Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. «лексика и фразеология»

Поиск

1.Найдите в текстах художественных произведений по 2 примера метафорического, метонимического переосмысления слов. Установите разновидность метафорического, метонимического переноса наименований с одного предмета на другой (см. признаки, положенные в основу переноса наименований, степень традиционности переносных значений – фиксируются ли они толковыми словарями). Определите содержание метафорических, метонимических значений, учитывая контекст, словарные дефиниции. Укажите характер функции переосмысленных слов – номинативная или номинативно – характеризующая, синтаксическую роль в предложении (является ли сказуемым, дополнением и т.п.). Уточните особенности контекстуальных связей у данных значений (лексически связанные, конструктивно обусловленные, фразеологически связанные, функционально синтаксически ограниченные).

2. Проанализируйте семантическую структуру 2 многозначного слова с 3-4 лексическими значениями (выпишите лексему из любого толкового словаря современного русского языка). Укажите количество значений, семантические отношения между ними (определите общие семы), тип связей между ними (радиальная, цепочечная, смешанная). Начертите схему смысловой структуры многозначной лексемы. Определите тип каждого из значений (в соответствии с классификацией, предложенной акад. В.В. Виноградовым).

3. Установите системные связи одного из значений лексемы, рассматриваемой в предыдущем задании. Охарактеризуйте их, учитывая схемы разбора и сведения словарей (синонимических, антонимических и т.п.).

Если какие-то из оппозиций отсутствуют у анализируемого значения слова, покажите особенности системных отношений в лексике, используя другой языковой материал. Необходимо рассмотреть (в соответствии со схемами разбора):

- 1 синонимический ряд (из 3-4 слов: каждый член синонимического ряда сопоставляется с доминантой);

- 1 оппозицию антонимов;

- 1 оппозицию паронимов;

- 1 оппозицию омонимов.

При выполнении этого задания необходимо пользоваться соответствующими аспектными словарями. Выпишите необходимые сведения из словарей (толкования значений, пометы, примеры традиционной сочетаемости и т.п.), проанализируйте письменно этот материал, аргументируйте выводы. Укажите полностью названия словарей и другие библиографические данные.

4. Из «Фразеологического словаря русского языка» А.И. Молоткова выпишите 10 фразеологических единиц и определите их тип в соответствии с классификацией В.В. Виноградова – Н.М. Шанского.

 

Модуль 3. «МОРФЕМИКА», «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

 

1.Определите словообразовательную структуру слов:

Зажигалка, зажим, соучастие, побережье, безвкусие, /любовь/ к прекрасному, КБО, /новая/ операционная, бесстрашно /действовал/, лесоруб, вертолетный /завод/, неуязвимость, вольнолюбие, скоропортящиеся /продукты/, боевитость, буровая /сумела организовать работу/, вечномерзлый, ветронепроницаемый, внеконкурсный, наплыв, оживить, КПД, изумление, перерыв, многоэтажье, водообеспеченность, вещмешок, прокол, главреж, двоеборец, декодирование, дизельная /построена/, замдекана, в операторной /свет/, предолимпийский /год/, самовыражение, перегиб, уход, тяжелораненые /солдаты/, ЦРУ, пригородный, сокращение.

2.Произведите полный морфемный анализ слов:

поддерживается, придирчиво /спрашивал/, поведение /ребенка/.

3.Произведите полный словообразовательный анализ слов:

побережье, подснежник, разрушительный, предвечерний.

4.Определите морфонологические явления в словах: льва, дружба, таксист, курский, американец, певец, жилец, пальтишко, тряпье, орловский, ручка, лиловатый.

5. Определите способ словообразования в словах:

Восход, прибрежный подоконник, написать, автозаводец, АПН, бессолевая /диета/, блинная /закрыта на ремонт/, быстродействующий, пятновыводитель, быткомбинат, молоковоз, задолжник, предзавкома, запуск, осовременить, бумаготворчество, черно-белый /фильм/, описательный /метод/, закатывались /банки/, вновь /встретились/.

Модуль 4. «МОРФОЛОГИЯ»

 

1.Подберите текст из произведений русской литературы. Выпишите из данного текста 10 имен существительных разных лексико-грамматических разрядов и сделайте полный морфологический анализ выбранных слов.

2. Выпишите из данного текста 8 имен прилагательных, употребленных в разных формах, и сделайте полный морфологический анализ выбранных слов.

3. Выпишите из данного текста 8 имен числительных разных разрядов и сделайте полный морфологический анализ выбранных слов.

4. Выпишите из данного текста 10 местоимений разных разрядов и сделайте полный морфологический анализ выбранных слов.

5. Найдите в текстах глаголы. Определите их грамматическое значение (действие, состояние, отношение, проявление признака). Назовите грамматические категории, характерные для этих глаголов. Есть ли среди грамматических категорий такие, которые характерны для именных частей речи?

1. Ночь. Четыре часа. Вы сидите на диване и слушаете, а он ходит и говорит монологи.

Он всегда говорит монологи. Речь его ритмична и текуча. Иногда он останавливается, наливает себе стакан крепчайшего, чёрного, холодного чая, выпивает его залпом, как рюмку водки, лихорадочно глотает карамельку и снова говорит, говорит… Говорит о боге, о смерти, о том, что все моряки верят в бога, что, окружённые безднами, они всю жизнь ощущают близость смерти; еженощно созерцая звёзды, они становятся поэтами и мудрецами. Если б они могли выразить то, что они ощущают, когда где-нибудь в Индийском океане стоя на вахте под огромными звёздами, они затмили бы Шекспира и Канта…

(По Корнею Чуковскому).

6. Найдите в предложениях глаголы, которые не имеют залогового значения. Назовите группы таких глаголов (например: глаголы, не имеющие частицы -ся; возвратные глаголы, но не соотносящиеся по значению с переходными глаголами, и др.).

1. Они стояли у открытого окна. Была уже поздняя осень (К. Пауст.). 2. Эта женщина вошла в его жизнь и уже никогда не уйдет (К. Пауст.). 3. Завтра я улетучиваюсь из Москвы дня на два-три (А. Чех.). 4. Сонные разноцветные огоньки мерцают вдоль путей и убегают на мою родину (И. Бунин). 5. Сонного не добудишься, а ленивого не дождешься (Посл.). 6. Глаза ее смеялись, а ему они казались страшными (А. Толст.). 7. После пяти стали съезжаться гости (А. Купр.). 8. И когда он сделался священником, женился на хорошей девушке, то подумал, что все у него стало хорошо и прочно (Л. Андреев). 9. Вокруг слышался разговор на разных языках: русском, французском, немецком, испанском, английском (Газ.). 10. Надо было возвращаться домой (В. Шукш.). 11. Она быстро прошлась по кабинету и, закусив губу, остановилась у окна (В. Вересаев).

7. Назовите основу, от которой образованы выделенные глагольные формы.

І. 1. А чёрное небо чертит огнистыми полосками падающие звёзды. Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами (И. Б.). 2. Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне, не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне (С. Ес.). 3. Около строящейся купальни, под зелёными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим (А. Ч.). 4. Рано утром, когда в дачном посёлке все ещё спали, на берег моря вышел человек с седеющими висками, с глубокими, но сияющими, как у ребёнка, глазами (В. Бианки). 5. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья (С.-М.). 6. Вода, поднимаясь, выходила через прорубь, разливалась по берегам и замерзала (В. Кож.).

8. Определите спряжение данных глаголов, образуйте формы 3 л. ед. и мн. ч настоящего или будущего времени.

Стлать, бороться, тащить, рассыпаться, плескаться, колебаться, зиждиться, чтить, держаться, дремать, клеить, веять, развеваться, молоть, колоть, догнать, мерить, обидеть, тереть, хотеть, заиндеветь, пороть.

9.Проспрягайте данные глаголы. Какие явления наблюдаются при образовании Рыкать, печь, мыть, спать, кликать, метаться, стлать, полоскать, выздороветь, лучить, брызгать, махать, колыхать, мяукать, глодать.

10. В данном тексте найдите причастия. Назовите глагольные признаки (вид, возвратность / невозвратность, переходность / непереход­ность, залог, время, управление), а также именные (род, число, падеж). Определите синтаксическую функцию. Обратите внимание на правописание причастий.

Снег, не перестававший сыпаться, казалось, со всех сторон, слепил глаза и словно хотел остановить Василия, но он непрестанно всматривался вдаль, где, казалось, по временам на миг мелькал брезжущий свет, и гнал лошадь не переставая. Он ехал, как ему казалось, все прямо, ничего не видя перед собой, кроме головы лошади, пока не зачернелось что-то перед ним. Сердце радостно забилось в нем, и уже видя не заметенный снегом заборишко и даже скворечник над домом, он быстрее погнал лошадь. Но черное это было не стоящее, а шевелилось и было не деревня, а обвешанный комьями снега и стелющийся под ветром обындевевший куст.

(По А. С. Серафимовичу).

11. Образуйте причастия действительного залога наст. и прош. времени от данных глаголов.

Колоть, любить, брезжить, мучить, бороться, стлать, махать, дремать, стелиться, тащить.

12.Образуйте причастия страдательного залога наст. и прош. времени от данных глаголов.

Гнать, электрифицировать, организовать, любить, поражать, насаждать, ранить, уважать, исследовать, читать.

13. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов сов. вида.

Вывалять, настоять (лекарство), просмолить, завешать, взвесить, обессилить, расстрелять, застрелить, выкатить, выкачать.

14. Произведите полный морфологический анализ причастий в следующих предложениях по схеме.

1. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко (А. Чех.). 2. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи (И. Тург.). 3. Он, не хотевший и не умевший работать, не хотел верить тому, что он беден, и выходил из себя, если его заставляли мириться с обстоятельствами и по возможности умерять свои прихоти. (А. Чех.).

15. В данных предложениях найдите деепричастные формы. Назовите глагольные признаки (вид, возвратность / невозвратность, переходность / непереходность, залог, значение времени (относительное: одновременность, предшествование, следование)), а также наречные признаки.

1. Как будто бы обидевшись на берег, от берега отходит океан (Р. Рожд.). 2. Человеческую жизнь (с деталями) можно (в среднем) рассказать за два часа, доверительно бросаясь тайнами, убедительно меняя голоса (Б. А. Слуцкий). 3. Ища спасения, чайки переселились на новые, выступившие из воды острова (Сок.-Мик.). 4. Мы шли, утопая в песке, перемешанном с битою ракушкой (Сок.-Мик.). 5. Далеко протянувшись от невысокого, но обрывистого берега в спокойно дремлющую речонку, пропадавшую вдали, золотится песчаная отмель (А. С. Серафимович). 6. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест (Газета). 7. И вдруг тихо. Ни молнии, ни ветра. Вот и недавно реявший ворон, бросившись вниз, закопошился в серебряной листве дуба (Н. С. Лесков).

16. Сделайте полный анализ деепричастий по предложенной схеме в данных ниже предложениях.

1. Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут (К. Пауст.). 2. Он приехал в полдень, когда рыбаки, пообедав, отдыхали (М. Г.). 3. Заметив нашу группу во дворе, он подошел близко (В. Корол.).

17. В данном тексте найдите производные наречия. С какими частями речи они соотносительны по образованию? Назовите способ словообразования каждого наречия. Объясните правописание наречий. Сделайте полный морфологический анализ 5 наречий.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все(таки) темнота застала нас (в)расплох. Раздв…гая т…желые к…лючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, (мало)помалу продвигались вперед. Было совершенно темно, но, как н… странно, от прож…рливых комаров и мошек, л…тавших (в) переме…ку вокруг нас, спасения не было так(же), как и днем.

Целый день мы шли вниз по течению реки, но река и…чезла в темноте где-то слев…, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотнич…ей избушки, в которой мы ра…читывали устроить ноч…вку, ост…валось, (по)видимому, совсем (не)далеко. И, действительно, когда мы (по)одиночке перешли по ни…кой ж…рдочке, броше…ой через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы ок…зались перед избушкой.

Не теряя н… минуты и в душе радуясь, что ра…чет наш опр…вдался и мы (в) пору добрались до места, мы (без) устали рубили хвою, пилили нож…вкой (не)большие ветки и клали их крест (накрест). Вот и готова наша п…хучая, но не очень мя…кая постель! Товарищ мой уже не смотрит (и…)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память, сначала ш…потом, а потом и (в) голос, (во)все не подозревая, как он смеш…н в эту минуту.

С тихим ш…рохом ветер ра…качивает в…ршины старых кедров, (как) будто предвещая (на) завтра дождь, и где (то) (в) дали кричит какая(то) ночная птица.

(По А.С. Серафимовичу).

18. Найдите в тексте слова категории состояния. Сделайте их полный морфологический анализ по предложенной ниже схеме.

1) … А на гумне, в затишье скирдов и соломенных валов, забитых снегом, особенно уютно. Хорошо полежать под солнцем в омете, в соломе, которая так резко пахнет мышами и снегом!

2) Мне было очень грустно покидать родной дом, но я вполне соглашался с отцом: теперь уж скоро весна!

3) Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много – вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, – помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них… И хорошо можно жить в деревне! (И. Бун.).

19. Найдите в тексте предлоги. Какие подчинительные отношения выражают они между частями речи? Выпишите словосочетания с предлогами. Сравните значения предлогов в словосочетании и в предложении. Одинаковы ли они? Сделайте полный морфологический разбор 5 предлогов.

Отрыв России от Европы

Была ли Россия в течение семисот лет своего существования до Петра оторвана от Европы? Да, была, но не в такой мере, в которой это провозглашалось самим создателем подобного мифа Петром Великим. Миф этот потребовался Петру для прорыва в Северную Европу. Однако еще до татарского нашествия у России существовали интенсивные отношения со странами Южной и Северной Европы. Новгород входил в Ганзейский союз. В Новгороде был готский вымол, у готландцев в Новгороде имелась своя церковь. А еще до того «путь из Варяг в Греки в IX – XI веках был главным путем торговли стран Балтики со странами Средиземноморья. С 1558 по 1581 год Русское государство владело Нарвой, куда, минуя Ревель и другие порты, приезжали для торговли не только англичане и голландцы, но и французы, шотландцы, немцы.

(По Д. Лихачеву).

20. Прочитайте предложения из произведений Д. С. Лихачева. Найдите сочинительные и подчинительные союзы. Определите их значение.

а) Сочинительные союзы: соединительный; противительный; разделительный; присоединительный; пояснительный; б) подчинительные: функциональный; семантический (места, времени, цели, условия и т. д.).

1. Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. 2. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение. 3. Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. 4. Про знаменитостей можно рассказывать анекдоты - даже плохие, но обычный анекдот должен быть обязательно со смыслом. 5. Ребенок живет в ожидании будущего. В ожидании будущего живет и подросток, меньше – юноша. Но если это «ожидание будущего» захлестывает вполне взрослого мужчину, то оно становится карьеризмом. 6. Юмор в больших дозах утомителен. Не больше трех анекдотов – и то, если уверены, что эти анекдоты неизвестны. Но настоящий юмор не в анекдотах. 7. Удивительное ощущение – слушать свой голос через микрофон. Первый раз я думал, что это вообще не мой голос. 8. Если книга не породила у вас ни одной самостоятельной мысли, значит, она напрасно прочитана. 9. Читать, но не перечитывать! Если при перечитывании книга позволяет открыть в ней нечто новое, значит, это полезная книга. 10. Кто-то сказал: предметы тяготеют к центру земли добровольно, так как боятся одиночества. 11. Родители Эйнштейна говорили о нем в детстве: «Профессора из него не выйдет, ну а часового мастера мы как-нибудь из него сделаем». 12. «Эталонная личность», – то есть личность с определенной системой званий, степеней, должностей и хорошими анкетными данными.

21. Спишите, раскрывая скобки и, где необходимо, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц.

1. Такая перемена не пройдет без влияния на молодого человека, совершенно (не) знавшего практического мира и (не)опытного (Герц.). 2. Эта случайная и еще (не) заслуженная похвала не обрадовала, а, пожалуй, встревожила Егорова (П. Нил.). 3. Это была совершенно (не) свойственная ему манера говорить. 4. Мальчик оказался совершенно (не)подготовленным к труду. 5. Скамейки (не)крашеные, узкие, для сидения (не)удобные (Сейф.). 6. Его черная, ничем (не)прикрытая головка так и мелькала в кустах (Тург.). 7. Между этими встречами произошли (не) виданные в истории человечества перемены. 8. Всякое обвинение должно быть формулировано с возможной определенностью, иначе оно (не) обвинение, а пустое злословие, (не)достойное порядочных людей (Ч.). 9. (Не) велик кооператив, а сколотил актив (Посл.). 10. (Не)хитер парень, да удачлив, (не) казист, да талантлив (Пог.). 11. На словах-то он скор, да на деле (не) спор (Пог.). 12. Работал он (не) брежно, (не) хотя (Ч.). 13. Я (не)сразу понял, что этот гимназист – я сам (Пауст.). 14. Вера эта, быть может, наивна и (не)справедлива в своем основании, но я (не)виноват, что верю так, а не иначе (Ч.). 15. Ладно, коли складно, (не)ладно, коли поперек (Посл.). 16. Река широкая, в потемках (не)видно того берега (Ч.). 17. Я (н…) помню (н…)одного базара, где бы (н…)было лирника (Пауст.). 18. В одном месте увязли в грязь и едва (н…) опрокинулись (Ч.). 19. Как месяц (н…) свети, а все (н…) солнышко (Посл.). 20. Сытому коню и овраг (н…)почем (Погов.). 21. Сторожка, и правда, оказалась (н…) чем иным, как бревенчатой избой (Солоух.). 22. Боже ты мой! Что только (н…) расскажут! Откуда старины (н…) выкопают! Каких страхов (н…) нанесут! (Г).

22. Произведите анализ модальных слов в предложениях из произведений Д. Мамина-Сибиряка по предложенной ниже схеме.

1. Так сидел бы здесь, кажется, не расстался бы с чудным лесным привольем. 2. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, он (Соболько), пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу. 3. Действительно, в протоке черной точкой показалась рыбачья лодка, огибавшая остров. 4. Я, конечно, ставил сети подле камышей. 5. – Видно, придется тебе, Еремка, идти под гору, – говорил Богач смотревшей на него собаке. 6. Заяц лежал на спинке и, по-видимому, оставил всякую мысль о спасении. 7. Еремка, очевидно, думал то же самое. Он ложился у самой двери и, когда Черное Ушко хотел перепрыгнуть через него, скалил свои белые зубы и рычал.

 

Раздел 5. «СИНТАКСИС»

1. Задание 1.

· Составьте схему зависимости слов в каждом предложении предложенного текста.

· Вычлените из предложений сочетания слов и словосочетания.

· Дайте характеристику глагольных, субстантивных, адъективных, местоименных, наречных словосочетаний (по одному примеру) по образцу, предложенному в ПЗ № 2.

Задание 2. Подчеркните правильный вариант.

1.Мой приятель – художник. Путешествуя, бродя по земле, мы пришли в городок, расположенный на высоком берегу Клязьмы и весь утопавший в зелёных садах. Я первый раз попал в этот городок, хотя услышал о нём впервые двадцать лет назад (По В. Солоухину). За окном летит белый снег, тянутся жёлтые, серые и коричневые дома. По снегу прошла дама, молодая и красиво одетая, оставив на белизне снега маленькие, чистые следы. Затем пробежала собака, обнюхивая следы, оставленные дамой. Собака скрылась. Затем показался крупно шагающий мужчина в меховой шапке (По А. Грину). Казалось мне, что осенний грустный месяц уже давным-давно плывёт над землёй, что наступил час отдыха, что уже весь, до последнего нищенского угла заснул Париж. Долго спал я, и наконец медленно отошёл от меня сон, как заботливый и неторопливый врач, сделавший своё дело и оставивший больного уже тогда, когда он вздохнул полной грудью и, открыв глаза, улыбнулся застенчивой и радостной улыбкой возвращения к жизни (По И. Бунину).

2. Заведующий кафедры (кафедрой); игнорировать молодых сотрудников (молодыми сотрудниками). Мы исходим из следующего положения (мы исходим от следующего положения); поражаться красотой (поражаться красоте). Оплачивать проезд (оплачивать за проезд); мы убеждаемся об этом… (мы убеждаемся в этом…).

3.Прочитайте текст. Определите предложения по структуре: двусоставные / односоставные, нераспространенные / распространенные; полные / неполные.

Интерес к мельницам велик повсюду. Голландия сохранила во множестве эти постройки и называется страной мельниц. Путешествуя в позапрошлом году по сельской Франции, мы без большого труда обнаружили мельницы ветряные и водяные. На одной из них задержались на целый день.

Встретил нас мельник явно веселого нрава. «Из России ко мне, на мельницу?.. Заходите! Мельница, знаете, когда построена? В 1400 году! От неё мне достались, правда, лишь стены…»

Мельник Ален Добис оказался местным часовщиком, а мельницы – большая («огромная!») страсть человека. «Все было в руинах, все заросло тут кустами, где ютились дикие кабаны. Восстанавливал все своими руками, на свои деньги -- выправил стены, постелил пол, починил крышу, подвел по давно заброшенному руслу воду из нашей маленькой речки, вымостил камнем дорогу, по которой все сюда едут, ну и самое главное – восстановил мельницу».

Не терпелось увидеть, как мельница действует. Из жилой части, где тикает сотня разных часов, Ален ведет нас наружу, поднимает затворы плотины. От воды, побежавшей по желобу, мельничное колесо дрогнуло, белая грива воды потекла по ребристой его округлости, а за каменной стенкой что-то с ускорением завертелось и заскрипело. Часовщик-мельник поглядел на нас торжествующе: «Работает, как часы! Если бы вы привезли машину пшеницы, мы бы сегодня её смололи…»

(По В. Пескову).

4. В приведенных ниже отрывках из «Автобиографических заметок» И. Соколова-Микитова найдите подлежащее и сказуемое; укажите, как они выражены. Определите тип сказуемого.

В судьбе, вкусах и характере человека огромное значение имеет его детство, влияние людей, среди которых воспитывался он и вырастал. Слова, которые слышали мы от своей матери, цвет увиденного над землей неба, ласковое тепло земли, березки под окном родного дома навеки остаются в памяти нашей.

Я родился и вырос в простой трудовой семье, прадеды и деды мои вековечно связаны с землёю. Раннее детство прошло среди лесных просторов Смоленщины, её милой, скромной и очень женственной природы. В те времена в смоленской деревне ещё сохранялся старинный быт и уклад, и первыми сильнейшими впечатлениями были праздники, гулянья, деревенские ярмарки и хороводы. Первые услышанные мною слова были народные яркие слова, первые сказки – народные устные сказки, первая музыка, которую я услышал, – крестьянские песни, быть может, те самые песни, которыми был некогда вдохновлён великий русский композитор Глинка, родившийся в нашем смоленском краю.

5. Определите типы односоставных предложений. Произведите, где возможно, синонимическую замену односоставного предложения двусоставным. Установите семантическое различие между ними. Как стилистически характеризуются эти предложения?

Кто из охотников не испытал этого радостного чувства! Утром проснешься – особенный, мягкий видится в окнах свет. Еще в детстве незабываемо радовались мы первому снегу. Выбежишь, бывало, на поле за ворота – такая засверкает, заблестит вокруг ослепительная белизна! Выйдешь в открытое поле – больно глазам от снежной сверкающей белизны. Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть снегов. Даже опытному охотнику трудно разбираться в путаной грамоте ночных следов. Можно долго бродить по полям и лесным опушкам, разбираясь в мудреной грамоте ночных следов. Если неудачной окажется охота и без всякой добычи вернется домой усталый охотник, все же радостным, светлым останется в его памяти незабываемый день зимней пороши.

6. Найдите обособленные члены предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Охарактеризуйте условия пунктуационного оформления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, в том числе парцеллированных конструкций.

1. И теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге (Ч.). 2. Возле леса, над равнинами овсов, на прогалине неба среди туч, горел серебряным треугольником, могильным голубцом Скорпион (Бун.). 3. По деревенской улице, среди белых мазанок, с диким воем двигается странная процессия (М. Г.). 4. Огоньки постепенно, один за другим, выпрыгивали откуда-то во тьму (М. Г.). 5. Над нами, на высоте аршин пять, ходил таможенный солдат-часовой и посвистывал сквозь зубы (М. Г.). 6. Они вошли в дверь тихо, по одному, и за ними в сенях остались какие-то странные фигуры людей (М. Г.). 7. Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.). 8. Он к вечеру будет, не раньше (Расп.). 9. В Святые Горы добрались только на четвертый день – утром, на заре (Гейч.). 10. Если вечерняя команда ученическая, то она может лихо изменить финансовую ситуацию своего учебного заведения. Использовать средства и на быт, и на отдых. На что хочется. В том числе -- на электронизацию своего образования. Или – на гармоничное развитие (газ.).

7. Дайте полную характеристику данных ниже сложносочиненных предложений.

1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крыл.). 2. Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.). 3. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.). 4. Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). 5 О никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.). 6. Либо уж убьет [гроза], кого-нибудь, либо дом сгорит (А. Остр.). 7. Захар всё-таки умеет сделать хоть что-нибудь, а Обломов ровно ничего не может и не умеет (Добр.), 8. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Пис.). 9. Лицо у него черное, закопченное дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные (М. Г.). 10. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Сер.). 11. Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.). 12. В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать (Арс.). 13. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда, как и отсюда (С.-Ц.). 14. Гаврик толкнул ногой калитку, и друзья пролезли в сухой палисадник, обсаженный лиловыми петушками (Кат.). 15. То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.). 16. Грудь глубоко вдыхала живительную свежесть бриза, а глаза не могли оторваться от великого спокойствия синевы (Н. Остр.). 17. Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу; и вспоминая именно этот день, я с праздничной ясностью восстанавливаю родной, как собственное кровообращение, путь из нашей Выры в село Рождествено (Наб.). 18. Я забирался мыслью в серую от звезд даль – но ладонь скользнула все по той же совершенно непроницаемой глади (Наб.).

8. Охарактеризуйте все имеющиеся в тексте сложноподчиненные предложения. Объясните расстановку знаков препинания, при этом используйте справочники по пунктуации.

А кругом были десятки холстов, и я знал, что если на каком-нибудь, скажем, восемь фигур, то в самом деле там их восемьдесят или восемь раз восемьдесят. А в «Черноморской вольнице», в «Чудотворной иконе», в «Пушкине на экзамене» он у меня на глазах переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить губернский город.

И когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не оторваться от живописи.

А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи.

И когда, бывало, ни войдешь в ту темную, тесную, низкую комнату, которая была расположена под его мастерской, всегда слышишь топот его старческих ног: это значит, что после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст, потому что мазки у него были рассчитаны на далекого зрителя, и ему приходилось проверять их на большом расстоянии; значит, он ежедневно вышагивал перед каждой картиной по нескольку верст и только тогда отставал от нее, когда изнемогал до бесчувствия.

Порою мне казалось, что не только старость, но и самую смерть он побеждает своей страстью к искусству.

Когда я посетил его в Финляндии в 1925 году, я отчетливо видел, что он только и держится здесь, на земле, своей сверхчеловеческой работой, что он только ею и жив. А когда смерть вплотную подступила к нему, он написал мне письмо, где весело благодарил уходящую жизнь за то счастье работы, которым она баловала его до могилы.

(По К.Чуковскому).

9. Прочитайте текст. Охарактеризуйте все имеющиеся в тексте бессоюзные сложные предложения по данной ниже схеме. Подберите к этим предложениям синонимичные сложноподчиненные или сложносочиненные.

В УПРЯЖКЕ ЖИЗНИ

Но отчего ж так немного животных удалось одомашнить? Дело не в лености человека – в подобных делах люди неутомимы. Одомашнивались и приживались на службе у человека те животные, которые, во-первых, хорошо переносят неволю. Сразу же скажем: таких животных немало. Главное, чтобы они во многих других отношениях были подходящими для службы, имели, можно так сказать, многоцелевое назначение. Человек, например, рано понял, сколь большое значение как пищевой продукт имеет молоко. Млекопитающих животных много, но лишь корова оказалась наиболее подходящим объектом для одомашнивания: дает молока много, довольно просто обеспечить ее кормами, кроме того, корова – это еще и мясо, и тягловый скот (волы). Коровы устойчивы к болезням, долго живут, почти ежегодно приносят телят, спокойны в жизни рядом с людьми. «Конкурс» корова выигрывала по множеству показателей и потому распространилась по всему свету. «В коровах наша сила!» – говорят в некоторых племенах Африки. В Индии корову считают священной, в российской деревне ее называют кормилицей – молоко, творог, масло, мясо.

То же самое о лошади. Оседлав лошадь, человек на долгое время решил транспортные проблемы, нашел верного работника на пашне, сильное существо в перевозке тяжестей, обзавелся помощником быстроногим (при необходимости всадник может проскакать 300 километров в день!). Лошадь была самым верным союзником людей на войне, позволяла передвигаться на огромные расстояния. В Америке, не знавшей лошадей, конкистадоры малым числом покоряли аборигенов благодаря лошади – коня и всадника индейцы поначалу считали одним существом, приводившим их в ужас. (Но до тех пор, пока сами лошадью не завладели, став наездниками более искусными, чем пришельцы из Старого Света.) Не забудем: для многих степных народов лошадь была также источником мяса, из молока кобылиц готовят поныне целебный кумыс. Конкурировать в равнинной зоне с лошадью было некому.

(По В. Пескову)

 

Критерии оценки:

При оценке выполненияписьменных (контрольных) работ рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если студент в полном объеме владеет знаниями и навыками применения знаний по лингвистике в процессе анализа языковых явлений в единстве их формы и содержания;

Оценка «4» ставится, если студент выполнил правильно не менее ¾ задания, умеет выявлять языковые единицы и применять общие знания о них в процессе лингвистического анализа языковых фактов, но допускает единичные ошибки;

Оценка «3» ставится, если студент владеет знаниями поверхностно, делает ошибки при выявлении языковых единиц и при применении общих знаний о них в процессе лингвистического анализа;

Оценка «2» ставится, если студент не владеет знаниями, не умеет выявлять языковые единицы и применять общие знания о них, а также основные навыки лингвистического анализа.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении письменных заданий, при выведении оценки учитываются.

 

Составитель ________________________ Т.Г. Борисова

(подпись)

«____»__________________20 г.

 

 

 

министерство ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Кафедра русского языка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.017 с.)