ТОП 10:

Усвоение интонаций, фразовых ударений



Помимо звуков речи, в качестве внешних средств, служащих говорящим для различения значимых элементов, являются интонации, фразовые ударения, паузы. Различение утверждения, с одной стороны, и вопроса, с другой, в таких фразах, как «Брат приехал» и «Брат приехал?» осуществляется разными видами мелодии; таким образом, говорящим по-русски также необходимо владеть этими мелодиями, как и имеющимися в русском языке фонемами. Или, например, фраза «На берегу реки ярко пылал огромный костер» является осмысленной только при разбивке ее на такие части (границы между ними обозначены вертикальной чертой): «На берегу реки | ярко пылал | огромный костер»; наоборот, она оказалась бы бессмысленной, если бы мы попробовали разбить ее на такие части: «На берегу | реки ярко | пылал огромный | костер». Это показывает, что интонации, фразовые ударения, паузы так же важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен овладеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как и по звукам, распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, т.е. использовать их как фонологические средства языка.

Поэтому коснуться этого вопроса усвоения фонетической стороны речи, несмотря на его неразработанность, совершенно необходимо.

Известным показателем того, что интонационная сторона речи усваиваемся рано и без осложнений, служит отсутствие в литературе указаний на какие-либо недочеты этого рода, а в практике не возникает вопроса об исправлении таких недочетов.

Имеющийся в нашем распоряжении материал также свидетельствует о раннем овладении ребенком этими фонетическими средствами.

Уже в период однословного предложения ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования; так, Женя Г., указывая на книгу, говорит: н'ига (книга) 1, 8, 27; то же в предложениях из двух слов: бобо пац'ик (бобо пальчик) 1, 9, 4, макам'ец'ка (молоко стоит на печке) 1,9, 8.

В это же время появляются разновидности восклицательной интонации; так, вбежав в освещенную утренним солнцем комнату, кричит: с'он'ц'ик!

Отгоняет напавшую на него козу:

быс'! (брысь). Кричит тетке: ган'и, ган'и! (догони).

Просит: бл'ина! бл'ина! 1,9,17.

В двухсловном предложении:

т 'ап 'и п'ецка! (топи печку!) 1,9,4; зовет мать.

мама, л'ась (мама, ляг) 1, 9, 23; папа, п'ец'ка тап'иц'! (папа печку топить!) 1,10,3.

Несколько позже появляются вопросительные интонации (после 1, П). Характерно, что первоначально вопрос выражается только интонацией. Она совпадает с вопросительной интонацией взрослых, и то, что ребенок задает вопрос, улавливается окружающими без труда:

мама, куп'ила калос'и? (мама, купила калоши?) 1, 11, 18; кон'ц'ел'а ц'ел'ац? (кончила стирать?) 1, 11, 18; сабакаусла? (собака ушла?) 2,0,7;

папа, п'ис'? мама п'ит? (падаспишь? мама спит?) 2,0,25. Очень рано появляется шггонация перечисления. Она соединяет целые предложения:

мац'ик ба-ба, папа ба-ба (мальчик бай-бай, папа бай-бай) 1, 9, 17; мама пл'ит'от, баба пл'ит'от (мама придёт, баба придёт) 1,11,20; а также однородные члены:

паг'и, мак'и бай-бай (сапоги, башмаки бай-бай) 1,11,26; йа пойду мамъцкъм, папъй (я пойду с мамочкой и папой) 2, 2, 29; буду кр'и'пи'т', мълатоц'ит* буду, сум'ет' буду (буду сбивать, стучать молотком, шуметь буду) 2,1,3.

Перечисление первоначально выражается без союзов; союзы при перечислении появляются около 2,3.

От перечислительной интонации отличается интонация противопоставления (контраста):

вад'иц'ка н'и гр'азнайа – ана ц'ис'ит'ик'кьйа 2, 4, 14; тъмары (комары) л'итайут – жук'и ползъйут 2, 11 23.

В сложных предложениях взаимоотношения входящих в него предложений также сначала выражаются интонацией: всесоюзные предложения появляются на четыре месяца раньше, чем предложения, соединенные союзами. В связи с разными смысловыми отношениями между предложениями выделяется несколько разновидностей интонации. Из них отчетливо используются две.

Особая интонация выражает время или условие действия другого предложения, она характеризуется особым повышением и четко отличается от перечислительной мелодики:

б'ил'ус', тада с'аду (когдауберусь, тогда сяду) 2,0,25;

пр'ин'есу в'ир'офку, буд'ьм на саласкъх катацца 2,3,14;

згар'ел бь с'н'ек, какой бъ он был? 3,5,20.

Изъяснительная интонация обозначает ожидание следующего во второй части объяснения в виде указания причины или раскрытия содержания:

гл'ид'и, гл'ид'ит'и: машина (машина) 2,1,7;

паад'ом гул'ат: пасахла (просохло) 2,2,28;

йа ац'ис'с'у сама: йа бал'сайа (я очищу сама: я большая) 2,4,4;

йа н'и магу вып'ит': йа мал'ьн'кьй (о лекарстве) 2,5,21.

Как и в разговорном языке взрослых, связи предложений и выражающие их интонации не всегда четки.

Есть основание считать, что и фразовое ударение усваивается рано: с момента, когда предложения начинают включать по нескольку слов. Приведу несколько примеров из дневника Жени Г., показывающих, что фразовое ударение используется в зависимости от вкладываемого в предложение смысла. Слова с фразовым ударением даны в примерах разрядкой. «Глядя на голову судака в блюде, говорит:

л'ипка бай-бай вад'е (рыбка бай-бай в воде) 1,11,30.

Просит: дай иц'ка! дай кал'етку!, дай л'еба кус'оц'ьк! дай пл'анка!

Во всех случаях фразовое ударение ничем не отличается от произношения взрослых 1,11,30. «Женя ест рисовую кашу и выбирает только изюм. Когда его стали уверять, что ягод больше нет, он заявил: там йес'т' йагда (с решительным ударением на «есть»). После ему дали пряник, а раньше были пряники с изюмом, который он и выковыривал оттуда. И он спрашивает: там йагда йес'т? (с вопросительной интонацией и фразовым ударением на «ягода») 2,0,3.

Таким образом, как и у взрослых, фразовое ударение меняет свое место в соответствии с изменением смысла фразы.

Вместе с интонациями паузы членят группы слов на простейшие сочетания (синтагмы), в зависимости от объединения слов по значению, Вот несколько примеров (членение обозначается знаками препинания):

пълас'ил йево, л'иток. На пъл пълас'ил (положил его, листок. На иол положил) 2,0,26;

ц'ир'ак д'ес, тарав'е, да? (червяк здесь, в траве, да?) 2,2,22;

дай канф'етку, в бумашк'и, н'и л'ипкуйу тол'ка, н'и разбр'узглЬйу, вруч'к'и – 2,8,13;

на н'ебъ прыгнул» нъ д'ир'ев'йи – 2,11,15.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.005 с.)