Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Ударение и интонация в русском языке»

Поиск

Цель лекции – раскрыть природу русского словесного ударения, дать понятие об интонации, ее функциях.

План

1. Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения.

2. Функции словесного ударения.

3. Безударные слова.

4. Фразовое, тактовое и логическое ударение.

5. Интонация. Элементы интонации.

6. Функции интонации.

7. Понятие об интонационных конструкциях.

1. Фонетическая природа русского словесного ударения

Словесное ударение – это физическое выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков и характеризуется как количественное, силовое или динамическое.

Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, или ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром. Ударность / безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему – приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным, или разноместным.

Особенностью русского словесного ударения является его подвижность – возможность перемещения ударения с одного слога на другой при изменении слова, например: бeлый – белa – белeе. При этом следует помнить, что в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением: звонить – звонил; тoрт – тoрты – тoрта.

Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а два или три ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные ударения чаще всего выделяют первый слог, а основное падает на другие слоги. Побочное ударение имеют сложные слова из двух основ (дрeвнерусский), многие сложносокращённые слова (стрoйматериалы), слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супе (oкололитературный, суперобложка). В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ, возможно 3 ударения (aэрофoтосъeмка).

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочного ударения не наблюдается: хлебозавoд, достовeрный.

2. Функции русского ударения

Словесное ударение выполняет в языке разные функции. Благодаря организующей функции слоги и части синтагм объединяются в фонетическое слово; делимитативная функция – это способность служить средством разделения фонетических слов одного от другого; лексикологическая (смыслоразличительная) функция ударения является средством различения смысла слов (aтлас и атлaс); морфологическая функция ударения – быть дополнительным средством разграничения грамматической формы одного слова или разных (вoлос и волoс, пuща и пищa).

Местом ударения могут различаться варианты слов:

– общеупотребительный и профессиональный (дoбыча и добыча);

– литературный и диалектный (хoлодно и холоднo);

– литературный и просторечный (магазuн и магaзин);

– нейтральный и разговорный (приговoр и прuговор).

3. Безударные слова

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, называется, как мы уже говорили, проклитикой.

Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра / и брат; сказал, /чтобы пришли; не знаю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой; энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при вольном (ср. привольном).

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на-сонцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т'э-л'иса] (ср. телеса [т’ьл, иэса]); дьяк он [д'jак-он] (ср. дьякон [д'jакън]) и др. Отдельные клитики могут сохранять признаки самостоятельного слова, характеризуясь побочным ударением. Такие клитики называют относительными, например: во фразе Через весь залив тянулся луч прожектора выделяется в первом слове относительная проклитика чeрез – вeсь, которая характеризуется слабым ударением.

4. Фразовое, тактовое и логическое ударение

Если в составе фразы или такта имеется несколько фонетических слов, то одно из них выделяется с большей силой и длительностью. Выделение одного из речевых тактов во фразе называется фразовым ударением (...), выделение одного из слов в речевом такте – тактовым ударением (˝). Фразовое и тактовое ударение не связаны прямо со смыслом; слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением не являются важными в смысловом отношении.

Их функция заключается в организации (объединении) фонетических слов и речевых тактов в составе фразы. Слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением, находятся обычно в конце, они служат границами фраз и тактов.

От фразового ударения следует отличать логическое ударение, которое как раз выделяет важные в смысловом отношении слова. «Логическое ударение – указательный палец, выделяющий самое главное слово во фразе или такте» (К.С. Станиславский).

Логическое ударение сильнее фразового и может падать на любое слово во фразе и такте. Логическое ударение передает различные смысловые отношения, оценочные суждения, выражает субъективную оценку: У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения.

5. Интонация. Элементы интонации

Наряду с ударением большую роль в построении фраз и речевых тактов играет интонация.

Интонация (лат. intonation – «громко произношу») – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

С точки зрения акустики интонация – это изменение частоты основного тона и интенсивности. Кроме того, интонация включает в себя и другие характеристики: темп, логическое ударение, ритм, тембр, паузы.

Мелодика – это понижение или повышение голосового тона. Фразы На улице дождь; На улице дождь? произносятся с разной интонацией и у них разная мелодика. В первой фразе голосовой тон к концу понижается, а во второй – повышается. В зависимости от повышения и понижения голоса выделяются разные интонационные конструкции.

Между фразами обычно бывает перелом голосового тона, сопровождающийся паузой.

Темп характеризуется скоростью произнесения речевых отрезков. Темп различается не только в разных языках, но и в одном языке: одна и та же фраза может быть произнесена с разной скоростью. Медленный темп отличается некоторой торжественностью. Определенный темп речи соблюдается при диктовке, беседе.

Логическое ударение – это выделение во фразе или такте слова, важного по смыслу.

Тембр – это окраска голоса, которая может меняться; тембр может быть мягким, строгим, повелительным, заискивающим и т.д.

6. Функции интонации

Основной фонетической функцией интонации является организующая: интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фразы и такты. Кроме того, интонация объединяет фонетические слова в речевые такты, а такты во фразы.

Различая в потоке речи предложения разных видов, интонация выполняет и коммуникативную функцию. Так, благодаря интонации мы различаем основные коммуникативные значения предложений: повествование, вопрос, побуждение. Ср.: Мы идем в библиотеку. Мы идем в библиотеку? Мы идем в библиотеку.

Интонация может указывать на различные семантические и грамматические отношения между единицами, образующими высказывание. Реплика Хороо-ошенькая история!, произнесенная с особой интонации может получить иную смысловую интерпретацию.

Интонация может передавать отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника, передавать информацию об эмоциональном состоянии говорящего.

7. Понятие об интонационных конструкциях

В русском языке традиционно выделяют шесть или семь (Е.А. Брызгунова) основных интонационных конструкций (ИК). ИК представляет собой упрощенную схему движения голосового тона. Каждая ИК имеет три обязательных элемента – центр (слог, на который падает основное ударение рассматриваемой единицы), предцентровую часть (слоги, предшествующие центру) и постцентровую часть (слоги, находящие за центром). Предцентровая или постцентровая часть может отсутствовать: например, во фразе Кто здесь? отсутствует предцентровая часть, а во фразе Я тут нет постцентровой части.

У всех ИК одинакова предцентровая часть, которая произносится на среднем уровне. Основное движение тона – понижение или повышение –происходит в центре. Постцентровая часть может произноситься выше среднего или ниже среднего тона. Таким образом, основными различительными признаками ИК является соотношение мелодики в центре и постцентровой части. Различают шесть основных ИК.

ИК-1 характеризуется резким понижение тона в центре и произнесение постцентровой части ниже среднего. Такая интонация встречается при завершенности в повествовательных предложениях: Ночью выпал снег. (Центр ИК находится на ударном слоге выделенного слова).

ИК-2 – тон в центре незначительно понижается или остается на прежнем уровне, в слоге за центром тон ниже среднего. Такая интонация характерна для вопросительных предложений с вопросительным словом: Где пройдет встреча?

ИК-3 – на звуках центра наблюдается резкое повышение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова, а также характеризует неконечные синтагмы: Ты прочитала эту книгу?

ИК-4 – на звуках центра наблюдается нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а: А в чем дело?

ИК-5 – имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго – нисходящее, постцентровая часть – ниже среднего. ИК-5 используется для выражения высокой степени признака, действия, состояния: Как давно это было!

ИК-6 – в центре происходит резкое повышение тона, последующие слоги произносятся выше среднего; используется для выражения неожиданного обнаружения высокой степени признака, состояния: Как она танцует!

 

Литература

1. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001.

2. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., 1998.

3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1991.

4. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2000.

5. Черемисова-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.

 

Контрольные вопросы

1. Какова природа русского словесного ударения?

2. К чему сводятся основные функции русского ударения?

3. Чем отличается логическое ударение от фразового?

4. Какие функции выполняет интонация в русском языке?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.009 с.)