Тема: Фонетический разбор слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Фонетический разбор слова



Цель: Познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания,

Языковая разминка.

Расшифровать фонетическую запись:

[ влуч’э луны | л’итит бал’шай’а пт’ицъ ||] А. Ахматова

 

Работа по теме урока.

Письменно покажите, какие звуки служат для различения слов:

был — бил; цел — цель; мал — мял

Сделать вывод о связи звукового и смыслового состава слова.

Знакомство с порядком фонетического разбора слова — стр. 123. Письменный разбор выделенных слов из упр. 313.

Ответить на вопросы: почему различается количество букв и слогов в словах: сталь, жизнь, появление.

Фонетический разбор слов (по вариантам)

1 в а р и а н т — пятью, ямочка, тишь

2 в а р и а н т — пахнет, встать, юбка

 

4. Проверочная работа (распечатать для каждого).

1. Записать по два слова, в которых были бы только глухие согласные.

2. Определить, какие из записанных слов состоят из одного звука, а какие из трех. Запишите их в два столбика:

съел, сел, в, яд, весь, кость, еж, лед, ров, мы, я, к, буква.

3. Найти четвертое «лишнее». Запишите это слово:

сч..стье, ж..ри, ш..нель, ч..вство.

4. Выписать слова, произношение которых расходится с их написанием:

пастбище, низок, ошибка, чашка, указка, текст.

5. Заполни таблицу, записав в нее слова: пудель, джемпер, процент диалог, дельфин, ателье, цемент, юмор, глобус, прогресс, модель, теннис, астроном, портфель.

 

С ударением на 1 слоге С ударением на 2 слоге С ударением на 3 слоге
     
     
     

 

Урок 78

Тема: Повторение изученного о фонетике

ЦЕЛЬ: Систематизировать знания о фонетике.

 

Ход урока

1. Беседа по контрольным вопросам — стр. 124.

К а р т о ч к а 1. Записать на доске слова, вставив пропущенные буквы:

ло..ка, про..ка, гло..ка, стару..ка, нагру..ка, сколь..кий, свя..ка, моро.., ука..ка, поез..ка, гла..кая, в..ршина, горо.., ненас..ный.

 

Выписать из записанных на доске слов, где написание расходится с произношением.

 

3. Устно. Дополнить предложения:

а) В разделе Фонетика» изучается …

б) Звуки мы..., а буквы …

в) В русском языке... буквы, из них... обозначают гласные звуки, а... — согласные.

г) Не обозначают звуков буквы …

д) Шипящие звуки …

е) Не образуют пар твердые согласные …

ж) Мягкость согласного обозначается..., а также буквами.

з) Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: в...; после …, после …

и) Алфавитом называется …

Упр. 314.

 

4. Объяснительный диктант по упражнению 315.

 

Упр. 315.

 

6. Письмо по памяти. Запишите по памяти отрывок из любого стихотворения. Расставьте ударения в словах. Подчеркните те слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

 

7. Домашнее задание. Упр. 318.

 

Урок 79

Тема: Контрольная работа по теме «Фонетика»

 

Контрольный диктант

На даче

Лето после экзаменов я провел у родителей на даче близ станции Столбовой.

Старинный дом их стоял еще со времен войны с Наполеоном. Вокруг дома был парк с вековыми деревьями.

Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна. Настольная керосиновая лампа разбрасывала гигантских размеров тени по углам бордовых стен и потолку.

Под парком вилась небольшая речка с несколькими омутами. Над одним из этих омутов росла большая старая береза. Ее зеленые ветви нависали над водой воздушной беседкой. В их крепком переплетении можно было сидеть или лежать. Здесь и устроил я свой рабочий угол. Я читал Тютчева, писал первые стихи.

В гуще этого дерева за три летних месяца я написал стихотворения своей первой книги.

(По Б. Пастернаку)

Грамматическое задание.

1. Выписать по два слова с гласными и согласными в слабых позициях. Рядом записать проверочные слова.

2. Сделать фонетический разбор слов:

1 в а р и а н т — провел.

2 в а р и а н т — деревья.

 

Урок 80

Тема: Р.р. Устное сочинение по картине

ЦЕЛЬ: Познакомить с натюрмортом. Формировать навык устного описания предметов, изображенных на картине.

 

Ход урока

Знакомство с натюрмортом как видом живописи.

а) Чтение и анализ предложения, записанного на доске:

«Живопись — это поэма в красках».

Ван Вэй (Древнекитайский художник)

б) Знакомство с понятием натюрморт.

Это изображение различных предметов повседневного обихода, фруктов, цветов. Само слово в переводе с французского — «мертвая природа». Действительно, в картинах этого жанра — только неодушевленные предметы. Но натюрморт не безжизненная копия натуры. Эти картины отражают представление современников о прекрасном, их мысли, настроения.

 

2. Работа с картиной И. И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками».

Б е с е д а: какие предметы изобразил художник?

Как они расположены?

Какими красками пользовался художник?

Обратить внимание на сочные, яркие цвета, которыми на рисованы ягоды, маки и васильки. Это говорит о жизнеутверждающем взгляде на мир автора картины, о его оптимизме. Художник как бы говорит, что не нужно обращаться в поисках красоты ни к каким вымышленным сказаниям. Ее нужно видеть в повседневной жизни.

 

3. Устное описание картины. Определение главной мысли сочинения. (Восхищение окружающими предметами, которые, по мнению художника, украшают нашу жизнь).

 

ЛЕКСИКА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 2)

Урок 81

Тема: Слово и его лексическое значение

ЦЕЛЬ: Познакомить с содержанием тем по лексике и понятием лексическое значение слова. Сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

 

Ход урока

Орфографический диктант.

Укр..щать (зверя), сокр..щать (время), ум..лять (о помощи), сл..зинка, в..лчонок, к..росиновый, зацв..сти, ст..льной (прут), в..шневое варенье, оч..щать, сож..ление.

Объяснить условия выбора гласной в корне слова.

 

Работа по теме урока.

Чтение и осмысление текста из упр. 319.

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ. видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении — несравненно больше».

Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

З а п о м н и т ь! Все слова языка образуют словарный запас, или лексику.

Прослушивание и осмысление стихотворения И. Токмаковой.

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки — семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова

Плим, плим, плим...

И ничего не значит

Плим, плим, плим...

Удалось ли автору «придумать» новое слово? Почему?

С л о в о у ч и т е л я: Каждое слово что- то обозначает. Т.е. имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение. Без смысла, без лексического значения слова нет и быть не может.

Чтение и осмысление лингвистического текста на стр. 126.

Б е с е д а: Как же можно узнать лексическое, значение слова?

Упр. 320— работа с толковым словарем.

 

Тренировочные упражнения.

Работа с толковым словарем и упр. 321.

Что еще можно узнать о слове из словарной статьи? (Ударение, грамматические признаки, употребление слова в речи).

Упр. 322.

Как, кроме толкового словаря, можно объяснить лексическое значение слова искрится? Поищите ответ в тексте упражнения (с помощью синонимов: блестит, сверкает; или подбирая однокоренные слова: искры разлетаются).

Итак, сколько же существует способов объяснения лексического значения слова? Какое значение, кроме лексического, имеется у слова?

Упр. 323 — чтение и осмысление совета А. С. Пушкина.

Упр. 325.

Прочитайте слова (записаны на доске).

Цветастый, цветной (платок, телевизор).

Сытый, сытный (человек, обед).

Благодатный, благодарный (край, взгляд).

Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.

З а п о м н и т е! Лексическое значение слова наиболее ярко и точно проявляется в тексте, а не в словаре.

Прочитайте словосочетания:

Играть в мяч, играть на скрипке, играть в спектакле, играть в солнечных лучах.

Определите разными способами лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях

О б р а т и т е в н и м а н и е! В русском языке есть такие слова, лексическое значение которых можно не проверять по словарю, а достаточно лишь вслушаться в звуки слова:

Подсолнух, рыжик, боровик.

Упр. 327.

Прочитайте текст, постарайтесь представить изображенную картину. Подумайте, почему автор выбрал именно подчеркнутые слова (сравните с вариантами, данными в скобках). Уточните по словарю лексическое значение выделенных слов. Что изменится, если вместо них употребить другие близкие по смыслу слова.

Снова бежали (летели, быстро двигались) версты. Мелькали поля в сугробах. Угрюмо смотрели Уральские горы. Грозно (сильно, угрюмо, страшно) качали ветвями Сибирские кедры. Бушевали бураны, стонали (плакали, выли) метели. И птицы, не выдержав лютых (сильных) морозов, падали в глубокий снег, как камни.

(С. Алексеев)

Спишите текст в авторском варианте. Найдите и обозначьте знакомые орфограммы.

 

4. Домашнее задание. Упр. 326. Объяснить лексическое значение слов умчаться и острый путем подбора синонимов (антонимов) или родственных слов.

 

Урок 82



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.033 с.)