Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синонимия разных типов простого предложения
Вопросы к семинарам «Русский язык и культура речи» I курс, 2 семестр Дневное отделение: Переводческий факультет: Бакалавры Составитель: проф. О.В.Евтушенко Семинар Грамматическая норма и культура речи. Особенности образования и функционирования имени существительного. Нормативные требования к выбору рода имен существительных 1. Какова роль грамматических средств в процессе создания текста? 2. Что такое грамматическая норма? Что собою представляют варианты нормы в морфологии? 3. Что собою представляет синонимия форм в морфологии? 4. Какова роль имен существительных в разных сферах коммуникации? 5. Существительные каких групп подвержены колебаниям в роде? Чем объясняются эти колебания? Чем следует руководствоваться при выборе варианта для каждой из названных групп? 6. Чем руководствуются при выборе родового согласования сложных существительных? 7. Чем руководствуются при выборе родового согласования существительных, называющих лиц по характеру их деятельности (профессии)? 8. Что считать равноправным вариантом нормы и что стилистически окрашенным при образовании названий лиц женского пола от соответствующих названий лиц мужского пола? Семинар Нормативные требования к выбору категории одушевленности - неодушевленности, форм падежа и числа имен существительных. Склоняемость имен собственных и аббревиатур 1. В чем проявляются колебания в установлении одушевленности – неодушевленности некоторых существительных? 2. В каких падежах единственного числа некоторые группы существительных имеют вариантные формы? 3. В каких падежах множественного числа некоторые группы существительных имеют вариантные формы? 4. Склоняются ли географические названия, оканчивающиеся на гласную? Сложносоставные топонимы? 5. Какие нормативные требования предъявляются к склонению имен и фамилий? 6. Какие нормативные требования предъявляются к склонению аббревиатур? 7. К какому смысловому и стилистическому эффекту приводит использование единственного числа конкретных существительных в значении множественного? 8. Что можно сказать о появлении смысловых оттенков или стилистической окраски при образовании параллельных форм множественного числа у отвлеченных и вещественных существительных? Семинар Особенности образования и функционирования имени прилагательного и наречия 1. Какие функции выполняет имя прилагательное в разных сферах коммуникации? 2. В чем заключаются особенности образования и употребления полных и кратких форм прилагательных? 3. В чем заключаются особенности образования и употребления степеней сравнения и степеней качества прилагательных? 4. Как используется в речи синонимия прилагательных и косвенных падежей существительных? 5. В чем заключаются особенности образования и употребления наречий, их степеней сравнения? Семинар Особенности образования и функционирования имени числительного и местоимения 1. Какие функции выполняет имя числительное в разных сферах коммуникации? 2. В чем заключаются особенности образования имени числительного? Какие вы знаете нормативные требования к склонению количественных числительных? Чем отличается склонение порядковых числительных? 3. В чем заключаются особенности сочетаемости имени числительного? Какие вы знаете нормативные требования к сочетанию количественных числительных с существительным? Какие нормативные ограничения наложены на употребление собирательных числительных? 4. Какие вы знаете нормативные требования к форме числительного в составе сложных слов? 5. Какие функции выполняет местоимение в устной и письменной коммуникации? В чем проявляется экспрессивная функция личных местоимений? 6. Какие наблюдаются тенденции употребления синонимичных местоимений разных разрядов (личных и возвратных)? В чем проявляются семантические и стилистические различия местоимений одного разряда (определительных: всякий, каждый, любой; саму – самоё; неопределенных: с частицами не-, кое-, -то, -либо, -нибудь)? 7. Какие вам известны нормы употребления местоимений и способы устранения их нарушений? Семинар Особенности образования и функционирования форм наклонения, лица, залога глагола. Изобилующие и недостаточные глаголы. Транспозиция форм глагола. Роль глагола и его категорий в коммуникации 1. Какие функции выполняет глагол в разных сферах коммуникации? 2. Что такое изобилующие глаголы? Какие глагольные лексемы относятся к этой группе? Чем могут различаться варианты личных форм у разных глаголов? Какие из личных форм выходят за рамки литературного языка? 3. Что такое недостаточные глаголы? Какие причины их порождают? Чем восполняется в речи отсутствие отдельных форм у таких глаголов? 4. Как образуется форма прошедшего времени от глаголов с суффиксом –ну -? 5. Какие нарушения нормы могут возникнуть при употреблении глаголов в страдательном залоге? 6. Какие правила регулируют выбор форм повелительного наклонения? 7. Какие грамматические варианты возникают при образовании глаголов противоположного вида? Являются ли они равноправными или стилистически окрашенными? 8. Какие ошибки в построении высказывания или части текста связаны с категориями вида и времени? 9. Что такое транспозиция форм глагола? Каковы ее выразительные возможности? Семинар Особенности образования и функционирования неличных форм глагола. Особенности употребления и коммуникативный потенциал служебных частей речи, междометий. 1. Какие коммуникативные функции выполняет инфинитив? Какие варианты форм инфинитива имеются у глаголов с суффиксом –ну- и глаголов на – сти, -зти? 2. Какие функции выполняет причастие в письменной коммуникации? Какие трудности может вызывать образование форм причастия от некоторых глаголов? 3. Какие функции выполняет деепричастие в письменной коммуникации? Какие варианты возникают при образовании форм деепричастия? 4. Каковы нормативные требования к употреблению предлогов? 5. Каковы нормативные требования к употреблению союзов? 6. Какую роль играют частицы в процессе коммуникации? Какова их роль в создании текстовой связности? 7. Какова роль междометий в процессе коммуникации? Семинар Норма и варианты в словосочетании. Актуальные тенденции в синтаксисе словосочетания
Семинар № 8 Семинар 9 Главные члены предложения в коммуникативно-нормативном аспекте. Координация сказуемого с подлежащим: ортологический аспект и варианты
Семинар 10 Семинар № 11 Нормативные требования к однородным членам предложения. Выразительные возможности вводных слов и предложений, вставных конструкций, обращений 1. Каким логическим, морфологическим, синтаксическим критериям должны отвечать однородные члены предложения? Что происходит при игнорировании этих критериев? 2. Какие функции выполняют однородные члены предложения в тексте? Как эти функции связаны с лексическими и морфологическими особенностями однородных членов, с функциональным стилем, в котором они фигурируют? 3. От чего зависит длина перечислительного ряда? Каковы выразительные возможности разных видов связи однородных членов предложения? Что такое асиндетон и полисиндетон? 4. Какими правилами определяется использование предлога при однородных членах предложения? 5. Чем руководствуются, выбирая элементы перечислительного ряда и устанавливая их очередность? К какому эффекту приводит нанизывание чрезмерного количества однородных членов? 6. Какие ошибки возникают при построении предложений с однородными членами? 7. Чем отличается ненормативное построение предложений с однородными членами от стилистических фигур? Что такое силлепс, зевгма, анаколуф? Для чего используются эти фигуры? 8. Какие виды повтора вы знаете? Какова их функция в речи? 9. Какова роль вводных слов в выражении субъективной модальности? Чем вводные предложения отличаются от вставных конструкций (парантезы)? Где встречается парантеза и для чего служит? 10. Каковы коммуникативные функции обращения? Какое место отводит обращению речевой этикет? Что такое риторическое обращение?
Семинар № 12 Семинар № 13 Семинар № 14 Семинар № 15 Семинар № 16 Занятие № 17 Занятие № 18 Итоговое занятие
Вопросы к семинарам «Русский язык и культура речи» I курс, 2 семестр Дневное отделение: Переводческий факультет: Бакалавры Составитель: проф. О.В.Евтушенко Семинар Грамматическая норма и культура речи. Особенности образования и функционирования имени существительного. Нормативные требования к выбору рода имен существительных 1. Какова роль грамматических средств в процессе создания текста? 2. Что такое грамматическая норма? Что собою представляют варианты нормы в морфологии? 3. Что собою представляет синонимия форм в морфологии? 4. Какова роль имен существительных в разных сферах коммуникации? 5. Существительные каких групп подвержены колебаниям в роде? Чем объясняются эти колебания? Чем следует руководствоваться при выборе варианта для каждой из названных групп? 6. Чем руководствуются при выборе родового согласования сложных существительных? 7. Чем руководствуются при выборе родового согласования существительных, называющих лиц по характеру их деятельности (профессии)? 8. Что считать равноправным вариантом нормы и что стилистически окрашенным при образовании названий лиц женского пола от соответствующих названий лиц мужского пола? Семинар Нормативные требования к выбору категории одушевленности - неодушевленности, форм падежа и числа имен существительных. Склоняемость имен собственных и аббревиатур 1. В чем проявляются колебания в установлении одушевленности – неодушевленности некоторых существительных? 2. В каких падежах единственного числа некоторые группы существительных имеют вариантные формы? 3. В каких падежах множественного числа некоторые группы существительных имеют вариантные формы? 4. Склоняются ли географические названия, оканчивающиеся на гласную? Сложносоставные топонимы? 5. Какие нормативные требования предъявляются к склонению имен и фамилий? 6. Какие нормативные требования предъявляются к склонению аббревиатур? 7. К какому смысловому и стилистическому эффекту приводит использование единственного числа конкретных существительных в значении множественного? 8. Что можно сказать о появлении смысловых оттенков или стилистической окраски при образовании параллельных форм множественного числа у отвлеченных и вещественных существительных? Семинар Особенности образования и функционирования имени прилагательного и наречия 1. Какие функции выполняет имя прилагательное в разных сферах коммуникации? 2. В чем заключаются особенности образования и употребления полных и кратких форм прилагательных? 3. В чем заключаются особенности образования и употребления степеней сравнения и степеней качества прилагательных? 4. Как используется в речи синонимия прилагательных и косвенных падежей существительных? 5. В чем заключаются особенности образования и употребления наречий, их степеней сравнения? Семинар Особенности образования и функционирования имени числительного и местоимения 1. Какие функции выполняет имя числительное в разных сферах коммуникации? 2. В чем заключаются особенности образования имени числительного? Какие вы знаете нормативные требования к склонению количественных числительных? Чем отличается склонение порядковых числительных? 3. В чем заключаются особенности сочетаемости имени числительного? Какие вы знаете нормативные требования к сочетанию количественных числительных с существительным? Какие нормативные ограничения наложены на употребление собирательных числительных? 4. Какие вы знаете нормативные требования к форме числительного в составе сложных слов? 5. Какие функции выполняет местоимение в устной и письменной коммуникации? В чем проявляется экспрессивная функция личных местоимений? 6. Какие наблюдаются тенденции употребления синонимичных местоимений разных разрядов (личных и возвратных)? В чем проявляются семантические и стилистические различия местоимений одного разряда (определительных: всякий, каждый, любой; саму – самоё; неопределенных: с частицами не-, кое-, -то, -либо, -нибудь)? 7. Какие вам известны нормы употребления местоимений и способы устранения их нарушений? Семинар Особенности образования и функционирования форм наклонения, лица, залога глагола. Изобилующие и недостаточные глаголы. Транспозиция форм глагола. Роль глагола и его категорий в коммуникации 1. Какие функции выполняет глагол в разных сферах коммуникации? 2. Что такое изобилующие глаголы? Какие глагольные лексемы относятся к этой группе? Чем могут различаться варианты личных форм у разных глаголов? Какие из личных форм выходят за рамки литературного языка? 3. Что такое недостаточные глаголы? Какие причины их порождают? Чем восполняется в речи отсутствие отдельных форм у таких глаголов? 4. Как образуется форма прошедшего времени от глаголов с суффиксом –ну -? 5. Какие нарушения нормы могут возникнуть при употреблении глаголов в страдательном залоге? 6. Какие правила регулируют выбор форм повелительного наклонения? 7. Какие грамматические варианты возникают при образовании глаголов противоположного вида? Являются ли они равноправными или стилистически окрашенными? 8. Какие ошибки в построении высказывания или части текста связаны с категориями вида и времени? 9. Что такое транспозиция форм глагола? Каковы ее выразительные возможности? Семинар Особенности образования и функционирования неличных форм глагола. Особенности употребления и коммуникативный потенциал служебных частей речи, междометий. 1. Какие коммуникативные функции выполняет инфинитив? Какие варианты форм инфинитива имеются у глаголов с суффиксом –ну- и глаголов на – сти, -зти? 2. Какие функции выполняет причастие в письменной коммуникации? Какие трудности может вызывать образование форм причастия от некоторых глаголов? 3. Какие функции выполняет деепричастие в письменной коммуникации? Какие варианты возникают при образовании форм деепричастия? 4. Каковы нормативные требования к употреблению предлогов? 5. Каковы нормативные требования к употреблению союзов? 6. Какую роль играют частицы в процессе коммуникации? Какова их роль в создании текстовой связности? 7. Какова роль междометий в процессе коммуникации? Семинар Норма и варианты в словосочетании. Актуальные тенденции в синтаксисе словосочетания
Семинар № 8 Синонимия разных типов простого предложения 1. Как выражается синонимия двусоставных и односоставных предложений? В чем состоят стилистические различия между этими типами предложений (охарактеризуйте подробно каждый тип односоставного предложения)? Какое место в этом ряду занимают пассивные конструкции? Каковы их стилистические особенности? 2. Что такое косвенные высказывания? Для чего служат косвенные высказывания? В каких случаях косвенные высказывания приводят к коммуникативным неудачам? 3. Что является первичной и вторичной функцией вопросительных предложений? Какие виды вопросов вы знаете? Какие из них образуют риторические фигуры? 4. Как выражается отрицание в русском языке? Всегда ли наличие отрицательной частицы свидетельствует об отрицании? Что представляет собой экспрессивное утверждение и отрицание? 5. Чем отличаются восклицательные предложения от риторического восклицания? 6. Что такое неполные предложения? Чем различаются ситуативно неполные, контекстуально неполные предложения и эллипсис? Чем различаются неполные предложения и речевая недостаточность? 7. Что такое модальность высказывания? Какие в ней выделяются типы? Чем они выражаются?
Семинар 9 Главные члены предложения в коммуникативно-нормативном аспекте. Координация сказуемого с подлежащим: ортологический аспект и варианты
Семинар 10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.93.232 (0.012 с.) |