Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция «Ударение и интонация в русском языке»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель лекции – раскрыть природу русского словесного ударения, дать понятие об интонации, ее функциях. План 1. Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения. 2. Функции словесного ударения. 3. Безударные слова. 4. Фразовое, тактовое и логическое ударение. 5. Интонация. Элементы интонации. 6. Функции интонации. 7. Понятие об интонационных конструкциях. 1. Фонетическая природа русского словесного ударения Словесное ударение – это физическое выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков и характеризуется как количественное, силовое или динамическое. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, или ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром. Ударность / безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным, или разноместным. Особенностью русского словесного ударения является его подвижность – возможность перемещения ударения с одного слога на другой при изменении слова, например: бeлый – белa – белeе. При этом следует помнить, что в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением: звонить – звонил; тoрт – тoрты – тoрта. Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а два или три ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные ударения чаще всего выделяют первый слог, а основное падает на другие слоги. Побочное ударение имеют сложные слова из двух основ (дрeвнерусский), многие сложносокращённые слова (стрoйматериалы), слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супе (oкололитературный, суперобложка). В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ, возможно 3 ударения (aэрофoтосъeмка). Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочного ударения не наблюдается: хлебозавoд, достовeрный. 2. Функции русского ударения Словесное ударение выполняет в языке разные функции. Благодаря организующей функции слоги и части синтагм объединяются в фонетическое слово; делимитативная функция – это способность служить средством разделения фонетических слов одного от другого; лексикологическая (смыслоразличительная) функция ударения является средством различения смысла слов (aтлас и атлaс); морфологическая функция ударения – быть дополнительным средством разграничения грамматической формы одного слова или разных (вoлос и волoс, пuща и пищa). Местом ударения могут различаться варианты слов: – общеупотребительный и профессиональный (дoбыча и добыча); – литературный и диалектный (хoлодно и холоднo); – литературный и просторечный (магазuн и магaзин); – нейтральный и разговорный (приговoр и прuговор). 3. Безударные слова Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, называется, как мы уже говорили, проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра / и брат; сказал, /чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой; энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки. Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при вольном (ср. привольном). Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса [т’ьл, иэса]); дьяк он [д'jак-он] (ср. дьякон [д'jакън]) и др. Отдельные клитики могут сохранять признаки самостоятельного слова, характеризуясь побочным ударением. Такие клитики называют относительными, например: во фразе Через весь залив тянулся луч прожектора выделяется в первом слове относительная проклитика чeрез – вeсь, которая характеризуется слабым ударением. 4. Фразовое, тактовое и логическое ударение Если в составе фразы или такта имеется несколько фонетических слов, то одно из них выделяется с большей силой и длительностью. Выделение одного из речевых тактов во фразе называется фразовым ударением (...), выделение одного из слов в речевом такте – тактовым ударением (˝). Фразовое и тактовое ударение не связаны прямо со смыслом; слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением не являются важными в смысловом отношении. Их функция заключается в организации (объединении) фонетических слов и речевых тактов в составе фразы. Слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением, находятся обычно в конце, они служат границами фраз и тактов. От фразового ударения следует отличать логическое ударение, которое как раз выделяет важные в смысловом отношении слова. «Логическое ударение – указательный палец, выделяющий самое главное слово во фразе или такте» (К.С. Станиславский). Логическое ударение сильнее фразового и может падать на любое слово во фразе и такте. Логическое ударение передает различные смысловые отношения, оценочные суждения, выражает субъективную оценку: У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения. 5. Интонация. Элементы интонации Наряду с ударением большую роль в построении фраз и речевых тактов играет интонация. Интонация (лат. intonation – «громко произношу») – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. С точки зрения акустики интонация – это изменение частоты основного тона и интенсивности. Кроме того, интонация включает в себя и другие характеристики: темп, логическое ударение, ритм, тембр, паузы. Мелодика – это понижение или повышение голосового тона. Фразы На улице дождь; На улице дождь? произносятся с разной интонацией и у них разная мелодика. В первой фразе голосовой тон к концу понижается, а во второй – повышается. В зависимости от повышения и понижения голоса выделяются разные интонационные конструкции. Между фразами обычно бывает перелом голосового тона, сопровождающийся паузой. Темп характеризуется скоростью произнесения речевых отрезков. Темп различается не только в разных языках, но и в одном языке: одна и та же фраза может быть произнесена с разной скоростью. Медленный темп отличается некоторой торжественностью. Определенный темп речи соблюдается при диктовке, беседе. Логическое ударение – это выделение во фразе или такте слова, важного по смыслу. Тембр – это окраска голоса, которая может меняться; тембр может быть мягким, строгим, повелительным, заискивающим и т.д. 6. Функции интонации Основной фонетической функцией интонации является организующая: интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фразы и такты. Кроме того, интонация объединяет фонетические слова в речевые такты, а такты во фразы. Различая в потоке речи предложения разных видов, интонация выполняет и коммуникативную функцию. Так, благодаря интонации мы различаем основные коммуникативные значения предложений: повествование, вопрос, побуждение. Ср.: Мы идем в библиотеку. Мы идем в библиотеку? Мы идем в библиотеку. Интонация может указывать на различные семантические и грамматические отношения между единицами, образующими высказывание. Реплика Хороо-ошенькая история!, произнесенная с особой интонации может получить иную смысловую интерпретацию. Интонация может передавать отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника, передавать информацию об эмоциональном состоянии говорящего. 7. Понятие об интонационных конструкциях В русском языке традиционно выделяют шесть или семь (Е.А. Брызгунова) основных интонационных конструкций (ИК). ИК представляет собой упрощенную схему движения голосового тона. Каждая ИК имеет три обязательных элемента – центр (слог, на который падает основное ударение рассматриваемой единицы), предцентровую часть (слоги, предшествующие центру) и постцентровую часть (слоги, находящие за центром). Предцентровая или постцентровая часть может отсутствовать: например, во фразе Кто здесь? отсутствует предцентровая часть, а во фразе Я тут нет постцентровой части. У всех ИК одинакова предцентровая часть, которая произносится на среднем уровне. Основное движение тона – понижение или повышение –происходит в центре. Постцентровая часть может произноситься выше среднего или ниже среднего тона. Таким образом, основными различительными признаками ИК является соотношение мелодики в центре и постцентровой части. Различают шесть основных ИК. ИК-1 характеризуется резким понижение тона в центре и произнесение постцентровой части ниже среднего. Такая интонация встречается при завершенности в повествовательных предложениях: Ночью выпал снег. (Центр ИК находится на ударном слоге выделенного слова). ИК-2 – тон в центре незначительно понижается или остается на прежнем уровне, в слоге за центром тон ниже среднего. Такая интонация характерна для вопросительных предложений с вопросительным словом: Где пройдет встреча? ИК-3 – на звуках центра наблюдается резкое повышение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова, а также характеризует неконечные синтагмы: Ты прочитала эту книгу? ИК-4 – на звуках центра наблюдается нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а: А в чем дело? ИК-5 – имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго – нисходящее, постцентровая часть – ниже среднего. ИК-5 используется для выражения высокой степени признака, действия, состояния: Как давно это было! ИК-6 – в центре происходит резкое повышение тона, последующие слоги произносятся выше среднего; используется для выражения неожиданного обнаружения высокой степени признака, состояния: Как она танцует!
Литература 1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001. 2. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., 1998. 3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991. 4. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. 4. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2000. 5. Черемисова-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.
Контрольные вопросы 1. Какова природа русского словесного ударения? 2. К чему сводятся основные функции русского ударения? 3. Чем отличается логическое ударение от фразового? 4. Какие функции выполняет интонация в русском языке?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.009 с.) |