Ударение называют «биением сердца в слове». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ударение называют «биением сердца в слове».



Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков.

 

Особенности русского ударения:

 

1. силовое (динамическое): ударный слог отличается большей силой и громкостью, напряженностью, длительностью (в 10 раз длиннее) (а не музыкальностью, т.е. изменением высоты тона, как в сербском, китайском языке);

2. свободное, разноместное: ударным может быть любой слог (во франц. языке – всегда последний слог, в польском – предпоследний);

3. подвижное: может передвигаться с одного слога на другой: село – сёла

(хотя большинство слов имеют неподвижное ударение: красивый – красивее, торт – торты, сколько – скольких, звонит…);

4. есть слова, имеющие основное и побочное ударение (это сложные слова):

телерепортаж, авиапочта;

5. есть слова, не имеющие ударения – клитики:

под дом – проклитики; дом же – энклитики;

6. есть слова, которые имеют акцентные варианты: иначе и иначе, мышление и мышление, творог и творог – это норма.

 

Функции словесного ударения:

  1. основная – фонетическое объединение слова;
  2. лексикологическая – смыслоразличительная: замок – замок (Как называются такие слова с точки зрения лексикологии?)
  3. морфологическая – дополнительное средство различения грамматических форм: руки – руки.

 

Местом ударения различаются варианты слов:

- общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, компас – компас;

- литературный и диалектный: вьюга – вьюга; крапива – крапива;

- литературный и просторечный: магазин - магазин, красивее – красивее;

- нейтральный и разговорный: звонишь – звонишь, занята – занята;

- литературный и народнопоэтический: девица – девица, серебро – серебро;

- современный и устарелый: библиотека – библиотека, музыка – музыка;

- дублеты – когда разница в месте ударения не значима: баржа – баржа, иначе – иначе.

 

Есть другие виды ударения:

a. фразовое – одна из синтагм выделяется в фразе более сильным ударением;

b. тактовое – выделение одного из слов в синтагме в речевом потоке;

c. логическое – выделение слова для подчёркивания его особого значения. Ударение фразовое и тактовое называют логическим.

Интонация

Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, высшая форма речевого воздействия.

Компоненты интонации:

1. мелодика речиповышение и понижение тона в фразе;

2. ритмчередование ударных и безударных слогов;

3. темп речискорость протекания речи во времени;

4. паузы – перерыв в речи;

5. тембр речи – звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки;

6. интенсивность речи – сила произнесения;

7. фразовое и логическое ударение.

? 1. В чём различие между сегментными и суперсегментными единицами?

Назовите сегментные единицы и их отличительные признаки. В чём

Практическая значимость этих знаний?

Расскажите о теориях слога. Какие недостатки у каждой из них?

Как разделить слово на слоги? Виды слогов?

Чем отличается звук от фонемы?

В чём различие между Московской и Ленинградской фонетическими школами?

Каковы особенности русского словесного ударения?

Охарактеризуйте компоненты интонации.

Тема 3.

Звуки речи.

Звуки речи классифицируются по артикуляции с учетом некоторых акустических характеристик.

Самые крупные классификационные группы звуков – гласные и согласные.

Они образуются в результате работы разных органов речи ( эта работа называется артикуляцией).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
  1. Струя воздуха проходит свободно
  1. Тональные, голосовые звуки
  2. Слогообразующие
  3. Ртораскрыватели
  4. Гласные можно петь
  1. Воздух встречает и преодолевает полную или частичную преграду
  2. Образуется шум или голос и шум
  3. Неслогообразующие
  4. Ртосмыкатели

Система гласных звуков (вокализм).

6 гласных звуков русского языка могут быть представлены в виде треугольника Л.В.Щербы:

И Ы У

 
 

 

 


Э О

 

 

А

Классификация гласных:

1). Ряд – движение языка в горизонтальном направлении: - передний [и э]

- средний [ ы а ]

- задний [ у о ]

2) Подъём – движение языка в вертикальном направлении:- верхний [и ы у]

- средний [э о ]

- нижний [ а ]

3). Лабиализация – участие губ в образовании звука:

- лабиализованные [у о ]

- нелабиализованные - остальные

Фонетические закономерности в области гласных звуков.

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами в слове распределяется неравномерно. Поэтому гласный может находиться:

- в сильной, ударной позиции (он произносится четко и ясно)

- в слабой, безударной, позиции (гласные артикулируются менее четко и изменяют свое звучание, т.е. редуцируются)

Редукция – изменение, ослабление гласных звуков в безударном положении.

Виды редукции:

1). Количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного:

[ И ] [ Ы ] [ У ].

2). Качественная – это ослабление и изменение звучания гласных:

[ А ] [ О ] [ Э ].

Различают слабую позицию первой степени (первый предударный слог) и слабую позицию второй степени (остальные слоги).

А.А.Потебня предложил формулу, условно оценивающую силу ударных ибезударных гласных в единицах:

- ударный гласный – 3

- первый предударный слог – 2

- другие безударные слоги – 1.

v

Поговорила - [ п ъ г ъ в а р’ и л ъ ] - 1 – 1 – 2 – 3 – 1.

? Рассмотрите таблицу редукции звуков [ а, о, э]. Найдите сильные и слабые позиции гласных. Какими значками они обозначаются в разных позициях?

Абсолютное начало слова 2-й, 3-й и т.д. предударный 1-й предударный слог Ударный слог Заударный слог Абсолютный конец слова
    После твёрдых согласных    
а к н о Ъ с ъ д в о т а с д ы А О с а т г о т Ъ г о р ъ т (Ъ) с к а с к (ъ)
Э эташ Ъ ц ъ л’ и н а Э ж э н а Э (после Ж,Ш,Ц) ж э с т Ъ мужъствъ Э (Ъ) с’эрцэ (ъ)
    После мягких согласных    
- Ь п’ьр’ьл’ивал Э л’ э с а ’Э ’А л’эс м’ал Ь м’ э с’ ь ц Э (Ь) фп’эч’к’э

? Почему в таблице не представлена редукция звуков [и, ы, у]? _____________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.013 с.)