Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа словосочетания

Поиск

1. Выписать словосочетание в той форме, в которой оно употреблено в предложении, назвать главный и зависимый компоненты.

2. Поставить (если это возможно) в начальную форму (по главному компоненту).

3. Охарактеризовать словосочетание по полноте (полное / неполное).

4. Определить объем словосочетания (простое / сложное; осложненное / неосложненное).

5. Назвать тип словосочетания по главному слову (именное / глагольное / наречное и т. п.), если главный компонент неоднословный, описать модель словосочетания.

6. Охарактеризовать синтаксические отношения между компонентами словосочетания (атрибутивные – принадлежности / части целого / субъекта действия, состояния или признака, объектные – прямообъектные / косвеннообъектные, обстоятельственные – места / времени / причины / уступки / меры / степени / образа действия).

7. Определить способ связи компонентов словосочетания (согласование – полное / неполное, управление – сильное / слабое, примыкание).

8. Установить синтаксическую функцию компонентов словосочетания в предложении (подлежащее / сказуемое / дополнение / определение / обстоятельство).

Образец:

Во мне теперь очень тихо и пусто – как в доме (1), когда все ушли, и лежишь

один, больной, и так ясно слышишь (2) отчетливое металлическое постукивание

мыслей (3) (Замятин).

(1) <тихо и пусто бывает> в доме – словосочетание; главный компонент – <тихо и пусто бывает>– восстановлен из контекста; зависимый компонент – в доме; начальной формы не имеет, так как главный компонент – главный член односоставного безличного предложения; неполное с пропущенным главным компонентом; простое, осложнено союзным сочинительным рядом – тихо и пусто – в составе главного компонента; модель: главный компонент – связка + категория состояния + сочинительный союз и + категория состояния, зависимый компонент – форма предложного падежа субстантива с предлогом в; между главным и зависимым компонентами обстоятельственные отношения места; способ связи – слабое управление; в предложении главный компонент выполняет функцию главного члена односоставного безличного предложения, зависимый компонент выполняет функцию обстоятельства места; примеры однотипных словосочетаний: темно и холодно в комнате, скучно и грустно в деревне.

(2) ясно слышишь – словосочетание; главный компонент – слышишь; зависимый компонент – ясно; начальная форма – слышать ясно; полное; простое, неосложненное; по главному компоненту – глагольное; между главным и зависимым компонентами обстоятельственные отношения образа действия; способ связи – примыкание; в предложении главный компонент выполняет функцию главного члена односоставного обобщенно-личного предложения, зависимый компонент выполняет функцию обстоятельства образа действия; примеры однотипных словосочетаний: плохо видишь, красиво одеваешься.

(3) постукивание мыслей – словосочетание; главный компонент – постукивание; зависимый компонент – мыслей; начальная форма – постукивание мыслей; полное; простое, неосложненное; по главному компоненту – именное субстантивное; между главным и зависимым компонентами разновидность атрибутивных отношений – отношения субъекта действия; способ связи – слабое управление; в предложении главный компонент выполняет функцию прямого дополнения, зависимый компонент выполняет функцию несогласованного определения; примеры однотипных словосочетаний: полет птицы, бег лошади.

Задания для самостоятельной работы

1.Сравните определения словосочетаний. Что общего и в чём различие?

  • Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, объединённых подчинительной грамматической связью (согласованием, управлением, примыканием). – См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 263.
  • … непредикативное соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой слова (См. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 592).
  • Словосочетание – это непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчленённого обозначения сложного явления действительности (См. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 281).

2.Прочитайте положение: «… в концепции В. В. Виноградова понятие «словосочетание» употребляется в узком смысле: не все сочетания слов, встречающиеся в предложении, относятся к словосочетаниям». Какие сочетания слов исключаются из числа словосочетаний?

3.Прочитайте положение: «Ядром концепции В. В. Виноградова является противопоставление двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения». В чём различие между этими синтаксическими единицами? 4.Что шире по значению: слово или словосочетание? Что точнее по значению?

4.Сравните две точки зрения. Каковы доводы двух сторон? а) Словосочетание существует вне предложения – в предложение оно входит в качестве «строительного материала наряду со словом (словоформой); б) … Словосочетание – это скорее не строительный материал для предложения, а готовые части, на которые разбиваются предложения для исследовательских целей

Вопросы для самопроверки

1. Какая единица синтаксиса называется словосочетанием?

2. Перечислите признаки словосочетания?

3. В чем отличие словосочетания от слова и предложения?

4. Какие классификации словосочетаний существуют?

5. Являются ли фразеологизмы словосочетанием или нет? Аргументируйте свой ответ.

ТЕМА. Простое предложение. Типы предложений по классификационным характеристикам (4 часа)

Цель: научиться понимать синтаксическую природу предложения, его синтаксическую многоплановость, которая проявляется в структурном, коммуникативном, семантическом аспектах; типологию простого предложения; определять разновидности простого предложения по структуре, по цели высказывания, по модально-временным значениям; уметь определять главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения, а также грамматические связи сказуемого с подлежащим, научиться правильно оформлять простое предложение с точки зрения правил пунктуации.

Вопросы для обсуждения

1. На каком основании предложение считается основной единица синтаксиса?

2. Какой главный отличительный признак предложения?

3. Назовите синтаксические категории, выражающие грамматическое значение предикативности.

4. Какие вам известны аспекты изучения предложения?

5. Какие существуют классификации предложения?

 

Типы практических заданий

Задание 1. Прочитайте текст. Рассмотрите порядок слов в предложениях. Установите, в каких случаях порядок слов нейтральный, в каких – актуализирующий.

Паустовскому всегда была присуща невыразимо прелестная скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. Он принадлежит к тем счастливым избранникам, которые в глубине ума сочетают необыкновенную тонкость, чуткость, изящество мысли и внутреннюю свободу. И всё это соединяется в нём с сердечностью, душеной щедростью и благожелательностью к людям. Он очень добрый, хороший человек.

С этим согласится всякий, кто знает его книги и доступен очарованию его таланта. Его отличает изысканный вкус, лёгкость пера и особая, ему, Паустовскому, присущая, одухотворённость, с какой он вбирает в себя окружающий мир, трепещущую огнями, красками родную природу, которую он открывает читателю, и учит понимать и любить родину. (По Р. Фраерману)

Задание 2. Определить инвариантные модальные значения предложений / предикативных частей (реальная / ирреальная модальность) и средства выражения этих значений; при наличии модальных слов в составе предиката, а также при осложнении предложений / предикативных единиц вводно-модальными единицами с семантикой категорической или проблематической достоверности определить модальные значения предиката (возможность / невозможность, желательность / нежелательность, необходимость, важность / неважность, намерение и др.) и модальные значения степени достоверности (уверенность / неуверенность в достоверности сообщаемого).

1. Штааль решил, что отказаться можно будет и позже; а раньше нужно узнать ближе, в чём дело (ему неловко было себе сознаться, что он прежде всего хотел посмотреть на загадочную даму) (Алданов). 2. – Сейчас буду кричать, – объявил дядя Сандро, – пусть женщины и дети запрутся в кладовке, а то они своим плачем испортят мой крик (Искандер). 3. Буду в Казани 5-го, в 11.20 утра. Хочу остановиться в номерах, где-нибудь далеко от Вас. Знакомым пока не стоит говорить о моем приезде. Если не можете встретить, оставьте для меня на вокзале письмо до востребования (Каверин). 4. Повидо из кизила. Зрелые мягкие плоды кизила (1 кг) вымыть, переложить в варочный таз, залить водой (1-1,5 кг) и разварить. Массу протереть через сито, добавить сахар (300-400 г) и варить при перемешивании до готовности. 5. Густая, блаженная, как сон, истома охватила все его блаженное тело. Никуда не ездить, ничего не делать, ничем не интересоваться, ни о чем не спрашивать! Снять с себя тяжелый, несгибаемый от пота мундир, бросить на кресло сумку с орденами и остаться здесь, у воеводы, в его голубых покоях. Какая славная привольная жизнь текла бы тогда среди этих палисандровых рамок, мягких кушеток и старинной мебели. Он бы спал на диване до одиннадцати часов утра, перед сном слегка музицировал на флейте и занимался с Воеводиной дочкой уроками немецкого языка (Домбровский). 6. Не стой на пути у высоких чувств, а если ты встал – отойди. Это сказано в классике, это сказано в календарях, об этом знает любая собака: не плюй против ветра, не с той на пути (Гребенщиков). 7. Мюнгхаузен подошел к пушке и обернулся: – Скажи мне что-нибудь на прощание! Марта медленно попятилась от него: – Что? – Подумай. Всегда найдется что-то важное для такой минуты… (Горин). 8. Друзей нельзя купить, их можно только продать (Визбор). 9. Казалось, только теперь Архимедов признал во мне своего знакомца. – И вы возьмите стул, – сказал он голосом, не выражавшим ни радости, ни недовольства (Каверин). 10. Дело в том, что обычный командированный или приехавший на отдых человек, прекрасно знающий, как трудно с билетами, гостиницами и т. д., считает за счастье и третью полку в плацкарте, и койку в коридоре. Его можно разбудить шваброй, и на белье мокрое положить, и прикрикнуть, а вот зарвавшиеся артисты, катающиеся по стране по десятку и более лет, иногда начинают робко понимать, что и у пассажира, и у «гостя» (так называют в гостиничном сервисе горемык проживающих) тоже есть определенные Конституцией и разумом права (Капитановский).

Задание 2. Определить синтаксическое время, указать средства выражения синтаксического времени.

1. Бывало, к полудню моя чегемская тетушка начинает греметь тарелками, а

уж собаки сдержанно ждут у распахнутых дверей кухни. После обеда и им, конечно, что-нибудь перепадет. Но в ожидании еды они вдруг взлаивали без всякой причины, даже подбегали к забору, где погавкав некоторое время, победно возвращались назад, как бы говоря: мы не дармоеды, отогнали очень опасного, хотя и невидимого врага. Меня всегда смешила эта сфальсифицированная опасность (Искандер). 2. Я был увлечен в ту пору работой над некоторыми спорными вопросами журналистики тридцатых годов, и заметки о встрече с Архимедовым были отложены надолго (Каверин). 3. Когда перед тобой сталкиваются машины, не трогай руль. Веди свою машину в огонь. Весь твой организм, мозг, глаза, руки, пальцы протес- туют, кричат против этого. Но будь тверд душой. Веди машину в огонь. Через секунду столкнувшись машины отскочат друг от друга, и ты пролетишь между двумя огненными шарами. Если засуетишься, свернешь… (Визбор). 4. – Вот я, – заговорил Бибиков, – вот я проездом в Казань в одну избу зашел, пока лошадей перепрягали, – а там за столом один знакомый помещик сидит и с блюдечка чай кушает, в Петербурге мы с ним встречались. Я так и обомлел. Вы, спрашиваю, сударь, имярек, что здесь делаете? А он этак криво улыбнулся и говорит: как слухи прошли, что Пугачев здесь проходит, то мы и размысли в чужую деревню укрыться, ибо, чаятельно, мы здесь меньше опасности подвергаемся, чем дома (Домбровский). 5. Я уезжаю в деревню, чтобы стать ближе к земле; я открываю свойства растений и трав. Я брошу в огонь душистый чабрец. Дым поднимается вверх, и значит я прав (Гребенщиков). 6. Американские психологи Д. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам образно описывают поведение человека, который поставил своей целью забить гвоздь в стену и вынужден для этого найти молоток: «Как производятся эти поиски молотка? Существует ли какой-нибудь план, которому мы следуем? Конечно, есть наиболее вероятные места, где мы ищем прежде всего. Если мы не находим молоток там, мы бесцельно бродим, заглядываем в углы, возвращаясь два-три раза, чтобы опять поискать в том же месте. Внезапно у нас возникает мысль, что следовало бы искать более систематично. Тогда мы начинаем с одной комнаты и тщательно обыскиваем ее, затем переходим в другую комнату и т. д. Или же мы спрашиваем у кого-нибудь, не знает ли он, где молоток. Или идем к соседу и одалживаем молоток у него. Если же во всех случаях мы терпим неудачу, то идем в магазин скобяных изделий и покупаем новый молоток, и тогда старый молоток наверняка находится» (Панов). 7. Всякому терпению положен предел, и за столом уже повысили голос, намекнули Никанору Ивановичу, что ему пора заговорить на человеческом языке (Булгаков). 8. – Прощайте, господа! – гордо и весело произнес Мюнгхаузен. И трио музыкантов вдохновенно вышло на самую проникновенную часть мелодии. – Сейчас я улечу. И мы вряд ли увидимся. Когда я вернусь, вас уже не будет. На земле и на небе время летит неодинаково. Там мгновение, здесь – века. Впрочем, долго объяснять… (Горин). 9. Зуд телефонов, связки ключей; ты выйдешь за дверь, и вот ты снова ничей (Гребенщиков). 10. Тот шофер-то махнул рукой, пошел и пропил эти деньги. Да. А когда назад-то ехать стал – с трусил. «Боюсь, – говорит, – хоть убейте». Пошел к жене, рассказал ей все. Та ругать его (Шукшин).

Задание 3. Определить синтаксическое лицо, указать средства выражения синтаксического лица.

1. Станет он работать! Не так он отцом замешен, чтобы работать! У него и на уме этого никогда не было. Ишь, ишь как расхаживает, блистает сапогами! Блистай, блистай! Больно нужны кому-нибудь твои сапоги! Подумаешь, удивил! (Домбровский). 2. Мне страстно захотелось, чтобы и этот летний день, и эта яблоня, шелестящая под ветерком, и голоса моих сестер – все, все, что вокруг, осталось навсегда таким же. Как это сделать, я не знал. Вроде бы все это надо было заново вылепить. Я это почувствовал пальцами. Через несколько минут порыв угас, и я, казалось, навсегда забыл о нем (Искандер). 3. Он играл Джеймсов Бондов в семи известных фильмах. Порвал, правда, с этим «бондизмом», отрекся от него в печати. Это прекрасный актер. Один из очень немногих актеров в мире, который заплатил гигантские деньги за то, чтобы быть первым в титрах любого фильма, в котором он снимается. Даже если он играет маленькую эпизодическую роль, он обязательно будет первым в титрах – это престижно и очень важно (Визбор). 4. Впрочем, печь можно сделать и по-другому… На этот постамент, стоящий на четырех столбиках, нужно положить мешок с песком, а затем его обмазать глиной. Когда глина высохнет, мешок развязывают, и песок почти весь высыпается сам. Печь готова (журнальн.). 5. …оказалось, что этот скучный Иван Иваныч не только знаком с Сергеем Ивановичем Щукиным, но может устроить посещение его галереи. Отправились на следующий день, предварительно выслушав от Ивана Ивановича длинное рассуждение о том, что публика в Москве совсем другая, чем в Петербурге. В Петербурге – воспитанная в известных традициях и как бы не забывающая, что Эрмитаж принадлежит министерству двора. А в Москве смотрят на картину как на произведение искусства, и публике безразлично, кому она принадлежит (Каверин). 6. Дядя Сандро после всего этого говорил, что этого человека сняли именно потому, что он в свое время у себя в кабинете его, дядю Сандро, с недопустимой по абхазским обычаям степенью хамства. Я было посмеялся этому предположению, но потом решил, что в его словах все-таки есть доля истины. Ведь частное хамство по отношению к дяде Сандро могло быть признаком универсального охамения должностного лица до степени недопустимой не только по абхазским обычаям, но даже и по общепринятой всесоюзной норме (Искандер). 7. – Ах, это ты, братец, – сказал Бибиков и вдруг улыбнулся. – Разбудил я тебя. Садись-ка сюда поближе, тут такое дело, ордер один нужно будет выписать. – Он встал с кресла и ковыляя прошелся по комнате. – Бессонница, заснуть никак не могу. Чаятельно, с дороги (Домбровский). 8. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать (пословица). 9. Молчи – и ты станешь отличником боевой и политической подготовки (Визбор). 10. Трудно даже представить себе все разнообразие фонетических, лексических и грамматических свойств современных языков мира (Панов).

Задание 4. Выполните упр.428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 445 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. П.А. Леканта (М., 2001).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.011 с.)