Тема: Имя существительное как часть речи 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имя существительное как часть речи



ЦЕЛЬ: Познакомить со значением и морфологическими признаками существительного как части речи. Формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания; умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

 

Ход урока

Проверка домашнего задании.

Языковая разминка.

Записать под диктовку, обозначить орфограммы. Объяснить, как вы понимаете это высказывание.

Существительное — дирижер грамматического оркестра.

(В. Ветвицкий)

 

Работа по теме урока.

Самостоятельно прочитать материал для наблюдения на стр. 180. Выделить в нем главное. Опираясь на этот материал, сделать вывод, что называется именем существительным.

З а п о м н и т ь! Имя существительное самостоятельная часть речи, обозначающая не только предмет, но и явление или состояние (тишина, молчание, бегство). Привести 4 своих примера подобных существительных.

Заполнить таблицу, распределив в нее диктуемые слова, в зависимости от их значения:

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Предмет Явление Состояние
     
     
     
     

 

Портфель, инструмент, километр, свекла, шофер, случай, договор, столяр, изобретение, документ, ходатайство, средства, партер, приговор.

Расставьте ударения в словах.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 465. В предложениях обозначить грамматические основы. Какой вывод можно сделать о знаках препинания в этом упражнении? (Если подлежащее и сказуемое в предложении выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

Упр. 466. Прочитать текст, выделить в нем главное и подобрать заголовок.

Списать в тетрадь текст упражнения. Над существительными обозначить род, число, падеж. Сделать вывод, как определить род существительных?

Определить род существительных человек, книга, знание. Свое мнение обосновать. Чем эти слова могут быть в предложении?

 

5. Домашнее задание. Упр. 467.

 

Урок 119

Тема: Доказательства в рассуждении

ЦЕЛЬ: Продолжить формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

 

2. Орфографическая работа. Заменить диктуемые слова однокоренными существительными:

Грустно, быстро, шире, чудесно, тяжелых, сказочными, высоки, богаче.

Вспомнить определение существительного, назвать его грамматические признаки и синтаксическую роль.

 

3. Работа по теме урока. Тренировочные упражнения.

Упр. 469. Определить часть речи у выделенных слов (устное высказывание). Алгоритм выполнения: а) определить, что слово обозначает, б) определить его морфологические признаки (род существительного, его склонение, число и падеж), в) определить, каким членом предложения является слово (т. е. его синтаксическую роль). Одно из слов разобрать письменно.

От записанных на доске слов дерзкий, робкий, щедрый, коварный, чистый, желтый образовать существительные со значением признака, свойства по следующим моделям:

-ость , -ств , -от , -изн .

Записать два предложения с полученными существительными. У существительных обозначить их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение, роль в предложении).

Списать текст, вставляя пропущенные буквы (текст распечатан). Над существительными обозначить их род и склонение. Сделать синтаксический разбор первого предложения. Сделать вывод о синтаксической роли существительного.

Мя..ким с..янием месяц осв..щал кроны больших деревьев. Исп..рения над рекой густились. Высоко в небе ровным белым светом св..ркал Юпитер. Вся природа грезила предра..ветным сном. Голубой сумрак еще окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чу..ствовалось прибл..жение зари.

Время шло, а мы с..дели и тихо в..ли разговор.

(К. Арсеньев)

Упр. 471.

Упр. 472 (устно и письменно).

Проверочная работа (материал распечатан для каждого).

1) Прочитать текст, определить его главную мысль и записать ее.

2) Списать текст, записать к нему заголовок. Подчеркнуть имена существительные, обозначающие отвлеченные понятия, качества, чувства человека:

Книги без соб..седника мертвы. Они могут м..лчать годы и ож..вают, когда приход..т соб..седник. В отличие от вещей они умеют ощ..щать печаль и радость, потому что, кроме ума и догадливости, в них вложены страсти. Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили чу..ства, те самые, которые переж..ваем мы. Мы размышляли о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Книги ждут от нас усилия души.

(Л. Лиходеев)

 

4. Домашнее задание. Знать определение грамматических признаков существительных. Упр. 474.

 

Урок 119





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.223.150 (0.007 с.)