Простые распространенные предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простые распространенные предложения



В этом разделе можно использовать игры на усвоение существительных в различных падежах, данных в разделе «Работа над существительными», предполагая развернутые ответы детей. Кроме того, можно предложить следующие игры.

Магазин

Цель. Учить детей использованию в речи простого распространенного предложения с прямым дополнением.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Логопед говорит детям, что он будет продавцом, а они покупателями. Логопед поочередно спрашивает у детей: «Что ты купишь?» Дети отвечают: «Я куплю мяч», «Я куплю куклу», «Я куплю пирамидку» и т.д.

За правильные ответы логопед дает детям поиграть «куплен­ными» игрушками.

Кто что любит?

Цель. Учить детей использованию в речи простого распро­страненного предложения с прямым дополнением.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед раздает детям по нескольку предметных картинок с изображением «лакомых блюд» для раз­ных животных и объясняет условия игры. Он говорит: «Я буду задавать вам вопросы о том, что любят разные животные. На ваших картинках нарисованы их любимые кушанья. Тот, у кого есть картинка с лакомым блюдом названного животного, под­нимает картинку и полным предложением отвечает на вопрос. Например: «Что любит собака?» (Кость). Петя, ты правильно поднял картинку, а теперь ответь на мой вопрос». — «Собака любит кость».

Вопросы:

Что любит корова?

Что любит кошка?

Что любит еж?

Что любит заяц?

Что любит медведь?


Что любит лиса?

Что любит обезьяна? И т.д.

Дети, не допустившие ошибок, считаются победителями. Определить победителя можно и с помощью фишек, которые даются за каждый правильный ответ. В конце игры проводится подсчет фишек и определяется победитель.

Человек и животные

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи.

Оборудование. Маски лошади, коровы, овцы, собаки, петуха, курицы.

Описание игры. Логопед читает детям сказку «Человек и животные». «Животные и птицы пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». — «А что вы умеете делать?» — спросил человек.

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы».

Корова сказала: «Я буду давать молоко».

Овца сказала: «Я буду давать шерсть».

Собака сказала: «Я буду охранять дом».

Курица сказала: «Я буду нести яйца».

«Хорошо, я вам дам работу», — сказал человек. «А кто нас утром будет будить?» — спросили животные. Тут петух крикнул: «Я рано утром буду петь и всех будить».

После прочтения сказки логопед распределяет роли среди детей и раздает им маски. Инсценируется диалог.

Кто найдет?

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с прямым дополнением.

Оборудование. Игрушки, изображающие животных, куклы. На стол перед детьми кладется ряд игрушек: собака, кошка; мишка (черный и белый), уточка, мяч и т.д.

Описание игры. Дети рассматривают игрушки, потом уходят, а педагог прячет игрушки. Затем педагог зовет детей и каждому предлагает найти какую-нибудь, игрушку и назвать ее. Например, Толе — сидящую собаку, Вите — мяч. За ошибку платят фант. Нашедший говорит: «Я нашел куклу» и т.п.

Угадай

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с прямым дополнением.

8 За*. 742 225


Оборудование. Овощи, фрукты, целиком и дольками.

Описание игры. На столе перед сидящими полукругом детьми лежат овощи (помидоры, огурец, морковь) или фрукты (яблоко, лимон, груша, слива).На тарелке эти же овощи или фрукты, нарезанные кусочками. Ложки по числу детей.

Дети по предложению логопеда называют овощи или фрукта, лежащие на столе. Затем по очереди подходят к столу. Ребятам предлагают закрыть глаза и кладут в рот кусочек яблока, груши и т.д. Ребенок должен сказать, что он съел: «Я съел лимон», «Я съел грушу» и т.д.

День рождения

Цель. Учить детей пользоваться в речи простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в дательном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением моркови, меда, орехов, рыбы, капусты, фланелеграф.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Ребята, у зайки сегодня день рождения. Он решил пригласить к себе в гости лесных зверей из леса. Разное угощение приготовил зайка (при­крепляет разные картинки на фланелеграфе). Угадайте, кому он приготовил орехи?» — «Орехи заяц приготовил белке». — «Рыба кому?» — «Рыба — лисе». — «Мед кому?» — «Мед — медведю». — «Акапусту и морковка кому?» — «Капуста и морковка — себе».

Кому дать?

Цель. Учить детей пользоваться в речи простым распро­страненным предложением.

Оборудование. Флажок.

Описание игры. Логопед вместе с детьми водит хоровод и читает стишок. В середине круга ребенок с флажком.

Встали дети в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому дать? Кому флаг передать?

Ребенок с флагом указывает на одного из детей, например указывает на девочку (Лену). Передает флажок и при этом говорит: «Даю флажок Лене». В середину круга выходит Лена с флажком. После слов: «Кому флаг передать?» — передает флаг другому ребенку, говоря при этом: «Даю флаг Саше». И т.д. Игра продолжается.


Не зевай, имя называй

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в дательном падеже.

Оборудование. Корзинка, маски белки, синички, воробья, лисички, зайца, медведя.

Описание игры. Логопед распределяет роли между деть­ми (белка, синичка, воробей, лисичка, заяц, медведь). Начинается инсценирование стихотворения. Выходит белка, держит кор­зиночку и говорит:

На тележке я стою И орешки продаю. Подходи, не зевай, Только имя называй.

Кому в платок? (Подходит лисичка.) Лисичке-сестричке. Кому в зобок? (Подходят синичка, воробей.) Воробью, синичке. Кому в кузовок? (Подходит медведь.) Мишке косолапому. Кому в лапочку? (Подходит заяц.) Заиньке усатому.

Чьи вещи?

Цель. Учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

Оборудование. Картинки:халат, мама, панама,мальчик, очки, папа, шляпа, дедушка, косынка, бабушка, бант, девочка.

Описание игры.' Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?» Логопед дает образец ответа, например: «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно: «Панама мальчика», «Бант девоч­ки», «Очхидедушки», «Шляпа папы», «Косынка бабушки»итд.

Желание

Цель. Учить детей пользоваться в речи простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в роди­тельном падеже.

Оборудование. Картинки, на которых изображены ста­кан молока, стакан чая, стакан компота, стакан кофе.

Описание игры. Логопед раздает детям картинки и начинает фразу. Дети ее заканчивают. «Я выпью стакан...» — «... воды» И т.д.

Далее дети самостоятельно выражают свои желания анало­гичной фразой, опираясь на предметные картинки.

«' 227


145. Угадай по листикудерево

Цель. Учить детей пользоваться в речи простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в роди­тельном падеже.

Оборудование. Коллекция листьев.

Описание игры. Логопед берет по очереди листья деревь­ев и спрашивает, какому из деревьев этот лист принадлежит.

Образец ответа: Это лист клена. Это лист березы. Это лист рябины. И т.д.

Чья вещь?

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в роди­тельном падеже.

Оборудование. Бант, расческа, игрушка, карандаш и т.д.

Описание.игры. У детей берутся мелкие предметы. Логопед демонстрирует по очереди вещи детей и спрашивает: «Чей это карандаш?»

Образец ответа: Карандаш Вовы. Бант Оли. И т.д.

Чей хвост?

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в роди­тельном падеже.

Оборудование. Картинки, на которых изображены хвосты различных животных и птиц.

Описание игры. Логопед поочередно показывает детям картинки и просит назвать, чей хвост нарисован на картинке.

Образец ответа: Хвост собаки. Хвост петуха. Хвост лошади. Хвост павлина. И т.д.

Помощники

Цель. Учить детей пользоваться в речи простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в твори­тельном падеже.

Оборудование. Предметные картинки с изображением веника, тряпки, скатерти, мальчика и девочки.

Описание игры. Логопед говорит фразу, которая состоит из незаконченных предложений, а дети сами заканчивают предложения. «Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол... чем?» — «Веником». — «Маша


стерла пыль... чем?» — «Тряпкой». — «Саша помыл посуду горячей... чем?» — «Водой». — «Мама была довольна... кем?» — «Машей и Сашей».

149. Чем?

Цель. Учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в творительном падеже.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед раздает детям предметные картинки и задает вопросы:

Пилят чем? (Пилой.)

Шьют чем? (Иглой)

Причесываются чем? (Расческой.) И т.д.

150. Ответь на вопросы

Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в тво­рительном падеже.

Оборудование. Сюжетные картинки, фланелеграф.

Описание игры. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки и задает детям вопросы: Повар мешает... что? чем? Зина режет... что? чем? Маляр красит... что? чем? Саша машет... кому? чем? И т.д.

151. Составь предложение

Цель. Учить детей составлению простого распространенного предложения.

Оборудование. Предметные картинки, фланелеграф.

Описание игры. Логопед прикрепляет на фланелеграф предметные картинки, опираясь на которые дети заканчивают предложение, начатое логопедом.

Юра держит... (шар). Папа пилит... (дрова).

Витя собирает... (цветы). Кошка ловит... (мышку).

Собака грызет... (кость). Мама варит... (суп).

Курица снесла... (яйцо). Люба подметает... (пол).

Мальчик ловит... (рыбу).

152. Кто скорее придумает предложение?

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение по данным словам, правильно их согласовывая. Оборудование. Фишки.


Описание игры. Вариант 1. Логопед начинает пред­ложение, а дети должны дополнить его.

Вариант2. Логопед предлагает придумать любое предложение из 2, 3,4 и 5 слов. Первый правильно придумавший получает фишку. Кто наберет больше всего фишек к концу игры, считается выигравшим.

У меня друзей немало

Цель. Учить детей составлению простого распространенного предложения.

Оборудование. Иллюстрации к стихотворению «У меня друзей немало».

Описание игры. Логопед читает детям стихотворение.

У меня друзей немало, Я их всех нарисовала. Маша машет, Паша пашет, Коля колет, Поля полет, Варя варит, Катя катит, Света светит, Соня спит, Тоня тонет... Но не дам ей утонуть. Я спасу подружку Тоню.

Далее логопед читает стихотворение по строчкам, попутно рассматривая соответствующие иллюстрации. Дети дополняют предложения.

Маша машет (чем?) платком. Паша пашет (что?) поле. Коля колет (чем?) топором. Поля полет (что?) грядку. Варя варит (что?) суп. Катя катит (что?) мяч.

После этого логопед может предложить детям самостоятельно составить предложения по этим же картинкам.

ПРЕДЛОГИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Маленькое слово

Цель. Дать детям понятие о значении предлога на в речи.

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры. Логопед вызывает одного из детей и


дает ему задание: «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик... стул. (Ребенок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». — «На».

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

Кто на чем поедет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на.

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транс­порт».

Описание игры. Логопед раздает детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопрос логопеда: «На чем ты поедешь», выделяя голосом предлог на.

Образец ответа. Я поеду на машине. И т.д.

Что где растет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на. Оборудование. Предметные картинки. Описание игры. Логопед начинает фразу, дети ее закан­чивают и повторяют целиком. Ромашки растут на... (лугу). Орехи растут на... (дереве). Яблоки растут на... (яблоне). Цветы растут на... (клумбе). Морковь растет на... (грядке).

Кто где сидит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на.

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры. Логопед раздает детям сюжетные картинки и дает задание придумать предложение и ответить на вопрос: «Кто на чем сидит?», выделяя голосом предлог на.

Белка сидит на ветке. Нина сидит на стуле.

Зайка сидит на траве. Коля сидит на скамейке.

Птица сидит на сосне. Жучка сидит на коврике.
Бабочка сидит на цветке.


Где карандаш?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.

Оборудование. Карандаш.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом — в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «В». Логопед кладет карандаш на стол. Дети говорят: *На». И т.д.

Игра с Петрушкой

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на, в.

Оборудование. Петрушка.

Описание игры. Логопед сообщает детям: «К нам в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т.д.

Поможем Незнайке

Цель. Учить детей различать предлоги на и в в предложении.

Оборудование. Незнайка.

Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».

Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: «Цветы стоят на вазе». — «Неправильно! Цветы стоят в вазе». — «Какие слова перепутал Незнайка?» — «На» и «•«».

«Маша с мамой идут на кино». — «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». — «Какие слова перепутал Незнайка?» — «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Выполни действие

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение с использованием предлогов на, в.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, дает задание одному ребенку. Он выполняет задание, логопед спрашивает детей, что он делает. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения, например: «Что сделал Саша?» — «Саша положил кубики в корзину». — «Что сделала Соня?» — «Соня положила куклу на кровать». И т.д.


Где мы были, что видели?

Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов на и в.

Оборудование.5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры. Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:

1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к
картинке «Лес» дети подбирают предметные картинки: грибы,
ягоды, белка, еж.

2. Ответить на вопросы: «Где ты был? Что видел?»
Образец ответ а: Я был в лесу. Я видел белку, грибы,

ежа, ягоды.

Солнечный зайчик

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на и в Оборудование. Зеркальце.

Описание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение-считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене И подмигивает мне. Перепрыгнул на картинку, Задержался на ботинке, Поплясал на потолке, Притаился в уголке. Вот он спрятался в кроватке, С нами он играет в прятки. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете — ответьте, куда он спрятался».

Образец ответа: Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

164. Что где лежит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в. Оборудование. Предметные картинки. Описание игры. Логопед раздает детям картинки и


просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?»

Хлеб лежит... (в хлебнице).

Платок лежит... (в кармане).

Книги лежат... (в шкафу).

Карандаш лежит... (в пенале).

Лопатка лежит... (в ведре).

Овощи лежат... (в вазе).

Угадай, что изменилось?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на, под.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог назначает ребенка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь — под столом; домик стоял посреди стола, а те­перь — под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

Образец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом.

Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.

Транспорт

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.

Оборудование. Лото «Транспорт».

Описание игры. Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздает большие карты: на одной нарисовано море, на другой — улица, на третьей

— небо, на четвертой — рельсы, на пятой — шоссе. На маленьких
карточках изображены: самолет, вертолет, автомобиль, велосипед
и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения
в соответствии с содержанием центральной карты.

Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море.

Кто где живет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в.

Об орудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры. Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» — «Собака». — «Где живет собака?» — «Собака живет в конуре». — «Где живет белка?»

— «Белка живет в дупле». И т.д.


Села птичка на окошко

Цель. Учить детей пользоваться предлогом на. Оборудование. Вырезанная из картона птичка. Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог держит птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишие:

Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко, Посиди, не улетай, Улетела птичка... Аи!

Дети внимательно следят за птицей. Логопед спрашивает: «Куда села птичка?» Дети отвечают полным предложением: «Птичка села на стол» (на полку, на шкаф и т.д.).

Что изменилось?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.

Оборудование. Пирамидки, матрешки и другие игрушки.

Описание игры. На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играю­щих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовет ушедшего (водящего), предлагая внимательно посмотреть на игрушки. Затем спрашивает: «Что изменилось?» Ребенок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов, подчеркивая:«Матрешка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной».

Если ребенок не замечает изменений или отвечает непра­вильно, то ему еще раз дается попытка'угадать.

Скажи, куда мы положили?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на, за, под.

Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.

Описание игры. Один ребенок выходит их комнаты. Остальные дети прячут игрушки (предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где тот находился.

Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: «Мяч под..., мяч за...» и т.д.

Дополни

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на, с, из, под и различать их.


Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра).

Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают пред­ложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала ее (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать».

Кто с кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.

Оборудование. Картинки с изображением животных и их детенышей.

Описание игры. Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детенышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их с мамой».

Дети подбирают картинки с изображением детенышей живот­ных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки и задает им вопрос: «Кто с кем вышел гулять?»

Образец ответа: Лиса с лисенком (Лиса с лисятами) и т.д.

С чем корзинка?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.

Оборудование. Корзинки или картинки с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.

Описание игры. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. Посмотрите, с чем у них корзинки».

Дети раскрывают свои корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например: «У меня корзинка с грибами» и т.д.


Что ты любишь?

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом с.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»

Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с маслом», «Я люблю хлеб с сыром» и т.д.

Какое слово пропущено?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.

Оборудование. Картинки.

Описание игры. Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на поляну медведь... медвежатами (с). Как надо пра­вильно сказать?» — «Вышли на поляну медведь с медвежатами».

«Машапринесла корзинку... яблоками (с). Как надо правильно сказать?» — «Маша принесла корзинку с яблоками».

Прятки

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за.

Описание игры. Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребенка, говорит: «Оля спряталась за стул*, «Витя спрятался за шкаф» и т.д.

Когда это бывает?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за.

Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.

Описание игры. Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывая каждую часть, рассказывают ее содержание по картинке: весна, за весной — лето, за летом — осень, за осенью — зима.

Кто за кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за.

Оборудование. Фишки или флажки.

Описание игры. Участники игры делятся на две команды. От каждой команды по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребенок — водящий — стоит спиной к свой команде. Педагог подает сигнал, по которому


водящий быстро поворачивается лицом к свой команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подает сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй команды.

Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки). После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда-победитель.

Найди такое дерево

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами с, у.

Оборудование. Листья 3—4 знакомых видов деревьев.

Описание игры. Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «С березы», «С клена» и т.д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.

Вариант 2. Педагог раздает детям разные лисья и пред­лагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его: «Такие же листья у березы, у клена» и т.д.

Где что растет?

Цель. Учить детей правильно употреблять предлог в с существительными в предложном падеже единственного и мно­жественного числа.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Педагог показывает картинки с изо­бражением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растет?» — дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т.д. За правильный ответ дети получают картинки или.фишки. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок (или фишек).

Образец речи: Груша (груши) растет (растут) в саду. И т.п.

Ключи

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у.

Описание игры. Дети становятся в круг. Водящий под-ходит к одному из стоящих в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети (у Вани)». Когда водящий отходит к указанному ребенку, дети за его спиной меняются местами. В это время водящий должен постараться встать на место одного из перебегающих. После этого игра возобновляется.


Определи место игрушки

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами с, за.

Оборудование. Игрушки, предметы обихода.

Описание игры. Педагог расставляет на столе игрушки таким образом, чтобы несколько игрушек стояло в ряд, а часть находилась бы сзади. Вызывая одного ребенка, спрашивает: «Рядом с чем стоит машина?» — «Машина стоит рядом с куклой». Затем педагог задает следующий вопрос: «За какой игрушкой стоит пирамида?» — «Пирамида стоит за мишкой».

Педагог может поменять местами игрушки и задать те же вопросы.

Кто без чего?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом без с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Поломанные игрушки.

Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?»

Заяц без чего? (Заяц без уха.)

Мишка без чего? (Мишка без лапы.)

Кукла без чего? (Кукла без волос.)

Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)

Из чего сделан?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом из с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» — «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.

У кого какие детеныши?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.

Описание игры. Логопед раздает детям картинки с изо­бражением детенышей, а у себя оставляет картинки с изобра­жением взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает: «Жере­бенок у кого?» Ребенок, у которого картинка с изображением


жеребенка, должен ответить на вопрос: «Жеребенок у лошади». За правильный ответ логопед отдает картинку взрослого живот­ного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.

186. Где что находится?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на с существительными в предложном падеже.

Описание игры. Логопед называет детям предметы, которые должны храниться в определенных местах (платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). А дети должны ответить: «Платья висят на вешалке» и т.д.

187. Заботливые дети

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом о с существительными в предложном падеже.

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изо­бражены дети, ухаживающие за растениями, животными.

Описание игры. Логопед раздает детям картинки, пред­лагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы: «О чем заботятся дети? О ком заботятся дети?»

Образец ответа: Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.

Исправь ошибку

Цель. Учить детей пониманию смысла предложения.

Оборудование. Фишки.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.


СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А что если бы?

Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если бы.

Оборудование. Фишки.

Описание игры. Вариант 1. Педагог начинает игру с конкретных примеров: «Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все остались бы голодными». Дети обычно возражают: «А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы перестали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» — «Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» — «Хлеб, сыр, яблоки». — «А если пекари не будут печь хлеб?» — «Тогда бы мы поехали к бабушке», — находят выход дети. «А если бы поезда не шли?»

Вариант 2. Позднее дети сами начинают игру, например: «Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого по окончании игры оказывается больше фишек.

Кто у кого?

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное пред­ложение.

Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей домашних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.

Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д.

Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы».

Про Олю и Колю

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предло­жение.

Описание игры. Логопеддаетзаданиедвумдетям: «Оля, сиди. Коля, стой». Все остальные дети должны составить предло­жение про Олю и Колю, например: «Оля сидит, а Коля стоит». Или: «Коля стоит, а Оля сидит». И т.д.


Закончи предложение

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предло­жение.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед, демонстрируя детям две кар­тинки с изображением фруктов и овощей, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз... (сладкий).

Дыня сладкая, а редька... (горькая).

Рыба соленая, а сахар... (сладкий).

Виноград сладкий, а лук... (горький).

Перец горький, а мед... (сладкий). И т.д.

Магазин

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предло­жение.

Оборудование. Куклы, кубики, машины, карандаши, матрешки, шары, книги.

Описание игры. Логопед объясняет детям ход игры. В роли продавца выступает логопед, а дети — покупатели. Каж­дый из детей что-то покупает. А затем логопед просит детей составить предложение про покупки двух детей. За каждое пра­вильно составленное предложение дети получают фишки. По окончании игры определяется победитель.

Образец: Лена купила куклу, а Петя купил книгу. Таня купила матрешку, а Катя купила кубики.


Прятки

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предло­жение.

Описание игры. Логопед сообщает детям о том, что сейчас они будут играть в прятки. Для этого нужно выбрать водящего. С помощью считалки выбирается водящий:

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час:

Час. Два. Три. Четыре.

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон...

Убежали мыши вон.

Дети прячутся, водящий их ищет и сообщает, кто где спрятался, например: «Коля спрятался за шкафом, а Ира спряталась под столом». Если водящий неправильно составил предложение, то он остается водящим и на следующую игру. В случае правильного


г

I


ответа выбирается новый водящий с помощью считалки. Логопед регулирует смену водящих так, чтобы в этой роли побывали все дети.

Подумай и скажи

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предло­жение.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки.

Каковы по цвету: уголь и мел, василек и гвоздика, заяц зимой и заяц летом?

Каковы на ощупь: вата и дерево, огурец и помидор?

Когда идет снег и когда дождь?

Когда трава зеленеет, а когда желтеет?

Составь предложение

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное пред­ложение.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед раздает детям по две предме­тные картинки и просит составить по ним предложение, сравнивая предметы, изображенные на картинках, по их форме, цвету, вкусу, действию и т.д.

Образецответа: Морковь овальная, а репа круглая. Помидор красный, а огурец зеленый. Лук горький, а виноград сладкий. Маша читает, а Петя играет. И т.д.

Про Потому и Почему

Цель. Учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

Оборудование. Сказка Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

Описание игры. Логопед читает детям сказку Н. Рыба­кова «Про Потому и Почему».

«Жили-были Потому и Почему. Видят они — катится бревно.

— Почему оно катится? — спросило Почему.

— Потому что оно круглое, — ответило Потому.

— А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? —
спросило Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

— Почему она летит? — спросило Почему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.227 с.)