Выделенные слова в словосочетаниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделенные слова в словосочетаниях



умолять о помощи – умалять значение являются:

1) паронимами

2) полными лексическими омонимами;

3) неполными лексическими омонимами

4) синонимами

5) омофонами

 

1.1.2.8 34. Печь пироги – печь русская

Повторяющиеся слова являются:

1) омофонами

2) омографами

3) омоформами

4) полными лексическими омонимами

5) неполными лексическими омонимами

 

1.1.2.9 35.. Пáришь – парứшь

Приведённые слова по отношению друг к другу являются:

1) омофонами

2) омографами

3) омоформами

4) полными лексическими омонимами

5) неполными лексическими омонимами

 

36. Какие из слов могут образовать паронимические пары:

1) Швеция

2) Австрия

3) идеальный

4) море

5) подвиги

 

37. Какими семами различаются значения данных слов? Установите соответствия:

1) глаза – очи – гляделки

2) загордиться – возгордиться

3) уважать – почитать

4) грубить – хамить

А) семантическая, В) стилевая/ стилистическая (эмоционально-экспрессивная),

С) семантическая +стилевая/стилистическая

38. Определите тип синонимов: смешной – уморительный – потешный:

1) идеографические

2) стилистические

3) семантико-стилистические

4) абсолютные

5) различающиеся степенью современности

 

39. Выясните, в каких рядах все слова являются синонимами:

1) учитель, педагог, историк, преподаватель, математик

2) буря, снегопад, ураган

3) примерно, около, где-то, приблизительно

4) опять, снова, обратно, вновь

5) спать, почивать, дрыхнуть, дремать

40. Выясните, в каких рядах слова не являются синонимами:

1) взрослый, большой, совершеннолетний, зрелый

2) близкий, близлежащий, недалекий, смежный

3) танцевать, плясать, отплясывать, откалывать

4) наказание, кара, казнь, возмездие

5) ряд, вереница, цепь, череда

 

41. Определите прием использования синонимов в тексте:

Я не знаю, где граница между севером и югом;

Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

1) прием параллельного употребления

2) противопоставление

3) градация

4) замещение

5) уточнение

42. Найдите в предложении антонимы и определите их тип:

В моих устах спокойная улыбка,

В груди – змея.

1) разнокорневые общеязыковые

2) разнокорневые контекстуальные

3) однокоренные общеязыковые

4) однокоренные контекстуальные

5) антонимы-энантиосемы

 

43. Какой семантический тип антонимов с учетом его семной структуры можно отнести к синонимам:

1) контрарный

2) контрадикторный

3) конверсивный

4) векторный

5)эвфемистический

 

44. Определите прием использования антонимов в тексте:

Есть тоска веселая в алостях зари (С.Есенин)

1) антитеза

2) антиафразис

3) оксиморон

4) энантиосемия

5) эфвемизм

 

45. Выберите правильные определения:

1 ) антифразис – внутрисловная противоположность

2) оксиморон – сочетание прямо противоположных по смыслу слов

3) энантиосемия – употребление слова в противоположном значении

4) антитеза – контрастное противопоставление разных объектов

5) эвфемизм – выражение, служащие для непрямого, прикрытого обозначения предмета

46. Установите соответствия данных терминов:

1) восточнославянизмы

2) древнерусизмы

3) русизмы

4) исконно русские слова – следующим определениям:

А) слова периода образования древнерусского языка, языка Киевской Руси

Б) слова, появляющиеся в языке славян в VI– IX вв., в период расселения славян в Восточной Европе

С) слова собственно русской лексики, появляющиеся в языке русской народности (XIV – XVIII вв.)

Д) слова, возникшие в собственно русском языке или в более древнем языке-источнике

 

47. Какие группы слов выделяются в зависимости от степени освоения иноязычной

лексики:

1) экзотизмы

2) славянизмы

3) варваризмы

4) диалектизмы

5) интернационализмы

48. Среди слов найдите слова старославянского происхождения:

1) юноша, 2) ворон, 3) ладья, 4) вратарь, 5) ланиты, 6) город, 7) стража, 8) стезя, 9) огласить, 10) чуждый, 11) елейный,

 

49. Определите, в каком ряду находятся заимствования из тюркского языка:

1) аншлаг, кайзер, лацкан, рейхстаг, цейтнот, шлягер, ярмарка

2) аператив, кюре, пари, вуаль, сюртук, экспорт

3) квакер, ралли, спикер, шиллинг, лорд-мер, коктейль

4) байрам, бешмет, джейран, кизил, бурдюк

50. В каком ряду все слова имеют стилевую окрашенность:

1) препроводить, мир, политика, экранизация, брифинг

2) справка, липа (подделка), зубастый, ветер, летать

3) голубушка, ходатайство, апеллировать, уста, презумпция

4) морфема, хороший, улыбка, любить, короткометражка

5) книгочей, ночевать, ручища, мультяшки, день

1.1.2.10

1.1.2.11 51. В каком ряду все слова стилистически окрашены:

1) систематизация, гвоздик (каблук), ветреный, идти, небесный

2) гомогенный, вышеизложенный, думать, кумекать, курсовик

3) вкусить, кляча, нижестоящий, улыбаться, политика

4) захворать, купчина, ритор, вкалывать (работать), несуразица

5) спать, неустанно, оказия, покорить, красивый

52. В каком ряду все слова нейтральные:

1) влепить, ваятель, злиться, вкладчик, ночь

2) вития, ударить, орать, грустный, квартиросъёмщик

3) старец, снова, кладовка, щуплый, хлюпик

4) скульптор, заболеть, кладовая, вплотную, закричать

5) орать, долговязый, задаром, впритык, воспретить

 

53. Какими пометами вы сопроводили бы подчеркнутые слова в следующих примерах.

Установите соответствия:

Везде невежества убийственный позор (1)

(2)Балдеть от удовольствия

(3)Провалиться на экзаменах

Солнце садится (4) за горизонт

А) общеупотребительное

В) публицистическое

С) термин

Д) архаизм

Е) жаргон

 

54. Выберите ряд слов, характеризующихся по стилевой принадлежности:

1) нейтральная, общеупотребительная, терминологическая, официальная

2) исконно русская, славянизмы, заимствования

3) историзмы, архаизмы, диалектизмы; арго

4) бранная, просторечная, жаргонная, профессиональная

 

55. Выберите ряд слов в соответствии со спецификой их функционирования с точки

зрения коннотативной характеристики:

1) нейтральная, общеупотребительная, терминологическая, просторечная

2) славянизмы, исконно русская, устаревшая, неологизмы, историзмы

3) заимствованная, диалектизмы, разговорная, профессиональная, жаргонная

4) фамильярная, неодобрительная, ласкательная, бранная, презр., ироническая

 

56. Какими пометами фиксируется в словарях эмоционально-экспрессивная окраска слова:

1) разг., публ., межстил., терм, офиц., прост, народно-поэтическое

2) презр., ум-ласк., ирон., бран., неодобр.,. фамильяр., пренебр.

3) неодобр.,. фамильяр., пренебр, арго, высокое, риторическое

 

57. Какими пометами фиксируется в словарях функционально стилевая окраска слова:

1) разг., публ., межстил., терм, офиц., книжн.

2) презр., ум-ласк.,., ирон., бран., неодобр., диалект.

3) разг., публ., межстил., терм, архаизм, сленг

 

58. Выделите ряд разговорных слов, не осложненных

эмоционально-экспрессивной окраской:

1) билетерша, вечерник, кадровик, газировка

2)въедливый, глупить, глупыш, бедокурить

3) допотопный, егоза, ерзать, загляденье, баталия

4) заждаться, зевака, кавардак, канителиться, карапуз

 

59. У слов каких функциональных стилей может наблюдаться пересечение

стилевой и собственно стилистической (эмоционально-экспрессивной) характеристик:

1) научного

2) публицистического

3) разговорного

4) официально-делового

60.Охарактеризуйте слово бульдозер с точки зрения активного и пассивного запаса:

1) историзм

2) архаизм

3) собственно неологизм

4) окказионализм

5) активное слово

61. Характеризуйте слово почивать с точки зрения активного и пассивного запаса;

1) историзм

2) архаизм

3) собственно неологизм

4) окказионализм

5) активное слово

 

62. Какие единицы пассивной лексики встречаются в данном тексте:

Но не единая краса (мгновенный цвет)

Молвлю шумной в младой Марии почтена

1) архаизмы

2) историзмы

3) неологизмы

4) окказионализмы

5) специальные слова

63. Найдите историзмы:

1) дружество, 2) боярский, 3) крайком, 4) глас, 5) кулачество, 6) раскольники, 7) очи

64. В каком ряду все слова ограничены с точки зрения их употребления:

1) префиксация, амфибрахий, акулинка (сорная трава), ляп (опечатка)

2) агглютинация, доброта, бабки (деньги), вечерять, продолжительность

3) торжество, геронтология, поиск, кочет, ал`ябыш (каравай)

4) нонче, баркас, тетралогия, троп, голова

5) клевый, тусовка, люкша (левша), вода, ходьба

65. Какие признаки отличают профессионализм от термина:

1) детализация в обозначении понятия

2) экспрессивность

3) узаконенность наименования

4) ограниченность в употреблении

5) кодифицированность

 

66. Какое утверждение правильнее:

1) «Просторечие – это лексика, стоящая за пределами литературного языка»

2) «Выделяется просторечие литературное и нелитературное»

 

67. Национальная лексика русского языка – это:

1) обработанная, образцовая, нормированная часть всей лексики русского языка

2) межстилевая нейтральная лексика

3) кодифицированная лексика (отражённая в словарях современного русского языка)

4) общенародная лексика, не ограниченная сферой её употребления

5) вся совокупность лексических средств русского языка, в том числе диалектных и

социально-профессиональных

68. Тождественны ли понятия «национальная лексика/фразеология» и «литературная лексика/фразеология»:

1) абсолютно тождественны

2) литературная лексика шире, объёмнее национальной

3) национальная лексика уже литературной, более ограничена определёнными рамками

4) национальная лексика гораздо объёмнее, шире литературной

5) понятия несопоставимы, т.к. не пересекаются

69. Слова-дублеты собственно терминологических обозначений, распространенные в

определенной профессиональной сфере называются:

1) терминами

2) профессионализмами

3) жаргонизмами

4) арготизмами

5) диалектизмами

 

70. Слова или выражения, служащие для замены обозначений, которые говорящему

представляются нежелательными, невежливыми, резкими, называются:

1) синонимами

2) антонимами

3) эвфемизмами

4) омонимами

5) паронимами

71. Какой из указанных дифференциальных признаков свойственен ФЕ (типа плыть по течению, из пальца высосать, мелко плавает и т.п.):

1)немотивированность семантики ФЕ отдельными значениями составляющих их слов

2) семантическая неделимость

3) устойчивость структуры и состава

4) соотнесенность со свободным сочетанием

5) грамматическая целостность

 

72. Что определяет соотнесенность ФЕ с той или иной частью речи:

1) общее значение и синтаксическая функция ФЕ

2) общее значение и синтаксическая функция стержневого слова

3) синтаксическая функция ФЕ

4) общее значение и синтаксическая функция первого слова

5) синтаксическая функция стержневого слова

 

73. Какие из перечисленных ниже свойств характерны для ФЕ? Выберите эти признаки:

1) воспроизводимость, целостность значения, устойчивость состава

2) сохранение структуры, непроницаемость, употребляемость части вне целого

3) единооформленность места в лексической системе, наличие ядра и периферии

4) синтаксическая функция (является одним членом предложения)

5) проявления (системных, синонимических, антонимических, полисемантических)

отношений

6) классификация по происхождению

 

74. Установите, в каком ряду все приведенные сочетания слов можно отнести

к фразеологизмам, руководствуясь определением В.В.Виноградова:

1) жить чужим трудом, рыльце в пуху, тише едешь – дальше будешь

2) кричать во всю Ивановскую, кусок в горло не идет, не в свои сани не садись, без труда не вытащишь рыбку из пруда

3) подливать масло в огонь, мастер на все руки, и дым отечества нам сладок и приятен

4) показать кузькину мать, питать надежду, страх берет, мокрая курица

5) берет сомнение, закадычный друг, человек – это звучит гордо

 

75. Какой прием художественной обработки ФЕ использовал А.П. Чехов при создании фразеологического неологизма «Во всю Ивановскую трачу деньги, которые получил за своего Ивана»:

1) образование по модели общелитературных ФЕ с использованием отдельных их членов

2) наполнение общенародных ФЕ новым смысловым содержанием

3) использование ФЕ в качестве свободного сочетания слов

4) обновление лексико-грамматической стороны ФЕ

5) возможность двупланового понимания ФЕ

 

76. К какой группе ФЕ относятся обороты типа трудовые успехи, на данном этапе:

1) фразеологические выражения номинативного характера

2) фразеологические выражения коммуникативного характера

3) фразеологические сочетания

4) фразеологические единства

5) сращения

 

77. Какой из приведенных примеров рядов ФЕ включает только фразеологические сочетания?

1) заклятый враг, расквасить нос, скалить зубы, утлый челн

2) кромешная тьма, трудовые доходы, бывшие люди, семь пятниц на неделе

3) скоропостижная смерть, закинуть удочку, неровен час

4) никаких гвоздей, очертя голову, трескучий мороз, перемывать косточки

5) насупив брови, всерьез и надолго, намылить голову

 

78. Какие типы ФЕ не представлены в ряду: тянуть лямку, прокатить на вороных, заклятый враг, кисейная барышня, любви все возрасты покорны:

1) сращения и фразеологические выражения номинативного характера

2) сращения и единства

3) сращения и фразеологические сочетания

4) фразеологические сочетания и фразеологические выражения коммуникативного характера

5) фразеологические сочетания и единства

 

79. В семантической характеристике какого фразеологического оборота допущена ошибка:

1) кот наплакал – сращение

2) положить зубы па полку – единство

3) социалистическое соревнование – фразеологическое сочетание

4) битый час – сращение

5) жгучая брюнетка – фразеологическое сочетание

 

80. Определите, к какому типу относится сочетание слов кромешная тьма:

1) фразеологическое сращение

2) фразеологическое единство

3) фразеологическое сочетание

4) фразеологическое выражение

5) свободное словосочетание

Шкала и правила оценки результатов выполнения теста

За каждый правильный ответ ставится 1 балл, неправильный – 0 баллов.

«5»- от 61 до 80 правильных ответов

«4»- от 41 до 60 правильных ответов

«3» - от 21 до 40 правильных ответов

«2» - от 0 до 20 правильных ответов

 

Модуль 3. «МОРФЕМИКА», «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.078 с.)