднеяз. Ё – [ о ] щелевой З – [ з ] шумный Д - [ - ] - диэреза звонкий, парный Н – [ н ] твёрдый, парный Ы – [ ы ] - колич. редукция свистящий [ j ] v Е ё- [ о ] – гласн. [ь] – качеств. редукция ударн. Передн. ряда 8 букв, 8 звуков средн. подъема Нелабиализ. В этом слове есть непроизносимый согласный [ д ]. Проверочное слово – звезДа. ? 1. С какой целью выполняется фонетический разбор? У п р а ж н е н и я Упражнение № 1. Проверьте себя. ТЕСТ ПО ФОНЕТИКЕ (с опорой на знания школьной программы)
Задание № 1. Выберите группу слов, в каждой из которых есть только твердые согласные. А) жир, весь, каша, циркач, щель; Б) отвага, узор, глушь, словно, цирк; В) время, лучше, свитер, боец, игра; Г) тоньше, случай, хочешь, цыган, вьюга. Задание № 2. Выберите группу слов, в каждой их которых есть только звонкие согласные. А) удар, каюта, точка, цепь; Б) сажа, кот, музей, шёпот; В) мера, досуг, щедрый; Г) земля, грубый, влево, вьюга.
Задание № 3. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука. А) яма, семья, ёж, день, юла; Б) баян, юг, ель, жюри; В) вьюн, ёрничать, платье, маяк; Г) сюрприз, вялый, зебра, тёмная.
Задание № 4. Укажите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков. Сколько раз ни приезжаешь в Ленинград, всегда волнуешься, как перед свиданием с любимым человеком, которого не видел много лет. Узнает ли он тебя? Не скажет ли, что ты растерял за эти годы веселье и доброжелательность к людям? Примет ли он тебя с прежней простотой? Или будет молчать, сдерживая зевоту, как всегда бывает, когда умирают старые связи? (К.Паустовский). Упражнение № 2. Запишите, разделяя текст на предложения. Поставьте знаки Что такое воля вольная хорошо определено в русских лирических песнях русская лирическая протяжная песнь поётся лучше всего вне дома на воле в поле издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека (Д.С.Лихачев). С Л О Г Упражнение № 1. Знание какого признака слога оттачивают следующие вопросы? Продумайте свою реакцию в случае неправильных ответов детей.
Упражнение № 2. Укажите количество слогов в словах цифрами: 1,2,3,4,5,6. Отражение чуткая изъян Вскользь свои съезд Емкий растительность южное Границам? Образец: я|зы|ко|зна|ни|е - языко – зна – ние Бегущие гармония переиздание Опасность рельефно вглубь З В У К И Р Е Ч И Упражнение № 1. Прочитайте стихотворение. Какие вопросы надо задать по Стихотворению? Красивее партер повторим Баловать досуг диспансер Обыденный торты добыча Свекла звонит случай Кухонный хозяева каталог Щавель прибывший столяр Упражнение № 3. Подчеркните буквы, на месте которых произносится: 1) звук [ ъ ]: колокольчик, табуретка, загородный, пароходство, молодая; 2) звук [ ь ]: переворот, веретено, решительно, очаровательный, перина; 3) звук [ а ]: абрикос, подойти, вероятность, узнавая, преподавать; 4) звук [ э ]: колея, весенний, заветная, переплетение, повстречать.
Упражнение № 4. Какие слова соответствуют схемам:
1) [ ъ а а ] 2) [ а а ъ ] 3) [ ь э о ] 4) [ э о ь ] Отдача перегорать пилигримы Упражнение № 9. Найдите лингвистически грамотную формулировку ответа. Буква Е в слове ЕЛЬ: - даёт два звука; - обозначает два звука; - имеет два звука. Упражнение № 10. Укажите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Упражнение № 1. Узнайте согласный звук по характеристике.
1) согласный переднеязычный, аффриката, шумный, глухой непарный, твёрдый непарный; 2) согласный губно-губной, смычно-взрывной, шумный, звонкий парный, мягкий парный; 3) согласный заднеязычный, щелевой, шумный, глухой непарный, мягкий; Звука. Кредо панель генезис хорей Поехать гайка Скамья трамвай Вязать съёжившийся Лосьон волчьи Изъян белеть Упражнение № 13. Обозначьте пропущенные разделительные знаки:
С…ёмка в…южный доб…ёмся Бур…ян почтал…он об…ективный С…естное б…ёт об…ят Интер…ер ад…ютант двух…ярусный Раз…яснение пред…юбилейный в…ётся Трёх…язычный с…экономить верблюж…я Фел…етон фельд…егерь охотнич…и В…едливый цеп…ю двух…осный Кон…юнктура олен…я кур…ер Борода - береза - погода - трава – дорога - шуба – 2) глаголы с приставками В-, С-, НАД-, ПОД-, ОТ-; отметьте ассимиляцию по глухости – звонкости: Дать - клеить - гореть - Метить - плыть - ставить - ? Почему в некоторых словах согласные в приставках не изменились? Какой принцип орфографии реализуется в этих приставках? Упражнение № 4. Образуйте прилагательные. Какое фонетическое явление Наблюдается в них? 1) адвокат - делегат - брат – Докажите. Определите ее вид. На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Стога - острова - приказы - Упражнение № 11. Укажите лишнее слово, учитывая комбинаторные и Русские народные песни учат терпеливости сердце, и в них хранится историческая память народа. Я не знаю такой русской песни, где бы прославлялись подвиги, и это потому, что в песне отражается русский характер, не любящий хвалиться, «придя с рати». Русская народная песня – это память о бесчисленных и безжалостных испытаниях, выпавших на долю моего народа. Из искры возгорится пламя. Я живу в Петербурге. Письмо Виталию в Италию. Ложка дегтя в бочке меда. Не идется и не едется, Потому что гололедица, Но зато прекрасно падается – Отчего ж никто не радуется? Не сшит, не скроен, А весь в рубцах; Много одёжек, Мели, Емеля, твоя неделя. Поход - караван - шёпот - перестать – котелок - предлагать – Дорожка - ожидание - У Д А Р Е Н И Е Упражнение № 1. Определить фразовое, тактовое и словесное ударение. Выделите Торт – прав - Повторю - ждал - Свекла - создан - Упражнение № 3. Составьте словосочетания с омографами: орган, атлас, ловлю. Упражнение № 4. Запишите слова в алфавитном порядке, расставьте ударение. БЛАГОЗВУЧНОСТЬ РЕЧИ Упражнение №. Оцените звуковое оформление предложений. Взглядом. Полили ли лилии? Стыках слов.
Ненастья скоро жди, Он яркий вывесил плакат: Да здравствуют дожди!
Звукопись - аллитерация Ассонанс Рифма 3) Ритмическая организация стиха: Ямб дактиль Хорей амфибрахий Анапест Шумно по чащам идет. В бешеной пляске несет. (И.Бунин) Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья Под тусклым ветром Кружат, шуршат. (В. Брюсов) Любви печальную тревогу Любви печальную тревогу Я слишком долго испытал. Любви безумную тревогу Я слишком сильно испытал. Любви безумную тревогу Я безотрадно испытал. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. (А. Пушкин) 7. Крепко связаны ей … Попадется зверю …. Кушай яблочко, … Благодарствуй за …. 8. 1. Спросите, не повысив тона … 2. Кто получит низкий балл … 3. Мне очень нравится … Высокий рост и … 9. Буриме: 1). капели 2) дня Вновь огня Запели осень Воробьев бросим Синквейн. Тема. Два имени прилагательных. Три глагола. Предложение из 4 слов. Синоним к теме. Терминологический диктант. Знать определения терминов: Фонетика. Фраза. Синтагма. Лабиализация. Редукция. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация. Диэреза. Оглушение. Транскрипция. Непарный по тв. – мягк. d) парный по зв. – глух. Непарный по тв. – мягк. 5. Выберите правильный вариант характеристики звука: [ б ] - a) смычно – проходной Губно - зубной d) щелевой Переднеязычный С) смычный Губно - губной 6. В каком слове есть только твердые согласные звуки: а) уточка б) можешь в) вниз 7. В каком слове есть только мягкие согласные звуки: а) цель б) чаща в) ложь 8. В каком слове йотированными буквами обозначаются два звука: а) шерстяной б) статуя в) ездить 9. В каком слове идут подряд два гласных звука: а) Россия б) снабжает в) диафрагма 10. В каком слове звуков больше, чем букв: а) тень б) юбочка в) объект г) купят 11. В каком слове звуков меньше, чем букв: а) купол б) безрадостный в) подъехали г) мельком Тема 1. Ф О Н Е Т И К А
? Сравните определения фонетики. Выделите в них главное. Фонетика – это наука о звуковом строе языка (от греч. phone – «звук, голос»)». (Г.М.Богомазов.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.017 с.) |