Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и цели изучения усвоения звуковой стороны русского языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин, в том числе для языкознания и психологии. Кроме того, оно в высшей степени важно для педагогики, так как знание законов развития языка у ребенка служит основанием для руководства этим развитием в дошкольном и школьном возрасте. Настоящий очерк охватывает одну сторону развития детской речи – ее фонетическое выражение. Чтобы яснее представить себе, какие задачи стоят перед ребенком в усвоении звуковой стороны родного языка, необходимо коснуться того, какую роль играют звуки и их сочетания в процессе общения при посредстве языка. Каждое явление языка имеет две неразрывно связанные между собой стороны: внутреннюю – значение и внешнюю – звуковой состав. Звуковая сторона речи и является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передавать другим содержание своих мыслей. <...> Обеспечивая речевое общение, звуки речи приобретают социальную функцию. Ставя на первый план в звуковой стороне речи те качества, которые имеют социальную значимость, советское языкознание разработало учение о фонемах. Фонемами называются социально отработанные типы звуков, служащие в известном языке для различения значимых элементов речи, например, слов и их форм. Способность фонем дифференцировать слова удобнее всего демонстрировать на сравнении слов, которые различаются только одним звуком. Так различаемы без затруднений русские слева был – пыл – мыл – тыл – рыл показывают, что звуки б, п, м, т, р являются в русском языке разными фонемами. Различение слов кон – конь, вес – весь, пыл – пыль, удар – ударь свидетельствует, что твердые н, с, л, р противопоставляются в русском языке мягким н', с', л', р' те и другие являются разными фонемами, различение которых для говорящих по-русски обязательно, иначе многие слова, как, например, только что приведенные, окажутся неразличимыми в произношении, что будет затруднять понимание речи. При изучении усвоения ребенком звуковой системы русского языка особенно важно проследить, как и когда он овладевает разными фонемами, имеющимися в русском языке. Настоящая работа ставит своей целью выяснение того, как ребенок овладевает звуковой системой усваиваемого им русского языка. По поводу объема исследуемого здесь вопроса необходимо сказать, что данная тема ограничивается рассмотрением того, как ребенок воспроизводит те или другие фонетические элементы родного языка и как это воспроизведение все более приближается к нормам окружающего его языка взрослых, пока, наконец, не сравняется с этими нормами. Этой задачей определяются как хронологические рамки изучаемого периода, так и привлекаемый материал и подход к нему. Исходным пунктом изучаемого периода являются первые случаи использования ребенком заимствованных от взрослых элементов их языка; это происходит обычно в виде слов-предложений, употребляющихся обособленно. Такие слова-предложения уже обладают обеими сторонами, свойственными языковым явлениям: они имеют значение и связанное с ним звуковое выражение. Слово-предложение появляется у детей приблизительно в возрасте около года. Концом изучаемого периода является полное усвоение ребенком звуковой системы русского языка, которое у отдельных детей осуществляется в разном возрасте (от 3 до 8 лет). Хотя в дальнейшем речь будет идти об усвоении звуковых элементов слов, но следует иметь в виду, что всегда предполагается наличие у них значения, только благодаря семантике они становятся предметом усвоения, без этого они не встречались бы детям в речи окружающих взрослых. Семантика побуждает различать отдельные слова и формы, в частности, такие сходные по произношению, как, например, дай – дал – даль – дам и т. д. Семантика делает устойчивой звуковую сторону слов (наличие определенных значений создает такие ряды звуков, как «стол», «дай», «мама» и пр.), стабильность же звуковых рядов является одним из благоприятных условий для их усвоения. Стадия крика и лепета Предшествующая появлению слов-предложений стадия крика и лепета не входит в рассматриваемый период, так как в этих проявлениях детской речи нет еще усвоения элементов определенного языка. Стадия крика и лепета охватывает приблизительно первый год жизни ребенка. В самом общем виде она характеризуется следующими чертами. И крики, и лепет еще лишены функции речи, но они разрешают очень важную задачу подготовки речевого аппарата для овладения в дальнейшем разными сторонами произношения. Произношение требует очень дифференцированных работ таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы; при этом различные движения этих органов осуществляются в связи друг с другом в самых разнообразных сочетаниях. Помимо этого, все указанные комплексы движений выступают координирование со слуховыми впечатлениями и представлениями. Начало выработки этих тонких и разнообразных движений связано уже с криками, появляющимися у ребенка сразу же после рождения. Крики представляют собой рефлекторные реакции, вызываемые сильными органическими ощущениями отрицательного характера, например, болью, голодом, неудобным положением. Поэтому крики не требуют выучки или подражания. Независимость криков от слуховых восприятий обнаруживается в том, что они существуют и у детей, лишенных слуха. С фонетической стороны крики представляют собой выдыхание при суженных голосовых связках и при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Раствор рта при этом не остается в одном положении, а непрерывно меняется, вместе с этим меняется качество звука: получаются скользящие переходы от более широких звуков к более узким, и, наоборот, смыкание и захлопывание рта вызывает впечатление смычных согласных. Характерной особенностью криков является то, что такой звуковой поток невозможно разбить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки. Поэтому разные попытки передать крики средствами нашей графики (хотя бы и транскрипцией) следует считать более чем условными. В крике особенно развивается сопровождаемое звуком выдыхание. Около начала 3-го месяца у ребенка появляется лепет. Его отличие от крика состоит в том, что он отражает не слишком сильное возбуждение ребенка, обычно приятного характера, например, в результате насыщения, после сна. Независимость лепета от речи окружающих, помимо того, что он также наблюдается у глухих детей, ярко выражается в том, что в лепете ребенок произносит, например, звуки, напоминающие щелкание, булькание, фырчание, птичье щебетание, которые не только отсутствуют у взрослых, но которые взрослые нередко не могут и воспроизвести. Впоследствии, в период усвоения родного языка, и сам ребенок теряет способность издавать эти звуки и звукосочетания; это свидетельствует о том, что лепет не имеет социального значения. Значение лепета для подготовки речевого аппарата связано, прежде, всего, с тем, что лепет занимает значительное место в поведении ребенка первого года жизни; иногда ребенок поет и щебечет чуть ли не часами. Затем в лепете вырабатывается ряд таких элементов произношения, которые потом используются в усваиваемом языке. Так становятся более устойчивыми и определенными артикуляции отдельных звуков, вырабатываются отдельные сочетания звуков, среди них наиболее типичным является чередование стычных и гласных, в связи с этим лепет отчетливо делится на слоги, появляются слоги разной силы (ударение). Для лепета особенно характерны повторения одинаковых сочетаний звуков типа па-па-па-па или д'а-д'а. В связи с этим ребенок приучается слышать такие часто произносимые им сочетания и затем воспроизводить их, руководствуясь слухом. Отсюда развивается способность подражать звукам чужой речь. В качестве первого этапа в подражании обычно указывают на то, что ребенок вслед за взрослыми произносит сочетания звуков, которые до того сам произносил, затем (в возрасте около 7-9 месяцев) ребенок делает попытки подражать и таким сочетаниям, которых он сам еще не употреблял. Около года стремление подражать слышимым звукам становится очень настойчивым: ребенок пытается воспроизводить многие слова, которые он слышит от взрослых. Это особенно важно для овладения звуковой стороной речи. Так крики и лепет закладывают основы для ряда навыков, необходимых для произношения, но они не имеют важнейшего условия, придающего определенность и устойчивость произношению: для них нет часто повторяющихся образцов, своего рода стандартов, которые представляет для слов произношение окружающих взрослых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.008 с.) |