Схема синтаксического анализа простого предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема синтаксического анализа простого предложения



 

1. Предложение простое; предикативная основа.

2. Структурные признаки:

· двусоставное / односоставное; если предложение односоставное, назвать его разновидность;

· нераспространенное / распространенное;

· полное / неполное; если предложение неполное, то назвать его разновидность;

· неосложненное / осложненное; если предложение осложненное, то назвать наличие осложнения (однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями, обращением).

3. Семантические признаки простого предложения:

  • по цели высказывания (повелительные, побудительные, вопросительные);
  • по эмоциональной окраске (восклицательные, нейтральные);
  • по характеру предикативных отношений (утвердительные / отрицательные).

4. Коммуникативные признаки простого предложения:

  • актуальное (тема-рематическое) членение предложения (если оно есть);
  • информативный центр предложения и способ его актуализации.

5. Пунктуационный разбор.

Например: Туча, нависшая над высохшими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

1. Предложение простое; предикативная основа – туча сыпала.

2. По структуре: двусоставное, распространенное, полное, осложненное определительным причастным оборотом нависшая над высохшими вершинами тополей.

3. По семантике: повествовательное, нейтральное, утвердительное.

4. В качестве коммуникативного центра актуализируется подлежащее туча; подлежащее актуализируется с помощью причастного оборота и препозиции.

5. В конце предложения ставится точка, так как предложение нейтрально по эмоциональной окраске; запятыми выделяется причастный оборот (находится в середине предложения после определяемого слова).

 

Задания для самостоятельной работы

1.Сравните два определения предложения:

1) «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли» (Грамматика АН – 60. Т. II. Ч. I. – С. 15. – Виноградов В. В.).

2) «Простое предложение – это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения) и в регулярных реализациях и имеет коммуникативную задачу, в выражении которой всегда принимает участие интонация» (Грамматика – 80. Т. II. – С. 89 – 90. – Шведова Н. Ю.).

2.И даже в тех случаях, когда предложение по объёму совпадает со словом (равно одному слову), оно отличается от слова своим грамматическим значением и функцией речи. Покажите это различие, сравнивая слово «зима» и предложение в тексте: «Зима! Что делать нам в деревне!» (П.).

3.Объясните определение понятия предикативности: «Предикативность – это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим». Какие синтаксические категории образуют предикативность? Покажите это на примере предложений.

4.В чём различие объективной и субъективной модальности?

5.Что называется грамматической организованностью предложения? В чём заключатся структурный аспект предложения? Приведите примеры структурных схем из учебных пособий.

6. Дайте определение парадигмы предложения. Приведите парадигмы предложения.

7. Назовите способы актуализации коммуникативного центра высказывания.

8.Прочитайте положение: «Актуальное членение предложения зависит от ситуации, от коммуникативной установки говорящего, т. е. от того, что он хочет сообщить, выделить в высказывании, как бы отвечая на вопрос. Поэтому одно предложение может члениться по-разному. Варианты членения различаются местом паузы и мелодической вершины». Какое актуальное членение может иметь предложение: Два года назад старший брат закончил педагогический университет? В каждом конкретном примере назовите тему и рему.

9.Прочитайте положение: «Важнейшим средством выделения коммуникативного центра предложения в устной и письменной речи является порядок слов. Функции порядка слов в русском языке разнообразны. Из них наиболее существенными являются структурная (грамматическая), коммуникативная и стилистическая. На прямой (обычный) порядок слов часто не обращается внимания: он привычен, а между тем порядок слов способен быть средством выражения коммуникативной, стилистической и других функций лишь на фоне прямого порядка слов, выявленного в структурном аспекте». Что представляет прямой и обратный порядок слов? Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов в следующих предложениях: 1) Пришла зима, и, крутясь, загудели метели (Сер.). 2) Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая (Г.). 3) Ноги подкашиваются от усталости (Тург.). 4) Да поймите же, я сделал это не со зла (Г.). 5) Бодро, хорошо идти по земле ранним утром (Сол.). 6) Ей скучен был их звонкий смех (Пушк.).

 

Вопросы для самопроверки

1.Что такое предложение? Как определяют предложение представители разных грамматических направлений?

2.Как доказать, что предложение многоаспектная единица?

3.Что такое структурная схема предложения? Какие существуют точки зрения на понимание структурной схемы предложения в лингвистической литературе?

4. Какие функциональные типы предложения вы знаете?

5. Какими средствами выражается эмоциональная окраска предложения?

 

ТЕМА. Простое двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (2 часа)

Цель: научиться определять главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения, а также грамматические связи сказуемого с подлежащим, сформировать навыки правильного оформления простого предложения с точки зрения правил пунктуации.

Вопросы для обсуждения

1. Какой главный член предложения называется подлежащим?

2. Какой главный член предложения называется сказуемым?

3. Какие существуют способы выражения подлежащего в современном русском языке?

4. Какие существуют способы выражения сказуемого в современном русском языке?

5. Какой характер связи между подлежащим и сказуемым?

6. Какой член предложения называется дополнением?

7. Какой член предложения называется определением?

8. Какой член предложения называется обстоятельством?

9. Раскройте содержание термина «детерминант».

Типы практических заданий

Задание 1. Найдите главные члены предложения. Определите способ их выражения. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Есть ли отклонение от правил? Попробуйте объяснить. 1. Милый сердцу обычай – встреча Нового года (В. Пн.). 2. Он студент. Он – студент, а сестра – школьница. 3. Весна у нас – это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (В. Расп.). 4. Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом (Ч.). 5. Удивительная черта у этого человека -- всегда и везде что-нибудь забывать (В. Некр.). 6. В этом городе знать три языка – ненужная вещь (Ч.). 7. Жить на земле – счастье! Какое счастье жить на земле! 8. Мой брат – мастер на все руки. 9. Офицер этот не чета вам, господин жандарм (Фед.).10. Небо словно раскинутый шатёр; Пруд как блестящая сталь (Фет). 11. Стена льда была – как грудь, а костёр – словно кровавая рана в ней (М. Г.). 12. Сапожки – что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (С. Крут.). 13. Михайловское для него – уже только вчера (Гейч.). 14. Корчевать – не языком болтать (Посл.).

Задание 2. Составьте предложения, употребляя в них в качестве подлежащего сочетания слов много, множество, большинство, ряд, несколько, двое, два, четыре с существительными, а в роли сказуемого – глагол прошедшего времени. Примеры такого типа можно выписать из художественной литературы или из газет.

Задание 3. Найдите приложения. Объясните употребление знаков препинания при приложениях.

1. Молчит старуха тайги (Г. Федосеев). 2. Голуби-хохотуны не воркуют, а издают очень своеобразные звуки, очень похожие на барабанные трели (И. Акимушкин). 3. Мои товарищи терапевты, когда учат лечить, советуют «индивидуализировать каждый отдельный случай» (А. Чех.). 4. Весной 1923 года М. Булгаков пишет «Киев-город» (М. Чуд.). 5. Это была она, петергофская незнакомка (К. Пауст.). 7. Это был Коля, гимназист, брат Анны Семёновны (А. Чех.). 8. Пастух, дряхлый старик с одним глазом и покривившимся ртом, идёт, понуря голову, и глядит себе под ноги (А. Чех.). 9. На столе, рядом с печью, стояли куличи – пышные белые булки (М. Г.). 10. Как человек осторожный, Иван Фёдорович предпочитал по возможности не пользоваться явками, оставленными ему (А. Фад.). 11. Иван Ильич, высокий худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку (А. Чех.).

Задание 4. В приведенных ниже отрывках из «Автобиографических заметок» И. Соколова-Микитова найдите подлежащее и сказуемое; укажите, как они выражены. Определите тип сказуемого. В судьбе, вкусах и характере человека огромное значение имеет его детство, влияние людей, среди которых воспитывался он и вырастал. Слова, которые слышали мы от своей матери, цвет увиденного над землей неба, ласковое тепло земли, березки под окном родного дома навеки остаются в памяти нашей. Я родился и вырос в простой трудовой семье, прадеды и деды мои вековечно связаны с землёю. Раннее детство прошло среди лесных просторов Смоленщины, её милой, скромной и очень женственной природы. В те времена в смоленской деревне ещё сохранялся старинный быт и уклад, и первыми сильнейшими впечатлениями были праздники, гулянья, деревенские ярмарки и хороводы. Первые услышанные мною слова были народные яркие слова, первые сказки – народные устные сказки, первая музыка, которую я услышал, – крестьянские песни, быть может, те самые песни, которыми был некогда вдохновлён великий русский композитор Глинка, родившийся в нашем смоленском краю. Почти с первых лет революции, оказавшейся для нас великим обновляющим испытанием, с некоторыми перерывами я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно. Темой моих первых рассказов был деревня, родная природа, которую знал с детства, морские мои путешествия. Источником словесного мастерства – народные сказки, живое народное слово, книги великих русских писателей, особенно Аксакова, Тургенева, Толстого, у которых, по мере сил и способностей, я учился писать правдиво. Зажжённая моим отцом любовь к природе никогда во мне не погасала. С охотничьим ружьём в руках много раз побывал я в самых далёких краях нашей страны.

Задание 5. Найти дополнения, определить их тип (прямое / косвенное).

1. Штааль хотел было доказать извозчику свою непричастность к убийству, но тот не отвечал и всё погонял лошадь (Алданов). 2. Он обнял Цесарца за шею, помог ему сесть и, опустившись перед ним на колени, начал медленно и осторожно снимать с него наручники, но они не слезали с распухших жёлто-синих кистей, и Дидо успокаивал Цесарца, нашёптывая ему тихие и ласковые слова, старые слова, которые знают только добрые бабушки, единственные на земле люди, отдающие себя внукам и детям без корысти и без личного, а просто потому, что так уж решено за них в мире, потому что нечего им больше брать, и собственные их мечты превратились в явь – внуки и правнуки приходят из гимназии, кидают ранец в прихожей и требуют дать им горячую пасуль; или плачут, когда у них режется первый зуб; или шлёпаются на пол, выставив вперёд мягкие ручонки, и бабушки чувствуют их боль на мгновенье раньше, чем ощущают её внуки, потому что каждая боль для внуков внове, а бабки уж через все боли прошли (Семенов). 3. Вот так же некоторые критики, услышав, что гремят тарелками (не скажу где) бросаются отгонять сфальсифицированную опасность (Искандер). 4. Она преклоняется перед Гончаровой, я знала это и уже нарочно сказала, что как раз у Гончаровой-то и нет той первозданности, того начала начал», которое свойственно подлинным большим мастерам (Каверин). 5. Весть о случившемся мгновенно облетела Чегем, а через день и окрестные села. Больше всего чегемцев потрясло, что дерево перестало говорить «Кумхоз», и история с лисой. Появление неизвестного котла и человеческого скелета тоже поразило чегемцев но не так сильно (Искандер). 6. На Кузнечный рынок не стыдно вести кого угодно. Там видно, что все у нас растет, и созревает, и продается – без очередей и на выбор. Что я и не преминул в шутливой форме заметить Жанжерам; они согласились; мы прошли вдоль цветочного ряда: отсветы благоухающего спектра облагораживали ражие рожи старателей. Возбуждаясь, они заводили глаза, цокали, нависая профилями горцев, и воинственно потрясали букетами, демонстрируя непревзойденное их качество. В этой разнопахучей и гулкой толчее мы пополнились снопом белых

гладиолусов, аллах гвоздик и лимонных роз, и обошлось это удовольствие супругам Жанжер в восемьдесят шесть рублей, или пятьсот тридцать франков по обменному курсу (М. Веллер).

Задание 6. Найти согласованные и несогласованные определения.

1. Старшим начальником в Крымской оказался подполковник Ковалевский – старый кавказский служака с орденами, одышкой и многочисленной семьей (Васильев). 2. Как же он хотел тогда спасти эту девочку с огромными голубыми глазами, льняными волосами, в красном фартучке, надетом поверх голубой – в оборках – юбочки (Семенов). 3. Краем детства я застал во многом еще патриархальную, деревенскую жизнь Абхазии и навсегда полюбил ее (Искандер). 4. О дороги, обсаженные березами, осенние ясные дали, новые лица, встречи, приезд поздно вечером, отъезд светлым утром, веселый рожок возницы, деревни, кудрявые пестрые рощи, монастыри, целый день и вечер и ночь видеть и слышать того, кто всего дороже, – какое это могло бы быть счастье, какая радость, если бы я не ехал как слуга, хлопотал о лошадях, ужинал на кухне, спал в конюшне, не смел ни поцеловать, ни нежно поговорить с моей Луизой, которая к тому же жаловалась всю дорогу на головную боль (Кузмин). 5. В кабинете между портретом и сейфом Литвиненко повесил крупномасштабную карту района и каждый вечер скрупулезно отмечал красным карандашом пройденный отрезок на идеальной прямой, соединявшей 39-й километр с Белоборском. К сентябрю красная стрела подползла к голубой ниточке реки, что соответствовало на местности расстоянию в семь километров семьсот метров

(Веллер). 6. Сравнивая между собой систему органов гортани и ротовой полости у человека и обезьян (в частности, у шимпанзе – наиболее близкого к человеку из всех ныне живущих приматов), антропологи и лингвисты пришли к заключению, что в процессе человеческой эволюции эти органы постепенно приобретали способность к тончайшей артикуляции, обеспечивающей речь (Панов). 7. Мать – грузная, толстая женщина, с синими цыганскими волосами – сидела в кресле, и пухлые щеки ее блестели от слез.

Рядом с ней стоял маленький бородатый мужичонка, в аккуратной рубахе из белого домотканого холста и уже очень не новых, но опрятно залатанных черных портах. Свежие, почти сверкающие лапти блестели на его крепких ногах. По всему чувствовался первый хозяин и деревенский краснобай. Мужичонка что-то говорил матери (Домбровский).

Задание 7. Найти обстоятельства, определить их значения (места, времени, причины, условия, цели, уступки, образа действия, меры, степени).

1. Дядя Сандро прожил почти восемьдесят лет, так что даже по абхазским понятиям его смело можно назвать старым человеком. А если учесть, что его много раз пытались убить в молодости, да и не только в молодости, можно сказать, что ему просто повезло (Искандер). 2. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетради карикатуру на себя, как орет на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя (Андреев). 3. Осмелел по дурости и как волк зимой – все в стаю, все в стаю норовит. О молодых-то я уж и не говорю, да и старые теперь все с дубьем да с кольем ходят (Домбровский). 4. Итак, не менее 2,6 млн. лет отделяет нас от того момента, когда наши предки научились обрабатывать камень и использовать свои орудия для охоты и свежевания добычи (Панов). 5. Всем делам моим на суше вопреки и назло моим заботам на земле вы возьмите меня в море, моряки, я все вахты отстою на корабле (Высоцкий). 6.Ветер возникает при совершенно безоблачном небе и с каждым новым порывом толчками крепчает. Два встречных потока: один с северных отрогов гор, обрамляющих западную оконечность озера, другой – с южных, обрушиваются в озерный провал и сшибаются над уже закипающей водной поверхностью (Жуланов). 7. За этот приезд я ни разу не была ни в музеях, ни в театрах, но вот не выдержала, отправилась дежурить в Народный дом и несколько дней хожу на удивительно удачные спектакли (Каверин). 8. При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически (Выготский).

Задание 8. Назвать признаки детерминанта; найти предложения с детерминантом (детерминантной группой).

1. Штааль облегчённо вздохнул и не без труда взобрался на сиденье. В тряском экипаже он сразу почувствовал себя совсем плохо (Алданов). 2. Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе (Булгаков). 3. В марте 1917 года Тальберг был первый, – поймите, первый, кто пришёл в военное училище с широченной красной повязкой на рукаве (Булгаков). 4. Граф Семён Гаврилович очень желал устроить своему любимому питомцу самое блестящее будущее. Как-то раз ему пришёл в голову странный проект (Алданов). 5. В жаркий летний день я лежал на бычьей шкуре в тени яблони. Время от времени под порывами ветерка созревшие яблоки слетали с дерева и шлепались на траву. Иногда они скатывались вниз по косогору, и сквозь рейки штакетника выкатывались на скотный двор, где паслись свиньи. К этим плодам мы со свиньями бежали на перегонки, и я нередко, опережая их, подхватывал яблоко прямо из-под хрюкающего рыла. В более зрелые годы и в других местах мне это никогда не удавалось (Искандер). 6. В пятницу, накануне Рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по домам и не проскрипела ржавым морозным скрипом калитка за последним из них (Андреев). 7. В чемодане у музыканта можно найти самые неожиданные предметы: моток изоляции – заклеивать окна в номере, когда сквозь щели с палец шириной рвется к вам под одеяло ледяной ветер; непременная отвертка для отключения громкоговорителя, который с садистским сладострастием разражается в шесть утра громовым гимном; нож на все случаи жизни, но в основном для отгибания металлических уголков у зеркала, дабы его перенести (как известно, зеркала в номерах непостижимым образом находятся на максимальном удалении от электрической розетки), в противном случае бриться и сушить голову приходится наизусть; рулон туалетной бумаги, который используется для перевязок, служит салфетками, утеплителем, затычкой в ванне или раковине, а иногда даже используется по своему прямому назначению (Капитановский).

 

Задания для самостоятельной работы

1.Прочитайте текст. Определите предложения по структуре: двусоставные/односоставные, нераспространенные / распространенные; полные / неполные.

Интерес к мельницам велик повсюду. Голландия сохранила во множестве эти постройки и называется страной мельниц. Путешествуя в позапрошлом году по сельской Франции, мы без большого труда обнаружили мельницы ветряные и водяные. На одной из них задержались на целый день. Встретил нас мельник явно веселого нрава. «Из России ко мне, на мельницу?.. Заходите! Мельница, знаете, когда построена? В 1400 году! От неё мне достались, правда, лишь стены…»Мельник Ален Добис оказался местным часовщиком, а мельницы – большая («огромная!») страсть человека. «Все было в руинах, все заросло тут кустами, где ютились дикие кабаны. Восстанавливал все своими руками, на свои деньги -- выправил стены, постелил пол, починил крышу, подвел по давно заброшенному руслу воду из нашей маленькой речки, вымостил камнем дорогу, по которой все сюда едут, ну и самое главное – восстановил мельницу». Не терпелось увидеть, как мельница действует. Из жилой части, где тикает сотня разных часов, Ален ведет нас наружу, поднимает затворы плотины. От воды, побежавшей по желобу, мельничное колесо дрогнуло, белая грива воды потекла по ребристой его округлости, а за каменной стенкой что-то с ускорением завертелось и заскрипело. Часовщик-мельник поглядел на нас торжествующе: «Работает, как часы! Если бы вы привезли машину пшеницы, мы бы сегодня её смололи…» (По В. Пескову)

2. Какие свойства имеют подлежащее и сказуемое как структурно-семантические компоненты предложения? Прочитайте текст. Найдите подлежащее и сказуемое в каждом предложении и назовите их свойства. Наконец я отважился приступить к работе. Мне досталась группа туристов из Прибалтики. Это были сдержанные, дисциплинированные люди. Удовлетворённо слушали, вопросов не задавали. Я старался говорить коротко и не был уверен, что меня понимают. (С. Довлатов).

4. В каких случаях наблюдаются затруднения в выборе форм сказуемого?

5. Объясните употребление форм сказуемого в следующих предложениях. Обратите внимание на способ выражения подлежащего, его семантику, наличие при нём зависимых слов, порядок следования слов предложения.

1. На свет наскакивали 5 всадников (А. Т.). 2. Автобус накручивал серпантин, кто-то из экскурсантов пытался читать, большинство же погрузилось в отчужденное молчание (Газ.). 3. А перед входом в эту комнату висят на стене девять больших фотографий (Газ.). 4. В Бомбее живёт 8 миллионов 100 тысяч человек; 3 миллиона из них обитают в трущобах (Газ.). 5. В нашем доме жило пятьдесят восемь семейств. 6. Прошло около двух недель. 7. С Филфеем пришло двое его братьев (Тург.). 8. Полгруппы едет на экскурсию. 9. Тысяча студентов поехала на Урал. 10. По грунтовой дороге сбоку полотна шли шесть человек. Пятеро тащили пулемёты (А. Т.). 11. По дороге мчалось множество мотоциклов.

6. В чём особенности координации именного сказуемого с подлежащим? Что такое обратное согласование? Объясните форму связки в следующих предложениях.

1) Это была Наташа (Л. Т.). 2) Три делегата были студенты. 3) Знакомство у Ростовых была вся Москва (Л. Т.). 4) Первое лицо, встретившее Анну, был сын (Л. Т.).

7. Объясните, какова причина ошибок при употреблении дополнения в следующих предложениях и словосочетаниях.

I. 1. Тот, кто созерцает за этой историей, знает, чем она может кончиться (Из телев. речи). 2. Про себя честно признаюсь, что была в Париже (Газ.). 3. Да о таком подарке можно только позавидовать (Газ.). 4. Осень диктует свои законы: птицы улетают в жаркие страны, а зрители, наоборот, возвращаются по своим рабочим местам (Газ.).

II. Уверенность в свои силы; подарить исключительным вниманием; не хочется за этим отслеживать; удивляюсь нашим народом; поинтересоваться о ваших преподавателях.

8. Прочитайте определение приложения из энциклопедии «Русский язык»: «Приложение – определение, выраженное именем существительным (одним или вместе с поясняющими его словами), совмещающее в себе атрибутивный (определительный) и предикативный признаки». Объясните, почему приложение объединяет в себе атрибутивный и предикативный признаки.

9.Прочитайте положение: «В грамматической литературе последних лет много внимания уделяется второстепенным членам предложения со значением обстоятельств и дополнений, которые характеризуются ослабленной синтаксической связью с другими членами предложения. Такие члены предложения получили название детерминантов или распространителей предложения, а их связь с другими членами предложения стала называться «свободным присоединением» (термин Н. Ю. Шведовой). Детерминанты можно рассматривать как члены предложения (обстоятельства и дополнения) с ослабленной синтаксической связью, а ослабление связи детерминанта со сказуемым объяснить актуальным членением …… детерминанты – это не особые члены предложения, а обстоятельства и дополнения, лишь отделенные от подчиняющих членов предложения границей актуального членения». Объясните, почему выделенные второстепенные члены являются детерминантами.

По вечерам доктор оставался один (В. Пан.). 2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шубы (Л. Т.). 3. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром (Тютч.). 4. Через неделю времени пройдёт вода и поставим тут паром (Ч.). 5. Туристу без палатки не поход (Фед.). 6. Для большого писателя мало знать родной язык (Пауст.).

Вопросы для самопроверки

1. Какие члены предложения называются главными?

2. Какие члены предложения называются второстепенными?

3. Что такое детерминант?

4. Какие есть типы сказуемого?

5. Какие способы выражения подлежащего и сказуемого вы знаете?

6. Какие способы выражения дополнения, определения, обстоятельства вы знаете?

 

ТЕМА. Односоставные предложения. Нечленимые предложения. Полные/неполные предложения (2 часа)

Цель: научиться определять типы односоставных, а также неполных предложений; уметь давать стилистическую оценку того или иного типа простого предложения; определять употребительность различных типов простого предложения в разных стилях речи, учитывая синонимию двусоставных и односоставных, полных и неполных предложений.

Вопросы для обсуждения

1.Какие существуют структурно-семантические типы простого предложения?

2.Какое предложение называется односоставным?

3.Какими структурно-семантическими признаками характеризуются односоставные предложения?

4.Какие предложения называются неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, инфинитивными?

5.Как в русистике решается вопрос об определенно-личных отношениях?

6.Как проявляется грамматическое значение безличности?

7. Может ли главный член односоставного предложения быть отождествлен с подлежащим или со сказуемым двусоставного предложения?

8. В чем заключается специфика односоставного предложения? Чем они отличаются от двусоставных и нечленимых предложений? Свой ответ проиллюстрируйте примерами, сопоставив двусоставные, односоставные и нечленимые предложения.

9. Какие предложения называются полными / неполными?

10. Какие предложения называются членимыми / нечленимыми?

Типы практических заданий

Задание 1. Определить предикативные значения предложений / предикативных единиц; охарактеризовать предложения с точки зрения их полноты / неполноты, односоставности / двусоставности.

1. Если мы не повлияем на происходящий в германии процесс, если мы не подключим прессу, которой можем управлять, к тому, чтобы звать мир к забвению ужаса, к соразмышлению над тем, как сделать будущее счастливым и мирным, если мы не начнем немедленно же финансировать университеты, для того чтобы включили в свои планы исследования, которые докажут людям, что человечество не может развиваться, когда к его ногам привязаны страшные гири зловещей памяти о безвозвратно ушедшем, тогда ситуация в Латинской Америке станет совершенно неуправляемой, и мы потеряем там все позиции, которые были завоеваны в течение многих десятилетий ценой потерь и лишений (Семенов). 2. Оставшись одна, Маша долго молча смотрела в одну точку на стене напротив себя, пробуя думать о том, как они будут жить дальше, если Синцов все-таки не уедет. Но от этой робкой надежды ей стало только тяжелее, она тихо и горько заплакала и так сидела и плакала, подрагивая плечами и не вытирая слез, до тех пор, пока не вспомнила, что Синцов вот-вот должен вернуться и может застать ее плачущей. Она заторопилась к умывальнику и стала мыть лицо (Симонов). 3. Писатели собирались, когда бывали богаты, в ресторанах Вери или Вефура, а когда денег было меньше, в кафе Монмартр. Говорили – и с блеском говорили – о литературе, о политике. Ламартин был самым левым, Бальзак самым правым. Говорили, как все, и о холере. Говорили также (без блеска), о ком какая была рецензия, кто какой получил аванс, у кого какой тираж; издателей добрые писатели называли скрягами, а злые – разбойниками с большой дороги (Алданов). 4. Агент сообщил ему, где и как встретиться с Маргаритой Кольб, а затем начал было говорить о том, что не имеет, к сожалению, больших свободных сумм (Алданов). 5. Дядя Сандро повернулся, и тот выстрелил. – …твою мать! – крикнул ему дядя Сандро сгоряча. – Если ты думаешь меня одной пулей уложить! Стреляй еще! Но тут подбежали люди княгини, да и она сама выскочила на террасу. Дядю Сандро подхватили, а он еще некоторое время продолжал ругаться с пулей в животе, а потом уже упал (Искандер). 6. Крепость стояла на горе, с которой была видна узенькая Казанка. По речке плыли грязные доски. У стен кое-где лежали ядра, и Карновский сказал, что гимназистки перед экзаменами приходят в кремль, чтобы целовать эти ядра, – хорошая примета! – Ядра целуют? А у нас в Перми ходили за благословеньем к одной тетке, торговавшей бубликами (Каверин). 6. – Доктор, пусть она придет завтра, – попросил Пашка. – Кто? – спросил доктор. – Корреспондентка? Пусть приходит. Влюбился что ли? – Не я, а она в меня (Шукшин). 7. А вот еще одна выдержка из правил для людей: «…В случае пожара тепло оденьтесь (!),

выйдите на балкон (!), закройте за собой дверь, затем жестами постарайтесь привлечь внимание пожарных и спокойно (!) взывайте о помощи» (Капитановский).

Задание 2. Найти определенно-личные предложения / предикативные части. Определить способ выражения главного члена в определенно-личных предложениях / предикативных частях, а также предикативные признаки этих предложений / предикативных частей.

1. Вставай, княгиня, князь у ворот! (Искандер). 2. Наконец-то я Вам пишу, Костя. Не знаю, с чего начать, так много впечатлений! (Каверин). 3. Не кричите – крик не долетит, не пишите – почта не доходит. Утопают дальние пути там, где солнце новое восходит (Визбор). 4. Дорогой Сергей Леонтьевич! Немедленно в театр! Завтра начинаю репетировать «Черный снег» в 12 часов дня (Булгаков). 5. Один другому может так рассказывать: – Еду, говорит, и так спать захотел – сил нет. И заснул. И заснул-то, наверно, на две секунды. И вижу сон: будто одним колесом повис над обрывом. Дал тормоз. Проснулся, смотрю – правда, одним колесом повис. Сперва не испугался, а вечером, дома, жутко стало (Шукшин). 6. Здесь лапы у елей дрожат навесу, здесь птицы щебечут тревожно, живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно. Пусть черемухи сохнут бельем на ветру, пусть дождем опадают сирени, все равно я отсюда тебя заберу во дворец, где играют свирели (Высоцкий). 7. Женщина поглядывала по сторонам. Пашка глянул на нее пару раз и спросил: – По-французски не говорите? – Нет, а что? – Так, поболтали бы… – Пашка закурил.

– А вы что, говорите по-французски? – Манжерокинг! – Что это? – Значит, говорю (Шукшин). 8. Здравствуй, здравствуй, милый случай! Здравствуй, храбрый мой попутчик! Разреши идти с тобою за звездою голубою. И на рынок за хлебами, и с корзиной за грибами, и нести вдвоем в корзинке наших жизней половинки (Визбор). 9. Я стою на узеньком карнизе, уцепившись за стену всеми своими мурашками. <…> От свежего ночного ветерка довольно прохладно, далеко внизу мелькают огоньки редких машин, а в голове – мысли о прикованном Прометее. Время остановилось, но вот-вот прилетят орлы клевать печень. Очень страшно, решаю глаза все-таки закрыть… (Капитановский).

Задание 3. Определить способ выражения главного члена в неопределенно-личных предложениях / предикативных частях, а также предикативные при-

знаки этих предложений / предикативных частей; найти второстепенные члены, сужающие круг действующих лиц.

1. Кроме этого случая в жизни дяди Сандро было множество других, когда его могли убить или, по крайней мере, ранить. Его могли убить во время гражданской войны с меньшевиками, если бы он в ней принимал участие. Более того, его могли убить, даже если бы он в ней не принимал участия (Искандер). 2. Откуда-то из палатки вынесли еще ордер, и старший, взяв в руки обе бумаги, стал их сличать перед фонарем. – Скоро вы что ли? – крикнул Державин, потеряв всякое терпение. – Скоро, – ответил часовой, не отрывая головы от грамоты, – такие дела скоро не делаются, ваше благородие; намеднись у нас вора с такой же бумагой задержали (Домбровский). 4. Естественно, что мне хотелось бы узнать о Вас хоть немного больше того, что Вы рассказываете в своих коротких неласковых письмах. Вот если бы усовершенствовали граммофон и сделали дешевле и доступнее передачу голоса на пластинку! Какая чудесная получилась бы почта! (Каверин). 5. – Браво! – произнес Мюнгхаузен откуда-то сверху, разбрасывая цветы. – Тебе очень идет подвенечный наряд. – Он идет каждой женщине, – ответила Марта. – Тебе особенно! – Я мечтала о нем целый год, – сказала Марта. – Жаль, его надевают всего раз в жизни (Горин). 6. Особенно многолюдно на базаре по четвергам, воскресеньям и в Екатерининскую ярмарку, на которую в 1860-е годы собиралось до трех тысяч человек. Торгуют овощами, ягодами, горячей снедью, дрожжами, игрушками, скобяным товаром (журнальн.). 7. На улице Максим долго соображал, что делать. Даже если он и наткнется где-нибудь на змеиный яд, то без рецепта все равно не дадут (Шукшин). 8. – Зачем ты это сделал-то? – Сбежал-то [из тюрьмы. – В. А.]? А вот – пройтись разок… Соскучился. – Так ведь три месяца осталось! – почти закричал участковый. – А теперь еще пару лет накинут (Шукшин). 9. Принесли трибуну. Пашка взошел на нее. – Я вам скажу небольшую речь, – начал он, но обнаружил непорядок. – Где графин? – Несут, товарищ генерал. – Ну, что? – Пашка обращался к женщинам, лежащим в палате. – Допрыгались?! Докатились?! Доскакались?! (Шукшин).

Задание 4. Определить способ выражения главного члена в обобщенно-личных предложениях / предикативных частях, назвать степень обобщения лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.074 с.)