Лекция «категория вида глагола» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «категория вида глагола»



Цель лекции – углубить понятие о категории вида глагола, указав способы видообразования; дать понятие видовой корреляции, одновидовых и двувидовых глаголах.

План

1. Категория вида глагола. История изучения.

2. Способы видообразования.

3. Видовые корреляции. Типы видовых корреляций.

4. Одновидовые глаголы. Типы одновидовых глаголов.

5. Двувидовые глаголы. Признаки двувидовых глаголов.

6. Способы глагольного действия.

 

1. Категория вида глагола. История изучения.

Категория вида в русском языке оформилась сравнительно поздно, в конце XVI – начале XVII в.. В XVII в. она нашла отражение в грамматиках М. Смотрицкого иЮ. Крижанича.

Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, не была четко отграничена от категории времени в трудах целого ряда выдающихся отечественных ученых, таких как Н.И. Греч, А.Х. Востоков и др.

Например, А.Х. Востоков в своей «Русской грамматике» выделял три вида:

– неокончательный (несовершенный),

– совершенный,

– многократный.

Кроме трех видов глаголов, ученый выделил восемь форм времени. Однако строго разграничить категории вида и времени ему не удалось. Г. Павский в «Филологических наблюдениях» выдвигает теорию трех степеней длительности, теорию, которая была в дальнейшем поддержана, К.С. Аксаковым и Н.П. Некрасовым. «В глаголах степенями означается мера продолжительности и объем действия», – писал Г. Павский. Ценным в теории Г. Павского была трактовка категории вида как категории, выражающей качественное различие в характере действия.

А.А. Потебня, восприняв теорию степеней длительности (он выделяет четыре степени длительности), пошел дальше своих предшественников. Степени длительности А.А. Потебня связывает с совершенностью и несовершенностью действия, но не отождествляет их.

В работах Г.К. Ульянова, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова и других ученых теория двух видов – совершенного и несовершенного была поддержана. Большое внимание в этих работах было уделено анализу системы образования видов и определению грамматико-семантической стороны категории вида. Категория вида окончательно стала пониматься как категория, которая выражает не количественную, а качественную характеристику действия.

Несмотря на существование большого числа разнообразных работ, относящихся к глагольному виду, единства мнений нет единства мнений по вопросу о том, каково должно быть определение категории вида и о различии между совершенным и несовершенным видом, не было и нет до сих пор.

Одни ученые рассматривали вид как категорию, обозначающую распределение действия во времени (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, A.M. Пешковский), другие подчеркивали в определении вида способ протекания действия (А. Болдырев, А.А. Шахматов, В.А. Богородицкий), третьи рассматривали вид как категорию, выражающую действие в отношении к его пределу, результату (В.В. Виноградов и многие современные исследователи).

Глагольный вид – одна из наиболее сложных категорий грамматики, которая изучается особой отраслью лингвистической науки – аспектологией (от лат. aspectus – вид).

В основу современной классификации видов положено значение «внутреннего предела». Категория вида считается присущей всем формам глагола. Глаголы решал и решил обозначают одно и то же действие, но различаются грамматически. Глагол решил является глаголом совершенного вида; он обозначает действие, которое достигло внутреннего предела. Поскольку в этом глаголе грамматически выражено указание на предел действия, действие решил мыслится как ограниченное в своем течении. Глагол решал является глаголом несовершенного вида, он не содержит указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность.

Следовательно, категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т.п.). Совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).

Отличия глаголов несовершенного и совершенного вида можно проследить как на парадигматическом, так и на синтагматическом уровне. Парадигматические отличия видов:

– глаголы несовершенного вида имеют полную временную парадигму (формы настоящего, прошедшего и будущего времени); у глаголов совершенного вида формы настоящего времени отсутствуют;

– у глаголов несовершенного вида будущее время – сложное (буду делать), а у глаголов совершенного вида – простое (сделаю);

Синтагматические отличия видов:

– глаголы совершенного вида не сочетаются с фазисными глаголами,

глаголы несовершенного вида, напротив, сочетаются с фазисными глагола-

ми;

– слова и сочетания слов, указывающие на неограниченную длительность действия (долго, без конца, годами и т.п.), сочетаются с глаголами несовершенного вида;

– слова и сочетания слов, указывающие на регулярную повторяемость (постоянно, ежедневно, каждое утро), сочетаются с глаголами несовершенного вида;

– слова КС с частицей не (не надо, не нужно, не следует) требуют инфинитива несовершенного вида.

Однако вопреки различной синтагматической характеристике глаголов разных видов в русском языке представлено явление конкуренции видов. Под конкуренцией видов понимается возможность использования парных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном и том же контексте, когда видовые различия не сказываются на общем смысле высказывания. (Ср.: Мы уже изучали/изучили это произведение. Кто шил / сшил вам это платье?).

2. Способы видообразования

Образование глаголов одного вида от глаголов другого вида с использованием словообразовательных средств называется видообразованием. Видообразование в русском языке представлено двумя процессами: перфективацией и имперфективацией.

Перфективация – это образование глаголов совершенного вида (часто называемых перфективными глаголами) от глаголов несовершенного вида. Средствами перфективации являются:

1) прибавление к непроизводным глаголам несовершенного вида префиксов (делать → сделать, доделать, переделать; знать → узнать, вызнать); иногда префиксация сопровождается одновременным прибавлением постфикса -ся (знать → разг. дознаться) или же суффикса -и– (сажать → посадить; ронять → уронить);

2) использование суффикса -ну-/-н– (толкать → толкнуть; прыгать → прыгнуть; колоть →кольнуть).

В результате перфективации, если производящий и производный глаголы тождественны по лексическому значению (что наблюдается далеко не всегда; ср.: прыгать → попрыгать, запрыгать, упрыгать), может образоваться видовая пара (делать – сделать; прыгать – прыгнуть).

Имперфективация – это образование глаголов несовершенного вида (называемых нередко имперфективными глаголами) от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ыва-/-ива– (отпороть → отпарывать; раскачать → раскачивать), -а– (решить → решать; влезть → влезать), - ва– (запеть → запевать; открыть → открывать). Префиксация при имперфективации не используется.

Дополнительными формальными средствами имперфективации являются чередования (удешевить → удешевлять; расколоть → раскалывать) и мена ударения (разрезать → разрезать). В результате имперфективации всегда образуются видовые пары.

3. Видовые корреляции. Типы видовых корреляций.

Одним из центральных понятии аспектологии является понятие видовой корреляции (пары). Далеко не всегда бывает просто ответить на вопрос, образуют ли видовую пару те или иные два глагола, т.е яляются ли они парными. Расплывчатость семантического критерия, противопоствляющего глаголы по виду, обусловила наличие двух тенденций в трактовке вида. Первая представлена в большинстве своём в школьной грамматике и связана со стремлением рассматривать вид максимально широко. В соответствие с этим широким пониманием парными признаются не только такие глаголы как делать – сделать или писать – написать, но и сидеть – посидеть и рисовать – срисовать.

Предлагается и иной критерий парности – лексический. Писать – написать, списать, дописать, подписать, переписать. У глаголов списать и подписать, дописать, переписать существуют более содержательно близкие к ним глаголы списывать, подписывать, дописывать, переписывать. Поэтому в предложенной цепочке слов видовой парой считается пара писать – написать.

Многозначный глагол способен образовывать разные видовые пары для каждого из своих лексико-семантических вариантов: Ср. резать (свинью) – зарезать – это одна пара, а резать (хлеб) – нарезать – это другая пара.

Видовой парой мы будем называть пару двух противопоставленных глаголов, тождественных по лексическому значению и различающихся лишь грамматическим значением совершенного/несовершенного вида: срисовать – нарисовать; решать – решить.

Типы видовых корреляций

1) суффиксальные

– мена суффикса: получать – получить;

– прибавление или утрата суффикса: дать – давать:

2) префиксальные: петь – спеть;

3) префиксально – суффиксальные: сажать – посадить;

4) образованные изменением места ударения: ссыпЬть – ссыпать;

5) образованные чередованием: запереть – запирать;

6) супплетивные: ловить – поймать; брать – взять

Глаголы в паре должны отличаться только значением вида. При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата:

а) присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь – перелететь, взлететь и т.п.);

б) присоединение приставки, создавая значение совершенного вида у исходного глагола, не изменяет лексическое значение глагола, вследствие этого бесприставочный (исходный) и приставочный (производный) глаголы различаются только по виду и составляют соотносительные видовые пары (ср.: слепнуть – ослепнуть, обедать – пообедать и т.п.). В последнем случае приставка теряет свое лексическое значение и превращается в грамматическое средство образования вида. Это явление наблюдается особенно часто в отношении приставок: о– (об-, обо-), по; с– (со-): ослепнуть, обрадовать, обозлить, построить, сделать; реже – за; у; на; вз-: задушить, утопить, наточить, вспотеть; и очень редко – из; при; вы; раз-: испугать, приготовиться, вырасти, разбередить.

Наиболее продуктивным типом образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва– (-ива-) (ср.: выкроить – выкраивать). При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить – выстраивать, накопить – накапливать). Чередование о//а не является устойчивым, если глагол совершенного вида имеет ударение на корневом звуке [о], возможны в литературном языке образования с [а] (удваивать, устраивать, осваивать, оспаривать, задабривать, дотрагиваться, удостаивать и др.) и образования с [о] (обеспокоивать, обусловливать, озабочивать, опозоривать, опошливать, подытоживать, приохочивать, разрознивать, сморщиваться, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, ускоривать). Такие параллельные формы свойственны разным стилям литературного языка.

Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -ну(ть) (ср.: толкать – толкнуть) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср. хвалить – похвалить, делать – сделать, робеть – оробеть и т.п.).

В кругу малопродуктивного образования видовых пар выделяются следующие группы: 1) решать – решить, украшать – украсить и т.п.; 2) выпечь – выпекать, слезть – слезать и т.п.; 3) избегать – избегнуть, привыкать – привыкнуть и т.п.; 4) набить – набивать, смыть – смывать, обозреть – обозревать и т.п.; 5) парные глаголы, различающиеся только местом ударения (ср.: разрезать – разрезать) и 6) парные глаголы, выраженные словами с разными основами (супплетивными формами): говорить – сказать (прочие см. выше).

4. Одновидовые глаголы. Типы одновидовых глаголов

В русском языке выделяются глаголы, которые не могут вступать в видовые пары. Такие глаголы принято называть одновидовыми. К глаголам непарным несовершенного вида (imperfektiva tantum) относятся:

– бесприставочные глаголы с суффиксом -ыва– (-ива-) со значением многократности. В современном литературном языке такие глаголы употребляются исключительно в форме прошедшего времени со значением давности действия: говаривал, сиживал, видывал и т.п.;

– приставочные глаголы (книжного характера) с суффиксами -ыва– (-ива-), -а, -е, -и со значением процесса, не ограниченного достижением результата: заискивать, сожалеть и др.;

– глаголы с приставкой по– и суффиксом -ыва-(-ива-) со значением кратного, прерывистого действия: покашливать, поглядывать и др.;

– с приставками под-, при– и суффиксами -ыва– (-ива-), -ва– со значением сопровождающего действия: подсвистывать, подсевать, приговаривать и др.;

– с приставкой пере– и аффиксом -ся со значением длительности и взаимности действия: перекликаться, перестреливаться и др.

К глаголам непарным совершенного вида (perfektiva tantum) относятся:

– глаголы с приставкой по-, обозначающие ограничение действия во времени: полежать, посидеть, помечтать и др., а также с несколькими приставками пораздумать, попридержать и др., принадлежащие к разговорному стилю;

– глаголы с приставками за– и по– со значением начала действия: зашагать, загреметь, побежать, полить и др.;

– глаголы с приставками пере-, от-, до– со значением завершенности, результативности действия: отшуметь, допроситься, перепортить и др.;

– глаголы с суффиксом -ну– со значением интенсивного начала действия: хлынуть, грянуть и др.

– некоторые глаголы с суффиксом -и-: понадобиться, очутиться.

5. Двувидовые глаголы. Признаки двувидовых глаголов.

Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях того или иного контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телефонировать и т.п.; это также некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть. Например: Своими колкостями ты каждый день ранишь меня (несов.в.). Если не перестанешь грубить, ты ранишь меня смертельно (сов.в.).

6. Способы глагольного действия глагольного действия

С грамматической категорией вида взаимодействуют лексико-грамматические разряды способов глагольного действия, т.е. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия:

– значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, например: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;

– значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по– или несколькими приставками, например: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать;

– значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-от-, у-, из-, например: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать;

– значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по– и несколькими приставками, например: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать;

– значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну-, например: грянуть, хлынуть;

– значение прерывистости действия у глаголов несовершенного вида с приставкой по– и суффиксом -ив(а)-, например: побаливать, покашливать, постукивать;

– значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под– и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а)-, например: приговаривать, притаптывать, подмигивать, подпрыгивать.

Литература

1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., 1971.

2. Бондарко А.В. О значении видов русского глагола // Вопросы языкознания. – 1990.– №4.

3. МасловЮ.С. Очерки по аспектологии. – Л., 1984.

4. Русская грамматика / под ред. Н.Ю. Шведовой и др. М., 1980.

5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч.– Ч.2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой.– М.,2002.

6. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

Контрольные вопросы

1. Что кладется в основу деления глаголов на виды?

2. Что понимается под видообразованием? Какими процессами представлено видообразование в современном русском языке?

3. Какими парадигматическими и синтагматическими особенностями характеризуются глаголы совершенного вида?

4. Какими парадигматическими и синтагматическими особенностями характеризуются глаголы несовершенного вида?

5. Что называется видовой парой?

6. Какие типы видовых пар по образованию представлены в русском языке?

7. Какие глаголы называются одновидовыми?

8. Какие глаголы называются двувидовыми?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 4663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.045 с.)